РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ 8
1.1. Коммуникативная компетентность подростков: понятие, виды, структура 8
1.2. Психолого-педагогический анализ подходов
к развитию коммуникативной компетентности подростков 16
Выводы по Главе 1 21
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 22
2.1. Характеристика испытуемых и обоснование выбора диагностических методики исследования 22
2.2 .Паспорт проекта 45
2.3 .Содержание проекта 53
Выводы по Главе 2 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ 8
1.1. Коммуникативная компетентность подростков: понятие, виды, структура 8
1.2. Психолого-педагогический анализ подходов
к развитию коммуникативной компетентности подростков 16
Выводы по Главе 1 21
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 22
2.1. Характеристика испытуемых и обоснование выбора диагностических методики исследования 22
2.2 .Паспорт проекта 45
2.3 .Содержание проекта 53
Выводы по Главе 2 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы. Общение составляет большую часть жизни человека в современном мире. Для подростков общение тесно связано с эмоциями, ярко проявляющимися в период подросткового кризиса. В современном мире общение меняет свою выраженность - люди остаются в контакте друг с другом на расстоянии, используя современные технологии. Этим же видом общения пользуются подростки, но при этом важно осознавать необходимость подростка в общении, коммуникации со сверстниками и взрослыми. Многие психологи считают, (Г. М. Бреслав, Л. В. Выготский, Г. С. Никифоров, А. В. Петровский, Л. И. Рувинский и др.) что общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, в процессе которого они усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения, повышают свой уровень коммуникативной компетентности. Если уровень коммуникативной компетентности низкий, то отношения с друзьями, родителями, педагогами и другими людьми, не складываются благополучно и влияет на эмоциональное состояние подростка.(К. Н. Волков, Я. Л. Коломинский, А. Е. Личко, Т. В. Снигирева).
В современном мире общение подростков претерпевает изменения посредством особенностей общения, развития информационных технологий и сетей. В большей степи подростки начали переносить коммуникацию в информационное поле сети - это напрямую сказалось на умения подростков устанавливать контакты и общаться в реальной жизни. [11]
В исследованиях под росткового возраста часто можно заметить то, что общение входит в сферу жизни, напрямую оказывающее влияние на развитие и становление подростка, как личности. Именно общение позволяет человек у раскрыться, заявить о своих потребностях, поделиться мыслями и чувствами. Замечая факт особенностей подросткового возраста, наличие близких друзей позволяет под ростку гораздо легче переживать социальные и физиологические изменения, характерные для этого периода.[34] Но установление таких связей кажется невозможным при наличии низкого уровня коммуникативных навыков, умений завести разговор и поддержать общение.
Исследование коммуникативных способностей современных подростков позволит не только рассмотреть изменения в общении, но и профилактировать дальнейшие нарушения в целях формирования грамотных коммуникативных навыков, что будет полезным для каждого подростка в учебе, общении со сверстниками и личностном росте в дальнейшем. В рассмотрении данной темы отмечаются два противоречия:
- Между теоретическим рассмотрением коммуникативной компетентности подростков и недостаточностью рассмотрения данного явления в практической работе с группами подростков.
- Между качественным изменением общения подростков и
недостаточностью исследования их коммуникативных навыков.
В данной работе мы исследовали негативные факторы, окружающие подростков, а также их коммуникативные умения, рассмотрели теоретические и практические стороны развития коммуникативной компетентности, разработали проект для развития коммуникативных способностей подростков.
Цель - исследование подростков 13-14 лет для определения их коммуникативной компетентности, разработка проекта, направленного на развитие коммуникативной компетентности в условиях вне учебного объединения на базе образовательного учреждения.
Объект - коммуникативная компетентность старших подростков.
Предмет - развитие коммуникативной компетентности старших подростков.
Проектная идея - реализация лидерского и творческого потенциала подростков в социально-значимой и досуговой деятельности является современной. Создание и реализация в образовательных учреждениях творческих объединений часто является программами развития компетенций среди учащихся. Это дает досуг, социализацию и реализацию для участников, что в то же время может служить положительными факторами для развития, становления здоровых установок по отношению к жизни. Способность творчески перерабатывать информацию и создавать новое играет свою роль в формировании коммуникативных умений подростков. Включение подростков в «медиа-объединение» позволит проявить способности, пол учить новые компетенции, найти свой собственный путь реализации и становления посредством работы над разными материалами и новыми знаниями. Участники смогут выстраивать новые контакты, находиться в обществе «объединения», проходить этап социализации в интересной и комфортной среде.
Задачи:
1. Изучить проблему коммуникативной компетентности подростков в отечественной и зарубежной литературе.
