ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие девиаций в современной психологической науке 6
1.2. Особенности проявления девиантного поведения у детей младшего
школьного возраста 14
1.3. Формы и методы психологической профилактики девиантного
поведения у младших школьников 23
Выводы по Главе 1 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТИ К
ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 30
2.1. Организация и анализ результатов констатирующего этапа
эксперимента 30
2.2. Содержание и паспорт проекта, направленного на профилактику
девиантного поведения детей младшего школьного возраста 45
2.3. Анализ контрольного этапа эксперимента 52
Выводы по Главе 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие девиаций в современной психологической науке 6
1.2. Особенности проявления девиантного поведения у детей младшего
школьного возраста 14
1.3. Формы и методы психологической профилактики девиантного
поведения у младших школьников 23
Выводы по Главе 1 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТИ К
ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 30
2.1. Организация и анализ результатов констатирующего этапа
эксперимента 30
2.2. Содержание и паспорт проекта, направленного на профилактику
девиантного поведения детей младшего школьного возраста 45
2.3. Анализ контрольного этапа эксперимента 52
Выводы по Главе 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проблема девиантного поведения и его профилактика изучается уже долгое время, ей посвящено множество публикаций отечественных и зарубежных авторов (С.А. Беличева, Я.И. Гилинского, Э. Дюркгейма, Е.В. Змановской, Ю.А. Клейберг, В.Д. Менделевич и др.).
Девиантное поведение несет в себе нарушение социальных и культурных норм, поэтому является угрозой общественного и социального порядка.
Все большее распространение в детской среде отклоняющихся от общепринятых норм видов поведения приводит к росту преступности, алкоголизации и наркотизации населения, а также других социально-опасных явлений. Склонность к девиантному поведению несовершеннолетних детерминируется множеством причин, к которым относятся социально-экономическое положение в стране, неблагополучие в семье, попустительский стиль воспитания, психофизические отклонения и другие. Одной из причин является нарушение адаптации, связанной с переходом детей из дошкольного учреждения в школу. Успешность учебной деятельности, взаимодействия ребенка с детским коллективом и педагогами зависит от психологического состояния детей. Ни все школьники по ряду причин благополучно проходят этап адаптации к новой социальной среде. У таких учащихся со временем возможны проявления девиантного поведения. Обычно первые проявления девиантного поведения начинаются с переходом в подростковый возраст (11 - 12 лет), однако, возможны и более ранние проявления [10].
Следовательно, важно выявлять детей, начиная с начальной школы, склонных к девиантному поведению и своевременно принимать меры по профилактике нежелательных форм поведения. Психологическими условиями профилактики склонности к девиантному поведению в младшем школьном возрасте является комплексное воздействие с использованием различных методов и приемов, таких как беседа, дискуссия, ролевые и дидактические игры, арт-терапия и ее разновидности, адаптированных с учетом возрастных и индивидуальных личностных особенностей учащихся.
Актуальность темы проектной работы обусловлена нарастающим интересом к проблеме девиантного поведения несовершеннолетних. Проблема профилактики склонности к девиантному поведению является особо актуальной, так как именно подрастающее поколение определяет дальнейшее развитие общества. Для того, чтобы работа с несовершеннолетними позволила достигнуть высоких результатов, необходимо уделить внимание вопросу о профилактике склонности к девиантному поведению, начиная с младшего школьного возраста.
Следовательно, актуальность данной проблемы и поиск путей ее решения, определили выбор темы проектного исследования «Психологическая профилактика склонности к девиантному поведению в младшем школьном возрасте».
Цель проектной работы заключается в разработке и апробации проекта, направленного на психологическую профилактику склонности к девиантному поведению у детей младшего школьного возраста.
Объект проектной работы - девиантное поведение младших школьников.
Предмет проектной работы - психологическая профилактика склонности к девиантному поведению младших школьников.
Проектная идея заключается в том, что дети младшего школьного возраста, имеющие склонность к девиантному поведению, характеризуются повышенной агрессивностью, слабой сформированностью коммуникативных навыков, трудностью в социальной адаптации. Наибольшего результата в профилактике девиантного поведения можно добиться, используя в работе комплекс различных методов - арт-терапия, групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, классические дидактические методы и приемы.
