ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ 8
1.1. Коммуникативная компетентность подростков: понятие, виды, структура 8
1.2. Психолого-педагогический анализ подходов
к развитию коммуникативной компетентности подростков 16
Выводы по Главе 1 21
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 22
2.1. Характеристика испытуемых и обоснование выбора диагностических методики исследования 22
2.2 .Паспорт проекта 45
2.3 .Содержание проекта 53
Выводы по Главе 2 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы. Общение составляет большую часть жизни человека в современном мире. Для подростков общение тесно связано с эмоциями, ярко проявляющимися в период подросткового кризиса. В современном мире общение меняет свою выраженность - люди остаются в контакте друг с другом на расстоянии, используя современные технологии. Этим же видом общения пользуются подростки, но при этом важно осознавать необходимость подростка в общении, коммуникации со сверстниками и взрослыми. Многие психологи считают, (Г. М. Бреслав, Л. В. Выготский, Г. С. Никифоров, А. В. Петровский, Л. И. Рувинский и др.) что общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, в процессе которого они усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения, повышают свой уровень коммуникативной компетентности. Если уровень коммуникативной компетентности низкий, то отношения с друзьями, родителями, педагогами и другими людьми, не складываются благополучно и влияет на эмоциональное состояние подростка.(К. Н. Волков, Я. Л. Коломинский, А. Е. Личко, Т. В. Снигирева).
В современном мире общение подростков претерпевает изменения посредством особенностей общения, развития информационных технологий и сетей. В большей степи подростки начали переносить коммуникацию в информационное поле сети - это напрямую сказалось на умения подростков устанавливать контакты и общаться в реальной жизни. [11]
В исследованиях под росткового возраста часто можно заметить то, что общение входит в сферу жизни, напрямую оказывающее влияние на развитие и становление подростка, как личности. Именно общение позволяет человек у раскрыться, заявить о своих потребностях, поделиться мыслями и чувствами. Замечая факт особенностей подросткового возраста, наличие близких друзей позволяет под ростку гораздо легче переживать социальные и физиологические изменения, характерные для этого периода.[34] Но установление таких связей кажется невозможным при наличии низкого уровня коммуникативных навыков, умений завести разговор и поддержать общение.
Исследование коммуникативных способностей современных подростков позволит не только рассмотреть изменения в общении, но и профилактировать дальнейшие нарушения в целях формирования грамотных коммуникативных навыков, что будет полезным для каждого подростка в учебе, общении со сверстниками и личностном росте в дальнейшем. В рассмотрении данной темы отмечаются два противоречия:
- Между теоретическим рассмотрением коммуникативной компетентности подростков и недостаточностью рассмотрения данного явления в практической работе с группами подростков.
- Между качественным изменением общения подростков и
недостаточностью исследования их коммуникативных навыков.
В данной работе мы исследовали негативные факторы, окружающие подростков, а также их коммуникативные умения, рассмотрели теоретические и практические стороны развития коммуникативной компетентности, разработали проект для развития коммуникативных способностей подростков.
Цель - исследование подростков 13-14 лет для определения их коммуникативной компетентности, разработка проекта, направленного на развитие коммуникативной компетентности в условиях вне учебного объединения на базе образовательного учреждения.
Объект - коммуникативная компетентность старших подростков.
Предмет - развитие коммуникативной компетентности старших подростков.
Проектная идея - реализация лидерского и творческого потенциала подростков в социально-значимой и досуговой деятельности является современной. Создание и реализация в образовательных учреждениях творческих объединений часто является программами развития компетенций среди учащихся. Это дает досуг, социализацию и реализацию для участников, что в то же время может служить положительными факторами для развития, становления здоровых установок по отношению к жизни. Способность творчески перерабатывать информацию и создавать новое играет свою роль в формировании коммуникативных умений подростков. Включение подростков в «медиа-объединение» позволит проявить способности, пол учить новые компетенции, найти свой собственный путь реализации и становления посредством работы над разными материалами и новыми знаниями. Участники смогут выстраивать новые контакты, находиться в обществе «объединения», проходить этап социализации в интересной и комфортной среде.
