ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
|
Введение 4
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования произвольного
внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 13
§ 1.1. Внимание как проблема исследования в психологии 13
§1.2. Развитие произвольного внимания в младшем школьном возрасте 21
§1.3. Современное состояние изучения проблемы произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 27
Выводы по первой главе 32
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей произвольного
внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 34
§2.1. Модель, методы и организация исследования 34
§2.2. Особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 44
Выводы по второй главе 65
Глава III. Психологическая программа коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 68
§3.1. Научно-методологические подходы к коррекции произвольного
внимания учащихся с задержкой психического развития 68
§3.2. Основные направления, этапы и методы психологической коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 76
§3.3. Анализ эффективности реализации программы коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 96
Выводы по третьей главе 113
Заключение 117
Библиографический список 122
Приложение 135
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования произвольного
внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 13
§ 1.1. Внимание как проблема исследования в психологии 13
§1.2. Развитие произвольного внимания в младшем школьном возрасте 21
§1.3. Современное состояние изучения проблемы произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 27
Выводы по первой главе 32
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей произвольного
внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 34
§2.1. Модель, методы и организация исследования 34
§2.2. Особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 44
Выводы по второй главе 65
Глава III. Психологическая программа коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 68
§3.1. Научно-методологические подходы к коррекции произвольного
внимания учащихся с задержкой психического развития 68
§3.2. Основные направления, этапы и методы психологической коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 76
§3.3. Анализ эффективности реализации программы коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 96
Выводы по третьей главе 113
Заключение 117
Библиографический список 122
Приложение 135
Актуальность исследования. В условиях современной образовательной среды к учащимся предъявляются высокие требования начиная с начальной школы. Неуспеваемость в начальных классах затрудняет усвоение ребенком обязательной школьной программы.
Как показывают исследования, в группы неуспевающих школьников часто входят дети с замедленным темпом развития психических процессов, особенно связанных с познанием, то есть таких как ощущения, восприятия, мышления, речи, воображения, памяти, внимания (Т.Г. Неретина, 2014; Е.Н. Соловьева, 2017).
Изучение произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста на сегодняшний день становится одним из самых актуальных направлений психолого-педагогических исследований.
При оценке уровня психического развития будущих первоклассников одним из важных показателей является внимание. Познавательные процессы также невозможны без сформированного уровня внимания, так как оно является основной частью всех высших психических функций. Поэтому и уровень развития внимания рассматривается как один из индикаторов при определении перспектив успешности любой деятельности, в первую очередь - познавательной.
Внимание как психическое явление, исследуется многими учеными: прежде всего В.В. Богословским (1981), Л.С. Выготским (1928), П.Я. Гальпериным (1974), А.А. Люблинской (1977), К.К. Платоновым (1972), И.В. Страховым (1991). Они отмечают, что чаще всего учащиеся младшего школьного возраста рассеянны, невнимательны, отвлекаются на второстепенные вещи. Это связано с тем, что более высокий уровень развития различных свойств внимания достигается лишь к 9-10 годам.
Необходимо, однако, учитывать, что вклад в успешность обучения различным предметам вносит не только внимание само по себе, но и его различные свойства. Так, в изучении математики на первый план выходит объем внимания, русский язык, в свою очередь, требует точности его распределения, а при чтении акцент ставится на устойчивость достигнутого уровня сформированности внимания.
Изучению произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития посвящены работы ученых: Т.А. Власовой (1996), Л.Н. Блиновой (2002), В.В. Лебединского (1985), Е.А. Ветровой (2016), А.А. Осиповой (2001). Все эти ученые отмечают отличие в развитии уровня внимания у таких детей по сравнению со сверстниками без отклонений. Детям с задержкой психического развития свойственны слабая переключаемость, высокая отвлекаемость, недостаточный объем, неустойчивость, отсутствие концентрации и распределения произвольного внимания с преобладанием непроизвольного.
Ученые в своих работах приводят в качестве причины недостатка внимания у детей с ЗПР наличие нарушений центральной нервной системы - как функциональных, так и органических (И.Л. Баскакова, 1982; А.Р. Лурия, 2006; Е.Д. Хомская, 1979 и др.), которые отрицательно влияют на способности к сосредоточению.
