Психологическая программа социализации лиц зрелого возраста средствами арт-терапии
|
Введение 1
1.Обзор литературы 12
2.Эмпирическая проверка метода воспитательной и коррекционной работы, применимой для повышения социализации и социальной адаптивности у лиц зрелого возраста 34
3.Психологическая программа социализации лиц зрелого возраста средствами арт- терапии 56
Список литературы 92
Приложения 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 107
ПРИЛОЖЕНИЕ З 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 129
1.Обзор литературы 12
2.Эмпирическая проверка метода воспитательной и коррекционной работы, применимой для повышения социализации и социальной адаптивности у лиц зрелого возраста 34
3.Психологическая программа социализации лиц зрелого возраста средствами арт- терапии 56
Список литературы 92
Приложения 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 107
ПРИЛОЖЕНИЕ З 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 129
Актуальность исследования: Современная система образования на данный момент не способна в полной мере учитывать личностно-психологический портрет обучающегося. В большинстве случаев преподаватели зачастую не имеют должной психологической подготовки для организации воспитательного процесса на уровнях внепредметного и внеклассного общения, коммуникации с родителями и создании здорового психологического климата в среде учащихся. Данная ситуация пораждает проблемы с формированием здоровых морально-личностных качеств у обучающихся младшего, среднего и высшего образовательных звеньев, отсутствие и недостаточность которых влияют на низкую адаптацию в коллективе, самомотивацию, контроль эмоциональных состояний. Проблематика сложившихся обстоятельств указывает на необходимость более детального изучения имеющихся коррекционных методов, а также разработку дополнительных.
Процесс вхождения в определенную социальную действительность предполагает понимание особенностей этой действительности, принятие ее норм и ценностей в качестве собственных идеалов установок. Социализация предполагает не только пассивное принятие определенных норм и правил поведения, но и их активное использование, т.е. выработку определенных знаний и умений, адекватно применяемых человеком в данной социальной действительности. (О.В. Позднякова)
В конце двадцатого века теории адаптации рассматривались, как правило, в рамках биологии и социологии, в русле изучения и анализа влияния социальных норм на поведение человека. Г. И. Царегородцев отмечает, что для большинства авторов адаптация в обобщенном виде выступает лишь как взаимодействие между "общественным субъектом" и "социальным объектом" -- условиями его общественного существования. По причине подобных установок, вышедших из предыдущего государственного строя, проблема дезадаптации изучена в достаточном объеме лишь у лиц школьного возраста, притом в основном в клинических случаях.
В настоящее время современная образовательная система уделяет большее внимание учебному плану, нежели здоровой психологической среде в коллективе учащихся, а также доверительной обстановке во внеклассном общении и контактах с родителями. В последние годы школьная программа предъявляет высокие требования к учащимся, в том числе и младшей школы, что ведет к переутомлению, неуспешности обучения, психологическим срывам учащихся, а отсюда -- низкой социальной адаптивности (И.П. Брязгунов, 2008; И.И. Мамайчук, 2010; А.Л. Сиротюк, 2008).
Более того, в настоящее время недостаточно учитывается факт того, что, в отличии от периода до 2000ых годов, во время школьного обучения детей больше не подразделяют на обычные и коррекционные классы. Это также осложняет процесс социализации, поскольку детям сложнее вычленить понятие нормы, не всегда удается конструктивно применить освоенные навыки, так как дети, которые ранее были бы определены в коррекционные классы и группы зачастую имеют нарушения эмоционального интеллекта и могут психологически травмировать сверстников и нарушать учебно-воспитательный процесс, что закладывает ложные представления о многих социальных явлений и дает о себе знать в дальнейшем во взрослой жизни.
Эти факторы имеют влияние на такие составляющие социализации, как:
1. Пониженная концентрация внимания.
Во-первых, внимание — это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности [62].
Во-вторых, именно вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности (Г.А. Урунтаева, 2010).
В-третьих, проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем в научной психологии.
