РАБОТА ПО РАСШИРЕНИЮ ФОНОВЫХ ЗНАНИЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-ГО КЛАССА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Введение 4
Глава 1. Теоретические основания исследования работы по расширению фоновых знаний как составляющей функциональной грамотности обучающихся 5 класса основной школы при обучении чтению на уроке английского языка 10
1.1. Роль и содержание функциональной грамотности в современном
образовании 10
1.2. Развитие читательской грамотности в сопоставлении с классическим
обучением чтению как виду речевой деятельности 14
1.3. Фоновые знания и их роль в процессе обучения чтению и развития
читательской грамотности 25
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по расширению фоновых знаний как составляющей функциональной грамотности обучающихся 5 класса в процессе обучения чтению на уроке английского языка 30
2.1. Методико-педагогические основы работы по расширению фоновых
знаний как составляющей функциональной грамотности при обучении чтению на уроке английского языка в 5 классе 30
2.2. Диагностика уровня сформированности фоновых знаний у обучающихся 5 класса 37
2.3. Разработка и апробация упражнений и заданий, направленных на
расширение фоновых знаний обучающихся как составляющей функциональной грамотности на уроке английского языка в 5 классе 45
2.4. Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы по расширению фоновых знаний как составляющей функциональной грамотности обучающихся 5 класса в процессе обучения чтению на уроке английского языка 52
Выводы по главе 2 54
Заключение 56
Список использованных источников 58
Приложение А 62
Приложение Б 64
Приложение В 65
Приложение Г 69
Приложение Д 71
Приложение Ж 73
Приложение И 75
Приложение К
Функциональная грамотность стала неотъемлемым компонентом современного образования, которому уделяется повышенное внимание, как на государственном, так и на мировом уровнях, ведь было установлено, что показатели уровня функциональной грамотности граждан напрямую связаны с социальным и экономическим развитием страны.
В широком понимании главной целью образования является обеспечение граждан базой необходимых знаний, умений, навыков и инструментов, посредством которых они в дальнейшем смогут учиться самостоятельно, осуществляя тем самым принцип непрерывности образования. Однако международные тестирования показали, что, имея хорошие академические знания, многие люди не умеют применить их на практике. Именно в этом и заключается цель развития функциональной грамотности - связать учебную ситуацию с ситуацией реальной жизни, обеспечить перенос знаний из теории на практику, обеспечивая тем самым успешное функционирование личности в рамках общества.
Читательская грамотность сегодня рассматривается как ключевой компонент функциональной грамотности. Чтение - одно из основных средств получения информации в любых жизненных сферах, для различных целей на протяжении всей жизни человека. Чтение - это также вид общения, выраженный в письменной форме. В контексте изучения языка чтение является и средством его овладения, и самоцелью. Чтение многогранно и, так или иначе, полезно и необходимо каждому. С увеличением объема информации растет и потребность навыков эффективной работы с ней. Только высокий уровень читательской грамотности позволяет человеку не просто воспринимать и понимать прочитанное, но и анализировать, оценивать информацию и, что ещё более важно, - использовать её для достижения своих целей. Именно к этому и стремится образование сегодня.
Читательскую грамотность, как и любой другой навык, нужно развивать. Целесообразно интегрировать механизмы её развития в методику обучения чтению, обучение которому часто сводят лишь к овладению техникой чтения. Однако чтение это больше, чем просто умение читать, зрелый читатель - это тот, кто может без труда самостоятельно прочитать незнакомый аутентичный текст, поняв его правильно и воспользовавшись информацией, полученной из него.
Исследования когнитивной лингвистики показывают, что осуществление зрелого чтения невозможно без широкого спектра разного рода знаний, которые человек накапливает в течение жизни - фоновых знаний. Это связано с тем, что процесс понимания нового строится именно на базе уже имеющегося у человека знания.
Вследствие этого возникает необходимость правильно организовать процесс приобретения, накопления системы фоновых знаний для более глубокого и осмысленного понимания текста, для развития навыка чтения и читательской грамотности индивида в целом.
Все это служит основанием для того, что работа по расширению фоновых знаний как составляющей функциональной грамотности в процессе обучения чтению является весьма актуальной в настоящее время.
Объектом данного исследования является обучение навыкам чтения и развитие читательской грамотности в процессе иноязычного образования в основной школе.
Предмет исследования - работа по расширению фоновых знаний как составляющей функциональной грамотности в процессе обучения чтению на уроке английского языка в 5 классе.
Цель данной работы - теоретически обосновать, разработать, апробировать и систематизировать особенности работы по расширению фоновых знаний в процессе обучения чтению и развития читательской грамотности на уроке английского языка в 5 классе.
