ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД КРИЗИСА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
|
Введение 4
ГЛАВА I. Анализ литературы по проблеме исследования эмоционально- личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста 11
1.1. Эмоционально-личностное благополучие: понятие, структурно-компонентный состав, подходы к изучению 11
1.2. Психологические характеристики женщин, переживающих кризис
среднего возраста 18
1.3. Современное состояние изучения проблемы эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста 30
Выводы по первой главе 40
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение эмоционально-личностного
благополучия женщин в период кризиса среднего возраста 42
2.1. Модель, методы и организация исследования эмоционально-личностного
благополучия женщин в период кризиса среднего возраста 42
2.2. Особенности эмоционально-личностного благополучия женщин в период
кризиса среднего возраста 53
Выводы по второй главе 68
ГЛАВА III. Психологическая программа развития эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста 71
3.1. Научно-методологические подходы к развитию эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста 71
3.2. Основные направления, этапы и методы развития эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста 79
3.3. Анализ эффективности реализации психологической программы развития эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста 93
Выводы по третьей главе 107
Заключение 110
Библиография 116
Приложение
ГЛАВА I. Анализ литературы по проблеме исследования эмоционально- личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста 11
1.1. Эмоционально-личностное благополучие: понятие, структурно-компонентный состав, подходы к изучению 11
1.2. Психологические характеристики женщин, переживающих кризис
среднего возраста 18
1.3. Современное состояние изучения проблемы эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста 30
Выводы по первой главе 40
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение эмоционально-личностного
благополучия женщин в период кризиса среднего возраста 42
2.1. Модель, методы и организация исследования эмоционально-личностного
благополучия женщин в период кризиса среднего возраста 42
2.2. Особенности эмоционально-личностного благополучия женщин в период
кризиса среднего возраста 53
Выводы по второй главе 68
ГЛАВА III. Психологическая программа развития эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста 71
3.1. Научно-методологические подходы к развитию эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста 71
3.2. Основные направления, этапы и методы развития эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста 79
3.3. Анализ эффективности реализации психологической программы развития эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста 93
Выводы по третьей главе 107
Заключение 110
Библиография 116
Приложение
Актуальность исследования. В современном мире проблема эмоционально-личностного благополучия человека актуальна как никогда раньше. Состояние напряжения, тревоги, неопределенности в текущей мировой ситуации испытывают практически все жители планеты. Социальная, экономическая и политическая нестабильность ставят под угрозу психическое и эмоциональное здоровье каждого.
Интерес психологов к факторам, влияющим на уровень благополучия личности, реализовался во множестве научно-практических работ, посвященных поиску психологических детерминант объекта исследования. Однако до сих пор не определен единый конструкт, общепризнанная модель психологического благополучия человека. Различия в подходах касаются не только названия понятия, но и структуры, закономерностей изменения и методов изучения.
Исследователи отмечают, что при изучении психологических характеристик тех или иных состояний следует учитывать возрастные параметры выборки, ведь каждому этапу развития свойственна своя специфика переживаемых состояний, глубина и интенсивность эмоциональных проявлений, уровень развития осознанности, способность к рефлексии. Изучение проблемы эмоционально-личностного благополучия в периоды возрастных кризисов приобретает особое значение и актуальность , поскольку характер эмоциональных состояний влияет на прохождение возрастного кризиса.
Актуальность исследования подчеркивается недостаточностью внимания научного сообщества к гендерному аспекту эмоционально - личностного благополучия. Крайне мало исследований, связанных со спецификой женских состояний, в особенности состояний, вызванных переживанием возрастного кризиса. Интерес к проблеме эмоционально-личностного благополучия женщин при переживании кризиса среднего
5 возраста вызван силой и остротой переживания, трудностями выдерживания негативных психических состояний, способствующих развитию социальных проблем, психического и соматического нездоровья женщин, снижению их профессионального долголетия. Психические состояния, сопровождающие переживание кризиса среднего возраста, ухудшают качество жизни женщин и обуславливают возможность результативного переживания кризиса середины жизни.
Ввиду малой исследованности проблемы благополучия женщин в период кризиса середины жизни, выявлен недостаток практических рекомендаций для психологов, работающих с данным контингентом клиентов, а также отсутствие психологических программ, нацеленных развитие эмоциональных состояний женщин, вызванных переживанием кризиса.
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что проблема эмоционально-личностного благополучия требует разработки в связи с биологическими, социальными, экономическими и культурными изменениями в жизни современной женщины. Анализ научной литературы показал, что исследований психологических состояний, сопровождающих процесс переживания женщинами кризиса середины жизни все еще недостаточно, и есть потребность в теоретических и практических разработках, нацеленных на психологическую помощь женщинам, переживающих возрастной кризис.
