Реферат
ВВЕДЕНИЕ 5
1. Теоретические сведения о разработке учебно-программной документации и методических материалов для процесса обучения квалифицированных рабочих 7
1.1. Теория и опыт формирования учебного плана подготовки рабочих 7
1.2. Теория и опыт формирования тематических планов и рабочих
программ
1.3 Теория и опыт формирования перспективно-тематического плана
1.4 Теория и опыт формирования средств наглядности
1.5 Теория и опыт формирования средств для закрепления знаний
1.6 Теория и опыт формирования контрольно-измерительных материалов 39
2. Разработка программного и методического обеспечения подготовки
модельщиков по деревянным моделям 45
2.1. Анализ учебного плана подготовки модельщиков по деревянным
моделям в условиях учебного центра 45
2.2. Разработка тематического плана и рабочей программы дисциплины
«Изготовление стержневых ящиков, моделей, элементов литниковой системы» 52
2.3 Проектирование перспективно-тематического плана изучения темы
«Изготовление модельных комплектов» 59
2.4 Конструирование средств наглядности по теме «Изготовление модельных комплектов» 61
2.5. Разработка средств оперативной диагностики и закрепления знаний по
теме 67
2.6. Разработка контрольно-измертельных материалов 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
ПРИЛОЖЕНИЕ АУчебный план по профессии «Модельщик по деревянным
моделям» 3-го разряда 74
ПРИЛОЖЕНИЕ БТематический план и содержание учебной дисциплины «Изготовление стержневых ящиков, моделей, элементов литниковой системы» 75
ПРИЛОЖЕНИЕ ВРабочая программа предмета «Изготовление стержневых ящиков, моделей, элементов литниковой системы» (70 часов) 76
ПРИЛОЖЕНИЕ ГПерспективно-тематический план проведения занятий по теме «Изготовление модельных комплектов», 10 часов 79
ПРИЛОЖЕНИЕ ДСредства наглядности по теме «Изготовление модельных комплектов» 82
ПРИЛОЖЕНИЕ ЕУпражнения для оперативной диагностики и закрепления
знаний 97
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖКонтрольно-измерительные материалы (тесты) 98
Настоящая программа предназначена для подготовки рабочих по профессии «Модельщик по деревянным моделям» 3 разряда и содержит квалификационные характеристики, учебные план и программы.
Основной целью обучения по курсу «Модельщик по деревянным моделям» является формирование необходимых знаний у работников предприятия согласно квалификационных характеристик для организации производства. Квалификационные характеристики составлены в соответствии с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и содержат требования к основным знаниям, умениям и навыкам, которые должен иметь модельщик по деревянным моделям.
Допускается вносить в квалификационные характеристики коррективы в части уточнения терминологии, оборудования и технологии в связи с введением новых стандартов и ГОСТов, а также особенностей конкретного производства, для которого готовится рабочий.
Учебные программы разработаны с учетом знаний обучающихся, имеющих среднее (полное) общее образование. Учебная программа содержит материал требуемый для качественного обучения различной длительности, направленности, глубины изложения (в зависимости от категории обучаемых, характера производственной деятельности их работодателя(ей), других объективных требований к курсу обучения).
Цель настоящей работы заключается в разработке учебнопрограммной документации для подготовки рабочих по профессии «Модельщик по деревянным моделям»
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач:
1) Провести литературный обзор информации о теории и опыте разработки учебно-программной документации для подготовки рабочих кадров в условиях учебного центра.
2) Изучить опыт и дидактические требования к разработке методических материалов для ведения учебного процесса по подготовки рабочих.
3) Проанализировать учебный планподготовки новых рабочих по профессии «модельщик по деревянным моделям» Автономного Некоммерческого Общества Дополнительного Профессионального Образования «Центр Подготовки Кадров».
4) Разработать тематический план и рабочую программу дисциплины «Изготовление стержневых ящиков, моделей, элементов литниковой системы».
5) Разработать учебно-методическое сопровождение изучения темы «Изготовление модельных комплектов» в форме перспективнотематического плана (ПТП).
6) Разработать средства наглядности для каждого занятия по теме «Изготовление модельных комплектов».
7) Разработать задания для освоения и закрепления знаний по урокам темы «Изготовление модельных комплектов».
8) Разработать контрольно-измерительные материалы (КИМы) для дисциплины «Изготовление стержневых ящиков, моделей, элементов литниковой системы».
Обобщая материал настоящей дипломной работы можно сделать следующие выводы.
Работники любого предприятия, согласно ТК РФ, имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.
