ВВЕДЕНИЕ 4
1 Психолого-педагогические основы развития творческих способностей обучающихся на внеклассных занятиях 9
1.1 Психолого-педагогическое обоснование творческих способностей 9
1.2 Особенности развития творческих способностей в процессе
организации кружковых занятий по бересте 12
Выводы по 1 главе 18
2. Методика проведения занятий кружка по художественной обработке
бересты 20
2.1 Методические основы организации работы кружка по декоративно -
прикладному творчеству 20
2.2 Методические рекомендации по организации проектной деятельности
работы с берестой 34
2.3 Экспериментальное исследование творческих способностей
учащихся 38
Выводы по 2 главе 45
3. Разработка наглядного пособия образца проекта 46
3.1 Эскизный проект изделия из бересты 46
3.2 Технология изготовления берестяной композиции 50
3.3 Расчёт себестоимости проекта 52
Выводы по 3 главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Тематический план занятий по художественной обработке бересты 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Общий вид готового изделия 65
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Указатель оценки теста. 66
Время, в которое мы живем, выдвинуло перед школой задачу воспитания
свободной, творческой, образованной, культурной и активной личности.
Таким образом мы живем в мире результатов человеческого творчества:
открытий, изобретений, художественных произведений и литературных текстов, технических средств и информационных систем и много другого.
Способность к творчеству, преобразованию природы, созданию новой,
не существовавшей до сих пор реальности, может быть, главная особенность,
человека. Творчески мыслящие люди способны переделывать, пересоздавать
среду с тем, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.
Актуальностью является проблема развития творческих способностей
человека. Большая роль в этом отводится школе, и огромный вклад в развитие творческих способностей вносит предмет "Технология". Ведь развивать
творческие способности человека – это, прежде всего, воспитывать творческое отношение к труду. При этом труд рассматривается как источник формирования познавательной деятельности, самостоятельного отношения к поставленной задаче. Творческое отношение к труду – это одновременно и воспитание любви к делу, и стремление к познанию его особенностей, которые в
свою очередь стимулируют испробовать свои силы, добиться успеха. В процессе творческого отношения к труду вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, т.е. те качества, без которых невозможно творчество. Развитие творческих способностей обучающихся средствами «предмета» является актуальной т.к. в любое время необходимы люди, способные активно,
творчески решать стоящие перед ними задачи. Одной из задач сегодня является внедрение таких методов и приёмов в образовательный процесс, которые помогут обучающимся овладеть определенными знаниями, умениями и
навыками, и развивать их творческие способности. Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеют свою точку зрения и может её отстаивать. У него более высокая работоспособность, и самое главное, у ребёнка
развивается эмоциональная сфера – его чувства и душа. А если развиты эмоции, то будет развиваться и мышление. Безталантливых детей нет. Важно
научить их поверить в себя, раскрыть их способности.
Проблема исследования – как организовать учебный процесс в кружке
по обработке бересты, чтобы у обучающихся развивались творческие способности?
Выявленные противоречия определили проблему исследования. Какие
дидактические средства обучения обучающихся необходимо разработать,
чтобы организовать успешную работу кружка по изучению и освоению технологии художественной обработки бересты.
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все
времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в
овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась.
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее
и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а
подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях
постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством –
результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Творчество – это способность, вбирающая в себя целую систему взаимосвязанных способностей-элементов: воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность (Л.С. Выготский, Я.А. Пономарев, Д. Б. Эльконин, А.И.
Леонтьев).
Для развития творческих способностей необходимо знать не только
структуру этих способностей к творчеству, но и самого ребенка. При этом
нужно ориентироваться в диапазоне индивидуальных различий, одни из которых надо учитывать и адаптироваться к ним, другие воспитывать, а третьи
развивать в направленной деятельности.
Обращаясь к вопросу о том, что является критерием творчества человека, что обеспечивает творчество, многие исследователи указывают на воображение (Выготский Л. С., Кедров Б.М и др). Хотя в психологии существует
и другой взгляд, утверждающий, что центральным компонентом творчества
является познавательная активность человека (Матюшкин). Петровский А. В.
Отмечал, по отношению к знаниям, навыкам и умениям способности выступают как некоторая возможность; это зерно, проращивание которого требует
определенных условий и усилий [28, С.41].
Б. М. Неменский, в своей книге «Мудрость красоты», пишет: «Но дело
не только в том, чтобы научит детей видеть, чувствовать, и понимать прекрасное в искусстве, Задача гораздо сложнее – необходимо сформировать у
них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседневном труде, повседневных человеческих отношениях» [25, С.61].
Цель исследования – разработать и обосновать методику обучения
учащихся на внеклассных занятиях по художественной обработке бересты.
Объект исследования - творческие способности обучающихся. Предмет исследования - процесс развития творческих способностей
обучающихся на занятиях по художественной обработки бересты.