Исследования современных ученых (Н.Ф. Добрынина, 2003; Н.В. Бабкиной, 2006; Н.П. Локаловой, 2006; Т. Д. Пускаевой, 2009; Л.Ф. Чупрова, 2008; Л.А. Ясюковой, 2005) доказывают эффективность коррекции произвольного внимания изучаемого контингента школьников при условии организации специальных программ, учитывающих особенности психической деятельности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Несмотря на имеющуюся актуальность исследования и ее практическую значимость, многие вопросы, касающиеся разработки программ психологической коррекции произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития остаются мало изученными.
Об этом свидетельствует недостаточная представленность комплексных разработок в теории и практике психологии и педагогики детей с задержкой психического развития.
Практика обучения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития показала необходимость своевременного изучения и коррекции такого психического процесса, как внимание, для успешного протекания учебной деятельности.
Существуют противоречия в данной проблеме, которые следует разрешить:
- существуют многочисленные психолого-педагогические исследования о феноменологической сущности внимания, его содержании, механизмах, но фрагментарно описана данная проблема в контексте учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
- возрастает количество учащихся с задержкой психического развития, у которых выражены стойкие нарушения произвольного внимания, и в то же время мало разработано психологических программ, технологий своевременного изучения, оценки и последующей коррекции имеющихся трудностей у данного контингента школьников;
- разработаны различные упражнения по развитию внимания младших школьников, однако нет системы своевременной диагностической, коррекционной и профилактической работы по коррекции трудностей произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Проблема исследования заключается в разработке модели по изучению особенностей произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и внедрению в практику психологической программы коррекции свойств произвольного внимания у данного контингента школьников.
Объект исследования. Произвольное внимание учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования. Психологическая программа коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются: недостаточный для возрастной нормы объем, устойчивость, концентрация, медленное переключение и распределение внимания. Эффективность коррекции имеющихся нарушений может быть повышена при условии разработанной нами психологической модели и программы коррекции свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической модели и программы коррекции свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены и решены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования, определить ее современное состояние.
2. Разработать модель исследования и выявить особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать психологическую программу коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и определить ее эффективность.
Теоретической и методологической основной исследования являются положения отечественной психологии:
— ключевые положения теории развития высших психических функций, в том числе внимания (Л.С. Выготский (2005), П.Я. Гальперин (2007), А.Н. Леонтьев (2005), Д.Н. Узнадзе (2004));
— основные идеи и положения исследователей о неотъемлемой роли внимания в умственном и социальном развитии младшего школьника (Л.С. Выготский, 2003; П.Я. Гальперин, 2002; П.В. Сабанин, 2014);
— теоретико-методологические подходы к разработке модели исследования высших психических функций в детском возрасте (В.Д. Шадриков, 1990; Б.Г. Ананьев, 2001; В.И. Слободчиков, 2005; Б.Г. Божович, 1979);
— об особенностях психического развития детей с задержкой психического развития (Т.А. Власова, 1973; М.С. Певзнер, 1973; Л.Ф. Чупров, 1974);
— теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперина (1952);
— об особенностях произвольного внимания детей с задержкой психического развития (М.С. Певзнер ,1973; Л.И. Переслени, 1990; Г.И. Жаренкова, 1967);
— научно-методологические подходы и принципы разработки психокоррекционных программ для детей с задержкой психического развития (И.Ю. Левченко, 2000; И.И. Мамайчук, 2006; А.С. Спиваковская, 2000; У.В. Ульенкова, 2002; Н.А. Никашина ,1984).
Методы исследования определялись на основе целей, гипотез и задач исследования в изучении произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. В процессе исследования использовались организационные методы (метод поперечных срезов, комплексный метод); теоретические методы (анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования); эмпирические (изучение психолого-педагогической документации на детей, анкетирование учителей, наблюдение, беседа, тестирование, а также экспериментальные
методы. В модель исследования были включены экспериментальные методы: констатирующий, формирующий (обучающий) и контрольный эксперименты.
Результаты исследования анализировались с использованием методов количественной и качественной обработки материала, интерпретационных методов исследования.
С целью реализации исследования нами были отобраны следующие психодиагностические методики: «Таблицы Шульте» (1995),
«Корректурная проба» (буквенный вариант) Бурдона (1895), «Изучение распределения внимания» Т.Е. Рыбакова (2006).