Реализации цели будет способствовать решение ряда задач:
1) рассмотреть роль и содержание функциональной грамотности в современном образовании в совокупности различных её компонентов;
2) сравнить специфику методики развития читательской грамотности с традиционной методикой обучения чтению;
3) раскрыть сущность понятия «фоновые знания» в контексте обучения чтению и развития читательской грамотности;
4) систематизировать методико-педагогические аспекты работы по расширению фоновых знаний в процессе обучения чтению и развития читательской грамотности;
5) проанализировать УМК по английскому языку для 5 класса и провести диагностику уровня читательской грамотности и фоновых знаний обучающихся контрольной группы;
6) разработать усовершенствованные комплексы заданий и упражнений, ориентированных на расширение фоновых знаний и углубление читательских компетенций обучающихся в процессе обучения чтению на базе информативных текстов проанализированного учебника;
7) провести апробацию разработанных комплексов заданий и упражнений и оценить их эффективность на основании анализа полученных результатов.
Для реализации поставленных задач в ходе исследования были задействованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования, изучение нормативной документации, метод сравнительного, сопоставительного анализа, синтез, метод обобщения, элементы опытно-экспериментальной работы.
Теоретическую основу исследования составили труды Н. Д. Гальсковой [Гальскова, 2017; Гальскова, Гез, 2009], Н. И. Гез [Гальскова, Гез, 2009; Гез, 1982], З. И. Клычниковой [Клычникова, 1983], С. К. Фоломкиной [Фоломкина, 2005] по проблемам методики и особенностям преподавания чтения. Труды О. С. Ахмановой [Ахманова, 2013], Г. Д. Томахина [Томахин, 1988] и др. по аспекту фоновых знаний. Материалы работ В. А. Ермоленко [Ермоленко, 2015], Г.А. Цукерман [Цукерман, 2010; Цукерман Ковалева, Кузнецова, 2011], Л.Н. Храмовой [Формирование функциональной..., 2021], Г.С. Ковалевой [Методические рекомендации., 2021], О. Н. Бершанской [Методические рекомендации по формированию., 2022], А. А. Бучек [Методические рекомендации., 2022] и др. членов авторских коллективов по вопросу формирования функциональной грамотности и развития читательских умений. В работе были также задействованы труды Е. И. Пассова, Н. Е. Кузовлевой [Пассов, Кузовлева, 2010], Е.О. Губановой [Губанова, 2010], Р.С. Дорохова [Дорохов, 2018], И. В. Третьяковой, Ю. А, Верещагиной [Третьякова, Верещагина, 2020], И. М. Шеиной [Шеина, 2009], О. Б. Логиновой [Методические рекомендации., 2023], И. В. Исмайловой [Исмайлова, 2023] и двух иностранных авторов S.K. Kitao [Kitao, 1989] и D. E. Rumelhart [Rumelhart, 1980].
Научная новизна исследования состоит в разработке усовершенствованного комплекса заданий и упражнений к материалам учебника “Spotlight - 5”, ориентированных на расширение фоновых знаний и углубление читательских компетенций обучающихся 5 класса в процессе обучения чтению.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать разработанные задания и упражнения для расширения фоновых знаний и развития читательской грамотности обучающихся 5 класса при обучении чтению на уроке английского языка.
Материалы исследования могут быть также использованы студентами и педагогами при составлении методических установок.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Работа изложена на 62 страницах машинописного текста.
Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются объект и предмет, цель и задачи, исследования, перечисляются методы исследования, описываются научная новизна, практическая значимость и структура работы.
В первой главе раскрываются роль и содержание функциональной грамотности в современном образовании, рассматриваются теоретические основы развития читательской грамотности и обучения чтению, а также объясняется роль фоновых знаний в этом процессе.
Вторая глава исследования посвящена описанию, разработке, проведению и анализу опытно-экспериментальной работы по расширению фоновых знаний как составляющей функциональной грамотности обучающихся 5 класса в процессе обучения чтения на уроке английского языка.
В Заключении формулируются полученные в результате исследования выводы и обобщения, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Список использованных источников включает в себя 31 наименование работ отечественных и зарубежных авторов, нормативно-правовых документов, словарей и учебных пособий.
Приложение А содержит вводный тест, направленный на выявление уровня читательской грамотности и степень сформированности фоновых знаний обучающихся 5 класса.
В Приложении Б представлена таблица критериев оценки вводного и контрольного тестов.
Приложение В содержит комплекс заданий и упражнений к уроку 5d “Furry friends” раздела “Culture Corner” УМК “Spotlight - 5”.
Приложение Г содержит комплекс заданий и упражнений к уроку 1d “Schools in England ” раздела “Culture Corner” УМК “Spotlight - 5”.
