Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая программа коррекции произвольною внимания учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистическою спектра

Работа №156072

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы133
Год сдачи2023
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования произвольного внимания детей с расстройством аутистического спектра 10
1.1. Внимание как проблема исследования в психологии 10
1.2. Особенности развития внимания в детском возрасте 16
1.3. Современное состояние изучения проблемы произвольного внимания
младших школьников с расстройством аутистического спектра 22
Выводы по первой главе 28
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра 30
2.1. Организация, методы и методики исследования 30
2.2. Анализ результатов исследования 37
Выводы по второй главе 43
Глава III. Психологическая программа коррекции произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра 45
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра...45
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции
произвольного внимания младших школьников с расстройством
аутистического спектра 52
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 68
Выводы по третьей главе 75
Заключение 77
Библиография 81
Приложение 89


Актуальность исследования. В условиях современной образовательной системы все больше предъявляется требований к усвоению программ и формированию различных жизненных компетенций у учащихся. К сожалению, как показывает практика, с каждым годом увеличивается количество детей, которые не способны в полной мере освоить предъявляемый педагогами материал, что говорит о школьной неуспеваемости.
Как показывают исследования в области специальной психологии, в группу неуспевающих школьников входят дети с расстройством аутистического спектра, у которых отмечается нарушение высших психических функций, в том числе и внимания. Именно данный психический процесс является важным к изучению при готовности будущих первоклассников к школе. Внимание тесно связано со всеми высшими психическими функциями. От уровня его развития зависят качественные и количественный показатели памяти, мышления, речи.
Внимание - это сфокусированность психики на определенных объектах, имеющих значимость (ситуативную или устойчивую) для личности, либо «сосредоточение психики (сознания), которое предполагает высокий уровень интеллектуальной, сенсорной или двигательной активности.
Внимание как психическое явление, исследуется многими учеными: прежде всего В.В. Богословским (1981), Л.С. Выготским (1928), П.Я. Гальпериным (1974), А.А. Люблинской (1977), К.К. Платоновым (1972), И.В. Страховым (1991). Они отмечают, что чаще всего учащиеся младшего школьного возраста рассеянны, невнимательны, отвлекаются на второстепенные вещи. Это связано с тем, что более высокий уровень развития различных свойств внимания достигается лишь к 9-10 годам.
Под нарушением внимания понимают патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся при утомлении или органических поражениях мозга, в сужении объекта внимания, когда ребенок может воспринимать небольшое число объектов. Расстройства аутистического спектра (РАС) влекут за собой такие нарушения внимания, как отвлекаемость, рассеянность, чрезмерная подвижность и инертность. В контексте инклюзивного образования, и доступной среды, когда дети с РАС включаются в обычный детский коллектив, необходимость изучения произвольного внимания у данной категории младших школьников актуальна и значима. Это связано как с личностно-ориентированным характером образования, в рамках которого уделяется особое внимание индивидуальным характеристикам обучающихся, так и с возрастающим количеством детей, имеющих какие-либо отклонения в развитии. При этом проблема сформированности внимания у детей с РАС слабо освещена в современной психолого-педагогической литературе. Это и определило цель нашего исследования.
Исследования особенностей произвольного внимания младших школьников с расстройствами аутистического спектра имеют большое значение для изучения протекания психических процессов у данной категории детей и, следовательно, для коррекции их познавательной деятельности.
Исследования современных ученых (Н.Ф. Добрынина, 2003; Н.В. Бабкиной, 2006; Н.П. Локаловой, 2006; Т.Д. Пускаевой, 2009; Л.Ф. Чупрова, 2008; Л.А. Ясюковой, 2005) доказывают эффективность коррекции произвольного внимания изучаемого контингента школьников при условии организации специальных программ, учитывающих особенности психической деятельности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Несмотря на имеющуюся актуальность исследования и ее практическую значимость, многие вопросы, касающиеся разработки
5 программ психологической коррекции произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра остаются мало изученными. Об этом свидетельствует недостаточная представленность комплексных разработок в теории и практике психологии и педагогики детей с расстройством аутистического спектра.
Существуют противоречия в данной проблеме, которые следует разрешить:
- в общей и специальной литературе немало исследований относительно феноменологической сущности внимания, но недостаточно описана данная проблема относительно младших школьников с расстройством аутистического спектра;
- недостаточно разработано психологических программ по изучению, оценки, коррекции дефицитов у данного контингента школьников.
