Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ

Работа №156093

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы102
Год сдачи2016
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПСИХОЛОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ 10
1.1. Понятие психологического сопровождения в психологопедагогических исследованиях 10
1.2 Понятие стрессоустойчивости в психологии 20
1.3. Психологические особенности подросткового возраста 29
1.4. Особенности стрессоустойчивости в подростковом возрасте 40
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 50
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ 52
2.1. Организация и методики исследования 52
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 57
2.3. Программа психолого-педагогического сопровождения развития
стрессоустойчивости подростков 66
2.4. Анализ результатов контрольного этапа исследования 71
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 89
Приложение 1 102
Приложение 2. Сценарные планы занятий 103


имеет непреходящий характер, обусловленный социальным заказом. Особую актуальность проблема повышения стрессоустойчивости приобретает в связи с социальной, экономической, политической и практической значимостью обеспечения должного уровня стрессоустойчивости в общественно необходимых видах деятельности. Причина пристального внимания к проблеме стрессоустойчивости связана с особенностями перехода к информационному обществу, ростом научно-технического прогресса, повышением конкуренции и требований к учащимся.
Актуальность проблемы развития стрессоустойчивости школьников подросткового возраста и организация психолого-педагогического сопровождения возрастает по разным причинам, среди которых следующие: наличие сложнейших возрастных проблем у подростков (новые отношения со взрослыми и сверстниками, особенности Я-концепции, подростковый пубертат), недостаточная эффективность системы психолого-педагогической помощи и поддержки обучающихся с низкой стрессоустойчивостыо в условиях школьного обучения; отсутствие в учебной программе занятий по профилактике стрессовых состояний школьников и формированию стрессоустойчивости как необходимого компонента их здоровья.
Стресс начинает осознаваться наиболее эмоционально в подростковом возрасте, что связано с аутоидентификацией личности, проявляющейся в пубертатном периоде. Именно в данном возрасте конфликтная ситуация с социумом может привести к формированию невротических расстройств и стрессов экспрессивного подростка. Стресс приводит к ухудшению здоровья, неврастеническим и психастеническим нарушениям. Крайними проявлениями стресса могут стать суицид и парасуицид.
Стресс как состояние психического напряжения развивается у человека в процессе деятельности в экстремальных условиях, например, при предстартовых состояниях и повышенных информационных нагрузках.
Разработка проблемы стресса (эмоционального, психического, спортивного, производственного, космического, военного и других) в современной науке представлена в трудах, посвященных биохимическим (А. А. Виру, Л. Е. Панин, А. И. Робу), физиологическим (Ф. З. Меерсон,
B. М. Федотов), клиническим (П. Д. Горизонтов, О. П. Короленко), психофизиологическим и психологическим (Л. А. Китаев-Смык, Ф. П. Космолинский) аспектам его проявлений.
Благодаря исследованиям отечественных (Л. М. Аболин, В. А. Бодров, Б. Х. Варданян, П. Б. Зильберман, Н. В. Суворова и другие) и зарубежных (Ли Кангя, С. Кобаса и другие) ученых накоплен обширный материал по проблеме стрессоустойчивости. Выявлены и описаны различные типы поведения человека в зависимости от наличия у него психологических защитных механизмов и копинг-стратегий, присутствующих в тех или иных стрессовых ситуациях (Л. P. Гребенников, С. К. Нартова-Бочавер, Е. С. Романова, Б. Флетчер, С. Фолкман, Р. Лазарус и другие).
Отдельные исследования (А. А. Баранов, А. А. Реан, С. В. Субботин и другие) посвящены стрессоустойчивости в рамках проблем педагогической психологии, но они в основном направлены на изучение и развитие устойчивости к стрессу у педагогов.
Проблема стрессоустойчивости обучающихся подросткового возраста является малоизученной проблемой, хотя некоторые ее аспекты отражены в работах ряда авторов (Е. В. Лизунова, И. А Андреева, С. А. Анохина, Е. А. Смирнова, Л. И. Макадей, В. В. Волосовцева, Т. В. Семеновских,
C. А. Анохина, И. С. Бусыгина и другие).
На сегодняшний день психологическая служба образования стала одним из существенных компонентов целостной системы образования. В программах развития службы практической психологии образования перспективным называется деятельность сопровождения, направленная на создание социально-психолого-педагогических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия. В то же время, практика работы психологов в образовательных учреждениях имеет пока эклектичный характер, и соответственно, не имеет того системного уровня функционирования, который позволил бы использовать возможности психологической службы максимально эффективно. Это относится и к организации психологопедагогического сопровождения развития стрессоустойчивости подростков.
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Теория сопровождения сегодня наиболее подробно разработана в педагогике и психологии М. Р. Битяновой, Е. И. Казаковой, О. В. Токарь, Н. А. Мозжеровой, Т. Т. Зимаревой, Н. Е Липай, Т. В. Фуряевой, Л. М. Щипицыной.
Вышеизложенное свидетельствует о недостаточной разработанности проблемы психолого-педагогического сопровождения развития
стрессоустойчивости у подростков.
Пока еще остаются не полностью решенными следующие противоречия:
- между спецификой возрастных особенностей подростков и недостаточным её учётом в ходе психолого-педагогического сопровождения подростков;
- между теоретической разработанностью проблем стрессоустойчивости в различных аспектах и неактивным внедрением их в психолого-педагогическое сопровождение развития подростков.
Цель исследования - разработать, научно обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить условия психолого-педагогического сопровождения развития стрессоустойчивости подростков...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Как показал анализ литературы по проблеме, к настоящему времени, с одной стороны, накоплено значительное количество результатов многоплановых исследований, посвященных изучению стрессоустойчивости, с другой стороны - многие авторы отмечают сложность и во многом противоречивость и недостаточность концептуальных и методологических разработок данного психологического феномена.
Подростковый возраст отличается большой длительностью и латентностью значительного числа протекающих психических процессов. На фоне процессов формирования социальных новообразований происходит «революционная» гормональная и психофизиологическая перестройка организма, половое созревание, переводящие ребенка во взрослого. Этим достигается динамическое равновесие изменений, происходящих с подростком и рациональный расход ресурсной базы, обеспечивающих его становление на этой стадии развития.
Стрессоустойчивость личности в подростковом возрасте нуждается в особом развитии, что обусловлено психологическими особенностями подростков.
Параметры эмоциональной устойчивости в стрессовых ситуациях зависят от способности личности к адекватному отражению переживаемой ситуации. В этом и заключается основная проблема в развитии стрессоустойчивости у подростков.
Для полного и всестороннего анализа психотравмирующей ситуации подростку не хватает жизненного опыта, поэтому не может адекватно отражать эту ситуацию. Кроме того, подросток не всегда понимает, что находится в состоянии стресса, хотя в полной мере испытывает состояние дискомфорта.
Проведенный анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости в подростковом возрасте, позволили сделать вывод, что она обеспечивается гармоническим взаимодействием когнитивного, рефлексивного, эмоционально-волевого и коммуникативно-поведенческого компонентов деятельности в стрессовой ситуации.
Поэтому модель развития стрессоустойчивости подростков включает в себя комплекс мер, направленных на развитие рефлексивных, эмоциональноволевых и коммуникативно-поведенческих составляющих стрессоустойчивости.
В результате проведенного исследования стрессоустойчивости подростков нами были получены данные, свидетельствующие, что стрессоустойчивость подростков характеризуется средним уровнем самоконтроля и эмоциональной лабильности, использованием в стрессовой ситуации эмоционально-ориентированного копинга, преобладанием неустойчивостью настроения и поведения в стрессовых условиях.
В рамках психолого-педагогического сопровождения с учетом психологических возрастных особенностей подросткового возраста, был реализован тренинг развития стрессоустойчивости подростков.
Цель психолого-педагогического сопровождения: способствовать развитию эмоциональной устойчивости, обеспечивающей противостояние стрессовым факторам, организующей направленность поведения подростка на преодоление стрессовой ситуации.
Условиями психолого-педагогического сопровождения развития стрессоустойчивости подростков являются учёт психологических особенностей подростков и применение специализированной программы тренинга...