2. Выявить особенности коммуникативной компетентности подростков.
3. Разработать проект развития коммуникативной компетентности старших подростков.
Методы:
1. Методы теоретического исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и социально-педагогической литературы, обобщение и сравнение опыта отечественных и зарубежных ученых по проблеме исследования, анализ понятийно-терминологической системы.
2. Эмпирические методы: опросники, анкета, тест. Методики диагностики были выбраны, опираясь на универсальный подход к развитию коммуникативной компетентности, то есть при изучении рассматривались взаимосвязанные факторы, представляющие характеристику разных сфер жизни подростка, потенциально имеющие негативные последствия.
3. Методы количественной и качественной об работки данных.
Методики:
«Выявление суицидального риска у детей», А. А. Кучер и В. П. Костюкевич;
«Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков» А. Н. Волкова;
Методика Л. Михельсона «Тест коммуникативных умений».
Теорико-методологическая основа:
- подходы к пониманию и раскрытию термина «коммуникативная компетентность» (Ю. Н. Емельянов, Н. Н. Обозов, Г. М. Андреева)
- направления и формы развития коммуникативной компетентности подростков (А. Н. Леонтьев, В. Леви, В. А. Кан-Калик)
- теория и практика развития коммуникативной компетентности в формате творческой деятельности (А. А. Леонтьев, М. А. Аристархова)
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений, а также учреждений дополнительного образования при работе с подростками. Разработанный проект сможет стать основой для организации внеучебной структуры в школе в целях самореализации и внеклассного общения учащихся.
База предпроектного исследования: : МБОУ СШ №XX г. Красноярска. Выборочную совокупность составили 40 подростков, возраст респондентов 13-14 лет. Из них: 27 юношей и 13 девушек.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
В современном мире общение подростков претерпевает изменения посредством особенностей общения, развития информационных технологий и сетей. В большей степи подростки начали переносить коммуникацию в информационное поле сети - это напрямую сказалось на умения подростков устанавливать контакты и общаться в реальной жизни. [11]
В исследованиях под росткового возраста часто можно заметить то, что общение входит в сферу жизни, напрямую оказывающее влияние на развитие и становление подростка, как личности. Именно общение позволяет человек у раскрыться, заявить о своих потребностях, поделиться мыслями и чувствами. Замечая факт особенностей подросткового возраста, наличие близких друзей позволяет под ростку гораздо легче переживать социальные и физиологические изменения, характерные для этого периода.[34] Но установление таких связей кажется невозможным при наличии низкого уровня коммуникативных навыков, умений завести разговор и поддержать общение.
Исследование коммуникативных способностей современных подростков позволит не только рассмотреть изменения в общении, но и профилактировать дальнейшие нарушения в целях формирования грамотных коммуникативных навыков, что будет полезным для каждого подростка в учебе, общении со сверстниками и личностном росте в дальнейшем. В рассмотрении данной темы отмечаются два противоречия:
- Между теоретическим рассмотрением коммуникативной компетентности подростков и недостаточностью рассмотрения данного явления в практической работе с группами подростков.
- Между качественным изменением общения подростков и
недостаточностью исследования их коммуникативных навыков.
В данной работе мы исследовали негативные факторы, окружающие подростков, а также их коммуникативные умения, рассмотрели теоретические и практические стороны развития коммуникативной компетентности, разработали проект для развития коммуникативных способностей подростков.
Цель - исследование подростков 13-14 лет для определения их коммуникативной компетентности, разработка проекта, направленного на развитие коммуникативной компетентности в условиях вне учебного объединения на базе образовательного учреждения.
Объект - коммуникативная компетентность старших подростков.
Предмет - развитие коммуникативной компетентности старших подростков.
Проектная идея - реализация лидерского и творческого потенциала подростков в социально-значимой и досуговой деятельности является современной. Создание и реализация в образовательных учреждениях творческих объединений часто является программами развития компетенций среди учащихся. Это дает досуг, социализацию и реализацию для участников, что в то же время может служить положительными факторами для развития, становления здоровых установок по отношению к жизни. Способность творчески перерабатывать информацию и создавать новое играет свою роль в формировании коммуникативных умений подростков. Включение подростков в «медиа-объединение» позволит проявить способности, пол учить новые компетенции, найти свой собственный путь реализации и становления посредством работы над разными материалами и новыми знаниями. Участники смогут выстраивать новые контакты, находиться в обществе «объединения», проходить этап социализации в интересной и комфортной среде.
Задачи:
1. Изучить проблему коммуникативной компетентности подростков в отечественной и зарубежной литературе.
2. Выявить особенности коммуникативной компетентности подростков.