В соответствии с целью, объектом и предметом проектной работы были поставлены следующие задачи:
1) на основе теоретического анализа обосновать сущность девиантного поведения младших школьников как психологического феномена;
2) экспериментально проверить и проанализировать склонность к девиантному поведению детей младшего школьного возраста;
3) разработать и апробировать программу профилактики склонности к девиантному поведению у младших школьников;
4) экспериментально проверить эффективность программы профилактики склонности к девиантному поведению детей младшего школьного возраста.
В проектной работе были использованы теоретические и эмпирические методы исследования, методы обработки и интерпретации.
В качестве теоретических методов исследования выступали анализ, синтез, обобщение и классификация психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме исследования.
В качестве эмпирических методов были использованы: эксперимент, проективные.
В качестве методов обработки и интерпретации был использован процентный анализ.
Диагностика осуществлялась с использованием следующих методик: тест фрустрационных реакций Розенцвейга (детский вариант), тест руки Э. Вагнера.
Проектное исследование проводилось на базе МБОУ ЧАСТООСТРОВСКАЯ СОШ, с. Частоостровское, Красноярского края.
Описание структуры работы: проектная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Девиантное поведение несет в себе нарушение социальных и культурных норм, поэтому является угрозой общественного и социального порядка.
Все большее распространение в детской среде отклоняющихся от общепринятых норм видов поведения приводит к росту преступности, алкоголизации и наркотизации населения, а также других социально-опасных явлений. Склонность к девиантному поведению несовершеннолетних детерминируется множеством причин, к которым относятся социально-экономическое положение в стране, неблагополучие в семье, попустительский стиль воспитания, психофизические отклонения и другие. Одной из причин является нарушение адаптации, связанной с переходом детей из дошкольного учреждения в школу. Успешность учебной деятельности, взаимодействия ребенка с детским коллективом и педагогами зависит от психологического состояния детей. Ни все школьники по ряду причин благополучно проходят этап адаптации к новой социальной среде. У таких учащихся со временем возможны проявления девиантного поведения. Обычно первые проявления девиантного поведения начинаются с переходом в подростковый возраст (11 - 12 лет), однако, возможны и более ранние проявления [10].
Следовательно, важно выявлять детей, начиная с начальной школы, склонных к девиантному поведению и своевременно принимать меры по профилактике нежелательных форм поведения. Психологическими условиями профилактики склонности к девиантному поведению в младшем школьном возрасте является комплексное воздействие с использованием различных методов и приемов, таких как беседа, дискуссия, ролевые и дидактические игры, арт-терапия и ее разновидности, адаптированных с учетом возрастных и индивидуальных личностных особенностей учащихся.
Актуальность темы проектной работы обусловлена нарастающим интересом к проблеме девиантного поведения несовершеннолетних. Проблема профилактики склонности к девиантному поведению является особо актуальной, так как именно подрастающее поколение определяет дальнейшее развитие общества. Для того, чтобы работа с несовершеннолетними позволила достигнуть высоких результатов, необходимо уделить внимание вопросу о профилактике склонности к девиантному поведению, начиная с младшего школьного возраста.
Следовательно, актуальность данной проблемы и поиск путей ее решения, определили выбор темы проектного исследования «Психологическая профилактика склонности к девиантному поведению в младшем школьном возрасте».
Цель проектной работы заключается в разработке и апробации проекта, направленного на психологическую профилактику склонности к девиантному поведению у детей младшего школьного возраста.
Объект проектной работы - девиантное поведение младших школьников.
Предмет проектной работы - психологическая профилактика склонности к девиантному поведению младших школьников.
Проектная идея заключается в том, что дети младшего школьного возраста, имеющие склонность к девиантному поведению, характеризуются повышенной агрессивностью, слабой сформированностью коммуникативных навыков, трудностью в социальной адаптации. Наибольшего результата в профилактике девиантного поведения можно добиться, используя в работе комплекс различных методов - арт-терапия, групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, классические дидактические методы и приемы.
