Психологическая программа коррекции произвольною внимания учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистическою спектра
|
Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования произвольного внимания детей с расстройством аутистического спектра 10
1.1. Внимание как проблема исследования в психологии 10
1.2. Особенности развития внимания в детском возрасте 16
1.3. Современное состояние изучения проблемы произвольного внимания
младших школьников с расстройством аутистического спектра 22
Выводы по первой главе 28
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра 30
2.1. Организация, методы и методики исследования 30
2.2. Анализ результатов исследования 37
Выводы по второй главе 43
Глава III. Психологическая программа коррекции произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра 45
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра...45
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции
произвольного внимания младших школьников с расстройством
аутистического спектра 52
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 68
Выводы по третьей главе 75
Заключение 77
Библиография 81
Приложение 89
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования произвольного внимания детей с расстройством аутистического спектра 10
1.1. Внимание как проблема исследования в психологии 10
1.2. Особенности развития внимания в детском возрасте 16
1.3. Современное состояние изучения проблемы произвольного внимания
младших школьников с расстройством аутистического спектра 22
Выводы по первой главе 28
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра 30
2.1. Организация, методы и методики исследования 30
2.2. Анализ результатов исследования 37
Выводы по второй главе 43
Глава III. Психологическая программа коррекции произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра 45
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра...45
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции
произвольного внимания младших школьников с расстройством
аутистического спектра 52
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 68
Выводы по третьей главе 75
Заключение 77
Библиография 81
Приложение 89
Актуальность исследования. В условиях современной образовательной системы все больше предъявляется требований к усвоению программ и формированию различных жизненных компетенций у учащихся. К сожалению, как показывает практика, с каждым годом увеличивается количество детей, которые не способны в полной мере освоить предъявляемый педагогами материал, что говорит о школьной неуспеваемости.
Как показывают исследования в области специальной психологии, в группу неуспевающих школьников входят дети с расстройством аутистического спектра, у которых отмечается нарушение высших психических функций, в том числе и внимания. Именно данный психический процесс является важным к изучению при готовности будущих первоклассников к школе. Внимание тесно связано со всеми высшими психическими функциями. От уровня его развития зависят качественные и количественный показатели памяти, мышления, речи.
Внимание - это сфокусированность психики на определенных объектах, имеющих значимость (ситуативную или устойчивую) для личности, либо «сосредоточение психики (сознания), которое предполагает высокий уровень интеллектуальной, сенсорной или двигательной активности.
Внимание как психическое явление, исследуется многими учеными: прежде всего В.В. Богословским (1981), Л.С. Выготским (1928), П.Я. Гальпериным (1974), А.А. Люблинской (1977), К.К. Платоновым (1972), И.В. Страховым (1991). Они отмечают, что чаще всего учащиеся младшего школьного возраста рассеянны, невнимательны, отвлекаются на второстепенные вещи. Это связано с тем, что более высокий уровень развития различных свойств внимания достигается лишь к 9-10 годам.
Под нарушением внимания понимают патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся при утомлении или органических поражениях мозга, в сужении объекта внимания, когда ребенок может воспринимать небольшое число объектов. Расстройства аутистического спектра (РАС) влекут за собой такие нарушения внимания, как отвлекаемость, рассеянность, чрезмерная подвижность и инертность. В контексте инклюзивного образования, и доступной среды, когда дети с РАС включаются в обычный детский коллектив, необходимость изучения произвольного внимания у данной категории младших школьников актуальна и значима. Это связано как с личностно-ориентированным характером образования, в рамках которого уделяется особое внимание индивидуальным характеристикам обучающихся, так и с возрастающим количеством детей, имеющих какие-либо отклонения в развитии. При этом проблема сформированности внимания у детей с РАС слабо освещена в современной психолого-педагогической литературе. Это и определило цель нашего исследования.
Исследования особенностей произвольного внимания младших школьников с расстройствами аутистического спектра имеют большое значение для изучения протекания психических процессов у данной категории детей и, следовательно, для коррекции их познавательной деятельности.
