Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая программа социализации лиц зрелого возраста средствами арт-терапии

Работа №156055

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы155
Год сдачи2019
Стоимость4835 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 1
1.Обзор литературы 12
2.Эмпирическая проверка метода воспитательной и коррекционной работы, применимой для повышения социализации и социальной адаптивности у лиц зрелого возраста 34
3.Психологическая программа социализации лиц зрелого возраста средствами арт- терапии 56
Список литературы 92
Приложения 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 107
ПРИЛОЖЕНИЕ З 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 129

Актуальность исследования: Современная система образования на данный момент не способна в полной мере учитывать личностно-психологический портрет обучающегося. В большинстве случаев преподаватели зачастую не имеют должной психологической подготовки для организации воспитательного процесса на уровнях внепредметного и внеклассного общения, коммуникации с родителями и создании здорового психологического климата в среде учащихся. Данная ситуация пораждает проблемы с формированием здоровых морально-личностных качеств у обучающихся младшего, среднего и высшего образовательных звеньев, отсутствие и недостаточность которых влияют на низкую адаптацию в коллективе, самомотивацию, контроль эмоциональных состояний. Проблематика сложившихся обстоятельств указывает на необходимость более детального изучения имеющихся коррекционных методов, а также разработку дополнительных.
Процесс вхождения в определенную социальную действительность предполагает понимание особенностей этой действительности, принятие ее норм и ценностей в качестве собственных идеалов установок. Социализация предполагает не только пассивное принятие определенных норм и правил поведения, но и их активное использование, т.е. выработку определенных знаний и умений, адекватно применяемых человеком в данной социальной действительности. (О.В. Позднякова)
В конце двадцатого века теории адаптации рассматривались, как правило, в рамках биологии и социологии, в русле изучения и анализа влияния социальных норм на поведение человека. Г. И. Царегородцев отмечает, что для большинства авторов адаптация в обобщенном виде выступает лишь как взаимодействие между "общественным субъектом" и "социальным объектом" -- условиями его общественного существования. По причине подобных установок, вышедших из предыдущего государственного строя, проблема дезадаптации изучена в достаточном объеме лишь у лиц школьного возраста, притом в основном в клинических случаях.
В настоящее время современная образовательная система уделяет большее внимание учебному плану, нежели здоровой психологической среде в коллективе учащихся, а также доверительной обстановке во внеклассном общении и контактах с родителями. В последние годы школьная программа предъявляет высокие требования к учащимся, в том числе и младшей школы, что ведет к переутомлению, неуспешности обучения, психологическим срывам учащихся, а отсюда -- низкой социальной адаптивности (И.П. Брязгунов, 2008; И.И. Мамайчук, 2010; А.Л. Сиротюк, 2008).
Более того, в настоящее время недостаточно учитывается факт того, что, в отличии от периода до 2000ых годов, во время школьного обучения детей больше не подразделяют на обычные и коррекционные классы. Это также осложняет процесс социализации, поскольку детям сложнее вычленить понятие нормы, не всегда удается конструктивно применить освоенные навыки, так как дети, которые ранее были бы определены в коррекционные классы и группы зачастую имеют нарушения эмоционального интеллекта и могут психологически травмировать сверстников и нарушать учебно-воспитательный процесс, что закладывает ложные представления о многих социальных явлений и дает о себе знать в дальнейшем во взрослой жизни.
Эти факторы имеют влияние на такие составляющие социализации, как:
1. Пониженная концентрация внимания.
Во-первых, внимание — это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности [62].
Во-вторых, именно вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности (Г.А. Урунтаева, 2010).
В-третьих, проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем в научной психологии.
В-четвёртых, именно нарушение целенаправленного (произвольного) внимания является ведущим дефектом при синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
2. Повышенная эмоциональная лабильность
В связи с тем, что в эмоциях выражается, в самом общем виде, непосредственное пристрастное переживание жизненного смысла явлений, их основная функция -оценка. Эмоции оценивают субъективную значимость отражаемых предметов и событий, выражают ее, сигнализируют о ней субъекту.
