ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 8
1.1. Проблемы полового воспитания в научных исследованиях 8
1.2. Характеристика технологии психологического сопровождения 15
1.3. Специфика психологического сопровождения полового воспитания
старшеклассников 21
Выводы по 1 главе 32
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 36
2.3. Результаты контрольного эксперимента 49
Выводы по 2 главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
Технологические и культурные изменения, а также общественная и экономическая глобализация кардинально изменили общественный уклад социума, особенно сферу половых взаимоотношений. Культурные сдвиги в отношении полового поведения старшеклассников резко изменились за последние несколько десятилетий. В частности, особенную актуальность приобретает проблема снижения возраста начала половой жизни, что влечет за собой много проблем: рост числа заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП), ВИЧ, увеличение количества искусственного прерывания беременности, появление в обществе такого социального феномена как несовершеннолетняя мама, увеличение количества разводов.
По состоянию на 01 января 2019 года общее количество зараженных ВИЧ в России составляет 1,3 млн. Порядка 250 человек в день заражаются ВИЧ-инфекцией и около 100 человек в день погибают от ВИЧ-инфекции в России [53].
Актуальные данные Федеральной службы государственной статистики РФ по итогам 2018 года в России распалось 65 % браков, в то время как ещё 70 лет назад разводы были редкостью. При сохранении текущих условий в 2036 году каждый брак будет заканчиваться разводом [54].
Ежедневно происходит более одного миллиона случаев заражения ЗППП. По оценкам ВОЗ, в 2016 г. имело место 376 миллионов случаев заражения одной из четырех З1II111 - хламидиозом (127 миллионов), гонореей (87 миллионов), сифилисом (6,3 миллиона) или трихомониазом (156 миллионов) [55].
Такая статистика говорит о том, что состояние половой культуры и полового развития молодежи на современном этапе является катастрофическим и требует неотложных мероприятий по их профилактике и преодолению. В этом плане актуальность приобретает сложенная система профилактических мер, в частности психологическое сопровождение полового воспитания старшеклассников.
Половое воспитание - это комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребёнка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни. Цель полового воспитания - способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, повышению сексологических знаний, полноценному формированию детородной функции, чувства ответственности за здоровье и благополучие будущей жены (мужа), детей, то есть укреплению брака и семьи.
Существуют противоречия исследования, которые определяют актуальность и востребованность данной проблемы: между необходимостью в половом воспитании старшеклассников в условиях образовательной организации и недостаточным организационно-методическим обеспечением психологического сопровождения этого процесса.
Целью исследования является разработка программы психологического сопровождения полового воспитания старшеклассников.
Объект исследования: половое воспитание старшеклассников.
Предмет исследования: психологическое сопровождение полового воспитания старшеклассников.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические аспекты проблемы психологического сопровождения полового воспитания старшеклассников;
- провести эмпирическое исследование полового воспитания старшеклассников;
- разработать и внедрить программу психологического сопровождения полового воспитания старшеклассников;
- определить эффективность программы в половом воспитании старшеклассников.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс полового воспитания старшеклассников будет успешным, если на основании полученных диагностических данных разработать и реализовать программу психологического сопровождения полового воспитания старшеклассников, которая учитывает их возрастные особенности, включает совокупность групповых и индивидуальных форм работы, ориентированных на расширение знаний старшеклассников о нравственно-половых отношениях, предусматривает участие в проведении мероприятий специалистов и педагогов, предполагает вовлечение в активную деятельность родителей.
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов. Значительный вклад в исследование общих тенденций подготовки молодежи к взрослой жизни и ответственного отцовства в странах европейского сообщества сделали Н.А. Гительсон, В.Н. Дружинин, Р.В. Овчарова и др. Заслуживают внимания работы, в которых проанализированы концепции сексуального образования, разработанные зарубежными учеными (В. Кравец и др.). В работах А.В. Шиделко и других исследованы вопросы социальной профилактики половой деморализации несовершеннолетних в зарубежных странах (Польша). Работы М. Хурша ориентированы на исследования полового воспитания учащихся специализированных учебных заведений, К. Граугорд изучал проблему полового воспитания в скандинавских странах.
