ВЛИЯНИЕ ТИПОВ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИСТЕРИЧЕСКИХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТИПАХ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИСТЕРИЧЕСКИХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие "родительское отношение" в психологии 6
1.2. Факторы формирования истерических черт личности 9
1.3. Влияние типов родительского отношения на формирование
личности ребенка старшего дошкольного возраста 13
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТИПОВ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИСТЕРИЧЕСКИХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 19
2.1. Описание выборки и методик исследования 19
2.2. Результаты исследования типов родительского отношения к
ребенку старшего дошкольного возраста с истерическими чертами личности 28
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по оптимизации родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста с
истерическими чертами личности 38
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТИПАХ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИСТЕРИЧЕСКИХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие "родительское отношение" в психологии 6
1.2. Факторы формирования истерических черт личности 9
1.3. Влияние типов родительского отношения на формирование
личности ребенка старшего дошкольного возраста 13
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТИПОВ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИСТЕРИЧЕСКИХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 19
2.1. Описание выборки и методик исследования 19
2.2. Результаты исследования типов родительского отношения к
ребенку старшего дошкольного возраста с истерическими чертами личности 28
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по оптимизации родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста с
истерическими чертами личности 38
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
Проблема воспитания и обучения детей с истерическими чертами личности является одной из актуальных психолого-педагогических проблем в настоящее время (Власова Т.А., Певзнер М.С. и др.). Для таких детей характерны эгоцентризм, демонстративность поведения, повышенная склонность к фантазированию, гипертрофированная потребность во внимании, одобрении и другие черты, способные нарушить адаптацию ребенка в коллективе (О.Ф. Кернберг, Ф. Шапиро, В. Райх, П.Б. Ганушкин, Н.Н. Нарицына, А.Е. Личко и др.). Для удовлетворения желания быть в центре внимания, такие дети готовы лгать, фантазировать, хвастаться и даже совершать антисоциальные поступки.
Большинство психологических проблем ребенка являются следствием различных семейных дисфункций и прежде всего, нарушенного родительского отношения. По мнению Власовой Т.А., Певзнер М.С. истерические черты характера формируются у детей, в семьях которых потакают любым детским капризам, поощряют демонстративное поведение, а при запретах отсутствует логика и последовательность в требованиях. Такие проявления как безразличие, непоследовательность в воспитании, излишний контроль и гиперопека порождают желание ребенка получить внимание любыми методами и тем самым способствуют формированию истерических черт личности [14].
По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина, родительское отношение - это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний о психологических особенностях своего ребенка, чтобы эффективно выстраивать свои взаимоотношения с ним (Е.О. Смирнова, М.В. Быкова и др.).
В психологии неоднократно делались попытки разработать программы психологической профилактики и коррекции истерических черт личности (Л. Брунс, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Т.А. Власова, М.С.Певзнер, В.П. Кащенко и др.), однако до сих пор не найдено эффективных способов устранения этих характерологических особенностей.
В связи с этим проблема раннего выявления истерических черт личности у детей старшего дошкольного возраста и разработки программы по оптимизации родительского отношения в семьях с детьми, имеющими истерические черты личности, очень актуальна.
Цель исследования - изучениевлияния типов родительского отношения на формированиеистерических черт личности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования -истерические черты личности ребенка старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - типы родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста с истерическими чертами личности.
Гипотеза: мы предполагаем, что особенности родительского отношения являются одной из причин формирования истерического типа личности детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования истерических черт личности у детей старшего дошкольного возраста и типов родительского отношения к ним.
2. Подобрать методы диагностики истерических черт личности детей старшего дошкольного возраста и типов родительского отношения к ним.
3. Провести исследование влияния типов родительского отношения на формирование истерических черт личности детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать психолого-педагогические рекомендации по оптимизации родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста, имеющим истерические черты личности.
Теоретико-методологическая основа:
- теоретические представления о формировании истерических черт личности у детей и их проявлении (Власова Т.А., Певзнер М.С.)
- теоретические представления о родительском отношении (В.В. Столин, А.Я. Варга).
В нашем исследовании применялись следующие методы и методики:
1. Теоретические методы: анализ научной литературы,анализ карт развития детей (карта формы№026/у-2000).
2. Эмпирические методы: метод наблюдения, проективная методика «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич),
Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).
Теоретическая значимость работы состоит в обобщении научного материала по проблеме влияния типов родительского отношения на формирование истерических черт личности детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость работы состоит в разработке психолого-педагогических рекомендаций по оптимизации родительского отношения к детям с истерическими чертами.
Структура дипломной работы состоит из: введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Большинство психологических проблем ребенка являются следствием различных семейных дисфункций и прежде всего, нарушенного родительского отношения. По мнению Власовой Т.А., Певзнер М.С. истерические черты характера формируются у детей, в семьях которых потакают любым детским капризам, поощряют демонстративное поведение, а при запретах отсутствует логика и последовательность в требованиях. Такие проявления как безразличие, непоследовательность в воспитании, излишний контроль и гиперопека порождают желание ребенка получить внимание любыми методами и тем самым способствуют формированию истерических черт личности [14].