Нами была разработана и реализована анкета для учителей по выявлению уровня сформированное™ внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Организация исследования. Базой для реализации исследования явилось МАОУ «СОШ № 7» г. Назарово. В эксперименте участвовало 20 учащихся 1 классов и 20 учащихся 4 классов. Возраст испытуемых 7-8 и 10¬11 лет. Общий объем экспериментальной выборки составил 40 учащихся. Среди них 23 мальчика и 17 девочек. В исследовании принимали участие школьники, имеющие заключение ПМПК F80 - «Задержка психического развития».
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с 2020 г. по 2022 г. и осуществлялось в несколько этапов:
Подготовительный этап (октябрь 2020 - май 2021. Изучение и анализ общей, специальной, психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования, определение современного ее состояния. Разработка модели исследования с определением параметров, компонентов и индикаторов оценки уровня сформированности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Определение методологических основ исследование, формулирование цели, задач, гипотезы исследования.
Констатирующий этап (сентябрь 2021 - ноябрь 2021) - на основании разработанной модели исследования и выделенных компонентов, параметров и индикаторов оценки определение особенностей развития произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Анализ результатов исследования.
Формирующий этап (декабрь 2021 - май 2022) - разработка и реализация программы психологической коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Определение методологических основ, направлений, форм, методов и приемов психологической коррекции произвольного внимания изучаемого контингента школьников.
Контрольный этап (сентябрь 2022 - октябрь 2022) - реализация контрольного эксперимента и анализ полученных результатов эмпирического исследования. Оценка эффективности психологической программы коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Обобщение и сравнение результатов исследования, полученных на этапах констатирующего и контрольного этапов исследования.
Научная новизна исследования.
— Разработана модель исследования, которая включает в себя компоненты, параметры, этапы, критерии и индикаторы оценки уровня сформированности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
— Отобраны и адаптированы психодиагностические методы исследования по изучению произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
— Разработана и реализована анкета для учителей по выявлению уровня развития внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, которая показала свою эффективность на этапе реализации пилотажного исследования.
— Разработана психологическая программа коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, которая включала в себя направления, параметры, этапы, методы коррекции.
— Собраны и систематизированы экспериментальные данные, иллюстрирующие индивидуальные и индивидуально-типические
особенности свойств произвольного внимания у изучаемого контингента школьников, а также отражающие динамику изменений в результате реализации психологической программы коррекции.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволят расширить и углубить современные представления об особенностях произвольного внимания у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и их своевременной коррекции с использованием разработанной нами психологической программы коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования. Представленные в выпускной квалификационной работе материалы, раскрывающие особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и его психологическую коррекцию посредством развития свойств произвольного внимания могут быть использованы педагогами, психологами и другими специалистами, работающими с данной категорией школьников.
Сведения об апробации результатов исследования:
Верхотурова Н.Ю., Литвинова А.Г. Теоретические аспекты изучения проблемы внимания в психологии// Наука и социум. Сборник материалов XVI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Новосибирск, 2021. - С. 41-47.
Верхотурова Н.Ю., Литвинова А.Г., Дмитриева С.А. Коррекция свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2022. Т. 11. № 4А. С. 148-159. DOI: 10.34670/AR.2022.63.48.048
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (в количестве 121 источника). Включает 15 приложений. Работа проиллюстрирована 34 таблицами, 10 гистограммами, 1 схемой.
Как показывают исследования, в группы неуспевающих школьников часто входят дети с замедленным темпом развития психических процессов, особенно связанных с познанием, то есть таких как ощущения, восприятия, мышления, речи, воображения, памяти, внимания (Т.Г. Неретина, 2014; Е.Н. Соловьева, 2017).
Изучение произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста на сегодняшний день становится одним из самых актуальных направлений психолого-педагогических исследований.
При оценке уровня психического развития будущих первоклассников одним из важных показателей является внимание. Познавательные процессы также невозможны без сформированного уровня внимания, так как оно является основной частью всех высших психических функций. Поэтому и уровень развития внимания рассматривается как один из индикаторов при определении перспектив успешности любой деятельности, в первую очередь - познавательной.
Внимание как психическое явление, исследуется многими учеными: прежде всего В.В. Богословским (1981), Л.С. Выготским (1928), П.Я. Гальпериным (1974), А.А. Люблинской (1977), К.К. Платоновым (1972), И.В. Страховым (1991). Они отмечают, что чаще всего учащиеся младшего школьного возраста рассеянны, невнимательны, отвлекаются на второстепенные вещи. Это связано с тем, что более высокий уровень развития различных свойств внимания достигается лишь к 9-10 годам.
