Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ 6
1.1. Сущность понятия коммуникативные УУД 6
1.2. Особенности развития коммуникативных УУД у младших школьников...12
1.3. Роль диалогической речи в развитии коммуникативных УУД у младших
школьников на уроках литературного чтения 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 28
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 30
2.1. Актуальный уровень развития коммуникативных УУД у младших
школьников 30
2.2. Программа развития коммуникативных УУД у младших школьников с
помощью диалогической речи на уроках литературного чтения 57
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 60
Заключение 62
Список использованной литературы 65
Приложения
«Коммуникация - это процесс, в ходе которого два или несколько человек обмениваются и осознают получаемую информацию» (Р.Дафт) [13]. Коммуникация является необходимым элементом взаимной деятельности людей, групп, стран, в ходе, которой происходит передача информации, оценок, чувств, значений, ценностей и смыслов.
В процессе коммуникации происходит социализация индивида и развитие его способностей, формируется человеческая личность [55]. Младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития коммуникативных навыков.
Российская система образования претерпевает реформирование. Современный выпускник школы должен не только усвоить определённый объём знаний, но и освоить универсальные учебные действия (УУД), которые открывают перед учащимся следующие возможности: самостоятельное успешное усвоение новых знаний, умений и компетенций; самостоятельное осуществление деятельности учения; постановка учебных целей, поиск и использование необходимых средств и способов их достижения; контроль и оценивание процесса и результатов деятельности. С введением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения в начальную школу особое внимание уделяется развитию коммуникативных универсальных учебных действий.
Развитие коммуникативных УУД является следствием результативного и эффективного общения обучающегося с одноклассниками и педагогом. Такое общение становится возможным с помощью гармонизирующего диалога. Поэтому следует выстраивать коммуникацию на уроках по принципу организации такого диалога. Ведь именно готовность и способность к диалогу считается высшим уровнем развития коммуникативной компетентности. Также в процессе развития коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста следует учитывать их возрастные особенности: детский эгоцентризм и неспособность к согласованию усилий.
Степень сформированности коммуникативных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Учащиеся не умеют аргументировать свой ответ, правильно задавать вопросы, слышать и слушать учителя и сверстников, не готовы выполнять какую-либо совместную деятельность и др.
Проблемой развития коммуникативных универсальных учебных действий занимались такие деятели как: А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, И.А. Зимняя, Ю.В. Касаткина, Н.В. Клюева, А.Г. Ривин, Б.Л. Яшин и др.
Цель исследования: изучить особенности развития коммуникативных УУД у младших школьников и на их основе разработать цикл заданий, направленных на развитие коммуникативных УУД у младших школьников с помощью диалогической речи.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных УУД у младших школьников.
Предмет исследования: актуальное состояние развития коммуникативных УУД у младших школьников.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что в младшем школьном возрасте группы коммуникативных УУД (1. Коммуникация как взаимодействие; 2. Коммуникация как кооперация, сотрудничество; 3. Коммуникация как условие интериоризации.) характеризуются средним уровнем развития. А также, что развитию коммуникативных УУД на уроках литературного чтения будет способствовать включение диалогической речи при соблюдении следующих условий:
— осуществляются коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности;
— коммуникативные действия, направленные на кооперацию, т.е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности;
— речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать ряд задач, необходимых для достижения цели нашего исследования.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностический комплекс для выявления особенностей развития коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста.
3. Изучить актуальный уровень развития коммуникативных УУД у младших школьников.
4. Разработать комплекс уроков по литературному чтению, направленный на развитие коммуникативных УУД у младших школьников с помощью диалогической речи.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Наблюдение
3. Вопросник КОС
4. Методы качественного и количественного анализа.
Экспериментальная база исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе МОУ ОУ Гимназия № 16 г. Красноярска. В нем приняли участие 24 школьника в возрасте от 9 до 11 лет, из них 11 девочек и 13 мальчиков.
1. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выявить роль диалогической речи в развитии коммуникативных УУД у младших школьников на основании трех критериев
• коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);
• коммуникация как кооперация, сотрудничество (содержательное ядро - согласование усилий по достижению общей цели);
• коммуникация как условие интериоризации (коммуникативно- речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии).
Можно говорить о том, что в процессе взаимодействия друг с другом посредством диалогической речи обучающиеся научаются:
• давать более полные ответы на поставленные вопросы;
• правильно формулировать вопросы;
• взаимодействовать;
• уважать мнение собеседника;
• формулировать свои мысли;
• аргументировать свое мнение, убеждать и уступать.