Вторая функция эмоций - побуждение. Ситуативные эмоции, такие как возмущение, гордость, обида, ревность также способны «навязать» человеку определенные поступки, даже когда они для него нежелательны. Например, эмоция возмущения, усиленная характерологическими особенностями, такими как повышенная обидчивость, сенситивность, ранимость, либо особой значимостью произошедшего, может заставить пойти на конфликт с обидчиком, даже вопреки более значимым перспективным целям. Повторяющееся проявление эмоции ревности может разрушить семью, даже вопреки сильной потребности в сохранении семейных взаимоотношений. Переживание обиды способно, иногда, разрушить самые прочные дружеские взаимоотношения.
Третья важная функция эмоций - организация. В норме, эмоции организуют психическую деятельность человека. Эмоциональная окрашенность - условие непроизвольного внимания, запоминания. При удивлении внимание сосредотачивается на причинах необычного явления, при страхе - на предвосхищении угрозы и возможности ее избегания. С другой стороны, нарастание интенсивности эмоционального переживания может нарушить процессы всестороннего гибкого познания действительности, ограничивать или искажать их. Сильная эмоция искажает восприятие, затрудняет регуляцию. Дезорганизующая функция эмоций - их способность нарушать целенаправленную деятельность. (Расстройства эмоций (В.И. Крылов))
3. Смещение локуса контроля
По данным недавних исследований Института социологии РАН, 50% россиян на вопрос о том, каковы будут их действия в ситуации «резкого ухудшения материального положения», до сих пор выбирают альтернативы «не знаю», «ничего не буду делать», «буду терпеть». И это в ситуации мягкого социологического опроса, когда, казалось бы, чего проще гордо ответить интервьюеру «буду искать дополнительный заработок» или даже «буду бороться за повышение зарплаты вместе с товарищами по профсоюзу».
Социальные амбиции старшего и среднего поколения россиян крайне невысоки. Об этом свидетельствует и неготовность этой категории населения сменить место жительства с целью получить достойную работу - человек предпочтет остаться в своем городе, где работы нет, и жаловаться на жизнь. Здесь, конечно, проявляются и общие психологические и поведенческие тенденции, связанные с фактором возраста. Характерно, однако, что и молодежь в массе своей демонстрирует снижение уровня притязаний, а материальная успешность уже не попадает у молодых в число приоритетных целей. Согласно данным Росстата, последние годы неуклонно снижается число вновь открываемых предприятий. Многие молодые люди предпочитают рискам и ответственности предпринимательства неспешную карьеру на государственной службе.
Низкая социальная активность россиян тем более представляет проблему для развития страны сейчас, когда ситуация ставит перед нами задачи мобилизации общества и модернизации экономики.
4. Низкий социальный контроль.
Первоначально отклоняющееся поведение, как правило, не мотивировано. Индивид хочет соответствовать социальным нормам и требованиям общества, но в силу некоторых причин - неумения обозначить свои социальные роли, в силу социальных условий, низкого уровня жизни, незнания способов социальной адаптации - не может это осуществить. Присутствие девиантной группы облегчает совершение аморальных и противоправных поступков, обеспечивает психологический контроль, 7
уменьшает эффективность социального контроля. Выбор социального контроля определяется рядом факторов:
- стиль управления;
- индивидуальные особенности субъекта социального контроля;
- качество персонала;
- специфика контролируемого поведения.
Проблема исследования: Заключается в изучении уровня социализации у лиц зрелого возраста, теоретическом обосновании, разработке и внедрении в практику дополнительного образования и корпоративных тренингов психологической программы по ее коррекции.
Цель исследования: изучение особенностей социализации лиц зрелого возраста, разработка, обоснование и эмпирическая проверка психологической программы повышения уровня социализации, основанной на средствах арт-терапии, для данного возрастного контингента.
Объект исследования: социализация лиц зрелого возраста.