Выявлен ряд противоречий по проблеме исследования:
- несмотря на многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов разных аспектов эмоционального и личностного благополучности личности, до сих пор нет единого мнения о структуре и содержании данного психологического феномена;
- возрастает интерес исследователей к изучению психологического благополучия личности с учетом гендерного аспекта, при этом сохраняется недостаточность технологий по изучению и оценке эмоционально- личностного благополучия женщин;
- в научной литературе разработано большое количество подходов сопровождения различных критических периодов развития, однако крайне мало представлено психологических программ по развитию эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста.
Актуальность темы и найденные противоречия позволяют обозначить проблему исследования, заключающуюся в разработке модели по изучению особенностей эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста; теоретическом обосновании, разработке и внедрении в практику психологической программы развития эмоционально-личностного благополучия женщин среднего возраста.
Объект исследования: эмоционально-личностное благополучие женщин в период кризиса среднего возраста.
Предмет исследования: психологическая программа развития эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что переживание женщинами кризиса середины жизни оказывает влияние на уровень их эмоционально-личностного благополучия и проявляется в повышенной тревожности, эмоциональной лабильности, ощущении внутреннего напряжения; трудностях самопринятия и пониженном уровне самооценки; ощущении потери ценностно-смысловой и мотивационной направленности поведения. Разработанная психологическая программа позволит снизить выраженность симптомов кризиса, улучшить эмоциональное состояние и повысить уровень эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста.
Цель исследования: изучить особенности эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста; теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность
психологической программы развития эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа научной литературы определить современное состояние проблемы эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста;
2. Разработать модель диагностического исследования и выявить особенности эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста;
3. Разработать психологическую программу развития эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста и определить ее эффективность.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили:
- положения культурно-деятельностного подхода к психическому развитию человека (А.Г. Асмолов, 2019; Л.И. Божович, 1979; Л.С. Выготский, 2005; А.Н. Леонтьев, 1983, Д.А. Леонтьев, 2007 и др.);
- исследования проблемы благополучия человека: теории личностного, субъективного и психологического благополучия (О.И. Грибоедова, 2019; О.А. Идобаева, 2011; Л.В. Карапетян, 2018; Н.Ю. Литвинова, 2022; К. Рифф, 1995; Р.М. Шамионов, 2008 и др.);
- научно-методологические подходы к изучению и оценке эмоционально-личностного благополучия и его компонентов (А.Б. Батурин, 2013; Ю.Б. Григорова, 2019; Г.А. Глотова, 2018; Л.В. Жуковская, 2011; Л.В. Куликов, 2003; В.Р. Манукян, 2020 и др.);
- положения отечественной и зарубежной психологии о специфике возрастной периодизации и особенностей людей в периоды взрослости (Г.С. Абрамова, 2022; В.А. Аверин, 2021; Б.С. Братусь, 1980; Л.К. Гаврилина, 2010; М.В. Ермолаева, 2004; И.С. Кон, 1984; Д. Левинсон, 1986; В.И. Слободчиков, 2014; Э. Эриксон, 1996 и др.);
- представления исследователей о феноменологии кризиса середины жизни (К.Г. Юнг, 2020; Б. Ливехуд, 1994; И.Г. Малкина-Пых, 2005; К.Н. Поливанова, 2000; Е.Е. Сапогова, 2016; О.В. Хухлаева, 2002 и др.).
- особенности экспериментальных сведений о характере проявления кризисов взрослости и влиянии личностных факторов на протекание кризисов взрослости (М.О. Алферова, 2010; К.А. Бабиянц; 2017; Н.Н. Гунгер, 2007; Е.Л. Солдатова, 2007; Н.С. Труженикова, 2006 и др.);
- результаты исследований специфики переживания женщинами нормативных возрастных кризисов (Т.Г. Бохан, 2013; А.А. Королева, 2013; Т.Ф. Куликова, 2004; Е.Н. Скрипачева, 2014 и и др.);
- научно-методологические подходы к оказанию психологической помощи взрослым, переживающим возрастной кризис (В.К. Гвоздецкая, 2016; О.В. Евтихов, 2004; Н.Н. Ежова, 2011; А.Ю. Качимская, 2013; А.А. Осипова, 2006; К. Рудестам, 2000; К. Фопель, 1999 и др.).
