Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПЛАСТИЧЕСКИХ ВИДОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Работа №155967

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2020
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
глава 1. Теоретические основы развития интереса к творческой деятельности у старших дошкольников средствами пластических видов декоративно-прикладного творчества 6
1.1 Сущность понятий «развитие», «интерес», «творческая деятельность»,
«интерес к творческой деятельности» 6
1.2 Особенности развития интереса к творческой деятельности у старших
дошкольников 12
1.3 Возможности пластических видов декоративно-прикладного творчества в
развитии интереса к творческой деятельности у старших дошкольников .... 17
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию интереса к творческой деятельности у старших дошкольников с помощью пластических видов декоративно-прикладного творчества 22
2.1 Содержание, организация и проведение констатирующего эксперимента
по выявлению актуального уровня развития интереса к творческой деятельности у старших дошкольников 22
2.2 Результат констатирующего эксперимента 27
2.3 Серия занятий по работе с пластическими видами декоративно-прикладного творчества и методические рекомендации к ним, направленны на развитие интереса к творческой деятельности у старших дошкольников 32
Выводы по второй главе 46
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложения 54

Творчество играет важную роль в жизни каждого человека. Его развитие необходимое условие в формировании личности каждого человека и чем раньше человек начинает заниматься творчеством, тем лучше для его становления в социуме. Как известно, дошкольный возраст - это время активной деятельности и формирования творческой фантазии. Очень важно с раннего детства заложить в детей творческое начало. Актуальность развития интереса к творческой деятельности у старших дошкольников в том, что именно через творчество дети получают знания о мире и приобретают первый опыт. С появлением интереса к творчеству, у ребенка появляется желание воплощать в жизнь свои идеи, эмоции и впечатления доступными для него средствами, будь то лепка, конструирование, рисование или что-то другое. От этого ребенок получает огромное удовольствие и новый опыт, и вместе с этим формируется уверенность «я могу сам». Формируются такие важные качества ребенка как: самостоятельность, усидчивость, сосредоточенность, умение воплощать задуманное, ответственность, активность [56; 6].
Творчество живет в каждом человеке. Это неотъемлемая часть нашей личности. В творчестве можно не бояться показать себя, это наше самовыражение, наши эмоции и чувства. Поэтому творчеством необходимо заниматься, что бы лучше понимать себя. Но иногда, для того что бы дети занялись творчеством, их нужно заинтересовать. И лучше всего начать это делать с малых лет [10].
Дети, любознательные и смышленые, всегда готовы к новым открытиям. Но нужно правильно преподнести информацию, творческой деятельностью. Ведь если ребенок решил, что это не интересно, вернуть его внимание будет очень не просто. Заинтересовать можно любой областью творчества, но мы остановимся на пластическом виде декоративно-прикладного творчества. Создание объемных предметов, возможность рассмотреть объект со всех сторон, ощутить «реальность» в своих руках, воплотить свои идеи и задумки [56].
Развивать интерес к творчеству необходимо, с интересом не рождаются, его приобретают (С.Л. Рубинштейн, А.А. Мелик-Пашаев, П.Г. Саморукова и многие другие). Пусть ребенок не станет скульптором, художником, архитектором или другим выдающимся представителем творческой профессии, но он соприкоснется с миром прекрасного, творческого, креативного, научиться работать последовательно, воплощать свои идеи, у него будет развиваться воображение, внимание, моторика кистей рук, творческое мышление, координация движения глаз и руки, что в дальнейшем поможет ему гармонично развиваться [25].
Актуальность проблемы определила выбор нашего исследования «Развитие интереса к творческой деятельности у старших дошкольников средствами пластических видов декоративно-прикладного творчества»
Цель исследования: составить серию занятий по работе с пластическими видами декоративно-прикладного творчества, направленную на развитие интереса к творческой деятельности у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс развития интереса к творческой деятельности у старших дошкольников.
Предмет исследования: занятия пластическими видами декоративно-прикладного творчества как средство развития интереса к творческой деятельности у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: пластические виды декоративно-прикладного творчества будут способствовать развитию интереса к творческой деятельности у старших дошкольников, если будет проводится систематическая работа по ознакомлению детей с широким спектром пластических материалов, их техническими возможностями и спецификой их работы.
Задачи исследования:
1) определить сущность понятий «развитие», «интерес», «творческая деятельность», «интерес к т.д.»;
2) изучить особенности развития интереса творческой деятельности у старших дошкольников;
3) рассмотреть методы развития интереса к творческой деятельности;
4) выявить критерии и уровни развития интереса к творческой деятельности у старших дошкольников;
5) подобрать комплекс диагностических методик по выявлению уровня развития интереса к творческой деятельности;
6) разработать комплекс уроков направленных на развитие интереса к пластическим видам декоративно-прикладного творчества;
7) предложить методические рекомендации к занятиям.
Методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической и
методической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: наблюдение, беседа, эксперимент;
• статические: обработка полученных данных, качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования - частное учреждение дополнительного образования (ЧУДО) «УМКА» 20 человек в возрасте от 5 до 7 лет.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив теоретические аспекты по развитию интереса к творческой деятельности у старших дошкольников средствами пластических видов декоративно-прикладного творчества, мы исследовали особенности ее формирования. Анализ различных теоретических источников показал, что дошкольный возраст самый благоприятный для развития и закрепления интереса к творческой деятельности с помощью пластических материалов. творчество идеально подходит для развития у детей наглядных представлений, изучению форм и объемов. Так как пластический материал разнообразен, соответственно творческая деятельность ребенка тоже будет разнообразна, творческую деятельность можно менять посезонно, что позволит удерживать интерес к творчеству достаточно длительный период времени. А также детям в этом возрасте важно получать в процессе готовый продукт и одобрение окружающих, с помощью пластического материала этого легко добиться, после каждого занятия, у ребенка получается готовый продукт, который можно выставить на выставку работ, а поделки всегда восхищали окружающих, будь то слепленная кружка, игрушка или украшения. Изучив возрастные особенности, мы выяснили, что в этом возрасте дети любознательны и открыты новым знаниям, что позволит внедрить на занятия и свободную деятельность ребенка пластический материал, для экспериментирования, для самостоятельного изучения материала
Изучив особенности развития интереса к творческой деятельности у старших дошкольников, мы смогли подобрать критерии для выявления уровня развития интереса:
1. Устойчивость интереса к творческой деятельности. Который мы проверяем методикой «Волшебный цветок» Е.Э. Кригера и методикой прерывания процесса деятельности Б.В. Зейгарник.
2. Осознанность интереса к творческой деятельности. Который мы проверяем с помощью методики исследования А.В. Хуторского.
3. Активность интереса к творческой деятельности. Который мы проверяем с помощью методики «Конструирование дизайн-форм» Т.А. Барышевой.
В ходе экспериментальной работы нами была проведено исследование по развитию интереса к творческой деятельности у старших дошкольников на творческих занятиях в частном учреждении дополнительного образования (ЧУДО) «УМКА». Которые показали следующие результаты: низкая заинтересованность у 30% детей, средняя заинтересованность у 50% детей и высокая заинтересованность у 20% детей. Таким образом, мы приходим к выводу, что интерес к творческой деятельности у детей развит слабо и его необходимо повысить и закрепить, необходимо заинтересовать юных исследователей, чтобы ребенок развивался равномерно.
Нами была разработана серия занятий по развитию интереса к творческой деятельности у старших дошкольников средствами пластических видов декоративно-прикладного творчества, а также методические рекомендации педагогам или воспитателям работающим в этом направлении.
Наша гипотеза подтвердилась: развить интерес к творческой деятельности у старших дошкольников средствами пластических видов декоративно-прикладного творчества можно, если разработать и провести серию занятий с учетом методических рекомендаций по развитию интереса к творческой деятельности средствами пластических видов декоративно-прикладного творчества.



1. Арт-терапия для детей: лепка из пластилина. URL: http://semya-i-
detstvo.ru/art-terapiya-dlya-detej-lepka-iz-plastilina.html (дата обращения:
25.10.2019).
2. Барышева Т.А. Творчество: теория, диагностика, технологии. Словарь-справочник. СПб: 2014. 380 с.
3. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. Спб.: Речь, 2005. 128с.
4. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. М.: 1972. 352 с.
5. Даль В.И. Толковый словарь. URL: http://slovardalja.net/ (дата
обращения: 10.11.2019).
6. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей. Художественное творчество и ребенок. М.: Просвещение, 2012. 40 с.
7. Винс О.А., Черникова М.Н. Тестопластика как средство развития творческих способностей детей // Молодой ученый. 2014. №21. C. 619-622.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПБ.: СОЮЗ, 1997. 96 с.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.4. Проблема возраста. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
10. Голубева Е.С. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей. Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. C. 27-29
11. Горев П.М. Научное творчество: практическое руководство по развитию креативного мышления: учебно-методическое пособие / Под ред. В.В. Утёмова. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2014. 112 с.
12. Данилова Л.М. Особенности невербального поведения учителя Декабрь, 2015. научная статья. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5140(дата обращения: 10.09.2019).
13. Детстрана. Время лепить: 7 полезных свойств пластилина. URL: https://detstrana.ru/article/rebenok-1-3/razvitie/vremya-lepit-7-poleznyh-svojstv-plastilina/ (дата обращения: 16.10.2019).
14. Дормидонтова Л. П. Психолого-физиологические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2014. 17 с.
15. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В.. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2008. 368 с.