Предмет исследования: психологическая программа по коррекции социализации и социальной адаптации лиц зрелого возраста.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенности социализации и ее уровень в целом возможно оптимизировать, если в практику дополнительного образования внедрить разработанную нами психологическую программу, основанную на средствах арт-терапии. Разработанная нами программа позволит снизить тревожность, уровень агрессивности и общего стресса, способствовать самоактуализации через творчество, повысить мотивированность, концентрацию внимания и степень самоконтроля, помочь воспроизведению и проработке социальных ролей и моделей поведения, укрепить базовое доверие к миру.
Цель работы: изучить уровень социализации у лиц зрелого возраста, разработать психологическую программу по коррекции данного уровня и выявить её эффективность.
Задачи исследования:
1) На основании анализа психолого- педагогической и медико-биологической литературы определить степень изученности проблемы исследования;
2) Выявить уровень и основные проблемы социализации у лиц зрелого возраста;
3) Разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы по коррекции уровня социализации лиц зрелого возраста в условиях дополнительного образования.
Теоретической и методологической основой исследования являются:
• те ории социализации и социальной адаптации лиц зрелого возраста (В. Г. Попов, В. В. Карпов, 2013г; Н. А. Соколова , 2016г; Ростовцева М. В. , 2016г ; И. В. Иванова, В. А. Макарова, 2015г ; Пак Л. Г., Валлева М. А., 2015г ; TatianaS. Pavlova, AllaB. Kholmogorova, 2017г ; Шмерлина И. А., 2013г ; Климова Т.В., Волобуева Н. А., 2014г ; Степанов С.С., 2016г; Попова Т.А. , 2018 г; и др.);
• те ории социального научения (Л.С. Выготский, 1968; В.И. Загвязинский, 2001; А.Н. Леонтьев, 1983; С.Л. Рубинштейн, 1989; и др.);
• те ории эффективности групповой терапии (Рудестам К., 1990 г; Федотов А. Ю., 2019; Алексеев К., 2014; Кулакова, М.Г., 2016; Дуткевич, Т.В., Савицкая О.В. , 2010г ; и др.);
• ме тодологические подходы и положения о влиянии различных видов арттерапии и социализации (Ильин Е. П., 2008г; Попов А.Л., 1999г; Гугушвили Н.С., 2015; Колокольцев Р. Д., 2015; Сырцова М.В., Стрельцова И.А. , 2019; Иванов В.Д., Карболина И. А., 2015; Чодороу Дж. , 2005; Костина Т. Н., Орлова Т. Н., 2019; Волков Д.А., 2019; Копытин А. И., 2002; Тисдейл К. , 2001; Кудрина А.В. 2009; Трефилова Ю.С., 2016; Осипова А.А., 2019; Бутова В. , 2017 Серебряникова Ю, 2017; Ткачук В.Г., 2008; Летуновский В.В., 2013; Элькин В.М., 2018; Старавойтова Т., 2016 и др.).
Методы исследования: нами были применены как теоретические(анализ литературы по проблеме исследования), так и эмпирические методы.
Среди эмпирических методов использовались: беседа, наблюдение, опрос, констатирующий эксперимент, методы количественной и качественной обработки и интерпретации полученных результатов исследования.
В психодиагностическое обследование были включены следующие методики:
• Методика исследования уровня субъективного контроля (УСК)(Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд);
• Диагностика враждебности по шкале Кука-Медлей;
• Опросник "Мини-мульт" (сокращенный и адаптированный Ф. Б. Березиным и М. П. Мирошниковым вариант опросника MMPI);
• Самооценка уровня агрессивности и латентного экстремизма ( В.В. Бойко в модификации Н. П. Фетискина);
• Методика "Личностная агрессивность и конфликтность" (Е. П. Ильин, П. 11 А. Ковалев);
• «Шкала ситуативной тревожности» , разработанная Ч. Д. Спилбергом и адаптированная на русском языке Ю. Л. Ханиным.
Организация исследования: экспериментальной базой для исследования послужила творческая студия "Любимая нота" под руководством Е. М. Туровец, а также было применено в виде корпоративных тренингов на базах торговой фирмы ООО "ИСЭН" и транспортной компании ООО "РЕЙЛ КОНТИНЕНТ"
Для исследования были отобраны ученики старшей группы, с запросами коррекции низкой концентрации внимания, эмоциональной лабильности, низкой самомотивацией и испытывающих трудности в выстраивании отношений и адаптации в рабочем коллективе в количестве 60 человек (28 мужчин и 32 женщин). Возраст испытуемых составил от 26 до 50 лет.