Исследования современных ученых (Н.Ф. Добрынина, 2003; Н.В. Бабкиной, 2006; Н.П. Локаловой, 2006; Т.Д. Пускаевой, 2009; Л.Ф. Чупрова, 2008; Л.А. Ясюковой, 2005) доказывают эффективность коррекции произвольного внимания изучаемого контингента школьников при условии организации специальных программ, учитывающих особенности психической деятельности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Несмотря на имеющуюся актуальность исследования и ее практическую значимость, многие вопросы, касающиеся разработки
5 программ психологической коррекции произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра остаются мало изученными. Об этом свидетельствует недостаточная представленность комплексных разработок в теории и практике психологии и педагогики детей с расстройством аутистического спектра.
Существуют противоречия в данной проблеме, которые следует разрешить:
- в общей и специальной литературе немало исследований относительно феноменологической сущности внимания, но недостаточно описана данная проблема относительно младших школьников с расстройством аутистического спектра;
- недостаточно разработано психологических программ по изучению, оценки, коррекции дефицитов у данного контингента школьников.
Проблема исследования. Развитие произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра является одним из факторов успешного воспитания и обучения их в школе, однако система данного процесса требует дальнейшей разработки.
Объект исследования. Произвольное внимание младших школьников с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования. Психологическая программа коррекции произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что произвольное внимание младших школьников с расстройством аутистического спектра будет характеризоваться: слабой устойчивостью, концентрацию, объемом, переключаемостью и распределением внимания. Использование разработанной нами психологической программы коррекции произвольного внимания окажет положительное влияние на развитие его свойств у изучаемого контингента школьников.
Цель исследования. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы коррекции свойств произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Выявить особенности произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы коррекции произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: теории развития внимания отечественных и зарубежных педагогов и психологов (Л.С. Выготский 1976, К.Д. Ушинский 2005, С.Л. Рубинштейн 1989, П.П. Блонский 1936, А.Р. Лурия 1975, Н.Н. Ланге 1967, У Джеймс 1991, В. Вундт 2007, Э. Титченер 1908); изучение внимания с точки зрения физиологических механизмов (А.Н. Леонтьев 1983, И.П. Павлов 1951, М.В. Бехтерев 1904, Т.А. Рибо 2016); изучение закономерностей и условий развития внимания (Н.Ф. Добрынин 1951, С.Л. Кабыльницкая 1974, Н.В. Дубровинская 1985, П.Я. Гальперин 1974); особенности развития внимания и психолого-педагогическая коррекция свойств внимания младших школьников с ОВЗ (Е.В. Золоткова, Е.В. Тюрина 2018, Ю.В. Ходос, Н.В. Шкляр 2015, Е.А. Ветрова 2018, Е.В. Фердерер, Г.В. Терехова 2018).
Методы исследования определялись на основе целей, гипотез и задач исследования в изучении произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра. В процессе исследования
7 использовались организационные методы (метод поперечных срезов, комплексный метод); теоретические методы (анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования); эмпирические (изучение психолого-педагогической документации на детей, наблюдение, беседа, тестирование, а также экспериментальные методы. В процесс исследования были включены экспериментальные методы: констатирующий, формирующий (обучающий) и контрольный эксперименты. Результаты исследования анализировались с использованием методов количественной и качественной обработки материала, интерпретационных методов исследования.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
• Методика «Корректурная проба» Б. Бурдона (вариант геометрических фигур).
• Методика «Таблицы Шульте» (числовой вариант).
• Методика «Изучение распределения внимания» Т.Е. Рыбакова.
Организация исследования. Базой исследования явился центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи № 2. В исследовании принимали участие 12 детей в возрасте 8-9 лет с расстройством аутистического спектра.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с 2021 г. по 2023 г. и осуществлялось в несколько этапов:
Подготовительный этап. Изучение и анализ общей, специальной, психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования, определение современного ее состояния. Определение методологических основ исследование, формулирование цели, задач, гипотезы исследования.
Констатирующий этап. На данном этапе происходило изучение особенностей развития произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра. Анализ результатов исследования.
Формирующий этап. Разработка и реализация программы психологической коррекции произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра. Определение методологических основ, направлений, форм, методов и приемов психологической коррекции произвольного внимания изучаемого контингента школьников.
Контрольный этап. Реализация контрольного эксперимента и анализ полученных результатов эмпирического исследования. Оценка эффективности психологической программы коррекции произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра. Обобщение и сравнение результатов исследования, полученных на этапах констатирующего и контрольного этапов исследования.
Научная новизна исследования.
