Психологическое консультирование родителей и их детей как средство коррекции проявлений агрессии детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами
|
Реферат 3
Введение 11
Глава 1. Теоретические аспекты к изучению проявлений агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами 17
1.1. Проблема стиля родительских отношений в современной психологии...17
1.2. Особенности агрессивного поведения детей старшего дошкольного
возраста, увлекающихся гаджетами 27
1.3. Специфика группового консультирования родителей в дошкольной
образовательной организации 40
Выводы по главе 1 48
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы проявлений агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами 51
2.1. Методическая организация исследования. Результаты констатирующего
эксперимента и их обсуждения 51
2.2. Разработка и апробация программы групповых консультаций, направленной на снижение уровня агрессии детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами 70
2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента, и их обсуждение...79
Выводы по главе 2 87
Заключение 89
Список используемых источников 91
Приложения
Введение 11
Глава 1. Теоретические аспекты к изучению проявлений агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами 17
1.1. Проблема стиля родительских отношений в современной психологии...17
1.2. Особенности агрессивного поведения детей старшего дошкольного
возраста, увлекающихся гаджетами 27
1.3. Специфика группового консультирования родителей в дошкольной
образовательной организации 40
Выводы по главе 1 48
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы проявлений агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами 51
2.1. Методическая организация исследования. Результаты констатирующего
эксперимента и их обсуждения 51
2.2. Разработка и апробация программы групповых консультаций, направленной на снижение уровня агрессии детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами 70
2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента, и их обсуждение...79
Выводы по главе 2 87
Заключение 89
Список используемых источников 91
Приложения
Актуальность исследования. В современном мире технический прогресс остановить невозможно. На сегодняшний день цифровые технологии вызвали необратимые изменения во многих сферах деятельности человека. Безусловно, гаджеты упрощают нашу повседневную жизнь - помогают ускорить рабочий процесс, позволяют связаться с людьми на разных континентах, завести новые знакомства и многое другое. Цифровые устройства: смартфоны, планшеты, компьютеры и другие «умные вещи» находятся в центре внимания взрослых, тем самым притягивая и внимание детей.
В последние годы в связи с развитием информационных технологий, ростом игровой компьютерной индустрии, расширением рынка гаджетов все более актуальной становится изучение их влияния на психику человека в целом и на формирование психических процессов в детском возрасте. Современные психологи уже признали зависимость от гаджетов - психологической зависимостью.
В современном мире дети знакомятся с гаджетами, едва научившись сидеть самостоятельно, зачастую опыт первого знакомства с компьютером, телефоном, планшетом приходится на первый год жизни ребенка.
Проблема увлеченности гаджетами детьми дошкольного возраста довольно новая, тем не менее, все больше ученых как отечественных, так и зарубежных раскрывают данный феномен: А. Е. Войскунский,
А.Н. Веракса, А. Голдберг, В. А. Табурца, В.С. Мухина, Д. Гринфилд, К. Янг, М.В. Борцова, Н.В. Багичева, С.Д. Некрасов и др.
Очевидно, что использование гаджетов оказывает определенное влияние на психику детей старшего дошкольного возраста. В.С. Мухина в своей книге «Возрастная психология. Феноменология развития» говорила, что дошкольный возраст - это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими 11 взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Основная проблема заключается в том, что неразумное использование цифровых устройств вытесняет живое общение, подменяет настоящую жизнь виртуальной, блокирует здоровое взаимодействие с окружающей средой [50].
Родители, слишком занятые своими делами, порой даже не представляют, что гаджеты не только становятся для ребенка игрушкой или источником знаний, но и начинают эмоционально заменять ему взрослых, особенно тех, которые уделяют мало внимания. Из-за отсутствия других возможностей для самовыражения дети все чаще обращаются к виртуальному миру, который способен создать для ребенка иллюзию реальности безграничных возможностей. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику детей дошкольного возраста. В итоге у детей начинают проявляться эмоциональные нарушения: резкие перепады настроения, вспышки агрессии, неуравновешенность, возбудимость, бурные аффективные реакции.
