Введение 5
ГЛАВА 1. Интерес подростков к профессиям технического профиля как актуальная педагогическая проблема 8
1.1. Профессиональная ориентация: определение, компоненты, этапы 8
1.2. Общая характеристика технического творчества 14
1.3. Социально-психологические особенности подросткового возраста 20
ГЛАВА 2. Сущность и содержание работы по развитию интереса подростков сельской местности к профессиям технического профиля 24
2.1. Изучение интереса к профессии подростков сельской местности 24
2.2. Организация и проведение педагогической работы по развитию интереса
подростков сельской местности к профессии средствами технического творчества 28
2.3. Повторная диагностика интереса подростков к профессии 34
Заключение 37
Библиографический список 34
Приложения 39
Актуальность исследования. Сегодня в Енисейском районе Красноярского края насчитывается порядка 21 школы, из них только в 3 организованы кружки, курсы или объединения где реализуются программы технического направления, при этом 2 школы специализируются на лего- конструировании и одна на блочной робототехнике. Низкий процент учащихся по району выбирает для сдачи на ЕГЭ физику и как следствие технические специальности не пополняются кадрами. В планах края и района развитие Нижнего Приангарья, строительство завода и моста через р. Енисей технические специальности будут востребованы и необходимо, подготавливать специалистов, начиная со школы. Таким образом, реализуя направление технического творчества, есть возможность ответить на запросы региона и участников образовательного процесса.
Процесс развития технического направления является важнейшей составляющей современной системы образования. Усвоение основ технического творческого труда поможет будущим специалистам повысить профессиональную и социальную активность, а это, в свою очередь, приведет к сознательному профессиональному самоопределению по профессиям технической сферы, повышению производительности, качества труда, ускорению развития научно - технической сферы производства.
Развитие системы технического направления образования, адаптированной к современному уровню развития техники, технологий и науки в целом, учитывающей приоритеты социально-экономической политики, рассчитанной на все возрастные категории детей, является одной из приоритетных задач системы образования.
Направление технического профиля развивает интерес к технике, мотивирует к учебе и выбору профессии, способствует обретению практических навыков и творческих способностей.
Объект исследования: интерес подростков сельской местности к профессии технического профиля.
Предмет исследования: техническое творчество как средство развития интереса подростков сельской местности к профессиям технического профиля.
Цель работы: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности технического творчества как средства развития интереса подростков сельской местности к профессии.
Задачи работы.
1. Проанализировать теоретические основы профориентации подростков.
2. Рассмотреть социально-психологические особенности подросткового возраста в контексте развития интереса к профессии.
3. Провести диагностику интереса подростка к профессии.
4. Изучить заинтересованность подростка в техническом творчестве
5. Организовать и провести педагогическую работу по развитию интереса подростков сельской местности к профессии средствами технического творчества.
6. Проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; систематизация и обобщение информации).
• эмпирические (анкетирование, анализ документов).
Гипотеза: техническое творчество будет результативным средством развития интереса подростков сельской местности при следующих условиях:
• повышение общетехнической образованности подростков;
• организация и проведение деятельностных проб;
• использование подростками полученных знаний и умений в повседневной практике.
Целевая группа: учащиеся 9-11 классов.
Научная новизна и практическая значимость: разработан и апробирован комплекс занятий технического профиля по формированию у учащихся 9-11 классов в сельской местности готовности к выбору профессиональной деятельности.
Апробация результатов работы. По данным выполненной работы была опубликована статья:
Жигалин А. В. Развитие уровня технического мышления на занятиях по электротехнике в сельской общеобразовательной школе // Молодой ученый. 2018. №43. С. 286-288.
Проблемой организации профориентационной деятельности учащихся на профессии технического профиля является мотивация учащихся старших классов на самоопределение в профессиональном отношении.
В ходе проведения исследования была проанализирована психолого-педагогическая и психолого-социальная литература. Таким образом, было установлено что, профориентация - это комплекс мероприятий, направленных на подготовку подростков к выбору профессии с учётом индивидуальности ребенка и ситуации на рынке труда, на оказание помощи подросткам в профессиональном самоопределении.
Было раскрыто такое понятия как техническое творчество, которое представлено как вид деятельности, знакомящий учащихся с разнообразным миром техники, и как эффективный способ трудового воспитания, в том числе ориентирующий и мотивирующий подростков на выбор профессии технического профиля. Так же была дана характеристика социально¬психологическим особенностям подросткового периода, среди которых наиболее значимы в свете рассматриваемой проблемы необходимость к общению со сверстниками, самоактуализация, самореализация. Было установлено, что профессиональный выбор, самоопределение подростка встречается с различными трудностями, которые нужно преодолевать, изучать мир профессий путем профессиональных проб, различных тестов на профориентацию.
