Дата изготовления: октябрь 2023 года.
Учебное заведение: Российский государственный гуманитарный университет.
Объект исследования - АО «Россельхозбанк».
Проведен анализ данных за 2019-2021 годы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия, значение, виды и стратегии 8
1.2. Факторы конкурентоспособности и их характеристика 15
1.3. Методы оценки конкурентоспособности современных компаний 17
Выводы 25
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АО «РОССЕЛЬХОЗБАНК» 27
2.1. Общая характеристика банка 27
2.2. Исследование и оценка уровня конкуренции российского рынка банковских ипотечных кредитов 32
2.3. Оценка уровня конкурентоспособности банка на обслуживаемом рынке…. 44
Выводы 58
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АО «РОССЕЛЬХОЗБАНК» 60
3.1. Рекомендации по повышению вовлеченности персонала 60
3.2. Рекомендации по повышению рекламной активности банка 69
3.3. Оценка социально-экономической эффективности предложенных мероприятий 74
Выводы 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 84
Актуальность выбранной темы. Конкуренция является одним из драйверов прогресса организаций, государств и общества в целом. Конкуренция заставляет компании стремиться к лучшему пониманию потребителя, к наиболее эффективным способам производства, к созданию инноваций, которые способствуют развитию экономики государства. Одним из основных условий развития экономики страны является эффективное функционирование банковского сектора страны.
В условиях пандемии, геополитических конфронтаций на мировых рынках, торговых и экономических войн, снижения уровня покупательской способности, повышению уровня безработицы, усиления давления на банковский сектор со стороны Банка России становится все меньше стабильности, что может стать причиной невозможности достижения таких стратегических целей, как увеличение доли рынка, повышение уровня лояльности клиентов, наращение объемов продаж и клиентской базы и самое главное улучшение финансовых показателей организации. Все это способствует обострению конкуренции на российском рынке банковских услуг и поиску новых путей повышения конкурентоспособности организации.
В связи с указанным выше, выбранная тема выпускной квалификационной работы (далее – ВКР) является особенно актуальной в настоящее время.
Объектом исследования является компания АО «Россельхозбанк», а предметом – факторы конкурентоспособности банковской организации.
Целью исследования является проведение анализа конкурентоспособности АО «Россельхозбанк» на рынке банковского ипотечного кредитования, а также разработка практических рекомендации по ее дальнейшему повышению.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
определить теоретические основы, содержание и сущность понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность»;
определить виды конкуренции и стратегии конкурентоспособности;
выявить факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность банковских организаций и дать их характеристику;
изучить инструменты, используемые для анализа и оценки конкурентоспособности рынка и организации;
провести анализ организационной и финансово-хозяйственной деятельности АО «Россельхозбанк»;
провести анализ банковского рынка ипотечного кредитования и выявить возможности и угрозы, существующие на рынке;
провести анализ АО «Россельхозбанк», выявить сильные и слабые стороны, а также первоочередные возможности и угрозы, на которые необходимо сфокусировать внимание компании;
разработать практические рекомендации по повышению конкурентоспособности исследуемого банка на рынке банковских ипотечных кредитов;
провести оценку социально-экономической эффективности разработанных рекомендаций.
Методологической основой написания ВКР является использование в процессе проводимых исследований следующих методов: анализ (логический, стратегический, управленческий), наблюдение и сравнение, статистические и математические методы обработки, методы стратегического анализа (PEST-анализ, модель «5 конкурентных сил» М. Портера, контрольный лист АМА, матрица возможностей и угроз, TOWS-анализ).
Информационной базой для исследования послужили следующие источники – опубликованные (Гражданский и Трудовой Кодексы РФ, Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» Федеральные законы от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции») и неопубликованные (Устав, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, инструкция по соблюдению режима коммерческой тайны, Положение о Наблюдательном совете, Положения о Правлении и Общем собрании акционеров, стандарт управления проектной деятельностью, схема функционального руководства/подчинения в АО «Россельхозбанк» и др.).
