ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 9
1.1. Психологические особенности учащихся старших классов 9
1.2. Характеристика учащихся старших классов с нарушением интеллекта.. 16
1.3. Проблема психологического сопровождения профессионального
самоопределения учащихся старших классов с нарушением интеллекта 23
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 31
2.1. Описание экспериментальной выборки и методов исследования 31
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 38
Выводы по главе II 47
ГЛАВА III. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 48
3.1. Методы, условия, принципы формирования профессионального
самоопределения учащихся старших классов 48
3.2. Содержание программы профессионального самоопределения учащихся
старших классов с нарушением интеллекта 58
3.3. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 65
Выводы по главе III 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЯ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 94
Актуальность исследования: Вопрос самоопределения и самоактуализации в профессии и в жизни встаёт остро, особенно в подростковом и младшем юношеском возрасте, способствуя более успешной социальной адаптации и включенности в образовательный процесс. Он является одним из основополагающим в выстраивании образовательного и воспитательного маршрута в работе детьми данного возраста с целью определения жизненных ориентиров и целей, ради которых стоит учиться навыкам эмоционально-волевой саморегуляции, искать понимание и ценность соблюдения норм и правил, поддерживать своё стремления к академическим успехам.
Трудовое воспитание, изучение ремёсел является неотъемлемой частью образовательного маршрута адаптированной программы обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости. Оно предполагает под собой системное освоение трудовых навыков, что делает более успешным и доступным получение дальнейшего профессионального образования из перечня доступных им ремёсел, трудовую самореализацию, а значит, и успешную интеграцию в общество и систему общественных отношений. Снижает риск развития дезадаптации, развития аддикций и закрепления делинквентного поведения как нормы жизни взрослого человека [3].
Но перед выбором профессий у большинства подростков возникают трудности. И обучающимся с интеллектуальными нарушениями в условиях более ограниченного перечня профессий зачастую сложно определиться. Ведь итоговый выбор профессии и продолжения направления обучения всё равно лежит на них. Часто по окончанию школы у обучающихся появляются проблемы с выбором образовательного учреждения с целью получения профессионального образования. Либо выпускник не знает, куда пойти, и ведётся долгая работа сотрудников школы и социальных служб в помощи определения нового места обучения такому подростка, либо даже в отсутствие видимых проблем дети идут часто за компанию со сверстниками получать будущую профессию, не зная что их ждёт и для чего она им нужна, бросая обучение на самых первых курсах из-за отторжения к неподходящей деятельности, что на практике мешает достижению поставленных целей трудового обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями, а значит этот процесс требует дополнительного сопровождения психологической стороны вопроса [1].
А именно, этот выбор становится легче сделать при достаточном количестве просветительской информации об особенностях тех или иных профессий, трудоустройства, обучения, самих образовательных учреждений, льгот, стипендий, рынке труда, а также при достаточном уровне личностных навыков и компетенций.
На данный момент отмечается нехватка целенаправленной работы и продолжаются поиски новых путей в этом направлении. Изучение особенностей профессионального самоопределения обучающихся подросткового возраста с лёгкой степенью умственной отсталости и проведение коррекционно-развивающей профориентационной работы, содержащей в себе просветительскую часть, наглядный опыт, профессиональные пробы и практическую работу по способствованию развития навыков может поспособствовать повышению осознанности и планирования в области профессионального самоопределения обучающихся.
Проблема исследования: недостаточное методическое обеспечение профориентационной работы по психологическому сопровождению профессионального самоопределения учащихся старших классов с нарушением интеллекта.
Объект исследования: профессиональное самоопределение.
Предмет исследования: особенности профессионального самоопределения учащихся старших классов с нарушением интеллекта.
Цель исследования: выявление особенностей и разработка программы психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся старших классов с нарушением интеллекта.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу и методические материалы по проблеме психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся старших классов с нарушением интеллекта;
2. Определить уровень готовности к профессиональному самоопределению, профессиональную направленность и мотивацию учащихся старших классов с нарушением интеллекта;
3. Разработать и апробировать программу психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся старших классов с нарушением интеллекта.
Гипотеза исследования: целенаправленная психолого-педагогическая работа с учащимися старших классов с интеллектуальными нарушениями в области профориентации способствует развитию осознанности выбора профессии и формированию внутренней мотивации профессионального самоопределения.
Теоретико-методологическая основа исследования:
1. Деятельностный подход: (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев) изучение психики, сознания и их развития в деятельности субъекта [9].