Задачи:
1. Изучить проблему коммуникативной компетентности подростков в отечественной и зарубежной литературе.
2. Выявить особенности коммуникативной компетентности подростков.
3. Разработать проект развития коммуникативной компетентности старших подростков.
Методы:
1. Методы теоретического исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и социально-педагогической литературы, обобщение и сравнение опыта отечественных и зарубежных ученых по проблеме исследования, анализ понятийно-терминологической системы.
2. Эмпирические методы: опросники, анкета, тест. Методики диагностики были выбраны, опираясь на универсальный подход к развитию коммуникативной компетентности, то есть при изучении рассматривались взаимосвязанные факторы, представляющие характеристику разных сфер жизни подростка, потенциально имеющие негативные последствия.
3. Методы количественной и качественной об работки данных.
Методики:
«Выявление суицидального риска у детей», А. А. Кучер и В. П. Костюкевич;
«Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков» А. Н. Волкова;
Методика Л. Михельсона «Тест коммуникативных умений».
Теорико-методологическая основа:
- подходы к пониманию и раскрытию термина «коммуникативная компетентность» (Ю. Н. Емельянов, Н. Н. Обозов, Г. М. Андреева)
- направления и формы развития коммуникативной компетентности подростков (А. Н. Леонтьев, В. Леви, В. А. Кан-Калик)
- теория и практика развития коммуникативной компетентности в формате творческой деятельности (А. А. Леонтьев, М. А. Аристархова)
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений, а также учреждений дополнительного образования при работе с подростками. Разработанный проект сможет стать основой для организации внеучебной структуры в школе в целях самореализации и внеклассного общения учащихся.
База предпроектного исследования: : МБОУ СШ №XX г. Красноярска. Выборочную совокупность составили 40 подростков, возраст респондентов 13-14 лет. Из них: 27 юношей и 13 девушек.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.
Проблема коммуникации является одной из самых важных и сложных в психологии. Коммуникация рассматривается как процесс, условие осуществления разных форм жизнедеятельности человека, как средство достижения разных целей и удовлетворения разных потребностей, как самостоятельная деятельность. Выделение различных аспектов общения зависит от исходных теоретических позиций авто ров и конкретных исследовательских задач. Взаимосвязь и взаимообусловленность общения как деятельности, процесса, средства и условий осуществления других человеческих деятельностей, по словам Б.Ф.Ломова, образует замкнутый круг, на котором невозможно найти точку отсчета.
М.И. Лисина употребляет понятие «общение» синонимично с коммуникативной деятельностью. Также к этому относится Б.Ф.Ломов, прямо и косвенно это содержится в определениях Г.А. Андреевой, В.П. Зинченко и С.А. Смирнова, в определениях общения, приведенных в психологическом словаре, общение как коммуникация или обмен информацией понимается в изучении поведения животных.
В данной работе представлено теоретическое представление коммуникативной компетентности среди подростков, представлены результаты исследования старших подростков. Исследование проводилось на базе образовательного учреждения МБОУ СОШ №XX в г. Красноярске. Результаты исследования показали тенденцию к низкому уровню коммуникативных способностей у подростков 13 -14 лет, что является подтверждением актуальности работы в этом направлении. По методике «Выявление суицидального риска у детей» А. А. Кучера и В. П. Костюкевича результаты показали особую выраженность интересов и затруднений по шкале «Отношения с окружающими». Методика «Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков» А. Н. Волковой мы заметили в результатах выраженное превышение в колонках «Низкая самооценка», «Отсутствие опоры на близкого взрослого», «Изоляция в коллективе», что подтверждает опасения о затруднениях в общении и коммуникации, взаимодействии в среде подростков. Методика Л. Михельсона «Тест коммуникативных умений» доказал актуальность темы развития коммуникативных навыков подростков, большинство выбранных респодентами позиций в ситуациях отражали зависимый и агрессивный тип поведения. По результатам проведенного нами исследования можно сказать, что подростки имеют некоторые комм уникативные навыки, например, в побуждении помочь другому человек у, но они не всегда грамотно используют свои навыки в общении. Из этого следует, что необходимость в развитии коммуникативных навыков остро стоит в работе с подростковой аудиторией.
