ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ АВТОНОМНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ 7
1.1. Понятие автономности обучающихся при подготовке к ЕГЭ по
английскому языку 7
1.2. Роль ИКТ в обучении английскому языку и подготовке к ЕГЭ 18
1.3. Существующие методики использования ИКТ на уроках английского
языка для развития автономности обучающихся 30
1.4. Исследования, посвященные использованию ИКТ в обучении
английскому языку и подготовке к ЕГЭ 37
Выводы по главе 1 43
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АВТОНОМНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ
ЯЗЫКУ 45
2.1. Методология исследования, выборка и описание групп 45
2.2. Анализ данных, полученных в ходе эксперимента, посвященного
использованию ИКТ на уроках английского языка для развития автономности обучающихся при подготовке к ЕГЭ 55
2.3. Методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках английского языка для развития автономности обучающихся при подготовке к ЕГЭ 61
Выводы по главе 2 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ А 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 79
ПРИЛОЖЕНИЕ В 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 84
ПРИЛОЖЕНИЕ З 85
ПРИЛОЖЕНИЕ И 86
ПРИЛОЖЕНИЕ К 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Л 88
ПРИЛОЖЕНИЕ М
В настоящее время подготовка к ЕГЭ по английскому языку является одной из ключевых задач образовательной системы России. Экзамен требует от учащихся высоких знаний, умения анализировать информацию и применять ее на практике. В связи с этим, вопрос развития автономности учащихся при подготовке к ЕГЭ по английскому языку становится все более актуальным.
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании в целом и на уроках английского языка, в частности, позволяет развивать автономность учащихся, формировать у них навыки самостоятельной работы и поисковой деятельности, что является важным фактором в подготовке к ЕГЭ по английскому языку.
Объектом исследования является процесс подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку. Предметом исследования является использование ИКТ на уроках английского языка для развития автономности обучающихся при подготовке к ЕГЭ.
Целью данного исследования является разработка и апробация методических рекомендаций по использованию ИКТ на уроках английского языка для развития автономности обучающихся при подготовке к ЕГЭ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• изучить понятие автономности обучающихся при подготовке к ЕГЭ по английскому языку;
• проанализировать роль ИКТ в обучении английскому языку и подготовке к ЕГЭ;
• изучить существующие методики использования ИКТ на уроках английского языка для развития автономности обучающихся;
• провести экспериментальное исследование по использованию ИКТ на уроках английского языка для развития автономности обучающихся при подготовке к ЕГЭ;
• разработать методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках английского языка для развития автономности обучающихся при подготовке к ЕГЭ.
В данном исследовании будут выдвинуты следующие положения:
• использование ИКТ на уроках английского языка способствует развитию автономности учащихся при подготовке к ЕГЭ;
• методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках английского языка для развития автономности обучающихся при подготовке к ЕГЭ эффективны и могут быть успешно применены на практике.
Актуальность исследования. Вопросы использования ИКТ на уроках английского языка для развития автономности обучающихся при подготовке к ЕГЭ являются актуальными и широко обсуждаются в научной литературе. Данный вопрос еще не до конца изучен и не так широко употребляется на практике.
В работе будут рассмотрены различные подходы к применению ИКТ на уроках английского языка и их эффективность в контексте развития автономности учащихся при подготовке к ЕГЭ.
Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ научной литературы, экспериментальное исследование, метод наблюдения, метод анкетирования, метод интервью.
Результаты данной работы могут быть полезны для педагогов, работающих в образовательной сфере, и для студентов и аспирантов, изучающих вопросы применения ИКТ на уроках английского языка и развития автономности обучающихся при подготовке к ЕГЭ. Разработанные методические рекомендации могут быть использованы на практике для повышения качества образования и подготовки учащихся к экзамену по английскому языку.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе «Теоретические основы развития автономности обучающихся при подготовке к ЕГЭ по английскому языку с использованием ИКТ» рассмотрено понятие автономности обучающихся при подготовке к ЕГЭ по английскому языку, роль ИКТ в обучении английскому языку и подготовке к ЕГЭ, существующие методики использования ИКТ на уроках английского языка для развития автономности обучающихся и исследования, посвященные использованию ИКТ в обучении английскому языку и подготовке к ЕГЭ.
Во второй главе «Экспериментальное исследование использования ИКТ на уроках английского языка для развития автономности обучающихся при подготовке к ЕГЭ» описана методология исследования, выборка и описание групп, анализ данных, полученных в ходе эксперимента, и методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках английского языка для развития автономности обучающихся при подготовке к ЕГЭ.
В заключении представлены основные выводы и результаты исследования, и рекомендации для практического применения разработанных методических рекомендаций.
Список литературы содержит перечень использованных источников и литературы, и ссылки на все использованные при написании данной магистерской диссертации материалы.