В-четвёртых, именно нарушение целенаправленного (произвольного) внимания является ведущим дефектом при синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
2. Повышенная эмоциональная лабильность
В связи с тем, что в эмоциях выражается, в самом общем виде, непосредственное пристрастное переживание жизненного смысла явлений, их основная функция -оценка. Эмоции оценивают субъективную значимость отражаемых предметов и событий, выражают ее, сигнализируют о ней субъекту.
Вторая функция эмоций - побуждение. Ситуативные эмоции, такие как возмущение, гордость, обида, ревность также способны «навязать» человеку определенные поступки, даже когда они для него нежелательны. Например, эмоция возмущения, усиленная характерологическими особенностями, такими как повышенная обидчивость, сенситивность, ранимость, либо особой значимостью произошедшего, может заставить пойти на конфликт с обидчиком, даже вопреки более значимым перспективным целям. Повторяющееся проявление эмоции ревности может разрушить семью, даже вопреки сильной потребности в сохранении семейных взаимоотношений. Переживание обиды способно, иногда, разрушить самые прочные дружеские взаимоотношения.
Третья важная функция эмоций - организация. В норме, эмоции организуют психическую деятельность человека. Эмоциональная окрашенность - условие непроизвольного внимания, запоминания. При удивлении внимание сосредотачивается на причинах необычного явления, при страхе - на предвосхищении угрозы и возможности ее избегания. С другой стороны, нарастание интенсивности эмоционального переживания может нарушить процессы всестороннего гибкого познания действительности, ограничивать или искажать их. Сильная эмоция искажает восприятие, затрудняет регуляцию. Дезорганизующая функция эмоций - их способность нарушать целенаправленную деятельность. (Расстройства эмоций (В.И. Крылов))
3. Смещение локуса контроля
По данным недавних исследований Института социологии РАН, 50% россиян на вопрос о том, каковы будут их действия в ситуации «резкого ухудшения материального положения», до сих пор выбирают альтернативы «не знаю», «ничего не буду делать», «буду терпеть». И это в ситуации мягкого социологического опроса, когда, казалось бы, чего проще гордо ответить интервьюеру «буду искать дополнительный заработок» или даже «буду бороться за повышение зарплаты вместе с товарищами по профсоюзу».
Социальные амбиции старшего и среднего поколения россиян крайне невысоки. Об этом свидетельствует и неготовность этой категории населения сменить место жительства с целью получить достойную работу - человек предпочтет остаться в своем городе, где работы нет, и жаловаться на жизнь. Здесь, конечно, проявляются и общие психологические и поведенческие тенденции, связанные с фактором возраста. Характерно, однако, что и молодежь в массе своей демонстрирует снижение уровня притязаний, а материальная успешность уже не попадает у молодых в число приоритетных целей. Согласно данным Росстата, последние годы неуклонно снижается число вновь открываемых предприятий. Многие молодые люди предпочитают рискам и ответственности предпринимательства неспешную карьеру на государственной службе.
Низкая социальная активность россиян тем более представляет проблему для развития страны сейчас, когда ситуация ставит перед нами задачи мобилизации общества и модернизации экономики.
4. Низкий социальный контроль.
Первоначально отклоняющееся поведение, как правило, не мотивировано. Индивид хочет соответствовать социальным нормам и требованиям общества, но в силу некоторых причин - неумения обозначить свои социальные роли, в силу социальных условий, низкого уровня жизни, незнания способов социальной адаптации - не может это осуществить. Присутствие девиантной группы облегчает совершение аморальных и противоправных поступков, обеспечивает психологический контроль, 7
уменьшает эффективность социального контроля. Выбор социального контроля определяется рядом факторов:
- стиль управления;
- индивидуальные особенности субъекта социального контроля;
- качество персонала;
- специфика контролируемого поведения.
Проблема исследования: Заключается в изучении уровня социализации у лиц зрелого возраста, теоретическом обосновании, разработке и внедрении в практику дополнительного образования и корпоративных тренингов психологической программы по ее коррекции.
Цель исследования: изучение особенностей социализации лиц зрелого возраста, разработка, обоснование и эмпирическая проверка психологической программы повышения уровня социализации, основанной на средствах арт-терапии, для данного возрастного контингента.