Среди наиболее полезных для написания ВКР можно выделить следующие книги:
Антонов Г.Д. и Иванова О.П. в своей работе «Управление конкурентоспособностью организации и территорий» , приводят большое количество полезного материала, посвященного конкуренции и конкурентоспособности, видам конкурентных стратегий и конкурентным преимуществам. Особый интерес книга представляет благодаря тому, что в ней авторы опираются на множество основополагающих трудов А. Смита, Й. Шумпетера, М. Портера, Ж.Ж Ламбена и других великих научных деятелей;
в монографии Портера М. «Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и кон¬курентов» приводится методика проведения структурного анализа рынка, варианты базовых конкурентных стратегий, методика проведения анализа конкурентов. Ценность книги заключается в том, что помимо теоретических знаний, она дает множество полезных практических советов по выстраиванию поведенческой стратегии компании под разные рыночные условия;
в учебнике Томпсон А.А. и Стрикленд А. Дж. «Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии » подробно рассматриваются вопросы и проблемы стратегического управления компаниями. Основываясь на своем практическом опыте, авторы делятся современными способами реализации стратегий, а также ключевыми факторами успеха компаний. Описанные учебнике подходы формирования стратегии применимы как к крупным, так и к малым игрокам на рынке, что безусловно вызывает интерес;
в работе Фляйшера К. «Стратегический и конкурентный анализ» описываются популярные инструменты и методы стратегического и конкурентного анализа. Работа насыщена теоретическим материалом по темам конкуренции и конкурентоспособности и затрагивает значимость конкретного метода оценки конкурентоспособности организации, что безусловно вызывает у читателя интерес;
Лифиц И.М. в своей монографии «Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг» четко и подробно излагает сущность, факторы, методы оценки и роль конкурентоспособности организаций. Особый интерес работа вызывает благодаря тому, что в работе представлено большое количество бизнес-примеров, иллюстраций и ситуационных задач, которые упрощают понимание теории.
Проанализированные источники и литература дают возможность всесторонне изучить основы понятий конкуренции и конкурентоспособности, демонстрируют способы и подходы к оценке конкурентоспособности, а также рассматривают основные подходы к формированию стратегии, нацеленной на улучшение конкурентного положения организации.
Структура ВКР:
введение, в котором обосновывается актуальность выбранной темы, даётся определение объекта, предмета, целей, задач и методов исследования, а также краткая характеристика источников и литературы, на основе которых происходило написание выпускной квалификационной работы;
первый раздел, в котором были раскрыты ключевые понятия конкуренции и конкурентоспособности, дана классификация факторов конкурентоспособности и описаны методы и инструменты оценки конкурентоспособности;
второй раздел, в котором дается общая характеристика АО «Россельхозбанк», анализируются его организационная структура и результаты финансово-хозяйственной деятельности, проводятся исследования рынка банковского ипотечного кредитования, оценивается уровень конкурентоспособности настоящего банка;
третий раздел, в котором приводятся разработанные практические рекомендации по повышению конкурентоспособности АО «Россельхозбанк»;
заключение, в котором содержатся общие итоги и выводы всей выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования разработанных предложений в деятельности АО «Россельхозбанк» с целью повышения уровня его конкурентоспособности.
Профессиональные компетенции, проявленные при подготовке ВКР:
владение навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности (ПК-3);
способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли (ПК-6);
умение организовать и поддерживать связи с деловыми партнерами, используя системы сбора необходимой информации для расширения внешних связей и обмена опытом при реализации проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления) (ПК-12).
Цель выпускной квалификационной работы состояла в анализе конкурентоспособности АО «Россельхозбанк», а также в разработке практических рекомендации по повышению конкурентоспособности организации на рынке банковского ипотечного кредитования.
В первом разделе были раскрыты основные понятия, виды и стратегии конкуренции и конкурентоспособности, приведена типологий ключевых факторов конкурентоспособности и дана их характеристика, а также были описаны ключевые методы и инструменты анализа и оценки конкурентоспособности организации, а также ее внутренней, микро- и макросреды. Так, наиболее простым и емким определением понятия конкуренция считаем определение данное Е.Дж. Визером, согласно которому конкуренция – это борьба или соперничество как минимум двух субъектов хозяйственной деятельности. Борьба проявляется в желании опередить своего конкурента, стать безусловным лидером на рынке и получить наибольшую прибыль. А конкурентоспособность организации в рамках данной работы мы рассматривали, как динамический процесс формирования конкурентных преимуществ, с помощью которых отраслевое предприятие сможет обеспечить себе устойчивое положение на рынке, гарантируя потенциал для дальнейшего развития. Также в рамках первого раздела мы выявили, что существует четыре основных вида конкуренции таких как, как совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия, а также три универсальных конкурентных стратегий, предложенных М. Портером, а именно: стратегия сокращения издержек, стратегия дифференциации продуктовых предложений и стратегия фокусирования внимания на узконаправленном сегменте рынка.