В соответствии с гипотезой, целью и задачами исследования были определены следующие методы исследования:
- теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
- организационные: сравнительный метод, комплексный метод;
- эмпирические: беседа, наблюдение, опрос, анкетирование;
- экспериментальные: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
В работе использовались методы количественной и качественной обработки данных и интерпретационные методы исследования.
В ходе исследования применялись следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Шкала психологического благополучия К. Рифф», в адаптации Л.В. Жуковской, Е.Г. Трошихиной (2011);
2. Методика «Диагностика уровня развития рефлексивности» А.В. Карпова (2003);
3. Методика «Доминирующее состояние» Л.В. Куликова (2003);
4. Анкета «Кризисы развития» Л.Г. Петрявской (1994) в авторской адаптации.
Организация исследования: реализация эксперимента осуществлялась с помощью online -тестирования на платформе Google. В исследовании приняли участие 40 женщин в возрасте от 35 до 45 лет. Все респонденты были ознакомлены с целью данного исследования и условиями конфиденциальности.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с 2021 г. по 2023 г. и осуществлялось в несколько этапов:
1. Подготовительный (сентябрь 2021 - апрель 2023): анализ научной литературы по проблеме исследования; определение современного состояния проблемы развития эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста.
2. Констатирующий (май 2023 - июль 2023): разработка модели исследования; определение параметров и критериев оценки эмоционально - личностного благополучия женщин; отбор психодиагностического инструментария; реализация констатирующего эксперимента по изучению особенностей эмоционально-личностного состояния женщин в период кризиса среднего возраста.
3. Формирующий (август 2023 - сентябрь 2023): разработка и реализация психологической программы развития эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста.
4. Контрольный (октябрь 2023): реализация контрольного эксперимента; анализ полученных результатов и оценка эффективности разработанной психологической программы развития эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста ; сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования, формулирование выводов.
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования помогут углубить и расширить теоретические представления о проблеме развития эмоционально-личностного благополучия женщин с учетом возрастной специфики; уточнить терминологическую сторону понятия «эмоционально-личностное благополучие»; применять в исследованиях разработанную модель эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста; внести вклад в изучение проблемы специфики переживания женщинами кризиса среднего возраста; теоретически обосновать психологическую программу, направленную на развитие эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста.
Практическая значимость исследования. Полученные в результате эмпирического исследования количественные и качественные данные, раскрывающие особенности эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста, могут быть использованы психологами в консультативной практике. Разработанная программа развития эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста может быть рекомендована психологам и другим специалистам.
Структура и объем выпускной квалифицированной работы. Магистерская диссертация изложена на 138 страницах и состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы (в количестве 120 источников, в том числе 9 на иностранном языке). Работа иллюстрирована 9 таблицами, 14 рисунками из которых 13 гистограмм, включает 6 приложений.
Сведения об апробации результатов исследования:
Верхотурова Н.Ю., Тесля Т.А. К вопросу о психологических характеристиках женщин, переживающих кризис среднего возраста // Наука и социум: материалы научно-практических конференций АНО ДПО «СИПППИСР» (июнь - декабрь 2023). Новосибирск, 2023. - С. 133-151.
Интерес психологов к факторам, влияющим на уровень благополучия личности, реализовался во множестве научно-практических работ, посвященных поиску психологических детерминант объекта исследования. Однако до сих пор не определен единый конструкт, общепризнанная модель психологического благополучия человека. Различия в подходах касаются не только названия понятия, но и структуры, закономерностей изменения и методов изучения.
Исследователи отмечают, что при изучении психологических характеристик тех или иных состояний следует учитывать возрастные параметры выборки, ведь каждому этапу развития свойственна своя специфика переживаемых состояний, глубина и интенсивность эмоциональных проявлений, уровень развития осознанности, способность к рефлексии. Изучение проблемы эмоционально-личностного благополучия в периоды возрастных кризисов приобретает особое значение и актуальность , поскольку характер эмоциональных состояний влияет на прохождение возрастного кризиса.
Актуальность исследования подчеркивается недостаточностью внимания научного сообщества к гендерному аспекту эмоционально - личностного благополучия. Крайне мало исследований, связанных со спецификой женских состояний, в особенности состояний, вызванных переживанием возрастного кризиса. Интерес к проблеме эмоционально-личностного благополучия женщин при переживании кризиса среднего
5 возраста вызван силой и остротой переживания, трудностями выдерживания негативных психических состояний, способствующих развитию социальных проблем, психического и соматического нездоровья женщин, снижению их профессионального долголетия. Психические состояния, сопровождающие переживание кризиса среднего возраста, ухудшают качество жизни женщин и обуславливают возможность результативного переживания кризиса середины жизни.
