Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая программа коррекции восприятия сенсорных эталонов детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Работа №156069

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы149
Год сдачи2022
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
53
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 11
1.1. Проблема восприятия сенсорных эталонов в психологии
1.2. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста 17
1.3. Современное состояние изучения проблемы восприятие сенсорных 23 эталонов детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Выводы по первой главе 28
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей восприятие 30 сенсорных эталонов детей дошкольного возраста с нарушением зрения
2.1. Организация, методы и методики исследования 30
2.2. Особенности восприятия сенсорных эталонов детей дошкольного 39
возраста с нарушением
Выводы по второй главе 55
Глава III. Психологическая программа коррекции восприятия сенсорных 58 эталонов детей дошкольного возраста с нарушением зрения
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции восприятия
сенсорных эталонов детей дошкольного возраста с нарушением зрения... 58
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции 63
восприятия сенсорных эталонов детей дошкольного с нарушением зрения 86
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ
Выводы по третьей главе 95
Заключение 102
Список литературы 107
Приложение 11


Актуальность исследования. На современном этапе специального образования особую роль приобретают вопросы обеспечения коррекционно-развивающих условий детям с нарушением зрения.
Формирование социально адаптивной личности, способной к максимально возможной интеграции в общество.
Возрастает количество дошкольников с нарушением зрения, у которых выражены стойкие нарушения восприятия сенсорных эталонов, что обуславливает возникновение ряда вторичных психических процессов.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития и коррекции основных механизмов психической деятельности. Дети с особенными возможностями здоровья в том числе и дети с нарушением зрения особо нуждаются в своевременной психолого-педагогической помощи.
Основную группу неуспевающих дошкольников составляют дети с нарушением зрения, у которых отмечается сенсорная неподготовленность к учебному процессу и недостаточное представление об окружающем мире, отсутствие навыков использования сохранных органов чувств. Если дети с нарушениями зрения не имеют знаний о своих сенсорных возможностях, специальных навыках для ориентации в окружающей действительности, это может быть причиной трудностей предметно-практических действий и успешной ориентации на окружающую действительность.
В настоящее время одним из актуальных направлений в психолого-педагогических исследованиях является изучение восприятие сенсорных эталонов дошкольников с нарушением зрения. С помощью восприятия сенсорного эталона можно обеспечить полноценное интеллектуальное развитие детей и основных сторон дошкольного воспитания Е.И. Тихеева (1981), АВ Запорожец (2000), Усова (2005). С восприятием связаны познавательные процессы, оно является частью всех высших психических функций. Его уровень - это один из показателей успешности любой деятельности.
Для детей с проблемами зрения вопросы сенсорного развития были поставлены педагогами, дефектологами и психологами такими как: Л.А Венгер (1988), Э. Г. Пилюгина (1989), А. В. Запорожец (2000).
На сегодняшний день вопросами сенсорного развития детей с нарушением зрения занимаются отечественные и зарубежные ученые: Б.Г. Ананьев (1980), Л.А. Венгер (1969), А.В. Запорожец (1986), В.П. Зинченко (1962), Н.П. Сакулина (1966), Н.Н. Поддьяков (1980), Э.Г Пилюгина (1983), Е.И. Тихеева (1930), Ж. Пиаже (1969), Ф. Фребель (1850), М. Монтессори (1910). Под сенсорным развитием они понимали формирование чувственного опыта ребенка. Обедненность предметных представлений характерна для всех дошкольников с отклонениями в развитии.
В исследованиях Л.П. Григорьевой (1983), Ю.А. Кулагина (1969) и других педагогов по проблеме сенсорного развития детей с нарушением зрения указывается на замедленность формирования образов, наличие большого числа искажений, уподоблений, замен одних предметов другими, а также отмечается непрочность сохранения имеющихся образов.
Психологическим аспектом слабовидящих детей занимался А.Г. Литвак (1998). Вопросами пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения занимались В.А. Кручинин (1991), И.С. Моргулис (1983).
