Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД КРИЗИСА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Работа №156054

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы138
Год сдачи2023
Стоимость4965 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
ГЛАВА I. Анализ литературы по проблеме исследования эмоционально- личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста 11
1.1. Эмоционально-личностное благополучие: понятие, структурно-компонентный состав, подходы к изучению 11
1.2. Психологические характеристики женщин, переживающих кризис
среднего возраста 18
1.3. Современное состояние изучения проблемы эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста 30
Выводы по первой главе 40
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение эмоционально-личностного
благополучия женщин в период кризиса среднего возраста 42
2.1. Модель, методы и организация исследования эмоционально-личностного
благополучия женщин в период кризиса среднего возраста 42
2.2. Особенности эмоционально-личностного благополучия женщин в период
кризиса среднего возраста 53
Выводы по второй главе 68
ГЛАВА III. Психологическая программа развития эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста 71
3.1. Научно-методологические подходы к развитию эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста 71
3.2. Основные направления, этапы и методы развития эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста 79
3.3. Анализ эффективности реализации психологической программы развития эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста 93
Выводы по третьей главе 107
Заключение 110
Библиография 116
Приложение

Актуальность исследования. В современном мире проблема эмоционально-личностного благополучия человека актуальна как никогда раньше. Состояние напряжения, тревоги, неопределенности в текущей мировой ситуации испытывают практически все жители планеты. Социальная, экономическая и политическая нестабильность ставят под угрозу психическое и эмоциональное здоровье каждого.
Интерес психологов к факторам, влияющим на уровень благополучия личности, реализовался во множестве научно-практических работ, посвященных поиску психологических детерминант объекта исследования. Однако до сих пор не определен единый конструкт, общепризнанная модель психологического благополучия человека. Различия в подходах касаются не только названия понятия, но и структуры, закономерностей изменения и методов изучения.
Исследователи отмечают, что при изучении психологических характеристик тех или иных состояний следует учитывать возрастные параметры выборки, ведь каждому этапу развития свойственна своя специфика переживаемых состояний, глубина и интенсивность эмоциональных проявлений, уровень развития осознанности, способность к рефлексии. Изучение проблемы эмоционально-личностного благополучия в периоды возрастных кризисов приобретает особое значение и актуальность , поскольку характер эмоциональных состояний влияет на прохождение возрастного кризиса.
Актуальность исследования подчеркивается недостаточностью внимания научного сообщества к гендерному аспекту эмоционально - личностного благополучия. Крайне мало исследований, связанных со спецификой женских состояний, в особенности состояний, вызванных переживанием возрастного кризиса. Интерес к проблеме эмоционально-личностного благополучия женщин при переживании кризиса среднего
5 возраста вызван силой и остротой переживания, трудностями выдерживания негативных психических состояний, способствующих развитию социальных проблем, психического и соматического нездоровья женщин, снижению их профессионального долголетия. Психические состояния, сопровождающие переживание кризиса среднего возраста, ухудшают качество жизни женщин и обуславливают возможность результативного переживания кризиса середины жизни.
Ввиду малой исследованности проблемы благополучия женщин в период кризиса середины жизни, выявлен недостаток практических рекомендаций для психологов, работающих с данным контингентом клиентов, а также отсутствие психологических программ, нацеленных развитие эмоциональных состояний женщин, вызванных переживанием кризиса.
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что проблема эмоционально-личностного благополучия требует разработки в связи с биологическими, социальными, экономическими и культурными изменениями в жизни современной женщины. Анализ научной литературы показал, что исследований психологических состояний, сопровождающих процесс переживания женщинами кризиса середины жизни все еще недостаточно, и есть потребность в теоретических и практических разработках, нацеленных на психологическую помощь женщинам, переживающих возрастной кризис.
Выявлен ряд противоречий по проблеме исследования:
- несмотря на многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов разных аспектов эмоционального и личностного благополучности личности, до сих пор нет единого мнения о структуре и содержании данного психологического феномена;
- возрастает интерес исследователей к изучению психологического благополучия личности с учетом гендерного аспекта, при этом сохраняется недостаточность технологий по изучению и оценке эмоционально- личностного благополучия женщин;
- в научной литературе разработано большое количество подходов сопровождения различных критических периодов развития, однако крайне мало представлено психологических программ по развитию эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста.
