Развитие гибкости у обучающихся младшего школьного возраста посредствам йоги на уроках физической культуры
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Анатомо - физиологические особенности младших школьников 6
1.2 Средства и методы развития гибкости у детей младшего школьного возраста 13
1.3. Применение элементов йоги для детей младшего школьного возраста 21
1.4. Контроль за уровнем развития гибкости у детей младшего школьного возраста 26
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Методы исследования 28
2.3 Организация исследования 31
3 . ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЙОГИ В ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 33
3.1. Комплекс упражнений йоги в экспериментальной группы 33
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 46
Вывод 46
Практические рекомендации 52
Приложение 56
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Анатомо - физиологические особенности младших школьников 6
1.2 Средства и методы развития гибкости у детей младшего школьного возраста 13
1.3. Применение элементов йоги для детей младшего школьного возраста 21
1.4. Контроль за уровнем развития гибкости у детей младшего школьного возраста 26
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Методы исследования 28
2.3 Организация исследования 31
3 . ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЙОГИ В ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 33
3.1. Комплекс упражнений йоги в экспериментальной группы 33
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 46
Вывод 46
Практические рекомендации 52
Приложение 56
Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.
В связи с тем, что пик естественного развития, как правило, приходится на старший школьный возраст, основные физические способности и функциональные возможности можно эффективно повысить именно в школьном возрасте. Этот период является сенситивным по отношению ко всем физическим качествам человека. Позднее развить те или иные качества удается с трудом.
Кроме того, школьный возраст считается наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам, что позволяет в дальнейшем значительно быстрее приспосабливаться выполнять освоенные движения в разнообразных условиях двигательной деятельности. Физические качества и двигательные навыки, полученные в результате физических занятий, могут быть легко перенесены человеком в другие области его деятельности, и способствовать быстрому приспособлению человека к изменяющимся условиям труда быта, что очень важно в современных жизненных условиях. Между развитием физических качеств и формированием двигательных навыков существует тесная взаимосвязь. Двигательные качества формируются неравномерно и неодновременно.
Гибкость это одно из пяти основных физических качеств человека. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Это физическое качество необходимо развивать с самого раннего детства и систематически. Внешнее проявление гибкости отражает внутренние изменения в мышцах, суставах, сердечно-сосудистой системе.
Недостаточная гибкость приводит к нарушениям в осанке, возникновению остеохондроза, отложению солей, изменениям в походке. Недостаточный анализ гибкости у спортсменов приводит к травмированию, а также к несовершенной технике. Для успешного развития гибкости, прежде всего, необходима теоретическая обоснованность вопроса. Необходимые для практики сведения относятся к различным областям знаний: теории и методике физического воспитания, анатомии, биомеханике, физиологии. Закономерности, лежащие в основе развития гибкости, не изучались всесторонне, исследования проводились в направлении накопления фактических материалов в различных областях знаний. Для нахождения эффективных средств развития гибкости предлагается комплексный подход, объединяющий различные области познания, что поможет выявить причинно-следственную связь всех сторон изучаемого качества. Физические упражнения - это основное и специфическое средство физической культуры. Естественные силы природы и гигиенические факторы можно назвать вспомогательными средствами физической культуры.[27]
Педагогически правильное применение физических упражнений, естественных сил природы и гигиенических факторов способствуют успешному развитию физических и духовных сил ребенка. Школьный возраст - это время интенсивного формирования и роста тела, развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей становления личности. Вместе с тем это благоприятный период для положительного воздействия на развитие детей средствами физической культуры. Именно в школьном возрасте имеются все условия для всестороннего, гармоничного физического развития, образования, воспитания и оздоровления.
Существуют различные средства для развития гибкости стейчинг, пилатес, различные виды гимнастических упражнений, йога. Из всех перечисленных средств наиболее эффективным считается йога.
Объект исследования: учебно - воспитательный процессе детьми младшего школьного возраста.
Предмет исследования: Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста посредством йоги на уроках физической культуры.
Цель исследования: Обосновать применения разработанного комплекса упражнений йоги для развития гибкости у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Разработать комплекс упражнений йоги для развития гибкости у детей младшего школьного возраста.
3. Внедрить данный комплекс упражнений в практику и проверить его эффективность.
Гипотезы: предположили, что разработанный нами комплекс упражнений йоги позволит увеличить уровень гибкости у детей младшего школьного возраста, если будут соблюдены следующие условия:
- учет возрастных, половых особенностей;
- интервалы отдыха между упражнениями;
- длительность выполнения упражнений.
В связи с тем, что пик естественного развития, как правило, приходится на старший школьный возраст, основные физические способности и функциональные возможности можно эффективно повысить именно в школьном возрасте. Этот период является сенситивным по отношению ко всем физическим качествам человека. Позднее развить те или иные качества удается с трудом.
Кроме того, школьный возраст считается наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам, что позволяет в дальнейшем значительно быстрее приспосабливаться выполнять освоенные движения в разнообразных условиях двигательной деятельности. Физические качества и двигательные навыки, полученные в результате физических занятий, могут быть легко перенесены человеком в другие области его деятельности, и способствовать быстрому приспособлению человека к изменяющимся условиям труда быта, что очень важно в современных жизненных условиях. Между развитием физических качеств и формированием двигательных навыков существует тесная взаимосвязь. Двигательные качества формируются неравномерно и неодновременно.