Исследования по проблеме «представления о семейной жизни» представлены в работах В.Ф. Петренко, А.П. Чернова, А.В. Шмелева. Проблема подготовки молодежи к семейной жизни исследовалась в работах И.С. Волги, Т.В. Говорун, И.С. Голода, В.П. Горелика, И.В. Гребенникова, З.Г. Кисарчук, В.П. Ключникова, С.Д. Лаптенка, А.Г. Харчева. С практической точки зрения большой вклад в психологию готовности молодежи к браку сделали К. Фопель, И.К. Капская, Г.А. Батищева, З.Г. Зайцева, В.И. Постовой и другие ученые.
Проблема полового воспитания и половых взаимоотношений нашла свое отражение в многочисленных философских, антропологических, исторических, психологических исследованиях (К. Аронс, Дж. Батлер, Т. Бендас, Н.А. Бердяев, Г.Г. Бондаренко, А.В. Воронина, И.Н. Воронюк, В.А. Войтович, А.В. Кирилина) и др. В научных трудах ученых изучались следующие аспекты проблемы: теоретические основы полового воспитания (В.Е. Каган, С.В. Кириленко, А.В. Петровский), формирование у молодежи нравственных основ готовности к семейной жизни (В.П. Кравец, Л. Ив, Е.П. Ильина, В.Н. Макарова, А.П. Молчанова, Н.Н. Новикова, B. П. Оржеховский, Н.Р. Шалимова), половое воспитание в семье (Т.Б. Говорун, А. Кикинежди, Д.В. Колесов), аспекты педагогического руководства процессом полового воспитания (В.О. Бойко, А.П. Главацкая).
Психолого-педагогические основы осуществления полового воспитания и проблема подготовки учащихся к брачно-семейным отношениям раскрываются в работах А.П. Александровой, Т.О. Алексеенко, А.А. Главацкой, Т.В. Говорун, Ю.Г. Григорьевой, Т.Л. Кравченко, C. А. Мижвою, И.А. Овсиенко, Т.Н. Петровой, Н.Д. Салаватов, Л.Д. Столярчук, С.С. Чернышевой, А.Ф. Шарган и др.
Ученые Л.П. Ковальчук, Л. Лупшай, Т.Я. Паничок, Н.А. Самарец, Л. Яворская и др. посветили фундаментальные диссертационные исследования вопросам полового и гендерного воспитания в зарубежных странах.
В работе были применены следующие методы исследования.
1. Теоретический метод, включающий в себя анализ, систематизация и классификация научной информации по теме исследования.
2. Эмпирический метод - анкетирование.
3. Методы обработки данных, включающие в себя процентный анализ, количественно-качественный анализ данных.
4. Методы психологического сопровождения, включающие в себя беседы с обучающимися, родителями, преподавателями; индивидуальные консультации, уроки полового воспитания, просветительские мероприятия (родительские собрания, психолого-образовательные лекции).
В работе были применены следующие методики исследования.
1. Анкета «Сокращенный вариант анкеты К. Штарке и В. Фридриха (1987) в модификации В.А. Доморацкого (2008)» в авторской модификации.
2. Авторские анкеты по половому воспитанию для участников психологического сопровождения.
Базой эмпирического исследования является муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, средняя школа г. Красноярска.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые доказана эффективность мероприятий по психологическому сопровождению полового воспитания старшеклассников, а также составлена программа, включающая занятия с старшеклассниками, беседы и лекции с родителями и педагогами. Полученные результаты научно подтверждают поставленную гипотезу и являются новым направлением в изучении данной темы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов в практике деятельности школьных психологов по психологическому сопровождению полового воспитания старшеклассников. В частности, составленную программу можно адаптировать под учебный комплекс или систему факультативных занятий, тренинг на постоянной основе. Беседы с родителями являются эффективным средством в профилактике нежелательных сексуальных отклонений у старшеклассников.