Разработанный проект позволит сформировать навыки общения подростков в интересной и развивающей для них среде, обеспечит навыками коммуникации в неформальном общении, во время общего взаимодействия или же в общении в социальных сетях. Взаимодействие и работа, которую предусматривает проект, та общность, которую можно достичь в ходе теоретических и практических занятий - это в первую очередь постоянное и знакомое условие, та среда, в которой под росткам будет комфортно. Благополучие всех факторов, предусмотренных в проекте, позволит не только развить коммуникативные способности участников проекта, но и оставить наследие в виде внеучебного объединения учащихся.
Все это позволит повысить уровень коммуникативной компетентности подростков, увеличить их вовлеченность в процесс общения, а также позволит выстраивать грамотные, доброжелательные формы общения друг с другом. Для успешной самореализации и становления личности важно владеть коммуникативными навыками, уметь выстраивать общение с людьми. По завершению проекта подростки смогут пользоваться приобретенными навыками в учебной жизни, общении вне школы, во взаимопонимании с семьей и друзьями.
Коммуникативная компетентность людей дает им больше возможностей в жизнедеятельности, построении своей жизненной стратегии в обществе. Эти факты, безусловно, важны в подростковом возрасте - периоде становления человека, как личности и представителя нашего общества.
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. 376с.
Александров, Ю. И. Субъективный опыт, культура и социальные представления : монография / Ю. И. Александров, Н. Л. Александрова. - М.: Институт психологии РАН, 2009. 320 с.
Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетентности детей. - Дисс. канд. пед. наук.[Текст]/ Е.М.Алифанова. Волгоград, 2010.302 с.
Амбрумова А.Г. Индивидуально-психологические аспекты суицидального поведения // Актуальные проблемы суицидологии / Отв.ред. А.А. Портнов. М., 1978. С. 44-59.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 2014. 269 с.
Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности подростков в школьном обучении: из опыта работы // Образование и наука. 2013. № 3. С.26-37.
Быкова Н.Л. Специфика смысложизненных ориентаций различных групп учащейся молодежи в ситуации субъективации жизненных целей: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н.Л. Быкова. Самара, 2012
Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Психология : избр. произв. М.: Эксмо-Пресс, 2002c. С. 262-509.
Горина Е. Н. Уровневые характеристики эмпатии и суицидальные намерения личности подростка / Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 1(13) С. 36-67
Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика коммуникативной компетентности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.05. Л.: Изд -во ЛГУ, 1991. 38 с.
Жуина Д.В. Особенности виртуального общения подростков в соцсетях и его влияние на их общение в реальной жизни / Д.В. Жуина, А.И. Жуина //
Современные исследования социальных проблем. 2017. Том 8 (№ 6-2) С.249-252.
11 Кирпиченко А.А. , Барышев А. Н. Суицидальный риск среди подросткового населения/ПСИХИАТРИЯ,г.Витебск,2015г. С. 78-86
12 Кирзина О.Б. Групповые технологии как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся Номер материала: ДБ081842; 2016г. [Электронный ресурс] URL:https://infourok.ru/gruppovie-tehnologii-kak-sredstvoformirovaniya-kommunikativnoy-kompetentnosti-uchaschihsya1082194.html(Дата обращения 20.12.2018)
13 Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. М.: Просвещение,
2012. 140 с.
14 Куркина, О.В.Интегративный подход к пониманию феноменологии
суицидального поведения подростков. Опыт социально-психологического исследования проблемы суицида [Текст] / О. В. Куркина //Актуальныепроблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. №8. С. 168-172.
15 Кучугова М.Г. Психологический анализ самосознания личности
подростка // Сборники конф. НИЦ Социосфера. 2013. № 53. С. 16- 18 ; [Электронный ресурс]. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-analizsamosoznaniya-lichnosti-podrostka. (дата обращения 20.12.2018)
16 Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / Изд-во МГУ, 1982. с. 288-318.
17 Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности. М.: Высшая школа, 2010. - 294с.