Объект исследования: социализация лиц зрелого возраста.
Предмет исследования: психологическая программа по коррекции социализации и социальной адаптации лиц зрелого возраста.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенности социализации и ее уровень в целом возможно оптимизировать, если в практику дополнительного образования внедрить разработанную нами психологическую программу, основанную на средствах арт-терапии. Разработанная нами программа позволит снизить тревожность, уровень агрессивности и общего стресса, способствовать самоактуализации через творчество, повысить мотивированность, концентрацию внимания и степень самоконтроля, помочь воспроизведению и проработке социальных ролей и моделей поведения, укрепить базовое доверие к миру.
Цель работы: изучить уровень социализации у лиц зрелого возраста, разработать психологическую программу по коррекции данного уровня и выявить её эффективность.
Задачи исследования:
1) На основании анализа психолого- педагогической и медико-биологической литературы определить степень изученности проблемы исследования;
2) Выявить уровень и основные проблемы социализации у лиц зрелого возраста;
3) Разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы по коррекции уровня социализации лиц зрелого возраста в условиях дополнительного образования.
Теоретической и методологической основой исследования являются:
• те ории социализации и социальной адаптации лиц зрелого возраста (В. Г. Попов, В. В. Карпов, 2013г; Н. А. Соколова , 2016г; Ростовцева М. В. , 2016г ; И. В. Иванова, В. А. Макарова, 2015г ; Пак Л. Г., Валлева М. А., 2015г ; TatianaS. Pavlova, AllaB. Kholmogorova, 2017г ; Шмерлина И. А., 2013г ; Климова Т.В., Волобуева Н. А., 2014г ; Степанов С.С., 2016г; Попова Т.А. , 2018 г; и др.);
• те ории социального научения (Л.С. Выготский, 1968; В.И. Загвязинский, 2001; А.Н. Леонтьев, 1983; С.Л. Рубинштейн, 1989; и др.);
• те ории эффективности групповой терапии (Рудестам К., 1990 г; Федотов А. Ю., 2019; Алексеев К., 2014; Кулакова, М.Г., 2016; Дуткевич, Т.В., Савицкая О.В. , 2010г ; и др.);
• ме тодологические подходы и положения о влиянии различных видов арттерапии и социализации (Ильин Е. П., 2008г; Попов А.Л., 1999г; Гугушвили Н.С., 2015; Колокольцев Р. Д., 2015; Сырцова М.В., Стрельцова И.А. , 2019; Иванов В.Д., Карболина И. А., 2015; Чодороу Дж. , 2005; Костина Т. Н., Орлова Т. Н., 2019; Волков Д.А., 2019; Копытин А. И., 2002; Тисдейл К. , 2001; Кудрина А.В. 2009; Трефилова Ю.С., 2016; Осипова А.А., 2019; Бутова В. , 2017 Серебряникова Ю, 2017; Ткачук В.Г., 2008; Летуновский В.В., 2013; Элькин В.М., 2018; Старавойтова Т., 2016 и др.).
Методы исследования: нами были применены как теоретические(анализ литературы по проблеме исследования), так и эмпирические методы.
Среди эмпирических методов использовались: беседа, наблюдение, опрос, констатирующий эксперимент, методы количественной и качественной обработки и интерпретации полученных результатов исследования.
В психодиагностическое обследование были включены следующие методики:
• Методика исследования уровня субъективного контроля (УСК)(Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд);
• Диагностика враждебности по шкале Кука-Медлей;
• Опросник "Мини-мульт" (сокращенный и адаптированный Ф. Б. Березиным и М. П. Мирошниковым вариант опросника MMPI);
• Самооценка уровня агрессивности и латентного экстремизма ( В.В. Бойко в модификации Н. П. Фетискина);
• Методика "Личностная агрессивность и конфликтность" (Е. П. Ильин, П. 11 А. Ковалев);
• «Шкала ситуативной тревожности» , разработанная Ч. Д. Спилбергом и адаптированная на русском языке Ю. Л. Ханиным.