Ввиду малой исследованности проблемы благополучия женщин в период кризиса середины жизни, выявлен недостаток практических рекомендаций для психологов, работающих с данным контингентом клиентов, а также отсутствие психологических программ, нацеленных развитие эмоциональных состояний женщин, вызванных переживанием кризиса.
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что проблема эмоционально-личностного благополучия требует разработки в связи с биологическими, социальными, экономическими и культурными изменениями в жизни современной женщины. Анализ научной литературы показал, что исследований психологических состояний, сопровождающих процесс переживания женщинами кризиса середины жизни все еще недостаточно, и есть потребность в теоретических и практических разработках, нацеленных на психологическую помощь женщинам, переживающих возрастной кризис.
Выявлен ряд противоречий по проблеме исследования:
- несмотря на многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов разных аспектов эмоционального и личностного благополучности личности, до сих пор нет единого мнения о структуре и содержании данного психологического феномена;
- возрастает интерес исследователей к изучению психологического благополучия личности с учетом гендерного аспекта, при этом сохраняется недостаточность технологий по изучению и оценке эмоционально- личностного благополучия женщин;
- в научной литературе разработано большое количество подходов сопровождения различных критических периодов развития, однако крайне мало представлено психологических программ по развитию эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста.
Актуальность темы и найденные противоречия позволяют обозначить проблему исследования, заключающуюся в разработке модели по изучению особенностей эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста; теоретическом обосновании, разработке и внедрении в практику психологической программы развития эмоционально-личностного благополучия женщин среднего возраста.
Объект исследования: эмоционально-личностное благополучие женщин в период кризиса среднего возраста.
Предмет исследования: психологическая программа развития эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что переживание женщинами кризиса середины жизни оказывает влияние на уровень их эмоционально-личностного благополучия и проявляется в повышенной тревожности, эмоциональной лабильности, ощущении внутреннего напряжения; трудностях самопринятия и пониженном уровне самооценки; ощущении потери ценностно-смысловой и мотивационной направленности поведения. Разработанная психологическая программа позволит снизить выраженность симптомов кризиса, улучшить эмоциональное состояние и повысить уровень эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста.
Цель исследования: изучить особенности эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста; теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность
психологической программы развития эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа научной литературы определить современное состояние проблемы эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста;
2. Разработать модель диагностического исследования и выявить особенности эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста;
3. Разработать психологическую программу развития эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста и определить ее эффективность.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили:
- положения культурно-деятельностного подхода к психическому развитию человека (А.Г. Асмолов, 2019; Л.И. Божович, 1979; Л.С. Выготский, 2005; А.Н. Леонтьев, 1983, Д.А. Леонтьев, 2007 и др.);
- исследования проблемы благополучия человека: теории личностного, субъективного и психологического благополучия (О.И. Грибоедова, 2019; О.А. Идобаева, 2011; Л.В. Карапетян, 2018; Н.Ю. Литвинова, 2022; К. Рифф, 1995; Р.М. Шамионов, 2008 и др.);
- научно-методологические подходы к изучению и оценке эмоционально-личностного благополучия и его компонентов (А.Б. Батурин, 2013; Ю.Б. Григорова, 2019; Г.А. Глотова, 2018; Л.В. Жуковская, 2011; Л.В. Куликов, 2003; В.Р. Манукян, 2020 и др.);
- положения отечественной и зарубежной психологии о специфике возрастной периодизации и особенностей людей в периоды взрослости (Г.С. Абрамова, 2022; В.А. Аверин, 2021; Б.С. Братусь, 1980; Л.К. Гаврилина, 2010; М.В. Ермолаева, 2004; И.С. Кон, 1984; Д. Левинсон, 1986; В.И. Слободчиков, 2014; Э. Эриксон, 1996 и др.);
- представления исследователей о феноменологии кризиса середины жизни (К.Г. Юнг, 2020; Б. Ливехуд, 1994; И.Г. Малкина-Пых, 2005; К.Н. Поливанова, 2000; Е.Е. Сапогова, 2016; О.В. Хухлаева, 2002 и др.).
- особенности экспериментальных сведений о характере проявления кризисов взрослости и влиянии личностных факторов на протекание кризисов взрослости (М.О. Алферова, 2010; К.А. Бабиянц; 2017; Н.Н. Гунгер, 2007; Е.Л. Солдатова, 2007; Н.С. Труженикова, 2006 и др.);
- результаты исследований специфики переживания женщинами нормативных возрастных кризисов (Т.Г. Бохан, 2013; А.А. Королева, 2013; Т.Ф. Куликова, 2004; Е.Н. Скрипачева, 2014 и и др.);
- научно-методологические подходы к оказанию психологической помощи взрослым, переживающим возрастной кризис (В.К. Гвоздецкая, 2016; О.В. Евтихов, 2004; Н.Н. Ежова, 2011; А.Ю. Качимская, 2013; А.А. Осипова, 2006; К. Рудестам, 2000; К. Фопель, 1999 и др.).
