Введение 7
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ
МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ 8
1.1. Требования основной профессиональной образовательной программы
по профилю Металлургия, профилизации технологии и менеджмент в металлургических производствах 8
1.2. Сущность методической деятельности преподавателя по подготовке к
занятиям по дисциплине 10
1.3. Особенности разработки методических указаний и методики
проведения лабораторных работ 23
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ» 30
2.1. Анализ компетентностной модели бакалавра профессионального
обучения по профилизации «Технологии и менеджмент в металлургических производствах» 30
2.2. Конструирование заданий и методических указаний для лабораторной работы по теме «Градуировка термопар и измерение температуры» 32
2.3. Особенности разработки и методики проведения учебных презентаций 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Приложение А 44
Приложение Б 52
Приложение В 62
Актуальность работы. Методические указания по организации практической работы студентов (лабораторные работы, практические занятия и др.) при изучении общенаучных дисциплин должны помогать им осваивать и совершенствовать практическую деятельность. Поэтому учебные материалы для таких занятий должны содержать подробное описание рациональных приемов выполнения работы, точную инструкцию по выполнению лабораторных опытов и экспериментов, примеры и указания, а также рекомендации по эффективному использованию нормативных и технологических документов соответствующей производственной сферы.
Актуальностью дипломной работы является то, что в настоящее время увеличился объем самостоятельной работы студентов по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» на фоне сокращения аудиторных часов, а содержание дисциплины сохраняется в том же объеме. Ввиду перехода на ФГОС ВО нового поколения, меняется и концептуальный подход к планируемым результатам обучения. Для формирования у студентов знаний и профессиональных компетенций (запланированных в ФГОС ВПО на бакалавра профессионального обучения), дисциплину «Метрология, стандартизация и сертификация» необходимо дополнить учебно-методическими материалами для студентов по практическому освоению работ по проведению измерений и контролю качества продукции металлургической и литейной отрасли. Правильное выполнение заданий в лабораторных работах (а значит четкие и корректные методические указания) способствует освоению специальных дисциплин и модулей образовательной программы.
Разрабатываемые методические материалы (методические указания для лабораторной работы по измерению температуры металла с помощью термопар, а также демонстрационные учебные презентации для лекций) по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» будут способствовать:
• пониманию студентами видов температурных измерений, применяемых в литейном производстве, знакомству с новыми приборами для измерений температуры расплавленного металла и пониманию хода технологических процессов;
• расширению представлений о стандартизации, испытаниях и контроле качества продукции металлургии и литейного производства,
• самостоятельной организации собственной деятельности, связанной с проведением лабораторных опытов, с работой аппаратуры и приборов для контроля температуры металла в литейном производстве;
• формированию у студентов исследовательских умений (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).
Таким образом, создание для учебной дисциплины комплекта учебнометодических материалов, заданий и указаний для лабораторных работ, практических примеров обеспечит обязательные этапы усвоения студентами знаний и отдельных видов профессиональной деятельности (в рамках запланированных компетенций).
Объектом исследования является процесс обучения студентов по направлению 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям), профиля Металлургия, профилизации - Технологии и менеджмент в металлургических производствах по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация».
Предметом исследования является создание методических материалов для занятий по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» при обучении бакалавров.
Тема дипломной работы: «Разработка методического обеспечения по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» для подготовки бакалавров»
Задачи исследования:
1. Проанализировать государственный образовательный стандарт (ФГОС ВО) на подготовку бакалавра профессионального обучения (профиль: металлургия), который предусматривает формирование у студентов компетенций по измерениям в литейном и металлургическом производстве, стандартизации, контролю качества продукции.
2. Провести анализ сведений о дидактической сущности методической работы преподавателя по организации и проведению занятий по дисциплине.
3. Изучить программу дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» с целью определения сущности практической составляющей курса.
4. На основе изучения технологических документов разработать задания и учебно-методические указания для студентов по выполнению лабораторной работы по теме «Градуировка термопар и измерение температуры».
5. Разработать методические материалы в виде наглядных учебных презентаций для проведения лекций по дисциплине.