Организация исследования: экспериментальной базой для исследования послужила творческая студия "Любимая нота" под руководством Е. М. Туровец, а также было применено в виде корпоративных тренингов на базах торговой фирмы ООО "ИСЭН" и транспортной компании ООО "РЕЙЛ КОНТИНЕНТ"
Для исследования были отобраны ученики старшей группы, с запросами коррекции низкой концентрации внимания, эмоциональной лабильности, низкой самомотивацией и испытывающих трудности в выстраивании отношений и адаптации в рабочем коллективе в количестве 60 человек (28 мужчин и 32 женщин). Возраст испытуемых составил от 26 до 50 лет.
Этапы проведения исследования: процесс изучения проблем низкой социальной адаптации проходил в четыре этапа.
I. Первый этап был нами разделён на две части:
1) Теоретический анализ психолого-педагогической и медико¬биологической литературы по проблеме исследования (октябрь2017 — ноябрь 2017 года).
2) Оп ределение целей и задач исследования. Формулирование проблемы и гипотезы исследования (декабрь 2017 — январь 2018 года).
II. На втором этапе, мы составили план проведения экспериментального исследования, отобрали диагностические методы и методики, направленные на выявление основных проблем социализации лиц зрелого возраста (январь 2018 — февраль 2018 года).
III. Реализация констатирующего эксперимента. Обработка, анализ и интерпретация полученных результатов экспериментальной части исследования (март 2018 — сентябрь 2019 года).
IV. Разработка методических рекомендаций по коррекции основных проблем, способствующих низкой социальной адаптации у лиц зрелого возраста. Оформление результатов экспериментального исследования, обобщение выводов и заключений (сентябрь 2019 — октябрь 2019 года).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют и углубляют знания об основных проблемах при социальной адаптации лиц зрелого возраста, расширяют вариативность программ и методов коррекции для данной категории людей. Разработана и научно обоснована психологическая программа коррекции социализации у лиц зрелого возраста в условиях учреждения дополнительного образования.
Практическая значимость исследования заключается в разработанной нами психологической программе по коррекции социализации лиц зрелого возраста в учреждениях дополнительного образования и формах корпоративных тренингов. Его результаты могут быть полезны педагогам, психологам и другим специалистам, работающим не только со школьниками и студентами, но и с зрелой категорией обучающихся, а также позволяет при разработке программ обучения взрослого населения в творческих студиях и других заведениях дополнительного образования.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы (состоящего из 81 источника) и 6 приложений. Работа проиллюстрирована 12 таблицами.
Автором лично проведены: сбор материала, подбор психодиагностических методик, выявление особенностей социализации лиц зрелого возраста, анализ результатов констатирующего эксперимента, разработка психологической программы социализации данных лиц.
Процесс вхождения в определенную социальную действительность предполагает понимание особенностей этой действительности, принятие ее норм и ценностей в качестве собственных идеалов установок. Социализация предполагает не только пассивное принятие определенных норм и правил поведения, но и их активное использование, т.е. выработку определенных знаний и умений, адекватно применяемых человеком в данной социальной действительности. (О.В. Позднякова)
В конце двадцатого века теории адаптации рассматривались, как правило, в рамках биологии и социологии, в русле изучения и анализа влияния социальных норм на поведение человека. Г. И. Царегородцев отмечает, что для большинства авторов адаптация в обобщенном виде выступает лишь как взаимодействие между "общественным субъектом" и "социальным объектом" -- условиями его общественного существования. По причине подобных установок, вышедших из предыдущего государственного строя, проблема дезадаптации изучена в достаточном объеме лишь у лиц школьного возраста, притом в основном в клинических случаях.
В настоящее время современная образовательная система уделяет большее внимание учебному плану, нежели здоровой психологической среде в коллективе учащихся, а также доверительной обстановке во внеклассном общении и контактах с родителями. В последние годы школьная программа предъявляет высокие требования к учащимся, в том числе и младшей школы, что ведет к переутомлению, неуспешности обучения, психологическим срывам учащихся, а отсюда -- низкой социальной адаптивности (И.П. Брязгунов, 2008; И.И. Мамайчук, 2010; А.Л. Сиротюк, 2008).