В соответствии с гипотезой, целью и задачами исследования были определены следующие методы исследования:
- теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
- организационные: сравнительный метод, комплексный метод;
- эмпирические: беседа, наблюдение, опрос, анкетирование;
- экспериментальные: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
В работе использовались методы количественной и качественной обработки данных и интерпретационные методы исследования.
В ходе исследования применялись следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Шкала психологического благополучия К. Рифф», в адаптации Л.В. Жуковской, Е.Г. Трошихиной (2011);
2. Методика «Диагностика уровня развития рефлексивности» А.В. Карпова (2003);
3. Методика «Доминирующее состояние» Л.В. Куликова (2003);
4. Анкета «Кризисы развития» Л.Г. Петрявской (1994) в авторской адаптации.
Организация исследования: реализация эксперимента осуществлялась с помощью online -тестирования на платформе Google. В исследовании приняли участие 40 женщин в возрасте от 35 до 45 лет. Все респонденты были ознакомлены с целью данного исследования и условиями конфиденциальности.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с 2021 г. по 2023 г. и осуществлялось в несколько этапов:
1. Подготовительный (сентябрь 2021 - апрель 2023): анализ научной литературы по проблеме исследования; определение современного состояния проблемы развития эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста.
2. Констатирующий (май 2023 - июль 2023): разработка модели исследования; определение параметров и критериев оценки эмоционально - личностного благополучия женщин; отбор психодиагностического инструментария; реализация констатирующего эксперимента по изучению особенностей эмоционально-личностного состояния женщин в период кризиса среднего возраста.
3. Формирующий (август 2023 - сентябрь 2023): разработка и реализация психологической программы развития эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста.
4. Контрольный (октябрь 2023): реализация контрольного эксперимента; анализ полученных результатов и оценка эффективности разработанной психологической программы развития эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста ; сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования, формулирование выводов.
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования помогут углубить и расширить теоретические представления о проблеме развития эмоционально-личностного благополучия женщин с учетом возрастной специфики; уточнить терминологическую сторону понятия «эмоционально-личностное благополучие»; применять в исследованиях разработанную модель эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста; внести вклад в изучение проблемы специфики переживания женщинами кризиса среднего возраста; теоретически обосновать психологическую программу, направленную на развитие эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста.
Практическая значимость исследования. Полученные в результате эмпирического исследования количественные и качественные данные, раскрывающие особенности эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста, могут быть использованы психологами в консультативной практике. Разработанная программа развития эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста может быть рекомендована психологам и другим специалистам.
Структура и объем выпускной квалифицированной работы. Магистерская диссертация изложена на 138 страницах и состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы (в количестве 120 источников, в том числе 9 на иностранном языке). Работа иллюстрирована 9 таблицами, 14 рисунками из которых 13 гистограмм, включает 6 приложений.
Сведения об апробации результатов исследования:
Верхотурова Н.Ю., Тесля Т.А. К вопросу о психологических характеристиках женщин, переживающих кризис среднего возраста // Наука и социум: материалы научно-практических конференций АНО ДПО «СИПППИСР» (июнь - декабрь 2023). Новосибирск, 2023. - С. 133-151.
Исследование было проведено со следующими целями:
• изучение особенностей эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста;
• теоретическое обоснование, разработка программы развития эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста,
• экспериментальная проверка эффективности разработанной программы.
Для достижения цели экспериментального исследования была разработана модель изучения эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста. В соответствии с разработанной моделью были подобраны диагностические методики, определены этапы исследования.
Анализ научной литературы свидетельствует об актуальности проблемы эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста, поскольку по многим аспектам проблемы нет общепринятой позиции. Возрастные границы периодов взрослости в периодизациях разных авторов имеют существенные отличия. Границы среднего возраста также разнятся в зависимости от позиции автора. Понимание данного феномена психологического благополучия также не имеет общего знаменателя. Исследователи нередко разрабатывают авторские модель благополучия, структура которых отражает позицию исследователя.
В результате проведенного анализа литературы установлено, что особенности психологического состояния женщин, переживающих кризис среднего возраста, выражаются в следующих симптомах: страх старения; тревожность; беспокойство о снижении сил; ощущение застоя; обесценивание семейных и дружеских отношений; утрата жизненных смыслов и целей; страх потери родителей; переживания, связанные с уходом во взрослую жизнь выросших детей; усталость от работы; ощущение кризиса в семейных отношениях.
