ВВЕДЕНИЕ 2
1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1 Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития 5
1.2 Особенности развитие слухоречевой памяти детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития 5
1.3 Особенности реализации процесса развития слухоречевой памяти у
детей с задержкой психического развития в отечественной психологии 25
Выводы по первой главе 33
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛУХОРЕЧЕВОЙ
ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 34
2.1. Организация, методы и методики проводимого исследования 34
2.2 Анализ результатов исследования 40
Выводы по второй главе: 41
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 46
3.1 Научно-теоретические и методологические подходы к коррекции
слухоречевой памяти старших дошкольников с задержкой психического развития 46
3.2 Методические рекомендации по коррекции произвольной памяти
старших дошкольников с задержкой психического развития 53
Вывод по третьей главе:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
Приложение
Актуальность исследования: на данный момент проблемы воспитания и обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, уделяется значительное внимание, что связано с ростом числа детей с проблемами в развитии. Обращаясь к данным Всемирной организации здравоохранения, только 20% детей рождаются без проблем в развитии. Все остальные дети по своему психофизическому состоянию занимают положение между здоровьем и болезнью. Самым распространённым отклонением является задержка психического развития. По данным Министерства образования Российской Федерации, за последние 10 лет детей с задержкой психического развития увеличилось в 2 раза.
Задержки в развитии, связанные с не развитием психики и мозговых структур, рассматриваются как отдельные группы состояний с патологией развития, или как синдром, входящий в структуру того или иного неврологического, психического или соматического заболевания. При задержке психического развития нарушение проявляется в виде отставании психической деятельности: познавательной, моторной, эмоционально - волевой.
Чем раньше выявить у детей нарушение в развитии и обеспечить их подходящими условиями в обучении, тем больше вероятности восстановления. При введении в России инклюзивного образования, дети с ОВЗ должны, получать помощь, начиная с раннего дошкольного возраста.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования , основным принципом является формирование познавательных интересов.
Чем раньше выявить у детей нарушение в развитии и обеспечить их подходящими условиями в обучении, тем больше вероятности восстановления. При введении в России инклюзивного образования, дети с ОВЗ должны, получать помощь, начиная с раннего дошкольного возраста.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, основным принципом является формирование познавательных интересов.
На этапе всего дошкольного детства особое внимание нужно уделять развитию осознанного запоминания, высокой продуктивности и стойкости запоминания, но только с учетом возрастных индивидуальностей ребят дошкольного возраста.
Результат усвоение дошкольной образовательной программы будет наиболее продуктивнее, если подобрать правильные методы обучения. Каждый педагог должен учитывать, что при отклонении в развитии существуют возрастные особенности
В работе известных психологов и преподавателей раскрывается вся проблема развития памяти детей старшего дошкольного возраста. П.П. Блонский (1979), Л.М. Житникова (1985), П.И. Зинченко (1961), З.М. Истомина (1981), .А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной (1984) и других.
Цель исследования разработать программу коррекции слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: слухоречевая память старших дошкольников.
Предмет исследования: особенности развития слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
На основании анализов общей специальной психологии нужно определить следующие задачи:
1. На основании анализа общей и специальной литературы определить современное состояние изучение проблемы слуховой памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2. Определить организацию методов и методик изучения слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Провести анализ результатов исследования слухоречевой памяти старших дошкольников с задержкой психической развития;
4. Разработать методические рекомендации по формированию памяти старших дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: предположение о том, что у старших школьников с задержкой психического развития имеются трудности со слухоречевой памятью, которые поддаются коррекции посредством специально разработанной программы.
Методы исследования были определенны целью, гипотезой, задачами работы. В ходе исследования применялись теоретические методы, которые включали в себя: аналитический обзор литературы, систематизация научных представление по проблеме исследования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленные в выпускной квалификационной работе материалы позволят обобщить, систематизировать знания по проблеме исследования.
Этапы проведения исследования.
1. Аналитический. Осуществлялся подбор, изучение и анализ психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования. Определялись теоретические и методологические основы работы, цели и задачи; уточнялись объект и предмет исследования.