2. Системный подход: (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин) изучение различных сторон личности, психики и сознания, а также их развития, в системе с внешней средой [21].
3. Профессиональное самоопределение: (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников) самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, избирательное отношение индивида к миру профессий, процесс формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, а также нахождение смысла выполняемого труда в конкретной социально-экономической ситуации [29].
Методы и методики исследования:
1. Теоретические: анализ литературы.
2. Эмпирические:
наблюдение: тип наблюдения - включенное, с целью изучения и описание хода работы;
беседа: рефлексия, обратная связь от респондентов, уточнение результатов других методик, устное изложение своего отношения к профессиональному самоопределению;
формирующий эксперимент: коррекционно-развивающая программа занятий профориентационной работы;
тестирование: диагностика особенностей профессионального самоопределения через личностные опросники, личностной направленности деятельности, составленные анкеты для сбора мнения на тему профессионального самоопределения, методики диагностики профессионального самоопределения, мотивации выбора профессии и готовности к выбору профессии:
- «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климов [19];
- «Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии» В.Б. Успенский [28];
- Тест-опросник «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчарова [34].
Основные этапы исследования: исследование проводилось в период с 2021 г. по 2023 г. и осуществлялось в несколько этапов:
Подготовительный этап (сентябрь 2021 г. - сентябрь 2022 г.). На данном этапе работы происходило формулирование проблемы, гипотезы, объекта, предмета, цели и задач экспериментального исследования.
В период с февраля по октябрь 2022 г. Изучение и анализ общей и специальной психолого-педагогической и медицинской литературы по проблеме исследования, определение современного ее состояния. Разработка моделей исследования.
Констатирующий этап (октябрь 2022 г. - ноябрь 2022 г.). На данном этапе проходило выявление особенностей психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся старших классов с нарушением интеллекта на основании отобранных методов и методик.
Формирующий этап (ноябрь 2022 г. - апрель 2023 г.). Разработка и реализация программы профориентационной работы с учащимися старших классов с нарушением интеллекта.
Контрольный этап (апрель 2023 г. - май 2023 г.). Состоял в реализации контрольного эксперимента, в анализе полученных результатов эмпирического исследования и оценке эффективности психологической программы по профориентационной работе с учащимися старших классов с нарушением интеллекта.
Осуществлялись обобщение и сравнение полученных результатов исследования, полученных нами на этапах констатирующего и контрольного этапов исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования: обобщение и систематизация знаний об особенностях психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся старших классов с нарушением интеллекта с учетом особенностей личностной мотивации выбора профессии.
Практическая значимость исследования: представленные в работе материалы и методические разработки могут быть использованы в работе другими специалистами (психологами, педагогами, социальными работниками и др.) как справочный материал на тему профориентации и профессионального самоопределения, а так же, как практический, в качестве основы методического обеспечения проведения профориентационной работы.
База и выборка исследования: учащиеся 8-9 классов МБОУ «Средняя школа №4» г. Ачинска, обучающиеся по адаптированной основной образовательной программе НОО для лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Описание структуры диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (142 источников на русском и 21 - на английском языке), приложений. Текст диссертации изложен на 104 страницах.
В первой главе был рассмотрен теоретический анализ проблемы психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся старших классов с нарушением интеллекта. Изучение этого вопроса позволило сделать ряд выводов: в профориентационной деятельности учитывается особенность работы с учащимися относительно их возрастных особенностей, на планирование профориентационных мер влияет факт наличия интеллектуальных нарушений.
Во второй главе был рассмотрен эмпирический анализ констатирующего эксперимента как первого этапа эмпирического исследования. Было выяснено, что в выборе типа своей профессиональной направленности нормотипичные учащиеся отдают выбор интеллектуальной деятельности и общению с людьми, их характеризует более высокий уровень мотивационной готовности к выбору профессии и преобладание внутренних мотивов профессионального самоопределения. В то время как учащиеся с интеллектуальными нарушениями имеют нереалистичные представления о своих профессиональных возможностях, демонстрируют более низкий уровень готовности к своему профессиональному самоопределению в сравнении с нормотипичными учащимися, преобладают внешние социально значимых мотивы профессионального самоопределения.
Из полученных результатов можем сделать вывод, что если подросткам требуется помощь в профессиональном самоопределении, то ученики с интеллектуальными нарушениями требуют особого внимания в данном вопросе, так как испытывают нереалистичные ожидания от своего будущего профессионального выбора, демонстрируют низкую готовность к выбору профессии и затрудняются делать его осознанно и самостоятельно. Что чревато осложнениями не только в выборе профессии, но и в дальнейшем профессиональном и жизненном пути.