Необходимо, однако, учитывать, что вклад в успешность обучения различным предметам вносит не только внимание само по себе, но и его различные свойства. Так, в изучении математики на первый план выходит объем внимания, русский язык, в свою очередь, требует точности его распределения, а при чтении акцент ставится на устойчивость достигнутого уровня сформированности внимания.
Изучению произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития посвящены работы ученых: Т.А. Власовой (1996), Л.Н. Блиновой (2002), В.В. Лебединского (1985), Е.А. Ветровой (2016), А.А. Осиповой (2001). Все эти ученые отмечают отличие в развитии уровня внимания у таких детей по сравнению со сверстниками без отклонений. Детям с задержкой психического развития свойственны слабая переключаемость, высокая отвлекаемость, недостаточный объем, неустойчивость, отсутствие концентрации и распределения произвольного внимания с преобладанием непроизвольного.
Ученые в своих работах приводят в качестве причины недостатка внимания у детей с ЗПР наличие нарушений центральной нервной системы - как функциональных, так и органических (И.Л. Баскакова, 1982; А.Р. Лурия, 2006; Е.Д. Хомская, 1979 и др.), которые отрицательно влияют на способности к сосредоточению.
Исследования современных ученых (Н.Ф. Добрынина, 2003; Н.В. Бабкиной, 2006; Н.П. Локаловой, 2006; Т. Д. Пускаевой, 2009; Л.Ф. Чупрова, 2008; Л.А. Ясюковой, 2005) доказывают эффективность коррекции произвольного внимания изучаемого контингента школьников при условии организации специальных программ, учитывающих особенности психической деятельности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Несмотря на имеющуюся актуальность исследования и ее практическую значимость, многие вопросы, касающиеся разработки программ психологической коррекции произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития остаются мало изученными.
Об этом свидетельствует недостаточная представленность комплексных разработок в теории и практике психологии и педагогики детей с задержкой психического развития.
Практика обучения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития показала необходимость своевременного изучения и коррекции такого психического процесса, как внимание, для успешного протекания учебной деятельности.
Существуют противоречия в данной проблеме, которые следует разрешить:
- существуют многочисленные психолого-педагогические исследования о феноменологической сущности внимания, его содержании, механизмах, но фрагментарно описана данная проблема в контексте учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
- возрастает количество учащихся с задержкой психического развития, у которых выражены стойкие нарушения произвольного внимания, и в то же время мало разработано психологических программ, технологий своевременного изучения, оценки и последующей коррекции имеющихся трудностей у данного контингента школьников;
- разработаны различные упражнения по развитию внимания младших школьников, однако нет системы своевременной диагностической, коррекционной и профилактической работы по коррекции трудностей произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Проблема исследования заключается в разработке модели по изучению особенностей произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и внедрению в практику психологической программы коррекции свойств произвольного внимания у данного контингента школьников.
Объект исследования. Произвольное внимание учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования. Психологическая программа коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются: недостаточный для возрастной нормы объем, устойчивость, концентрация, медленное переключение и распределение внимания. Эффективность коррекции имеющихся нарушений может быть повышена при условии разработанной нами психологической модели и программы коррекции свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической модели и программы коррекции свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены и решены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования, определить ее современное состояние.
2. Разработать модель исследования и выявить особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать психологическую программу коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и определить ее эффективность.
Теоретической и методологической основной исследования являются положения отечественной психологии:
— ключевые положения теории развития высших психических функций, в том числе внимания (Л.С. Выготский (2005), П.Я. Гальперин (2007), А.Н. Леонтьев (2005), Д.Н. Узнадзе (2004));
— основные идеи и положения исследователей о неотъемлемой роли внимания в умственном и социальном развитии младшего школьника (Л.С. Выготский, 2003; П.Я. Гальперин, 2002; П.В. Сабанин, 2014);
— теоретико-методологические подходы к разработке модели исследования высших психических функций в детском возрасте (В.Д. Шадриков, 1990; Б.Г. Ананьев, 2001; В.И. Слободчиков, 2005; Б.Г. Божович, 1979);
— об особенностях психического развития детей с задержкой психического развития (Т.А. Власова, 1973; М.С. Певзнер, 1973; Л.Ф. Чупров, 1974);
— теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперина (1952);
— об особенностях произвольного внимания детей с задержкой психического развития (М.С. Певзнер ,1973; Л.И. Переслени, 1990; Г.И. Жаренкова, 1967);
— научно-методологические подходы и принципы разработки психокоррекционных программ для детей с задержкой психического развития (И.Ю. Левченко, 2000; И.И. Мамайчук, 2006; А.С. Спиваковская, 2000; У.В. Ульенкова, 2002; Н.А. Никашина ,1984).