- Отобраны и адаптированы психодиагностические методы исследования по изучению произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра.
- Разработана психологическая программа коррекции произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра, которая включала в себя направления, параметры, этапы, методы коррекции.
- Собраны и систематизированы экспериментальные данные, иллюстрирующие особенности свойств произвольного внимания у изучаемого контингента школьников.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволят расширить и углубить научные представления об особенностях произвольного внимания у младших школьников с расстройством аутистического спектра.
Практическая значимость исследования. Заключается в разработке психологической программы коррекции произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра. Материалы данного эмпирического исследования могут быть полезны психологам, педагогам и другим специалистам, работающим с данной категорией детей.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии в количестве 74 источников и четырех приложений. Работа включает 7 таблиц, 6 гистограмм.
Как показывают исследования в области специальной психологии, в группу неуспевающих школьников входят дети с расстройством аутистического спектра, у которых отмечается нарушение высших психических функций, в том числе и внимания. Именно данный психический процесс является важным к изучению при готовности будущих первоклассников к школе. Внимание тесно связано со всеми высшими психическими функциями. От уровня его развития зависят качественные и количественный показатели памяти, мышления, речи.
Внимание - это сфокусированность психики на определенных объектах, имеющих значимость (ситуативную или устойчивую) для личности, либо «сосредоточение психики (сознания), которое предполагает высокий уровень интеллектуальной, сенсорной или двигательной активности.
Внимание как психическое явление, исследуется многими учеными: прежде всего В.В. Богословским (1981), Л.С. Выготским (1928), П.Я. Гальпериным (1974), А.А. Люблинской (1977), К.К. Платоновым (1972), И.В. Страховым (1991). Они отмечают, что чаще всего учащиеся младшего школьного возраста рассеянны, невнимательны, отвлекаются на второстепенные вещи. Это связано с тем, что более высокий уровень развития различных свойств внимания достигается лишь к 9-10 годам.
Под нарушением внимания понимают патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся при утомлении или органических поражениях мозга, в сужении объекта внимания, когда ребенок может воспринимать небольшое число объектов. Расстройства аутистического спектра (РАС) влекут за собой такие нарушения внимания, как отвлекаемость, рассеянность, чрезмерная подвижность и инертность. В контексте инклюзивного образования, и доступной среды, когда дети с РАС включаются в обычный детский коллектив, необходимость изучения произвольного внимания у данной категории младших школьников актуальна и значима. Это связано как с личностно-ориентированным характером образования, в рамках которого уделяется особое внимание индивидуальным характеристикам обучающихся, так и с возрастающим количеством детей, имеющих какие-либо отклонения в развитии. При этом проблема сформированности внимания у детей с РАС слабо освещена в современной психолого-педагогической литературе. Это и определило цель нашего исследования.
Исследования особенностей произвольного внимания младших школьников с расстройствами аутистического спектра имеют большое значение для изучения протекания психических процессов у данной категории детей и, следовательно, для коррекции их познавательной деятельности.
Исследования современных ученых (Н.Ф. Добрынина, 2003; Н.В. Бабкиной, 2006; Н.П. Локаловой, 2006; Т.Д. Пускаевой, 2009; Л.Ф. Чупрова, 2008; Л.А. Ясюковой, 2005) доказывают эффективность коррекции произвольного внимания изучаемого контингента школьников при условии организации специальных программ, учитывающих особенности психической деятельности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Несмотря на имеющуюся актуальность исследования и ее практическую значимость, многие вопросы, касающиеся разработки
5 программ психологической коррекции произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра остаются мало изученными. Об этом свидетельствует недостаточная представленность комплексных разработок в теории и практике психологии и педагогики детей с расстройством аутистического спектра.
Существуют противоречия в данной проблеме, которые следует разрешить:
- в общей и специальной литературе немало исследований относительно феноменологической сущности внимания, но недостаточно описана данная проблема относительно младших школьников с расстройством аутистического спектра;
- недостаточно разработано психологических программ по изучению, оценки, коррекции дефицитов у данного контингента школьников.
Проблема исследования. Развитие произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра является одним из факторов успешного воспитания и обучения их в школе, однако система данного процесса требует дальнейшей разработки.
