Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 7
1.1. Связная речь в онтогенезе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием
речи III уровня 12
1.3. Обзор методик по изучению сформированности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 18
Выводы по главе I 22
Глава II. Описание проекта «Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с
использованием серии компьютерных игр» 23
2.1. Предпроектное исследование 23
2.2. Описание продукта проекта 51
2.3. Апробация и оценка продукта 59
Выводы по главе II 66
Заключение 68
Список использованных источников 70
Приложения 77
Актуальность исследования. Самым частым речевым нарушением в дошкольном возрасте является именно общее недоразвитие речи. Имеют данное нарушение дети, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка, но имеющие полноценный слух и интеллект. Среди дошкольников с речевой патологией дети с общим недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу - около 40% [27, с. 27]. На сегодняшний день все большее количество детей имеют нарушения в развитии связной монологической речи.
Значительные трудности в овладении навыками связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием различных компонентов языковой системы, а также наличием вторичных отклонений в развитии психических процессов (внимания, памяти, восприятия и пр.) [9, с. 56-58].
Стоит отметить, что нарушения связной монологической речи, в дошкольном возрасте, особенно сильно влияют на дальнейшее обучение в школе, поскольку недоразвитие связной монологической речи может свидетельствовать о небогатом словарном запасе, недоразвитии грамматического строя, и, как следствие, сложности в полной, связной, последовательной и логичной передаче информации как в устной речи, так и в письменной. Именно поэтому тема исследования и развития связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи остается актуальной на сегодняшний день.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 - ФЗ статье 64 о дошкольном образовании образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей на основе индивидуального подхода к детям. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту
4 дошкольного образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать такую структурную единицу, как речевое развитие. Данная структурная единица включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; и другое. Оценка индивидуального развития ребенка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. Согласно нормам СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций” (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26) продолжительность непрерывной
непосредственно образовательной деятельности для детей от 5 до 6 лет составляет не более 25 минут. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня.
Ряд авторов (Л.С. Волкова [4], В.К. Воробьева [6], В.П. Глухов [12], Н.С. Жукова [19], Р.Е. Левина [32], Е.М. Мастюкова [19], Н.А. Никашина [30], О.М. Вершинина [3], Т.Б. Филичева [55], Г.В. Чиркина [54]) считают, что дошкольники с общим недоразвитием речи значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной монологической речи, у них могут отмечаться трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. Характеризуя детей с общим недоразвитием речи, можно выделить ряд особенностей, отличающих их от нормально развивающихся сверстников - ограниченный лексический запас, нарушенное понимание и употребление грамматических категорий слов и предложных конструкций, недостаточность звукопроизношения, трудности в воспроизведении сложных по слоговой структуре и звуконаполняемости слов.
Цель проектного исследования. Определить уровень сформированности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и разработать серию компьютерных игр, направленную на её развитие.
Объект проектного исследования. Связная монологическая речь детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет проектного исследования. Серия компьютерных игр по развитию связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза проектного исследования. Мы предполагаем, что связная монологическая речь детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня будет характеризоваться: нарушением связности и последовательности изложения текста, смысловыми пропусками, фрагментарностью; лексико-грамматическая сторона речи будет характеризоваться бедным словарным запасом, неточным употреблением многих лексических значений, недостаточным развитием активного словаря, в котором будут преобладать существительные и глаголы, затруднениями в понимании сложных логико-грамматических конструкций. Выявленные особенности позволят разработать серию компьютерных игр для их коррекции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
В соответствии с поставленной целью и выделенной гипотезой нам предстояло решить следующие задачи проектного исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и логопедическую литературу по данной проблеме;
2. Изучить уровень сформированности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
3. Оформить результаты предпроектного исследования.
4. Определить содержание коррекционной работы.
5. Проверить эффективность коррекционной работы.
Методы проектного исследования: теоретические и эмпирические.
К теоретическим методам относится анализ литературы по проблеме исследования.
К эмпирическим методам относят беседу, наблюдение и проведение диагностики.
Теоретическая значимость заключается в анализе литературы по проблеме исследования. Также важным является обобщение и систематизация материалов по исследованию сформированности связной речи у различных авторов. Само исследование позволяет изучить состояние связной монологической речи детей, а полученные сведения о состоянии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня могут быть использованы для построения дальнейшей коррекционной работы.