Исследования во взаимосвязи осязания и зрения у детей дошкольного возраста принадлежат В. П. Зинченко (1969), А.Г. Рузской (1989).
Огромную практическую значимость в вопросе воспитания незрячих и слабовидящих детей внесли исследования Л.И. Плаксиной (2003), В.З. Денискиной (2004). Коррекционно-педагогические пособия-руководства для работы детском дошкольном учреждении написали выдающиеся тифлопедагоги и тифлопсихологи: М.И. Земцова (1980), Л.И. Солнцева (2004), В.А. Феоктистова (1993).
Специальные исследования психологов показывают значение сенсорного развития в дошкольном возрасте переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей А.В. Запорожец (2000), А.П. Усова (2005), И.П. Павлов (2014), Л.С. Выготский (1984) и др. считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики Ф. Фрёбель (2001), М. Монтессори (1952), Ж. Декроли (2000).
На протяжении многих лет многие известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева 1981: А В Запорожец 2000; Александр Усова 2005) справедливо считали, что сенсорное развитие направлено на обеспечение полноценного интеллектуального развития детей в детском саду.
Несмотря на имеющуюся актуальность исследования и ее практическую значимость, многие вопросы, касающиеся разработки программ психологической коррекции восприятия сенсорных эталонов в дошкольном возрасте, на сегодняшний день нет достаточного количества исследований, которые были бы посвящены практической разработке сенсорного развития и навыков использования сохранных органов чувств или остаточного зрения у слабовидящих детей дошкольного возраста., психического развития остаются мало изученными.
Об этом свидетельствует недостаточная представленность комплексных разработок в теории и практике психологии и педагогики детей с нарушением зрения психического развития.
Существует необходимость исследования сенсорного воспитания детей с нарушениями зрения как одного из важнейших направлений всестороннего развития личности ребёнка.
Существуют противоречия в данной проблеме, которые следует разрешить:
— возрастает количество дошкольников с нарушением зрения, у которых выражены стойкие нарушения восприятия, и в то же время мало разработано современных технологий психологической коррекции данного процесса у детей;
— существуют многочисленные психолого-педагогические исследования о феноменологической сущности восприятия, его содержании, механизмах, но фрагментарно описана данная проблема в контексте воспитанников дошкольного возраста с нарушением зрения.
— разработаны различные упражнения для развития восприятия сенсорных эталонов детей дошкольного возраста с нарушением зрения, но нет системы своевременной диагностической и профилактической работы по предупреждению трудностей произвольного восприятия воспитанников дошкольного возраста с нарушением зрения.
Проблема исследования: заключается в изучении особенностей восприятия сенсорных эталонов детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, разработке и внедрению в практику психологической программы коррекции восприятия сенсорных эталонов детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Объект исследования: Восприятие сенсорных эталонов детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Предмет исследования: психологическая программа коррекции восприятия сенсорных эталонов детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Гипотезой исследования: послужило предположение о том, что эффективность коррекции нарушений восприятии сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с нарушением зрения может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции и развитию свойств восприятия у данного контингента дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и
экспериментально проверить эффективность психологической программы по коррекции и развитию восприятия сенсорных эталонов в дошкольном возрасте у детей с нарушением зрения.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические исследования по выделенной нами проблеме исследования на основании анализа общей и специальной литературы по проблеме исследования, определить ее современное состояние.
2. Разработать психологическую программу коррекции восприятия сенсорных эталонов для детей дошкольного возраста с нарушением зрения и определить ее эффективность.