Апробация исследования проводилась в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении, средней школе г. Красноярска. В исследовании приняли участие 80 обучающихся 10 и 11 классов, 27 преподавателей и 34 родителя.
Половое воспитание - система педагогических и медицинских мероприятий, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи здорового отношения к вопросам пола. Цель полового воспитания - формирование половой культуры, гигиены и этики пола и половых отношений. Содержание полового воспитания включает формирование чувства пола и социального назначения как представителя пола, а также воспитание гигиены половых отношений у подрастающего поколения.
Анализ теоретических положений отечественных ученых по проблеме полового воспитания в ХХ в. свидетельствует, что наибольший разработки получили следующие: обоснование необходимости реализации полового воспитания в школе в едином учебном процессе; разработка принципов и методов полового воспитания обучающейся молодежи; признание эффективности совместного обучения и воспитания; потребность в специальной подготовке педагогических кадров к половому воспитанию.
Успешность полового воспитания старшеклассников и их готовность к семейной жизни обеспечивается при наличии профессионального единства всех специалистов школы и семьи, обеспечивается психолого-педагогическое просвещение родителей с целью привлечения их внимания к внутреннему миру ребенка и побуждению к рефлексии, повышению ответственности за его эмоциональное и нравственное благополучие.
Основными направлениями психолого-педагогического взаимодействия школы с родителями школьников являются: определение факторов социального риска семьи, которые отрицательно сказываются на способности воспитать духовно-нравственных, здоровых в физическом и психосоциальном плане детей; организация психологической и психосоциальной помощи семье в разрешении супружеских и детско-родительских конфликтов, снятии эмоциональной напряженности, в мобилизации внутренних ресурсов, в преодолении психологических затруднений и кризисов; создание и реализация программ повышения социальной компетенции семьи в формировании семейных ценностей старшеклассников; активное привлечение старшеклассников в просветительскую и профилактическую деятельность путем участия в внеурочной деятельности, тренингах и семинарах.
С целью определения состояния полового воспитания старшеклассников и условий его совершенствования было организовано и проведено эмпирическое исследование. На констатирующем (предпроектном) этапе исследования было проведено анкетирование преподавателей и старшеклассников. Практически все преподаватели ответили, что учащиеся редко задают вопросы, касающиеся половой сферы (83 %), в большинстве случаев они стесняются и не хотят при посторонних говорить на такие темы. Анкетирование показало, что большинство преподавателей считает, то обладает достаточными знаниями для полового воспитания старшеклассников, а также общения на тему половых отношений. 48 % из опрошенных преподавателей считают, что повышение уровня знаний в сфере половых отношений необходимо каждому преподавателю. Подавляющее большинство преподавателей (90 %) считают необходимым ввести во все педагогические ВУЗы страны курс «Половое воспитание» для всех будущих преподавателей независимо от специальности.
В результате анкетирования старшеклассников были получены данные, которые говорят о недостаточности их полового воспитания. Так, большинство из них считают, что «половые отношения» это только про секс; несмотря на то что большая часть школьников планируют создать семью и иметь детей, все же есть те, кто ответил отрицательно на эти вопросы. Нормальным для начала половой жизни старшеклассники считают возраст 15-17 лет, что также является не вполне адекватным нормальному половому мировоззрению. Среди мотивов начала половой жизни школьники выделяют «быть как другие», «казаться взрослее» и алкоголь. Основным источником знаний о половых отношениях среди испытуемых выступает интернет и сверстники. Также, большинство школьников считает, что ранняя половая жизнь может причинить вред, но есть и те, кто так не думает. Также не все опрошенные старшеклассники считают, что в школе нужны уроки полового воспитания.
Ответы участников способствовали составлению программы психологического сопровождения полового воспитания и старшеклассников, включающую программу уроков по половому воспитанию, содержащую информацию, являющуюся основой для формирования социально приемлемого поведения старшеклассников, ценностные ориентиры на здоровый образ жизни, семью, психологическую ценность ребенка, а также ряд профилактических мер против старшеклассников беременностей, ЗШП1 и абортов, ВИЧ.