Практическая значимость заключалась в разработке общей структуры обследования по разделам, в разработке инструкций к заданиям и оценочных критериев, подборе стимульного материала - подбирались изображения на каждый блок заданий. Результаты исследования могут быть использованы другими специалистами (дефектолог, психолог) в своей работе при обследовании детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и в определении уровня развития ребёнка. Продуктом проекта является разработанная серия компьютерных игр, которые могут быть использованы в практической деятельности логопедов в коррекционно- развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, 2-е главы, заключение и список использованных источников, насчитывающий 63 наименования, 7 приложений. Работа содержит 6 таблиц, 18 рисунков. Объем работы: 97 страниц.
Связная речь, по мнению А.В. Текучева, организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, систему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой.
Связная монологическая речь у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня имеет следующие особенности: бедный словарный запас, аграмматизмы, нарушения связности и последовательности высказываний, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность и низкий уровень используемой фразовой речи.
При проведении проектного исследования нами были взяты методики В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, О.Б. Иншаковой, Р.И. Лалаевой, Т.Б. Филичевой.
Коррекционно-логопедическая работа длилась три месяца с 1 февраля 2021 г. по 16 апреля 2021 г. Реализация данной работы включала в себя 2 этапа - подготовительный и основной. В ходе проведения подготовительного этапа были проведены обследования группы детей старшего дошкольного возраста, изучена психолого-педагогическая и методическая литература по данной теме и подобран практический материал; создана серия компьютерных игр для развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста у детей с общим недоразвитием речи III уровня, а также проведено обучение родителей по использованию компьютерных игр для взаимодействия с детьми в домашних условиях. В ходе проведения основного этапа были проведены занятия с использованием серии компьютерных игр по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
После проведения коррекционной работы с использованием серии компьютерных игр для отслеживания динамики было проведено повторное диагностическое исследование связной монологической речи детей. Раздел 1 был направлен на исследование умения воспринимать и пересказывать текст на нём наблюдалось 11 детей на уровне ниже среднего (73 %) и 4 ребенка на среднем уровне (27 %). Раздел 2 был направлен на исследование умения составлять рассказ по восприятию наглядного материала там наблюдалось 10 детей на уровне ниже среднего (67 %) и 5 детей на среднем уровне (33 %). Раздел 3 был направлен на исследование умения составлять рассказ по представлению там было выявлено 14 детей на уровне ниже среднего (93 %) и 1 ребенок на низкий уровень (7 %).
Результаты исследования после апробации продукта проекта показали, что у 67 % (10 детей) связная монологическая речь находилась на уровне ниже среднего, а у 33 % (5 детей) был средний уровень успешности выполнения заданий. Можно сделать вывод, что у участников эксперимента наблюдалась положительная динамика. Так детей с уровнем ниже среднего стало больше на 47 %, появились дети со средним уровнем - 33 %, и вообще не наблюдалось детей с низким уровнем развития.
1. Аблитарова А.Р. Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития детей дошкольного возраста / А.Р. Аблитарова, Э. Ваниева // Журнал: Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - № 2. - С. 8 - 10.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004 - №1. - С. 34 - 40.
4. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской // М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
5. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец // М.: В. Секачев, 2007. - 224 с. - С. 43 - 106.
6. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В. К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с.
7. Ворошнина Л.В. Хрестоматия к курсу Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.В. Ворошнина. - Пермь, 2001. - 563 с.
8. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
9. Выготский Л.С. Проблема возраста. Собрание сочинений: в 6 -ти т. Т.4. / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. С. 244 - 268.
10. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию// Дефектология - № 2 - 1994. - С. 56 - 73.
11. Глухов В.П., Смирнова М.Н. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия. 2005. № 3 - С. 13 - 24.
12. Глухов В.П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с системным речевым недоразвитием. - Москва: Московский педагогический государственный университет, 2017. - 232 с.
13. Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников общим речевым недоразвитием / Под ред. Е.П. Трухановой. - М.: Аркти, 2006. - 182 с.
14. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
15. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998 г. - 328 с.
16. Дудьев В.П. Психомоторика: словарь-справочник. - Москва: Владос, 2008. - 366 с.
17. Дыбина О.В Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 64 с.
18. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим
недоразвитием речи) / Кн. для логопеда. - 2-е изд., перераб. - М.:
Просвещение, 1985. - 112 с.
19. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1990. - 238 с.
20. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.- метод.пособие. - М.: Соц.-полит, журн., 1994. - 96 с.
21. Заикина Е.Д. Особенности мышления детей с нарушениями речи / Е. Д. Заикина, В. А. Дегальцева // В сборнике: Современные тенденции развития системы образования. Сборник статей. Чебоксары, 2019. С. 332 - 334.
22. Иванова Н.Н. Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи методом поэтапного формирования умственных действий. Ярославский педагогический вестник - № 4 - Том II (Психолого-педагогические науки). - 2013. - С. 106 - 110.
23. Иванова Т.А. Психолого-педагогические аспекты развития связной речи у детей дошкольного возраста / Т.А. Иванова // Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях стандартизации образования. Сборник научных статей и материалов IV Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Редколлегия: С.А. Герасимов [и др.] - 2017 - С. 131 - 135.
24. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 1998. - 280 с.
25. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - М.: Академия, 2006. - 320 с.
26. Кокаева Х.В. Коммуникативные функции монолога. Изд.: Московский психолого-социальный университет (Москва); Мир образования - образование в мире № 3. - 2016. - С. 267 - 273.
27. Коноваленко В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. Методическое пособие / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 48 с.
28. Коноваленко В.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: «Гном-Пресс», 2000. - 15 с.
29. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М.: Секачев В.Ю. ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. - 128 с.
30. Лаврентьева Е.А., Маркина А.И. Развитие связной речи и познавательных процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством интеллект-карт / Сборник: Теоретические и практические аспекты развития современной науки. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. - 2019. - С. 119 - 124.
31. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. - М., 2004. - 102 с.
32. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. - М., 1958. - 31 с.
33. Левина Р.Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина. - М.: Просвещение, 2009. - 159 с.
34. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Издат. Центр «Академия», 2009. - С. 358 - 369.
35. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ.
дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2003. - Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее
недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. - 480 с.
36. Логопедия. Теория и практика / Под ред. д.п.н. профессора Т.Б. Филичевой. - Москва: Эксмо, 2017. - 608 с.
37. Марьясова О.В. Развитие описательно-повествовательной речи в подготовительной к школе группе. - Москва, 1987.
38. Позднякова Ж.В. Беседа как метод формирования диалогической речи у дошкольников. Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2014. - № 3. - С. 3 - 5.
39. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
40. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд, испр. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
42. Рудакова Н.П. Клинические и симптоматические проявления ОНР в речи детей дошкольного возраста / Н.П. Рудакова, И.А. Макарова, К.Е. Глазунова // Образование и педагогические науки в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации. Монография. Пенза, 2017. - С. 66 - 77.
43. Рудакова Н.П. Общее недоразвитие речи у дошкольников: учеб. пособие для студентов вузов. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013. - 212 с.
44. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).
45. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т.
I. : Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 416 с.
46. Смольникова Н.Г. Формирование структуры связного высказывания у старших дошкольников: Диссертация канд. пед. наук. - М., 1986. - 156 с.
47. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. - М.,
Просвещение, 1980. - 414 с.
48. Ткаченко Т.А. Комплексное обследование дошкольника 3-6 лет: рабочая тетрадь (+ приложение: речевая карта дошкольника). - М.: Ювента, 2005. - 48 с.
49. Тютюева И.А. Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 2. - С. 91 - 95.
50. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
51. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Издательство
Института Психотерапии, 2001. - 256 с.
52. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).
53. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
54. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.
55. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. - М.: Альфа, 1993. - 103 с.
56. Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М., 1999. - С. 87 - 98, С. 137 - 250.
57. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. - М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с.
58. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991. - 44 с.
59. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие. - 5-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 224 с. - (Библиотека логопеда-практика).
60. Чувилина О.Н. Особенности пересказа текстов старших дошкольников с ОНР - Научно-практические исследования. Издательство: Индивидуальный предприниматель Соловьёв Вадим Анатольевич (Омск), 2017. № 9. С. 158 - 160.
61. Чулкова А.В. Формирование диалога у дошкольников: учебное пособие. - Издательство: Феникс+, 2008. - 221 с.
62. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Избр. псих. труды. - М., 1989. - 560 с.
63. Яшина В.И., Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. Учреждений высш. образования / Под общ. ред. В.И. Яшиной. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2014. - 448 с.