Поэтому в психологической программе сделан упор на то, чтобы способствовать развитию осознанности учащихся с интеллектуальными нарушениями в выборе профессии, личной ответственности, внутренней мотивации и мотивационной готовности к профессиональному самоопределению. Лишь часть программы включила в себя профориентацию для работы с реалистичностью ожиданий от профессионального пути испытуемыми экспериментальной группы.
В ходе контрольного эксперимента и анализа его результатов, определено, что у экспериментальной группы как в сравнении с контрольной, так и в динамике с самой собой в сравнении с констатирующим экспериментом, результаты изменились согласно заявленным ожиданиям в гипотезе: у учащихся с интеллектуальными нарушениями старших классов из экспериментальной группы сформировались более реалистичные представления о профессиональной направленности, более высокий уровень мотивационной готовности к профессиональному самоопределению и более выражен ориентир на внутреннюю мотивацию в процессе профессионального самоопределения. Статистические расчеты согласно t- критерия Стьюдента подтвердили достоверность данных.
Гипотеза исследования подтвердилась: целенаправленная коррекционно-развивающая психолого-педагогическая работа с учащимися старших классов с интеллектуальными нарушениями в области профориентации способствует осознанности выбора и формирования направленности профессионального самоопределения учащихся старших классов с интеллектуальными нарушениями с учётом актуального доступного перечня профессий.
1. Аббасов, М.Г. Особенности восприятия и понимания времени у умственно отсталых первоклассников / М.Г. Аббасов // «Дефектология», 2021.-№5.-С. 35-41.
2. Агавелян, О.К. Некоторые вопросы социально-трудовой адаптации выпускников вспомогательной школы / О.К. Агавелян // «Дефектология», 2019. - № 1. - С. 62-67.
3. Акимова, М.К. Психологическая коррекция умственного развития школьников / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. - М.: «Академия», 2020. - 160 с.
4. Аксёнова, А.К. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы / А.К. Аксёнова, А.П. Антропов, И.М. Бгажнокова и др. - М.: «Просвещение», 2020. - 286 с.
5. Алёнкина, О.А. Профессионально-трудовая направленность обучения школьников с умственной отсталостью [Текст] / О.А. Алёнкина // «Психология обучения», 2022. - № 11. - С. 110-123.
6. Ананьева, Т.В. Мой профессиональный выбор: графическая беседа/ Т.В. Ананьева / / «Школьный психолог», 2019. - № 5. - С. 16-17.
7. Ануфриева, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А.Ф. Ануфриева, С.Н. Костромина. М.: Издательство «Ось - 89», 2018. - 224 с.
8. Батышева, С.Я. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. - Изд. 3-е, перераб. - М.: «ЭГВЕС», 2021.-456 с.
9. Белявский, Б.В. Вопросы трудового обучения и профессиональной ориентации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях специальной образовательной организации [Текст] / Б.В. Белявский // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: метод. и практ. журн, 2019. -N 8. - С. 10-17.
10. Бидструп, Х. Комиксы и графика / Х. Бидструп. - М.: «Издательский дом Мещерякова», 2019. - 96 с.
11. Бидструп, Х. Рисунки / Х. Бидструп. - М.: «Издательский дом Мещерякова», 2019. - 208 с.
12. Битянова, М.Р. Модели деятельности психолога в образовательном учреждении / M. Битянова; Т. Беглова. Электронный ресурс. // «Школьный психолог», 2020. - № 2. - С. 23-27.
13. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р.Битянова. -М.: «Генезис», 2020. -298 с.
14. Бобровская, П.Н. Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия»/ П.Н. Бобровская. М.: «Глобус», 2020. - 80 с.
15. Бобровская, Л.Н. Дневник профессионального самоопределения старшеклассника. Серия «Профильная школа»/Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина. М.: «Глобус», 2019. - 89 с.
16. Бродский, Г.А. Методика воспитательной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Г. А. Бродского. СПб.: «Питер», 2019.- 109 с.
17. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/Л.И. Божович. М.: Издательство «Академия», 2021. - 290 с.
18. Большая психологическая энциклопедия. М.: «Эксмо», 2022. - 544 с.
19. Бондарко, А.В. Темпоральность. Модальность / А.В. Бондарко. - СПб.: «Наука», 2019. - 264 с.