Проблему проявления агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами, изучают специалисты: Б.М. Бегиева, В.А. Табурца, В.Н. Шляпников, Г.У. Солдатова, Д.Д. Жукова и др.
Родители играют основную роль в жизни дошкольников и зачастую сами разрешают ребенку проводить время с гаджетами, чтобы у них было время отдохнуть. В.А. Табурца в своей статье писал о том, что сейчас дети привыкли к просматриванию фильмов, видеороликов, игр на мобильных телефонах и планшетах, а также ноутбуках и айфонах. Но в этом ведь не вина детей. За развитием ребенка и их правильным воспитанием должны следить родители. Если родители не разрешают проводить время за ноутбуком или, уткнувшись в телефон или телевизор, то ребенок занимается чем-то другим, например чтением или играми на свежем воздухе. К сожалению, в настоящее время, особенно в период пандемии, невозможно полностью запретить детям пользоваться гаджетами, но нужно научить их это делать правильно, минимизировав негативные последствия [75].
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность группового консультирования, как средство коррекции проявлений агрессии детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами.
Объект исследования: процесс коррекции проявлений агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами.
Предмет исследования: групповое консультирование родителей и их детей как средство коррекции проявлений агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что активность родителей по отношению к развитию ребенка и его эмоциональное принятие связаны с родительской позицией по использованию гаджетов ребенком. Групповое психологическое консультирование родителей в целях профилактики агрессии детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами будет эффективно, если:
1) организовать групповые встречи, направленные на сплочение ребенка и родителя;
2) организовать просветительские мероприятия в целях повышения психологической грамотности;
3) использовать техники группового консультирования и консультирования «ребенок-родитель».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать и изучить научную литературу по проблеме исследования.
2. Определить критерии и уровни агрессии у детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами.
3. Подобрать диагностический комплекс для определения увлеченности гаджетами, уровня агрессии и стиля детско-родительского отношения.
4. Разработать и апробировать программу групповых консультаций для коррекции стиля родительского отношения, снижения уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста и профилактики их увлеченности гаджетами.
5. Проследить динамику снижения уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами, до и после проведения групповых консультаций.
6. Проверить гипотезу исследования с помощью методов математической статистики.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение.
2. Эмпирические: наблюдение, тестирование, анкетирование, эксперимент.
3. Методы математической статистики: количественная обработка данных.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе детского дошкольного учреждения г. Ачинска. В исследовании принимали участие дети старшей группы в количестве 23 человек в возрасте 5-6 лет.
Научная новизна исследования: элемент новизны состоит в разработке анкеты для родителей детей старшего дошкольного возраста «Мой ребенок и гаджеты», а также в обосновании эффективности группового консультирования для детей и их родителей.
Апробация результатов исследования: представленные в работе результаты нашли отражение в публикациях научных статей в журнале «Новая наука».
Теоретическое значение научной работы состоит в том, что результаты, полученные автором в ходе исследования, станут основой для более глубокого изучения возможностей психологического консультирования как средство коррекции стиля родительского отношения на проявление агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами.
Практическое значение исследования состоит в разработке анкеты «Мой ребенок и гаджеты» для родителей детей старшего дошкольного возраста и программы групповых консультаций для работы с родителями и детьми, направленной на коррекцию стиля родительского отношения, на гармонизацию эмоционального состояния, а также на информирование. Полученный практический и теоретический материал может быть использован в работе психологов.
Структура выпускной квалификационной работы: данная работа состоит из реферата, введения, основной части, состоящей из двух глав и выводов по ним, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объем научно-исследовательской работы составил 157 страниц текста, проиллюстрированного 12 рисунками и 4 таблицами. Количество приложений - 7.
Во введении описаны актуальность работы, цели и задачи исследования, научная и практическая значимость.
В главе 1 описаны теоретические основы понимания проблемы стиля родительских отношений в современной психологии и особенности агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами. А также рассмотрена специфика группового консультирования родителей в дошкольной образовательной организации. Представлены выводы.
