Психологическое консультирование родителей и их детей как средство коррекции проявлений агрессии детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами
Реферат 3
Введение 11
Глава 1. Теоретические аспекты к изучению проявлений агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами 17
1.1. Проблема стиля родительских отношений в современной психологии...17
1.2. Особенности агрессивного поведения детей старшего дошкольного
возраста, увлекающихся гаджетами 27
1.3. Специфика группового консультирования родителей в дошкольной
образовательной организации 40
Выводы по главе 1 48
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы проявлений агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами 51
2.1. Методическая организация исследования. Результаты констатирующего
эксперимента и их обсуждения 51
2.2. Разработка и апробация программы групповых консультаций, направленной на снижение уровня агрессии детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами 70
2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента, и их обсуждение...79
Выводы по главе 2 87
Заключение 89
Список используемых источников 91
Приложения
Актуальность исследования. В современном мире технический прогресс остановить невозможно. На сегодняшний день цифровые технологии вызвали необратимые изменения во многих сферах деятельности человека. Безусловно, гаджеты упрощают нашу повседневную жизнь - помогают ускорить рабочий процесс, позволяют связаться с людьми на разных континентах, завести новые знакомства и многое другое. Цифровые устройства: смартфоны, планшеты, компьютеры и другие «умные вещи» находятся в центре внимания взрослых, тем самым притягивая и внимание детей.
В последние годы в связи с развитием информационных технологий, ростом игровой компьютерной индустрии, расширением рынка гаджетов все более актуальной становится изучение их влияния на психику человека в целом и на формирование психических процессов в детском возрасте. Современные психологи уже признали зависимость от гаджетов - психологической зависимостью.
В современном мире дети знакомятся с гаджетами, едва научившись сидеть самостоятельно, зачастую опыт первого знакомства с компьютером, телефоном, планшетом приходится на первый год жизни ребенка.
Проблема увлеченности гаджетами детьми дошкольного возраста довольно новая, тем не менее, все больше ученых как отечественных, так и зарубежных раскрывают данный феномен: А. Е. Войскунский,
А.Н. Веракса, А. Голдберг, В. А. Табурца, В.С. Мухина, Д. Гринфилд, К. Янг, М.В. Борцова, Н.В. Багичева, С.Д. Некрасов и др.
Очевидно, что использование гаджетов оказывает определенное влияние на психику детей старшего дошкольного возраста. В.С. Мухина в своей книге «Возрастная психология. Феноменология развития» говорила, что дошкольный возраст - это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими 11 взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Основная проблема заключается в том, что неразумное использование цифровых устройств вытесняет живое общение, подменяет настоящую жизнь виртуальной, блокирует здоровое взаимодействие с окружающей средой [50].
Родители, слишком занятые своими делами, порой даже не представляют, что гаджеты не только становятся для ребенка игрушкой или источником знаний, но и начинают эмоционально заменять ему взрослых, особенно тех, которые уделяют мало внимания. Из-за отсутствия других возможностей для самовыражения дети все чаще обращаются к виртуальному миру, который способен создать для ребенка иллюзию реальности безграничных возможностей. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику детей дошкольного возраста. В итоге у детей начинают проявляться эмоциональные нарушения: резкие перепады настроения, вспышки агрессии, неуравновешенность, возбудимость, бурные аффективные реакции.
Проблему проявления агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами, изучают специалисты: Б.М. Бегиева, В.А. Табурца, В.Н. Шляпников, Г.У. Солдатова, Д.Д. Жукова и др.
Родители играют основную роль в жизни дошкольников и зачастую сами разрешают ребенку проводить время с гаджетами, чтобы у них было время отдохнуть. В.А. Табурца в своей статье писал о том, что сейчас дети привыкли к просматриванию фильмов, видеороликов, игр на мобильных телефонах и планшетах, а также ноутбуках и айфонах. Но в этом ведь не вина детей. За развитием ребенка и их правильным воспитанием должны следить родители. Если родители не разрешают проводить время за ноутбуком или, уткнувшись в телефон или телевизор, то ребенок занимается чем-то другим, например чтением или играми на свежем воздухе. К сожалению, в настоящее время, особенно в период пандемии, невозможно полностью запретить детям пользоваться гаджетами, но нужно научить их это делать правильно, минимизировав негативные последствия [75].