3. Отобрать психодиагностический инструментарий с целью выявления параметров, компонентов, критериев уровня развития восприятия сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
4. Провести эмпирическое исследование, проанализировать результаты; описать особенности; выявить уровень актуального развития восприятия сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Теоретической и методологической основной исследования являются положения отечественной психологии:
— ключевые положения теории развития высших психических функций, в том числе восприятия Л.С. Выготский (2007), Л.А. Венгер (1988), Э.Г. Пилюгина (1983), А.П. Усова (2005), А.В. Запорожец (2000);
— теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперина 1952);
— об особенностях психического развития детей с нарушением зрения А.Г. Литвак (1998), Л.И. Плаксиной (2003), В.З. Денискиной (2004);
— Коррекционно-педагогические пособия-руководства для работы детском дошкольном учреждении (М.И. Земцова (1980), Л.И. Солнцева (2004), В.А. Феоктистова (1993);
— об особенностях восприятия сенсорных эталонов детей с нарушением зрения психического развития А.Г. Литвак (1998);
— научно-методологические подходы и принципы разработки психокоррекционных программ для детей с нарушением зрения Л.А. Дружинина (2010), Л.Б. Осипова (2010), Л.И. Плаксиной (2003).
Методы исследования: были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ общей и специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение психолого-педагогической документации на ребёнка, беседа, наблюдение, анкетирование родителей; экспериментальные методы - констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. В процессе исследования использовали количественный и качественный анализ данных.
Была разработана и реализована анкета для родителей по выявлению уровня развития восприятия сенсорных эталонов детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
В процессе исследования мы использовали следующие психодиагностические методики: анкета для родителей по выявлению уровня развития восприятия сенсорных эталонов детей дошкольного возраста с нарушением зрения, за основу данной диагностики по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста были взяты методики: «Анкета обследование детей с нарушением зрения» Г.К. Кравченко (2011); «Разбери и сложи матрёшку четырёхсоставную» Стребелевой Е. А. (2014); «Группировка игрушек методика» Л.А. Венгера (1988); «Какой предмет на ощупь», «Что из чего сделано?» адаптированный вариант методики Земцовой М. И. (1988), комплекс заданий по системе М. Монтессори (1952), адаптивная программа Т.А. Арзомасова (2020), Е.Н. Трубина (2020), программа по сенсорному развитию в специальных образовательных учреждениях Т.А.
Грищенко (2013).
Организация исследования: Базой для реализации исследования явилось МАДОУ № 110. В эксперименте участвовали дети дошкольного возраста 24 ребенка - из второй младшей группы и 15 детей - из старшей группы. Общий объем экспериментальной выборки составил 40 воспитанников, из них 15 мальчиков и 25 девочек. В исследовании принимали участие дошкольники, имеющие заключение ТПМПк «Амблиопия и косоглазие», «Слабовидящие дети»
Этапы проведения исследования: Исследование проводилось в период с 2021 г. по 2022 г. и осуществлялось в несколько этапов:
Подготовительный этап (ноябрь 2021 - декабрь 2021). Изучение и анализ общей, специальной, психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования, определение современного ее состояния.
Констатирующий этап (февраль 2022 - март 2018) выявление особенности развития восприятия сенсорных эталонов у дошкольников с нарушением зрения на основании отобранных диагностических методов и методик. Анализ результатов исследования.
Формирующий этап (март 2022) - разработка и реализация программы психологической коррекции восприятия сенсорных эталонов детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Контрольный этап (март 2022 - апрель 2022) состоял в реализации контрольного эксперимента, в анализе полученных результатов эмпирического исследования и оценке эффективности психологической программы по коррекции восприятия сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Осуществлялись обобщение и сравнение полученных результатов исследования, полученных нами на этапах констатирующего и контрольного этапов исследования.
Теоретическая значимость исследования: определяется тем, что его результаты позволят расширить и углубить современные представления об особенностях восприятия сенсорных эталонов детей дошкольного возраста с нарушением зрения произвольного и их своевременной коррекции с использованием разработанной нами психологической программы (основанной на модели поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина (1998), С.Л. Кабыльницкой (1998).
Практическая значимость исследования: Представленные в выпускной квалификационной работе материалы, раскрывающие особенности восприятия сенсорных эталонов детей дошкольного возраста с нарушением зрения и его психологическую коррекцию посредством развития свойств восприятия сенсорных эталонов могут быть использованы педагогами, психологами и другими специалистами, работающими с данной категорией дошкольников.