Объект исследования. Произвольное внимание младших школьников с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования. Психологическая программа коррекции произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что произвольное внимание младших школьников с расстройством аутистического спектра будет характеризоваться: слабой устойчивостью, концентрацию, объемом, переключаемостью и распределением внимания. Использование разработанной нами психологической программы коррекции произвольного внимания окажет положительное влияние на развитие его свойств у изучаемого контингента школьников.
Цель исследования. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы коррекции свойств произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Выявить особенности произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы коррекции произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: теории развития внимания отечественных и зарубежных педагогов и психологов (Л.С. Выготский 1976, К.Д. Ушинский 2005, С.Л. Рубинштейн 1989, П.П. Блонский 1936, А.Р. Лурия 1975, Н.Н. Ланге 1967, У Джеймс 1991, В. Вундт 2007, Э. Титченер 1908); изучение внимания с точки зрения физиологических механизмов (А.Н. Леонтьев 1983, И.П. Павлов 1951, М.В. Бехтерев 1904, Т.А. Рибо 2016); изучение закономерностей и условий развития внимания (Н.Ф. Добрынин 1951, С.Л. Кабыльницкая 1974, Н.В. Дубровинская 1985, П.Я. Гальперин 1974); особенности развития внимания и психолого-педагогическая коррекция свойств внимания младших школьников с ОВЗ (Е.В. Золоткова, Е.В. Тюрина 2018, Ю.В. Ходос, Н.В. Шкляр 2015, Е.А. Ветрова 2018, Е.В. Фердерер, Г.В. Терехова 2018).
Методы исследования определялись на основе целей, гипотез и задач исследования в изучении произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра. В процессе исследования
7 использовались организационные методы (метод поперечных срезов, комплексный метод); теоретические методы (анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования); эмпирические (изучение психолого-педагогической документации на детей, наблюдение, беседа, тестирование, а также экспериментальные методы. В процесс исследования были включены экспериментальные методы: констатирующий, формирующий (обучающий) и контрольный эксперименты. Результаты исследования анализировались с использованием методов количественной и качественной обработки материала, интерпретационных методов исследования.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
• Методика «Корректурная проба» Б. Бурдона (вариант геометрических фигур).
• Методика «Таблицы Шульте» (числовой вариант).
• Методика «Изучение распределения внимания» Т.Е. Рыбакова.
Организация исследования. Базой исследования явился центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи № 2. В исследовании принимали участие 12 детей в возрасте 8-9 лет с расстройством аутистического спектра.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с 2021 г. по 2023 г. и осуществлялось в несколько этапов:
Подготовительный этап. Изучение и анализ общей, специальной, психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования, определение современного ее состояния. Определение методологических основ исследование, формулирование цели, задач, гипотезы исследования.
Констатирующий этап. На данном этапе происходило изучение особенностей развития произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра. Анализ результатов исследования.
Формирующий этап. Разработка и реализация программы психологической коррекции произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра. Определение методологических основ, направлений, форм, методов и приемов психологической коррекции произвольного внимания изучаемого контингента школьников.
Контрольный этап. Реализация контрольного эксперимента и анализ полученных результатов эмпирического исследования. Оценка эффективности психологической программы коррекции произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра. Обобщение и сравнение результатов исследования, полученных на этапах констатирующего и контрольного этапов исследования.
Научная новизна исследования.
- Отобраны и адаптированы психодиагностические методы исследования по изучению произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра.
- Разработана психологическая программа коррекции произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра, которая включала в себя направления, параметры, этапы, методы коррекции.
- Собраны и систематизированы экспериментальные данные, иллюстрирующие особенности свойств произвольного внимания у изучаемого контингента школьников.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволят расширить и углубить научные представления об особенностях произвольного внимания у младших школьников с расстройством аутистического спектра.
Практическая значимость исследования. Заключается в разработке психологической программы коррекции произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра. Материалы данного эмпирического исследования могут быть полезны психологам, педагогам и другим специалистам, работающим с данной категорией детей.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии в количестве 74 источников и четырех приложений. Работа включает 7 таблиц, 6 гистограмм.
Процесс обучения детей с расстройством аутистического спектра долгое время был жестко регламентирован едиными стандартами и программами. В современных условиях вариативного и инклюзивного подхода к образованию на первый план выходят возможность и необходимость сравнительного изучения своеобразия ребенка в разных условиях развития.