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность группового консультирования, как средство коррекции проявлений агрессии детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами.
Объект исследования: процесс коррекции проявлений агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами.
Предмет исследования: групповое консультирование родителей и их детей как средство коррекции проявлений агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что активность родителей по отношению к развитию ребенка и его эмоциональное принятие связаны с родительской позицией по использованию гаджетов ребенком. Групповое психологическое консультирование родителей в целях профилактики агрессии детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами будет эффективно, если:
1) организовать групповые встречи, направленные на сплочение ребенка и родителя;
2) организовать просветительские мероприятия в целях повышения психологической грамотности;
3) использовать техники группового консультирования и консультирования «ребенок-родитель».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать и изучить научную литературу по проблеме исследования.
2. Определить критерии и уровни агрессии у детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами.
3. Подобрать диагностический комплекс для определения увлеченности гаджетами, уровня агрессии и стиля детско-родительского отношения.
4. Разработать и апробировать программу групповых консультаций для коррекции стиля родительского отношения, снижения уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста и профилактики их увлеченности гаджетами.
5. Проследить динамику снижения уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами, до и после проведения групповых консультаций.
6. Проверить гипотезу исследования с помощью методов математической статистики.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение.
2. Эмпирические: наблюдение, тестирование, анкетирование, эксперимент.
3. Методы математической статистики: количественная обработка данных.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе детского дошкольного учреждения г. Ачинска. В исследовании принимали участие дети старшей группы в количестве 23 человек в возрасте 5-6 лет.
Научная новизна исследования: элемент новизны состоит в разработке анкеты для родителей детей старшего дошкольного возраста «Мой ребенок и гаджеты», а также в обосновании эффективности группового консультирования для детей и их родителей.
Апробация результатов исследования: представленные в работе результаты нашли отражение в публикациях научных статей в журнале «Новая наука».
Теоретическое значение научной работы состоит в том, что результаты, полученные автором в ходе исследования, станут основой для более глубокого изучения возможностей психологического консультирования как средство коррекции стиля родительского отношения на проявление агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами.
Практическое значение исследования состоит в разработке анкеты «Мой ребенок и гаджеты» для родителей детей старшего дошкольного возраста и программы групповых консультаций для работы с родителями и детьми, направленной на коррекцию стиля родительского отношения, на гармонизацию эмоционального состояния, а также на информирование. Полученный практический и теоретический материал может быть использован в работе психологов.
Структура выпускной квалификационной работы: данная работа состоит из реферата, введения, основной части, состоящей из двух глав и выводов по ним, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объем научно-исследовательской работы составил 157 страниц текста, проиллюстрированного 12 рисунками и 4 таблицами. Количество приложений - 7.
Во введении описаны актуальность работы, цели и задачи исследования, научная и практическая значимость.
В главе 1 описаны теоретические основы понимания проблемы стиля родительских отношений в современной психологии и особенности агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами. А также рассмотрена специфика группового консультирования родителей в дошкольной образовательной организации. Представлены выводы.
В главе 2 представлено экспериментальное исследование. Описана методическая организация исследования и результатов констатирующего эксперимента, организация и проведение формирующего эксперимента, описание результата и обсуждение формирующего эксперимента. Сделаны выводы.
В заключении сформулированы основные результаты научного исследования.
В приложениях представлены анкета «Мой ребенок и гаджеты» и таблицы, содержащие данные по результатам исследования, программа психологического консультирования, а также результаты математической обработки данных.
Диссертация на соискание степени магистра была ориентирована на теоретическое обоснование и экспериментальное апробирование программы группового психологического консультирования с целью коррекции проявлений агрессии детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами.
Актуальность данного исследования определило мало изученность вопроса проявлений агрессии у детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами. Особую значимость данное исследование приобретает в настоящее время, когда гаджеты вытесняют различные сферы активной деятельности и живое общение. Неотъемлемой частью детей- дошкольников становятся: компьютеры, игровые приставки, смартфоны, планшеты, «говорящие» и электронные игрушки.
Основной причиной, приводящей детей дошкольного возраста к увлеченности гаджетами, являются нездоровые детско-родительские отношения.
