ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Анатомо - физиологические особенности младших школьников 6
1.2 Средства и методы развития гибкости у детей младшего школьного возраста 13
1.3. Применение элементов йоги для детей младшего школьного возраста 21
1.4. Контроль за уровнем развития гибкости у детей младшего школьного возраста 26
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Методы исследования 28
2.3 Организация исследования 31
3 . ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЙОГИ В ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 33
3.1. Комплекс упражнений йоги в экспериментальной группы 33
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 46
Вывод 46
Практические рекомендации 52
Приложение 56
Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.
В связи с тем, что пик естественного развития, как правило, приходится на старший школьный возраст, основные физические способности и функциональные возможности можно эффективно повысить именно в школьном возрасте. Этот период является сенситивным по отношению ко всем физическим качествам человека. Позднее развить те или иные качества удается с трудом.
Кроме того, школьный возраст считается наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам, что позволяет в дальнейшем значительно быстрее приспосабливаться выполнять освоенные движения в разнообразных условиях двигательной деятельности. Физические качества и двигательные навыки, полученные в результате физических занятий, могут быть легко перенесены человеком в другие области его деятельности, и способствовать быстрому приспособлению человека к изменяющимся условиям труда быта, что очень важно в современных жизненных условиях. Между развитием физических качеств и формированием двигательных навыков существует тесная взаимосвязь. Двигательные качества формируются неравномерно и неодновременно.
Гибкость это одно из пяти основных физических качеств человека. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Это физическое качество необходимо развивать с самого раннего детства и систематически. Внешнее проявление гибкости отражает внутренние изменения в мышцах, суставах, сердечно-сосудистой системе.
Недостаточная гибкость приводит к нарушениям в осанке, возникновению остеохондроза, отложению солей, изменениям в походке. Недостаточный анализ гибкости у спортсменов приводит к травмированию, а также к несовершенной технике. Для успешного развития гибкости, прежде всего, необходима теоретическая обоснованность вопроса. Необходимые для практики сведения относятся к различным областям знаний: теории и методике физического воспитания, анатомии, биомеханике, физиологии. Закономерности, лежащие в основе развития гибкости, не изучались всесторонне, исследования проводились в направлении накопления фактических материалов в различных областях знаний. Для нахождения эффективных средств развития гибкости предлагается комплексный подход, объединяющий различные области познания, что поможет выявить причинно-следственную связь всех сторон изучаемого качества. Физические упражнения - это основное и специфическое средство физической культуры. Естественные силы природы и гигиенические факторы можно назвать вспомогательными средствами физической культуры.[27]
Педагогически правильное применение физических упражнений, естественных сил природы и гигиенических факторов способствуют успешному развитию физических и духовных сил ребенка. Школьный возраст - это время интенсивного формирования и роста тела, развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей становления личности. Вместе с тем это благоприятный период для положительного воздействия на развитие детей средствами физической культуры. Именно в школьном возрасте имеются все условия для всестороннего, гармоничного физического развития, образования, воспитания и оздоровления.
Существуют различные средства для развития гибкости стейчинг, пилатес, различные виды гимнастических упражнений, йога. Из всех перечисленных средств наиболее эффективным считается йога.
Объект исследования: учебно - воспитательный процессе детьми младшего школьного возраста.
Предмет исследования: Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста посредством йоги на уроках физической культуры.
Цель исследования: Обосновать применения разработанного комплекса упражнений йоги для развития гибкости у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Разработать комплекс упражнений йоги для развития гибкости у детей младшего школьного возраста.
3. Внедрить данный комплекс упражнений в практику и проверить его эффективность.
Гипотезы: предположили, что разработанный нами комплекс упражнений йоги позволит увеличить уровень гибкости у детей младшего школьного возраста, если будут соблюдены следующие условия:
- учет возрастных, половых особенностей;
- интервалы отдыха между упражнениями;
- длительность выполнения упражнений.
Анализ литературных источников показал, что с физиологической точки зрения наиболее благоприятным возрастным периодом для развития физического качества гибкости является младший школьный возраст.
В ходе исследования литературы, что расширение круга средств общей и специальной физической подготовки, их рациональное сочетание, повышают приспособляемость юного пловца к нагрузкам различного характера. Возраст от 8 до 10 лет является оптимальным периодом для развития гибкости.
Развитию гибкости способствует целенаправленное воздействие комплексов физических упражнений направленных на увеличение подвижности в суставах и укрепления опорно-двигательного аппарата.
При анализе научно-методической литературы выяснилось, что средства и методы, используемые для развития физических качеств, в частности, гибкости у младших школьников представлены недостаточно. Практически не изучено влияние элементов асан-йоги на развитие гибкости детей обучающихся плаванию в младшем школьном возрасте.
Проанализирована методика воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста.
В соответствии с поставленными задачами предложена методика применения комплексов специальных физических упражнений с использованием асан йоги, ориентированных на развитие гибкости с учетом возрастных особенностей детей, занимающихся плаванием.
При оценивании эффективности разработанной методики, были получены достоверные результаты улучшения показателей гибкости.