Проблема исследования. Развитие произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра является одним из факторов успешного воспитания и обучения их в школе, однако система данного процесса требует дальнейшей разработки.
Объект исследования. Произвольное внимание младших школьников с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования. Психологическая программа коррекции произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что произвольное внимание младших школьников с расстройством аутистического спектра будет характеризоваться: слабой устойчивостью, концентрацию, объемом, переключаемостью и распределением внимания. Использование разработанной нами психологической программы коррекции произвольного внимания окажет положительное влияние на развитие его свойств у изучаемого контингента школьников.
Цель исследования. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы коррекции свойств произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Выявить особенности произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы коррекции произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: теории развития внимания отечественных и зарубежных педагогов и психологов (Л.С. Выготский 1976, К.Д. Ушинский 2005, С.Л. Рубинштейн 1989, П.П. Блонский 1936, А.Р. Лурия 1975, Н.Н. Ланге 1967, У Джеймс 1991, В. Вундт 2007, Э. Титченер 1908); изучение внимания с точки зрения физиологических механизмов (А.Н. Леонтьев 1983, И.П. Павлов 1951, М.В. Бехтерев 1904, Т.А. Рибо 2016); изучение закономерностей и условий развития внимания (Н.Ф. Добрынин 1951, С.Л. Кабыльницкая 1974, Н.В. Дубровинская 1985, П.Я. Гальперин 1974); особенности развития внимания и психолого-педагогическая коррекция свойств внимания младших школьников с ОВЗ (Е.В. Золоткова, Е.В. Тюрина 2018, Ю.В. Ходос, Н.В. Шкляр 2015, Е.А. Ветрова 2018, Е.В. Фердерер, Г.В. Терехова 2018).
Методы исследования определялись на основе целей, гипотез и задач исследования в изучении произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра. В процессе исследования
7 использовались организационные методы (метод поперечных срезов, комплексный метод); теоретические методы (анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования); эмпирические (изучение психолого-педагогической документации на детей, наблюдение, беседа, тестирование, а также экспериментальные методы. В процесс исследования были включены экспериментальные методы: констатирующий, формирующий (обучающий) и контрольный эксперименты. Результаты исследования анализировались с использованием методов количественной и качественной обработки материала, интерпретационных методов исследования.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
• Методика «Корректурная проба» Б. Бурдона (вариант геометрических фигур).
• Методика «Таблицы Шульте» (числовой вариант).
• Методика «Изучение распределения внимания» Т.Е. Рыбакова.
Организация исследования. Базой исследования явился центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи № 2. В исследовании принимали участие 12 детей в возрасте 8-9 лет с расстройством аутистического спектра.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с 2021 г. по 2023 г. и осуществлялось в несколько этапов:
Подготовительный этап. Изучение и анализ общей, специальной, психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования, определение современного ее состояния. Определение методологических основ исследование, формулирование цели, задач, гипотезы исследования.
Констатирующий этап. На данном этапе происходило изучение особенностей развития произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра. Анализ результатов исследования.
Формирующий этап. Разработка и реализация программы психологической коррекции произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра. Определение методологических основ, направлений, форм, методов и приемов психологической коррекции произвольного внимания изучаемого контингента школьников.
Контрольный этап. Реализация контрольного эксперимента и анализ полученных результатов эмпирического исследования. Оценка эффективности психологической программы коррекции произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра. Обобщение и сравнение результатов исследования, полученных на этапах констатирующего и контрольного этапов исследования.
Научная новизна исследования.
- Отобраны и адаптированы психодиагностические методы исследования по изучению произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра.
- Разработана психологическая программа коррекции произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра, которая включала в себя направления, параметры, этапы, методы коррекции.
- Собраны и систематизированы экспериментальные данные, иллюстрирующие особенности свойств произвольного внимания у изучаемого контингента школьников.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволят расширить и углубить научные представления об особенностях произвольного внимания у младших школьников с расстройством аутистического спектра.