20. Бондарь, В.И. О совершенствовании подготовки умственно отсталых детей к самостоятельному труду / В.И. Бондарь, И.Г. Еременко // «Дефектология». - 2019. - № 3. - С. 36-42.
21. Васенков, Г.В. Педагогические аспекты становления профессионально-трудового обучения умственно отсталых школьников/ Г.В. Васенков// Коррекционная педагогика. № 1 (25), 2018. - С. 13-23.
22. Васенков, Г.В. Профессионально-трудовая подготовка умственно отсталых школьников/Г.В. Васенков // Автореф. дисс. доктора пед.н. М., 2021. -25 с.
23. Виноградова, Е.В. О специфике использования термина «когнитивный» в современной лингводидактике / Е.В.Виноградова / Когнитивная парадигма: материалы межд. конф. Пятигорск. гос. лингв. ун-та. - Пятигорск, 2020. - С. 14-17.
24. Волкова, Л.С. Логопедия: учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дефектология» / Под ред. Л.С.Волковой. - М: «Просвещение», 2019. - 527 с.
25. Воробьева, В.К. Ошибки в использовании глаголов детьми с общим недоразвитием речи/ В.К. Воробьева // Пятая научная сессия по дефектологии. -М.: «Просвещение», 2021. - С. 219-221.
26. Воронина, М.В. Представления о мерах времени у учащихся вспомогательной школы / М.В. Воронина // «Дефектология», 2019. - № 3. - С. 28-30.
27. Воронкова, В.В. Дифференцированный подход в коррекционноразвивающем обучении русскому языку умственно отсталых школьников I-V классов: дис. на соискание ученой степени доктора педагогических наук: 13.00.03/ Воронкова Валентина Васильевна. - М.: «Эксмо», 2021. - 371 с.
28. Воронкова, В.В. Дифференцированный подход в обучении умственно отсталых детей младшего школьного возраста на примере усвоения русского языка: монография /В.В. Воронкова; М-во образования Московской области, Акад. социального упр. -М.: «АСОУ», 2019. - 197 с.
29. Воронкова, В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф- тов пед. ин-тов / В.В. Воронкова. - Москва: «Школа-Пресс», 2021. - 416 с.
30. Всеволодова, М.В. Способы выражения временных отношений в современном русском языке / М.В. Всеволодова. - М.: «Издательство Московского университета», 2022. - 283 с.
31. Всеволодова, М.В. Способы выражения временных отношений// Сборник упражнений/ М.В. Всеволодова, Г.Б. Потапов. - М.: «Издательство Московского университета», 2023. - 248 с.
32. Выготский, Л.С. Психология развития человека. — М.: Смысл; М: Эксмо, 2019. — 1136 с.
33. Выготский, Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. 5. - М.: «Педагогика», 2022. - С. 153-165.
34. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.: Научное наследство/Под ред. М. Г. Ярошевского. -М.: «Педагогика», 2022. - 400 с.
35. Выготский, Л.С. Полн.собр.соч. В 6 т. / Л.С. Выготский. М.: «Советская литература», 2020.
36. Галле, А.Г. Тетрадь по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ VIII вида). 7 класс / А.Г. Галле, Л.Л. Кочетова. - М.: «АРКТИ», 2019.-48 с.
37. Гладкая, И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки / И.В. Гладкая. СПб.: «КАРО», 2022. - 234 с.
38. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев: «Наукова думка», 2022. - 144 с.
39. Гринина, Е.С. Возрастная динамика развития внимания у школьников с умственной отсталостью // «Вестник Саратовского областного института развития образования», 2019. - № 2. - С. 44-49.
40. Гринина, Е.С. Особенности памяти умственно отсталых младших школьников// International scientific - practical conference of pedagogues and psychologists «SCIENTIFIC GENESIS» European Association of pedagogues and psychologists «Science», 2019. - С. 35-40.
41. Гюйо, Ж. Происхождение идеи времени / Ж. Гюйо. - СПб.: «Знание», 2021. - 372 с.
42. Даутова, О. Б. Психолого - педагогические основы выбора профиля обучения: учебно-метод. пособие/ О.Б. Даутова. М.: «КАРО», 2021. -112 с.
43. Деркач, А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. - М.: «Аст,» 2021. - 219 с.
44. Диагностика профессионального самоопределения: учеб-метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. - Ижевск: «Удмуртский университет», 2019. - 112 с.
