Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Культура народов Южной Сибири на рубеже эр (на примере памятников наскального искусства на севере Хакасии)

Работа №156087

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы82
Год сдачи2017
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. История и методика исследований петроглифов 8
1.1. История археологического изучения на севере Хакасии 8
1.2. Методика полевых исследований наскальных рисунков 12
Глава 2. Общая характеристика петроглифов на озере Тус 21
2.1. Описание наскальных рисунков 21
2.2. Культурно-хронологическая принадлежность петроглифов 33
2.3. Интерпретация сюжетов и образов 37
2.4. Современное состояние и проблемы сохранения петроглифов 44
Глава 3. Образовательная функция музея под открытым небом "Писаница оз.Тус" 50
3.1. Музеи под открытым небом и туризм (отечественный и зарубежный
опыт) 50
3.2. Музеи под открытым небом и развитие туризма в Республике
Хакасия 57
3.3. Общая характеристика проектируемого музея под открытым небом
"Писаница оз.Тус" 62
3.4. Образовательные экскурсии на территории памятника 63
Заключение 70
Список литературы и источников 75
Список сокращений 80
Список иллюстраций 81
Иллюстрации 83


Актуальность исследования: Исследование наскального искусства Минусинской котловины определено его актуальностью на современном этапе изучения древней культуры народов Южной Сибири. Наскальная живопись характеризует не только хозяйственную жизнь, но и мировоззрение древнего населения. В силу своей открытости петроглифы подвержены неблагоприятному влиянию окружающей среды и негативному воздействию со стороны человека и поэтому актуальны как, собственно, исследования наскальных рисунков, так и меры по их сохранению. Парадоксально, но факт: знания мировой и отечественной истории развития человеческой культуры у подрастающего поколения показывают информационные вакуумы представлений о прошлом родного края. Соответственно, вопросы включения в образовательную программу аспектов, связанных с изучением древнего искусства данного региона также подчеркивает актуальность данного исследования.
Научная новизна исследования. В работе сделана попытка систематизированного исследования памятников наскальной живописи в северной части Хакасии на примере петроглифов озера Тус, рассматриваются вопросы их музеефикации. Освещаются новые материалы исследований ранее неизвестных или фрагментарно изученных плоскостей, предлагается разработка семантики и хронологии изображений с памятников. Предпринята попытка включить материалы исследования памятника во внеурочную образовательную деятельность.
Цель и задачи работы:
Целью данной работы является использование музеефикации памятников наскального искусства севера Хакасии (на примере петроглифов оз. Тус) в образовательном процессе...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


История изучения археологических памятников Хакаско-Минусинской котловины имеет почти трехсотлетний период. Вместе с тем, квалифицированное научное исследование археологических памятников в окрестностях деревни Соленоозерное берет свое начало с сер. 1960-х гг., в ходе которых была открыта Н.В. Нащекиным писаница на озере Тус.
Используя современные методы исследования и имеющиеся данные, было выявлено двенадцать плоскостей с петроглифами. На скале были изображены сцены военных походов, охоты на диких животных (олени, косули, козлы), котлы на поддонах и другие изображения. Основной комплекс петроглифов относится к таштыкской культуре. Ряд изображений может относиться к финальным этапам тагарской культуры. Некоторые изображения могут принадлежать к карасукской эпохе, единичные рисунки могут соответствовать эпохе средневековья - этнографической современности. На писанице так же присутствуют резные изображения нового и новейшего времени.
Основной комплекс петроглифов представляет сюжеты связанные с воинской идеологией, которые характерны для таштыкского искусства. Сцены конной охоты во время которой оттачивались навыки боевых действий, так же не противоречат этой идее.
Присутствие в композициях одиночных, своеобразных фронтальных фигур с развернутыми в стороны верхними конечностями (поза адорации?), облаченных в широкие орнаментированные одеяния, среди которых угадывается образ шамана с бубном, позволяет придать данным сюжетам культовый характер.
По всей видимости, на писанице изображены сцены из реальной жизни, т.е. показаны повествовательные сюжеты, запечатлевшие знаменательные события. Вместе с тем, нельзя исключать, что в рисунках на скалах отражался желаемый исход предстоящих мероприятий промыслового или военного характера.
Соответственно гора со скальными рисунками имела в свое время культовый статус на уровне древнего святилища. Петроглифы являются источником богатой информации не только о хозяйственной, но и о культурной жизни местного населения, отражает основные приоритеты материальной и духовной культуры далеких наших предшественников...