В процессе исследования сформировано предположение, что переживание женщинами кризиса середины жизни оказывает влияние на уровень их эмоционально-личностного благополучия и проявляется в повышенной тревожности, эмоциональной лабильности, трудностях самопринятия и пониженном уровне самооценки; ощущении потери смысла жизни и целевой направленности. Разработанная психологическая программа позволит улучшить эмоциональное состояние и уровень эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследование, направленное на изучение особенностей эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста,
Реализация психологического исследования проводилось с помощью online-тестирования на платформе Google.
Критерии комплектования экспериментальной выборки:
1. Гендерная схожесть выборки: в исследовании участвуют лица женского пола;
2. Схожесть показателей возраста: возрастная категория испытуемых соответствует границам среднего возраста (35-45 лет);
3. Схожесть семейного положения: участники исследования состоят в зарегистрированном браке, а также имеют опыт материнства;
4. Схожесть социального статуса: в исследовании принимают участие лица с высшим образованием, имеющие официальное трудоустройство.
В результате теоретического анализа в целях решения поставленных в исследовании задач была разработана модель изучения эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста , состоящая из трех компонентов: эмоциональный (доминирующее эмоциональное состояние, эмоциональный баланс), ценностно-смысловой (ценностно-смысловые ориентации, уровень рефлексивности) и когнитивный (самопринятие, удовлетворенность жизнью).
В исследовании использовались организационные методы (сравнительный метод, комплексный метод), теоретические методы (анализ литературы по проблеме исследования), эмпирические (беседа, наблюдение, проведение опросов), экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты). Результаты исследования анализировались с использованием методов количественной и качественной обработки материала, интерпретационных методов исследования.
Психодиагностическое исследование было реализовано с помощью следующих методик:
1. Методика «Доминирующее состояние» Л.В. Куликова (2003);
2. Методика «Шкала психологического благополучия К. Рифф», в адаптации Л.В. Жуковской, Е.Г. Трошихиной (2011);
2. Методика «Диагностика уровня развития рефлексивности» А.В. Карпова (2003);
4. Методика Л.Г. Петрявской «Кризисы развития» (1994) в авторской адаптации.
В результате констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста:
• около половины участниц оценивают свое состояние как удовлетворительное по всем шкалам. К доминирующим негативным эмоциональным состояниям трети участниц можно отнести тревожность (28%), негативные ожидания, внутреннее напряжение (22%), низкий жизненный тонус (42%), высокую эмоциональную лабильность (22%).
• общий показатель благополучия почти у половины испытуемых занимает средний уровень, у 22% женщин уровень данного показателя ниже среднего. При этом низкий уровень самопринятия выявлен у 30% женщин, неудовлетворенностью собой и своей жизнью выражена у 22% участниц, отсутствие целей и смысла жизни выражено у 38% участниц.
• большая часть участниц обладают высоким (25%) и средним (53%) уровнем рефлексивности. Низкая способность к осознанности выявлена у 23% испытуемых.
После полученных результатов констатирующего эксперимента был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный на развитие эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста.
Для выявления эффективности реализуемой нами программы, на основании результатов констатирующего эксперимента, участники были разделены на экспериментальную и контрольную группы. В экспериментальную группу вошли участники, продемонстрировавшие наиболее низкие показатели эмоционально-личностного благополучия. Коррекционная работа осуществлялась с экспериментальными группами, с контрольными группами коррекционных мероприятий не проводилось.
Для оценки эффективности программы развития эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста после формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент. Оценка изменений проводилась с помощью методик, использованных в констатирующем эксперименте: методика «Доминирующее состояние» Л.В. Куликова (2003); методика «Шкала психологического благополучия К. Рифф», в адаптации Л.В. Жуковской, Е.Г. Трошихиной (2011); методика «Диагностика уровня развития рефлексивности» А.В. Карпова (2003).
Сравнительный анализ итогов констатирующего и контрольного эксперимента экспериментальной группы показал следующие результаты:
• практически по всем показателям уровня доминирующего психического состояния наблюдается положительная динамика показателей психической активности. Наибольшее изменение наблюдается по уровню
114 тревоги (низкий уровень снизился на 35%), эмоционального напряжения (уменьшение показателя на 25%) и активного отношения к жизненной ситуации (рост показателя на 30%) и жизненного тонуса (повышение составило 15%).