Этапы проведения исследования: процесс изучения проблем низкой социальной адаптации проходил в четыре этапа.
I. Первый этап был нами разделён на две части:
1) Теоретический анализ психолого-педагогической и медико¬биологической литературы по проблеме исследования (октябрь2017 — ноябрь 2017 года).
2) Оп ределение целей и задач исследования. Формулирование проблемы и гипотезы исследования (декабрь 2017 — январь 2018 года).
II. На втором этапе, мы составили план проведения экспериментального исследования, отобрали диагностические методы и методики, направленные на выявление основных проблем социализации лиц зрелого возраста (январь 2018 — февраль 2018 года).
III. Реализация констатирующего эксперимента. Обработка, анализ и интерпретация полученных результатов экспериментальной части исследования (март 2018 — сентябрь 2019 года).
IV. Разработка методических рекомендаций по коррекции основных проблем, способствующих низкой социальной адаптации у лиц зрелого возраста. Оформление результатов экспериментального исследования, обобщение выводов и заключений (сентябрь 2019 — октябрь 2019 года).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют и углубляют знания об основных проблемах при социальной адаптации лиц зрелого возраста, расширяют вариативность программ и методов коррекции для данной категории людей. Разработана и научно обоснована психологическая программа коррекции социализации у лиц зрелого возраста в условиях учреждения дополнительного образования.
Практическая значимость исследования заключается в разработанной нами психологической программе по коррекции социализации лиц зрелого возраста в учреждениях дополнительного образования и формах корпоративных тренингов. Его результаты могут быть полезны педагогам, психологам и другим специалистам, работающим не только со школьниками и студентами, но и с зрелой категорией обучающихся, а также позволяет при разработке программ обучения взрослого населения в творческих студиях и других заведениях дополнительного образования.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы (состоящего из 81 источника) и 6 приложений. Работа проиллюстрирована 12 таблицами.
Автором лично проведены: сбор материала, подбор психодиагностических методик, выявление особенностей социализации лиц зрелого возраста, анализ результатов констатирующего эксперимента, разработка психологической программы социализации данных лиц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Аверин В. А. Психология детей и подростков: Монография. - СПб.: Издательство Михайлова В. А., 1994. - 379с.
2. Агрессия у детей и подростков / Под редакцией Н.М. Платоновой. СПб.: Речь, 2006. - 336 с.
3. Адлер А. Индивидуальная психология. - СПб: Питер, 2017 - 256 с.
4. Альмяшкина О.А. Образовательная среда как фактор роста агрессивного поведения подростка. / В сборнике: Современный город: социальность, культуры, жизнь людей Материалы XVII Международной научно-практической конференции.. 2014. - С. 289-292.
5. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. - 512 с.
6. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль / Л. Берковец. - М. : Академия, 2001. - 512 с.
7. Бисерова Г.К. Влияние детско-родительских отношений на агрессивность подростков. / Проблемы современного педагогического образования. 2017. - № 55-4. - С. 353-360.
8. Божович Л. И.. Личность и её формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
9. Бондарчук Т.В., Жирякова Р.А. Коррекция агрессивных проявлений у гандболистов-подростков. / Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура.
2014. -Т. 14. - № 2. -С. 14-18.
10. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. - СПБ.: Речь,2006. - 144с.
11. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 2014. - 416 с.
12. Войскунский, А.Е. Развивается ли агрессивность у детей и подростков, увлеченных компьютерными играми? [Текст] // Вопросы психологии. - 2010. - № 6. - С. 133-143.
13. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4 : Детская психология / Под. ред. Д. Б. Эльконина - М.: Педагогика, 1984. - 433 с.
14. Городилова М.А., Бочанцева Л.И. Особенности проявления агрессивности у подростков из семей с алкогольной зависимостью./ Международный студенческий научный вестник. 2018. - № 5. - С. 199.