На первом этапе нашего исследования мы провели изучение и анализ научной литературы по теме исследования. На основе анализа научной литературы по проблеме исследования мы описали теоретические основы агрессии, агрессивного поведения, детско-родительских отношений, рассмотрели их феномен с разных точек зрения, а так же изучили особенности группового консультирования детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе мы описали методическую организацию исследования, провели констатирующий эксперимент, в ходе которого был выявлен актуальный уровень агрессии у детей старшего дошкольного возраста. Были приведены организация и проведение формирующего эксперимента.
На третьем этапе исследования, были проведены групповые мероприятия. В эксперименте приняли участие 9 детей и их родители.
Эксперимент проводился на базе детского дошкольного учреждения и включал в себя 9 групповых встреч. По окончании реализации программы, группового консультирования, был проведен повторный диагностический срез, где было исследовано увлечение гаджетами, уровень агрессии у детей старшего дошкольного возраста, а так же родительское отношение. Был проведен анализ и обобщение результатов исследования. Сформулированы выводы.
Сделан вывод о том, что предложенная схема группового психологического консультирования с использованием просветительских мероприятий, техник, игр и упражнений, является эффективным средством коррекции проявлений агрессии у детей старшего дошкольного возраста, а так же средством коррекции детско-родительских отношений.
Анализ работы позволяет определить ее теоретическую и практическую значимость.
Теоретическое значение научной работы состоит в том, что результаты, полученные автором в ходе исследования, станут основой для более глубокого изучения возможностей психологического консультирования как средство коррекции стиля родительского отношения на проявление агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами.
Практическое значение исследования состоит в разработке анкеты «Мой ребенок и гаджеты» для родителей детей старшего дошкольного возраста и программы групповых консультаций для работы с родителями и детьми, направленной на коррекцию стиля родительского отношения, на гармонизацию эмоционального состояния, а также на информирование. Полученный практический и теоретический материал может быть использован в работе психологов.
1. Абросимова А.В. Представления родителей о возможностях
использования современных гаджетов старшими дошкольниками // Актуальные проблемы развития образования на современном этапе. 2023. С. 9-11. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=54006438 (дата обращения
05.07.2023).
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Класс , 1999. 208 с.
3. Арон И.С., Махова А.Е. Влияние электронных устройств на
психическое развитие детей дошкольного возраста // Социальная сфера: теоретический и практический потенциал. 2021. С. 241 - 244. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=45936101(дата обращения 17.02.2023).
4. Ахмедьянова А.И. Интернет как средство развития познавательной сферы детей дошкольного возраста // Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: традиции и инновации» (г. Челябинск, 19-20 апреля 2018 г.). С. 26-32.
5. Багичева Н.В. Речевой этикет в цифровом пространстве детства // Филологическое образование в период детства. Екб., 2021. №28. С. 6-16. URL:https://www.elibrary.ru/download/elibrary 46596830 31940743.pdf(дата обращения 02.11.2021).
6. Басс. А. Психология агрессии. Нью-Йорк, Уайли, 1961, 307с.
7. Бегиева Б.М. Профилактика детской агрессивности // Вопросы
науки и образования. 2021. №4. С. 37-39. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/profLlaktika-detskoy-.agressivnosti-1/viewer(дата обращения: 17.02.2023).
8. Белкина В.Н., Шкатова Т.Г. Некоторые аспекты проблемы эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста // Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. №5. С. 184 - 195. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-problemy-emotsionalnogo-neblagopoluchiya-detey-doshkolnogo-vozrasta/viewer (дата обращения
06.08.2023).
9. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. 510 с.
10. Берникова С.М., Захарова Е.М. Профилактика агрессивного
поведения старших дошкольников в детском саду // Гуманитарные науки. 2021. №2. С. 126-132. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-agressivnogo-povedeniya-starshih-doshkolnikov-v-detskom-sadu/viewer (дата
обращения 05.07.2023).
11. Бодалев А.А., Столин В.В. Семья в психологической консультации. М.: Педагогика, 1989. 208 с.
12. Борцова М.В., Некрасов С.Д. Отношения родителей к
использованию дошкольником электронных гаджетов // Человек Сообщество Управление. Краснодар, 2017. Том 18. №3. С. 69-80. URL:
http ://chsu.kubsu.ru/arhiv/2017 3/CHSU2017-3.pdf (дата обращения
17.11.2021).
13. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. СПб.: Речь, 2001. 97 с.
14. Бугаева С.Ю. Игра как средство коррекции агрессии у детей // Слово в науке. 2022. №3. С. 47 - 50. URL:https://cyberleninka.ru/article/n7igra-kak-sredstvo-korrektsii-agressii-u-detey/viewer(дата обращения 05.07.2023).
15. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно - психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: МГУ, 1990. 134 с.
16. Быкова Е.А., Истомина С.В. Корреляция показателей агрессии
детей старшего дошкольного возраста и их родителей // Вестник шадринсокого государственного педагогического университета. 2020. Том 48. №4. С. 139 - 144. URL:https://cyberleninka.ru/article/nykorrelyatsiya-pokazateley-agressii-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-i-ih-roditeley/viewer(дата обращения 08.01.2023).
17. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2001. 252 с.
18. Варга А.Я. Введение в системную семейную псхотерапию. М.: Когито-Центр, 2012. -182с.
19. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия // Журнал
практической психологии и психоанализа. 2002. № 2. С. 42-51. URL:
https://psyjournal.ru/articles/sistemnaya-semeynaya-psihoterapiya (дата
обращения: 10.12.2022).
20. Васильева Е.Н. Ролевая структура детско-родительских отношений: монография / Е.Н. Васильева. - Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2015. 196 с.
21. Васильева О.С., Могилевская Е.В. Групповая работа с беременными женщинами: социально-психологический аспект //Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1. С. 82-89. URL:https://psy.jes.su/s0205-95920000621-0-1-ru-1531(дата обращения: 14.06.2022).
22. Венгер Л.А. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. М.: Гензис, 2007. 160 с.
23. Веракса А.Н. Цифровизация как фактор развития детей:
возможности и риски // Актуальные проблемы профессионально - практической психологии. 2022. С. 27-31. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=49415350(дата обращения 05.07.2023).
24. Вербианова О.М., Улыбина Е.В. Современное родительство:
трудности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста // Научно - педагогическое обозрение. 2022. №6. С. 149 - 158. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-roditelstvo-trudnosti-v-vospitanii-detey-rannego-i-doshkolnogo-vozrasta/viewer(дата обращения 05.07.2023).
25. Вершинина В.В., Николаева И.А., Силакова М.М. Особенности самооценки у тревожных детей старшего дошкольного возраста // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Том 10. №5. С. 38 -48. URL:https://mir-nauki.com/PDF/02PDMN522.pdf(дата обращения 06.08.2023).
26. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Просвещение, 1997. 224 с.
27. Гончарова Н.Э. Образ человека в философии З. Фрейда: дис. канд. филос. наук. М., 2001. 110 с.
28. Денисенкова Н.С., Тарунтаев П.И. Роль взрослого в использовании
ребенком цифровых устройств // Современная зарубежная психология. 2020. Том 11. №2. С. 59 - 67. URL:
https://psyiournals.ru/iournals/imfp/archive/2022 n2/Denisenkov Taruntaev(дата обращения 17.02.2023).
29. Дорошенко В.А., Савенышева С.С. Эмоционально - личностное
развитие детей старшего дошкольного возраста и детско - родительские отношения в современной информационной среде // Петербургский психологический журнал. 2023. №43. С. 20 - 43. URL:
https://ppj.spbpo.ru/psy/article/view/366/249(дата обращения 06.08.2023).
30. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. М.: ВЛАДОС, 2010. 49 с.
31. Жукова Д.Д. Возникновение и преодоление игровой компьютерной зависимости в дошкольном возрасте // Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: традиции и инновации» (г. Челябинск, 19-20 апреля 2018 г.). С. 253-258.
32. Зинченко, В.П. Психологический словарь. СПб.: Прайм - Еврознак, 2009. 416 с.
33. Змановская Е. В. Девиантология. М.: Издательский центр "Академия", 2004. 288 с.
34. Иванова К.А. Соотношение эмоционального интеллекта родителей старших дошкольников и особенностей детско - родительских отношений // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Том 11. № 2. С. 43 - 51. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-emotsionalnogo-intellekta-roditeley-starshih-doshkolnikov-i-osobennostey-detsko-roditelskih-otnosheniy/viewer(дата обращения 06.08.2023).