Методы исследования определялись на основе целей, гипотез и задач исследования в изучении произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. В процессе исследования использовались организационные методы (метод поперечных срезов, комплексный метод); теоретические методы (анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования); эмпирические (изучение психолого-педагогической документации на детей, анкетирование учителей, наблюдение, беседа, тестирование, а также экспериментальные
методы. В модель исследования были включены экспериментальные методы: констатирующий, формирующий (обучающий) и контрольный эксперименты.
Результаты исследования анализировались с использованием методов количественной и качественной обработки материала, интерпретационных методов исследования.
С целью реализации исследования нами были отобраны следующие психодиагностические методики: «Таблицы Шульте» (1995),
«Корректурная проба» (буквенный вариант) Бурдона (1895), «Изучение распределения внимания» Т.Е. Рыбакова (2006).
Нами была разработана и реализована анкета для учителей по выявлению уровня сформированное™ внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Организация исследования. Базой для реализации исследования явилось МАОУ «СОШ № 7» г. Назарово. В эксперименте участвовало 20 учащихся 1 классов и 20 учащихся 4 классов. Возраст испытуемых 7-8 и 10¬11 лет. Общий объем экспериментальной выборки составил 40 учащихся. Среди них 23 мальчика и 17 девочек. В исследовании принимали участие школьники, имеющие заключение ПМПК F80 - «Задержка психического развития».
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с 2020 г. по 2022 г. и осуществлялось в несколько этапов:
Подготовительный этап (октябрь 2020 - май 2021. Изучение и анализ общей, специальной, психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования, определение современного ее состояния. Разработка модели исследования с определением параметров, компонентов и индикаторов оценки уровня сформированности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Определение методологических основ исследование, формулирование цели, задач, гипотезы исследования.
Констатирующий этап (сентябрь 2021 - ноябрь 2021) - на основании разработанной модели исследования и выделенных компонентов, параметров и индикаторов оценки определение особенностей развития произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Анализ результатов исследования.
Формирующий этап (декабрь 2021 - май 2022) - разработка и реализация программы психологической коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Определение методологических основ, направлений, форм, методов и приемов психологической коррекции произвольного внимания изучаемого контингента школьников.
Контрольный этап (сентябрь 2022 - октябрь 2022) - реализация контрольного эксперимента и анализ полученных результатов эмпирического исследования. Оценка эффективности психологической программы коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Обобщение и сравнение результатов исследования, полученных на этапах констатирующего и контрольного этапов исследования.
Научная новизна исследования.
— Разработана модель исследования, которая включает в себя компоненты, параметры, этапы, критерии и индикаторы оценки уровня сформированности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
— Отобраны и адаптированы психодиагностические методы исследования по изучению произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
— Разработана и реализована анкета для учителей по выявлению уровня развития внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, которая показала свою эффективность на этапе реализации пилотажного исследования.
— Разработана психологическая программа коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, которая включала в себя направления, параметры, этапы, методы коррекции.
— Собраны и систематизированы экспериментальные данные, иллюстрирующие индивидуальные и индивидуально-типические
особенности свойств произвольного внимания у изучаемого контингента школьников, а также отражающие динамику изменений в результате реализации психологической программы коррекции.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволят расширить и углубить современные представления об особенностях произвольного внимания у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и их своевременной коррекции с использованием разработанной нами психологической программы коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования. Представленные в выпускной квалификационной работе материалы, раскрывающие особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и его психологическую коррекцию посредством развития свойств произвольного внимания могут быть использованы педагогами, психологами и другими специалистами, работающими с данной категорией школьников.
Сведения об апробации результатов исследования:
Верхотурова Н.Ю., Литвинова А.Г. Теоретические аспекты изучения проблемы внимания в психологии// Наука и социум. Сборник материалов XVI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Новосибирск, 2021. - С. 41-47.
