Психологическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся старших классов с нарушением интеллекта
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 9
1.1. Психологические особенности учащихся старших классов 9
1.2. Характеристика учащихся старших классов с нарушением интеллекта.. 16
1.3. Проблема психологического сопровождения профессионального
самоопределения учащихся старших классов с нарушением интеллекта 23
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 31
2.1. Описание экспериментальной выборки и методов исследования 31
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 38
Выводы по главе II 47
ГЛАВА III. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 48
3.1. Методы, условия, принципы формирования профессионального
самоопределения учащихся старших классов 48
3.2. Содержание программы профессионального самоопределения учащихся
старших классов с нарушением интеллекта 58
3.3. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 65
Выводы по главе III 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЯ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 94
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 9
1.1. Психологические особенности учащихся старших классов 9
1.2. Характеристика учащихся старших классов с нарушением интеллекта.. 16
1.3. Проблема психологического сопровождения профессионального
самоопределения учащихся старших классов с нарушением интеллекта 23
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 31
2.1. Описание экспериментальной выборки и методов исследования 31
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 38
Выводы по главе II 47
ГЛАВА III. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 48
3.1. Методы, условия, принципы формирования профессионального
самоопределения учащихся старших классов 48
3.2. Содержание программы профессионального самоопределения учащихся
старших классов с нарушением интеллекта 58
3.3. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 65
Выводы по главе III 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЯ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 94
Актуальность исследования: Вопрос самоопределения и самоактуализации в профессии и в жизни встаёт остро, особенно в подростковом и младшем юношеском возрасте, способствуя более успешной социальной адаптации и включенности в образовательный процесс. Он является одним из основополагающим в выстраивании образовательного и воспитательного маршрута в работе детьми данного возраста с целью определения жизненных ориентиров и целей, ради которых стоит учиться навыкам эмоционально-волевой саморегуляции, искать понимание и ценность соблюдения норм и правил, поддерживать своё стремления к академическим успехам.
Трудовое воспитание, изучение ремёсел является неотъемлемой частью образовательного маршрута адаптированной программы обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости. Оно предполагает под собой системное освоение трудовых навыков, что делает более успешным и доступным получение дальнейшего профессионального образования из перечня доступных им ремёсел, трудовую самореализацию, а значит, и успешную интеграцию в общество и систему общественных отношений. Снижает риск развития дезадаптации, развития аддикций и закрепления делинквентного поведения как нормы жизни взрослого человека [3].
Но перед выбором профессий у большинства подростков возникают трудности. И обучающимся с интеллектуальными нарушениями в условиях более ограниченного перечня профессий зачастую сложно определиться. Ведь итоговый выбор профессии и продолжения направления обучения всё равно лежит на них. Часто по окончанию школы у обучающихся появляются проблемы с выбором образовательного учреждения с целью получения профессионального образования. Либо выпускник не знает, куда пойти, и ведётся долгая работа сотрудников школы и социальных служб в помощи определения нового места обучения такому подростка, либо даже в отсутствие видимых проблем дети идут часто за компанию со сверстниками получать будущую профессию, не зная что их ждёт и для чего она им нужна, бросая обучение на самых первых курсах из-за отторжения к неподходящей деятельности, что на практике мешает достижению поставленных целей трудового обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями, а значит этот процесс требует дополнительного сопровождения психологической стороны вопроса [1].
А именно, этот выбор становится легче сделать при достаточном количестве просветительской информации об особенностях тех или иных профессий, трудоустройства, обучения, самих образовательных учреждений, льгот, стипендий, рынке труда, а также при достаточном уровне личностных навыков и компетенций.
На данный момент отмечается нехватка целенаправленной работы и продолжаются поиски новых путей в этом направлении. Изучение особенностей профессионального самоопределения обучающихся подросткового возраста с лёгкой степенью умственной отсталости и проведение коррекционно-развивающей профориентационной работы, содержащей в себе просветительскую часть, наглядный опыт, профессиональные пробы и практическую работу по способствованию развития навыков может поспособствовать повышению осознанности и планирования в области профессионального самоопределения обучающихся.