Актуальность темы и найденные противоречия позволяют обозначить проблему исследования, заключающуюся в разработке модели по изучению особенностей эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста; теоретическом обосновании, разработке и внедрении в практику психологической программы развития эмоционально-личностного благополучия женщин среднего возраста.
Объект исследования: эмоционально-личностное благополучие женщин в период кризиса среднего возраста.
Предмет исследования: психологическая программа развития эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что переживание женщинами кризиса середины жизни оказывает влияние на уровень их эмоционально-личностного благополучия и проявляется в повышенной тревожности, эмоциональной лабильности, ощущении внутреннего напряжения; трудностях самопринятия и пониженном уровне самооценки; ощущении потери ценностно-смысловой и мотивационной направленности поведения. Разработанная психологическая программа позволит снизить выраженность симптомов кризиса, улучшить эмоциональное состояние и повысить уровень эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста.
Цель исследования: изучить особенности эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста; теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность
психологической программы развития эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа научной литературы определить современное состояние проблемы эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста;
2. Разработать модель диагностического исследования и выявить особенности эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста;
3. Разработать психологическую программу развития эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста и определить ее эффективность.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили:
- положения культурно-деятельностного подхода к психическому развитию человека (А.Г. Асмолов, 2019; Л.И. Божович, 1979; Л.С. Выготский, 2005; А.Н. Леонтьев, 1983, Д.А. Леонтьев, 2007 и др.);
- исследования проблемы благополучия человека: теории личностного, субъективного и психологического благополучия (О.И. Грибоедова, 2019; О.А. Идобаева, 2011; Л.В. Карапетян, 2018; Н.Ю. Литвинова, 2022; К. Рифф, 1995; Р.М. Шамионов, 2008 и др.);
- научно-методологические подходы к изучению и оценке эмоционально-личностного благополучия и его компонентов (А.Б. Батурин, 2013; Ю.Б. Григорова, 2019; Г.А. Глотова, 2018; Л.В. Жуковская, 2011; Л.В. Куликов, 2003; В.Р. Манукян, 2020 и др.);
- положения отечественной и зарубежной психологии о специфике возрастной периодизации и особенностей людей в периоды взрослости (Г.С. Абрамова, 2022; В.А. Аверин, 2021; Б.С. Братусь, 1980; Л.К. Гаврилина, 2010; М.В. Ермолаева, 2004; И.С. Кон, 1984; Д. Левинсон, 1986; В.И. Слободчиков, 2014; Э. Эриксон, 1996 и др.);
- представления исследователей о феноменологии кризиса середины жизни (К.Г. Юнг, 2020; Б. Ливехуд, 1994; И.Г. Малкина-Пых, 2005; К.Н. Поливанова, 2000; Е.Е. Сапогова, 2016; О.В. Хухлаева, 2002 и др.).
- особенности экспериментальных сведений о характере проявления кризисов взрослости и влиянии личностных факторов на протекание кризисов взрослости (М.О. Алферова, 2010; К.А. Бабиянц; 2017; Н.Н. Гунгер, 2007; Е.Л. Солдатова, 2007; Н.С. Труженикова, 2006 и др.);
- результаты исследований специфики переживания женщинами нормативных возрастных кризисов (Т.Г. Бохан, 2013; А.А. Королева, 2013; Т.Ф. Куликова, 2004; Е.Н. Скрипачева, 2014 и и др.);
- научно-методологические подходы к оказанию психологической помощи взрослым, переживающим возрастной кризис (В.К. Гвоздецкая, 2016; О.В. Евтихов, 2004; Н.Н. Ежова, 2011; А.Ю. Качимская, 2013; А.А. Осипова, 2006; К. Рудестам, 2000; К. Фопель, 1999 и др.).
В соответствии с гипотезой, целью и задачами исследования были определены следующие методы исследования:
- теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
- организационные: сравнительный метод, комплексный метод;
- эмпирические: беседа, наблюдение, опрос, анкетирование;
- экспериментальные: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
В работе использовались методы количественной и качественной обработки данных и интерпретационные методы исследования.