Методика выполнения дипломной работы. Для решения поставленных задач составления методических материалов для дисциплины использовались (анализ требований к компетенциям бакалавра, анализ требований к методической работе преподавателя, поиск и конструирование заданий, проектирование методических указаний для лабораторной работы, конструирование демонстрационных материалов для лекций в виде учебных презентаций).
Практическая значимость. Разработанные и предложенные методические указания к лабораторной работе (с примерами) по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» на тему «Градуировка термопар и измерение температуры» рекомендуются к внедрению в процесс обучения бакалавров профессионального обучения (профиль: металлургия) согласно ФГОС ВО.
Структура выпускной квалификационной работы. Структура работы включает введение, основную часть, состоящую из двух разделов, заключение, список использованных источников (28 наименований), всего 67 страниц.
В данной дипломной работе мы выполнили следующие задачи:
1. Проанализировали государственный образовательный стандарт на подготовку бакалавра профессионального обучения (профиль: металлургия), который предусматривает формирование у студентов компетенций по измерениям в литейном и металлургическом производстве, стандартизации, контролю качества продукции.
2. Провели анализ сведений о дидактической сущности методической работы преподавателя по организации и проведению занятий по дисциплине.
3. Изучили программу дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» и определили сущности практической составляющей курса.
4. На основе изучения технологических документов разработали задания и учебно-методические указания для студентов по выполнению лабораторной работы по теме «Градуировка термопар и измерение температуры».
5. Разработали методические материалы в виде наглядных учебных презентаций для проведения лекций по дисциплине.
Все задачи, поставленные нами в начале работы, выполнены в полной мере. Все это позволяет студентам правильно и самостоятельно выполнить лабораторную работу и усвоить проведенные лекции с помощью наглядных учебных презентаций.
1. Аболина, Н.С. Активные групповые методы в профессиональном образовании // В кн.: Развитие личности будущего специалиста в учреждениях начального и среднего профессионального образования: сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т; под науч. и общ. ред. А.А. Печеркиной. - Екатеринбург - Нижний Тагил: Урал. гос. пед. ун-т, 2012. - С. 20-25.
2. Буржинская, Т.Г. Методическая система будущего учителя как профессионально-педагогический феномен / Т.Г. Буржинская // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 6. - С. 108-110.
3. Войтоловская Э. Л. и Румянцева Э. М. Практические занятия по русской литературе XIX века.Пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Русский язык и литература».М., «Просвещение», 1975 г.
4. Гетманова Е.Е. Интерактивное изучение физике//Дистанционное и виртуальное обучение. 2009. №7. С. 66 - 76.
5. Гостев, А.Г. Теоретические основы управления развитием муниципального лицея: Личностно-ориентированный аспект / А.Г. Гостев. - Челябинск: ЧелГУ, 1996. - 213 с.
6. Громова М.Т. Заочное обучение в средних специальных учебных заведениях Москва: «Высшая школа», 1990.-172с.
7. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука / В.И. Загвязинский // Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. - Тюмень, 1990 - С. 8
8. Ильенко, Л.И. Теория и практика управления методической работой в образовательных учреждениях / Л.И. Ильенко.. - М.: АРКТИ, 2003- 90с.
9. Инновационные методы в образовании/В.В. Величко, Д.В. Карпиевич, Е.Ф. Карпиевич, А.Г. Кирилюк. M.: ВЛАДОС, 1999. 216 с.
10. Кузьмина, Н.В. Понятие "педагогическая система" и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. - Л., 1980. - С. 16-
11. Кыверялг, А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике / А.А. Кыверялг. - Талин, Валгус, 2008- 167 с.
12. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Знание, 2006- 144 с.
13. Никандров, Н.Д. Творчество как условие профессиональной подготовки будущего учителя / Н.Д. Никандров // Советская педагогика. - 1982. - № 4 - С. 90-92.
14. Педагогические технологии дистанционного обучения/Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров, и др. M.: Academia, 2006. 400 с.
15. Разработка методических указаний и методики проведения практиче
ских и лабораторных работ // Оренбургский государственный универсистет. [электронный ресурс]. Режим доступа:
http://kfоsu.edu.ru/оld/inf/pоlоgenie/28.pdf. (дата обращения: 5.06.2016)....28