Проблема исследования: недостаточное методическое обеспечение профориентационной работы по психологическому сопровождению профессионального самоопределения учащихся старших классов с нарушением интеллекта.
Объект исследования: профессиональное самоопределение.
Предмет исследования: особенности профессионального самоопределения учащихся старших классов с нарушением интеллекта.
Цель исследования: выявление особенностей и разработка программы психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся старших классов с нарушением интеллекта.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу и методические материалы по проблеме психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся старших классов с нарушением интеллекта;
2. Определить уровень готовности к профессиональному самоопределению, профессиональную направленность и мотивацию учащихся старших классов с нарушением интеллекта;
3. Разработать и апробировать программу психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся старших классов с нарушением интеллекта.
Гипотеза исследования: целенаправленная психолого-педагогическая работа с учащимися старших классов с интеллектуальными нарушениями в области профориентации способствует развитию осознанности выбора профессии и формированию внутренней мотивации профессионального самоопределения.
Теоретико-методологическая основа исследования:
1. Деятельностный подход: (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев) изучение психики, сознания и их развития в деятельности субъекта [9].
2. Системный подход: (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин) изучение различных сторон личности, психики и сознания, а также их развития, в системе с внешней средой [21].
3. Профессиональное самоопределение: (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников) самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, избирательное отношение индивида к миру профессий, процесс формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, а также нахождение смысла выполняемого труда в конкретной социально-экономической ситуации [29].
Методы и методики исследования:
1. Теоретические: анализ литературы.
2. Эмпирические:
наблюдение: тип наблюдения - включенное, с целью изучения и описание хода работы;
беседа: рефлексия, обратная связь от респондентов, уточнение результатов других методик, устное изложение своего отношения к профессиональному самоопределению;
формирующий эксперимент: коррекционно-развивающая программа занятий профориентационной работы;
тестирование: диагностика особенностей профессионального самоопределения через личностные опросники, личностной направленности деятельности, составленные анкеты для сбора мнения на тему профессионального самоопределения, методики диагностики профессионального самоопределения, мотивации выбора профессии и готовности к выбору профессии:
- «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климов [19];
- «Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии» В.Б. Успенский [28];
- Тест-опросник «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчарова [34].
Основные этапы исследования: исследование проводилось в период с 2021 г. по 2023 г. и осуществлялось в несколько этапов:
Подготовительный этап (сентябрь 2021 г. - сентябрь 2022 г.). На данном этапе работы происходило формулирование проблемы, гипотезы, объекта, предмета, цели и задач экспериментального исследования.
В период с февраля по октябрь 2022 г. Изучение и анализ общей и специальной психолого-педагогической и медицинской литературы по проблеме исследования, определение современного ее состояния. Разработка моделей исследования.
Констатирующий этап (октябрь 2022 г. - ноябрь 2022 г.). На данном этапе проходило выявление особенностей психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся старших классов с нарушением интеллекта на основании отобранных методов и методик.
Формирующий этап (ноябрь 2022 г. - апрель 2023 г.). Разработка и реализация программы профориентационной работы с учащимися старших классов с нарушением интеллекта.
Контрольный этап (апрель 2023 г. - май 2023 г.). Состоял в реализации контрольного эксперимента, в анализе полученных результатов эмпирического исследования и оценке эффективности психологической программы по профориентационной работе с учащимися старших классов с нарушением интеллекта.
Осуществлялись обобщение и сравнение полученных результатов исследования, полученных нами на этапах констатирующего и контрольного этапов исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования: обобщение и систематизация знаний об особенностях психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся старших классов с нарушением интеллекта с учетом особенностей личностной мотивации выбора профессии.
Практическая значимость исследования: представленные в работе материалы и методические разработки могут быть использованы в работе другими специалистами (психологами, педагогами, социальными работниками и др.) как справочный материал на тему профориентации и профессионального самоопределения, а так же, как практический, в качестве основы методического обеспечения проведения профориентационной работы.
База и выборка исследования: учащиеся 8-9 классов МБОУ «Средняя школа №4» г. Ачинска, обучающиеся по адаптированной основной образовательной программе НОО для лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Описание структуры диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (142 источников на русском и 21 - на английском языке), приложений. Текст диссертации изложен на 104 страницах.