Во втором разделе мы провели анализ конкурентоспособности АО «Россельхозбанк» на рынке банковских услуг, дали общую характеристику банка, исследовали и оценили уровень конкурентоспособности российского рынка банковского ипотечного кредитования, а также оценили уровень конкурентоспособность АО «Россельхозбанк» на исследуемом рынке. Так, мы выявили, что АО «Россельхозбанк» является системообразующим и одним из крупнейших российских банков, который работает по бизнес-моделям B2B, B2C и B2G. Банк является одним из лидеров по размерам региональной сети и присутствует в 79 регионах страны, а также имеет представительства в Пекине, Армении, Казахстане и Республике Беларусь. Банк использует линейно-функциональную организационную структуру, а высшим органом управления в банке является общее собрание акционеров. Численность сотрудников АО «Россельхозбанк» составляет 29 735 чел., а общая численность сотрудников банковской группы насчитывает порядка 38 тыс. чел. Чистая прибыль банка за 2021 год составила 6,5 млрд. руб., увеличившись по сравнению с прибылью 2020 года на 4,277 млрд. руб. Для оценки уровня конкурентоспособности АО «Россельхозбанк» на рынке ипотечного кредитования мы использовали такие методы исследования, как PEST-анализ, пять конкурентных сил М. Портера, контрольный лист АМА, матрица возможностей и угроз, а также TOWS-анализ. Для выявления возможностей и угроз на рынке ипотечного кредитования мы использовали PEST-анализ, метод пяти конкурентных сил М. Портера и матрицу возможностей и угроз, а для выявления сильных и слабых сторон организации мы использовали контрольный лист АМА. По результатам проведенного анализа по методу «Контрольный лист АМА» мы выявили ряд финансовых, технологических, маркетинговых, и организационно-управленческих сильных сторон. Также мы выявили, что слабые стороны компании связаны с низкой вовлеченностью сотрудников в деятельность компании, низкой рекламной активностью, низким уровнем узнаваемости бренда, низкой скоростью вывода продуктов и услуг на рынок, а также с несоответствием корпоративной культуры целям компании и стратегии развития. Для формирования рекомендаций по целевым векторам развития компании, необходимым для устранения слабых сторон компании и минимизации влияния угроз внешней среды, мы воспользовались TOWS-анализом. По итогам TOWS-анализа мы сформировали 4 группы стратегий, а также определили четыре ключевых вектора развития АО «Россельхозбанк», на которые компания должна обратить пристальное внимание для ликвидации своих слабых сторон и минимизации ущерба от влияния угроз внешней среды.
В третьем разделе нами было дано две рекомендации, направленные на повышение конкурентоспособности АО «Россельхозбанк» на рынке банковских услуг. В частности, нами было предложено:
повысить внутриорганизационный и среднерыночный уровень вовлеченности персонала АО «Россельхозбанк» за счет внедрения матрицы типовых рекомендаций, направленной на развитие руководящего состава и его навыков взаимодействия с подчиненными, за счет повышения качества питания и обслуживания в корпоративной столовой банка, а также за счет напоминания сотрудника банка о наличие в банка широкого спектра программ нематериального поощрения, которые помогут справиться со стрессом, снять эмоциональную нагрузку, повысить сплоченность коллектива, заниматься хобби и спортом. Для оценки экономической эффективности предложенных мероприятий была спрогнозирована экономия средств банка за счет уменьшения уровня текучести кадрового состава, а также были даны прогнозы по увеличению прибыли и продуктивности сотрудников компании. Благодаря только сокращению уровня текучести персонала на 1,8% ежегодные расходы банка на замену сотрудников сокращаются на 48,15 млн. руб.
повысить рекламную активность компании на рынке ипотечного кредитования за счет использования наиболее подходящих и эффективных способов увеличения объемов продаж кредитных продуктов, ориентированных на целевую группу клиентов банка. Для оценки экономической эффективности предложенных мероприятий была спрогнозирована дополнительная прибыль АО «Россельхозбанк» от увеличения объемов выдач кредитов на 22,5%. Ожидаемая дополнительная прибыль банка от внедрения наших рекомендации составляет более 1,577 млрд. руб.
Руководство департамента по работе с персоналом и департамента маркетинга и коммуникаций АО «Россельхозбанк» ознакомились с рекомендациями и подтверждает их одобрение справкой о внедрении рекомендаций в свою управленческую и коммерческую деятельность.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации М.: ЦЕНТРМАГ, 2022. 968 с.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации по состоянию на 1 марта 2022 г. с таблицей изм. и с путевод. М.: Проспект, 2022. 304 с.
3. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 22.12.2020) «О защите прав потребителей» // Информационно-поисковая система «КонсультантПлюс».
4. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 07.10.2022, с изм. от 19.12.2022) «Об акционерных обществах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // Информационно-поисковая система «КонсультантПлюс».
5. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в посл. ред.) // Информационно-поисковая система «КонсультантПлюс».
Неопубликованные
6. Устав АО «Россельхозбанк». М., 2008. – 49 с.
7. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО «Россельхозбанк». М., 2022. – 96 с.