Структура выпускной квалификационной работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, список литературы (в количестве 50 источника). Включает 10 приложений. Работа проиллюстрирована 24 таблицами, 10 гистограммами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью исследования явилось изучение особенностей восприятия сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с нарушением зрения; разработка и реализация программы психологической коррекции восприятия сенсорных эталонов у данного контингента дошкольников и определение ее эффективности.
Восприятие - это психологический процесс отражения в сознании человека совокупности свойств предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы), в восприятии отражается предметность, целостность, структурность, осмысленность предмета и др.
Исследования психологов показали, что значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст большинством исследователей А.В. Запорожец 2000; А.П. Усова 2005; И.П. Павлов 2014; Л.С. Выготский 1984 и др.) считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
В процессе исследования мы предположили, что эффективность коррекции восприятия сенсорных эталонов детей дошкольного возраста с нарушением зрения может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции и развитию свойств восприятия данного контингента дошкольников.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследования, направленное на выявление особенностей восприятия сенсорных эталонов детей дошкольного возраста с нарушением зрения, в процессе которого были использованы следующие методики:
— Методика «Группировка игрушек» (методика Л.А. Венгера) (1988) [59, с.29]
— Методика «Разбери и сложи матрёшку четырёхсоставную» (методика Е.А Стребелевой) (2014) [58, с. 15]
— Методика «Комплекс заданий по системе М. Монтессори» (1952) [60, с.30]
— Методика «Какой предмет на ощупь», «Что из чего сделано?» (адаптированный вариант методики М. И. Земцовой) (1988) [59, с.29]
На этапе констатирующего эксперимента нами была разработана и реализована анкета для родителей по выявлению уровня развития восприятия сенсорных эталонов детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Анализ результатов анкеты показал, что у большинства родителей воспитанников имеются трудности восприятии сенсорных эталонов.
В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ общей и специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение психолого-педагогической документации на ребенка, беседа, наблюдение, анкетирование родителей; экспериментальные методы - констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. В процессе исследования использовали количественный и качественный анализ данных.
В основу комплектования экспериментальной выборки испытуемых нами были определены следующие критерии:
— схожесть показателей возраста (возраст испытуемых 3-6 лет);
— схожесть клинической картины нарушения (диагноз «Амблиопия косоглазие», «Слабовидящие») по заключению ПМПК;
— обучение в группах коррекционно-развивающего и интегрированного направленности обучения.
В результате констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности понимания закономерностей сенсорного развития ребенка при нарушениях зрения существенно зависит содержание и методика его сенсорного воспитания, позволяющая преодолевать зрительную недостаточность. Поэтому при существующих общностях психофизического развития детей с нарушениями зрения нужно говорить не только о типологических видах отклонений, но и об индивидуальных. Не следует забывать о том, что характер отклонений в развитии психики определяется не только степенью, но и временем возникновения дефекта. Знание особенностей сенсорного развития детей с нарушениями зрения необходимо для того, чтобы правильно организовать условия для систематического упражнения и совершенствования сенсорной сферы ребенка и его всестороннего развития и воспитания.
После полученных результатов констатирующего эксперимента нами был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный на психологическую коррекцию и развитие свойств восприятия сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Воспитаниками второй младшей и старшей группы были разделены на экспериментальную (ЭГ) и контрольные группы (КГ). В экспериментальную группу вошли 10 воспитанников второй младшей группы и 10 воспитанников старшей группы, продемонстрировавшие наиболее низкие показатели на этапе констатирующего эксперимента.
В процессе формирующего эксперимента мы обозначили следующие направления психокоррекционной работы:
- формирование у детей представлений о форме, цвете, величине, умению выделять информативные признаки в предмете с последующим исследованием при анализе свойств и качеств восприятия предмета, навыков использования сенсорных операций в системе исследовательских действий.