1. Котлер А. Йога для спортсменов. Секреты олимпийского тренера/ А. Коглер- Москва:Гранд-Фаир, 2001
2. Кристенсен К. Йога для всех: путь к здоровью/Э. Кристенсен-Москва: Эксмо- Пресс, 2007
3. Лайделл Л., Рабинович Н., Рабинович Г.. Новая книга по йоге: Поэтапное руководство/Люси Лайделл, Нарайяни Рабинович, Ги- рис Рабинович. — Пер. с англ. Н. Григорьевой. — М.: ФАИР-ПРЕСС,2004. — 192 с: ил.. 2004
4. Колтановский А.П. 400 упражнений с палкой и стулом /А. П. Колтановский - М.: Физкультура и спорт, 2006
5. Мехта М. Простые упражнения йоги для здоровья/М. Мехта-М.: Гранд-Фаир, 2007 г.
6. Скотт Д. Аштанга-йога. Полное пошаговое руководство/ Д. Скотт-М.: Гранд- Фаир, 2006
7. Крапивина Е.А. Физические упражнения йогов. Быстрее! Выше! Сильнее!/ Е.А. Крапивина,Заикин В.А., Зайцева, В.В.-М.:Знание,1991
8. Кристенсен Э. Йога для всех. Путь к здоровью/Э. Кристенсен- М. ЭКСМО,2007
9. Рабинович Л. Новая книга по йоге: Поэтапное руководство/Л. Рабинович-М.: Гранд-Фаир, 2010 г.
10. Аникеева, Н. П. Развитие игрой / Н.П. Аникеева. - Новосибирск, 2001
П.Броненко В.А. Здоровье и физическая культура/ В.А. Броненко-М.: Альфа-М, 2013
12. Минько Н.Г.Сборник образовательных программ по дополнительному образованию детей/ Н.Г. Минько -М.: ЮОУО ДО, 2008
13. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека/М. Ф. Мвацкий-М.:Олимпия, 2008
14. Каминофф М. Анатомия йоги/М. Каминофф-М.: Попурри, 2018
15. Коултер. Д. Анатомия Хатха-йоги. Руководство для студентов,
преподавателей и практикующих/ Д. Коултер-М.: Постум, 2015
16. Лонг Р. Ключевые мышцы йоги/ Лонг P.-М.: Попурри, 2016 г
17. Лонг Р. Анатомия виньяса-флоу и асан, выполняемых стоя/ Р. Лонг-М.: Попурри, 2018
18. Лонг Р. Анатомия асан, раскрывающих бедра, и наклонов вперед/ Р. Лонг- М.: Попурри, 2018
19. Саноян Г. Г. Физкультура активной жизни : (физические упражнения) / Г. Г. Саноян. - Москва :Авиатэкс, 2009
20. Бернард Т. Хатха-йога / Т. Бернард ; [пер.: И. Можейко, А. Агапкина]. - Москва : Проспект : РИТАМБХАРА BOOKS, 2005
21. С. И. Веневцев Физкультурно-оздоровительное
движение.Спорт. Состояние и перспективы развития в современном обществе: материалы III Российской научно-практической конференции (с международным участием) Красноярск, 11-12 октября 2006 г. / отв. ред.. - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2006. - 292 с.
22. Губа, Владимир Петрович.Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи [Текст] : учебное пособие / В. П. Губа, О. С. Морозов, В. В. Парфененков. - М. : Советский спорт, 2008. - 206 с.
23. Тартак, Алла Михайловна. Большая золотая книга: здоровье без лекарств [Текст] / А. М. Тартак. - СПб. : "Издательство ДИЛЯ", 2007. - 624 с.
24. Кристенсен, Э.Йога для всех.Путь к здоровью [Текст] : учебное пособие / Э. Кристенсен. - М. :Эксмо-пресс, 2002. - 192 с.
25.Элиаде, Мирча.Йога: бессмертие и свобода [Текст] : монография / М. Элиаде. -СПб. : СПбГУ, 2004. - 512 с.
26.Попов, Григорий Иванович.Биомеханика [Текст] : учебник / Г. И. Попов. - 3- е изд. - М. : Академия, 2008. - 256 с.
и. Грачев, Олег Константинович.Физическая культура [Текст] : учебное пособие / под ред. доцента Е. В. Харламова. - М. ; Ростов н/Д : Март, 2005. - 464 с. - (Учебный курс).
28. Глейберман, Абрам Нахманович. Упражнения с предметами (гимнастическая скамейка, стенка) [Текст] : сборник / А. Н. Глейберман. - М. : Физкультура и спорт, 2005. - 224 с.
29. Теория и методика физической культуры [Текст] : учебник / ред. Ю. Ф. Курамшин. - 2-е изд., испр. - М. : Советский спорт, 2004. - 463 с.
30. Узорова, Ольга Васильевна.Физкультурные минутки [Текст] : материал для проведения физкультурных пауз / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. - М. Астрель : ACT : Ермак, 2004. - 96 с.
31. Подготовительная часть урока. Виды разминки: Метод.рекомендации. [Текст] / Состав.: И. В. Ветрова, Н. В. Борисова. - Красноярск : РИО КГПУ, 2003.-28 с. - Б. ц.
32. Петров, Павел Карпович. Методика преподавания гимнастики в школе [Текст] : учеб.для студ. высш. учеб, заведений / Петров П. К. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 448 с.
33. Сапин, Михаил Романович. Анатомия и физиология детей и подростков [Текст] : учебное пособие / М. Р. Сапин, 3. Г. Брыксина. - М. Academia, 2002. - 456 с.
34. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена [Текст] : учебное пособие / Н. Ф. Лысова [и др.]. - Новосибирск : Сибирское университетское изд-во, 2010. - 398 с. : ил. - (Университетская серия)
35. Урок физкультуры в современной школе [Текст] : методические рекомендации. Вып.2. Футбол. - М. : Советский спорт, 2003. - 72 с.