Также мы выяснили, что в системе программы начального образования занятия с использованием диалогической речи лучше всего проводить на уроках литературного чтения, так как на таких уроках можно использовать следующие виды работы:
• чтение по ролям;
• ролевые диалоги;
• разговор двух героев произведения во время работы в парах;
• вопросно-ответная форма урока;
• инсценировка отрывка произведения, целого произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.).
Из этого следует сделать вывод, что развитию коммуникативных УУД на уроках литературного чтения будут способствовать упражнения с использованием диалогической речи.
2. Проанализировав результаты экспериментального исследования мы сделали следующие выводы:
• Дети младшего школьного возраста обладают преимущественно средним уровнем развития параметра «коммуникация как взаимодействие»;
• Превалирующее большинство учащихся младших классов характеризуется низким и высоким уровнями развития параметра «коммуникация как кооперация, сотрудничество»;
• В основном у учащихся преобладает высокий уровень выраженности параметра «коммуникация как условие интериоризации». А также им свойственен низкий уровень коммуникативно-личностного потенциала.
• Итоговые результаты экспериментального исследования по изучению уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников показали, что для большинства детей младшего школьного возраста характерен средний уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий. У них в основном выявлен низкий уровень коммуникативных склонностей, они испытывают трудности в общении, отстаивании своего мнения, при публичных выступлениях, также им сложно принимать самостоятельные решения.
3. Исходя из проанализированной литературы и проведенного эксперимента, выявляющего актуальный уровень развития коммуникативных УУД у младших школьников, нами была составлена программа, направленная на развитие коммуникативных УУД у младших школьников с помощью диалогической речи на уроках литературного чтения.
Данная программа состоит из 10 занятий, в которых учитываются возрастные особенности обучающихся (детский эгоцентризм и неспособность к согласованию усилий), которые включают в себя виды работ, способствующих развитию коммуникативных УУД путем использования диалогической речи (чтение по ролям; ролевые диалоги; разговор двух героев произведения во время работы в парах и др.), также они составлены по принципу организации гармонизирующего диалога.
1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. — М.: Издательство ИКАР. 2009.
2. Андреев, В. И. Обучение в диалоге. Свобода + обучение = радость. / В. И. Вндреев. - СПб.: Свое издательство, 2012. - 96 с., ил.
3. Андреев, В.И. Талгенизм (таланты и гении). Формула успеха: честность и компетентность. Описание обучающейся организации / В. И. Андреев.
- СПб: Древо жизни, 2012 г. - 128 с., ил.
4. Андриевская В.В., Балл Г.А., Кисарчук З.Г., Мусатов С.А. Психологические предпосылки эффективности совместной учебной работы младших школьников // Вопросы психологии, № 2, 1984.
5. Арефьева, О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников/ О.М. Арефьева// Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 2. - С. 74-78.
6. Архипова, В. В. Коллективный способ обучения. / В. В. Архипова, А. С. Соколов. - Л., НПО «ЭКПРОМ», 1990.
7. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя /Под ред. А.Г. Асмолова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
8. Атманов Методики оценки коммуникативных универсальных учебных
действий [Электронный ресурс]. - режим доступа:
http: //pandia.ru/text/79/455/12349. php
9. Бондаренко, Л. В. Изучение учебных и научных текстов в диалоге. Методика Ривина: сборник научно-методических материалов. / Л. В. Бондаренко - Красноярск, 2015. - 184 с.
10. Борисова, Н. В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка / Н.
В. Борисова. - 2015. - режим доступа к статье: http://pedportal.net
11. Брейтерман, М. Д. Диалоги / М. Д. Брейтерман. // Учительская газета. - 1989. 31 января.
12. Вихман, З. Опыт построения учебного материала для массового рабочего образования // Революция и культура. - 1930. - № 15-16.
13. Дафт, Р.Л. Менеджмент. - 6-е изд. - М.: 2006 - 864 с.
14. Дьяченко, В.К. Разновозрастность состава коллектива как важнейшее условие перехода к коллективному способу обучения. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 1987.
15. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991.
16. Ефросинина, Л.А. Урок - важнейшее условие формирования
универсальных учебных действий/ Л.А. Ефросинина// Начальная школа. - 2012. - № 2. - С. 49-57.
17. Жаркова, Е.Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации // Автореф. на соиск. научн. степ. канд. пед. наук. Барнаул, 1998.
18. Желтовская, Л.Я. Особенности развития умения общаться у младших школьников/ Л.Я. Желтовская// Начальная школа. - 2011. - № 5. - С. 50-57.
19.Зайцева, К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности/ К.П. Зайцева// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 4. - С. 78-83.