Трудовое воспитание, изучение ремёсел является неотъемлемой частью образовательного маршрута адаптированной программы обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости. Оно предполагает под собой системное освоение трудовых навыков, что делает более успешным и доступным получение дальнейшего профессионального образования из перечня доступных им ремёсел, трудовую самореализацию, а значит, и успешную интеграцию в общество и систему общественных отношений. Снижает риск развития дезадаптации, развития аддикций и закрепления делинквентного поведения как нормы жизни взрослого человека [3].
Но перед выбором профессий у большинства подростков возникают трудности. И обучающимся с интеллектуальными нарушениями в условиях более ограниченного перечня профессий зачастую сложно определиться. Ведь итоговый выбор профессии и продолжения направления обучения всё равно лежит на них. Часто по окончанию школы у обучающихся появляются проблемы с выбором образовательного учреждения с целью получения профессионального образования. Либо выпускник не знает, куда пойти, и ведётся долгая работа сотрудников школы и социальных служб в помощи определения нового места обучения такому подростка, либо даже в отсутствие видимых проблем дети идут часто за компанию со сверстниками получать будущую профессию, не зная что их ждёт и для чего она им нужна, бросая обучение на самых первых курсах из-за отторжения к неподходящей деятельности, что на практике мешает достижению поставленных целей трудового обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями, а значит этот процесс требует дополнительного сопровождения психологической стороны вопроса [1].
А именно, этот выбор становится легче сделать при достаточном количестве просветительской информации об особенностях тех или иных профессий, трудоустройства, обучения, самих образовательных учреждений, льгот, стипендий, рынке труда, а также при достаточном уровне личностных навыков и компетенций.
На данный момент отмечается нехватка целенаправленной работы и продолжаются поиски новых путей в этом направлении. Изучение особенностей профессионального самоопределения обучающихся подросткового возраста с лёгкой степенью умственной отсталости и проведение коррекционно-развивающей профориентационной работы, содержащей в себе просветительскую часть, наглядный опыт, профессиональные пробы и практическую работу по способствованию развития навыков может поспособствовать повышению осознанности и планирования в области профессионального самоопределения обучающихся.
Проблема исследования: недостаточное методическое обеспечение профориентационной работы по психологическому сопровождению профессионального самоопределения учащихся старших классов с нарушением интеллекта.
Объект исследования: профессиональное самоопределение.
Предмет исследования: особенности профессионального самоопределения учащихся старших классов с нарушением интеллекта.
Цель исследования: выявление особенностей и разработка программы психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся старших классов с нарушением интеллекта.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу и методические материалы по проблеме психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся старших классов с нарушением интеллекта;
2. Определить уровень готовности к профессиональному самоопределению, профессиональную направленность и мотивацию учащихся старших классов с нарушением интеллекта;
3. Разработать и апробировать программу психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся старших классов с нарушением интеллекта.
Гипотеза исследования: целенаправленная психолого-педагогическая работа с учащимися старших классов с интеллектуальными нарушениями в области профориентации способствует развитию осознанности выбора профессии и формированию внутренней мотивации профессионального самоопределения.
Теоретико-методологическая основа исследования:
1. Деятельностный подход: (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев) изучение психики, сознания и их развития в деятельности субъекта [9].
2. Системный подход: (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин) изучение различных сторон личности, психики и сознания, а также их развития, в системе с внешней средой [21].
3. Профессиональное самоопределение: (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников) самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, избирательное отношение индивида к миру профессий, процесс формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, а также нахождение смысла выполняемого труда в конкретной социально-экономической ситуации [29].
Методы и методики исследования:
1. Теоретические: анализ литературы.
2. Эмпирические:
наблюдение: тип наблюдения - включенное, с целью изучения и описание хода работы;
беседа: рефлексия, обратная связь от респондентов, уточнение результатов других методик, устное изложение своего отношения к профессиональному самоопределению;
формирующий эксперимент: коррекционно-развивающая программа занятий профориентационной работы;
тестирование: диагностика особенностей профессионального самоопределения через личностные опросники, личностной направленности деятельности, составленные анкеты для сбора мнения на тему профессионального самоопределения, методики диагностики профессионального самоопределения, мотивации выбора профессии и готовности к выбору профессии:
- «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климов [19];
- «Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии» В.Б. Успенский [28];
- Тест-опросник «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчарова [34].