После внедрения программы психологического сопровождения полового воспитания старшеклассников был осуществлен контрольный эксперимент, который показал качественные изменения в отношении обучающихся к половому воспитанию.
Так, после программы большая часть школьников вкладывает в понятие «половые отношения» не только сексуальную связь но и романтические отношения и этику отношений. Также, после проведения уроков все школьники планируют создавать семью и большинство юношей и девушек хотели бы иметь детей. Большинство школьников также считают, что ранняя половая жизнь может причинить вред. Изменилось мнение школьников о возрастных границах начала половой жизни. Если до программы они считали, что это возраст 15-17 лет, а некоторые и раньше, то после программы большинство школьников считает, что это возраст 18 и после 18. Необходимость уроков полового воспитания в школе по мнению опрошенных старшеклассников существенно возросла. Из контрольного анкетирования видно, что практически все школьники хотели бы получить знания по вопросам полового воспитания.
Таким образом, можно сделать вывод, что на этапе старшей школы ученики уже вполне осведомлены о половой жизни и некоторые уже имели сексуальный опыт. Тем не менее старшеклассники не вполне отдают отчет последствиям ранней половой жизни и не ознакомлены с особенностями межличностных половых взаимоотношений, методами и способами контрацепции, профилактики нежелательной беременности. Поэтому в работе с такими школьниками более целесообразно не половое воспитание, а психологическое сопровождение полового воспитания, включающее психологическую поддержку и просвещение, тренинговую работу. Это будет способствовать нормализации представлений школьников об интимных взаимоотношениях, оптимизации этих взаимоотношений и формированию конструктивных способов поведения, направленных на создание системы семейных ценностей и установок.
Итак, половое воспитание в школе - это целенаправленное психолого-педагогическое воздействие, способствующее формированию социально приемлемых взаимоотношений лиц противоположного пола, воспитанию нравственных отношений между мальчиками и девочками, юношами и девушками, мужчинами и женщинами. Только специалисты, владеющие психолого-педагогическими знаниями и методикой обучения, способны сделать эту работу более эффективной".
Преподаватели, как непосредственные участники образовательного процесса должны разделять инициативу по внедрению программы в учебный процесс старших школьников, однако, учитывая тот факт, что среди преподавателей есть люди разного возраста и разного воспитания, а также то, что они могут не обладать необходимыми знаниями в части полового воспитания, проведение лекций и бесед необходимая деятельность в рамках программы.
В работе с родителями целесообразно проводить родительские собрания, лекции, беседы, консультации, что будет способствовать улучшению полового воспитания старшеклассников.
Подводя итог исследования, можно отметить, что поставленная гипотеза подтвердилась: психологическое сопровождение полового воспитания старшеклассников будет эффективным если:
- будут учитываться их возрастные особенности развития;
- будет включать совокупность разных групповых и индивидуальных форм работы, ориентированных на расширение знаний о нравственно половых отношениях;
- будет предусматривать участие старшеклассников в проведении различных мероприятий и психологических тренингов по половому воспитанию.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 672 с.
2. Аккузина О.П. «Вопросы психологии» // Установки
старшеклассников по отношению к началу половой жизни. № 4. М.: Наука, 2001. 480 с.
3. Акутина С.П. Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы: дис. д-ра пед. наук. Н. Новгород, 2010, 511 с.
4. Алексеев Б.Е. Старшеклассниковая сексология. СПб: Профлитиздат, 2014. 297 с.
5. Аникина И., Базина Т., Ахапкина А. Воспитательное пространство: социокультурная среда и традиции семьи // Нар. образование. 2005. № 7. С. 48-53.
6. Барышников Е.Н. Становление воспитательной системы
образовательного учреждения: учеб.-метод. пособие СПбАППО. СПб., 2005. 241 с.
7. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1998. 298 с.
8. Боденко Б.Б. Педагогические условия общекультурного становления школьника в образовательной среде. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. 93 с.
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды // Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДОК», 2001. 349 с.
10. Бородина Е.Н. Педагогические условия формирования
традиционных духовно-нравственных семейных ценностей у
старшеклассников // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6.