В ходе исследования применялись следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Шкала психологического благополучия К. Рифф», в адаптации Л.В. Жуковской, Е.Г. Трошихиной (2011);
2. Методика «Диагностика уровня развития рефлексивности» А.В. Карпова (2003);
3. Методика «Доминирующее состояние» Л.В. Куликова (2003);
4. Анкета «Кризисы развития» Л.Г. Петрявской (1994) в авторской адаптации.
Организация исследования: реализация эксперимента осуществлялась с помощью online -тестирования на платформе Google. В исследовании приняли участие 40 женщин в возрасте от 35 до 45 лет. Все респонденты были ознакомлены с целью данного исследования и условиями конфиденциальности.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с 2021 г. по 2023 г. и осуществлялось в несколько этапов:
1. Подготовительный (сентябрь 2021 - апрель 2023): анализ научной литературы по проблеме исследования; определение современного состояния проблемы развития эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста.
2. Констатирующий (май 2023 - июль 2023): разработка модели исследования; определение параметров и критериев оценки эмоционально - личностного благополучия женщин; отбор психодиагностического инструментария; реализация констатирующего эксперимента по изучению особенностей эмоционально-личностного состояния женщин в период кризиса среднего возраста.
3. Формирующий (август 2023 - сентябрь 2023): разработка и реализация психологической программы развития эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста.
4. Контрольный (октябрь 2023): реализация контрольного эксперимента; анализ полученных результатов и оценка эффективности разработанной психологической программы развития эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста ; сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования, формулирование выводов.
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования помогут углубить и расширить теоретические представления о проблеме развития эмоционально-личностного благополучия женщин с учетом возрастной специфики; уточнить терминологическую сторону понятия «эмоционально-личностное благополучие»; применять в исследованиях разработанную модель эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста; внести вклад в изучение проблемы специфики переживания женщинами кризиса среднего возраста; теоретически обосновать психологическую программу, направленную на развитие эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста.
Практическая значимость исследования. Полученные в результате эмпирического исследования количественные и качественные данные, раскрывающие особенности эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста, могут быть использованы психологами в консультативной практике. Разработанная программа развития эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста может быть рекомендована психологам и другим специалистам.
Структура и объем выпускной квалифицированной работы. Магистерская диссертация изложена на 138 страницах и состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы (в количестве 120 источников, в том числе 9 на иностранном языке). Работа иллюстрирована 9 таблицами, 14 рисунками из которых 13 гистограмм, включает 6 приложений.
Сведения об апробации результатов исследования:
Верхотурова Н.Ю., Тесля Т.А. К вопросу о психологических характеристиках женщин, переживающих кризис среднего возраста // Наука и социум: материалы научно-практических конференций АНО ДПО «СИПППИСР» (июнь - декабрь 2023). Новосибирск, 2023. - С. 133-151.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование было проведено со следующими целями:
• изучение особенностей эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста;
• теоретическое обоснование, разработка программы развития эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста,
• экспериментальная проверка эффективности разработанной программы.
Для достижения цели экспериментального исследования была разработана модель изучения эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста. В соответствии с разработанной моделью были подобраны диагностические методики, определены этапы исследования.
Анализ научной литературы свидетельствует об актуальности проблемы эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста, поскольку по многим аспектам проблемы нет общепринятой позиции. Возрастные границы периодов взрослости в периодизациях разных авторов имеют существенные отличия. Границы среднего возраста также разнятся в зависимости от позиции автора. Понимание данного феномена психологического благополучия также не имеет общего знаменателя. Исследователи нередко разрабатывают авторские модель благополучия, структура которых отражает позицию исследователя.
В результате проведенного анализа литературы установлено, что особенности психологического состояния женщин, переживающих кризис среднего возраста, выражаются в следующих симптомах: страх старения; тревожность; беспокойство о снижении сил; ощущение застоя; обесценивание семейных и дружеских отношений; утрата жизненных смыслов и целей; страх потери родителей; переживания, связанные с уходом во взрослую жизнь выросших детей; усталость от работы; ощущение кризиса в семейных отношениях.
В процессе исследования сформировано предположение, что переживание женщинами кризиса середины жизни оказывает влияние на уровень их эмоционально-личностного благополучия и проявляется в повышенной тревожности, эмоциональной лабильности, трудностях самопринятия и пониженном уровне самооценки; ощущении потери смысла жизни и целевой направленности. Разработанная психологическая программа позволит улучшить эмоциональное состояние и уровень эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследование, направленное на изучение особенностей эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста,
Реализация психологического исследования проводилось с помощью online-тестирования на платформе Google.