Основные этапы исследования: исследование проводилось в период с 2021 г. по 2023 г. и осуществлялось в несколько этапов:
Подготовительный этап (сентябрь 2021 г. - сентябрь 2022 г.). На данном этапе работы происходило формулирование проблемы, гипотезы, объекта, предмета, цели и задач экспериментального исследования.
В период с февраля по октябрь 2022 г. Изучение и анализ общей и специальной психолого-педагогической и медицинской литературы по проблеме исследования, определение современного ее состояния. Разработка моделей исследования.
Констатирующий этап (октябрь 2022 г. - ноябрь 2022 г.). На данном этапе проходило выявление особенностей психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся старших классов с нарушением интеллекта на основании отобранных методов и методик.
Формирующий этап (ноябрь 2022 г. - апрель 2023 г.). Разработка и реализация программы профориентационной работы с учащимися старших классов с нарушением интеллекта.
Контрольный этап (апрель 2023 г. - май 2023 г.). Состоял в реализации контрольного эксперимента, в анализе полученных результатов эмпирического исследования и оценке эффективности психологической программы по профориентационной работе с учащимися старших классов с нарушением интеллекта.
Осуществлялись обобщение и сравнение полученных результатов исследования, полученных нами на этапах констатирующего и контрольного этапов исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования: обобщение и систематизация знаний об особенностях психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся старших классов с нарушением интеллекта с учетом особенностей личностной мотивации выбора профессии.
Практическая значимость исследования: представленные в работе материалы и методические разработки могут быть использованы в работе другими специалистами (психологами, педагогами, социальными работниками и др.) как справочный материал на тему профориентации и профессионального самоопределения, а так же, как практический, в качестве основы методического обеспечения проведения профориентационной работы.
База и выборка исследования: учащиеся 8-9 классов МБОУ «Средняя школа №4» г. Ачинска, обучающиеся по адаптированной основной образовательной программе НОО для лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Описание структуры диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (142 источников на русском и 21 - на английском языке), приложений. Текст диссертации изложен на 104 страницах.
В первой главе был рассмотрен теоретический анализ проблемы психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся старших классов с нарушением интеллекта. Изучение этого вопроса позволило сделать ряд выводов: в профориентационной деятельности учитывается особенность работы с учащимися относительно их возрастных особенностей, на планирование профориентационных мер влияет факт наличия интеллектуальных нарушений.
Во второй главе был рассмотрен эмпирический анализ констатирующего эксперимента как первого этапа эмпирического исследования. Было выяснено, что в выборе типа своей профессиональной направленности нормотипичные учащиеся отдают выбор интеллектуальной деятельности и общению с людьми, их характеризует более высокий уровень мотивационной готовности к выбору профессии и преобладание внутренних мотивов профессионального самоопределения. В то время как учащиеся с интеллектуальными нарушениями имеют нереалистичные представления о своих профессиональных возможностях, демонстрируют более низкий уровень готовности к своему профессиональному самоопределению в сравнении с нормотипичными учащимися, преобладают внешние социально значимых мотивы профессионального самоопределения.
Из полученных результатов можем сделать вывод, что если подросткам требуется помощь в профессиональном самоопределении, то ученики с интеллектуальными нарушениями требуют особого внимания в данном вопросе, так как испытывают нереалистичные ожидания от своего будущего профессионального выбора, демонстрируют низкую готовность к выбору профессии и затрудняются делать его осознанно и самостоятельно. Что чревато осложнениями не только в выборе профессии, но и в дальнейшем профессиональном и жизненном пути.
Поэтому в психологической программе сделан упор на то, чтобы способствовать развитию осознанности учащихся с интеллектуальными нарушениями в выборе профессии, личной ответственности, внутренней мотивации и мотивационной готовности к профессиональному самоопределению. Лишь часть программы включила в себя профориентацию для работы с реалистичностью ожиданий от профессионального пути испытуемыми экспериментальной группы.