По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина, родительское отношение - это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний о психологических особенностях своего ребенка, чтобы эффективно выстраивать свои взаимоотношения с ним (Е.О. Смирнова, М.В. Быкова и др.).
В психологии неоднократно делались попытки разработать программы психологической профилактики и коррекции истерических черт личности (Л. Брунс, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Т.А. Власова, М.С.Певзнер, В.П. Кащенко и др.), однако до сих пор не найдено эффективных способов устранения этих характерологических особенностей.
В связи с этим проблема раннего выявления истерических черт личности у детей старшего дошкольного возраста и разработки программы по оптимизации родительского отношения в семьях с детьми, имеющими истерические черты личности, очень актуальна.
Цель исследования - изучениевлияния типов родительского отношения на формированиеистерических черт личности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования -истерические черты личности ребенка старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - типы родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста с истерическими чертами личности.
Гипотеза: мы предполагаем, что особенности родительского отношения являются одной из причин формирования истерического типа личности детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования истерических черт личности у детей старшего дошкольного возраста и типов родительского отношения к ним.
2. Подобрать методы диагностики истерических черт личности детей старшего дошкольного возраста и типов родительского отношения к ним.
3. Провести исследование влияния типов родительского отношения на формирование истерических черт личности детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать психолого-педагогические рекомендации по оптимизации родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста, имеющим истерические черты личности.
Теоретико-методологическая основа:
- теоретические представления о формировании истерических черт личности у детей и их проявлении (Власова Т.А., Певзнер М.С.)
- теоретические представления о родительском отношении (В.В. Столин, А.Я. Варга).
В нашем исследовании применялись следующие методы и методики:
1. Теоретические методы: анализ научной литературы,анализ карт развития детей (карта формы№026/у-2000).
2. Эмпирические методы: метод наблюдения, проективная методика «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич),
Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).
Теоретическая значимость работы состоит в обобщении научного материала по проблеме влияния типов родительского отношения на формирование истерических черт личности детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость работы состоит в разработке психолого-педагогических рекомендаций по оптимизации родительского отношения к детям с истерическими чертами.
Структура дипломной работы состоит из: введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Проблема воспитания и обучения детей с истерическими чертами личности является одной из актуальных психолого-педагогических проблем в настоящее время (Власова Т.А., Певзнер М.С. и др.). Для таких детей характерны эгоцентризм, демонстративность поведения, повышенная склонность к фантазированию, гипертрофированная потребность во внимании, одобрении и другие черты, способные нарушить адаптацию ребенка в коллективе (О.Ф. Кернберг, Ф. Шапиро, В. Райх, П.Б. Ганушкин, Н.Н. Нарицына, А.Е. Личко и др.).
На сегодняшний день именно неэффективное родительское отношение является главной причиной формирования истерических черт личности у детей.Родители, сталкиваясь с проявлением истерическихчерт личности у ребенка, испытывают массу негативных чувств: от смущения до озлобленности, ярости.
Нами было проведено эмпирическое исследованиеродительского отношения к ребенку дошкольного возраста с истерическими чертами личности. Выявлено, что в семьях с дошкольниками с истерическими чертами преобладает такой тип родительского отношения как «гипо» и «гипер-симбиоз», «контроль» и «маленький неудачник». В контрольной же группе преобладает такой тип родительского отношения как «принятие» и «кооперация».
На основании полученных данных нами были разработаны психологопедагогические рекомендации, направленные на оптимизацию родительского отношения к детям с истерическими чертами личности, которые включают в себя информирование родителей о причинах и особенностях формирования истерических черт личности, детско-родительский тренинг в игровой форме с целью оптимизации родительского отношения, а также рекомендации по воспитанию ребенка с истерическими чертами личности.
На сегодняшний день именно неэффективное родительское отношение является главной причиной формирования истерических черт личности у детей.Родители, сталкиваясь с проявлением истерическихчерт личности у ребенка, испытывают массу негативных чувств: от смущения до озлобленности, ярости.
Нами было проведено эмпирическое исследованиеродительского отношения к ребенку дошкольного возраста с истерическими чертами личности. Выявлено, что в семьях с дошкольниками с истерическими чертами преобладает такой тип родительского отношения как «гипо» и «гипер-симбиоз», «контроль» и «маленький неудачник». В контрольной же группе преобладает такой тип родительского отношения как «принятие» и «кооперация».
На основании полученных данных нами были разработаны психологопедагогические рекомендации, направленные на оптимизацию родительского отношения к детям с истерическими чертами личности, которые включают в себя информирование родителей о причинах и особенностях формирования истерических черт личности, детско-родительский тренинг в игровой форме с целью оптимизации родительского отношения, а также рекомендации по воспитанию ребенка с истерическими чертами личности.