Изменение идеологических и ценностных парадигм в направлениях гуманизации, фундаментализации и интеграции в области изучения развития, обучения и воспитания лиц с особыми нуждами, процесс которого мы сейчас переживаем, сформировало объективную потребность в более глубоком изучении произвольного внимания у младших школьников с РАС. При этом на основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы определить современное состояние изученности произвольного внимания у младших школьников с РАС можно как средне изученное, и большинство количество книг, статей и иных публикаций имеют срок давности более 10 лет.
Исторически внимание принято определять, как направленность сознания и его сосредоточенность на определенных объектах. Внимание теснейшим образом связано с волевой активностью человека, и по соответствию со степенью участия воли при сосредоточении внимания различают непроизвольное, произвольное и после произвольное внимание.
При проведении исследования по выявлению особенностей произвольного внимания у младших школьников с расстройством аутистического спектра мы сосредоточили внимание на исследовании концентрации и устойчивости внимания, считая, что данные свойств внимания являются наиболее важными для успешности всех видов деятельности школьников данной категории.
Полученные при проведении исследования результаты позволили сделать вывод о том, что все качества внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра развиты в недостаточной степени. У участников эксперимента превалировал низкий и средний уровень концентрации внимания.
Основными причинами недостатков внимания являются отвлечения, «застревания» и колебания внимания, обусловленные особенностями динамики нервных процессов, определяемых структурой дефекта. Наблюдения за выполнением обследуемыми задания показали, что причинами неудовлетворительного выполнения задания также явились отсутствие интереса к заданию и неуверенность в своих силах.
Произвольное внимание у детей формируется путем приучения их к новым видам деятельности.
Развитию произвольного внимания способствуют: ясная постановка задач и результата; развитие наблюдательности; воспитание в ребенке ответственного отношения к учебе и к качеству выполняемой работы; систематическое повышение объема, продолжительности и сложности учебных занятий; трудность занятий должна быть соизмерима с возможностями ребенка; воспитание в ребенке серьезных устойчивых интересов.
Методы психологической коррекции особенностей произвольного внимания у младших школьников с расстройством аутистического спектра чаще всего сводятся к игре, а метод исследования произвольного внимания у младших школьников с РАС сводиться к наблюдению и экспертной оценке.
Наиболее успешными методами психологической коррекции можно назвать: установление глазного контакта, использование игры, метод смены виды деятельности и предупреждения, метод «вот цель», метод понятной и повторяемой инструкции, метод «рука в руке», простота и доступность заданий.
Развитие и коррекция внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра должны проводиться в двух направлениях: возбуждение и поддержание внимания на занятиях, выработка и закрепление навыков произвольного внимания во всех видах деятельности; развитие отдельных свойств внимания, таких как устойчивость, сосредоточенность, переключение, распределение и объем. Оптимальным средством развития внимания являются упражнения, проводимые в интересных для школьников данной категории игровых и занимательных формах. Развитие внимания неотделимо от формирования всех сфер психики ребенка, поэтому психологам и педагогам следует всемерно развивать у младших школьников с расстройствами аутистического спектра познавательные интересы и произвольность всех психических процессов. Особое внимание следует обратить на формирование таких личностных свойств, как самостоятельность, чувство ответственности, умение ставить цели, задачи, дисциплинированность.
В соответствии с сделанными выводами была разработана и реализована программа развития произвольного внимания у младших школьников с расстройством аутистического спектра, рассчитанная на 10 индивидуальных заданий и решающая задачи:
• Развитие свойств внимания: концентрации, переключения, устойчивости.
• Развитие произвольности поведения развитие умения контролировать импульсивные действия.
• Воспитание наблюдательности, внимательности.
Проведение контрольного исследования после реализации программы показало, что есть положительные изменения в уровне развития переключения внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра экспериментальной выборки: среднее время поиска чисел уменьшилось у всех испытуемых, у одного ребенка - повысился качественно уровень развития переключения внимания, а также показатели внимания стали более равномерными.
В общем можно говорить о том, что программа коррекции внимания у младших школьников с расстройством аутистического спектра дала положительные результаты в виде повышения показателей устойчивости, переключения внимания, однако для получения более качественных, более ощутимых результатов необходимо продолжать работу в выбранном направлении.
Таким образом, поставленная нами цель и задачи были решены, выдвинутая нами в исследовании гипотеза получила подтверждение.