Практическая значимость исследования. Заключается в разработке психологической программы коррекции произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра. Материалы данного эмпирического исследования могут быть полезны психологам, педагогам и другим специалистам, работающим с данной категорией детей.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии в количестве 74 источников и четырех приложений. Работа включает 7 таблиц, 6 гистограмм.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Процесс обучения детей с расстройством аутистического спектра долгое время был жестко регламентирован едиными стандартами и программами. В современных условиях вариативного и инклюзивного подхода к образованию на первый план выходят возможность и необходимость сравнительного изучения своеобразия ребенка в разных условиях развития.
Изменение идеологических и ценностных парадигм в направлениях гуманизации, фундаментализации и интеграции в области изучения развития, обучения и воспитания лиц с особыми нуждами, процесс которого мы сейчас переживаем, сформировало объективную потребность в более глубоком изучении произвольного внимания у младших школьников с РАС. При этом на основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы определить современное состояние изученности произвольного внимания у младших школьников с РАС можно как средне изученное, и большинство количество книг, статей и иных публикаций имеют срок давности более 10 лет.
Исторически внимание принято определять, как направленность сознания и его сосредоточенность на определенных объектах. Внимание теснейшим образом связано с волевой активностью человека, и по соответствию со степенью участия воли при сосредоточении внимания различают непроизвольное, произвольное и после произвольное внимание.
При проведении исследования по выявлению особенностей произвольного внимания у младших школьников с расстройством аутистического спектра мы сосредоточили внимание на исследовании концентрации и устойчивости внимания, считая, что данные свойств внимания являются наиболее важными для успешности всех видов деятельности школьников данной категории.
Полученные при проведении исследования результаты позволили сделать вывод о том, что все качества внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра развиты в недостаточной степени. У участников эксперимента превалировал низкий и средний уровень концентрации внимания.
Основными причинами недостатков внимания являются отвлечения, «застревания» и колебания внимания, обусловленные особенностями динамики нервных процессов, определяемых структурой дефекта. Наблюдения за выполнением обследуемыми задания показали, что причинами неудовлетворительного выполнения задания также явились отсутствие интереса к заданию и неуверенность в своих силах.
Произвольное внимание у детей формируется путем приучения их к новым видам деятельности.
Развитию произвольного внимания способствуют: ясная постановка задач и результата; развитие наблюдательности; воспитание в ребенке ответственного отношения к учебе и к качеству выполняемой работы; систематическое повышение объема, продолжительности и сложности учебных занятий; трудность занятий должна быть соизмерима с возможностями ребенка; воспитание в ребенке серьезных устойчивых интересов.
Методы психологической коррекции особенностей произвольного внимания у младших школьников с расстройством аутистического спектра чаще всего сводятся к игре, а метод исследования произвольного внимания у младших школьников с РАС сводиться к наблюдению и экспертной оценке.
Наиболее успешными методами психологической коррекции можно назвать: установление глазного контакта, использование игры, метод смены виды деятельности и предупреждения, метод «вот цель», метод понятной и повторяемой инструкции, метод «рука в руке», простота и доступность заданий.
Развитие и коррекция внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра должны проводиться в двух направлениях: возбуждение и поддержание внимания на занятиях, выработка и закрепление навыков произвольного внимания во всех видах деятельности; развитие отдельных свойств внимания, таких как устойчивость, сосредоточенность, переключение, распределение и объем. Оптимальным средством развития внимания являются упражнения, проводимые в интересных для школьников данной категории игровых и занимательных формах. Развитие внимания неотделимо от формирования всех сфер психики ребенка, поэтому психологам и педагогам следует всемерно развивать у младших школьников с расстройствами аутистического спектра познавательные интересы и произвольность всех психических процессов. Особое внимание следует обратить на формирование таких личностных свойств, как самостоятельность, чувство ответственности, умение ставить цели, задачи, дисциплинированность.
В соответствии с сделанными выводами была разработана и реализована программа развития произвольного внимания у младших школьников с расстройством аутистического спектра, рассчитанная на 10 индивидуальных заданий и решающая задачи:
• Развитие свойств внимания: концентрации, переключения, устойчивости.
• Развитие произвольности поведения развитие умения контролировать импульсивные действия.
• Воспитание наблюдательности, внимательности.
Проведение контрольного исследования после реализации программы показало, что есть положительные изменения в уровне развития переключения внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра экспериментальной выборки: среднее время поиска чисел уменьшилось у всех испытуемых, у одного ребенка - повысился качественно уровень развития переключения внимания, а также показатели внимания стали более равномерными.