45. Дуброва, Т.И. Вариативные программы подготовки к профессионально-трудовой деятельности учащихся с нарушением интеллекта/Т.И. Дуброва // «Коррекционная педагогика» № 5 (35), 2019. - С. 46-51.
46. Дульнев, Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе / Г.М. Дульнев. - Москва: «Просвещение», 2019. - 216 с.
47. Евсеева, И.В. Современный русский язык: курс лекций / И.В. Евсеева, Т.А. Лузгина, И.А. Славкина, Ф.В. Степанова; под ред. И.А. Славкиной. - Красноярск: «Сибирский федеральный ун-т», 2021. - 642 с.
48. Еникеев М. И. Общая и социальная психология. - М.: «Норма, Инфра-М», 2020.-624 с.
49. Ералиева, С.Г. Некоторые аспекты регуляции деятельности в связи с ориентировкой во времени старших дошкольников с нарушениями умственного развития / С.Г. Ералиева // «Дефектология», 2019. - № 6. - С. 56-62.
50. Ералиева, С.Г. Представления дошкольников с отклонениями в умственном развитии о социально выделенных отрезках времени / С.Г. Ералиева // «Дефектология», 2020. - № 1. - С. 57-62.
51. Жданова, С.П. Психологическое сопровождение профессионального развития студентов-психологов: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / С.П. Жданова. - Томск, 2022. - 252 с.
52. Живлюк, А.П. Профессиональная ориентация школьников в условиях профессиональных проб // «Молодой ученый», 2021. - № 6. - С. 599-601.
53. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей/ С.Д. Забрамная. М.: «Аст», 2020. - 345 с.
54. Занков, Л.В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка / Л.В. Занков. -М.: «Учпедгиз», 2022. - 176 с.
55. Зеер, Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: учеб. пособ. для высшей школы/ Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. - М.: Академический проект; Екатеринбург: «Деловая книга», 2019.- 192 с.
56. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. - М.: «Академический проект», 2022. - 336 с.
57. Зикеев, А.Г. Методика работы над сложными предложениями на уроках русского языка в начальных классах специальных (коррекционных) школ: Пособие для учителя-дефектолога / А. Г. Зикеев. - М.: «ВЛАДОС», 2022. - 272 с.
58. Золотова, Г.А. К вопросу о структуре текстов разного коммуникативного назначения / Г.А. Золотова // «Языковая система и ее развитие во времени и пространстве. Сб. статей к юбилею К. В. Горшковой. - МГУ», 2021.-496 с.
59. Золотова, Г.А. Категории времени и вида с точки зрения текста / Г.А. Золотова // М: «Вопросы языкознания», 2022. - № 3. - С. 8-29.
60. Зубкова, О.В. Неделя профессий в школе / О.В. Зубкова // «Школьный психолог», 2019. - № 15. - С. 24-27.
61. Ильина, Т. А. Системно-структурный подход к организации обучения / Т.А. Ильина. - М.: «Знание», 2022. - 72 с.
62. Ипполитова, Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: учебное пособие для студентов пед. вузов / Н.А. Ильина. - М.: «Флинта, Наука», 2019.- 176 с.
63. Кант, И. Критика чистого разума: собрание сочинений в 8-ми томах / Иммануил Кант. - М.: «Чоро», 2019. -3т.- 799 с.
64. Кислицына, И.К. Особенности выражения временных отношений в словесной речи глухих учащихся / И.К. Кислицына. «Дефектология», 2021. -№3.-С. 24-31.
65. Климов, Е.А. Как выбирать профессию. - М.: «Просвещение»,
2021. -213 с.
66. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие/ Е.А. Климов. Ростов н/Д.: «Феникс», 2019. - 509 с.
67. Ковалев, С.Н. Феномен времени и его интерпретация / С.Н. Ковалев, А.В. Гижа. - Харьков: «Коллегиум», 2022. - 428 с.
68. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. М.: «Академия», 2021. - 176 с.
69. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник для академического бакалавриата / Г.М. Коджаспирова. - Москва: Издательство «Юрайт», 2019. - 719 с.
70. Комская, С.Н. Методические рекомендации к урокам русского языка и развития связной речи в V-VII классах вспомогательной школы / С.Н. Комская. - Свердловск: Цех № 4 объединения «Полиграфист», 2019. - 28 с.
71. Коновалова, С.Н. Формирование предикативной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи / С.Н. Коновалова. - Омск: Издательство «ОмГПУ», 2019.- 170 с.