Верхотурова Н.Ю., Литвинова А.Г., Дмитриева С.А. Коррекция свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2022. Т. 11. № 4А. С. 148-159. DOI: 10.34670/AR.2022.63.48.048
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (в количестве 121 источника). Включает 15 приложений. Работа проиллюстрирована 34 таблицами, 10 гистограммами, 1 схемой.
Целью исследования явилось изучение особенностей произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития; разработка модели и реализация программы психологической коррекции произвольного внимания у данного контингента школьников и определение ее эффективности.
Для достижения цели экспериментального исследования нами была разработана модель изучения произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Были определены компоненты, параметры, этапы, отобраны валидные методики.
В результате проведенного анализа литературы было установлено, что внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. К основным видам внимания относятся: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Произвольное внимание характеризуются такими свойствами, как объем, устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость.
Произвольное внимание младших школьников развивается с одновременным формированием волевых качеств и находится в тесном взаимодействии с его общим умственным развитием. Одной из основных задач развития произвольного внимания в младшем школьном возрасте является формирование у учащихся навыков самоконтроля.
Развитием внимания младших школьников, а также проблемами внимания у детей с задержкой психического развития занимались многие психологи: Е.Н. Плотникова, 2018; Л.С. Выготский, 1976, 1988;
Н.Ф. Гоноболин, 1972; Н.Ф. Добрынин, 2003; И.В. Страхов, 1991. Ученые отмечали, что наличие нарушений внимания у детей с задержкой психического развития требует организации коррекционной работы по их преодолению, учитывающей особенности нарушений внимания, дифференциации их от проявлений других отклонений в развитии детей.
В процессе исследования мы предположили, что эффективность коррекции нарушений произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции и развитию свойств внимания данного контингента школьников.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследования, направленное на выявление особенностей произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития, в процессе которого были использованы следующие методики:
— Методика «Таблицы Шульте» (1995) [61, с.29];
— Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант) Бурдона (1895) [61, с.15];
— Методика «Изучение распределения внимания» Т.Е. Рыбакова (2006) [61, с.38].
На этапе констатирующего эксперимента нами была разработана и реализована анкета для учителей по выявлению уровня развития произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Анализ результатов анкеты показал, что у большинства учеников имеются трудности обучения. Нормативный уровень успеваемости был выявлен у 12 (30 %) учеников из общей выборки.
Показатели развития уровня объема, концентрации, устойчивости, распределения внимания ниже возрастной нормы у половины испытуемых, принимавших участие в эксперименте.
В процессе исследования использовались организационные методы (метод поперечных срезов, комплексный метод), теоретические методы (анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования), но и эмпирические (изучение психолого-педагогической документации на детей, анкетирование учителей, наблюдение, беседа, тестирование, а также экспериментальные методы. В модель экспериментального исследования был включен констатирующий, формирующий (обучающий) и контрольный эксперименты. Результаты исследования анализировались с использованием методов количественной и качественной обработки материала, интерпретационных методов исследования.
В основу комплектования экспериментальной выборки испытуемых нами были определены следующие критерии:
— схожесть показателей возраста (возраст испытуемых 7-11 лет);
— схожесть клинической картины нарушения (диагноз F80- «Задержка психического развития») по заключению ПМПК;
— обучение в классах коррекционно-развивающего и интегрированного обучения.
В результате констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития: у большинства испытуемых снижена устойчивость и концентрация, отмечаются трудности переключения и распределения, низкий уровень объема внимания, низкая скорость переработки информации, что несомненно мешает усвоению полученных знаний на уроках.
После полученных результатов констатирующего эксперимента нами был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный на психологическую коррекцию и развитие свойств внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Учащиеся 1 и 4 класса были разделены на экспериментальную (ЭГ) и контрольные группы (КГ). В экспериментальную группу вошли 10 учащихся 1 класса и 10 учащихся 4 класса, продемонстрировавшие наиболее низкие показатели на этапе констатирующего эксперимента.
В процессе формирующего эксперимента мы обозначили следующие направления психокоррекционной работы:
— увеличивать объем внимания;
— усиливать способность к переключению внимания;
— усиливать способность к распределению внимания;
— вырабатывать направленное и концентрированное внимание;
— развивать умение концентрировать сознание (деятельность) на определенном предмете при отвлечении от всего остального;
— вырабатывать устойчивое внимание;
— развивать умение удерживать внимание на определенном предмете или явлении;
— развивать умение выполнять задания быстро, не отвлекаясь на посторонние раздражители.