- при обследовании предмета подключается все виды чувств для формирование более точных и полных предметных представлений.
- учатся узнавать объекты окружающего мира по информационным признакам на полисенсорной основе.
- формирование навыки выделение сенсорных характеристик предметов с помощью осязания и зрительно-осязательные способы обследования предметов.
Эффективность внедрения и реализации психокоррекционных мероприятий, направленных на развитие восприятия сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с нарушением зрения, показали положительную динамику.
Анализ результатов восприятия сенсорных эталонов по методике «Какой предмет на ощупь», «Что из чего сделано?» (адаптированный вариант методики М. И. Земцовой) (1988) [59, с.29] старшей группе после реализации
психологической программы увеличилось количество воспитанников со средним уровнем восприятия сенсорных эталонов на 6 человек и составило 70% от всех участников ЭГ. Очень низкий уровень снизился на 30%, т.е. у 3 человек увеличились показатели восприятия сенсорных эталонов.
Анализ результатов по методике «Группировка игрушек» (методика Л.А. Венгера) (1988) [59, с.29] отмечается положительная динамика в двух экспериментальных группах. До проведения психокоррекционной работы, низкий уровень объема восприятия сенсорных эталонов был выявлен у 80% дошкольников. После проведения формирующего эксперимента количество воспитанников с низким уровнем восприятия сенсорных эталонов не выявлено. Средний уровень восприятия сенсорных эталонов имеет положительный сдвиг на 60%.
Данные исследования восприятия сенсорных эталонов по методике «Комплекс заданий по системе М. Монтессори» (1952) [60, с.30] мы отмечаем более существенную положительную динамику развития сенсорных эталонов детей экспериментальной группы, в сравнении с контрольной.
Результаты исследования позволяют констатировать положительные изменения в сформированности основных свойств восприятия сенсорных эталонов у испытуемых.
Проведенное исследование свойств восприятия сенсорных эталонов детей дошкольного возраста с нарушением зрения показало, что в контрольных группах (КГ) положительная динамика не только не наблюдается, но и диагностируется ухудшение средних показателей.
Таким образом, результаты реализации программы «Психологической коррекции восприятия сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с нарушением зрения» свидетельствуют о положительной динамике в развитии основных свойств восприятия.
Результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу, заключающуюся в том, что эффективность коррекции нарушений восприятии сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с нарушением зрения может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции и развитию свойств восприятия у данного контингента дошкольников.



1. 11. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. - М., 1981. - 79 с.
2. А. Н. Леонтьева. - М., 2007.- 219 с.
3. Абрамова Г. С. Возрастная психология. - Екатеринбург: Деловая книга 2000. - 384 с.
4. Аванесова, В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду В. Н. Аванесова. - М.: Просвещение, 2005. - 176 с.
5. Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
6. Андреева А.А. Потенциал сенсорной комнаты в формировании эталонов цвета, формы, величины у дошкольников с задержкой психического развития // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 12 (128). С. 288-291
7. Андреева И.Н., Бусыгина Л.А. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредствам современных дидактических игр // В сборнике: Россия в многовекторном мире: Национальная безопасность, взрывы и ответы: материалы международной междисциплинарной научной конференции: в 2 частях. 2017. С. 255-258.
8. Ахметзянова А.М., Бламыкова М.Г., Рахманова С.А. Инновационный педагогический опыт «Сенсорное воспитание детей посредствам дидактических игр» // Инновационные технологии в науке и образовании. 2016. № 4 (8). С. 76-77.
9. Балашова Э.В., Васина Ю.М. Особенности формирования сенсорных эталонов у младших дошкольников посредствам игр в юнгианской
песочнице // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т.
15. С. 601-605
10. Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия. - М: Наука, 1990.
11. Башаева Т.В. Развитие восприятия. Дети 3-7 лет.- Ярославль: Академия развития, 2001.
12. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
13. Белецкая, В.И. Охрана зрения слабовидящих школьников: Пособие для учителей. - М: Просвещение, 1982.