Критерии комплектования экспериментальной выборки:
1. Гендерная схожесть выборки: в исследовании участвуют лица женского пола;
2. Схожесть показателей возраста: возрастная категория испытуемых соответствует границам среднего возраста (35-45 лет);
3. Схожесть семейного положения: участники исследования состоят в зарегистрированном браке, а также имеют опыт материнства;
4. Схожесть социального статуса: в исследовании принимают участие лица с высшим образованием, имеющие официальное трудоустройство.
В результате теоретического анализа в целях решения поставленных в исследовании задач была разработана модель изучения эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста , состоящая из трех компонентов: эмоциональный (доминирующее эмоциональное состояние, эмоциональный баланс), ценностно-смысловой (ценностно-смысловые ориентации, уровень рефлексивности) и когнитивный (самопринятие, удовлетворенность жизнью).
В исследовании использовались организационные методы (сравнительный метод, комплексный метод), теоретические методы (анализ литературы по проблеме исследования), эмпирические (беседа, наблюдение, проведение опросов), экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты). Результаты исследования анализировались с использованием методов количественной и качественной обработки материала, интерпретационных методов исследования.
Психодиагностическое исследование было реализовано с помощью следующих методик:
1. Методика «Доминирующее состояние» Л.В. Куликова (2003);
2. Методика «Шкала психологического благополучия К. Рифф», в адаптации Л.В. Жуковской, Е.Г. Трошихиной (2011);
2. Методика «Диагностика уровня развития рефлексивности» А.В. Карпова (2003);
4. Методика Л.Г. Петрявской «Кризисы развития» (1994) в авторской адаптации.
В результате констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста:
• около половины участниц оценивают свое состояние как удовлетворительное по всем шкалам. К доминирующим негативным эмоциональным состояниям трети участниц можно отнести тревожность (28%), негативные ожидания, внутреннее напряжение (22%), низкий жизненный тонус (42%), высокую эмоциональную лабильность (22%).
• общий показатель благополучия почти у половины испытуемых занимает средний уровень, у 22% женщин уровень данного показателя ниже среднего. При этом низкий уровень самопринятия выявлен у 30% женщин, неудовлетворенностью собой и своей жизнью выражена у 22% участниц, отсутствие целей и смысла жизни выражено у 38% участниц.
• большая часть участниц обладают высоким (25%) и средним (53%) уровнем рефлексивности. Низкая способность к осознанности выявлена у 23% испытуемых.
После полученных результатов констатирующего эксперимента был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный на развитие эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста.
Для выявления эффективности реализуемой нами программы, на основании результатов констатирующего эксперимента, участники были разделены на экспериментальную и контрольную группы. В экспериментальную группу вошли участники, продемонстрировавшие наиболее низкие показатели эмоционально-личностного благополучия. Коррекционная работа осуществлялась с экспериментальными группами, с контрольными группами коррекционных мероприятий не проводилось.
Для оценки эффективности программы развития эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста после формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент. Оценка изменений проводилась с помощью методик, использованных в констатирующем эксперименте: методика «Доминирующее состояние» Л.В. Куликова (2003); методика «Шкала психологического благополучия К. Рифф», в адаптации Л.В. Жуковской, Е.Г. Трошихиной (2011); методика «Диагностика уровня развития рефлексивности» А.В. Карпова (2003).
Сравнительный анализ итогов констатирующего и контрольного эксперимента экспериментальной группы показал следующие результаты:
• практически по всем показателям уровня доминирующего психического состояния наблюдается положительная динамика показателей психической активности. Наибольшее изменение наблюдается по уровню
114 тревоги (низкий уровень снизился на 35%), эмоционального напряжения (уменьшение показателя на 25%) и активного отношения к жизненной ситуации (рост показателя на 30%) и жизненного тонуса (повышение составило 15%).