20.Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества
подготовки специалистов. - 2004.
21. Зимняя, И.А. Компетенция и компетентность в контексте
компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. - 2013. - № 4 (4). - С. 16-31.
22. Карпович, Д.И. Методика Ривина: теоретический, методологический и практический аспекты / Д. И. Карпович - Красноярск, 2003. - 40 с.
23. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.
24. Компетентностью подход в высшем профессиональном образовании: Монография / под ред. А.А. Орлова, В.В. Грачева. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 378 с.
25. Куликова, С.А. Формирование коммуникативных универсальных
действий младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения / С.А. Куликова // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. - 2015. - № 7-10. - С. 66-70.
26. Кухтинская, И.В. Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся/ И.В. Кухтинская// Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 2. - С. 13-15.
27. Леонтьев, А.А. Психология общения. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл, 1997. — 365 с. — (Сер."Психология для студента", вып. 4).
28. Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская
энциклопедия. / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - 1990.
29. Литвинская, И.Г. Использование методики Ривина при изучении стихов // Коллективный способ обучения: научно-методический журнал, 1995 - № 1. - С. 28-32.
30. Ломов, Б.Ф. Психические процессы и общение // Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 1975. - С.106-123.
31. Лукошкова, Т.С. Педагогическая риторика: учебное пособие для
бакалавров направления подготовки: 050100.62 - Педагогическое
образование [Текст] / Т.С. Лукошкова, О.И. Зворыгина. - Изд. 2-е, испр.
и доп. - Ишим: Изд-во Ишимского гос. пед. ин-та им. П.П. Ершова, 2014. - 211 с.
32. Максимова, А.А. Основы Педагогической Коммуникации. Учебно-Методическое Пособие / А. А. Максимова. - М.: Флинта, 2015. - 168 с.
33. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2011. - 320 с.
34. Нейл Фьоре. Психология личной эффективности. Как победить стресс, сохранять концентрацию и получать удовольствие от работы. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 208 с.
35. Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) Б.А.
Федоришин [Электронный ресурс]. - режим доступа:
http: //psylist.net/praktikum/00219.htm
36. Пашук, Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010
37. Педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — М., 2004.- 459 с.
38. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. - Санкт-Петербург: Союз, 1997. - 256 с.
39. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для ст. высш. пед. учеб. заведений. М: Издательский центр "Академия", 2000, 184 стр.].
40. Примерная основная образовательная программа начального общего
образования [Электронный ресурс]. - режим доступа:
https://минобрнауки.рф/документы/922/файл/8262/poop_noo_reestr.pdf
41. Психолого-педагогический словарь [Текст] / [авт.-сост. Е. С.
Рапацевич], 2006
42. Ривин, А. Содиалог как орудие ликбеза // Революция и культура. - 1930. - № 15-16.
43. Русаков, А. Эпоха великих открытий в школе девяностых годов. / А. Русаков - Агентство образовательного сотрудничества, 2000. - 256 с.
44. Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности ребенка : проблемы, диагностика, коррекция : учебно-методическое пособие / А. Г. Самохвалова. - Санкт-Петербург : Речь, 2011
45. Сихимбаева, С.М. Формирование коммуникативной компетентности младших школьников / С.М. Сихимбаева, Ж.У. Асылбаева, Р.Т. Мейрбекова и пр. // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 3-2.
46. Таль, Б. О талгенизме (метод коллективного взаимообучения) // Руководителям занятий. - 1922. - № 5.
47. Теоретические основы формирования коммуникативных умений у младших школьников - режим доступа к статье: http://www.inksystem- az.com
48. Троянская, С.Л. Педагогическая коммуникация: методология, теория и практика. Учебное пособие. / С. Л. Троянская. - Ижевск: УдГУ, 2011 - 148 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - режим доступа: https: //минобрнауки .рф/документы/922
50. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская
энциклопедия / Гл. ред. Ильичев Л.Ф., Федосеев П.Н. и др. - 1983.
51. Формановская, Н.И. Речевое общение: коммуникативно-
прагматический подход. / Н. И. Формановская. - М.: Русский язык, 2002. - 158 с.
52. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2.
53. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: изд-во Пеленг, 1996.
54.Эпштейн, М. Метод Ривина. История развития идеи и практики применения. / М. Эпштейн - режим доступа к статье: http: //altruism.ru/sengine.c gi/5/7/8/4/8
55.Яшин, Б.Л. Культура общения: теория и практика коммуникаций: учебное пособие для учащихся высших учебных заведений / Б.Л. Яшин. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 243 с.