Эффективность внедрения и реализации психокоррекционных мероприятий, направленных на развитие свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития показали положительную динамику.
Так, анализ результатов по методике «Таблицы Шульте» (1995) свидетельствуют о снижении признаков нарушенного объема внимания. После проведения формирующего эксперимента количество учеников с низким уровнем объема внимания не выявлено. Выросли показатели уровня ниже среднего. Динамика среднего уровня внимания составила в двух ЭГ групп составил 60%.
Анализ результатов по методике «Корректурная проба» (буквенный вариант) Бурдона (1895) выявлено, что увеличилось количество детей со средним уровнем устойчивости внимания и снизились показатели очень низкого уровня устойчивости внимания. Средние показатели увеличились в экспериментальной группе 1 класса на 40%, в экспериментальной группе 4 класса на 60%.
Данные исследования переключаемости внимания по методике «Корректурная проба» (буквенный вариант) Бурдона (1895) показали положительную динамику. После формирующего эксперимента в 1 классе показатели переключаемости внимания увеличились на 50 %, в 4 классе на 60%.
Анализ результатов концентрации внимания по методике «Корректурная проба» (буквенный вариант) Бурдона (1895) выявил увеличение средних показателей в двух экспериментальных группах. Так, в 1 классе количество детей со средним уровнем развития данного свойства увеличилось на 50 %, в 4 классе 30 %.
По методике «Изучение распределения внимания» Т.Е. Рыбакова» (2006) получена также положительная динамика распределения внимания в экспериментальной группе. После проведения психологической программы коррекции наблюдается уменьшение количества детей с низким уровнем распределения внимания и увеличения школьников со средним уровнем в 1 классе на 50%, в 4 классе на 20%.
Результаты исследования позволяют констатировать положительные изменения в сформированности основных свойств внимания у испытуемых.
Проведенное исследование свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития показало, что в контрольных группах (КГ) положительная динамика не только не наблюдается, но и диагностируется ухудшение средних показателей.
Таким образом, результаты реализации программы «Психологической коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития» свидетельствуют о положительной динамике в развитии основных свойств внимания.
Результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу, заключающуюся в том, что эффективность коррекции нарушений произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции и развитию свойств внимания у данного контингента школьников.
Для достижения цели экспериментального исследования нами была разработана модель изучения произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Были определены компоненты, параметры, этапы, отобраны валидные методики.
В результате проведенного анализа литературы было установлено, что внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. К основным видам внимания относятся: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Произвольное внимание характеризуются такими свойствами, как объем, устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость.
Произвольное внимание младших школьников развивается с одновременным формированием волевых качеств и находится в тесном взаимодействии с его общим умственным развитием. Одной из основных задач развития произвольного внимания в младшем школьном возрасте является формирование у учащихся навыков самоконтроля.
Развитием внимания младших школьников, а также проблемами внимания у детей с задержкой психического развития занимались многие психологи: Е.Н. Плотникова, 2018; Л.С. Выготский, 1976, 1988;
Н.Ф. Гоноболин, 1972; Н.Ф. Добрынин, 2003; И.В. Страхов, 1991. Ученые отмечали, что наличие нарушений внимания у детей с задержкой психического развития требует организации коррекционной работы по их преодолению, учитывающей особенности нарушений внимания, дифференциации их от проявлений других отклонений в развитии детей.
В процессе исследования мы предположили, что эффективность коррекции нарушений произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции и развитию свойств внимания данного контингента школьников.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследования, направленное на выявление особенностей произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития, в процессе которого были использованы следующие методики:
— Методика «Таблицы Шульте» (1995) [61, с.29];
— Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант) Бурдона (1895) [61, с.15];
— Методика «Изучение распределения внимания» Т.Е. Рыбакова (2006) [61, с.38].
На этапе констатирующего эксперимента нами была разработана и реализована анкета для учителей по выявлению уровня развития произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Анализ результатов анкеты показал, что у большинства учеников имеются трудности обучения. Нормативный уровень успеваемости был выявлен у 12 (30 %) учеников из общей выборки.
Показатели развития уровня объема, концентрации, устойчивости, распределения внимания ниже возрастной нормы у половины испытуемых, принимавших участие в эксперименте.