• участие в программе привело к росту на 15% высокого уровня психологического благополучия участниц и снижению низкого уровня психологического благополучия на ту же величину. Позитивные изменения произошли за счет повышения целенаправленности жизни (низкий уровень снизился на 35%, средняя выраженность показателя приросла на 20%, высокая - на 15%); роста уровня самопринятия участниц (средний уровень вырос на 15 %, высокая выраженность показателя приросла на 15%) а также обретению независимости (рост 10%) и осознанию своих возможностей и ресурсов (низкий уровень уменьшился на 10%).
• изменение уровня рефлексивности имеет положительную динамику: средний уровень вырос на 15%, высокий уровень рефлексивности увеличился на 5%, на низком уровне данный показатель сохранился у 15% участниц.
Сравнительный количественный и качественный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента показал, что в контрольных группах положительная динамика отсутствует, выявлены только незначительные и случайные изменения результатов, в отличие от экспериментальных групп, с которыми проводилась психологическая работа по программе.
Таким образом, результаты проверки эффективности программы развития эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста свидетельствуют о положительной динамике по большинству показателей, включенных в оценку.
Результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу, заключающуюся в предположении, что с помощью разработанной психологической программы может быть осуществлено развитие
115 эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста. Таким образом, экспериментальное исследование подтверждает правильность выдвинутой гипотезы и даёт основание считать цель исследования достигнутой, а его задачи реализованными.



1. Абрамова, Г.С. Психология развития и возрастная психология: Учебник для вузов и ссузов. 2-е изд. - М.: Прометей, 2022. - 708 с.
2. Аверин, В.А. Психология развития человека: рождение и жизнь. - СПб.: СпецЛит, 2021. - 432 с.
3. Аксенов, М.М. Психологические особенности эмоционального состояния женщин среднего возраста / М.М. Аксенов, Е.Н. Скрипачева // Сибирский вестник психиатрии и наркологии, 2008. - № 4 (51). - С. 71-73.
4. Алехнович, Е.Ч. Эмоциональное благополучие личности как актуальная проблема современной психологии / Е.Ч. Алехнович // Культура Беларуси: реалии современности: Х Международная научно -практическая конференция. Сборник научных статей, Минск, 07 октября 2021 года. - Минск: Белорусский государственный университет культуры и искусств, 2021. - С. 32-35.
5. Алферова, М.О. Психологический анализ проживания личностью периода середины жизни / М.О. Алферова, И.В. Шаповаленко // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2011. - № 7 (95). - С. 199-208.
6. Алферова, М.О. Личностные особенности проживания кризиса середины жизни / М.О. Алферова // Мир психологии. - 2006. - № 3 (47). - С. 124-131.
7. Алферова, М.О. Психологический анализ проживания личностью периода середины жизни: автореф. дис... канд. психол. наук / М.О. Алферова. - М., 2010. - 23 с.
8. Аргайл, М. Психология счастья. - СПб.: Питер, 2003. - 272 с.
9. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - 5-е изд., стер. - М.: Смысл, 2019. - 448 с.
10. Бабиянц, К.А. Проживание кризиса середины жизни и стратегии совладания с ним у мужчин и женщин / К.А. Бабиянц, Е.А. Позднякова // Северо-кавказский психологический вестник. - 2020. - № 18/2. - С. 77-91.
11. Бабиянц, К.А. Функциональные особенности взрослых людей в период нормативных кризисов: учеб. пособие / К.А. Бабиянц, В.К. Гвоздецкая. - М.: Кредо, 2017. - 90 с.
12. Батурин, Н.А. Теоретическая модель личностного благополучия / Н.А. Батурин, С.А. Башкатов, Н.В. Гафарова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2013. - Т. 6, № 4. - С. 4-14.
13. Башкатов, С.А. Разноуровневые факторы личностного
благополучия: автореф. дис... канд. психол. наук / С.А. Башкатов. -Челябинск, 2013. - 28 с.
14. Бохан, Т.Г. Особенности самореализации женщин, переживающих кризис среднего возраста / Т.Г. Бохан, Е.Н. Скрипачева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - № 6 (134). - С. 127-133.
15. Братусь, Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. - № 2. - 1980. - С. 3-12.
16. Бреслав, Г.М. Психология эмоций. - 4-е изд., перераб.. - М.: Смысл, 2021. - 672 с.
17. Василюк, Ф.Е. Психология переживания. - М., 2000. - 200 с.