Гипотеза исследования – процесс развития творческих способностей
обучающихся на внеклассных занятиях будет эффективным, если:
– раскрыты психолого-педагогические основы развития творческих способностей обучающихся;
– разработана методика обучения на внеклассных занятиях по художественной обработки бересты, направленная на развитие творческих способностей.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих
задач исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме
исследования.
2. Спроектировать для кружка наглядное пособие «Цапля».
3. Составить тематический план кружка.
4. Рассчитать себестоимость проекта.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, изучение состояния проблемы, экспериментальное исследование, тестирование.
Методологической основой исследования явились: дидактические основы технологического образования (В.Д. Симоненко, П.Р. Атутов, В.А. и
др.); инновационные педагогические технологии (Е.С. Полат, И.Д. Челель и
др.); развитие творческого мышления (Э.П. Торренс)
Экспериментальной базой исследования - МБОУ СОШ № 8 и МБОУ
СОШ № 40, города Бийска.
Новизна результатов исследования состоит в том, что разработанное
методическое обеспечение работы кружка оригинальным и важным, так как
важность предоставления средств обучения делает актуальной проблему
обеспечения ими процесса обучения. Отсюда возникает необходимость разработки и создания средств обучения к каждой учебной программе, к каждой теме и занятию. Это позволит реализовать требования ФГОС во внеурочной
деятельности предметной области «Технология».
Практическая значимость: материалы дипломного исследования могут
быть использованы при организации внеурочной работы в кружке по художественной обработке бересты.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, библиографический список, три приложения.
Выполненная выпускная квалификационная работа посвящена актуальной теме – Развитие творческих способностей обучающихся в кружке по художественной обработке бересты.
Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что
творчество обладает огромными возможностями по развитию творческого
потенциала учащихся. В учебной работе с обучающимися особенно важно
помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения с природой. Большую помощь в этом деле оказывают
кружки декоративно-прикладного творчества.
Руководителем кружка необходимо грамотно отбирать содержание
предлагаемого учащимся учебного материала и определять его в соответствии с возрастными возможностями обучающихся. Также необходимо ввести в занятия особые методические действия и приёмы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков.
В ходе выполнения дипломной работы цель достигнута, поставленные
задачи решены:
проведён анализ педагогической, методической и специальной
литературы;
рассмотрены основные психологические условия и факторы, влияющие
на развитие творческих способностей обучающихся;
разработано наглядное пособие для кружка по художественной обработке бересты.
проведено экономическое обоснование проекта, которое составило 10
986,15 рублей.
Материалы выпускной квалификационной работы могут быть рекомендованы для студентов педагогического образования, для учителей технологии общеобразовательных школ и других учебных заведений, связанных с
внеклассной деятельностью.
Барадулин, В.А. Сельскому учителю о народных промыслах [Текст] /
В.А. Барадулин. – М., Просвящение, 1979.- 112 с.
2. Бернштейн, С.М. О природе научного творчества (по зарубежным
материалам) [Текст] / С.М. Бернштейн // Вопросы философии, 1966. – №6. –
С. 28-32.
3. Бехтерев, В.М. Творчество с точки зрения рефлексологии. – В кн.:
С.О. Грузенберг. Гений и творчество [Текст] / В.М. Бехтерев. – Л.: Наука,
1924.
4. Богоявленская, Д.В. Интеллектуальная активность как проблема
творчества [Текст] / Д.В. Богоявленская. – Ростов-на-Дону, 1983. – 212 с. –
15000 экз.
5. Брушлинский, А.В. Воображение и познание [Текст] / А.В. Брушлинский // Вопросы философии, 1976. – №11. – С. 16-20.
6. Буйлова, Л.Н. Как разработать программу дополнительного образования детей [Текст] / Л.Н. Буйлова, Н.В. Клёнова // Внешкольник. – 2004. –
№5. – С. 45-47.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. Орудие и знак в развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: «Просвещение», 2010. - 672 с.
ISBN
8. Василенко, В.М. Народное искусство [Текст] / В.М. Василенко. – М.:
Искусство, 1974. – 258 с.: ил. – 25000 экз.
9. Газарян, С.С. Прекрасное своими руками [Текст] / С.С. Газарян. – М.:
Искусство, 1979. – 180 с.: ил. – 10000 экз.
10. Гнатко, Н.М. Проблема креативности и явление подражания [Текст]
/ Н.М. Гнатко. – М.: ИП РАН, 1994. – 240 с. – 7500 экз. – ISBN.
11. Данников, Н.И. Дерево жизни [Текст] / Н.И. Данников. – М.: Лабиринт, 1993. – 288 с. – 3000 экз.58
12. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений [Текст] / О.Е. Лебедев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2003. – 256 с. – 5000 экз. – ISBN 5-691-00487-5.
13. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст]: (серия
«Мастера психологии») / В.Н. Дружинин. – СПб, 1999. – 450 с. – 35000 экз. –
ISBN.
14. Канев, В.Ф. Береста в руках детей и учителя [Текст] / В.Ф. Канев. –
Сыктывкар, 1992. – 140 с.: ил. – 3000 экз. – ISBN.
15. Кедров, Б.М. О методе изложения диалектики: Три великих замысла
[Текст] / Б.М. Кедров. - М.: Наука, 1983. - 475 с.
16. Клевцов, В.И. Плетение из бересты [Текст] / В.И. Клевцов. – СПб,
1996. – 314 с.: ил. – 7500 экз. – ISBN.
17. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом [Текст] / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.
- 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 288 с.
18 Леонтьев, А.Н. Опыт экспериментального исследования мышления
[Текст] / А.Н. Леонтьев. – Доклады на совещании по вопросам психологии
(3-8 июня 1953 г.). – М., 1954.
19. Левитов, Н.Д О психических состояниях человека бересты [Текст] /
Н.Д. Левитов. - М.: «Просвещение», 1964. 344с.
20. Лернер И.Я. Основы проблемного обучения //Советская педагогика.-
1968 г.-№ 7.
21. Литова, З.А. Как строить работу кружка [Текст] / З.А. Литова //
Школа и производство. – 2001. – №1. – С. 57-58.
22. Матейко, А. Условия творческого труда [Текст] / А.Матейко / Перев.
с польского под ред. Я.А. Пономарева. – М., 1970.
23. Матюшкин, А.М. Одаренные и талантливые дети [Текст] / А.М. Матюшкин, Д.А. Снек // Вопросы психологии. – 1982. – №4. – С.88-97.
24. Некрасова, М.А. Народное искусство как часть культуры [Текст] /
М.А. Некрасова. – М.: Культура, 1983. – 253 с.59
25. Неменский, Б.М. Психология [Текст] / Учебник для студентов
высш. пед. учеб. заведений / Б.М. Неменский. – М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 1998. – 632 с. – 100000 экз. – ISBN
26. Немов, Р.С. Психология [Текст]: Учебник для студентов высш. пед.
учеб. заведений / Р.С. Немов: В 3-х кн. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
1998. – 632 с. – 100000 экз. – ISBN
27. Павлова, О. В. Планирование учебной деятельности: средняя школа
Технология (5-11 классы) [Текст] / Индустриальные технологии. 5-8
классы. Рабочие программы по учеб. В. Д. Симоненко. ФГОС" Издательство:
- М.: Вентана-Граф, 2016. 122 с. ISBN
28. Петровский, А.В. Общая психология[Текст]: Учеб. для студентов
пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976.
479 с.
29. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс [Текст]: учеб. для студ.
высш. учебных заведений: В 2кн. / И.П. Подласый. Кн. 1: Общие основы.
Процесс обучения – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 576 с. –
100000 экз. – ISBN.
30. Пономарев, Я.А. Психология творчества [Текст] / Я.А. Пономарёв. –
М.: Наука, 1976. – 422 с.
31. Попова, О.С. Русские художественные промыслы [Текст] / О.С. Попова, Н.И. Каплан. – М.: Искусство, 1984. – 354 с.
32. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации [Текст] / Сост. Н.К. Беспятова. – 2-е изд. М.: Айрис-пресс,
2004. – 176 с. – 5000 экз.
33. Романова, Г.Н. Берестяные изделия коми [Текст] / Г.Н. Романова. –
Сыктывкар, 1976. – 257 с.: ил.
34. Рыбаков, Б.А. Ремесло Древней Руси [Текст] / Б.А. Рыбаков - 2-е
изд. - М.: Академический проект, 2016. - 720 с.60
35.Тарасова, Е.И. Организация внеклассной работы по технологии.
Учеб пособие для ст-ов пед. университетов по спец. 030600 Технология и
предпринимательство [Текст] / Е.И. Тарасова. – Калуга: Изд-во КГПУ им.
К.Э. Циолковского, 2008. – 95 с. – 100 экз.
36. Теплов Б. М. Способности и одаренность [Текст] / Б. М. Теплов –
М.: Искусство, 1963. – 162 с.: ил. – 5000 экз.
37. Трапезников, Ф.Ф. Плетение ивового прута и бересты [Текст] / Ф.Ф.
Трапезников. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1992. – 197 с.: ил. – 2500 экз. –
ISBN 5-17-010609-2/
38. Финягин, В.В. Изделия из бересты [Текст] / В.В. Финягин. – М.:
ООО «Издательство Астрель», 2001. – 128 с.: ил. – 3000 экз. – ISBN 5-271-
02641-8.
39. Энгельмейер, П.К. Теория творчества [Текст] / П.К. Энгельмейер. –
Спб, 1910.