2. Заключительно-обобщающий. Систематизировались и обобщались результаты исследовательской работы, уточнялись теоретические выводы.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 112 источников.
На современном этапе развития дошкольного образования наблюдаются негативные тенденции роста числа детей с задержкой психического развития, обусловленные, с одной стороны, неблагоприятной микросредой развития детей, с другой стороны, недостаточным уровнем готовности специалистов дошкольных учреждений. Специальному психологу необходимо владеть системой теоретических знаний, акцентирующих внимание на особенностях развития детей с задержками развития, проблемах психологической готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению. Кроме того, у психолога, работающего с детьми с задержкой психического развития, должны быть сформированы практические навыки диагностики и коррекции задержки психического развития в целом и познавательных процессов - в частности.
Память — это очень сложный психический процесс, позволяющий человеку запоминать, воспроизводить, применять ту информацию, которую он смог усвоить. У каждого человека способности памяти сугубо индивидуальны, у кого - то она изначально лучше развита, а кто - то постоянно жалуется на слабое ее развитие.
Со временем память может истощать свои ресурсы ввиду различных обстоятельств. Существует множество способов и средств, с помощью которых можно улучшить ее, и главное, взяться за это вовремя.
Существовало неправильное мнение, что в дошкольном возрасте механическая память преобладает над логической.
В действительности осмысливание нового материала, активное его изучение оказывает существенное влияние на запоминание дошкольника. Конечно, характер такого осмысления изменяется в процессе развития дошкольника.
Если младшие дошкольники ориентируются, главным образом, на внешние, наиболее бросающиеся в глаза признаки предметов, то старшие начинают замечать менее яркие, но зато более существенные их особенности. В соответствии с этим изменяется и содержание детских представлений.
У старших дошкольников наряду с наглядными представлениями об отдельных вещах большую роль начинают играть общие представления о группе сходных предметов.
Таким образом, у дошкольника наряду с образной памятью начинает складываться память словесно-логическая.
В этом обнаруживается развитие второй сигнальной системы в её взаимодействии с первой.
Образование временной связи между словесными сигналами, обозначающими обобщённые группы сходных предметов и явлений, придаёт запоминанию словесно-логический характер.
Развитие памяти не заканчивается в период детства, оно может продолжаться и у взрослого человека, изменяя свои особенности в зависимости от условий его жизни и характера его деятельности
Данная работа была посвящена проблеме развития памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития. Эта проблема является важной и актуальной. В современных образовательных технологиях знания не рассматриваются в качестве основной ценности. Педагог не дает готовых знаний, образцов и определений, а стимулирует каждого ребенка на поиск, развивает познавательную инициативу путем создания различных проблемных ситуаций, организации поисковой деятельности, постановки простейших опытов, формирует умение спрашивать, наблюдать. У детей с задержкой психического развития наблюдается снижение познавательной активности, памяти, что связано со сложностью формирования всех высших психических функций. Это в свою очередь снижает эффективность обучения. Поэтому важно в период дошкольного возраста уделять особое внимание развитию у детей памяти, в особенности у детей с задержкой психического развития.
В ходе достижения поставленной в данной работе цели был решен ряд задач.
Значимость данной работы состоит в том, что собранный теоретический материал дает представления об особенностях памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития, что, в свою очередь, позволит подобрать необходимые методы и приемы в процессе коррекционно-развивающей работы по преодолению недостатков в развитии памяти у рассматриваемой категории детей.
В рамках данной работы была проведена работа по оценке памяти старших дошкольников, имеющих задержку психического развития.
В результате проведенного исследования было установлено, что дети, имеющие задержку психического развития имеют проблемы с памятью.
Для коррекции были предложены занятия, которые будут способствовать развитию всех видов памяти.
1. Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст] / А. Анастази ; Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. — М. , 1982. - 320 с.
