ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 5
1.1. Сущность понятия «логические умения» 5
1.2. Специфика развития логических умений школьников в психолого-педагогической литературе 10
1.3. Педагогические условия развития логических умений учащихся в
процессе обучения математике в 5-6 классах 21
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ 33
2.1. Цели и содержание обучения математике, направленные на развития
логических умений учащихся 33
2.2. Организационные формы, методы и средства обучения математике,
направленные на развития логических умений учащихся 35
2.3. Описание экспериментальной работы и анализ ее результатов 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью повышения качества образования и подготовки школьников к самообразованию, что во многом определяется степенью сформированности у них умений и навыков учебного труда. Большое значение в системе формируемых у учащихся учебно-познавательных умений и навыков принадлежит логическим умениям.
Несмотря на достаточно большое количество трудов по рассматриваемой проблеме, существует ряд нерешенных вопросов, в частности: в психолого-педагогической литературе отсутствует единая трактовка понятия «логические умения и навыки»; не определен однозначно компонентный состав данной группы умений; не полностью учтены возможности учебной деятельности для решения данной проблемы; практически отсутствуют работы педагогического характера, связанные с методикой формирования логических умений и навыков у школьников.
Проведенный анализ позволил нам констатировать наличие противоречий между достаточным уровнем изученности развития логических умений учащихся и отсутствием методики развития логических умений у учащихся 5-6 классов на уроках по математике.
Проблема данного исследования вытекает из выделенных противоречий и состоит в разработке методики обучения математике учащихся 5-6 классов, способствующей развитию их логических умений.
Цель работы: разработать методику обучения математике учащихся 5-6 классов, направленной на развитие их логических умений.
Задачи:
- описать сущность понятия «логические умения»; представить специфику развития логических умений школьников в психолого-педагогической литературе;
- выделить педагогические условия развития логических умений учащихся в процессе обучения математике в 5-6 классах;
- разработать методику развития логических умений и эксперементально аппробировать ее.
Объект - процесс обучения математике учащихся 5-6 классов.
Предмет - развитие логических умений учащихся на уроках математики в 5¬6 классах.
Гипотеза: если в процессе обучения использовать разработанную методику обучения - то это будет способствовать развитию логических умений учащихся.
Практическое значение исследования заключается в том, что разработанный комплекс учебных заданий, направленный на овладение учениками логическими умениями, может быть применен учителями с целью развития логического мышления школьников. Основные положения, результаты и выводы исследования могут использоваться во время организации психолого-педагогических семинаров, проведения заседаний методических совещаний.
Структура и объем: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Общий объем исследования - 74 страницы.
В работе рассмотрена проблема формирования у учащихся данной группы умений как наиболее благоприятного периода для начала овладения ими учебной деятельностью. Проанализированы имеющиеся в психолого-педагогической литературе подходы к определению сущности логических умений, их составу; указано на универсальный и интегративный характер процесса их формирования.
Выявлен, состав логических умений определяется он тем обстоятельством, что данная группа общепознавательных умений основывается на логическом мышлении, исходными операциями которого являются анализ, синтез, сравнение, обобщение и др. Вырабатываются логические умения и навыки постепенно. Их формирование носит интегративный характер
В ходе исследования нами была организована учебно-познавательная деятельность учеников как личностно ориентированного обучения, разработан и внедрен специальный комплекс заданий, направленный на овладение логическими операциями мышления и логическими умениями. Особенно надо отметить такие элементы внедренного обучения: специально разработанные задания, которые опираются нате или другие особенности мышления учеников; индивидуальный подход к каждому отдельному ученику, который возлагает в основу учебного процесса восприятие ученика как личности, учет его индивидуальных особенностей и личностного опыта.
Экспериментальная проверка влияния предложенных педагогических условий на развитие логических умений учеников в процессе изучения математики, доказала свою эффективность.
Анализ затронутых вопросов, на полное и всестороннее раскрытие которых настоящая работа не претендует, дает основание подчеркнуть взаимосвязь между развитием личности и развитием мышления, позитивное влияние личностно ориентированного обучения, которое базируется на учете индивидуальных особенностей и личного опыта, на развитие логических умений учеников. Все это вызывает необходимость продолжать исследование проблемы развития логических умений с учетом отмеченных особенностей.
1. Брейтигам Э.К. Обучение математике в личностно ориентированной модели образования // Педагогика. - 2000. - №10. - С. 45-47.
2. Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. - М.: Педагогика, 1990. - 184с.
3. Богоявленский Д. Н. Приёмы умственной деятельности и их формирование у школьников // Вопросы психологии. 1969. № 2. С.25— 38.
4. Василевич Н.А. Модель формирования у младших школьников логических умений и навыков в процессе обучения // Вестник Барановичского государственного университета. Серия: Педагогические науки, Психологические науки, Филологические науки (литературоведение). 2017. № 5. С. 10-16.
5. Василевич Н.А. Формирование у младших школьников логических умений и навыков в процессе обучения: теоретический аспект // Вестник Барановичского государственного университета. Серия: Педагогические науки, Психологические науки, Филологические науки (литературоведение). 2016. № 4. С. 13-19.
6. Васильев Н.А. Воображаемая логика. Избранные труды. - М.: Наука,1990. - 264с.
7. Виноградова Н. Как реализовать личностно - ориентированное образование в начальной школе? // Начальная школа. - 2001. - №9. - С.10-15
8. Воробьева Л.И. Дидактические условия формирования
интеллектуальных умений студентов педвузов: Дисс... канд. пед. наук. - М., 1990. - 169 с.
9. Газизова А. И. Внеконтекстное обучение какспособ формирования профессионально значимыхлогических умений для правоохранительной деятельности:дис. . канд. пед. наук: 13.00.08. Казань, 2001. - 169 л.
10. Гарш А.Л. Роль и место упражнений в развитии самостоятельности мышления учащихся: Автореф. дисс... канд. пед. наук. - Душанбе, 1973. - 21с.
11. Гетманова А.Д. Логика. Учебник для пед. вузов. - М.: Высшая школа, 1986. - 287с.
12. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / Под ред. С.Шехтера, Н.Воскресенской. При участии А.Иоффе и Ч.Уайта. - М.: ЗАО "Учительская газета", 1997. - 190 с.
13. Журавлев И.Г. Система познавательных задач по учебному предмету // Советская педагогика. - 1981. - №9. - С. 49-55.
14. Звягина О. М. Формирование общеучебных умений распознавания у младших школьников: автореф. ... дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Л., 1991. - 17 с.
15. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приёмовумственной работы учащихся. - М.: Просвещение, 1968. - 288 с.
16. Каплунович И.Я. Гуманизация обучения математике: некоторые подходы. // Педагогика -1999.- №1. - С.44-50.
17. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. - М.: Наука, 1975. - 720с.
18. Круглый стол. Теория и практика личностно ориентированного образования//Педагогика -1996.- №5. - С.72-80.
19. Курбело В.Ф. Соотношение логических приемов мышления в обучении: Автореф. дисс. канд. психол. наук. - М., 1990. - 19 с.
20. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 584с.
21. Лошкарева Н.А. Формирование общих учебных умений и навыков у учащихся средней школы: Автореф. дисс. докт. пед. наук. - М., 1982. - 22 с.
22. МенчинскаяН. А. Проблемы учения и умственного развития школьника. - М.: Педагогика, 1989. - 224 с.
23. Паламарчук В. Ф. Школа учит мыслить. - М.: Просвещение, 1987. - 208 с.
24. Петров Ю.А. Азбука логического мышления. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 103с.
25. Подгорецкая Н.А. Изучение приемов логического мышления у взрослых. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 149с.
26. Познавательние задачи в обучении гуманитарным наукам / Под ред. И.Я.Лернера. - М.: Педагогика, 1972. - 239с.
27. Поспелов Н.Н., Поспелов И.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. - М.: Педагогика, 1989. - 152 с.
28. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1958. - 147с.
29. Свинина Н.Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностного ориентированного образования// Педагогика. - 2001. -№7. - С.27-31.
30. Татьяченко Д. Развитие общеучебных умений школьников // Народное образование. 2003. № 8. С. 115—126.
31. Усова А. В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений.
- М.: Знание, 1987. - 80 с.
32. Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения
математике в школе. - М.: Просвещение, 1983. - 234 с.
33. Холодная М.А., Гельфман Э.Г. Интеллектуальное воспитание личности // Педагогика-1998.-№1. - С.32-35.
34. Шардаков М. Мышление школьника. - М.: Учпедгиз, 1963. - 254с.
35.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 1974. - 252 с.
36.Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся // Вопросы психологии. - 1999. - №3. - С.39-47.