Изменение идеологических и ценностных парадигм в направлениях гуманизации, фундаментализации и интеграции в области изучения развития, обучения и воспитания лиц с особыми нуждами, процесс которого мы сейчас переживаем, сформировало объективную потребность в более глубоком изучении произвольного внимания у младших школьников с РАС. При этом на основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы определить современное состояние изученности произвольного внимания у младших школьников с РАС можно как средне изученное, и большинство количество книг, статей и иных публикаций имеют срок давности более 10 лет.
Исторически внимание принято определять, как направленность сознания и его сосредоточенность на определенных объектах. Внимание теснейшим образом связано с волевой активностью человека, и по соответствию со степенью участия воли при сосредоточении внимания различают непроизвольное, произвольное и после произвольное внимание.
При проведении исследования по выявлению особенностей произвольного внимания у младших школьников с расстройством аутистического спектра мы сосредоточили внимание на исследовании концентрации и устойчивости внимания, считая, что данные свойств внимания являются наиболее важными для успешности всех видов деятельности школьников данной категории.
Полученные при проведении исследования результаты позволили сделать вывод о том, что все качества внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра развиты в недостаточной степени. У участников эксперимента превалировал низкий и средний уровень концентрации внимания.
Основными причинами недостатков внимания являются отвлечения, «застревания» и колебания внимания, обусловленные особенностями динамики нервных процессов, определяемых структурой дефекта. Наблюдения за выполнением обследуемыми задания показали, что причинами неудовлетворительного выполнения задания также явились отсутствие интереса к заданию и неуверенность в своих силах.
Произвольное внимание у детей формируется путем приучения их к новым видам деятельности.
Развитию произвольного внимания способствуют: ясная постановка задач и результата; развитие наблюдательности; воспитание в ребенке ответственного отношения к учебе и к качеству выполняемой работы; систематическое повышение объема, продолжительности и сложности учебных занятий; трудность занятий должна быть соизмерима с возможностями ребенка; воспитание в ребенке серьезных устойчивых интересов.
Методы психологической коррекции особенностей произвольного внимания у младших школьников с расстройством аутистического спектра чаще всего сводятся к игре, а метод исследования произвольного внимания у младших школьников с РАС сводиться к наблюдению и экспертной оценке.
Наиболее успешными методами психологической коррекции можно назвать: установление глазного контакта, использование игры, метод смены виды деятельности и предупреждения, метод «вот цель», метод понятной и повторяемой инструкции, метод «рука в руке», простота и доступность заданий.
Развитие и коррекция внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра должны проводиться в двух направлениях: возбуждение и поддержание внимания на занятиях, выработка и закрепление навыков произвольного внимания во всех видах деятельности; развитие отдельных свойств внимания, таких как устойчивость, сосредоточенность, переключение, распределение и объем. Оптимальным средством развития внимания являются упражнения, проводимые в интересных для школьников данной категории игровых и занимательных формах. Развитие внимания неотделимо от формирования всех сфер психики ребенка, поэтому психологам и педагогам следует всемерно развивать у младших школьников с расстройствами аутистического спектра познавательные интересы и произвольность всех психических процессов. Особое внимание следует обратить на формирование таких личностных свойств, как самостоятельность, чувство ответственности, умение ставить цели, задачи, дисциплинированность.
В соответствии с сделанными выводами была разработана и реализована программа развития произвольного внимания у младших школьников с расстройством аутистического спектра, рассчитанная на 10 индивидуальных заданий и решающая задачи:
• Развитие свойств внимания: концентрации, переключения, устойчивости.
• Развитие произвольности поведения развитие умения контролировать импульсивные действия.
• Воспитание наблюдательности, внимательности.
Проведение контрольного исследования после реализации программы показало, что есть положительные изменения в уровне развития переключения внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра экспериментальной выборки: среднее время поиска чисел уменьшилось у всех испытуемых, у одного ребенка - повысился качественно уровень развития переключения внимания, а также показатели внимания стали более равномерными.
В общем можно говорить о том, что программа коррекции внимания у младших школьников с расстройством аутистического спектра дала положительные результаты в виде повышения показателей устойчивости, переключения внимания, однако для получения более качественных, более ощутимых результатов необходимо продолжать работу в выбранном направлении.
Таким образом, поставленная нами цель и задачи были решены, выдвинутая нами в исследовании гипотеза получила подтверждение.