18 Леонтьев А.А. Что такое язык. - М.: Педагогика, 2000.- 517с. 44.
19 Леонтьев, А. А. Языковое сознание и образ мира / А. А. Леонтьев // Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии : избр. психол. труды. -М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003c. С. 123-130.
20 Леонтьев, А. А. Психология общения : учебное пособие для в узов по специальности «Психология» / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 2005. 365 с.
21 Леонтьев, А. Н. Материалы о сознании / А. Н. Леонтьев // Вестник МГУ. Сер.Психология. -1988. № 3. С. 6-25.
22 Леонтьев, Д.А. Опыт структурной диагностики личностного потенциала
/Д.А.Леонтьев, Е.Ю.Мандрикова, Е.Н.Осин, А.В.Плотникова,
Е.И.Рассказова//Психологическая диагностика.2007.№1.С.8-31.
23 Мурзин А. Р. Развитие коммуникативных навыков у подростков // Молодой ученый. 2016. №1.1. С. 18-20.
24 Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и общения как проблеме общей и социальной психологии. // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения. Л., 2001. 39 с.
25 Недашковский, В. Н. Методика диагностики процесса общения / В. Н. Недашковский // Современная психология: Состояние и перспективы исследований. Часть 5. Программы и методики психологического исследования личности и группы : материалы юбилейной науч.-практ. конф. ИП РАН, 28-29 января 2002 г.; отв. ред. А. Л. Журавлев. М.: Институт психологии РАН, 2002.С. 322-348.
26 Некрасова, Е. В. Пространственно-временная организация жизненного мира человека : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.01 / Некрасова Евгения Владимировна. Барнаул, 2005. 47 с.
27 Нос, Е. Ю. Способность к самоорганизации деятельности как критерий личностного потенциала и условие достижения психологического благополучия / Е. Ю. Нос // Сибирский психологический журнал, 2009. № 34 С. 106-108.
28 Нос, Е. Ю. Коммуникативные особенности инновационно- и предпринимательски-ориентированных молодых людей / Е. Ю. Нос, О. В. Каракулова // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 336. С. 177-179.
29 Обдалова, О. А. Информационно-образовательная среда как средство и условие обучения иностранному языку в современных условиях / О. А. Обдалова // Язык и культура. 2009. № 1. С. 93-101.
30 Образовательные технологии[Электронный ресурс] / А. П. Чернявская [и др.]. Ярославль: Яросл. гос. пед. ун-т, 2009.
31 .Петровская, Л. А. Компетентность в общении. Социально¬психологический тренинг / Л. А. Петровская. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. - 216 с.
32 Петровская, Л. А. О природе компетентности в общении / Л. А.
Петровская // Мир психологии. 1996. № 3. С. 31-35// Общение -
компетентность - тренинг: Избранные труды. М.: Смысл, 2007. С. 102¬108.
33 Петровская, Л. А. Развитие компетентностного общения как одного из направлений оказания психологической помощи / Л. А. Петровская // Введение в практическую социальную психологию; [под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой]. М.: Смысл, 1996. С. 150-167 // Общение, компетентность, тренинг: Избранные труды.
34 Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен; [пер. с англ.]. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.
35 Тукубаева И.А. Психологические особенности подросткового возраста, 04.02.2015 [Электронный ресурс]http://pedsovet.зн/риЬ1/28-1-0-3399(Дата обращения 21.01.19)
36 Ульянова Н.П. Модели развития социального интеллекта у детей подросткового возраста [Текст] / Н. П. Ульянова // Молодой ученый. 2012. №3. С. 417-419.
37 Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. М.: Педагогика, 2009
38 Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 2000. С. 81-85
39 Эволюция становления терминов коммуникативная компетенция и
коммуникативная компетентность [Электронный ресурс]
http://pandia.ru/text/79/506/20861.рйр(Дата обращения 20.02.19)
40 Glushchenko O. A. Developing communicative competence by means of socioculturally contextualized educational materials // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2013.
41 Nunan, D. Designing Tasks for the Communicative Classroom. Cambridge: Cambridge University Press. 2015