В соответствии с целью, объектом и предметом проектной работы были поставлены следующие задачи:
1) на основе теоретического анализа обосновать сущность девиантного поведения младших школьников как психологического феномена;
2) экспериментально проверить и проанализировать склонность к девиантному поведению детей младшего школьного возраста;
3) разработать и апробировать программу профилактики склонности к девиантному поведению у младших школьников;
4) экспериментально проверить эффективность программы профилактики склонности к девиантному поведению детей младшего школьного возраста.
В проектной работе были использованы теоретические и эмпирические методы исследования, методы обработки и интерпретации.
В качестве теоретических методов исследования выступали анализ, синтез, обобщение и классификация психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме исследования.
В качестве эмпирических методов были использованы: эксперимент, проективные.
В качестве методов обработки и интерпретации был использован процентный анализ.
Диагностика осуществлялась с использованием следующих методик: тест фрустрационных реакций Розенцвейга (детский вариант), тест руки Э. Вагнера.
Проектное исследование проводилось на базе МБОУ ЧАСТООСТРОВСКАЯ СОШ, с. Частоостровское, Красноярского края.
Описание структуры работы: проектная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В последнее время в обществе наблюдается увеличение преступности, употребления алкоголя и психоактивных веществ в молодежной среде. Также заметна тенденция к увеличению числа детей младшего школьного возраста с признаками девиантного поведения. Следовательно, вопрос о профилактике склонности к девиантному поведению в современных условиях особенно актуален, начиная с поступления ребенка в школу. Типичные проявления отклонений в поведении детей (склонность к агрессии, зависимостям, самоволию, систематическому нарушению дисциплины, хулиганству и другие) могут повлечь за собой серьезные трудности социальной адаптации такого ребенка в обществе, повышаются риски во взрослом возрасте стать социально-опасным.
В ходе исследования были получены результаты, позволяющие сделать следующие выводы:
1. Анализ специальной психологической и педагогической литературы показал, что понятие «девиантное поведение» носит междисциплинарный характер и имеет особенности толкования в зависимости от выбора теорий и направлений в современной науке. Авторами работ по данной проблеме, феномен девиантного поведения определяется как устойчивое поведение личности или группы, отклоняющееся от общепринятых общественных норм и правил, систематическое повторение влечет за собой социальную дезадаптацию. Необходимо отметить, что девиантное поведение инициируется комплексом причин, включающих влияние социальной среды и социально-экономических факторов с одной стороны, и влияние биологических и психологических особенностей личности с другой стороны. Причинами отклоняющегося поведения в детской среде могут быть неблагополучные семьи, отклонения в психическом развитии ребенка, безнадзорность и беспризорность. Дети из благополучных семей также могут проявлять признаки девиантного поведения вследствие повального увлечения гаджетами, замены реального общения социальными сетями, вседозволенность и безнаказанность, попустительский стиль семейного воспитания, неблагоприятное влияние компании сверстников. Все вышеперечисленные факторы в совокупности могут привести к устойчивым формам девиантного поведения. В ходе анализа литературы также были охарактеризованы формы и методы работы по профилактике склонности к отклоняющемуся поведению в младшем школьном возрасте. Эффективны как индивидуальные, так и групповые способы работы с учащимися. При выборе методов профилактики девиантного поведения детей учитываются индивидуальные психологические и возрастные особенности ребенка, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и социально - психологических факторов.
2. В ходе констатирующего эксперимента в рамках проектного исследования были выявлены психологические особенности детей, склонных к девиантному поведению, такие как склонность к агрессивному поведению в фрустрирующей ситуации, демонстративность, зависимое поведение, низкая стрессоустойчивость, неумение адекватно реагировать на конфликтную ситуацию, также общее снижение социальной адаптации.
3. Анализ результатов психологической диагностики позволил сформулировать цель и задачи, необходимые для реализации проектной идеи. В ходе реализации проекта по профилактике склонности к девиантному поведению в младшем школьном возрасте была разработана программа занятий с детьми экспериментальной группы в составе 11 человек и составлены методические рекомендации для родителей и педагогов в виде памяток по профилактике девиантного поведения. Содержание программы профилактики составило 12 занятий с применением различных методов и техник: дидактические игры, дискуссии, мозговой штурм, арт-терапия, беседы на различные темы, решение проблемных ситуаций, технологии здоровьесбережения.