35. Игнатова А.Р. Психолого-педагогические условия развития познавательной сферы у младших школьников, увлеченных современными электронными средствами и компьютерными играми // Социальные отношения. 2020. №4. С. 27 - 35. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=44457935(дата обращения 17.02.2023).
36. Калязина А.А., Ракоед Е.Д. К проблеме агрессии у детей
дошкольного возраста // Академическая публицистика. 2020. №12. С. 474 - 479. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44435048 (дата обращения
08.01.2023).
37. Канзерова А.О. Особенности тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста с разной увлеченностью компьютерными играми // Мир педагогики и психологии. 2020. №6. С. 131 - 136. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43116088(дата обращения 17.02.2023).
38. Касимова З.Г. Понятие агрессивности в психолого-педагогической литературе // Научно-методический электронный журнал. Концепт. 2015. Т. 10. С. 111-115. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23414074(дата обращения: 12.06.2022).
39. Койшибаева И.А. Стиль семейного воспитания как фактор развития Я-концепции подростка в городской семье: дис. канд. психол. наук. М.: 2010. 45с.
40. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Минск : Народная асвета, 2016. 239 с.
41. Комлик Л.Ю., Фаустова И.В. Детско - родительские отношения как фактор повышенной тревожности у детей поколения Z // Modern science. 2021. № 11-2. С. 212 - 218. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=47208919(дата обращения 02.10.2022).
42. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: «Академический проект», 1999. 240 с.
43. Красило Т.А. Взаимосвязь между частотой использования
электронных гаджетов, включенностью в игровое взаимодействие и креативностью у дошкольников // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. №1. С. 144 - 158. URL:
https://psyiournals.ru/iournals/sps/archive/2020 n1/sps 2020 n1 Krasilo.pdf(дата обращения 17.02.2023).
44. Лэйн Д. Детская и подростковая психотерапия. СПб: «Питер, 2001. 448 с.
45. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000. 192 с.
46. Лященко И.Ю. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста. Причины и коррекция агрессии // Актуальные исследования. 2022. № 49. С. 81 - 83. URL:https://apni.ru/article/5114-agressivnoe-povedenie-detej-doshkolnogo(дата обращения 12.12.2022).
47. Мартынова Л.Н. Теоретические аспекты анализа проблемы проявления агрессивного поведения у детей предшкольного возраста с компьютерной аддикцией // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Том 10. №4. С. 1 -10. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-analiza-problemy-proyavleniya-agressivnogo-povedeniya-u-detey-predshkolnogo-vozrasta-s-kompyuternoy/viewer(дата обращения 01.02.2023).
48. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. М.: Смысл, 2005. 182 с.
49. Монина Г.Б. Психологическое консультирование детей и подростков. СПб: Издательство Санкт - Петербургского университета управления и экономики, 2011. 210 с.
50. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 456 с.
51. Немов Р. С. Психология. М.: Просвещение, 1995. 496 с.
52. Николаева С.А. Взаимосвязь детско - родительских отношений с
тревожностью и агрессивностью детей старшего дошкольного возраста // Результаты современных научных исследований и разработок. 2022. С. 208 - 210. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47834255(дата обращения
06.08.2023).
53. Овсянникова Е.А., Рыжкина К.С. Профилактика и преодоление конфликтов в детско - родительских отношениях в период старшего дошкольного возраста // Мир детства и образование. 2023. С. 57-58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53978477(дата обращения: 06.08.2023).
54. Петровский А.В, Ярошевский М.Г. Психология. Словарь. М.: Издательство политической литературы, 1990. 494 с.
55. Понукалина О. В. Детско-родительские конфликты в контексте
цифровизации повседневности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2020. Том. 20. № 1. С. 18-22. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/detsko-roditelskie-konflikty-v-kontekste-tsifrovizatsii-povsednevnosti/viewer(дата обращения 18.02.2023).
56. Психологическая энциклопедия. Большой психологически словарь / под ред. Зинченко В. П., Мещерякова Б.Г. М.: Прайм Еврознак, 2002. 630 с.