14. Бине, А. Измерение умственных способностей [Электронный ресурс] / А. Бине. Пер. с франц. Вал. А. Луков, Вл. А. Луков. - СПб. : Дельта, 1999 - 431 с.
15. Богуславская З.М., Смирнова Е.Ю. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991. 124 с.
16. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968 - 524 с.
17. Болотова А. К. Развитие самосознания личности: Временной аспект// Вопросы психологии. - 2006, № 2. - С. 116 - 125.
18. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. 2-е изд. - СПб.:Питер, 2008. - 384 с.
19. Вагнер Л.А. Генезис сенсорных способностей. Под ред. Л. А. Венгера. М.: Педагогика, 1976, 267 с.
20. Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: учеб. Пособие / Т.В. Варенова. - 2-е изд. Доп. - Минск: Асар, 2007. - 320 с.
21. Величковский Б.М. Психология восприятия. - М., 1973.
22. Венгер Л.А, Пилюгина. Э.Г, Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной
культуры ребёнка. - М. Просвещение,1988, С. 144.
23. Венгер Л.А, Пилюгина. Э.Г, Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной
культуры ребёнка. - М. Просвещение,1988, С. 144.
24. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М., 1991. - 144 с.
25. Волков Б. С. Дошкольная психология: Психическое развитие от рождения до школы: учебное пособие для вузов / Б. С. Волков, Н.В. Волкова. - Изд. 5-е, перераб. И доп. - М.: Академический Проект, 2007.-287с.- (Gaudemus).
26. Волков, Б. С. Дошкольная психология / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Академический проект, 2016. - 288 с.
27. Волков, Б. С. Психология молодости / Б.С. Волков. - М.: Говорящая книга, 2012. - 0 с.
28. Волков, Б. С. Психология подростка / Б.С. Волков. - М.: Говорящая книга, 2012. - 0 с.
29. Волков, Борис Степанович Психология юности и молодости / Волков Борис Степанович. - М.: Академический проект, 2016. - 0 с.
30. Выготский Л. С. Кризис семи лет // Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4.М.: Педагогика, 1984. С 62-76.
31. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
32. Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - 433 с.
33. Выготский Л.С. Проблема возраста // Психология. М., 2000. - 261 с.
34. Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 2.
35. Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 5.
36. Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. - М.: Педагогика. 1984. - Т. 6.
37. Выготский, Л. С. Воспитание высших форм внимания в детском возрасте [Текст]: хрестоматия по вниманию / Л. С. Выготский и др.; под ред.
38. Высокова, Т. П. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Программа, конспекты занятий [Текст] / Т. П. Высокова. - М.: Учитель, 2014.- 80 с.
39. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. М.: Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с.
40. Гальперин, П. Я. К исследованию интеллектуального развития
41. Гармаева Т. В. Особенности эмоциональной сферы и самосознания в контексте становления личности дошкольника // Психолог в детском саду. - 2004, № 2. - С 103-111.
42. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. Психология индивидуальных различий: Хрестоматия по психологии / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2000. - 318 с.
43. Глухов, В. П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии.
44. Гоноболин Ф. Н. Психология. М.: Просвещение, 1973. - 240 с.
45. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. - Москва, 2011. - 350 с.
46. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ. -М., 2006. - 192 с.
47. Егормина Л.М. Обучение дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения тифлографике // Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания. - СПб.: Образование, 2008. - №5. - с.62.
48. Ермаков В.П. Профессиональная ориентация учащихся с нарушениями зрения. - Москва, 1999. - 260 с.
49. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - Москва: Владос, - 2008. - 370 с.
50. Ермаков В.П., Якунин Г.А., Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: ВЛАДОС, 2000.
- 540 с.
51. Запорожец А. В. О психологии детей раннего и дошкольного возраста. - М., 1969.
52. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / Запорожец А.В., Усова А.П. -М.: Академия педагогических наук, 2003. - 320 с.
53. Земцова М.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 1978.