Диагностика интереса подростков к профессии проводилась по ДДО Е.А. Климова. Оценки уровня технического мышления проводилась по методике К.Д. Беннета. При данной диагностике выявилось заметное противоречие, которое выражалось в том, что техническое мышление у учащихся 9-11 классов достаточно развито (некоторые показали высокий уровень), а интерес к техническим профессиям отсутствует.
Опираясь на результаты диагностики, организован и проведен комплекс занятий, который включал в себя ряд мероприятий. Было разработано и проведено три практических занятия. Эффективность проведения данных занятий выявлялась в формировании у учащихся определенного мнения о техническом творчестве, и в виде повышения уровня развития технического мышления. Отношение учащихся к техническому творчеству выявлялось до и после прохождения занятий по электротехнике на основе тестирования учащихся по ДДО Е.А.Климова [57].
Таким образом, на основе результатов проведенного эксперимента можно сделать вывод о том, что разработанный цикл занятий способствует повышению интереса детей к изучению предметов технической направленности.
Выводы:
1. Рассмотренные социально-психологические особенности подросткового возраста говорят о том, что в свой возрастной период подросток проявляет восприимчивость к изменениям окружающей среды. Он интуитивно ищет направление деятельности способной помочь ему реализовать свои основные потребности самоопределения и самовыражения. Социально-психологические характеристики подросткового возраста совпадают с качествами, требуемыми от личности для занятия техническим творчеством, так как определяющим является только желание.
2. Техническое творчество рассматриваться в нескольких аспектах: как метод обучения и развития учащихся, как форма внеурочной работы и как массовое движение молодежи. Как метод обучения техническое творчество углубляет знания, развивает умение применять их в новых условиях. Пути технического творчества разрабатываются педагогами с учетом данных психологии творческой деятельности. Основной путь организации его - создание проблемной ситуации и формулировка творческих задач конструкторского типа.
3. В результате проведенной диагностики интереса подростков к профессии было выявлено:
1) наиболее популярными направлениями в данном случае являются виды профессий «человек-человек» и «человек художественный образ»;
2) непопулярные направления: «человек-техника» и «человек - знаковая система»;
3) в результате проведенного цикла занятий направление «человек- техника» получило приращение в размере 9%.
4. Исследование заинтересованности подростков в техническом творчестве показало, что техническое творчество не популярно в силу социально-культурных условий населенного пункта, но есть, группа подростков с высоким уровнем общетехнических способностей которые проявляют заинтересованность к профессиям технического профиля.
5. В ходе исследования был спланирован и проведен цикл занятий по электротехнике. Мероприятия цикла посетили, были ознакомлены и приняли активное участие порядка 50% учащихся 9-11 классов школы.
Для осуществления исследования были применены следующие методы: теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; систематизация и обобщение информации); эмпирические (анализ документов, анкетирование).
Гипотеза исследования о том, что техническое творчество будет результативным средством развития интереса подростков сельской местности (при условиях: повышения общетехнической образованности подростков; организации и проведении деятельностных проб; использовании подростками полученных знаний и умений в повседневной практике) подтвердилась, количество учащихся выбравших техническое направление увеличилось вдвое.
Разработка позволила учащимся 9-11 классов ознакомиться с основами электротехники, профессионально ориентироваться на технический профиль, получить полезные навыки работы с электрическими схемами.
1. Абдуллаев А.Б. Система формирования технического изобретательства
учащихся в учреждениях дополнительного образования. Махачкала: Образование, 2003. 270 с.
2. Алгинин Б.Е. Кружок электронной автоматики: пособие для руководителей кружков. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. 2 / под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой. М.: Педагогика, 1980. 288 с.
4. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: сов. радио, 1979. 183 с.
5. Брюханов В.А. Мировоззрение К. Э. Циолковского и его научно-техническое творчество. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1983. 172 с.
6. Буш Г.Я. Аналогия и техническое творчество. Рига: АВОТС, 1981. 320 с.
7. Богданова О.С., Черепкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников. М.: Просвещение, 1988. 206 с.
8. Борисов В.Г. Кружок радиотехнического конструирования // пособие для руководителей кружков. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1990. 224 с.
9. Выготский Л.С. Детская психология / под ред., Д.Б. Эльконина. Собрание сочинений: в 6-ти Т.4. М: Педагогика, 1984. 432 с.
10. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений. М.: Академия, 2002. 160 с.
11. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М.: Просвещение, 1982. 135 с.
12. Гнедина Т.Е. Физика и творчество в твоей профессии. М.: Просвещение, 1988. 160 с.
13. Глебов И.Т. Методы технического творчества. М.: Машиностроение, 2016. 253 с.
14. Грецов А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога. СПб.: Питер, 2007. 214 с.
15. Горбачева С.М., Стрижко И.И. Профессиональная ориентация учащихся. Молодой ученый, 2015. №21. С.778-781.