18. Верхотурова, Н.Ю. К проблеме изучения эмоционального интеллекта как феномена современной психологии / Н.Ю. Верхотурова // Наука и социум. Коррекционно-развивающая среда и инклюзивная практика помощи детям с ОВЗ: Материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием и VIII Всероссийской научно - практической конференции с международным участием, Новосибирск, 17 марта - 05 2021 года / Новосибирск: АНО ДПО "СИПППИСР", 2021. - С. 112-120.
19. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского - М.: Педагогика, 1982. - 488 с.
20. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4.- М.:
Педагогика, 1984. - С. 244-268.
21. Гаврилина, Л.К. Кризисы взрослой жизни: моменты роста. / Л.К. Гаврилина, В.М. Бызова. - СПб.: Речь, 2010. - 221 с.
22. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
23. Гвоздецкая, В.К. Психологические особенности и поддержка взрослых в ситуациях нормативного кризиса взрослости / В.К. Гвоздецкая // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2016. - Т. 5, № 6A. - С. 5-20.
24. Глотова, Г.А. Структурная модель эмоционально-личностного благополучия / Г. А. Глотова, Л. В. Карапетян // Нац. психол. журн. - 2018. - № 2 (30). - С. 46-56.
25. Горбатова, Е.А. Теория и практика психологического тренинга: учеб. пособие. - СПб: Речь, 2008. - 317 с.
26. Горбатова, Е.А. Психологическое сопровождение клиентов, переживающих кризис среднего возраста // Ученые записки Санкт- Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2020. - Т. 33, № 1. - С. 70-77.
27. Грибоедова, О.И. Влияние самопознания на психологическое благополучие личности / О.И. Грибоедова // Педагогика и психология образования. - 2019. - № 2. - С. 131-140.
28. Григорова, Ю.Б. Диагностика уровня эмоционального благополучия / Ю.Б. Григорова // Психологическое благополучие современного человека: Материалы Международной заочной научно - практической конференции, Екатеринбург, 20 марта 2019 года. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, Российское психологическое общество, 2019. - С. 105-112.
29. Гунгер, Н.Н. Психологические средства становления
идентичности личности в период нормативного кризиса взрослости: дисс. канд. психол. наук. - Новосибирск, 2007. - 221 с.
30. Жуковская, Л.В. Шкала психологического благополучия К. Рифф / Л.В. Жуковская, Е.Г. Трошихина // Психологический журнал. - 2011. - Т. 32, № 2. - С. 82-93.
31. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга. - СПб.: Речь, 2004. - 256 с.
32. Ежова, Н.Н. Справочник практического психолога. 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 380 с.
33. Ермолаева, М.В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах: Учеб. пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 280 с.
34. Идобаева, О.А. К построению модели исследования
психологического благополучия личности: психолого-развитийный и
психолого-педагогический аспекты / О.А. Идобаева // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 351. - С. 128-134.
35. Ильин, Е.П. Психология взрослости. - СПб.: Питер, 2012. - 544 с.
36. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2019. - 784 с.
37. Ипполитова, Е.А. Особенности представлений о жизненных перспективах личности в период кризиса середины жизни: автореф. дис... канд. психол. наук / Е.А. Ипполитова. - Барнаул, 2005. - 23 с.
38. Истратова, О.Н. Справочник по групповой психокоррекции / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 443 с.
39. Карапетян, Л.В. Эмоционально-личностное благополучие: монография / Л.В. Карапетян, Г.А. Глотова - Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России, 2017. - 211 с.
40. Карапетян, Л.В. Психологическая концепция эмоционально-личностного благополучия: дис... д-ра психол. наук. - Екатеринбург, 2018. - 494 с.
41. Карапетян, Л.В. Внутреннее благополучие человека: монография / Л.В. Карапетян, Г.А. Глотова. - Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России, 2020.
42. Качимская, А.Ю. Основные направления психокоррекции: учеб- метод. пособие - ВСГАО, 2013. - 114 с.
43. Королева, А.А. Особенности самоотношения женщин в период кризиса середины жизни / А.А. Королева // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - Т. 2, № 1. - С. 237-242.
44. Королева, А.А. Особенности переживания женщиной внутренней трансформации в период кризиса середины жизни / А.А. Королева // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VI всероссийской научно-практической конференции, Ярославль, 19-21 ноября 2013 года. - Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2013. - С. 381-384.
45. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - 225 с.
46. Кон, И.С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал. - 1987. - Т. 8. - № 4, С. 126-137.
47. Конева, Е.Л. Мировой экономический кризис: восприятие и стратегии поведения 40-летних / Е.Л. Конева, В.В. Солодников, И.В. Солодникова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2009. - № 3 (91). - С. 186-197.
48. Костакова, И.В. Психологическая коррекция личности: электрон. учеб. пособие / И.В. Костакова. - Тольятти: ТГУ, 2016. - 1 оптический диск.
49. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2022. - 940 с.
50. Кроник, А.А. Каузометрия: Методы самопознания,
психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути / А.А. Кроник, Р.А. Ахмеров. - М.: Смысл, 2008. - 145 с.
51. Куликов, Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. - СПб.: СПбГУ, 2003. - 81 с.
52. Куликова, Т.Ф. Психологическое содержание кризиса середины жизни работающей женщины: автореф. дис... канд. психол. наук / Т.Ф. Куликова. - Краснодар, 2004. - 22 с.
53. Лебедева, Л.Д. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии / Л.Д. Лебедева, Ю.В. Никонорова, Н.А. Тараканова. - СПб.: Речь, 2006. - 336 с.
54. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т.1 - М., Педагогика, 1983. - 392 с.
55. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. - 3-е изд., доп. - М.: Смысл, 2007. - 511 с.
56. Леонтьев, Д.А. Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля / Д.А. Леонтьев // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2020. - № 1 (155). - С. 14-37.
57. Ливехуд, Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Калуга: Духовное познание, 1994. - 217 с.
58. Литвинова, Н.Ю. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и субъективного благополучия личности в практике психологического сопровождения / Н.Ю. Литвинова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 1(92). - С. 173-175.
59. Литвинова, Н.Ю. Взаимосвязь эмоционального, субъективного и психологического в структуре феномена благополучия личности / Н.Ю. Литвинова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 3(94). - С. SO- 54.
60. Ловягина, А.Е. Теория и методы психической саморегуляции. - СПб.: Скифияпринт, 2020. - 144 с.
61. Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы взрослости. - М.: Эксмо, 2005. - 416 с.
62. Манукян, В.Р. Субъективная картина жизненного пути и кризисы взрослого периода: автореф. дис... канд. психол. наук / В.Р. Манукян. - СПб., 2003. - 22 с.
63. Манукян, В.Р. Нормативные кризисы развития в период взрослости / Вестник СПбГУ. Сер. 12, - 2010, - вып. 1. - С. 39-45.
64. Манукян, В.Р. Современные психологические концепции благополучия и зрелости личности: области сходства и различий / В.Р. Манукян, Е.Г. Трошихина // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2016. - № 2 (26). - С. 77-85.
65. Одарущенко, О.И. Методика оценки эмоционального благополучия в интересах психогигиены, психопрофилактики и психологической реабилитации: автореф. дис. канд. психол. наук / О.И. Одарущенко. - М., 2015. - 23 с.
66. Осипова, А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях / А.А. Осипова. - 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 315 с.
67. Подольский, А.И. Психологическое благополучие личности как условие и результат ее позитивного развития / А.И. Подольский, О.А. Идобаева // Образование личности. - 2011. - № 3. - С. 24-30.
68. Позднякова, Е.А. Рефлексивные способности и сравнительный анализ проживания кризиса середины жизни у мужчин и женщин / Е.А. Позднякова // Национальное здоровье. - 2020. - № 4. - С. 85-92.
69. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: учеб. пособие. - М.: Академия, 2000. - 184 с.
70. Психоэмоциональное благополучие: интегративный подход: монография / В.Р. Манукян, Е.Г. Трошихина, М.В. Данилова [и др.]. - СПб.: Нестор-История, 2020. - 360 с.
71. Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. - М: ЧеРо, 2005, - 524 с.
72. Психология человека от рождения до смерти. Коллектив авторов под общей редакцией А.А. Реана. - М.: АСТ, 2015. - 693 с.
73. Рагулина, М.В. Феномен эмоционального благополучия личности: содержание, диагностика, консультирование: монография / М.В. Рагулина. - Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2017. - 115 с.
74. Рейнуотер, Дж. Это в ваших силах: Как стать собственным психотерапевтом. - М. Прогресс, 1992. - 240 с.
