ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие девиаций в современной психологической науке 6
1.2. Особенности проявления девиантного поведения у детей младшего
школьного возраста 14
1.3. Формы и методы психологической профилактики девиантного
поведения у младших школьников 23
Выводы по Главе 1 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТИ К
ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 30
2.1. Организация и анализ результатов констатирующего этапа
эксперимента 30
2.2. Содержание и паспорт проекта, направленного на профилактику
девиантного поведения детей младшего школьного возраста 45
2.3. Анализ контрольного этапа эксперимента 52
Выводы по Главе 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проблема девиантного поведения и его профилактика изучается уже долгое время, ей посвящено множество публикаций отечественных и зарубежных авторов (С.А. Беличева, Я.И. Гилинского, Э. Дюркгейма, Е.В. Змановской, Ю.А. Клейберг, В.Д. Менделевич и др.).
Девиантное поведение несет в себе нарушение социальных и культурных норм, поэтому является угрозой общественного и социального порядка.
Все большее распространение в детской среде отклоняющихся от общепринятых норм видов поведения приводит к росту преступности, алкоголизации и наркотизации населения, а также других социально-опасных явлений. Склонность к девиантному поведению несовершеннолетних детерминируется множеством причин, к которым относятся социально-экономическое положение в стране, неблагополучие в семье, попустительский стиль воспитания, психофизические отклонения и другие. Одной из причин является нарушение адаптации, связанной с переходом детей из дошкольного учреждения в школу. Успешность учебной деятельности, взаимодействия ребенка с детским коллективом и педагогами зависит от психологического состояния детей. Ни все школьники по ряду причин благополучно проходят этап адаптации к новой социальной среде. У таких учащихся со временем возможны проявления девиантного поведения. Обычно первые проявления девиантного поведения начинаются с переходом в подростковый возраст (11 - 12 лет), однако, возможны и более ранние проявления [10].
Следовательно, важно выявлять детей, начиная с начальной школы, склонных к девиантному поведению и своевременно принимать меры по профилактике нежелательных форм поведения. Психологическими условиями профилактики склонности к девиантному поведению в младшем школьном возрасте является комплексное воздействие с использованием различных методов и приемов, таких как беседа, дискуссия, ролевые и дидактические игры, арт-терапия и ее разновидности, адаптированных с учетом возрастных и индивидуальных личностных особенностей учащихся.
Актуальность темы проектной работы обусловлена нарастающим интересом к проблеме девиантного поведения несовершеннолетних. Проблема профилактики склонности к девиантному поведению является особо актуальной, так как именно подрастающее поколение определяет дальнейшее развитие общества. Для того, чтобы работа с несовершеннолетними позволила достигнуть высоких результатов, необходимо уделить внимание вопросу о профилактике склонности к девиантному поведению, начиная с младшего школьного возраста.
Следовательно, актуальность данной проблемы и поиск путей ее решения, определили выбор темы проектного исследования «Психологическая профилактика склонности к девиантному поведению в младшем школьном возрасте».
Цель проектной работы заключается в разработке и апробации проекта, направленного на психологическую профилактику склонности к девиантному поведению у детей младшего школьного возраста.
Объект проектной работы - девиантное поведение младших школьников.
Предмет проектной работы - психологическая профилактика склонности к девиантному поведению младших школьников.
Проектная идея заключается в том, что дети младшего школьного возраста, имеющие склонность к девиантному поведению, характеризуются повышенной агрессивностью, слабой сформированностью коммуникативных навыков, трудностью в социальной адаптации. Наибольшего результата в профилактике девиантного поведения можно добиться, используя в работе комплекс различных методов - арт-терапия, групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, классические дидактические методы и приемы.
В соответствии с целью, объектом и предметом проектной работы были поставлены следующие задачи:
1) на основе теоретического анализа обосновать сущность девиантного поведения младших школьников как психологического феномена;
2) экспериментально проверить и проанализировать склонность к девиантному поведению детей младшего школьного возраста;
3) разработать и апробировать программу профилактики склонности к девиантному поведению у младших школьников;
4) экспериментально проверить эффективность программы профилактики склонности к девиантному поведению детей младшего школьного возраста.
В проектной работе были использованы теоретические и эмпирические методы исследования, методы обработки и интерпретации.
В качестве теоретических методов исследования выступали анализ, синтез, обобщение и классификация психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме исследования.
В качестве эмпирических методов были использованы: эксперимент, проективные.
В качестве методов обработки и интерпретации был использован процентный анализ.
Диагностика осуществлялась с использованием следующих методик: тест фрустрационных реакций Розенцвейга (детский вариант), тест руки Э. Вагнера.
Проектное исследование проводилось на базе МБОУ ЧАСТООСТРОВСКАЯ СОШ, с. Частоостровское, Красноярского края.