Ануфриева Е.И., Пахомова Т.А., Дорохина А.А. Результаты исследования петроглифов на озере Тус // Современные проблемы древних и традиционных культур народов Евразии: тез. докладов LIV Региональной (X Всероссийской с международным участием) археолого-этнографической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 130- летию открытия палеолита на Афонтовой горе и 100-летию первых раскопок памятников андроновской культуры, Красноярск, 25 - 28 марта 2014 г. / отв.ред. П.В. Мандрыка. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. - С. 274 - 278.
Ануфриева Е.И., Дорохина А.А., Пахомова Т.А. Проект музея- заповедника «Шалаболинская писаница»// Современные проблемы древних и традиционных культур народов Евразии: тез. докладов LIV Региональной (X Всероссийской с международным участием) археолого-этнографической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 130- летию открытия палеолита на Афонтовой горе и 100-летию первых раскопок памятников андроновской культуры, Красноярск, 25 - 28 марта 2014 г. / отв.ред. П.В. Мандрыка. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. - С. 254 - 257.
Вадецкая Э.Б. К истории археологического изучения Минусинских котловин // Изв. Лаб. Арх. Иссл- ий. - Вып. 6. - Кемерово, 1973. - с. 91-159.
Вадецкая Э.Б. Археологические памятники в степях Среднего Енисея. - Л.: изд-во Наука, 1986. - 178 с.
Дэвлет М.А. О методике полевого изучения наскальных изображений // КСИА. - М.: изд-во Наука, 1990. - Вып. 202. - С. 83- 89.
Дэвлет М. А. Петроглифы на дне Саянского моря (гора Алды- Мозага). - М.: "Памятники исторической мысли", 1998. - 287с.
Дэвлет М.А, Дэвлет Е.Г. Сокровища наскального искусства Северной и Центральной Азии.- Москва: изд-во ИА РАН, 2011.
Заика А. Л. О семантике и культурно- хронологической принадлежности решеткообразных изображений (по материалам сибирских петроглифов) // Проблемы археологии Сибири.- Абакан: Изд- во АГПИ, 1993.- С. 36- 37.
Заика А.Л. Методика полевых исследований петроглифов: Учеб.- метод. Пособие / Новосиб. Гос. ун-т. Новосибирск, 2006. - 43с.
Заика А.Л., Березовский А.П., Матвеев В.Е., Техтереков А.С. Результаты исследований Шалаболинской писаницы в 2007 г. // Мартьяновские краеведческие чтения. Вып. V. - Красноярск: РИО КГПУ, 2008. - С. 46-51.
Заика А.Л. Наскальное искусство Приенисейской Сибири (общая характеристика) // Красноярский край: прошлое, настоящее, будущее. Т.1. - Красноярск: Изд-во КГПУ им. В.П. Астафьева, 2009 - С. 82-88.
Заика А.Л. Шалаболинская писаница (проект музея-заповедника) // География, история и геоэкология на службе науки и инновационного образования. - Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2011. - Т. 2. - С. 197-200.
Заика А.Л., Дорохина А.А., Кочкина Е.И., Пахомова Т.А., Ануфриева Е.И. Шалаболинская писаница (вопросы музеефикации)// Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева/гл. ред. О. А. Карлова. - Красноярск, 2014. - № 1 [27]. - С. 184 - 188.
Капелько В. Ф. Эстампажный метод копирования петроглифов (открытие и разработка методов) // Памятники древних культур Сибири и Дальнего Востока. - Новосибирск: Изд- во ИИФФ СО АН СССР, 1986. - С. 105- 111...35


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