Более того, в настоящее время недостаточно учитывается факт того, что, в отличии от периода до 2000ых годов, во время школьного обучения детей больше не подразделяют на обычные и коррекционные классы. Это также осложняет процесс социализации, поскольку детям сложнее вычленить понятие нормы, не всегда удается конструктивно применить освоенные навыки, так как дети, которые ранее были бы определены в коррекционные классы и группы зачастую имеют нарушения эмоционального интеллекта и могут психологически травмировать сверстников и нарушать учебно-воспитательный процесс, что закладывает ложные представления о многих социальных явлений и дает о себе знать в дальнейшем во взрослой жизни.
Эти факторы имеют влияние на такие составляющие социализации, как:
1. Пониженная концентрация внимания.
Во-первых, внимание — это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности [62].
Во-вторых, именно вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности (Г.А. Урунтаева, 2010).
В-третьих, проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем в научной психологии.
В-четвёртых, именно нарушение целенаправленного (произвольного) внимания является ведущим дефектом при синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
2. Повышенная эмоциональная лабильность
В связи с тем, что в эмоциях выражается, в самом общем виде, непосредственное пристрастное переживание жизненного смысла явлений, их основная функция -оценка. Эмоции оценивают субъективную значимость отражаемых предметов и событий, выражают ее, сигнализируют о ней субъекту.
Вторая функция эмоций - побуждение. Ситуативные эмоции, такие как возмущение, гордость, обида, ревность также способны «навязать» человеку определенные поступки, даже когда они для него нежелательны. Например, эмоция возмущения, усиленная характерологическими особенностями, такими как повышенная обидчивость, сенситивность, ранимость, либо особой значимостью произошедшего, может заставить пойти на конфликт с обидчиком, даже вопреки более значимым перспективным целям. Повторяющееся проявление эмоции ревности может разрушить семью, даже вопреки сильной потребности в сохранении семейных взаимоотношений. Переживание обиды способно, иногда, разрушить самые прочные дружеские взаимоотношения.
Третья важная функция эмоций - организация. В норме, эмоции организуют психическую деятельность человека. Эмоциональная окрашенность - условие непроизвольного внимания, запоминания. При удивлении внимание сосредотачивается на причинах необычного явления, при страхе - на предвосхищении угрозы и возможности ее избегания. С другой стороны, нарастание интенсивности эмоционального переживания может нарушить процессы всестороннего гибкого познания действительности, ограничивать или искажать их. Сильная эмоция искажает восприятие, затрудняет регуляцию. Дезорганизующая функция эмоций - их способность нарушать целенаправленную деятельность. (Расстройства эмоций (В.И. Крылов))
3. Смещение локуса контроля
По данным недавних исследований Института социологии РАН, 50% россиян на вопрос о том, каковы будут их действия в ситуации «резкого ухудшения материального положения», до сих пор выбирают альтернативы «не знаю», «ничего не буду делать», «буду терпеть». И это в ситуации мягкого социологического опроса, когда, казалось бы, чего проще гордо ответить интервьюеру «буду искать дополнительный заработок» или даже «буду бороться за повышение зарплаты вместе с товарищами по профсоюзу».
Социальные амбиции старшего и среднего поколения россиян крайне невысоки. Об этом свидетельствует и неготовность этой категории населения сменить место жительства с целью получить достойную работу - человек предпочтет остаться в своем городе, где работы нет, и жаловаться на жизнь. Здесь, конечно, проявляются и общие психологические и поведенческие тенденции, связанные с фактором возраста. Характерно, однако, что и молодежь в массе своей демонстрирует снижение уровня притязаний, а материальная успешность уже не попадает у молодых в число приоритетных целей. Согласно данным Росстата, последние годы неуклонно снижается число вновь открываемых предприятий. Многие молодые люди предпочитают рискам и ответственности предпринимательства неспешную карьеру на государственной службе.
Низкая социальная активность россиян тем более представляет проблему для развития страны сейчас, когда ситуация ставит перед нами задачи мобилизации общества и модернизации экономики.