16. Горский В.А. Научно-техническое творчество школьников в России. М.: Сам Полиграфист, 2015. 348 с.
17. Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьёй. М.: Пед. о-во России, 2003. 159 с.
18. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика: пособие для педагогов. М.: Амалфея, 2000. 448 с.
19. Горский В.А. Техническое творчество юных конструкторов. М.: ДОСААФ СССР, 1980. 144 с.
20. Ерошенко И.И. Работа клубных учреждений с детьми и подростками. М.: Просвещение, 1986. 126 с.
21. Еремин В.А. Улица - подросток - воспитатель. М.: 1991. 85 с.
22. Заенчик В.М. Основы творческо-конструкторской деятельности. М.: Академия, 2004. 253 с.
23. Злаказов А.С., Горшков Г.А., Шевалдина С.Г. Уроки Лего-конструирования в школе / под науч. ред. В.В. Садырина, В.Н. Халамова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. 120 с.
24. Иванов Г.И. Формулы творчества или как научиться изобретать. М.: Просвещение, 1994. 208 с.
25. Иванов Б.С. Электроника в самоделках. 2-е изд., доп. и перераб. М.: изд-во ДОСААФ, 1995. 240 с.
26. Иванов Г.И., Половинкин Г.И. Формулы творчества или как научиться изобретать. М.: Машиностроение, 1994. 208 с.
27. Кон И.С. Юность как социальная проблема // Молодёжь и общество. М.: Просвещение, 1973. 250 с.
28. Киселёва Т.Г. Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: 1995. 136 с.
29. Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику // практикум для 5-6. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 286 с.
30. Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику // рабочая тетрадь для 5-6 классов. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. 87 с.
31. Калошина И.П. Структура и механизм творческой деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1993. 68 с.
32. Костюнина Е.А., Агеева Л.Г. Трудности профессионального самоопределения подростков. Молодой ученый. 2015. №20. С. 530-533.
33. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: учебное пособие для студентов, обучающихся по психол. специальностям. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Академия, 2004. 249 с.
34. Мадорский Л.Р., Зак А.З. Глазами подростков. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 95 с.
35. Махов Ф.С. Подросток и свободное время. Л.: Лениздат, 1982. 180 с.
36. Миронова Е.Е. Сборник психологических тестов. Часть III. Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. 120 с.
37. Молянко В.А. Техническое творчество и трудовое воспитание. М.: Знание, 1988. 256 с.
38. Шкарин Б.А. Методы технического творчества. Вологда: ВоГУ, 2014. 48 с.
39. Немов Р.С. Психология. Книга 2. М.: Владос, 2004. 240 с.
40. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ Сфера, 2002. 480 с.
41. Полукаров В.В. Клубная деятельность как модель организации школьной и внешкольной среды // Моделирование воспитательных систем: теория- практика. М.: 1995. 118 с.
42. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста / вопросы психологии. М.: 1996. № 1. С. 20-33.
43. Фельдштейн Д.И. Проблемы психологии современного подростка. М.: 1982. 160 с.
44. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества. М.: Машиностроение, 1988. 368 с.
45. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб, 2000.
46. Разумовский В.Г. Развитие технического творчества учащихся / под ред. чл.- кор. АПН РСФСР А. В. Перышкина. М.: Учпедгиз, 1961. 147 с.
47. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. М.: Просвещение, 1975. 272 с.
48. Столяров Ю.С. Развитие технического творчества школьников: опыт и перспективы / Пособие для учителей и работников внешк. Учреждений. М.: Просвещение, 1983. 176 с.
49. Столяров Ю.С. Техническое творчество школьников. М.: Педагогика, 1984. 160 с.
50. Соколов Р.В. Привлечение населения к организации досуга детей и подростков по месту жительства. М.: 1992. 120 с.
51. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства Просвещения РСФСР, 1961. 220 с.
52. Смирнова Е.В. Журнал «Клуб» №6. ст. «Досуг XXI». 2004. 28 с.
53. Сметанин Б.М. Техническое творчество / Пособие для руководителей технических кружков. М.: Молодая гвардия, 1981. 85 с.
54. Чус А.В., Данченко В.Н. Основы технического творчества. Киев, Донецк: 1983. 183 с.
55. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога / Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений // Под ред. В.А. Сластёнина. М.: Изд. Центр Академия, 2002. 208 с.
56. Шустов М.А. Методические основы инженерно-технического творчества. Томск: Изд-во Томск. политехн. ун-та, 2010. 78 с.
57. Фельдштейн Д.М. Психология воспитания подростков. М.: Знание, 1978. 167 с.
58. Эльконин Д.Б. Детская психология / учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 4-е изд., доп. и перераб. М.: Издательский центр. Академия, 2007. 384 с.
59. Эгрецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. СПб.: Питер, 2005. С. 52-58.
60. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6-20.