Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: детский сад № 8 «Ягодки».
Выборка: 28 детей 5 лет.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. ФОРМЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКИХ САДАХ...7
1.1 Физкульминутки и их значение…7
1.2 Утренняя гимнастика в детском саду…9
1.3 Закаливающие процедуры и физические упражнения после сна…….13
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И МЕТОДЫ..19
2.1 Организация исследования на примере детского сада № 8 «Ягодки»…19
2.2 Методические рекомендации…20
2.3 Методы и результаты исследования…25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……31
Основными средствами физического воспитания маленьких детей является правильное питание, широкое использование естественных факторов природы, хороший гигиенический уход, четко организованный режим дня, методически правильное проведение режимных процессов (кормления, сна, туалета), создание благоприятных условия для разнообразной деятельности и прежде всего для движений ребенка.
С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Вначале эти движения беспорядочны. Однако постепенно они начинают приобретать более координированный характер. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего организма.
Серьезным недостатком системы дошкольного воспитания является малоподвижность детей. Они много занимаются сидя, мало двигаются и редко играют на свежем воздухе. Это плохо сказывается не только на физическом, но и на умственном развитии, снижает тонус их нервной системы, угнетает психическую активность. У физически ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, эмоциональный тонус и настроение снижены. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.
Физическое воспитание есть основа основ дошкольного воспитания. Физические упражнения создают хорошее самочувствие, заряжают ребенка бодростью и энергией.
Сегодня каждый педагог постоянно находится в поисках наиболее эффективного оздоровительного режима, который должен создавать возможности для реализации в повседневной жизни ребенка следующие триады: достаточной двигательной активности с преобладанием циклических упражнений, достаточной умственной нагрузки и эмоциональных впечатлений.
Среди методов физического воспитания, имеющих хорошее оздоровительное значение в дошкольных учреждениях, в настоящее время все большее распространение получает проведение «Дня здоровья». Проведение «Дня здоровья» в режиме дня является одной из новых форм физкультурно-оздоровительной работы многих детских садов, так как активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов.
Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений.
Необходимая двигательная активность способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.
Именно поэтому тема, выбранная автором данной работы весьма актуальна.
Актуальность данной темы определяется еще и тем, что за предшествующие 10 лет и особенно за последнее время было много публикаций на данную тему в различных изданиях. При выполнении работы были использованы исследования Степаненковой Э.Я., Кожуховой Н.Н., Аракелян О.Г., Кармановой Л.В., Гуссмова А.Х., Ермак А.А., Фонаревой М.И., Лесковой Г.П., Ноткиной Н.А., Лайзане С.П., Кенеман А.В., Хухлаевой Д.В. и многие другие, не упомянутые здесь, но указанные в списке использованной литературы.
Из вышеизложенного можно говорить о цели исследования: определить эффективность развития физических способностей детей 5 лет посредством введения новых форм работы.
Из поставленных целей вытекают следующие задачи:
1) Рассмотреть литературные источники по данной проблеме;
2) Изучить эффективность физкультурно-оздоровительных мероприятий, применяемых в форме проведения «Дней здоровья»;
3) разработать методические рекомендации для проведения физкультурно-оздоровительных занятий с детьми в форме дифференцированного подхода;
4) проанализировать результаты исследования.
Отсюда следует, что объектом данного исследования является процесс развития физических способностей детей 5 лет, а предметом исследования является методика проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей старшей группы на основе проведения «Дней здоровья».
После проведения исследования физических способностей контрольной и экспериментальной групп было выявлено, что результаты экспериментальной группы (той группы, с которой проводились «Дни здоровья» еженедельно в течение 3 месяцев) превышают результаты контрольной. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми и новая форма организации процесса физического воспитания за счет интеграции двигательной и познавательной деятельности - «Дни здоровья» принесли желаемого результата. Физические способности у детей экспериментальной группы улучшились.
Также при проведении еженедельных «Дней здоровья» нам удалось решить следующие задачи:
1) приобщение педагогов и родителей к двигательной активности;
2) обеспечение двигательного и психического благополучия детей;
3) воспитание потребностей детей в здоровом образе жизни;
4) эффективное развитие двигательных способностей;
5) способствовать через двигательно-игровую деятельность эмоциональному развитию ребенка;
6) формировать двигательную культуру детей посредством ритмической гимнастики.