4. Низкий социальный контроль.
Первоначально отклоняющееся поведение, как правило, не мотивировано. Индивид хочет соответствовать социальным нормам и требованиям общества, но в силу некоторых причин - неумения обозначить свои социальные роли, в силу социальных условий, низкого уровня жизни, незнания способов социальной адаптации - не может это осуществить. Присутствие девиантной группы облегчает совершение аморальных и противоправных поступков, обеспечивает психологический контроль, 7
уменьшает эффективность социального контроля. Выбор социального контроля определяется рядом факторов:
- стиль управления;
- индивидуальные особенности субъекта социального контроля;
- качество персонала;
- специфика контролируемого поведения.
Проблема исследования: Заключается в изучении уровня социализации у лиц зрелого возраста, теоретическом обосновании, разработке и внедрении в практику дополнительного образования и корпоративных тренингов психологической программы по ее коррекции.
Цель исследования: изучение особенностей социализации лиц зрелого возраста, разработка, обоснование и эмпирическая проверка психологической программы повышения уровня социализации, основанной на средствах арт-терапии, для данного возрастного контингента.
Объект исследования: социализация лиц зрелого возраста.
Предмет исследования: психологическая программа по коррекции социализации и социальной адаптации лиц зрелого возраста.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенности социализации и ее уровень в целом возможно оптимизировать, если в практику дополнительного образования внедрить разработанную нами психологическую программу, основанную на средствах арт-терапии. Разработанная нами программа позволит снизить тревожность, уровень агрессивности и общего стресса, способствовать самоактуализации через творчество, повысить мотивированность, концентрацию внимания и степень самоконтроля, помочь воспроизведению и проработке социальных ролей и моделей поведения, укрепить базовое доверие к миру.
Цель работы: изучить уровень социализации у лиц зрелого возраста, разработать психологическую программу по коррекции данного уровня и выявить её эффективность.
Задачи исследования:
1) На основании анализа психолого- педагогической и медико-биологической литературы определить степень изученности проблемы исследования;
2) Выявить уровень и основные проблемы социализации у лиц зрелого возраста;
3) Разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы по коррекции уровня социализации лиц зрелого возраста в условиях дополнительного образования.
Теоретической и методологической основой исследования являются:
• те ории социализации и социальной адаптации лиц зрелого возраста (В. Г. Попов, В. В. Карпов, 2013г; Н. А. Соколова , 2016г; Ростовцева М. В. , 2016г ; И. В. Иванова, В. А. Макарова, 2015г ; Пак Л. Г., Валлева М. А., 2015г ; TatianaS. Pavlova, AllaB. Kholmogorova, 2017г ; Шмерлина И. А., 2013г ; Климова Т.В., Волобуева Н. А., 2014г ; Степанов С.С., 2016г; Попова Т.А. , 2018 г; и др.);
• те ории социального научения (Л.С. Выготский, 1968; В.И. Загвязинский, 2001; А.Н. Леонтьев, 1983; С.Л. Рубинштейн, 1989; и др.);
• те ории эффективности групповой терапии (Рудестам К., 1990 г; Федотов А. Ю., 2019; Алексеев К., 2014; Кулакова, М.Г., 2016; Дуткевич, Т.В., Савицкая О.В. , 2010г ; и др.);
• ме тодологические подходы и положения о влиянии различных видов арттерапии и социализации (Ильин Е. П., 2008г; Попов А.Л., 1999г; Гугушвили Н.С., 2015; Колокольцев Р. Д., 2015; Сырцова М.В., Стрельцова И.А. , 2019; Иванов В.Д., Карболина И. А., 2015; Чодороу Дж. , 2005; Костина Т. Н., Орлова Т. Н., 2019; Волков Д.А., 2019; Копытин А. И., 2002; Тисдейл К. , 2001; Кудрина А.В. 2009; Трефилова Ю.С., 2016; Осипова А.А., 2019; Бутова В. , 2017 Серебряникова Ю, 2017; Ткачук В.Г., 2008; Летуновский В.В., 2013; Элькин В.М., 2018; Старавойтова Т., 2016 и др.).