Приложение Д содержит комплекс заданий и упражнений к уроку 2d “UK souvenirs” раздела “Culture Corner” УМК “Spotlight - 5”.
Приложение Ж содержит комплекс заданий и упражнений к уроку 3d “A Typical English House” раздела “Culture Corner” УМК “Spotlight - 5”.
Приложение И содержит комплекс заданий и упражнений к уроку 4d “The British Royal Family” раздела “Culture Corner” УМК “Spotlight - 5”.
Приложение К содержит контрольный тест, направленный на диагностику эффективности опытно-экспериментальной работы по расширению фоновых знаний как составляющей функциональной грамотности в процессе обучения чтения на уроке английского языка в 5 классе.
Роль знаний, особенно функциональных и фоновых, в постоянно развивающемся информационном обществе сложно переоценить. Недаром функциональная грамотность, а в частности такой ее компонент как читательская грамотность, признана в мире ключевым показателем успешности системы образования страны. Это свидетельствует о том, что развитию данных компетенций должно уделяться пристальное внимание.
В ходе данной работы были изучены особенности обучения чтению, раскрыта роль фоновых знаний в этом процессе, рассмотрена методико-педагогическая специфика работы по развитию читательских умений и расширению фоновых знаний в процессе обучения чтению, описаны требования к навыкам чтения в 5 классе, а также к текстам для обучения чтению и развития читательской грамотности.
На основании проведенных исследований мы пришли к выводу, что именно фоновые знания помогают выявлять смыслы при декодировании мыслей других людей, выраженных в высказываниях и текстах. Часть читательских компетенций, а именно читательские умения 4-ой группы - умение использовать информацию из текста для решения практической задачи, умение выявлять связь между прочитанным и современной реальностью, также базируются на фоновых знаниях читателей, а это значит, что адекватное понимание аутентичного иноязычного текста и овладение повышенным уровнем читательской грамотности невозможно без обучения чтению, ориентированного на расширение багажа фоновых знаний обучающихся.
Как показал анализ одного из основных УМК по английскому языку, проведенный в ходе опытно-экспериментальной работы нашего исследования, в методику обучения чтению как виду речевой деятельности ещё относительно слабо вплетены механизмы развития читательской грамотности и ориентация на расширение фоновых знаний. Это подтвердила и диагностика уровня читательской грамотности и широты фоновых знаний контрольной группы обучающихся 5 класса.
Для достижения всех планируемых результатов образования при разработке заданий на обучение чтению мы должны уделять внимание всем этапам работы с текстом и компетенциям всех четырех групп умений читательской грамотности в равной степени, не забывая ориентировать их на использование и накопление фоновых знаний. При таком подходе обучающиеся становятся зрелыми и грамотными читателями, способными самостоятельно читать различные аутентичные тексты с полным пониманием и эффективно применять свои знания, умения и навыки в различных жизненных контекстах, продолжая аккумулировать свой багаж фоновых знаний.
Таким образом, результатом нашей опытно-экспериментальной работы стала разработка и апробация усовершенствованных комплексов заданий и упражнений на обучение чтению к серии текстов учебника УМК “Spotlight - 5” раздела “Culture corner“, ориентированных как на развитие читательской грамотности, так и на запоминание, накопление и расширение фоновых знаний обучающихся 5 класса.
Анализ результатов апробации зафиксировал положительную динамику уровня читательской грамотности и широты фоновых знаний обучающихся контрольной группы, что стало свидетельством эффективности разработки и успешности как опытно-экспериментальной работы по расширению фоновых знаний и читательских умений в процессе обучения чтения на уроке английского языка в 5 классе, так и всего исследования по теме «Работа по расширению фоновых знаний как составляющей функциональной грамотности обучающихся 5-го класса в процессе обучения чтению на уроке английского языка».
Таким образом, цель и поставленные задачи выполнены.
1. Английский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс. 11-е изд. М.: Express Publishing : Просвещение, 2019. 168 с.
2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов/ М.: Книга по Требованию, 2013. 608 с.
3. Гальскова Н. Д. Основы методики обучения иностранным языкам: учебное пособие / Н. Д. Гальскова, А. П. Василевич, Н. Ф. Коряковцева, Н. В. Акимова. М.: КНОРУС, 2017. 390 с.
4. Гальскова, Н. Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / М.: Академия, 2009. 336 с.
5. Губанова Е. О. Неявное знание: сущность и виды // ЗПУ. 2010. № 4. С. 253-256.
6. Дорохов Р. С. Роль, содержание и специфика обучения чтению на занятиях
по английскому языку // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. №4 (48) [Электронный
ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-soderzhanie-i-spetsifika-
obucheniya-chteniyu-na-zanyatiyah-po-angliyskomu-yazyku (дата обращения: 24.04. 2022).