2. Антошечкина Галина Константиновна, Литвинова Анастасия Геннадьевна, Верхотурова Наталья Юрьевна Особенности слухоречевой памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №5. URL: https://cyberleninka.ru/articleZn/osobennosti- sluhorechevoy-pamyati-uchaschihsya-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s- zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
4. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М. 2014
5. Афонькина, Ю. А. Особенности развития произвольной образной памяти у старших дошкольников в процессе дидактической игры [Текст] / Ю. А. Афонькина. - Москва : Просвещение, 2016. - 180 с.
6. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. - СПб.: Питер, 2018. - 320 с.
7. Бадалян, Л. П. Память и нервно-психическое развитие /Л. П. Бадалян Дошкольное воспитание -1976- № 4.
8. Бертынь, Г. П. Клинико-психологическое изучение глухих детей со сложным дефектом [Текст] / Г. П. Бертынь, Т. В. Розанова. - М. : Дефектология, - 2013. - 234 с.
9. Блонский, П. П. Память и мышление [Текст] / П. П. Блонский. - Москва : ЛКИ, 2017. - 196 с.
10. Блонский, П.П. Память и мышление. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. 2 /П.П. Блонский - М., 1979, С. 118-341.
11. Блонский, П.П.. Память. Припоминание. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. 2 /П.П. Блонский - М., 1979. С.341-366.
12. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология [Текст] / Т. Г. Богданова. - Москва : Академия, 2012. - 360 с.
13. Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада /З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова - М., Просвещение, 2011.
14. Богуславская, З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей -дошкольников в условиях дидактической игры /З.М. Богуславская - М., Просвещение, 1986, с.267-268.
15. Большой толковый психологический словарь [Текст] : для специалистов в области психологии / А. Ребер Пер. с англ. М. : Вече, АСТ, 2010. - 592 с.
16. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Кн. для воспитателя дет.сада / А. К. Бондаренко - М. : Просвещение, 2011. - 160 с.
17. Боскис, P. M. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Р. М. Боскис. — М., 1963. - 304 с.
18. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов.— Киев, 1989. - 201 с.
19. Венгер, Л. А. Психология дошкольника [Текст] / Л. А. Венгер. - Москва : Просвещение, 1988. - 272 с.
20. Власова Т.И. Дети с временными задержками развития / под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. - М., 1971.
21. Власова Т.И. Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1984.
22. Возрастные, половые и индивидуально-типологические особенности высших психических функций в норме: коллективная монография / Под ред. Т.А. Фоте-ковой. - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2017. - 168 с.
23. Выготский, Л. С. Возрастные и индивидуальные различия памяти [Текст] / Л. С. Выготский ; Под ред. А. А. Смирновой. - Москва : 52 Просвещение, 2017. - 300 с.
24. Выготский, Л. С. Вопросы теории и истории психологии [Текст] / Л. С. Выготский - М : Педагогика, 1982. - 487 с.
25. Выготский, Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский ; Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - Москва : ЧеР, 1998. - 816 с.
26. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1995. - 157 с.
27. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций /Л. С. Выготский -М.: Просвещение, 1960.
28. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии /Л.С. Выготский - СПб, Союз, Санкт Петербург, 1997.
29. Выготский, Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. Психология памяти /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова: Хрестоматия по психологии. -М., «ЧеРо», 2002, с.617.
30. Выготский, Л.С.Эйдетика. Психология памяти /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова: Хрестоматия по психологии. -М., «ЧеРо», 2002, с.179.
31. Гаркуша, Ю. Ф. Система коррекционных занятий детей с нарушениями слуха [Текст] / Ю. Ф. Гаркуша. - М. : Сфера, 2018. - 677 с.
32. Гаспарова, Е. М. Ведущая деятельность дошкольного возраста [Текст] / Е.М. Гаспарова. - М. : Норма, 1987. - 50 c
33. Головчиц, Л. А Игра в жизни детей с нарушениями слуха [Текст] / Л. А. Головчиц ; Под ред. Л. П. Носковой. - М, 2013. - 80 с.
34. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. А. Головчиц. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 304 с.
35. Григорьева, Т. А. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением слуха [Текст] / А. Т. Григорьева. - Минск, 2019. - 432 с.
36. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] : пособие для занятий с детьми 2-7 лет / Н. Ф. Губанова. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 128 с.