57. Распопова А.С. Взаимосвязь стиля родительского отношения и
личностных особенностей детей дошкольного возраста // Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста. 2019. С. 267 - 268. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=41337691(дата обращения 12.12. 2022).
58. Реан А.А. Психология личности. СПб.: Питер, 2004. 416 с.
59. Реева О. Ю. Эмоциональное отношение родителей к детям
старшего дошкольного возраста // Научно - педагогическое обозрение. 2022. №2. С. 156 - 165. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-otnoshenie-roditeley-k-detyam-starshego-doshkolnogo-vozrasta/viewer (дата
обращения 06.08.2023).
60. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль// Вопросы психологии. 1992. №5. С. 35 - 40. URL:http://www.voppsy.ru/issues/1992/925/925035.htm(дата обращения: 29.11.2021).
61. Савинков С.Н. Отношение родителей к ребенку как основа
семейного воспитания // Вестник РМАТ. 2019. № 1. С. 97-103. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-roditeley-k-rebenku-kak-osnova-semeynogo-vospitaniya/viewer(дата обращения: 10.12.2022).
62. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2005. 460 с.
63. Семенова Е.В., Ханова Т.Г. Проблема «взаимодействия» детей дошкольного возраста с мобильными устройствами // Государственный советник. 2019. №1. С. 84 - 89. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/problema-vzaimodeystviya-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-mobilnymi-ustroystvami/viewer(дата обращения 06.09.2022).
64. Семенович А.А. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002. 232 с.
65. Серебрякова К.А. Психологическое консультирование в работе школьного психолога. М.: Академия, 2010. 288 с.
66. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. М.: Академия, 2022. 192 с.
67. Скорикова Е.Н. Профилактика агрессивного поведения у детей
старшего дошкольного возраста // Наука и образование. 2020. Том 3. №4. С. 28 - 36. URL: http://opusmgau.ru/ index.php/see/article/view/2611(дата
обращения 12.12.2022).
68. Смирнова Е.С. Игры, направленные на формирование
доброжелательного отношения к сверстникам: средний и старший
дошкольник возраст // Дошкольное воспитание. 2013. № 4. С.73-76. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5217. htm (дата обращения: 13.05.2022).
69. Смирнова Е.О., Савина Е.А. Родители и дети: психология взаимоотношений. М.: Когито - центр, 2003. 230 с.
70. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Структура и динамика
родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 57-68. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18845457(дата
обращения: 02.02.2023).
71. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Агрессивные дети. Дошкольное образование. М.: Генезис, 2003. 200 с.
72. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н. Использование цифровых устройств детьми дошкольного возраста// Нижегородское образование. 2015. №3. С. 78-84.
73. Соловьева С.Л. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии: автореферат дис. док.психол. наук. СПб.: 1997. 42 с.
74. Спиваковская А.С. Как быть родителями: о психологии родительской любви. М.: Педагогика, 1986. 160с.
75. Табурца В.А. Влияние гаджетов на психику ребенка: маркеры проблемы, спектр последствий // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. №Т15. С. 1826-1830. URL:https ://e-koncept.ru/2016/96284.htm(дата обращения: 28.11.2021).
76. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. 447 с.
77. Чаенкова Г.В. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста
// Образовательный альманах. 2020. Том 27. №1. С. 34 - 36. URL:
https://f.almanah.su/27.pdf#page=35(дата обращения 12.12.2022).
78. Шостром Э. Терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии. СПб.: Издательский центр «Сова», 2002. 624 с.
79. Эйдемиллер Э.Г. Тревога и страх: единство и многообразие взглядов // Психологическая газета. 2013. № 2. С. 26-28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22818352(дата обращения: 27.02.2023).
80. Brody S (1956) Patterns of mothering : Maternal Influence During Infancy, DOI: 10.2307/3461631.
81. John S. Hutton, Jonathan Dudley &Tzipi Horowitz-Kraus (2019)
Associations Between Screen-Based Media Use and Brain White Matter Integrity in Preschool-Aged Children, 174(1):e193869,
DOI:10.1001/jamapediatrics.2019.3869.
82. Sheri Madigan, Dillon Browne & Nicole Racine (2019) Association Between Screen Time and Children’s Performance on a Developmental Screening Test, 173(3):244-250, DOI:10.1001/jamapediatrics.2018.5056.