В данной работе показано, что проведение физкультурно-оздоровительной работы и введение в данную работу «Дней здоровья» способствуют лучшему и быстрому физическому развитию. Развиваются такие физические способности, как: скоростные способности, сила, координационные способности, гибкость. Также способствует закаливанию организма, снижению простудных заболеваний, повышению иммунитета среди воспитанников дошкольных учреждений.
1. Богатырев, B. C. Физическое здоровье школьников / В.С. Богатырев-Вятский медицинский вестник. 2002. №3. С.26-29
2. Быков, Е. В. Интеграция образовательных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе / Е.В. Быков - Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2009. №4 (137). С.64-68
3. Гайтеров А.Н. Алфавитные физминутки /А.Н Гайтеров// Единое окно доступа к образовательной модели— URL: https://www.twirpx.com/file/484807 (Дата обращения: 11.02.2018)
4. Горелик В. В. Оценка физического развития и здоровья школьников общеобразовательной школы / В.В. Горелик - Вестник ОГУ. 2010. №6 (112). С.69-73
5. Капранов С. В., Петров К. В. Влияние занятий физкультурой и спортом на состояние здоровья школьников промышленного города / С.В. Капранов, К.В. Петров - ППМБПФВС. 2013. №8. С.36-40
6. Копейкина Н. А. Проблемы сохранения здоровья школьников / Н.А. Копейкина - Проблемы развития территории. 2012. №4. С.44-52
7. Кудрявцева Е., Симановская Е. Способствовать движению — познавая мир (подвижные игры для билингвов) / Е. Кудрявцева, Е. Симановская - Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. №6. С.71-77
8. Латыпов И. К. Здоровье детей и проблемы физического воспитания школьников / И.К. Лапытова - ППМБПФВС. 2009. №10. С.102-105
9. Лисина Г. А. Создание здоровьесберегающей и развивающей среды на уроках в начальной школе как средство воспитания интеллектуальной и творческой личности / Г.А. Лисина - Эксперимент и инновации в школе. 2010. №5. С.72-77
10. Малафеева С. Н., Вершинина Н. А. Формирование мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников / С.Н Малафеева, Н.А. Вершинина - Специальное образование. 2014. №2. С.30-39
11. Овчинникова Т. С. Музыка для здоровья / Т.С. Овчинникова - Cпб.: Союз художников, 2004. - 41 с.
12. Овчинникова Т. С. Подвижные игры / Т.С. Овчинникова - СПб.: КАРО, 2022. 144 с.
13. Овчинникова Т. С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду / Т.С. Овчинникова // Единое окно доступа к образовательным ресурсам - URL: https://www.twirpx.com/file/821805 (Дата обращения: 11.02.2018)
14. Панкратович Т. М., Купцова В. Г. Создание физкультурно-игровой среды в образовательном пространстве дошкольного учреждения как условие эффективного воспитания координационных способностей детей 5–6 лет / Т.М. Панкрактивич, В.Г. Купцова - Концепт. 2013. №10 (26). С.106-110
15. Савина Л. Н. К вопросу о состоянии здоровья современных российских школьников / Л.Н. Савина - Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2009. №18.
16. Самарцева И. Ю., Курбачева Т. Л. Здоровьесбережение как одно из приоритетных направлений модернизации системы образования /И.Ю Самарцева, Т.Л. Курбачева - Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. №4. С.39-43
17. Строкань В. В. Актуальность проблемы сохранения здоровья школьников / В.В. Строкань - ППМБПФВС. 2007. №11. С.266-269
18. Симоненко С. М. Физическое воспитание и здоровье школьника / С.М Симоненко - Ученые записки университета Лесгафта. 2009. №10. С.86-89
19. Фриц Н.В. Детский альбом физкультминуток Учимся отдыхая / Н.В Фриц - Санкт-Петербург 2011. С.3
20. Ячменникова Т. С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе / Т.С Ячменникова - Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. №5. С.66-71