Методы исследования: нами были применены как теоретические(анализ литературы по проблеме исследования), так и эмпирические методы.
Среди эмпирических методов использовались: беседа, наблюдение, опрос, констатирующий эксперимент, методы количественной и качественной обработки и интерпретации полученных результатов исследования.
В психодиагностическое обследование были включены следующие методики:
• Методика исследования уровня субъективного контроля (УСК)(Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд);
• Диагностика враждебности по шкале Кука-Медлей;
• Опросник "Мини-мульт" (сокращенный и адаптированный Ф. Б. Березиным и М. П. Мирошниковым вариант опросника MMPI);
• Самооценка уровня агрессивности и латентного экстремизма ( В.В. Бойко в модификации Н. П. Фетискина);
• Методика "Личностная агрессивность и конфликтность" (Е. П. Ильин, П. 11 А. Ковалев);
• «Шкала ситуативной тревожности» , разработанная Ч. Д. Спилбергом и адаптированная на русском языке Ю. Л. Ханиным.
Организация исследования: экспериментальной базой для исследования послужила творческая студия "Любимая нота" под руководством Е. М. Туровец, а также было применено в виде корпоративных тренингов на базах торговой фирмы ООО "ИСЭН" и транспортной компании ООО "РЕЙЛ КОНТИНЕНТ"
Для исследования были отобраны ученики старшей группы, с запросами коррекции низкой концентрации внимания, эмоциональной лабильности, низкой самомотивацией и испытывающих трудности в выстраивании отношений и адаптации в рабочем коллективе в количестве 60 человек (28 мужчин и 32 женщин). Возраст испытуемых составил от 26 до 50 лет.
Этапы проведения исследования: процесс изучения проблем низкой социальной адаптации проходил в четыре этапа.
I. Первый этап был нами разделён на две части:
1) Теоретический анализ психолого-педагогической и медико¬биологической литературы по проблеме исследования (октябрь2017 — ноябрь 2017 года).
2) Оп ределение целей и задач исследования. Формулирование проблемы и гипотезы исследования (декабрь 2017 — январь 2018 года).
II. На втором этапе, мы составили план проведения экспериментального исследования, отобрали диагностические методы и методики, направленные на выявление основных проблем социализации лиц зрелого возраста (январь 2018 — февраль 2018 года).
III. Реализация констатирующего эксперимента. Обработка, анализ и интерпретация полученных результатов экспериментальной части исследования (март 2018 — сентябрь 2019 года).
IV. Разработка методических рекомендаций по коррекции основных проблем, способствующих низкой социальной адаптации у лиц зрелого возраста. Оформление результатов экспериментального исследования, обобщение выводов и заключений (сентябрь 2019 — октябрь 2019 года).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют и углубляют знания об основных проблемах при социальной адаптации лиц зрелого возраста, расширяют вариативность программ и методов коррекции для данной категории людей. Разработана и научно обоснована психологическая программа коррекции социализации у лиц зрелого возраста в условиях учреждения дополнительного образования.
Практическая значимость исследования заключается в разработанной нами психологической программе по коррекции социализации лиц зрелого возраста в учреждениях дополнительного образования и формах корпоративных тренингов. Его результаты могут быть полезны педагогам, психологам и другим специалистам, работающим не только со школьниками и студентами, но и с зрелой категорией обучающихся, а также позволяет при разработке программ обучения взрослого населения в творческих студиях и других заведениях дополнительного образования.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы (состоящего из 81 источника) и 6 приложений. Работа проиллюстрирована 12 таблицами.
Автором лично проведены: сбор материала, подбор психодиагностических методик, выявление особенностей социализации лиц зрелого возраста, анализ результатов констатирующего эксперимента, разработка психологической программы социализации данных лиц.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК РЕСУРС СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Музыкальная терапия при заболеваниях деменции и болезни Альцгеймера
Магистерская диссертация, лечебное дело. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогическая коррекция компьютерной и интернет зависимости у подростков
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - АКТИВИЗИРУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕАТРА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016