37. Гуровец, Г. В. Коррекционно развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике [Текст] / Г. В. Гуровец, Я. Я. Ленок. // Дефектология - 2016. - №3. - С. 77-78.
38. Давыдова Е.Ю., Горбачевская Н.Л., Якупова Л.П. Связь нейропсихологических показателей памяти с успешностью и типом обучения // Тезисы докладов I Международной конференции памяти А.Р. Лурии. М., 2017. С. 29.
39. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М., 1973.
40. Екжанова, Е. А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения. / Е. А. Екжанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012. - № 1. - С. 8-16.
41. Житникова, Л. М. Улучшаем память в любом возрасте /Л. М. Житникова-М.: Просвещение, 1972.
42. Житникова, Л. М. Учите детей запоминать [Текст] / Л. М. Житникова. - Москва : Просвещение, 1985. - 87 с.
43. Забрамная, С. Д. От диагностики к развитию [Текст] / С. Д. Забрамная. — М. , 2018. - 40 с.
44. Забрамная, С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей [Текст] : пособие для психолого-педагогических комиссий / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. - М. : Владос, 2013. - 32 с.
45. Запорожец, А. В. Психология детей дошкольного возраста/ А. В. Запорожец, Е. И. Эльконин. - М.: Просвещение, 1964.
46. Зикеев, А. Г. Дети с нарушенным слухом [Текст] / А. Г. Зикеев. - М. : Педагогика. - 2017. - 455 с.
47. Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание [Текст] : для специалистов в области психологии / П. И. Зинченко. - М. : Норма, 2011. - 83 с.
48. Зинченко, П.И. Проблема непроизвольного и произвольного запоминания в психологии /П.И. Зинченко - М., 1961.
49. Иполитов, Ф. В. Память и воспитание /Ф, В. Иполитов, 3, М. Истомина, Е. С. Махлах, В. И. Самохвалова - М.: Знание, 1971.
50. Истомина З. М. Развитие памяти [Текст] : учебно¬методическое пособие / З. М. Истомина. - М. : Союзиздат, 1978. - 345 с.
51. Йейтс, Ф. Искусство памяти [Текст] / Ф. Йейтс. - СПб: Университетская книга, 2017. - 481 с.
52. Казакова, Е. И. Процесс психолого-педагогического сопровождения / Е. И. Казакова // На путях к новой школе. - 2019. - № 1. - С. 36-46.
53. Караханян Карина Грикоровна Возрастные особенности
памяти и их влияние на успешность в обучении // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-osobennosti-pamyati-i-ih- vliyanie-na-uspeshnost-v-obuchenii (дата обращения: 09.06.2021). 1.
Блонский П.П. Избранные психологические произведения. М., 1979. 548 с.
54. Карпенко, А. А. Психологический словарь [Текст] / Под ред. А. А. Карпенко - М. : Педагогика, 2011. - 780 с.
55. Катаева, А. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии [Текст] / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М. , 2011 - 191 с.
56. Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения [Текст] / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М. , 2013 - 187 с.
57. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя / Я. Л. Коломинский Я. Л., Е. А. Панько // — Москва: Просвещение, 1988. — 190 с.
58. Корепанова, М. В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе Школа 2100 [Текст] / М. В. Корепанова, Е. В. Харламова. - Днепропетровск : Баланс, 2015. - 48 с.
59. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей обучения у младших школьников. М., 2017.
60. Лаврентьева, Т. В. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации в детском саду/ Т. В. Лаврентьева, О. М. Дьяченко, А. И. Булычева - М.: Новая школа, 2016.
61. Лап, Г. Искусство помнить и забывать/Г. Лап - СПб, Питер,2015.
62. Лапшин В. А., Пузанов Б. Н. Основы дефектологии: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов. - М., 2011
63. Лачугина, Ю. Н. Психология [Текст] / Ю. Н. Лачугина. - Ульяновск : УлГТУ, 2017. - 226 с.
64. Лебедева, С.О. О возможности развития образной памяти /С.О. Лебедева Дошкольное воспитание. - 1985. - №8, С. 52-54.