3. Разработать проект развития коммуникативной компетентности старших подростков.
Методы:
1. Методы теоретического исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и социально-педагогической литературы, обобщение и сравнение опыта отечественных и зарубежных ученых по проблеме исследования, анализ понятийно-терминологической системы.
2. Эмпирические методы: опросники, анкета, тест. Методики диагностики были выбраны, опираясь на универсальный подход к развитию коммуникативной компетентности, то есть при изучении рассматривались взаимосвязанные факторы, представляющие характеристику разных сфер жизни подростка, потенциально имеющие негативные последствия.
3. Методы количественной и качественной об работки данных.
Методики:
«Выявление суицидального риска у детей», А. А. Кучер и В. П. Костюкевич;
«Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков» А. Н. Волкова;
Методика Л. Михельсона «Тест коммуникативных умений».
Теорико-методологическая основа:
- подходы к пониманию и раскрытию термина «коммуникативная компетентность» (Ю. Н. Емельянов, Н. Н. Обозов, Г. М. Андреева)
- направления и формы развития коммуникативной компетентности подростков (А. Н. Леонтьев, В. Леви, В. А. Кан-Калик)
- теория и практика развития коммуникативной компетентности в формате творческой деятельности (А. А. Леонтьев, М. А. Аристархова)
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений, а также учреждений дополнительного образования при работе с подростками. Разработанный проект сможет стать основой для организации внеучебной структуры в школе в целях самореализации и внеклассного общения учащихся.
База предпроектного исследования: : МБОУ СШ №XX г. Красноярска. Выборочную совокупность составили 40 подростков, возраст респондентов 13-14 лет. Из них: 27 юношей и 13 девушек.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.
Проблема коммуникации является одной из самых важных и сложных в психологии. Коммуникация рассматривается как процесс, условие осуществления разных форм жизнедеятельности человека, как средство достижения разных целей и удовлетворения разных потребностей, как самостоятельная деятельность. Выделение различных аспектов общения зависит от исходных теоретических позиций авто ров и конкретных исследовательских задач. Взаимосвязь и взаимообусловленность общения как деятельности, процесса, средства и условий осуществления других человеческих деятельностей, по словам Б.Ф.Ломова, образует замкнутый круг, на котором невозможно найти точку отсчета.
М.И. Лисина употребляет понятие «общение» синонимично с коммуникативной деятельностью. Также к этому относится Б.Ф.Ломов, прямо и косвенно это содержится в определениях Г.А. Андреевой, В.П. Зинченко и С.А. Смирнова, в определениях общения, приведенных в психологическом словаре, общение как коммуникация или обмен информацией понимается в изучении поведения животных.
В данной работе представлено теоретическое представление коммуникативной компетентности среди подростков, представлены результаты исследования старших подростков. Исследование проводилось на базе образовательного учреждения МБОУ СОШ №XX в г. Красноярске. Результаты исследования показали тенденцию к низкому уровню коммуникативных способностей у подростков 13 -14 лет, что является подтверждением актуальности работы в этом направлении. По методике «Выявление суицидального риска у детей» А. А. Кучера и В. П. Костюкевича результаты показали особую выраженность интересов и затруднений по шкале «Отношения с окружающими». Методика «Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков» А. Н. Волковой мы заметили в результатах выраженное превышение в колонках «Низкая самооценка», «Отсутствие опоры на близкого взрослого», «Изоляция в коллективе», что подтверждает опасения о затруднениях в общении и коммуникации, взаимодействии в среде подростков. Методика Л. Михельсона «Тест коммуникативных умений» доказал актуальность темы развития коммуникативных навыков подростков, большинство выбранных респодентами позиций в ситуациях отражали зависимый и агрессивный тип поведения. По результатам проведенного нами исследования можно сказать, что подростки имеют некоторые комм уникативные навыки, например, в побуждении помочь другому человек у, но они не всегда грамотно используют свои навыки в общении. Из этого следует, что необходимость в развитии коммуникативных навыков остро стоит в работе с подростковой аудиторией.
Разработанный проект позволит сформировать навыки общения подростков в интересной и развивающей для них среде, обеспечит навыками коммуникации в неформальном общении, во время общего взаимодействия или же в общении в социальных сетях. Взаимодействие и работа, которую предусматривает проект, та общность, которую можно достичь в ходе теоретических и практических занятий - это в первую очередь постоянное и знакомое условие, та среда, в которой под росткам будет комфортно. Благополучие всех факторов, предусмотренных в проекте, позволит не только развить коммуникативные способности участников проекта, но и оставить наследие в виде внеучебного объединения учащихся.