4. После апробации проекта была проведена повторная диагностика участников эксперимента, по результатам которой выявлена положительная динамика в экспериментальной группе школьников. Значительно снизился уровень склонности к проявлению агрессии, улучшились коммуникативные навыки и уровень саморегуляции поведения.
Таким образом, в ходе исследования были реализованы цель и задачи выпускной квалификационной работы, а также апробирован проект профилактики склонности к девиантному поведению младших школьников.
В ходе исследования были получены результаты, позволяющие сделать следующие выводы:
1. Анализ специальной психологической и педагогической литературы показал, что понятие «девиантное поведение» носит междисциплинарный характер и имеет особенности толкования в зависимости от выбора теорий и направлений в современной науке. Авторами работ по данной проблеме, феномен девиантного поведения определяется как устойчивое поведение личности или группы, отклоняющееся от общепринятых общественных норм и правил, систематическое повторение влечет за собой социальную дезадаптацию. Необходимо отметить, что девиантное поведение инициируется комплексом причин, включающих влияние социальной среды и социально-экономических факторов с одной стороны, и влияние биологических и психологических особенностей личности с другой стороны. Причинами отклоняющегося поведения в детской среде могут быть неблагополучные семьи, отклонения в психическом развитии ребенка, безнадзорность и беспризорность. Дети из благополучных семей также могут проявлять признаки девиантного поведения вследствие повального увлечения гаджетами, замены реального общения социальными сетями, вседозволенность и безнаказанность, попустительский стиль семейного воспитания, неблагоприятное влияние компании сверстников. Все вышеперечисленные факторы в совокупности могут привести к устойчивым формам девиантного поведения. В ходе анализа литературы также были охарактеризованы формы и методы работы по профилактике склонности к отклоняющемуся поведению в младшем школьном возрасте. Эффективны как индивидуальные, так и групповые способы работы с учащимися. При выборе методов профилактики девиантного поведения детей учитываются индивидуальные психологические и возрастные особенности ребенка, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и социально - психологических факторов.
2. В ходе констатирующего эксперимента в рамках проектного исследования были выявлены психологические особенности детей, склонных к девиантному поведению, такие как склонность к агрессивному поведению в фрустрирующей ситуации, демонстративность, зависимое поведение, низкая стрессоустойчивость, неумение адекватно реагировать на конфликтную ситуацию, также общее снижение социальной адаптации.
3. Анализ результатов психологической диагностики позволил сформулировать цель и задачи, необходимые для реализации проектной идеи. В ходе реализации проекта по профилактике склонности к девиантному поведению в младшем школьном возрасте была разработана программа занятий с детьми экспериментальной группы в составе 11 человек и составлены методические рекомендации для родителей и педагогов в виде памяток по профилактике девиантного поведения. Содержание программы профилактики составило 12 занятий с применением различных методов и техник: дидактические игры, дискуссии, мозговой штурм, арт-терапия, беседы на различные темы, решение проблемных ситуаций, технологии здоровьесбережения.
4. После апробации проекта была проведена повторная диагностика участников эксперимента, по результатам которой выявлена положительная динамика в экспериментальной группе школьников. Значительно снизился уровень склонности к проявлению агрессии, улучшились коммуникативные навыки и уровень саморегуляции поведения.
Таким образом, в ходе исследования были реализованы цель и задачи выпускной квалификационной работы, а также апробирован проект профилактики склонности к девиантному поведению младших школьников.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - Психокоррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей (Московский Гуманитарно-Экономический Университет (Нижегородский филиал))
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Групповое консультирование как средство преодоления агрессивного поведения детей младшего школьного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2022 - Работа педагога-психолога по профилактике аддиктивного поведения детей младшего школьного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2019 - Деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРУЖОК КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - Преодоление агрессивности у детей младшего школьного возраста
с умственной отсталостью методом песочной терапии в процессе
психолого - педагогического сопровождения их образования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Преодоление агрессивности у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью методом песочной терапии в процессе психолого - педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020