В современном образовании существует потребность в развитии автономности обучающихся. Это особенно актуально в подготовке к ЕГЭ по английскому языку, где важно не только знание языка, но и умение самостоятельно и эффективно подготовиться к экзамену. В данной магистерской диссертации было исследовано использование ИКТ на уроках английского языка для развития автономности обучающихся при подготовке к ЕГЭ.
В первой главе были рассмотрены теоретические основы развития автономности обучающихся при подготовке к ЕГЭ по английскому языку. Определено понятие автономности и ее значение в образовательном процессе. Описана роль ИКТ в обучении английскому языку и подготовке к ЕГЭ, и существующие методики использования ИКТ на уроках английского языка для развития автономности обучающихся. Были также рассмотрены результаты исследований, посвященных использованию ИКТ в обучении английскому языку и подготовке к ЕГЭ.
Во второй главе было проведено экспериментальное исследование, посвященное использованию ИКТ на уроках английского языка для развития автономности обучающихся при подготовке к ЕГЭ. Была описана методология исследования, выборка и описание групп, и проанализированы данные, полученные в ходе эксперимента. Были представлены методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках английского языка для развития автономности обучающихся при подготовке к ЕГЭ.
В результате проведенного исследования было установлено, что использование ИКТ на уроках английского языка позволяет развивать навыки самостоятельной работы и поисковой деятельности учащихся, что в свою очередь способствует развитию автономности обучающихся при подготовке к ЕГЭ. Были предложены методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках английского языка, которые могут быть полезны как преподавателям, так и учащимся. Было выявлено, что использование ИКТ на уроках английского языка существенно повышает успеваемость учащихся и помогает им успешно сдавать экзамен по ЕГЭ по английскому языку.
Было выявлено, что использование ИКТ на уроках английского языка для развития автономности обучающихся при подготовке к ЕГЭ является эффективным инструментом, который может быть использован для достижения поставленных образовательных целей. Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания английского языка и подготовки учащихся к экзамену по ЕГЭ.
Использование ИКТ на уроках английского языка для развития автономности обучающихся при подготовке к ЕГЭ является эффективным инструментом, который может быть использован для достижения поставленных образовательных целей. Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания английского языка и подготовки учащихся к экзамену по ЕГЭ. Дальнейшее развитие данного направления может быть связано с расширением использования ИКТ в обучении английскому языку и разработкой новых методик использования ИКТ на уроках английского языка для развития автономности обучающихся при подготовке к ЕГЭ. Возможны исследования эффективности использования ИКТ на уроках других иностранных языков, и на уроках других предметов.
В заключение, можно отметить, что развитие автономности обучающихся является важным аспектом современного образования, а использование ИКТ на уроках английского языка для этой цели может значительно повысить качество образования и успехи учащихся в подготовке к экзамену по ЕГЭ. Результаты исследования могут быть полезны как преподавателям, так и исследователям, занимающимся вопросами развития автономности обучающихся и использования ИКТ в образовании.
1. Автономность в практике обучения иностранному языку и культурам: сб. науч. тр. / отв. ред. К.Г. Павлова. Вып. 461. М., 2001.
2. Бородулина Т.Е. Мультимедийное обучение говорению при подготовке
к Единому государственному экзамену по английскому языку [Электронный ресурс] //
http:ZZelar.uspu.ru/bitstream/uspu/10260/2Z02Borodulina.pdf - с. 89. (дата обращения: 27.04.2023).
3. Вайцехович Н.Ю. Учебная книга как обучающее коммуникативное
средство: проблемы и перспективы развития // Навуковы пошук у сферы сучаснай культуры i мастацтва : матэрыялы навуковай канферэнцьн (Мшск, 28 лютапада 2013 г.) / Беларуси дзяржауны ушверсггэт культуры i мастацтвау. - Мшск, 2014. - С.275-279.
[Электронный ресурс]. -URL:
http://repository.buk.by: 8080/jspui/handle/123456789/4563 (дата
обращения: 27.04.2023).
4. Галимуллина Г.Р. Создание электронного образовательного ресурса «Геоинформационные системы» на основе веб-технологий // Итоговая научнообразовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2014 года: сборник статей : [в 7 т.] / Мин - во образования и науки; Казанский (Приволжский) федеральный ун-т. - Казань: Изд. Казан. ун-т, 2014. - Т. 3:. С.4-6.
5. Гуменюк А.А. Использование информационно-коммуникационных технологий для развития умений аудирования на английском языке // 2018.
6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 540 с. 3.
Дистанционное обучение. URL: http://www.web-
learn.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=12&Itemid=17 (дата обращения: 27.04.2023).
7. Дубровская Ю.А. Педагогическое сопровождение самообразования
студентов в условиях дистанционного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2005. 18 с. Из истории автономного/самоуправляемого обучения. URL: http://doshkolnuk.com/iz-istorii (дата обращения:
27.04.2023).