• участие в программе привело к росту на 15% высокого уровня психологического благополучия участниц и снижению низкого уровня психологического благополучия на ту же величину. Позитивные изменения произошли за счет повышения целенаправленности жизни (низкий уровень снизился на 35%, средняя выраженность показателя приросла на 20%, высокая - на 15%); роста уровня самопринятия участниц (средний уровень вырос на 15 %, высокая выраженность показателя приросла на 15%) а также обретению независимости (рост 10%) и осознанию своих возможностей и ресурсов (низкий уровень уменьшился на 10%).
• изменение уровня рефлексивности имеет положительную динамику: средний уровень вырос на 15%, высокий уровень рефлексивности увеличился на 5%, на низком уровне данный показатель сохранился у 15% участниц.
Сравнительный количественный и качественный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента показал, что в контрольных группах положительная динамика отсутствует, выявлены только незначительные и случайные изменения результатов, в отличие от экспериментальных групп, с которыми проводилась психологическая работа по программе.
Таким образом, результаты проверки эффективности программы развития эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста свидетельствуют о положительной динамике по большинству показателей, включенных в оценку.
Результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу, заключающуюся в предположении, что с помощью разработанной психологической программы может быть осуществлено развитие
115 эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста. Таким образом, экспериментальное исследование подтверждает правильность выдвинутой гипотезы и даёт основание считать цель исследования достигнутой, а его задачи реализованными.
• изучение особенностей эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста;
• теоретическое обоснование, разработка программы развития эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста,
• экспериментальная проверка эффективности разработанной программы.
Для достижения цели экспериментального исследования была разработана модель изучения эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста. В соответствии с разработанной моделью были подобраны диагностические методики, определены этапы исследования.
Анализ научной литературы свидетельствует об актуальности проблемы эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста, поскольку по многим аспектам проблемы нет общепринятой позиции. Возрастные границы периодов взрослости в периодизациях разных авторов имеют существенные отличия. Границы среднего возраста также разнятся в зависимости от позиции автора. Понимание данного феномена психологического благополучия также не имеет общего знаменателя. Исследователи нередко разрабатывают авторские модель благополучия, структура которых отражает позицию исследователя.
В результате проведенного анализа литературы установлено, что особенности психологического состояния женщин, переживающих кризис среднего возраста, выражаются в следующих симптомах: страх старения; тревожность; беспокойство о снижении сил; ощущение застоя; обесценивание семейных и дружеских отношений; утрата жизненных смыслов и целей; страх потери родителей; переживания, связанные с уходом во взрослую жизнь выросших детей; усталость от работы; ощущение кризиса в семейных отношениях.
В процессе исследования сформировано предположение, что переживание женщинами кризиса середины жизни оказывает влияние на уровень их эмоционально-личностного благополучия и проявляется в повышенной тревожности, эмоциональной лабильности, трудностях самопринятия и пониженном уровне самооценки; ощущении потери смысла жизни и целевой направленности. Разработанная психологическая программа позволит улучшить эмоциональное состояние и уровень эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследование, направленное на изучение особенностей эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста,
Реализация психологического исследования проводилось с помощью online-тестирования на платформе Google.
Критерии комплектования экспериментальной выборки:
1. Гендерная схожесть выборки: в исследовании участвуют лица женского пола;
2. Схожесть показателей возраста: возрастная категория испытуемых соответствует границам среднего возраста (35-45 лет);
3. Схожесть семейного положения: участники исследования состоят в зарегистрированном браке, а также имеют опыт материнства;
4. Схожесть социального статуса: в исследовании принимают участие лица с высшим образованием, имеющие официальное трудоустройство.
В результате теоретического анализа в целях решения поставленных в исследовании задач была разработана модель изучения эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста , состоящая из трех компонентов: эмоциональный (доминирующее эмоциональное состояние, эмоциональный баланс), ценностно-смысловой (ценностно-смысловые ориентации, уровень рефлексивности) и когнитивный (самопринятие, удовлетворенность жизнью).
В исследовании использовались организационные методы (сравнительный метод, комплексный метод), теоретические методы (анализ литературы по проблеме исследования), эмпирические (беседа, наблюдение, проведение опросов), экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты). Результаты исследования анализировались с использованием методов количественной и качественной обработки материала, интерпретационных методов исследования.
Психодиагностическое исследование было реализовано с помощью следующих методик:
1. Методика «Доминирующее состояние» Л.В. Куликова (2003);
2. Методика «Шкала психологического благополучия К. Рифф», в адаптации Л.В. Жуковской, Е.Г. Трошихиной (2011);
2. Методика «Диагностика уровня развития рефлексивности» А.В. Карпова (2003);
4. Методика Л.Г. Петрявской «Кризисы развития» (1994) в авторской адаптации.