В главе 2 представлено экспериментальное исследование. Описана методическая организация исследования и результатов констатирующего эксперимента, организация и проведение формирующего эксперимента, описание результата и обсуждение формирующего эксперимента. Сделаны выводы.
В заключении сформулированы основные результаты научного исследования.
В приложениях представлены анкета «Мой ребенок и гаджеты» и таблицы, содержащие данные по результатам исследования, программа психологического консультирования, а также результаты математической обработки данных.
В последние годы в связи с развитием информационных технологий, ростом игровой компьютерной индустрии, расширением рынка гаджетов все более актуальной становится изучение их влияния на психику человека в целом и на формирование психических процессов в детском возрасте. Современные психологи уже признали зависимость от гаджетов - психологической зависимостью.
В современном мире дети знакомятся с гаджетами, едва научившись сидеть самостоятельно, зачастую опыт первого знакомства с компьютером, телефоном, планшетом приходится на первый год жизни ребенка.
Проблема увлеченности гаджетами детьми дошкольного возраста довольно новая, тем не менее, все больше ученых как отечественных, так и зарубежных раскрывают данный феномен: А. Е. Войскунский,
А.Н. Веракса, А. Голдберг, В. А. Табурца, В.С. Мухина, Д. Гринфилд, К. Янг, М.В. Борцова, Н.В. Багичева, С.Д. Некрасов и др.
Очевидно, что использование гаджетов оказывает определенное влияние на психику детей старшего дошкольного возраста. В.С. Мухина в своей книге «Возрастная психология. Феноменология развития» говорила, что дошкольный возраст - это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими 11 взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Основная проблема заключается в том, что неразумное использование цифровых устройств вытесняет живое общение, подменяет настоящую жизнь виртуальной, блокирует здоровое взаимодействие с окружающей средой [50].
Родители, слишком занятые своими делами, порой даже не представляют, что гаджеты не только становятся для ребенка игрушкой или источником знаний, но и начинают эмоционально заменять ему взрослых, особенно тех, которые уделяют мало внимания. Из-за отсутствия других возможностей для самовыражения дети все чаще обращаются к виртуальному миру, который способен создать для ребенка иллюзию реальности безграничных возможностей. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику детей дошкольного возраста. В итоге у детей начинают проявляться эмоциональные нарушения: резкие перепады настроения, вспышки агрессии, неуравновешенность, возбудимость, бурные аффективные реакции.
Проблему проявления агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами, изучают специалисты: Б.М. Бегиева, В.А. Табурца, В.Н. Шляпников, Г.У. Солдатова, Д.Д. Жукова и др.
Родители играют основную роль в жизни дошкольников и зачастую сами разрешают ребенку проводить время с гаджетами, чтобы у них было время отдохнуть. В.А. Табурца в своей статье писал о том, что сейчас дети привыкли к просматриванию фильмов, видеороликов, игр на мобильных телефонах и планшетах, а также ноутбуках и айфонах. Но в этом ведь не вина детей. За развитием ребенка и их правильным воспитанием должны следить родители. Если родители не разрешают проводить время за ноутбуком или, уткнувшись в телефон или телевизор, то ребенок занимается чем-то другим, например чтением или играми на свежем воздухе. К сожалению, в настоящее время, особенно в период пандемии, невозможно полностью запретить детям пользоваться гаджетами, но нужно научить их это делать правильно, минимизировав негативные последствия [75].
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность группового консультирования, как средство коррекции проявлений агрессии детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами.
Объект исследования: процесс коррекции проявлений агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами.
Предмет исследования: групповое консультирование родителей и их детей как средство коррекции проявлений агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что активность родителей по отношению к развитию ребенка и его эмоциональное принятие связаны с родительской позицией по использованию гаджетов ребенком. Групповое психологическое консультирование родителей в целях профилактики агрессии детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами будет эффективно, если:
1) организовать групповые встречи, направленные на сплочение ребенка и родителя;
2) организовать просветительские мероприятия в целях повышения психологической грамотности;
3) использовать техники группового консультирования и консультирования «ребенок-родитель».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать и изучить научную литературу по проблеме исследования.