8. Каменская Л.С. К вопросу о развитии личностных качеств обучаемых, необходимых для автономной учебной деятельности по иностранному языку // Автономность в практике обучения иностранному языку и культурам: сб. науч. тр. М., 2000. С. 118-127.
9. Кашаев А.А. Дистанционное образование как фактор формирования единого мирового образовательного пространства: автореф. дис. . канд. пед. наук. Рязань, 2003. 22 с.
10. Кашенкова И.С. Автономное обучение. URL:
http: //www.mgimo .ru/fileserver/2004/kafedry/nem/met- dok_Kashenkova_avt-ob.doc (дата обращения: 27.04.2023).
11. Ковальская А.Э. Самостоятельная работа студентов по иностранному
языку в контексте технологии автономного обучения. URL: http://conference.osu.ru/assets/files/conf_reports/conf8/383.doc (дата
обращения: 21.01.2013).
12. Коряковцева Н.Ф. Автономия учащегося в процессе изучения
иностранного языка и культуры // Автономность в практике обучения иностранному языку и культурам: сб. науч. тр. Вып. 461. М., 2001. С. 12-29.
13. Коряковцева Н.Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательная цель // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 1. - С. 9-14.
14. Коряковцева Н.Ф. Проблема содержания самостоятельной работы по иностранному языку в контексте подготовки студента к непрерывному самообразованию (языковой вуз) // Теоретические и экспериментальные исследования в области обучения иностранным языкам в школах и неязыковых вузах. М., 1993. С. 36-46.
15. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации
самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей. М., 2002. 176 с.
16. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные
технологии в образовании: учебное пособие. - М.: Дом педагогики, 2006. - 231 с.
17. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985. 440 с.
18. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Личность. Внутренний мир и самореализация. - СПб.: Тускарора, 1996. - 175с.
19. Макарчук Т.А. Информационные технологии iBooks Author для
визуализация образовательного контента // Образовательные технологии и общество. - 2014. - №2. - Том 17. - С.414-417
[Электронный ресурс]. -
URL:http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-ibooks- author-dlyavizualizatsiya-obrazovatelnogo-kontenta(дата обращения: 27.04.2023).
20. Милкус А. Как создать интерактивный учебник iBooks [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kp.ru/daily/26273/3151538/(дата обращения: 27.04.2023).
21. Насонова Е. Автономное обучение: парадигма языкового образования // Высш. образование в России. 2007. № 2. С. 113-115.
22. Нужа И.В., Смирнова Н.В. ИКТ в обучении иностранному языку: от
традиционного учебника к виртуальной обучающей среде [Электронный ресурс] //
https://publications.hse.ru/pubs/share/folder/qkc8oy4jnt/71634609.pdf- с. 235. (дата обращения: 27.04.2023).
23.Олейников М.А. Автономное обучение в системе дополнительного профессионального образования // Изв. Юж. федер. ун-та. Пед. науки. № 6. 2007. С. 105-110.
24. Панкратьева Г.И. Рефлексивная самооценка как методологическая
основа автономного обучения иностранному языку. URL: http://www.emissia.org/offline/2011/1651.htm (дата обращения:
27.04.2023).
25. Парфенов Е.А. Педагогические условия саморазвития личности в дистанционном обучении иностранному языку: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Якутск, 2004. 20 с.
26. Петрова М.П. Дистанционное обучение иностранным языкам в социокультурном контексте: дис. .канд. пед. наук. Якутск, 2002. 253 с.
27. Петровский А.В. Личность в психологии. Ростов н/Д., 1996. 510 с.
28. Резницкая Г.И. Психолого-педагогические аспекты развития
автономии учащихся в освоении иноязычной культуры // Автономность в практике обучения иностранному языку и культурам: сб. науч. тр. М., 2001. С. 5-12.
29. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъектности. Учеб. пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
30. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя
иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход.
Монография. - М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004. - 336с.
31. Тулина Н.Н. Роль автономного обучения иностранным языкам при
подготовке кадров для работы в бизнесе // Российское
предпринимательство: сб. науч. ст. / под ред. В.И. Копылова.
Волгоград, 2001. С. 401-409.
32. Ульянова Н.В., Ходакова А.Г., Щукина И.В. Развитие автономии при
подготовке учителей английского языка посредством Интернет технологий // ОТО. 2016. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-avtonomii-pri-podgotovke- uchiteley-angliyskogo-yazyka-posredstvom-internet-tehnologiy (дата
обращения: 27.04.2023).
33. Цветкова Т.К. Пути формирования автономности обучаемого в учебном процессе по иностранному языку // Автономность в практике обучения иностранному языку и культурам: сб. науч. тр. Вып. 461. М.,
2001. С. 62-73.
34. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996. С. 12.
35. Шевченко Н.И., Воробьёв Р.А. Развитие автономной языковой личности при обучении межкультурному общению // Автономность в практике обучения иностранному языку и культурам: сб. науч. тр. Вып. 437. М., 2001. С. 29-37.
36. Alberizzi V.L. iBooks in the classroom: creating digital tools for learning Italian in a Japanese university // Conference proceedings. ICT for language learning. 6th edition. Florence, Italy. 14-15 November 2013. -P. 198-201.
37. Anderson S. Using iBooks Author to create digital course materials. // CIT (Center for Instructional Technology). Duke University Libraries. 2013. [e-resource] URL: https://cit.duke.edu/blog/2013/07/valnes_quammen_ibooks/(дата обращения: 27.04.2023).
38. Baldwin A.A. Developing an interactive textbook using iBooks Author //
Federation of Business Disciplines Journal. Vol. 3. 1-12. 2015. - 12 p. [e-resource] URL
https://www.fbdonline.org/Documents/InteractiveText%20%20%20final%2 0draft%20 %20FBD%20formatted.pdf (дата обращения: 27.04.2023).
39. Dickinson L. Self-instruction in language learning. - Cambridge: CUP, 1987.
40. Holec H. Autonomy and Foreign Language Learning. Strasbourg, 1979.
41.ICT Competency Standards for Teachers. Competency Standards Modules. The United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. 2008.
12 p. [eresource] URL:
http://unesdoc.unesco.org/images/0015/001562/156207e.pdf (дата
обращения: 27.04.2023).
42. Johnson P., Vanspauwen N. Teaching language classes using iBooks Author
and the iPad. Kidimedia. 2015. 24 p. [e-resource] URL:
https: //itunes.apple.com/us/book/teaching-language- classes/id777953566?mt=11(дата обращения: 27.04.2023).
43. Juanes J.A., Ruisoto P., Prats A. Generation of teaching material through interactive electronic formats using iBook Author // Proceedings of the Second International Conference on Technological Ecosystems for Enhancing Multiculturality. NY, USA. 2014. - P. 19-26. [e-resource] URL: http://dl.acm.org/citation.cfm?id=2669872(дата обращения: 27.04.2023).
44. Kevan J. Developing iBooks: A Case Study Teaching Gram-stain Analysis.
ETEC 690, 2013. [e-resource] URL: http://hdi.handle.net/10125/27166
(дата обращения: 27.04.2023).
45. Kirchhofer D. Lernkultur Kompetenzentwicklung: begriffliche Grundlagen. Berlin, 2004.
46. Little D. Learner Autonomy 1: Definition, Issues and Problems. Dublin, 1991.
47. Littlewood W. Communicative Language Teaching. - Cambridge: CUP,
2002.
48. Lohr M. Ebooks as pdf files, in epub format or as interactive ibooks? Digital
books in physics lessons of secondary education // Proceedings of the 10th international conference on mobile learning 2014. - International
Association for Development of the Information Society. Madrid, Spain. 28 February - 2 March 2014. P.11-18. [eresource] URL:
http://files.eric.ed.gov/fulltext/ED557171.pdf#page=34(дата обращения: 27.04.2023).
49. Parrot C., Holvig K. Teaching with Technology and iBooks Author //
Mathematics teaching in the middle school. - No. 5. Volume 18. December 2012 / January 2013. - NCTM (The National Council of Teachers of Mathematics. - P.267-269. [e-resource] URL:
http://www.jstor.org/stable/10.5951/mathteacmiddscho.18.5.0267 (дата
обращения: 27.04.2023).
50. Paticoff M. Creating an interactive iTextbook for pre-service listening and
spoken language specialists: a feasibility study. Independent Studies and Capstones. Paper 679. Program in Audiology and Communication Sciences, Washington University School of Medicine. 2013. 19 p. [e-resource] URL: http: //digitalcommons .wustl .edu/pacs_capstones/679 (дата обращения:
27.04.2023).
51.Swenson T., Bramley D., Cornwell S. Making interactive eBooks: More than just cutting and pasting // Osaka Jogakuin Research Repository. - Osaka Jogakuin University. 2014. - P. 17-30. [e-resource] URL:
http://irlib.wilmina.ac.Jp/dspace/handle/10775/3127 (дата обращения:
27.04.2023).
52.Wetsch L.R. Engaging textbooks for millennial students: using iBooks Author to selfpublish customized textbooks // Marketing Management Association 2012 Fall Educators’ Conference Proceedings / Edited by Brian A. Vander Schee. 2012. P.146- 147. [e-resource]
URL: http: //www.mmaglobal .org/publications/Proceedings/2012-MMA-F all- Educators-Conference-Proceedings.pdf#page=173 (дата обращения: 27.04.2023).