Все это позволит повысить уровень коммуникативной компетентности подростков, увеличить их вовлеченность в процесс общения, а также позволит выстраивать грамотные, доброжелательные формы общения друг с другом. Для успешной самореализации и становления личности важно владеть коммуникативными навыками, уметь выстраивать общение с людьми. По завершению проекта подростки смогут пользоваться приобретенными навыками в учебной жизни, общении вне школы, во взаимопонимании с семьей и друзьями.
Коммуникативная компетентность людей дает им больше возможностей в жизнедеятельности, построении своей жизненной стратегии в обществе. Эти факты, безусловно, важны в подростковом возрасте - периоде становления человека, как личности и представителя нашего общества.
Проблема коммуникации является одной из самых важных и сложных в психологии. Коммуникация рассматривается как процесс, условие осуществления разных форм жизнедеятельности человека, как средство достижения разных целей и удовлетворения разных потребностей, как самостоятельная деятельность. Выделение различных аспектов общения зависит от исходных теоретических позиций авто ров и конкретных исследовательских задач. Взаимосвязь и взаимообусловленность общения как деятельности, процесса, средства и условий осуществления других человеческих деятельностей, по словам Б.Ф.Ломова, образует замкнутый круг, на котором невозможно найти точку отсчета.
М.И. Лисина употребляет понятие «общение» синонимично с коммуникативной деятельностью. Также к этому относится Б.Ф.Ломов, прямо и косвенно это содержится в определениях Г.А. Андреевой, В.П. Зинченко и С.А. Смирнова, в определениях общения, приведенных в психологическом словаре, общение как коммуникация или обмен информацией понимается в изучении поведения животных.
В данной работе представлено теоретическое представление коммуникативной компетентности среди подростков, представлены результаты исследования старших подростков. Исследование проводилось на базе образовательного учреждения МБОУ СОШ №XX в г. Красноярске. Результаты исследования показали тенденцию к низкому уровню коммуникативных способностей у подростков 13 -14 лет, что является подтверждением актуальности работы в этом направлении. По методике «Выявление суицидального риска у детей» А. А. Кучера и В. П. Костюкевича результаты показали особую выраженность интересов и затруднений по шкале «Отношения с окружающими». Методика «Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков» А. Н. Волковой мы заметили в результатах выраженное превышение в колонках «Низкая самооценка», «Отсутствие опоры на близкого взрослого», «Изоляция в коллективе», что подтверждает опасения о затруднениях в общении и коммуникации, взаимодействии в среде подростков. Методика Л. Михельсона «Тест коммуникативных умений» доказал актуальность темы развития коммуникативных навыков подростков, большинство выбранных респодентами позиций в ситуациях отражали зависимый и агрессивный тип поведения. По результатам проведенного нами исследования можно сказать, что подростки имеют некоторые комм уникативные навыки, например, в побуждении помочь другому человек у, но они не всегда грамотно используют свои навыки в общении. Из этого следует, что необходимость в развитии коммуникативных навыков остро стоит в работе с подростковой аудиторией.
Разработанный проект позволит сформировать навыки общения подростков в интересной и развивающей для них среде, обеспечит навыками коммуникации в неформальном общении, во время общего взаимодействия или же в общении в социальных сетях. Взаимодействие и работа, которую предусматривает проект, та общность, которую можно достичь в ходе теоретических и практических занятий - это в первую очередь постоянное и знакомое условие, та среда, в которой под росткам будет комфортно. Благополучие всех факторов, предусмотренных в проекте, позволит не только развить коммуникативные способности участников проекта, но и оставить наследие в виде внеучебного объединения учащихся.
Все это позволит повысить уровень коммуникативной компетентности подростков, увеличить их вовлеченность в процесс общения, а также позволит выстраивать грамотные, доброжелательные формы общения друг с другом. Для успешной самореализации и становления личности важно владеть коммуникативными навыками, уметь выстраивать общение с людьми. По завершению проекта подростки смогут пользоваться приобретенными навыками в учебной жизни, общении вне школы, во взаимопонимании с семьей и друзьями.
Коммуникативная компетентность людей дает им больше возможностей в жизнедеятельности, построении своей жизненной стратегии в обществе. Эти факты, безусловно, важны в подростковом возрасте - периоде становления человека, как личности и представителя нашего общества.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЗАТО г. ЗЕЛЕНОГОРСК
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНИНГА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНОЙ ПЕЧАТНОЙ РЕКЛАМЫ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2020 - Сюжетно-ролевая игра как фактор развития коммуникативного опыта дошкольников с нарушениями зрения в процессе их психолого-педагогического сопровождения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - Развитие социальной компетентности старших подростков с ограниченными возможностями здоровья в совместной трудовой деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018