2. Определить критерии и уровни агрессии у детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами.
3. Подобрать диагностический комплекс для определения увлеченности гаджетами, уровня агрессии и стиля детско-родительского отношения.
4. Разработать и апробировать программу групповых консультаций для коррекции стиля родительского отношения, снижения уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста и профилактики их увлеченности гаджетами.
5. Проследить динамику снижения уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами, до и после проведения групповых консультаций.
6. Проверить гипотезу исследования с помощью методов математической статистики.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение.
2. Эмпирические: наблюдение, тестирование, анкетирование, эксперимент.
3. Методы математической статистики: количественная обработка данных.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе детского дошкольного учреждения г. Ачинска. В исследовании принимали участие дети старшей группы в количестве 23 человек в возрасте 5-6 лет.
Научная новизна исследования: элемент новизны состоит в разработке анкеты для родителей детей старшего дошкольного возраста «Мой ребенок и гаджеты», а также в обосновании эффективности группового консультирования для детей и их родителей.
Апробация результатов исследования: представленные в работе результаты нашли отражение в публикациях научных статей в журнале «Новая наука».
Теоретическое значение научной работы состоит в том, что результаты, полученные автором в ходе исследования, станут основой для более глубокого изучения возможностей психологического консультирования как средство коррекции стиля родительского отношения на проявление агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами.
Практическое значение исследования состоит в разработке анкеты «Мой ребенок и гаджеты» для родителей детей старшего дошкольного возраста и программы групповых консультаций для работы с родителями и детьми, направленной на коррекцию стиля родительского отношения, на гармонизацию эмоционального состояния, а также на информирование. Полученный практический и теоретический материал может быть использован в работе психологов.
Структура выпускной квалификационной работы: данная работа состоит из реферата, введения, основной части, состоящей из двух глав и выводов по ним, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объем научно-исследовательской работы составил 157 страниц текста, проиллюстрированного 12 рисунками и 4 таблицами. Количество приложений - 7.
Во введении описаны актуальность работы, цели и задачи исследования, научная и практическая значимость.
В главе 1 описаны теоретические основы понимания проблемы стиля родительских отношений в современной психологии и особенности агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами. А также рассмотрена специфика группового консультирования родителей в дошкольной образовательной организации. Представлены выводы.
В главе 2 представлено экспериментальное исследование. Описана методическая организация исследования и результатов констатирующего эксперимента, организация и проведение формирующего эксперимента, описание результата и обсуждение формирующего эксперимента. Сделаны выводы.
В заключении сформулированы основные результаты научного исследования.
В приложениях представлены анкета «Мой ребенок и гаджеты» и таблицы, содержащие данные по результатам исследования, программа психологического консультирования, а также результаты математической обработки данных.
Диссертация на соискание степени магистра была ориентирована на теоретическое обоснование и экспериментальное апробирование программы группового психологического консультирования с целью коррекции проявлений агрессии детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами.
Актуальность данного исследования определило мало изученность вопроса проявлений агрессии у детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами. Особую значимость данное исследование приобретает в настоящее время, когда гаджеты вытесняют различные сферы активной деятельности и живое общение. Неотъемлемой частью детей- дошкольников становятся: компьютеры, игровые приставки, смартфоны, планшеты, «говорящие» и электронные игрушки.
Основной причиной, приводящей детей дошкольного возраста к увлеченности гаджетами, являются нездоровые детско-родительские отношения.
На первом этапе нашего исследования мы провели изучение и анализ научной литературы по теме исследования. На основе анализа научной литературы по проблеме исследования мы описали теоретические основы агрессии, агрессивного поведения, детско-родительских отношений, рассмотрели их феномен с разных точек зрения, а так же изучили особенности группового консультирования детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе мы описали методическую организацию исследования, провели констатирующий эксперимент, в ходе которого был выявлен актуальный уровень агрессии у детей старшего дошкольного возраста. Были приведены организация и проведение формирующего эксперимента.