В общем можно говорить о том, что программа коррекции внимания у младших школьников с расстройством аутистического спектра дала положительные результаты в виде повышения показателей устойчивости, переключения внимания, однако для получения более качественных, более ощутимых результатов необходимо продолжать работу в выбранном направлении.
Таким образом, поставленная нами цель и задачи были решены, выдвинутая нами в исследовании гипотеза получила подтверждение.



1. Абрамов Д.В., Годылева И.А. Коррекция и развитие произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития // Коррекция и развитие произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития. Вестник науки и образования, 2021. - № 15-3 (118). - С. 74-78.
2. Анттила, Т.А. Совместная творческая деятельность на уроке как средство обучения РКИ младших школьников // Русский язык за рубежом. - 2009. - № 6 (217). - С. 37-42.
3. Ахметова, З.А. Особенности взаимосвязи произвольного внимания и эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. - 2018. - Т. 18. - № 5. - С. 134-138.
4. Бартош, О.П. Динамика функции внимания в онтогенезе детей начальных классов Северо-Востока России / О.П. Бартош, Т.П. Бартош, М.В. Мычко // Экология человек. - 2020. - № 6. - С. 32-38.
5. Басюк, Д.О. Формирование внимания у детей с РАС младшего школьного возраста посредством подвижных игр // Студенческий электронный журнал Стриж. - 2021. - № 2-1. - С. 121-124.
6. Батечко И.В., Викжанович С.Н. Особенности внимания и его развитие у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра // Инклюзивное образование: теория и практика. - 2019. - С. 28-32.
7. Батуева, С.В. Проблемы развития произвольного внимания у обучающихся первых и вторых классов начальной школы / С.В. Батуева //Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2020. - Т. 1, № 2 (25). - С. 21-23.
8. Борзенкова, О.А. Особенности развития внимания в образовательной деятельности младших школьников / О.А. Борзенкова, Е.П. Ким // Хуманитарни Балкански исследвания. - 2019. - № 1 (3). - С. 8-11.
9. Буркова, А.В. Развиваем память и внимание / А.В. Буркова. Москва: Эксмо, 2020. - 80 с.
10. Ветрова, Е.А. Система работы по развитию произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития с использованием инновационных технологий. - Электронный журнал «Постулат», Выпуск №4, 2018. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://e-postulat.ru/index.php/Postulat/article/view/1408
11. Волков, Б.С. Психология детей младшего школьного возраста (для бакалавров). - М.: КноРус, 2018. - 140 c.
12. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. - М., 2003. - Т. З. - 328 с.
13. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 943 с.
14. Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте /Хрестоматия по вниманию / Ред. А.Н. Леонтьева. - М.: МГУ. 2005.
- С. 184-220.
15. Габдулина, Л.И. Подходы к исследованию внимания в отечественной и зарубежной психологии: учеб. пособие. - Р.-н/Д.: Вена, -
2007. - 193 с.
16. Гавриков К.В., Глазачев О.С., Бердникова Т.К. Система медико-педагогического контроля готовности и адаптации детей 6-летнего возраста к обучению в школе: Информационное методическое письмо. - Волгоград,
2008. - С. 51-52, 74, 81.
17. Гаврина С.Е., Кутявина И.Г. Развиваем произвольное внимание у детей 5-6 лет, Издательство: Академия Развития, 2017. - С. 13.
18. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие: Книга для педагогов-дефектологов / Пер. с англ. Деряевой О.В.
- М.: Владос, 2002. - С. 34.
19. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания: хрестоматия, М: АСТ, 2008. - С. 211-212, 213.
20. Григоренко, Е.Л. Расстройства аутистического спектра. Вводный курс. Учебное пособие для студентов. - М.: Практика, 2018. - 113 с.
21. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2003. - 112 с.
22. Губанова, Н.Ф. Развитие познавательных процессов у младших школьников с нормой и с ЗПР // Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования в условиях модернизации. Под редакцией Т. Ю. Макашиной, О. Б. Широких. - 2019. - С. 253-257.
23. Данилов, М.А. Умственное воспитание // Сов. Педагогика. - 2004. - № 12. - С. 73-75.