1. Абдулов, Ф.У. Стрессоустойчивость личности в образовательном процессе [Текст] / Ф.У. Абдулов, К.А. Холуева // Современные наукоемкие технологии. 2013. - № 7-2. - 190 с.
2. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной
устойчивости человека [Текст] / Л.М. Аболин. - Казань, 1997. - 278 с.
3. Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции обучающихся
подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем [Текст]: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. /
А.Ю.Агафонова. - Казань, 2000. - 18 с.
4. Адлер, А. Понять природу человека [Текст] / А. Адлер. - СПб: Академический проект, 2015. - 300 с.
5. Александрова, Н.П. Эмоциональная саморегуляция и личностные
факторы стрессоустойчивости [Текст] / Н.П. Александрова,
Е.Н. Богданов // Прикладная юридическая психология. - 2014. - № 1. - С. 22-30.
6. Андреева, И. А. Стресс в подростковом возрасте: [Текст] / И.А. Андреева, С.А. Анохина // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. - № 4. - С. 374-380.
7. Аноприенко, Е.В. Стиль родительского поведения как фактор хронического стресса у подростков [Текст] / Е.В. Аноприенко // Альманах современной науки и образования. 2014. - №10 (88). - С. 1318.
8. Анохин П.К. Принципиальные вопросы теории функциональных систем [Текст] / П.К. Анохин // Принципы системной организации функции. М: Наука, 1973. С. 5-61.
9. Анохина, Т.В. Педагогическая поддержка как реальность [Текст] / Т.В .Анохина. // Новые ценности образования: забота - поддержка - консультирование. - М.: Инноватор, 1996. - 158 с.
10. Анохина, С.А. Особенности и тенденции развития
стрессоустойчивости в подростковом возрасте [Текст] / С.А. Анохина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2008. - № 1. - С. 215-221.
11. Анциферова, Л.И. Приемы приспособления: изменение собственных характеристик и отношений к ситуации [Текст] / Л.И. Анциферова. // Психологический журнал. -1994. - №1. - Т. 15. - С. 3-18.
12. Базанова, Д.А. Стрессоустойчивость школьников в экзаменационный период [Текст] / Д.А. Базанова, Е.Н. Корнеева // Научные дискуссии.
2015. - Т. 6. - С. 13-17.
13. Баранов, А.А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога [Текст] /
А.А. Баранов. - Ижевск, Изд-во УдГУ, 1997. -114 с.
14. Баранов, А.А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога [Текст] /
A. А.Баранов. - Ижевск, 1997. -108 с.
15. Белоус, В.В. Психология интегральной индивидуальности [Текст] /
B. В. Белоус, А.И. Щебетенко. - Пятигорск, 1995. - 120 с...122


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