На третьем этапе исследования, были проведены групповые мероприятия. В эксперименте приняли участие 9 детей и их родители.
Эксперимент проводился на базе детского дошкольного учреждения и включал в себя 9 групповых встреч. По окончании реализации программы, группового консультирования, был проведен повторный диагностический срез, где было исследовано увлечение гаджетами, уровень агрессии у детей старшего дошкольного возраста, а так же родительское отношение. Был проведен анализ и обобщение результатов исследования. Сформулированы выводы.
Сделан вывод о том, что предложенная схема группового психологического консультирования с использованием просветительских мероприятий, техник, игр и упражнений, является эффективным средством коррекции проявлений агрессии у детей старшего дошкольного возраста, а так же средством коррекции детско-родительских отношений.
Анализ работы позволяет определить ее теоретическую и практическую значимость.
Теоретическое значение научной работы состоит в том, что результаты, полученные автором в ходе исследования, станут основой для более глубокого изучения возможностей психологического консультирования как средство коррекции стиля родительского отношения на проявление агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами.
Практическое значение исследования состоит в разработке анкеты «Мой ребенок и гаджеты» для родителей детей старшего дошкольного возраста и программы групповых консультаций для работы с родителями и детьми, направленной на коррекцию стиля родительского отношения, на гармонизацию эмоционального состояния, а также на информирование. Полученный практический и теоретический материал может быть использован в работе психологов.
Актуальность данного исследования определило мало изученность вопроса проявлений агрессии у детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами. Особую значимость данное исследование приобретает в настоящее время, когда гаджеты вытесняют различные сферы активной деятельности и живое общение. Неотъемлемой частью детей- дошкольников становятся: компьютеры, игровые приставки, смартфоны, планшеты, «говорящие» и электронные игрушки.
Основной причиной, приводящей детей дошкольного возраста к увлеченности гаджетами, являются нездоровые детско-родительские отношения.
На первом этапе нашего исследования мы провели изучение и анализ научной литературы по теме исследования. На основе анализа научной литературы по проблеме исследования мы описали теоретические основы агрессии, агрессивного поведения, детско-родительских отношений, рассмотрели их феномен с разных точек зрения, а так же изучили особенности группового консультирования детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе мы описали методическую организацию исследования, провели констатирующий эксперимент, в ходе которого был выявлен актуальный уровень агрессии у детей старшего дошкольного возраста. Были приведены организация и проведение формирующего эксперимента.
На третьем этапе исследования, были проведены групповые мероприятия. В эксперименте приняли участие 9 детей и их родители.
Эксперимент проводился на базе детского дошкольного учреждения и включал в себя 9 групповых встреч. По окончании реализации программы, группового консультирования, был проведен повторный диагностический срез, где было исследовано увлечение гаджетами, уровень агрессии у детей старшего дошкольного возраста, а так же родительское отношение. Был проведен анализ и обобщение результатов исследования. Сформулированы выводы.
Сделан вывод о том, что предложенная схема группового психологического консультирования с использованием просветительских мероприятий, техник, игр и упражнений, является эффективным средством коррекции проявлений агрессии у детей старшего дошкольного возраста, а так же средством коррекции детско-родительских отношений.
Анализ работы позволяет определить ее теоретическую и практическую значимость.
Теоретическое значение научной работы состоит в том, что результаты, полученные автором в ходе исследования, станут основой для более глубокого изучения возможностей психологического консультирования как средство коррекции стиля родительского отношения на проявление агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами.
Практическое значение исследования состоит в разработке анкеты «Мой ребенок и гаджеты» для родителей детей старшего дошкольного возраста и программы групповых консультаций для работы с родителями и детьми, направленной на коррекцию стиля родительского отношения, на гармонизацию эмоционального состояния, а также на информирование. Полученный практический и теоретический материал может быть использован в работе психологов.