Гибкость это одно из пяти основных физических качеств человека. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Это физическое качество необходимо развивать с самого раннего детства и систематически. Внешнее проявление гибкости отражает внутренние изменения в мышцах, суставах, сердечно-сосудистой системе.
Недостаточная гибкость приводит к нарушениям в осанке, возникновению остеохондроза, отложению солей, изменениям в походке. Недостаточный анализ гибкости у спортсменов приводит к травмированию, а также к несовершенной технике. Для успешного развития гибкости, прежде всего, необходима теоретическая обоснованность вопроса. Необходимые для практики сведения относятся к различным областям знаний: теории и методике физического воспитания, анатомии, биомеханике, физиологии. Закономерности, лежащие в основе развития гибкости, не изучались всесторонне, исследования проводились в направлении накопления фактических материалов в различных областях знаний. Для нахождения эффективных средств развития гибкости предлагается комплексный подход, объединяющий различные области познания, что поможет выявить причинно-следственную связь всех сторон изучаемого качества. Физические упражнения - это основное и специфическое средство физической культуры. Естественные силы природы и гигиенические факторы можно назвать вспомогательными средствами физической культуры.[27]
Педагогически правильное применение физических упражнений, естественных сил природы и гигиенических факторов способствуют успешному развитию физических и духовных сил ребенка. Школьный возраст - это время интенсивного формирования и роста тела, развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей становления личности. Вместе с тем это благоприятный период для положительного воздействия на развитие детей средствами физической культуры. Именно в школьном возрасте имеются все условия для всестороннего, гармоничного физического развития, образования, воспитания и оздоровления.
Существуют различные средства для развития гибкости стейчинг, пилатес, различные виды гимнастических упражнений, йога. Из всех перечисленных средств наиболее эффективным считается йога.
Объект исследования: учебно - воспитательный процессе детьми младшего школьного возраста.
Предмет исследования: Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста посредством йоги на уроках физической культуры.
Цель исследования: Обосновать применения разработанного комплекса упражнений йоги для развития гибкости у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Разработать комплекс упражнений йоги для развития гибкости у детей младшего школьного возраста.
3. Внедрить данный комплекс упражнений в практику и проверить его эффективность.
Гипотезы: предположили, что разработанный нами комплекс упражнений йоги позволит увеличить уровень гибкости у детей младшего школьного возраста, если будут соблюдены следующие условия:
- учет возрастных, половых особенностей;
- интервалы отдыха между упражнениями;
- длительность выполнения упражнений.
Анализ литературных источников показал, что с физиологической точки зрения наиболее благоприятным возрастным периодом для развития физического качества гибкости является младший школьный возраст.
В ходе исследования литературы, что расширение круга средств общей и специальной физической подготовки, их рациональное сочетание, повышают приспособляемость юного пловца к нагрузкам различного характера. Возраст от 8 до 10 лет является оптимальным периодом для развития гибкости.
Развитию гибкости способствует целенаправленное воздействие комплексов физических упражнений направленных на увеличение подвижности в суставах и укрепления опорно-двигательного аппарата.
При анализе научно-методической литературы выяснилось, что средства и методы, используемые для развития физических качеств, в частности, гибкости у младших школьников представлены недостаточно. Практически не изучено влияние элементов асан-йоги на развитие гибкости детей обучающихся плаванию в младшем школьном возрасте.
Проанализирована методика воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста.
В соответствии с поставленными задачами предложена методика применения комплексов специальных физических упражнений с использованием асан йоги, ориентированных на развитие гибкости с учетом возрастных особенностей детей, занимающихся плаванием.
При оценивании эффективности разработанной методики, были получены достоверные результаты улучшения показателей гибкости.
В ходе исследования литературы, что расширение круга средств общей и специальной физической подготовки, их рациональное сочетание, повышают приспособляемость юного пловца к нагрузкам различного характера. Возраст от 8 до 10 лет является оптимальным периодом для развития гибкости.
Развитию гибкости способствует целенаправленное воздействие комплексов физических упражнений направленных на увеличение подвижности в суставах и укрепления опорно-двигательного аппарата.
При анализе научно-методической литературы выяснилось, что средства и методы, используемые для развития физических качеств, в частности, гибкости у младших школьников представлены недостаточно. Практически не изучено влияние элементов асан-йоги на развитие гибкости детей обучающихся плаванию в младшем школьном возрасте.
Проанализирована методика воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста.
В соответствии с поставленными задачами предложена методика применения комплексов специальных физических упражнений с использованием асан йоги, ориентированных на развитие гибкости с учетом возрастных особенностей детей, занимающихся плаванием.
При оценивании эффективности разработанной методики, были получены достоверные результаты улучшения показателей гибкости.
Подобные работы
- Развитие гибкости обучающихся младшего школьного возраста средствами фитнеса на уроках по физической культуре
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ТЕХНИКИ ЙОГИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2016 - Развитие гибкости у детей 7-8 лет посредством йоги во внеучебной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2024