7. Ермоленко В. А. Развитие функциональной грамотности обучающегося:
теоретический аспект // Электронное научное издание альманах Пространство и время. 2015. №1. Том 8 [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-funktsionalnoy-gramotnosti- obuchayuschegosya-teoreticheskiy-aspekt(дата обращения: 06.04.2024).
8. Исмайлова И.В. Развитие читательской грамотности на уроках
английского языка. 2023 [Электронный ресурс]. URL:
https://урок.рф/library/razvitie_chitatelskoj_gramotnosti_na_urokah_angli_070034.html (дата обращения: 04.04.2024).
9. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке: пособие для учителя / М.: Просвещение, 1983. 207 с.
10. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н. И. Гез, М.В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов, С. К. Фоломкина, С. Ф. Шатилов. М.: Высшая школа, 1982. 373 с.
11. Методические рекомендации по вопросам формирования функциональной грамотности: сб. науч. тр. / под. ред. А. А. Бучек. М.: ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», 2022. 136 с.
12. Методические рекомендации по формированию и оценке
функциональной грамотности обучающихся: сборник методических
рекомендаций / Авт. сост. О.Н. Бершанская, Т.Ю. Ерёмина, Г.А. Кобелева, Н.В. Носова, С.А. Окунева, А.В. Ряттель. Киров: КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», 2022. 135 с.
13. Методические рекомендации по формированию креативного мышления обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе / О.Б. Логинова, Г.С. Ковалева, С.Г. Яковлева, О.И. Садовщикова. М.: ИСРО РАО, 2021. 119 с.
14. Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов во внеурочной деятельности (с использованием открытого банка заданий на основе программы курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни»). 5 класс / [Г.С. Ковалева, А. А. Бочихина, Ю. Н. Гостева и др.]; научн. ред. Г. С. Ковалева. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. 197 с.
15. Методические рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся 5-9х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе: сб. науч. тр. / под. ред. Г. С. Ковалевой, Л.
А. Рябининой. М.: ИСРО РАО, 2021. 124 с.
16. Пассов Е.И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка / Ростов н/Д.: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. 640 с.
17. Практикум по чтению. Английский язык. 5 класс : пособие для учащихся учреждений общ. среднего образования. Мозырь : Белый ветер, 2015. 71 с.
18. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения:
30.03.2024).
19. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.rU/6150599/#friends (дата обращения: 04.05.2022).
20. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020) [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/law/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia (дата обращения 09.04.2022).
21. Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Английский язык» / Москва, 2021 [Электронный ресурс]. URL: https: //edsoo. ru/Primernaya_rabochaya_programma_o snovnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Anglijskij_yazik_proekt_.htm (дата обращения: 05.05.2022).
22. Томахин Г.Д. Реалии-американизмы: пособие по страноведению / М.: Высшая школа, 1988. 240 с.
23. Третьякова И. В., Верещагина Ю. А. Роль фоновых знаний в обучении
ознакомительному чтению // Электронный научный журнал «Дневник науки». 2020. №7 [Электронный ресурс]. URL:
http://dnevniknauki.ru/index.php/nomer-7/filologicheskie-nauki (дата обращения: 05.05.2022).
24. Фоломкина С. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе / М.: Высшая школа, 2005. 255 с.
25. Формирование функциональной грамотности обучающихся: методическое пособие / Л.Н. Храмова, О.Б. Лобанова, А.В. Фирер, Н.В. Басалаева, Л.С. Шмульская. Красноярск: «Литера-принт», 2021. 130 с.
26. Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Победа в PIRLS и
поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10-15-летних
школьников // Вопросы образования. 2011. №2 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pobeda-v-pirls-i-porazhenie-v-pisa-sudba- chitatelskoy-gramotnosti-10-15-letnih-shkolnikov(дата обращения: 06.04.2024).
27. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности: Материалы к обсуждению. М.: РАО, 2010. 67 с.
28. Шеина И. М. Роль фоновых знаний в понимании иноязычного текста // Вестник поморского университета. 2009. №6. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-fonovyh-znaniy-v-ponimanii-inoyazychnogo-teksta (дата обращения: 23.04.2022).
29. Щукин А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь / А. Н. Щукин. М.: АСТ. Астрель, Хранитель, 2008. 752 с.
30. Kitao S.K. Reading, Schema Theory and Second Language Learning/Tokyo:Eichosha Shinsha, 1989. 85 p.
31. Rumelhart D.E. Schemata: the Building Blocks of Cognition // (Ed.) Spiro R.J., Bruce B. C, Brewer W. F. Theoretical Issues in Reading Comprehension. Perspectives from Cognitive Psychology, Linguistics, Artificial Intelligence, and Education /Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 1980. Ch.2. p. 33- 57.