В результате констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста:
• около половины участниц оценивают свое состояние как удовлетворительное по всем шкалам. К доминирующим негативным эмоциональным состояниям трети участниц можно отнести тревожность (28%), негативные ожидания, внутреннее напряжение (22%), низкий жизненный тонус (42%), высокую эмоциональную лабильность (22%).
• общий показатель благополучия почти у половины испытуемых занимает средний уровень, у 22% женщин уровень данного показателя ниже среднего. При этом низкий уровень самопринятия выявлен у 30% женщин, неудовлетворенностью собой и своей жизнью выражена у 22% участниц, отсутствие целей и смысла жизни выражено у 38% участниц.
• большая часть участниц обладают высоким (25%) и средним (53%) уровнем рефлексивности. Низкая способность к осознанности выявлена у 23% испытуемых.
После полученных результатов констатирующего эксперимента был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный на развитие эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста.
Для выявления эффективности реализуемой нами программы, на основании результатов констатирующего эксперимента, участники были разделены на экспериментальную и контрольную группы. В экспериментальную группу вошли участники, продемонстрировавшие наиболее низкие показатели эмоционально-личностного благополучия. Коррекционная работа осуществлялась с экспериментальными группами, с контрольными группами коррекционных мероприятий не проводилось.
Для оценки эффективности программы развития эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста после формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент. Оценка изменений проводилась с помощью методик, использованных в констатирующем эксперименте: методика «Доминирующее состояние» Л.В. Куликова (2003); методика «Шкала психологического благополучия К. Рифф», в адаптации Л.В. Жуковской, Е.Г. Трошихиной (2011); методика «Диагностика уровня развития рефлексивности» А.В. Карпова (2003).
Сравнительный анализ итогов констатирующего и контрольного эксперимента экспериментальной группы показал следующие результаты:
• практически по всем показателям уровня доминирующего психического состояния наблюдается положительная динамика показателей психической активности. Наибольшее изменение наблюдается по уровню
114 тревоги (низкий уровень снизился на 35%), эмоционального напряжения (уменьшение показателя на 25%) и активного отношения к жизненной ситуации (рост показателя на 30%) и жизненного тонуса (повышение составило 15%).
• участие в программе привело к росту на 15% высокого уровня психологического благополучия участниц и снижению низкого уровня психологического благополучия на ту же величину. Позитивные изменения произошли за счет повышения целенаправленности жизни (низкий уровень снизился на 35%, средняя выраженность показателя приросла на 20%, высокая - на 15%); роста уровня самопринятия участниц (средний уровень вырос на 15 %, высокая выраженность показателя приросла на 15%) а также обретению независимости (рост 10%) и осознанию своих возможностей и ресурсов (низкий уровень уменьшился на 10%).
• изменение уровня рефлексивности имеет положительную динамику: средний уровень вырос на 15%, высокий уровень рефлексивности увеличился на 5%, на низком уровне данный показатель сохранился у 15% участниц.
Сравнительный количественный и качественный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента показал, что в контрольных группах положительная динамика отсутствует, выявлены только незначительные и случайные изменения результатов, в отличие от экспериментальных групп, с которыми проводилась психологическая работа по программе.
Таким образом, результаты проверки эффективности программы развития эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста свидетельствуют о положительной динамике по большинству показателей, включенных в оценку.
Результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу, заключающуюся в предположении, что с помощью разработанной психологической программы может быть осуществлено развитие
115 эмоционально-личностного благополучия женщин в период кризиса среднего возраста. Таким образом, экспериментальное исследование подтверждает правильность выдвинутой гипотезы и даёт основание считать цель исследования достигнутой, а его задачи реализованными.
Подобные работы
- Психологическая программа развития эмоционально-личностного благополучия мужчин среднего возраста средствами хоккея с шайбой
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В ПЕРИОД КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ В КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2021 - Жизненные перспективы женщин с разным семейным статусом в период
кризиса тридцати лет
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая программа развития самооценки женщин зрелого возраста в процессе фототерапии
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2023 - Ролевые ожидания и притязания в браке женщин в период кризиса принятия на себя родительских обязательств (Нет заключения, Алтайский государственный университет)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Личностные предикторы удовлетворенности жизнью у женщин в период
зрелости
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЛИЦЕЙНЫХ КЛАССАХ МЕТОДАМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Индивидуальное консультирование как средство повышения психологического благополучия людей в период ранней взрослости
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2021 - ВОЗРАСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСИЛИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020