54. Земцова, М. И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности [Текст] / М. И. Земцова. — М.: из- во АПН РСФСР, 1956. — 420 с.
55. Земцова, М. И. Пути компенсации слепоты в процессе
познавательной и трудовой деятельности 1956. — 420 с.
56. Зинько Е.В.Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры // Психологический журнал. - 2006. Том 27, № 3.
57. Кобель, Г. Н. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста / Г. Н. Кобель. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110).
— С. 779-783.
58. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; под ред. Л. А. Венгер. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
59. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии / И.Ю. Левченко. М.: Образование Плюс, 2006.120 с.
60. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2016. 592 с.
61. Маралов В.Г. основы самопознания и саморазвития: Учеб.пособие
для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр
«Академия», 2002
62. Мухина В. С. Детская психология. — М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 1999. — 352 с.
63. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн.- Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики - 3- е изд.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998
64. Основы специальной психологии: учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. - 4-е изд., стер. -М., 2007. - 367 с.
65. Плаксина Л.И. Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. - М., 1998.
66. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. - М., 1985.
67. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе предметного рисования. - М., 1991.
68. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике. - Калуга: Адель, 1998.
69. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. - М., 1990.
70. Поддьяков.Н. Н. Сенсорное воспитание ребёнка в процессе конструктивной деятельности//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду, — М. Просвещение, 2001. — 456 с.
71. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушениями зрения / Под ред. Л.И. Плаксиной. - М., 1995. - 82 с.
72. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. - М., 2003. -256 с.
73. Психолого-медико-педагогическая и социальная реабилитация детей с нарушениями зрения. Проблемы преемственности в специальном образовании. Сборник научных работ. Часть 2. / Под ред. О.Л. Алексеева, З.П. Малеевой. - Челябинск, 2002. - 61 с.
74. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. Альбома «Нагляд. Материал для обследования детей»/ [Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с.
75. Рахманова С.А., Бламыкова М.Г., Ахметзянова А.М. Сенсорное
развитие и познание окружающего мира детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр на примере авторских игровых методик / В сборнике: Приоритетные направления развития образования и науки: Сборник материалов Международной научно-практической
конференции. В 2-х томах. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. 158¬
160 с.
76. Рубашкина Л.С. Обучение зрительному обследованию при формировании познавательной деятельности детей с нарушениями зрения. // Материалы Всесоюзного симпозиума по дошкольному воспитанию детей с нарушениями зрения. - М., 1980.
77. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.П. Сакулиной. - М., 1981. - 79 с.
78. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. - М.: Просвещение, 1981.
79. Тхостов А.Ш. Психология телесности. - М. Смысл, 2002. - 287 с.
80. Тхостов А.Ш., Колымба И.Г. Эмоции и аффекты: общепсихологический и патопсихологический аспекты (часть I) // Психологический журнал. - 1998. 41-48 с.
81. Урунтаева ГА. Дошкольная психология. - М.: «Академия», 1998.
82. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей / Е.Л. Агаева, В.В. Брофман, А.И. Булычева и др.; под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. - М.: Просвещение, 1991. 64 с.
83. Чикова И.В., Чунарева Л.Д. Особенности сенсорного развития детей в дошкольном образовательном учреждении: из опыта работы / В сборнике: Теоретические и практические аспекты развития науки и образования в современном мире Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2017. С. 336-339.
84. Чичикалова З.И. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста при работе в технике аппликации / В сборнике: Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический 63 феномен Материалы III Международной научной конференции. В рамках проекта «А.З.Б.У.К.А. детства». - Ответственный редактор Т.А. Чичканова. 2017. 330-336 с.
85. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб.пособие для студентов
высш.учеб. Заведений. 4-е изд., стереотипное. М.: Издательский центр «Аккадемия», 2007. 384 с.
86. Юнг К. Г. Практика психотерапии. Минск: Харвест, 1998. 122 с.
87. Янушко, Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста [Текст] / Е. А. Янушко. - М.: Мозаика-синтез, 2009. 72 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