72. Копылова, Т.Г. Система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида /Т.Г. Копылова, О.Л. Лашина // «Дефектология», 2021. - № 5. - С. 75-78.
73. Краевский, В.В. Методология педагогики: пособие для педагогов-исследователей/ В.В. Краевский. - Чебоксары: «Чуваш», 2020. - 244 с.
74. Кузанский, Н. Собрание сочинений: в 2-х т. / Николай Кузанский. М.: «Мысль», 2021. - 1 т. - 488 с.
75. Кузин, Ф.А. Культура делового общения/Ф.А. Кузин // «Школьный психолог», 2019. - № 2. - С. 24-27.
76. Кузьмина-Сыромятникова, Н.Ф. О работе по развитию временных представлений умственно отсталого ребенка / Н.Ф. Кузьмина - Сыромятникова // Учебно-воспитательная работа вспомогательной школы. - М.,2020.-№2.-С. 62-66.
77. Кукушкина, О.И. Использование информационных технологий в области развития представлений о мире / О.И. Кукушкина // «Педагогика»,
2021. -№6.-С. 64-70.
78. Кукушкина, О.И. Программа «Мир за твоим окном» / О.И. Кукушкина // «Дефектология» - 2019. - № 5. - С. 66-72.
79. Ладыженская, Т.А. Творческие диктанты / Т.А. Ладыженская. - М.: «Учпедгиз», 2022. - 88 с.
80. Левицкий, Ю.А. Основы теории синтаксиса: Учебное пособие по спецкурсу/ Ю.А. Левицкий. - Пермь: «Пермский университет», 2021. - 419 с.
81. Лейбниц, Г.В. Избранные философские сочинения / Перевод членов психологического общества: под ред. В.П. Преображенского / Г.В. Лейбниц. - М.: Товарищество И.Н. Кушнера и К, 2020. - 364 с.
82. Леонтьев, А.А. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания/ А.А. Леонтьев // Вопросы порождения речи и обучения языку. - М.: Издательство Московского Университета, 2022. - С. 6-16.
83. Леонтьев, А.Н. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / А. Н. Леонтьев, Е.Н. Шалобанова // «Вопросы психологии», 2019. - № 1. - С. 57-66.
84. Лепешева, Е.А. Программа личностного и профессионального самоопределения учащихся // «Школьный психолог», 2019. - № 3, фев. - С. 36-37.
85. Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева. - М.: «Академический проект», 2020. - 590 с.
86. Лопатина, А.А. Секреты мастерства: 62 урока о профессиях и мастерах / А. А. Лопатина. М: «Русь», 2022. - 352 с.
87. Макарова, Л.Н. Технологии профессионального творческого саморазвития учащихся/Л. Н. Макарова. М.: «ТЦ Сфера», 2007. - 92 с.
88. Макеева, Т.Г. Тестируем детей: пособие для педагогов / Т.Г. Макеева. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2019. - 352 с.
89. Маклаков А. Г. Общая психология - СПб: «Питер», 2020. - 592 с.
90. Матвеева, Н.Б. Социальная адаптация учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида/Н.Б. Матвеева, Е.С. Погостина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. М.: «Эксмо», 2021. - №3.-С. 47-54.
91. Мирский, С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении /С.Л. Мирский. М.: «Педагогика», 2019. - 160 с.
92. Муравьёва, Е.В. Особенности развития профориентационной направленности умственно отсталых школьников / Е.В. Муравьёва // Коррекционная педагогика. М.: «Аст»,2019. -№ 5 (35). - С. 75-80.
93. Немова, Н.Н. Профильная ориентация школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения // «Управление школой», 2018. - 8 - 15 сент. - С. 15-18.
94. Новак, М.Д. Профориентационная методика «РАДИ» / М.Д. Новак // «Школьный психолог», 2020. - № 19. - С. 40-41.
95. Орлов, В.Г. Шаги к профессии: профориентация - программа для учащихся 9-го класса // «Школьный психолог», 2019. - № 13, июль. - С. 6-11.
96. Основы специальной психологии: учебное пособие / А.К. Акименко, Е.Д. Бурмистрова, Е.А. Георгица, Е.С. Гринина, А.Г. Колчина, О.В. Кухарчук, Т.Ф. Рудзинская, О.И. Суслова, А.В. Шипова, Л.В.Шипова; под ред. Л.В. Шиповой. Саратов: ИЦ «Наука», 2022. - С. 335.