В ходе контрольного эксперимента и анализа его результатов, определено, что у экспериментальной группы как в сравнении с контрольной, так и в динамике с самой собой в сравнении с констатирующим экспериментом, результаты изменились согласно заявленным ожиданиям в гипотезе: у учащихся с интеллектуальными нарушениями старших классов из экспериментальной группы сформировались более реалистичные представления о профессиональной направленности, более высокий уровень мотивационной готовности к профессиональному самоопределению и более выражен ориентир на внутреннюю мотивацию в процессе профессионального самоопределения. Статистические расчеты согласно t- критерия Стьюдента подтвердили достоверность данных.
Гипотеза исследования подтвердилась: целенаправленная коррекционно-развивающая психолого-педагогическая работа с учащимися старших классов с интеллектуальными нарушениями в области профориентации способствует осознанности выбора и формирования направленности профессионального самоопределения учащихся старших классов с интеллектуальными нарушениями с учётом актуального доступного перечня профессий.
Во второй главе был рассмотрен эмпирический анализ констатирующего эксперимента как первого этапа эмпирического исследования. Было выяснено, что в выборе типа своей профессиональной направленности нормотипичные учащиеся отдают выбор интеллектуальной деятельности и общению с людьми, их характеризует более высокий уровень мотивационной готовности к выбору профессии и преобладание внутренних мотивов профессионального самоопределения. В то время как учащиеся с интеллектуальными нарушениями имеют нереалистичные представления о своих профессиональных возможностях, демонстрируют более низкий уровень готовности к своему профессиональному самоопределению в сравнении с нормотипичными учащимися, преобладают внешние социально значимых мотивы профессионального самоопределения.
Из полученных результатов можем сделать вывод, что если подросткам требуется помощь в профессиональном самоопределении, то ученики с интеллектуальными нарушениями требуют особого внимания в данном вопросе, так как испытывают нереалистичные ожидания от своего будущего профессионального выбора, демонстрируют низкую готовность к выбору профессии и затрудняются делать его осознанно и самостоятельно. Что чревато осложнениями не только в выборе профессии, но и в дальнейшем профессиональном и жизненном пути.
Поэтому в психологической программе сделан упор на то, чтобы способствовать развитию осознанности учащихся с интеллектуальными нарушениями в выборе профессии, личной ответственности, внутренней мотивации и мотивационной готовности к профессиональному самоопределению. Лишь часть программы включила в себя профориентацию для работы с реалистичностью ожиданий от профессионального пути испытуемыми экспериментальной группы.
В ходе контрольного эксперимента и анализа его результатов, определено, что у экспериментальной группы как в сравнении с контрольной, так и в динамике с самой собой в сравнении с констатирующим экспериментом, результаты изменились согласно заявленным ожиданиям в гипотезе: у учащихся с интеллектуальными нарушениями старших классов из экспериментальной группы сформировались более реалистичные представления о профессиональной направленности, более высокий уровень мотивационной готовности к профессиональному самоопределению и более выражен ориентир на внутреннюю мотивацию в процессе профессионального самоопределения. Статистические расчеты согласно t- критерия Стьюдента подтвердили достоверность данных.
Гипотеза исследования подтвердилась: целенаправленная коррекционно-развивающая психолого-педагогическая работа с учащимися старших классов с интеллектуальными нарушениями в области профориентации способствует осознанности выбора и формирования направленности профессионального самоопределения учащихся старших классов с интеллектуальными нарушениями с учётом актуального доступного перечня профессий.
Подобные работы
- МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПОСЕЩАЮЩИХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ СЕРИИ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ТЕХНИКУМА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТОВ УЧЕБНОЙ И ХОББИ- АКТИВНОСТИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ЖУРНАЛИСТИКИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - Технологии «Абилимпикс» как педагогические компоненты инклюзивного образования в контексте предметной области «Технология» в современной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021 - Особенности готовности будущих педагогов-психологов к работе по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ АБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ИНТЕРНАТНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ: ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников с задержкой психического развития
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018