24. Двенадцать способов подготовки ребенка с РАС к обучению
счету [Электронный ресурс] // Ассоциация Комплексной Коррекционной помощи, №12, 2017. - режим доступа:http://www.corhelp.ru/razvitie-i-
obuchenie/12-sposobov-podgotovki-rebenka-s-ras-k-obucheniyu-schetu
25. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью» от экспертов фонда «Обнажённые сердца [Электронный ресурс] // Аутизм Федеральный ресурсный центр - режим доступа:https://autism-frc.ru/news/russia/617
26. Детский аутизм: диагностика и коррекция. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений / Авторы - Е. С. Иванов, Л. Н. Демьянчук, Р. В. Демьянчук. - СПб., Изд-во «Дидактика Плюс», 2004. - С. 24-25, 27.
27. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: НИИОПП, 2006. - С. 27, 28-29.
28. Добрынин Н.Ф. Изучение особенностей внимания младших школьников // Вопросы психологии познавательной деятельности. - М., 1995. - С. 3-24.
29. Завьялова, Т.П. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников [Текст]/Т.П. Завьялова, И.В. Стародубцева. - М.: АРКТИ, 2019. - 56 с.
30. Забрамная, С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психол-мед- пед. комис. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 32 с.
31. Загорная, Е.В. Справочник школьного психолога. - СПб.: Наука и техника, 2012. - 210 с.
32. Иванова, О.С. Методы обследования детей с аутизмом // Болезни
нервной системы [Электронный ресурс], №10, 2011 - режим доступа:
http://www.likar.info/neurology/article-42332-chast-1-metody-obsledovaniya- detej-s-autizmom/ Likar.info.
33. Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 349 с.
34. Ихсанова, С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. - СПб.: Детство-Пресс, 2011. - 143 с.
35. Кабанова, Д.А. Кинезеологические сказки как средство развития произвольного внимания у обучающихся младших классов с ЗПР // Воспитание будущего учителя-исследователя. Сборник материалов по итогам научной сессии студентов. - 2020. - С. 212-217.
36. Как обучать ребенка с РАС сосредоточенному вниманию [Электронный ресурс] // Ассоциация Комплексной Коррекционной помощи, №4, 2015. - режим доступа:http://www.corhelp.ru/razvitie-i-obuchenie/kak-obuchat-rebenka-s-ras-sosredotochennomu-vnimaniyu/
37. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М.: Педагогика, 2001. - С. 25, 200.
38. Колисниченко, Г.В. Развитие внимания у младших школьников // Аллея науки. 2020. - Т. 2. - № 5 (44). - С. 816-819.
39. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебник. - М.: ИНФРА. - М, 2008. - С. 74-75.
40. Лацкий, П.А. Десять полезных хобби для совместных занятий с детьми с РАС [электронный ресурс]// Самоидентификация, №1, 2014 - режим доступа:http://www.corhelp.ru/razvitie-i-obuchenie/desyat-poleznyh-hobbi-dlya-sovmestnyh-zanyatij-s-detmi-s-ras/
41. Лиепень, С.В. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательных школ // Дефектология, 1985. - № 4. - С. 47-51.
42. Лютова, Е.К. Шпаргалка для родителей. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - СПб.: Издательство «Речь», 2007. - 136 с.
43. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст]: псих. Практикум / И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2006. - 400 с.
44. Манелис Н.Г., Хаустов А.В., Панцырь С.Н., Волгина Н.Н., Мамонтова Н.А. Сравнительный анализ диагностических методик, используемых в образовательных организациях г. Москвы при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. - № 2 (47). - 2015. - С. 8-15 [Электронный ресурс] - режим доступаhttp://psyjournals.ru/files/77257/autism_2015_2_manelis_khaustov.pdf.
45. Машталь, О. Лучшие методики развития внимания у детей.1000 тестов, заданий и упражнений. - СПБ.: Наука и техника, 2008. - 304 с.
46. Медведева, Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. - М., 2001. - 422 с.
47. Морозов, С.А. Детский аутизм и основы его коррекции. - М., 2008. - 127 с.
48. Михалева, А.А. Педагогические условия развития произвольного внимания у младших школьников // Наука России: Цели и задачи. Сборник научных трудов по материалам XV международной научной конференции. 2019. - С. 51-54.
49. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи. - М.:
Теревинф. - 2007.