15. Грачёв Г., Мельник И. Манипулирование личностью: Организация, способы и технологии информационно - психологического воздействия. - М.: Алгоритм, 2002. - 288с.
16. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. - № 1. - С. 60-72.
17. Зайцева Л.Н. Причины, профилактика и коррекция детской агрессии. / В сборнике: Педагогический опыт: от теории к практике Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2018. - С. 353-356.
18. Зинчук М.В., Ситникова Е.В. Коррекция агрессивности у подростков с девиантным поведением. / В сборнике: Смысл, функции и значение разных отраслей практической психологии в современном обществе сборник научных трудов. под ред. Е. Н. Ткач. 2017. - С. 363-368.
19. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
20. Илларионова Н.А. Агрессивное поведение: причины возникновения и возрастные особенности. / Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - № 34-1. - С. 135-139.
21. Ипатов А.В. Психологические особенности подростковой аутодиструкции // Акмеология. 2014. - № 3 (51). - С. 128-132.
22. Карвасарский, Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия - СПб.: Питер Ком, 2006. - 358с.
23. Каргина Н.В., Бабаев Т.М. Психологические особенности проявления агрессивности современных подростков и молодёжи. / Акмеология. - 2015.
- № 2 (54). - С. 135-143.
24. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2005, - 416с.
25. Касимова З. Г. Понятие агрессивности в психолого-педагогической литературе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015.
- Т. 10. - С. 111-115.
26. Касцевич Т.А., Мохова Л.А. Особенности агрессивного поведения безнадзорных и беспризорных подростков. / Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2016. - № 62. - С. 49-61.
27. Квятковская-Тохович Э. Агрессивность и конфликтность несовершеннолетних правонарушителей как объект педагогического изучения и воздействия. - М., 1992. - С. 213-215
28. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми / М. В. Киселева. - СПб. : Речь, 2006. - 158 с.
29. Кле М. Психология подростка. — М.: Педагогика, 1991. - 170с.
30. Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Автореф. Канд. Дисс. - СПб., 1996. - 132 с.
31. Колесников Е.П., Соколова С.А.Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте. / В сборнике: Таврический научный вестник. Педагогика и психология Сборник статей научно-практических семинаров факультета психологии Таврической академии. Под общей редакцией М.Р. Скоробогатовой. 2018. - С. 76-79.
32. Кондратенко, В.Т. Девиантное поведение подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты [Текст]. - Минск : Беларусь, 1988. - 207 с.
33. Куимова Н.Н., Тарасюк А.А. Влияние статуса подростка в малой группе на его агрессинвость. / Успехи современной науки. 2016. Т. 4. № 6. С. 89-92.
34. Курбатова Т.Н., Муляр О.И. Проективная методика исследования личности «Hand-test». Методическое руководство. - СПб,: ГМНППП «ИМАТОН», 2001. - 64 с.
35. Мальчик А.С. Причины агрессивности младших подростков. / В сборнике: Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества Под общей редакцией В. Н. Скворцова, Ответственный редактор М. И. Морозова. 2014. С. 111-115.
36. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. - М.: Когито, 2006. - 181 с.
37. Мэй Р. Сила и невинность: в поисках истоков насилия. - М.: Винтаж,
2015. - 319 с.
38. Невенчанный С.В. Понятие агрессивного поведения в современной психологии. / Наука и
39. Новикова И.А., Толстова Д.А. Психологические особенности молодых людей, увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». - 2013. - № 1. - С. 28-36.
40. Обухова Л. Ф.. Детская Психология. - Москва: Юрайт, 2013. - 460 с.
41. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. Учебное пособие. 3-е изд. - М.: Академия, 2007. - 448с.
42. Огрызкова Т.А., Фомина Н.А. Актуальность исследования проблемы агрессивности подростков. / В сборнике: Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: проблемы сетевого взаимодействия в инклюзивном образовании Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию РГУ имени С.А. Есенина. отв. ред. Л.А. Байкова, Н.А. Фомина, А.Н. Сухов ; Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина. 2015. - С. 271-274.
