ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ- ГОНЩИКОВ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД 6
1.1. Основные методики подготовки лыжников-гонщиков 6
1.2. Этапы и методы подготовки лыжников-гонщиков 14
1.3. Средства специальной подготовки лыжников-гонщиков 19
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ зз
2.1. Задании методы исследования 33
2.3. Организация исследования 37
2.3. Результаты исследования и их обсуждение 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
Актуальность. Темы настоящего исследования состоит в том, что физическая подготовка в летний (подготовительный) период особенно важна для лыжников-гонщиков, потому как она направлена на развитие основных двигательных качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости), необходимых в спортивной деятельности, в частности в соревновательный период. В то же время физическая подготовка неразрывно связана с укреплением органов и систем, с повышением общего уровня функциональной подготовки и укреплением здоровья лыжников. Физическая подготовка лыжника подразделяется на общую и специальную.
Общая физическая подготовка (ОФП) независимо от вида лыжного спорта имеет основные задачи - достижение высокой общей работоспособности, всестороннее развитие и улучшение здоровья лыжников. В процессе ОФП развиваются и совершенствуются основные физические качества. Для достижения высокого уровня развития физических качеств и решения других задач ОФП применяется широкий круг самых разнообразных физических упражнений. С этой целью используются упражнения из различных видов спорта, а также общеразвивающие упражнения из основного вида - лыжного спорта. ОФП для юных лыжников проводится примерно одинаково независимо от предполагаемой будущей специализации. В летнее время с целью разностороннего развития в подготовку юных лыжников широко включаются упражнения из других видов спорта, в основном в виде длительного передвижения - прогулки на велосипеде, гребля, плавание, равномерный бег, различные спортивные и подвижные игры. Дозировка зависит от возраста, этапа подготовки в годичном цикле и многолетней подготовки и т.д. Кроме этого, широко применяются разнообразные упражнения на основные группы мышц с предметами и без отягощений для развития силы, прыгучести, гибкости, равновесия и способности к расслаблению. Общая физическая подготовка служит базой для дальнейшего совершенствования физических качеств и функциональных возможностей.
Специальная физическая подготовка (СФП) направлена на развитие специфических двигательных качеств и навыков, повышение функциональных возможностей организма, укрепление органов и систем применительно к требованиям избранного вида лыжного спорта. Основными средствами СФП являются, передвижение на лыжах и специально подготовленные упражнения.
Специально подготовленные упражнения способствуют повышению уровня развития специфических качеств лыжника и совершенствованию элементов техники избранного вида лыжного спорта. К ним относятся разнообразные имитационные упражнения и упражнения на тренажерах (передвижение на лыжероллерах). При выполнении этих упражнений (в бесснежное время года) укрепляются группы мышц, непосредственно участвующие в передвижении на лыжах, а также совершенствуются элементы техники лыжного ходов. Ввиду того что эти упражнения сходны с передвижением на лыжах и по двигательным характеристикам, и по характеру усилий, здесь наблюдается положительный перенос физических качеств и двигательных навыков.
цели Вышесказанное определяет настоящего исследования, а именно:
• изучение особенностей физической подготовки юных лыжников- гонщиков в летний период;
• повышение эффективности индивидуализированной системы подготовки лыжников 12-13, их тренированности на основе двигательной предрасположенности на этапе начальной спортивной специализации.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Педагогическое наблюдение;
3. Педагогическое тестирование;
4. Педагогический эксперимент;
5. Методы математической статистики.
Объект: исследования является непосредственно методика подготовки юных лыжников-гонщиков в летний (подготовительный) период.
Предмет: исследования выступают соответственно средства и методы специальной подготовки лыжников-гонщиков.
Цель исследования - эффективность тренировочного процесса юных лыжников можно повысить путем планирования, нормирования и сочетания нагрузок в подготовительном (летнем периоде), основываясь по принципу индивидуализации в системе подготовки юных спортсменов специализирующихся в дисциплине «Лыжные гонки».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по выбранной теме;
2. Описать методику специальной подготовки лыжников-гонщиков;
3. Провести педагогическое тестирование юных спортсменов;
4. Разработать экспериментальную программу годичной системы подготовки юных лыжников-гонщиков;
5. Проанализировать полученные данные;
1. Обзор научно-методических литературных источников по исследуемой теме позволил выявить возможные варианты и направления построения тренировочного процесса юных лыжников 12-13 лет.
Выявлено 3 основных направления в системе подготовки, и осуществлено распределение детей по экспериментальным группам:
• со скоростно-силовой направленностью (36,6 %),
• с превалированием развития качества выносливости (34,1 %),
• с относительно равномерным распределением разнонаправленных нагрузок в системе подготовки (29,3 %).
2. Результаты основного констатирующего педагогического эксперимента достоверно возросли в контрольной группе во всех упражнениях по всем показателям двигательной активности. Тренировочная программа предусматривает на основе общей (базовой) физической подготовки развитие специальной физической подготовленности юных спортсменов. Приоритет в подготовке делался на ведущее физическое качество.
3. Экспериментальное планирование годичной системы подготовки юных лыжников-гонщиков 12-13 лет и реализация экспериментальной тренировочной программы дали возможность коррекции показателей индивидуальногруппового нормирования нагрузки в годичном цикле подготовки спортсменов данной возрастной группы.
Так, в подготовительном периоде, при общем годовом объеме циклической подготовки 1550-1650 км, доля нагрузки IV зоны интенсивности составляет 2,5-4 %, III зоны интенсивности 5,5-10,5 %, II и I зон интенсивности 86-91 %. В соревновательном периоде общий объем предлагаемой циклической нагрузки составляет 650-750 км, процентное соотношение зон интенсивности выглядит следующим образом: IV зона - 4-5,5 %, III зона 12-16 %, II и I зоны интенсивности 79-84 %.