16. Декоративно-прикладное искусство. URL: https://shkatulka-rezba-po-derevu.jimdofree.com/wood-carving (дата обращения: 11.11.2019).
17. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов, 3-е издание / Под. ред. И.А. Зимняя. М.: 2010. 130 с.
18. Кассар Р., Велла К. Я не люблю Учиться. М.: Издательство ИТРК, 2017. 96 с.
19. Кляйндинст А.К. Советы в картинках. Давай договоримся. Как повзрослеть вместе с ребенком. М.: Самокат, 2018. 192 с.
20. Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Под. ред. Г.М. Коджаспирова. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
21. Коноплева Н.А. Ценностно-мотивационные аспекты творческой деятельности / Вестник Башкирск. ун-та. 2011. С. 1339-1342
22. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. М.: Смысл, 2001. 572 с.
23. Мелик-Пашаев А.А. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей: методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ. Дубна: Феникс+, 2009. 272 с.
24. Макаревич Е.Н. Формирование творческой активности и устойчивой мотивации к творчеству: Методическая рекомендация 2014. 28 с.
25. Мелик-Пашаев А.А. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие. Дубна.: Феникс+, 2006. 112 с.
26. Макеева А.Г. Что делать???... если делать этого не хочется. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2018. 88 с.
27. Максимов А. Как перевоспитать родителей и другие проблемы, которые должен решить «разведчик» - подросток. СПб.: Питер, 2017. 304 с.
28. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу - СПб.: Евразия, 2003. 478 с.
29. Млодик И. Почти неволшебные превращения. Ростов н/Д: Феникс, 2015. 45 с.
30. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: «Академия», 2007. 608 с.
31. Ожегов С.И. Толковый словарь. URL: https://slovarozhegova.ru/(дата обращения: 17.11.2019).
32. Осборн А. Мозговой штурм. URL:
https://blog.molodost.bz/development/mozgovoj-shturm (дата обращения:
06.03.2020).
33. Папье-маше. Бутафория или волшебство. URL:
https://ru.russianarts.online/116843-pape-mashe/ (дата обращения: 15.09.2019).
34. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология под ред. М.: Просвещение, 1973. 288 с.
35. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов.: учеб. пособие для студ. Вузов. М.: Академия, 2010. 184с.
36. Полунина В.Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982. 191 с.
37. Попова Г.В. Развитие: понятие и сущность, 2009. текст научной статьи. С. 140-147.
38. Реан А. А. Социальная педагогическая психология. СПб.: Изд. Питер, 2000. 416 с.
39. Рубинштейн С. Л. Направленность личности. URL:
http://www.psyoffice.ru/3-0-hrestomati-readerage018.htm (дата обращения: 10.11.2019).
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: СОЮЗ, 1998. 488 с.
41. Соловейчик С.Л. Учение с увлечением. М.: Издательство АСТ, 2019. 240 с.
42. Тимошенко Г.В. 50 лайфхаков: психологические квесты. М.: Издательство АСТ, 2017. 144 с.
43. Ткаченко Г. Академия тренеров. URL: http://trainers-
academy.ru/article/igrovyie-metodiki-v-treninge/ (дата обращения: 18.11.2019).
44. Тышлер А. Живопись, графика, скульптура. - М.: 2018. 224 с.
45. Ушаков Д.Н. олковый словарь. URL:
https://ushakovdictionary.ru/ (дата обращения: 17.11.2019).
46. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. М., 2000. 160 с.
47. Хроменок О. С. Что такое мастер-класс. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/11/20/chto-takoe-master-klass(дата обращения: 15.11.2019).
48. Хуторский А.В. 55 методик творческого обучения: Методическое пособие. М.: Издательство «Эйдос», 2012. 42с.
49. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе - М., 1985. С. 76-82
50. Чабарра Х. Ручная лепка. М.: Астрель, 2006.63 с.
51. Чернобровкин В.А., Безбородова Ю.М. Развитие
художественного интереса и творческих способностей к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста - Международный студенческий научный вестник № 4-3. 2017. С. 328-330
52. Чеснова И.Е Как стать уверенными в себе. М.: Аванта, 2018. 64 с.
53. Чеснова И.Е. Как стать взрослым? М.: Аванта, 2018. 209 с.
54. Энциклопедический словарь. URL:
http://www.rubricon.com/bie_1.asp (дата обращения: 17.11.2019).
55. Энциклопедический словарь. URL: https://gufo.me/dict/bes (дата обращения: 17.11.2019).
56. Юрина А. А. Влияние личностных характеристик субъекта творческой деятельности на результативность творческих достижений / Вестник Адыгейского государственного университета №2. 2006. C. 169-172
57. Юрина В.М., Масленникова А.С., Чихутова А.Д. О средствах
общения Июнь, 2017. научная статья. URL:
http://web.snauka.rU/issues/2017/6/83575.(дата обращения: 25.10.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