Описание структуры работы: проектная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В последнее время в обществе наблюдается увеличение преступности, употребления алкоголя и психоактивных веществ в молодежной среде. Также заметна тенденция к увеличению числа детей младшего школьного возраста с признаками девиантного поведения. Следовательно, вопрос о профилактике склонности к девиантному поведению в современных условиях особенно актуален, начиная с поступления ребенка в школу. Типичные проявления отклонений в поведении детей (склонность к агрессии, зависимостям, самоволию, систематическому нарушению дисциплины, хулиганству и другие) могут повлечь за собой серьезные трудности социальной адаптации такого ребенка в обществе, повышаются риски во взрослом возрасте стать социально-опасным.
В ходе исследования были получены результаты, позволяющие сделать следующие выводы:
1. Анализ специальной психологической и педагогической литературы показал, что понятие «девиантное поведение» носит междисциплинарный характер и имеет особенности толкования в зависимости от выбора теорий и направлений в современной науке. Авторами работ по данной проблеме, феномен девиантного поведения определяется как устойчивое поведение личности или группы, отклоняющееся от общепринятых общественных норм и правил, систематическое повторение влечет за собой социальную дезадаптацию. Необходимо отметить, что девиантное поведение инициируется комплексом причин, включающих влияние социальной среды и социально-экономических факторов с одной стороны, и влияние биологических и психологических особенностей личности с другой стороны. Причинами отклоняющегося поведения в детской среде могут быть неблагополучные семьи, отклонения в психическом развитии ребенка, безнадзорность и беспризорность. Дети из благополучных семей также могут проявлять признаки девиантного поведения вследствие повального увлечения гаджетами, замены реального общения социальными сетями, вседозволенность и безнаказанность, попустительский стиль семейного воспитания, неблагоприятное влияние компании сверстников. Все вышеперечисленные факторы в совокупности могут привести к устойчивым формам девиантного поведения. В ходе анализа литературы также были охарактеризованы формы и методы работы по профилактике склонности к отклоняющемуся поведению в младшем школьном возрасте. Эффективны как индивидуальные, так и групповые способы работы с учащимися. При выборе методов профилактики девиантного поведения детей учитываются индивидуальные психологические и возрастные особенности ребенка, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и социально - психологических факторов.
2. В ходе констатирующего эксперимента в рамках проектного исследования были выявлены психологические особенности детей, склонных к девиантному поведению, такие как склонность к агрессивному поведению в фрустрирующей ситуации, демонстративность, зависимое поведение, низкая стрессоустойчивость, неумение адекватно реагировать на конфликтную ситуацию, также общее снижение социальной адаптации.
3. Анализ результатов психологической диагностики позволил сформулировать цель и задачи, необходимые для реализации проектной идеи. В ходе реализации проекта по профилактике склонности к девиантному поведению в младшем школьном возрасте была разработана программа занятий с детьми экспериментальной группы в составе 11 человек и составлены методические рекомендации для родителей и педагогов в виде памяток по профилактике девиантного поведения. Содержание программы профилактики составило 12 занятий с применением различных методов и техник: дидактические игры, дискуссии, мозговой штурм, арт-терапия, беседы на различные темы, решение проблемных ситуаций, технологии здоровьесбережения.
4. После апробации проекта была проведена повторная диагностика участников эксперимента, по результатам которой выявлена положительная динамика в экспериментальной группе школьников. Значительно снизился уровень склонности к проявлению агрессии, улучшились коммуникативные навыки и уровень саморегуляции поведения.
Таким образом, в ходе исследования были реализованы цель и задачи выпускной квалификационной работы, а также апробирован проект профилактики склонности к девиантному поведению младших школьников.
1. Абрамов Г.С. Практикум по психологическому консультированию. М., 2005. 120 с.
2. Азарова Е.А. Психология зависимостей. М., 2012. 580 с.
3. Азарова Л.А., Сятковкий В.А. Психология девиантного поведения: учеб-метод. комплекс. Минск, 2009. 164 с.
4. Баженов В.Г. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников / В.Г. Баженов, В.П. Баженова. Ростов н/Д., 2017. 320 с.
5. Барканова О.В. Методики диагностики эмоциональной сферы:
психологический практикум [серия: Библиотека актуальной
психологии]. Вып. 2. Красноярск, 2009. 237 с.
6. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1994. 199 с.
7. Гилинский Я.И., Афанасьев В.Г. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. СПб., 2009. 265 с.
8. Гребень Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов. Минск, 2007. 496 с.
9. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В. А. Никитина. М., 2008. 147 с.
10. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социальный этюд / Пер с фр. с сокр. Под ред. В.А. Базарова. М., 1994. 399 с.
11. Еникеев М.И. Краткий энциклопедический словарь / М.И. Еникеев, О.Л. Кочетков. М., 2014. 448 с.
12. Заика Е.В. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. 2000. № 4. С. 83 - 90.
13. Захаров А.И. Отклонения в поведении ребенка. М., 2019. 437 с.
14. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): учебное пособие для студентов, изучающих психологию, социальную работу и социальную педагогику. М., 2006. 287 с.
15. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. СПб., 2010. 352 с.
16. Иванова А.А. Педагогическая профилактика в системе предупреждения преступлений. Н. Новгород, 2016. 224 с.
17. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. М., 1994. 378 с.
18. Кириллов И.О. Стресс-серфинг: Стресс на пользу и в удовольствие. М., 2013. 210 с.
19. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М., 2018. 539 с.
20. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. М., 2003. 159 с.
21. Ковалев В.В. Социально-психологический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков, нарушения поведения у детей и подростков. М., 2005. 415 с.
22. Ковальчук М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. М., 2010. 217 с.
23. Кон И.С. Психология ранней юности // Возрастная психология. Детство, отрочество, юность: хрестоматия / сост. и науч. ред. В.С. Мухина,
А.А. Хвостов. М., 2000. 226 с.
24. Коэн А. Социология сегодня: исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения. М., 2015. 550 с.
25. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. М., 2001. 686 с.
26. Кузьмич А.Е. Коррекция девиантного поведения младших школьников. - Методические рекомендации. Макеевка, 2015. 28 с.
27. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у детей и подростков. М., 2018. 170 с.
28. Кулебякин Е.В. Психология социальной работы. Владивосток, 2004. 87 с.
29. Ларионова C.O. Девиантное поведение как научно-педагогическая проблема // Фундаментальные исследования. 2013. № 1. С. 90 - 94.
30. Лаут Г.В. Коррекция поведения детей и подростков. М., 2015. 224 с.
31. Лозовой В.В. Профилактика наркомании: школа, семья.
Екатеринбург, 2006. 166 с.
32. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие. СПб., 2005. 445 с.
33. Новиков Р.А. Девиантное поведение детей и подростков /
Р.А. Новикова, Е.А. Деникаева, А.А. Новикова // В сборнике: Управление, экономика и социальная сфера: проблемы взаимодействия труды
международной научно-практической конференции. 2016. С. 42 - 49.
34. Павленок П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учебное пособие. / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. М., 2011. 185 с.
35. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. М., 2018. 345 с.
36. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Система работы общеобразовательного учреждения по профилактике и коррекции девиантного поведения современного школьника /Под науч. ред. профессора
В.В. Новикова: Монография. Ярославль, 2007. 390 с.
37. Петровский А.В. Быть личностью. М., 1990. 112 с.
38. Пича В.М., Бестужев-Лада И.В., Димов В.М. и др. Культура досуга. Киев, 2020. 227 с.
39. Рождественская Н.А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков: учеб. пособие. М., 2015. 216 с.
40. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. Учебно-методическое пособие. М., 2006. 239 с.
41. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодежи: учебное пособие для студентов вузов. Ростов н/Д., 2006. 440 с.
42. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М., 1997. 382 с.
43. Степанов В.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. М., 2003. 128 с.
44. Стрельцов В.В. Теоретические подходы к анализу девиантного поведения молодежи // Теория и практика общественного развития. 2017. № 1.
С. 144 - 149.
45. Стрельцов Ю.А. Педагогические основы работы с клубным коллективом. М., 2019. 128 с.
46. Сукало А.А. Педагогические возможности культурно-просветительной деятельности в социализации личности несовершеннолетних правонарушителей. М., 2017. 186 с.
47. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1973. 265 с.
48. Узорова Т.М. Профилактика девиантного поведения в детско- подростковой и молодёжной среде // Актуальные вопросы теории и практики социальной работы. Вологда, 2011. 108 с.
49. Фридман Л.М. Психология детей и подростков. М., 2003. 395 с.
50. Хомич А.В. Психология девиантного поведения. Ростов н/Д., 2016. 240 с.
51. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М., 2005. 336 с.
52. Эльконин Д.Б. Возрастные индивидуальные особенности младших подростков / под ред. Д.Б. Эльконина, Т.Б. Драгуновой. М., 1967. 364 с.
53. Ядов В.А. Социология в России. - М., 2018. 896 с.
54. Коррекционная педагогика в начальном образовании: учебное пособие для вузов / Г.Ф. Кумарина [и др.]; под редакцией Г.Ф. Кумариной. - 2-е изд., перераб. и доп. М., 2023. 285 с. (Высшее образование). ISBN 978-5- 534-00508-0. Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/512287(дата обращения: 17.03.2023).
55. Николаева Л.В. Положительные девиации личности как фактор развития общества / Л.В. Николаева, М.М. Парусова. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2016. № 9 (113). С. 1039 - 1041. URL: https://moluch.ru/archive/113/29319(дата обращения: 15.03.2023).
56. Овсянникова Т.М. Профилактика девиантного поведения младших
школьников // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 2. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16896(дата обращения:
17.03.2023).
57. Ощепков А.А. Социально-психологический анализ
характерологических особенностей личности девиантного подростка // Общество и право. 2008. № 1 (19). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sotsialno-psihologicheskiy-analiz- harakterologicheskih-osobennostey-lichnosti-deviantnogo-podrostka (дата
обращения: 15.03.2023).
58. Шумилин С.В. Типы и особенности девиантного поведения
подростков // Материалы XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL:
https://scienceforum.ru/2021/article/2018028137(дата обращения: 15.03.2023).