43. Ольшанская Е. В. Подростковая агрессия как фактор социальной адаптации: дис. ... канд. психол. наук. М., 2000. - 135 с.
44. Омарова П.О. Современные психолого-педагогические исследования проблемы школьного насилия // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №2. - С. 15-19.
45. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192с.
46. Психология девиантности. Дети. Общество. Закон: Моногр. / Под ред. А.А. Реана. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 479с.
47. Реан А. А. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков / А. А. Реан, Н. Б. Трофимов // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. - 1999. - № 3. - С. 6.
48. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности // Ананьевские чтения. - СПб., 1997. -с. 13-16
49. Реан А.А., Кошелева Е.С. Агрессивность как предиктор отрицательных семейных ценностей у подростков / Вестник Московского университета МВД России. 2019. - № 4. - С. 279-287.
50. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога : в 2 кн. Кн. 1 : Система работы психолога с детьми разного возраста / Е. И. Рогов. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 384 с.
51. Ручкова Н.А., Урек Н. Теоретический анализ понятия «агрессивность» в контексте научного психологического знания. / Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2015. - № 5 (5). - С. 177-179.
52. Савостьянов А.И.Агрессивность современных подростков. / Образование личности. 2012. - № 4. - С. 16-25.
53. Саенко Е.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения подростков старшего возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М. 2003. - 198 с.
54. Самоукина H. В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. М.: Институт Психотерапии, 2003. 244 с.
55. Самусенко И.Л. К решению проблемы агрессивного поведения детей и молодежи // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. - 2010. - № 9. - С. 73-79.
56. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М.: МПСУ, 2005. - 96с.
57. Сорокин А. И.Конфликтность в поведении детей и подростков. - М.: РГСУ, 2014. - 440с.
58. Татаржицкий, С.Е. Методики изучения и коррекция агрессии в спорте: учеб. пособие / С.Е. Татаржицкий, В.П. Каргаполов, Т.В. Хромина. - Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. академии физ. культуры, 2003. - 52 с.
59. Ульданова А.Ф. Социально-педагогическая работа по коррекции подростковой агрессивности в учебном процессе. / В сборнике: МОЛОДОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: ОТ ИДЕИ К ПРОЕКТУ материалы I студенческой научно-практической конференции. 2017. -С. 357-359.
60. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - C.387-388
61. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. - М.: Эксмо- Пресс, 1999 - 384с.
62. Фрейд З. Введение в психоанализ. - М.: АСТ, 2015, - 544с.
63. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М. : АСТ, 2015. - 618 с.
64. Фурманов И. А. Детская агрессивность. - М. : Сфера, 1996. - 192 с.
65. Фурманов И.А. Агрессия и насилие. Диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Речь, 2007. - 426 с.
66. Хван А.А., Зайцев Ю.А., Кузнецова Ю.А. Стандартизация опросника А. Басса и А. Дарки./Психологическая диагностика, 2008, № 1, — с. 35-58.
67. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер, 2017. - 608 с.
68. Цыганова Л.Н. Понятие агрессивности в психолого-педагогической литературе. Особенности агрессивного поведения в подратсковом возрасте. / Вестник Мордовского университета. 2011. - № 2. - С. 188-196.
69. Шакирова Д.М. Агрессивность современных подростков как результат неуспешной социализации / В сборнике: Современные проблемы развития образования и воспитания молодежи сборник материалов 10-ой международной научно-практической конференции. 2015. - С. 123-124.
70. Шестакова Е.Г., Дорфман Л.Я. Агрессивное поведение и агрессивная личность. / Образование и наука. Известия УрО РАО. 2009. - № 7 (64). - С. 51-66.
71. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// Вопросы психологии, 1971, - № 4 - с. 6-20
72. Эфендиева Г.В., Сыкеева И.Н. Основные подходы к профилактике и снижению уровня агрессивности подростков в процессе их индивидуально-психологического развития. Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. 2017. - № 9. - С. 67-69.
73. Bushman B. J., Anderson C. A. Is it time to pull the plug on hostile versus instrumental aggression dichotomy? // Psychological Review, 2001. - № 108(1). - P. 273-279.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