8. Инструкция по соблюдению режима коммерческой тайны АО «Россельхозбанк». М., 2019. – 78 с.
9. Положение о Наблюдательном совете АО «Россельхозбанк». М., 2018. – 10 с.
10. Положение о Правлении АО «Россельхозбанк». М., 2018. – 11 с.
11. Положение об Общем собрании акционеров АО «Россельхозбанк». М., 2016. – 19 с.
12. Стандарт управления проектной деятельностью ООО «РСХБ-Интех» № 4-Ст. М., 2022. – 136 с.
13. Схема функционального руководства/подчинения в АО «Россельхозбанк». М., 2021.
Литература
14. Антонов Г.Д. Управление конкурентоспособностью организации и территорий / О.П. Иванова и др. М.: ИНФРА-М, 2022. – 375 с.
15. Архипова Н.И. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов / Н.И. Архипова и др. М.: ПРИОР, 2002. − 320 с.
16. Башина О.Э. Оценка рыночной позиции фирмы в условиях цено¬вой конкуренции / О.Э. Башина, Е.Б. Комлев, Н.В. Мамаева // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юриди¬ческие науки. – 2018. – № 3-1. – С. 66-75.
17. Бовыкин В.И. Новый менеджмент. Управление предприятиями на уровне высших стандартов. М.: Экономика, 2018. − 352 с.
18. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, ТК Велби, 2017. − 504 с.
19. Визер Е.Дж. Управление конкурентоспособностью фирмы. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2017. – 136 с.
20. Виханский О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. 7-е изд. М.: Экономистъ, 2015. − 527 с.
21. Григорян Г.Л. К вопросу о возможности применения PEST анализа в стратегическом менеджменте / Г. Л. Григорян // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – № 1-4. – C. 74-82.
22. Гринберг А.С. Информационные технологии управления: Учеб. Пособие для вузов. 4-е изд., с испр. и доп. / А.С. Гринберг, Н.Н. Горбачев, А.С. Бондаренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 361 с.
23. Жданов И.Ю. Актуальные проблемы защиты конкуренции // Актуальные вопросы экономики и управления. 2020. № 3. С. 51-59.
24. Зорина Е.В. Основные проблемы конкуренции в современной России // Молодой учёный. – 2020. – № 48. – С. 393.
25. Кроливецкий Э.Н. Виды конкуренции и сопутствующие им модели рынка / Э.Н. Кроливецкий, П.А. Андреев // Петербургский экономический журнал. – 2015. – № 2. – С. 55-69.
26. Кутин М.В. Конкурентная стратегия предприятия. Выбор конкурентной стратегии / М.В. Кутин, Л.Г. Джинджолия // Сфера услуг: инновации и качество. – 2020. – № 50. – С. 69-79.
27. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. 3 изд. с испр. и доп. М.: ЮРАИТ-М, 2017. – 224 с.
28. Макарова Л.В. Анализ конкурентоспособности предприятия на основе SWOT анализа / Л.В. Макарова, P.В. Тарасов, О.Ф. Акжигитова // Современные научные исследования и инновации. – 2017. – № 2. – С. 32-40.
29. Мусальников Д.А. Конкурентоспособность предприятия. Факторы, пути повышения конкурентоспособности // Вопросы науки и образования. – 2019. – № 1(43). – С. 4-12.
30. Павлов А. Н. Эффективное управление проектами на основе стандарта PMI PMBOK 6-е изд. М.: Лаборатория знаний, 2019. – 270 с.
31. Портер М.Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2019. – 454 с.
32. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2016. – 1770 с.
33. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 576 с.
34. Философова Т.Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учебное пособие / Т.Г. Философова, В.А. Быков. М.: Юнити-Дана, 2017. – 456 с.
35. Фляйшер К. Стратегический и конкурентный анализ / К. Фляйшер, Б. Бенсуссан. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2017. – 541 с.
36. Хамел Г. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня / Г. Хамел, К.К. Прахалд. М.: Олимп-Бизнес, 2018. – 288 с.
37. Хулей Гр. Маркетинговая стратегия и конкурентное позиционирование / Гр. Хулей, Дж. Сондерс, Н. Пирси. 2-е изд., стереотип. СПб.: Баланс Бизнес Букс, 2015. – 800 с.
Интернет-ресурсы
38. Официальный сайт АО «Россельхозбанк» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rshb.ru/
39. Официальный сайт аудиторско-консалтинговой компании Б1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://b1.ru/
40. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cbr.ru/
41. Официальный сайт российской IT-компании «Happy-Job». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://happy-job.ru
42. Официальный сайт российского рекламного агентства «Медиа Анлимитед». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tvreclama.ru