50. Никольская О.С., Веденина М.Ю. Особенности психического
развития детей с аутизмом // Альманах института коррекционной педагогики [Электронный ресурс, Альманах №18] https://alldef.ru/ru/articles/almanah- 18/osobennosti-psihicheskogo-razvitijadetej-s-146 (дата обращения 24.01.2021).
51. Ньюмен, С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей. - М.: Теревинф, 2005. - 187 с.
52. Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания. - М.: Педагогика, 2010. - 325 с.
53. Переслени Л.И. Мастюкова Л.Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников (учебно-методическое пособие). - Абакан, АГПИ, 1990. - 68 с.
54. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя-дефектолога / под ред. Л.М. Шипициной. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 528 с.
55. Пугач, В.В. Дети аутисты: «почему они прыгают?». - М. - Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2017. - С. 108.
56. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа умножения. Методика развития внимания у детей 7-9 лет. - М.: Теревинф, 2007. - С. 51.
57. Расстройства аутистического спектра [Электронный ресурс] http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/psychiatric/ASD.
58. Рутман, Э.М. Развитие высших форм внимания в онтогенезе и детском возрасте. - СПб.: Питер, 2010. - 324 с.
59. Симоненко, Е.А. Особенности произвольного и непроизвольного внимания// Научные исследования в современном мире: опыт, проблемы и перспективы развития. Сборник научных статей по материалам V Международной научно-практической конференции: в 2 Частях. - Уфа, 2021. - С. 172-177.
60. Современные психолого-педагогические технологии
коррекционно-развивающего образования детей с расстройствами аутистического спектра: сборник методических рекомендаций / под ред.
Н.Ю. Кийковой. - Челябинск: ЧИППКРО, 2018. - 46 с.
61. Степанова, М.А. Проблема обучения и развития в трудах Л.С. Выготского и П.Я. Гальперина // Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - С. 106-114.
62. Строганова Т.А., Орехова Е.В., Галюта И.А. Монотропизм внимания у детей с аутизмом // Экспериментальная психология. - 2014. - № 4. - С. 66-82.
63. Хаустов, А.В. Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, 22-24 ноября 2017 г., Москва. - М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 456 с.
64. Хрестоматия по вниманию под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. - М.: МГУ, 2004.
65. Чаткина С.Н., Китайкина А.Е. Исследование произвольного
внимания младших школьников в процессе тренинговых занятий // Евсевьевские чтения. Серия: Наука и образование: актуальные
психологические проблемы и опыт решения. - 2016. - С. 231-236.
66. Чернышова, Е.А. Особенности формирования произвольного внимания у младших школьников с РАС в процессе обучения // Вестник современных исследований. - 2018. - № 10.1 (25). - С. 135.
67. Яцковец, А.С. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на феномен игры // Изв. Рос. гос. пед. Ун-та им. А.И. Герцена. - 2008. - № 68. - С. 190-205.
68. Allport, D.A. Visual attention // Foundations of Cognitive Science. Cambridge, M.A.: MIT Press, 1989. - P.631-682.
69. Berger A, Posner MI. Pathologies of brain attentional network. Neurosci. Biobehav. Rev. 2000; 24: 3-5.
70. Korenev, V.N. Physical-mechanical properties of coatings by spraying with a hydrogen- oxygen flame. /V.N. Khromov, V.N. Korenev, V.V.
Barabash // Welding International. Vol. 26, № 7, 2012 p. 555-557. ISSN (Print)
0950-7116 — ISSN (Online) 1754-2138 (Selected from Svarochnoe
Proizvodstvo, 2012 64(2), p. 40-43.
71. Posner, M. Cumulative development of attentional theory Amer. Psychol. 1982. -V.37 - N2.
72. Posner M.I., Snyder C.R. Attention and cognitive control // Information Processing and Cognition: The Loyola Simposium / R. Solso (Ed.), Hillsdale, N.J.: Erlbaum, 1975. P. 55-86.
73. Sergeant JA. The cognitive - energetic model: an empiri-cal approach to attention - deficit hyperactivity disorder. Neurosci. Biobehav. Rev. 2000; 24: 7-12.
74. Weiss G. Attention deficit hyperactivity disorder // M. Lewis (Ed.). Child and adolescent psychiatry. New York. 1991. P. 544-562.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