75. Реньш, М.А. Психологический тренинг: учеб.-метод. пособие / М.А. Реньш, Е.Г. Лопес. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та,2016. - 235 с.
76. Родионова, Е.В. Комплексная оценка уровня эмоционально-личностного благополучия педагогов технического вуза: констатирующий эксперимент / Е.В. Родионова, Т.В. Конюхова // Векторы благополучия: экономика и социум. - 2022. - Т. 47, № 4. - С. 128-145.
77. Рудестам, К. Групповая психотерапия. - СПб.: Питер, 2000. - 384 с.
78. Сапогова, Е.Е. Взгляд на взрослость изнутри: психологический дивертисмент // Психология старости и старения. - 2001. - № 1 (13). - С. 5¬27.
79. Сапогова, Е.Е. Современная взрослость: трансформация или кризис? / Е.Е. Сапогова // Горизонты зрелости: Сборник научных статей, Москва, 16-18 ноября 2015 года / М.: МГППУ, 2015. - С. 54-59.
80. Сапогова, Е.Е. Кризис среднего возраста: понимание,
переживание, преодоление / Е.Е. Сапогова // Человек. Искусство. Вселенная.
- 2016. - № 1. - С. 291-299.
81. Сапогова, Е.Е. Территория взрослости: Горизонты саморазвития во взрослом возрасте / Е.Е. Сапогова. - М.: Генезис, 2016. - 312 с.
82. Сиврикова, Н.В. Психологические механизмы эмоционального благополучия / Н.В. Сиврикова, Ю.Б. Григорова // Вестник Южно¬Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2019. - № 3. - С. 257-274.
83. Скрипачева, Е.Н. Психические состояния женщин в кризисе середины жизни и возможности их акмеопсихологической коррекции: дис... канд. психол. наук / Е.Н. Скрипачева - Томск, 2014. - 23 с.
84. Скрипачева, Е.Н. Структурные характеристики психических состояний женщин, переживающих трудности совладания с кризисом середины жизни / Е.Н. Скрипачева, Т.Г. Бохан, М.В. Шабаловская // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. - 2015. - Т. 7. - № 3. - С. 72-81.
85. Слободчиков, В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. Пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: ПСТГУ, 2014. - 400 с.
86. Соколова, М.В. Шкала субъективного благополучия. 2-е изд. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1996. - 17 с.
87. Солдатова, Е.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости: монография. - Челябинск: ЮУрГУ, 2007. - 267 с.
88. Солдатова, Е.Л. Нормативные кризисы развития личности взрослого человека: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Екатеринбург, 2007.- 43 с.
89. Солодников, В.В. Объект исследования - "средний возраст" человека / В.В. Солодников, И.В. Солодникова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2009. - № 1(89). - С. 167— 186.
90. Солодников, В.В. "Кризис среднего возраста": теоретическая интерпретация переживаемого опыта / В.В. Солодников, И.В. Солодникова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2009. - № 4(92). - С. 178-202.
91. Стишенок, И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей. - СПб.: Речь, 2008 - 230 с.
92. Строгая, Ю.В. Проблема кризисов зрелого возраста / Ю.В. Строгая, О.В. Белановская // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. - 2012 - Т.3 - № 4. - С. 333-339.
93. Тимофеев, А.Д. Восприятие времени в период личностного кризиса (на материале кризиса среднего возраста): автореф. дис... канд. психол. наук / А.Д. Тимофеев. - Москва, 2013. - 26 с.
94. Труженикова, Н.С. Психологические условия развития личности
в процессе преодоления экзистенциальных кризисов середины жизни // Известия ЮФУ. Технические науки. 2006. №13. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-usloviya-razvitiya-lichnosti-v-protsesse-preodoleniya-ekzistentsialnyh-krizisov-serediny-zhizni (дата
обращения: 19.07.2023).
95. Труженикова, Н.С. Психологические условия развития личности в процессе преодоления экзистенциальных кризисов середины жизни : автореф. дис. канд. психол. наук / Н.С. Труженикова. - Сочи, 2006. - 22 с.
96. Фомина, О.О. Факторы и возможные типы психологического благополучия личности / О.О. Фомина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. - 2016. - Т. 5, № 2. - С. 168-174.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