Одним из важнейших условий развития фирмы, её авторитета на рынке и повышения конкурентоспособности являются корпоративные знания. Деятельность руководства по обучению и повышению квалификации сотрудников, мощная система информационного поиска новаций и нововведений, собственная работа сотрудников в этом направлении - все это должно успешно функционировать для достижения постоянного повышения и совершенствования корпоративного знания.
Поэтому в последнее время руководители многих организаций и фирм уделяют особое внимание созданию систем корпоративной подготовки специалистов, прежде всего работе учебных центров и учебных отделов.
Сегодня речь идет о формировании рабочих-профессионалов, способных возродить экономику, и главное в этом процессе умение творчески находить информацию, усваивать и пользоваться ею. Профессионализм обеспечивает высокую мобильность рабочих, их способность оперативно осваивать новшества и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства, способность самостоятельно выбирать сферу деятельности, принимать ответственные решения и обеспечивать саморегуляцию поведения.
Для этого необходимо более энергично внедрять в учебный процесс новые формы и методы обучения и воспитания, новые технологии обучения, создавать новое поколение учебников технических и научных дисциплин.
Поэтому в данной дипломной работе нами была выполнена важная работа по теории, опыту и разработке, квалификационной характеристики по профессии «Модельщик по деревянным моделям» 3-го разряда.
На основе полученных данных исследований труда рабочих, литературного обзора, изучения специфики производства нами была предпринята попытка создать учебно-программную документацию подготовки новых рабочих в условиях учебного центра производстве. Нами был проанализирован учебный план, составленный в Автономном Некоммерческом Обществе Дополнительного Профессионального Образования «Центр Подготовки Кад- ров»с учетом педагогических основ и дидактических принципов, концептуальных положений о профессиональном обучении, модели подготовки. Пришли к выводу что учебный план полностью соответствует требованиям ЕТКС, вследствие чего изменения не требуются.
Также нами была разработана рабочая программа для профессии «модельщик по деревянным моделям» 3-го разряда по дисциплине «Изготовление стержневых ящиков, моделей, элементов литниковой системы»
Мы разработали тематический план по учебной дисциплине «Изготовление стержневых ящиков, моделей, элементов литниковой системы» и перспективно-тематический план по теме «Изготовление модельных комплектов»
Разработали средства наглядности для каждого занятия по теме. Три презентации и два плаката.
Задания для освоения и закрепления материала мы оформили в виде упражнений.
Разработали контрольно-измерительные материалы по всему предмету.
Таким образом, все поставленные задачи выполнены и цель работы достигнута.
В итоге нами была выполнена большая учебно-методическая работа по подготовке рабочих - модельщиков по деревянным моделям, результатами которой может воспользоваться АНО ДПО «ЦПК».
1. Аванесов В.С. «Композиция тестовых заданий. М.: Центр тестирования, 3 изд. 2002. -239с.
2. С.Я. Производственная педагогика: Учебник для работников, занимающихся профессиональным обучением рабочих на производстве. -2-е издание, переработанное и дополненное. -М.: Машиностроение, 2004. - 652
с. , иллюстрации.
3. Батышева С.Я, А.М. Новикова Профессиональная педагогика: Учебник для студентов. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 512 с.
4. Гречаник Г.А. Справочное пособие по профессиональному обучению рабочих на производстве. -М.: Высшая школа., 1984. -327 с.
5. ГОСТ 2.605-68 Общие технические требования.
6. Гулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение. - М.: «Форум», 2005.
7. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 2. В 2-х т. Т.1: утвержден Постановлением Минтруда РФ от 15.11.1999, N 45. Модельщик по деревянным моделям.
8. Жученко А.А., Смирнова Н.А., Ю.А. Митина: Практикум по «Методике профессионального обучения»: Учебное пособие. Изд. четвертое испр. и доп./Под ред. А.А. Жученко.- Екатеринбург. Изд-во Росс. гос. проф. пед. ун-та, 2014 с.
9. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. - М. : Просвещение, 1972. - 253с.
10. Коменский Я.А. Избранные педагогические произведения. В 2-х
т. Т.2. - М.: 1982.
11. Корсак К. О качестве систем педагогических измерений //Народное образование. 2002. №4.
12. Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» пункт 2.2.1.
13. Организация и методика проведения уроков [электронный ресурс] режим доступа http://osvarke.info/122-organizaciya-i-metodika- provedeniya-urokov.html.
14. Рекомендации к разработке учебных планов и программ для краткосрочной подготовки граждан по рабочим профессиям [электронный ресурс] режим доступа http://mognovse.ru/wbt-g-18617-11-rekomendacii-k- razrabotke-uchebnih-planov-i-pro. html.
15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. «Народное образование». 2002 - 256с....21