11. Виниченко М.А. Психологические особенности развития направленности личности старших школьников в разных социокультурных условиях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 8.
12. Волжина О.И. Воспитательный потенциал современной семьи // Дополнительное образование и воспитание. 2007. № 8. С. 7-9.
13. Волков Б.С. Психология юности и молодости: уч. пособие. М.: Академический Проект: Трикста, 2006. 256 с.
14. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
15. Гарафутдинова И.Ф. Педагогические условия и модель формирования готовности сельских старшеклассников к семейной жизни средствами игровых технологий // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 4-2. С. 112-118.
16. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: «Просвещение»., 2010. 23 с.
17. Девятых С.Ю. К построению модели психологического сопровождения психосексуального развития в условиях учреждения образования // Социосфера. 2010. № 3. С. 29-35.
18. Девятых С.Ю. Психосексуальная социализация молодежи и ее сопровождение в образовательной среде: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по психологическим и педагогическим специальностям. Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2011. 112 с.
19. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников: учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.А. Захарченко. СПб.: СпбАППО, 2011. 138 с.
20. Духовно-нравственные основы семьи: Хрестоматия для учителя. Часть III. Семья в русской литературе. XIX в. / Сост. Т.Г. Кислицына. М.: Школьная Пресса, 2001. 128 с.
21. Журавлева И.В. Репродуктивное здоровье старшеклассников и проблемы полового просвещения // Социологические исследования. 2004. №7. С. 133-142.
22. Загладина Х.Т. и др. Изучение семейных ценностных ориентаций у учащихся среднего школьного возраста // Воспитание школьников. 2012. № 6. С. 61-68.
23. Зритнева Е.И. Воспитание будущего семьянина в современной России: дис. д-ра пед. наук. Северо-Кавказский государственный технический университет. Ставрополь, 2006. 370 с.
24. Иванов В.М., Литвинов А.А., Хусаинов А.В. Система ценностей при воспитании школьников в современной школе // Концепт. 2014. Спецвыпуск № 18.
25. Иванова О.Н. Педагогическое сопровождение полоролевого развития детей старшего дошкольного возраста: дисс. канд.пед.наук. Великий Новгород, 2006. 208 с.
26. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты. Изд. 2-е, перераб. и доп. Л.: Медицина, 1988. 160 с.
27. Кон И.С. Введение в сексологию / И.С. Кон М.: АСТ, 2015. 211 с.
28. Лявшина T.X. Сексуальное воспитание детей и старшеклассников. СПб.: Изд-во «ДИЛЯ», 2003. 128 с.
29. Мангер Т.Э. Социально-культурные условия формирования ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. № 8. 2013.
30. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов / Л.П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 2008. 542 с.
31. Моисеев Д.А., Крыгина Н. Нравственные основы семейной жизни: хрестоматия для учителя. 10 класс. Екатеринбург, 2010. 304 с.
32. Мясищев В.Н. Психотерапевтическая энциклопедия / Под. ред. Б.Д. Карвасарского. Изд. 2-е, доп. и перераб. СПб.: Питер, 2000. С. 394-195.
33. Панкова Л.М. Человек и семья: философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений: дис. д-ра пед. наук. Ленинградский государственный областной институт им. А.С. Пушкина. СПб., 2006. 385 с.
34. Патрикеева Э.Г., Трухманова Е.Н. Динамика системы ценностных ориентаций, определяющих отношение к учебной деятельности современной учащейся молодежи // Психология обучения. № 3. 2014. С. 87-102.
35. Петрова Л.В. Половое воспитание старших школьников в контексте системы образования // Педагогическое образование в России: Научный журнал. Екатеринбург, 2014. С. 124-127.
36. Половое воспитание: учебник для высш. учеб. заведен. / под общ. ред. Г.А. Кураева, Р.Ф. Морозовой. Ростов н/Д: Феникс, 2001. 320 с.
37. Рогова А.М. Динамика изменений установок на семью среди различных категорий молодого поколения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т.14. № 37. С. 316-319.