В процессе исследования использовались организационные методы (метод поперечных срезов, комплексный метод), теоретические методы (анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования), но и эмпирические (изучение психолого-педагогической документации на детей, анкетирование учителей, наблюдение, беседа, тестирование, а также экспериментальные методы. В модель экспериментального исследования был включен констатирующий, формирующий (обучающий) и контрольный эксперименты. Результаты исследования анализировались с использованием методов количественной и качественной обработки материала, интерпретационных методов исследования.
В основу комплектования экспериментальной выборки испытуемых нами были определены следующие критерии:
— схожесть показателей возраста (возраст испытуемых 7-11 лет);
— схожесть клинической картины нарушения (диагноз F80- «Задержка психического развития») по заключению ПМПК;
— обучение в классах коррекционно-развивающего и интегрированного обучения.
В результате констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития: у большинства испытуемых снижена устойчивость и концентрация, отмечаются трудности переключения и распределения, низкий уровень объема внимания, низкая скорость переработки информации, что несомненно мешает усвоению полученных знаний на уроках.
После полученных результатов констатирующего эксперимента нами был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный на психологическую коррекцию и развитие свойств внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Учащиеся 1 и 4 класса были разделены на экспериментальную (ЭГ) и контрольные группы (КГ). В экспериментальную группу вошли 10 учащихся 1 класса и 10 учащихся 4 класса, продемонстрировавшие наиболее низкие показатели на этапе констатирующего эксперимента.
В процессе формирующего эксперимента мы обозначили следующие направления психокоррекционной работы:
— увеличивать объем внимания;
— усиливать способность к переключению внимания;
— усиливать способность к распределению внимания;
— вырабатывать направленное и концентрированное внимание;
— развивать умение концентрировать сознание (деятельность) на определенном предмете при отвлечении от всего остального;
— вырабатывать устойчивое внимание;
— развивать умение удерживать внимание на определенном предмете или явлении;
— развивать умение выполнять задания быстро, не отвлекаясь на посторонние раздражители.
Эффективность внедрения и реализации психокоррекционных мероприятий, направленных на развитие свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития показали положительную динамику.
Так, анализ результатов по методике «Таблицы Шульте» (1995) свидетельствуют о снижении признаков нарушенного объема внимания. После проведения формирующего эксперимента количество учеников с низким уровнем объема внимания не выявлено. Выросли показатели уровня ниже среднего. Динамика среднего уровня внимания составила в двух ЭГ групп составил 60%.
Анализ результатов по методике «Корректурная проба» (буквенный вариант) Бурдона (1895) выявлено, что увеличилось количество детей со средним уровнем устойчивости внимания и снизились показатели очень низкого уровня устойчивости внимания. Средние показатели увеличились в экспериментальной группе 1 класса на 40%, в экспериментальной группе 4 класса на 60%.
Данные исследования переключаемости внимания по методике «Корректурная проба» (буквенный вариант) Бурдона (1895) показали положительную динамику. После формирующего эксперимента в 1 классе показатели переключаемости внимания увеличились на 50 %, в 4 классе на 60%.
Анализ результатов концентрации внимания по методике «Корректурная проба» (буквенный вариант) Бурдона (1895) выявил увеличение средних показателей в двух экспериментальных группах. Так, в 1 классе количество детей со средним уровнем развития данного свойства увеличилось на 50 %, в 4 классе 30 %.
По методике «Изучение распределения внимания» Т.Е. Рыбакова» (2006) получена также положительная динамика распределения внимания в экспериментальной группе. После проведения психологической программы коррекции наблюдается уменьшение количества детей с низким уровнем распределения внимания и увеличения школьников со средним уровнем в 1 классе на 50%, в 4 классе на 20%.
Результаты исследования позволяют констатировать положительные изменения в сформированности основных свойств внимания у испытуемых.
Проведенное исследование свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития показало, что в контрольных группах (КГ) положительная динамика не только не наблюдается, но и диагностируется ухудшение средних показателей.
Таким образом, результаты реализации программы «Психологической коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития» свидетельствуют о положительной динамике в развитии основных свойств внимания.
Результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу, заключающуюся в том, что эффективность коррекции нарушений произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции и развитию свойств внимания у данного контингента школьников.
Подобные работы
- Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психологического развития (Красноярский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Психологическая программа коррекции эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2023 - Программа психологической коррекции мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2024 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - Развитие регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития (Орловский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Индивидуализация психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2020 - Логопедическая работа по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста в процессе психолого- педагогического сопровождения
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020