65. Леонтьев, А.Н. Развитие высших форм запоминания. Психология памяти Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова: Хрестоматия по психологии. -М., «ЧеРо», 2012, с.435.
66. Лурия, А.Р. Нейропсихология памяти /А.Р. Лурия -М.: Педагогика.
67. Люблинская, А. А. Активность и направленность дошкольника [Текст] / А. А. Люблинская. - Москва : Институт практической психологии, 2016. - 304 с. 54
68. Люблинская, А. А. Детская психология /А. А. Люблинская - М., Просвещения, 1971.
69. Ляпидевский, С.С. Невропатология/ С.С. Ляпидевский - М.: Владос, 2010.
70. Ляудис, В.Я. Память в процессе развития /В.Я. Ляудис - М., 1976.
71. Максимова С. И. Детская литература как источник знаний о ребенке и психологии детского возраста / С. И. Максимова // Детский сад от А до Я. — 2019. — № 3 (39). — С. 23-29.
72. Маркова, Л. С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития / Л. С. Маркова. - М.: Аркти, 2012. - 187 с.
73. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн.-Книга 1: Общие основы психологии.-688 с.
74. Немов, Р. С. Психология. Психодиагностика психологии [Текст] : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведения / Р. С. Немов. - М. : Владос, 2011. - 640 с.
75. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или Развивающие игры /Б.П. Никитин - М.: Просвещение,2010.
76. Норман, Д. Как мы обучаемся? Как запоминаем? Психология памяти /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова - М., «ЧеРо», 2012, с.235.
77. Петровский, А. В. Психология/ А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский - М.: Академия, 2011.
78. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития // Под общей ред. С. Г. Шевченко. - М. : Школьная пресса, 2013. - 96 с.
79. Практикум по клинической психологии. Часть 1. Нейропсихологическая диагностика: учебно-методический комплекс по дисциплине / Сост. Т.А. Фоте-кова. - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2018. - 92 с.
80. Психология детей дошкольного возраста /Под редакцией А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина -М., Просвещение, 1964.
81. Психология и педагогика игры дошкольника. Под ред. А.В.Запорожца и А. П. Усовой. М., 1966, с.347.
82. Розанова, Т. В. Исследование личности детей с нарушениями слуха [Текст] / Т. В. Розанова, Н. В. Яшкова. - М. : Гардарики, 2011. - 180 с.
83. Розанова, Т. В. Особенности познавательной деятельности глухих детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т. В. Розанова // Дефектология - 2017. - №4. - С. 56-67.
84. Розанова, Т. В. Развитие памяти и мышления глухих детей [Текст] / Т. В. Розанова. - М. : Педагогика, 1978. - 231 с.
85. Роль игры в детском саду /Под ред. А.П. Усовой - М., 1961.
86. Рубинштейн, С.Л. Память. Психология памяти /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова: Хрестоматия по психологии. - М.,«ЧеРо», 2012.
87. Самохвалова В. И. Возрастные и индивидуальные различия в запоминании разных видов материала. // Возрастные и индивидуальные различия памяти /Под ред. А. А. Смирнова. - М.: 1967.
88. Семаго, Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст] / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - Санкт-Петербург : Речь, 2015. - 384 с.
89. Сеченов, И.П. Избранные философские психологические произведения/ И. П. Сеченов - М.: Просвещение, 1947.
90. Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости // Нейропсихология сегодня / под ред. Е.Д. Хомской. М., 2015. С. 154-160.
91. Смирнов, А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти / А.А.Смирнов - М.: Просвещение, 1967.
92. Смирнов, А.А. Избранные психологические труды/ А.А. Смирнов - М.: Педагогика, 1987.
93. Смирнов, А.А. Проблемы психологии памяти / А.А. Смирнов - М.: Просвещение, 1966.
94. Смирнов, А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание. Психология памяти /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова: Хрестоматия по психологии. - М., «ЧеРо», 2012.
95. Смирнова, Е. А. Детская психология [Текст] / Е. А. Смирнова. - Москва : Владос, 2018. - 336 с.