38. Розин В.М. Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание: учебное пособие для вузов. М.: Логос; Высшая школа, 1999. 232 с.
39. Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия в условиях реализации новых стандартов: уч.-метод, пособие / Под общ. ред. О.А. Щекиной. СПб.: СПбАППО, 2013. 90 с.
40. Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: Автореф. дис. канд. психол. наук. Санкт- Петербург. гос. ун-т. СПб., 1992. 16 с.
41. Становление культуры семьянина через систему уроков в общеобразовательном учреждении: методическое пособие / Под ред. И.В. Казанцевой; авт.-сост.: И.В. Казанцева, Н.А. Москвичева-Гительсон, Е.Б. Спасская, О.А. Щекина. СПб.: СПбАППО, 2009. 92 с.
42. Скринник Т.А. Воспитание семейных духовно-нравственных ценностей учащихся / Т.А. Скринник // Концепт. № 7. 2015. С.1-6.
43. Тишкина А.В., Патрикеева Э.Г. Семейные ценности в структуре ценностных ориентаций современных старшеклассников Нижегородского региона России // Культура и образование. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http: //vestnik-rzi. ru/2014/06/1976
44. Урбанович Л.Н. Система работы педагогов с родителями в процессе воспитания ценностного отношения к семье у старшеклассников / Л.Н. Урбанович // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. № 4. Т.13. 2007. С.69-73.
45. Федулова А.Б. Семья и семейные ценности: Философско- аксиологический анализ: дисс. канд. филос. наук. Архангельск, 2003. 252с.
46. Хватова М.Б. Социально-педагогические особенности
формирования ценностного отношения к семье и браку у старшеклассников в современных условиях // Вестник Северного федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. № 3. 2015. С.158-163.
47. Чернова Э.Г. Ценностные ориентации современной учащейся молодежи малых городов центральноевропейского региона России: дис. канд. психол. наук. Арзамас, 2003. 152 с.
48. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. Психология развития и возрастная психология: учебник для студентов вузов. М.: Гардарики, 2007. 349 с.
49. Щекина О.А. Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного возраста средствами образовательной деятельности: Методическое пособие. СПб.: ВВМ, 2015. 128 с.
50. Goldman J.D.G. UNESCO’s guidance on puberty and sexual health education for students aged 9-12 years compared to an upper primary school curriculum. Health Education Journal. №74. 2015. P. 340-350.
51. Hildie Leung, Daniel T.L. Shek, Edvina Leung, and Esther Y.W. Shek Development of Contextually-relevant Sexuality Education: Lessons from a Comprehensive Review of Adolescent Sexuality Education Across Cultures. Int. J. Environ ResPublic Health. 2019. №16(4). P. 621. [Electronic resourse]. URL: https://www.ncbi.nlm.nih. gov/pmc/articles/PMC6406865/.
53. Vaughn Millner and Amy W. Upton Sexually Active and Sexually Questioning Students: The Role of School Counselors. Ideas and Research You Can Use: VISTAS 2016.
54. Weed S.E., Ericksen I.H. Re-Examining the Evidence for
Comprehensive Sex Education in Schools: Part One.
Research Findings in the United States. [Electronic resourse]. URL: https://www.in stitute-research.com/CSEReport/Reexamining_the_Evidence-CSE_in_USA_5-29- 18FINAL.pdf.
54. Официальная статистика по ВИЧ в России (обновляемая, аналитика, графики). [Электронный ресурс]. URL: https://spid- vich- zppp.ru/statistika/epid emiya-vich-spida-v-rossii-2017.html
55. Развод в цифрах - статистика разводов в России. [Электронный ресурс]. URL: https: //www.planeta-zakona. ru/blo g/razvod- v-tsifrakh-statistika- razvodov-v-rossii.html/.
56. Всемирная организация здравоохранения. Инфекции, передаваемые половым путем (И1ПП1). [Электронный ресурс]. URL: https: //www.who. int/ru/news-room/fact-sheets/detail/sexually-transmitted- infections-(stis).