ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ГИБКОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В МЛАДШЕМ
ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1. Определение понятия. Виды гибкости. Методы ее оценки 5
1.2. Задачи развития гибкости на уроках физической культуры 17
1.3. Средства и особенности методики развития гибкости на уроках
физической культуры 18
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 24
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 27
2.1. Организация исследования 27
2.2. Методика развития гибкости 27
2.3. Результаты исследований и их интерпретация 44
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Актуальность проведение исследования. Современные тенденции развития народного образования характеризуются усилением внимания к физическому воспитанию детей с самого раннего возраста. Актуальной задачей физического воспитания детей является использование в практике таких средств и методов, которые наиболее эффективно способствовали бы совершенствованию детского организма, гармоничному формированию физических, психических и нравственно-волевых качеств ребенка, создавая условия для успешного обучения в школе.
В младшем школьном возрасте формируются естественные двигательные умения и навыки, на основе которых открывается возможность целенаправленного педагогического воздействия на организм ребенка средствами физической культуры [3, 33].
Процесс целесообразного обучения движениям и развития двигательных качеств ребенка, основное направление физического воспитания. Задача школы обучить детей точно пользоваться двигательными умениями и способностями, которыми они одарены от рождения. Чем лучше обучены дети, тем эффективнее они развиваются физически.
Главной возрастной особенностью младших школьников являются большая пластичность организма в целом, его органов и систем, легко поддающихся влиянию физических упражнений, лучшее запоминание временных и пространственных параметров движения, развитие ощущений и восприятий как главных средств постижения мира, но неумение указывать в воспринимаемых объектах и предметах главные признаки и особенности.
Опорно-двигательный аппарат детей младшего школьного возраста обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание, которые могут привести к необратимым деформациям раздельных суставов. Учитывая, что у младших школьников, позвоночник отличается пластичностью, следует внимательно подходить к подбору упражнений, их объёма и интенсивности.
Обучение движениям без учета возрастных особенностей очень часто приводит к освоению движений с грубыми ошибками. Исправление этих ошибок в дальнейшем осуществляется с большими трудностями, затратой времени и не всегда эффективно. В связи с этим современный подход к развитию физических возможностей у детей младшего школьного возраста считается весьма актуальным.
Цель работы: разработать и экспериментально проверить развитие гибкости детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. изучить научную литературу по теме исследования
2. разработать методику развития гибкости детей младшего школьного возраста
3. экспериментально проверить предложенную методику
Объект исследования: урок физической культуры в
общеобразовательной школе.
Предметом исследования является: процесс развития гибкости на уроках физической культуры.
Теоретико-методическая основа исследования построена на научных положениях теории и методики оздоровительной физической культуры, (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., Бальсевич В.К., Железняк Ю.Д., Матвеев Л.П. и др.), на основных положениях теории и методики физического воспитания школьников (Ашмарин Г.А., Гужаловский А.А., Лях В.И., Кофман Л.Б.и др.), на комплексе научно-методических работ, посвященных формированию осанки (Быков В.С., Иваницкий М.Ф., Лях В.И., Сермеев Б.В., Фомин Н.А. и др.)
Гибкость - это одно из пяти основных качеств человека. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Это физическое качество необходимо развивать с самого раннего возраста и систематически.
Для воспитания и совершенствования гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивание, а также правильную дозировку нагрузок. Упражнения на гибкость рекомендуют включать в небольшом количестве в утреннюю гимнастику, в вводную (подготовительную) часть урока физической культуры, в разминку при занятии спортом.
В комплекс упражнений для воспитания гибкости необходимо включать упражнения на расслабление, которые обеспечивают прирост подвижности за счет улучшения способности мышц к расслаблению, следовательно, к растягиванию.
В физическом воспитании школьников главной является задача обеспечения такой степени развития гибкости, которая позволит овладевать жизненно важными двигательными действиями, чтобы проявлять остальные двигательные способности координации, скорости, силы, выносливости.
Для решения этой задачи учитель должен повысить общий уровень развития активной и пассивной подвижности в суставах, укрепить сами суставы и мышечно-связочный аппарат путем активного выполнения движений с постепенно увеличивающейся амплитудой, использования пружинящих захватов, покачиваний, взмахов с большей амплитудой. Захваты руками и притягивание туловища к ногам и ног к туловищу целесообразно проводить с помощью партнера.
Комплексное сочетание упражнений на гибкость с упражнениями на силу и на расслабление способствует увеличению силы, растяжимости и эластичности мышц, производящих данное движение, повышает прочность мышечно-связочного аппарата.
Учащиеся начальных классов на уроках физической культуры должны получать и теоретические знания, они должны знать названия частей тела, а также названия движений, которые они совершают, а именно: что такое сгибание и разгибание, отведение и приведение, супинация и пронация, круговое движение, повороты и вращение туловища.
Развивать гибкость необходимо с 6-7 лет. У детей начальных классов и до 14-летного возраста гибкость развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте за счет большой растяжимостью мышечносвязочного аппарата. У детей младшего и среднего школьного возраста активная подвижность в суставах увеличивается, в дальнейшем она уменьшается. Пассивная подвижность в суставах также с возрастом уменьшается. Установлено, что чем больше возраст, тем меньше разница между активной и пассивной подвижностью в суставах за счет постепенного ухудшения эластичности мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков и другими морфологическими изменениями.
Важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивание, расслабление, а также правильную дозировку нагрузок.
Динамика антропометрических данных, полученных в результате проведенного эксперимента, по показателям Кетле между контрольной и экспериментальной группами учащихся 3-х классов подтвердила: акцентированные занятия на развитие гибкости положительно влияют на развитие гибкости у школьников. По тесту "угол тазобедренного сустава" можно судить о различиях в итоговых показателях гибкости в контрольной и экспериментальной группе.
Положительная динамика в гибкости у испытуемых контрольной группы объясняется некоторым улучшением подвижности благодаря занятиям физической культурой по программе.
Благодаря целенаправленному педагогическому воздействию на организмы школьников комплексом упражнений физической культуры можно добиться высоких показателей гибкости, что в конечном итоге приводит к подвижности суставов, улучшению двигательных качеств и физического состояния детей.
1. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. Теория и практика физической культуры. 1979. - № 10 - 192с.
2. Ашмарин Г.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: //Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1995.287с.
3. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурных знаний) // Теория и практика физ. культуры. - 1991. № 27. - 37 - 41с.
4. Башуков С.М. Детский праздник //Физическая культура в школе, - 1988. - № 5. - 39с.
5. Бердинков Г.И., Максимова В.Н - Массовая физическая культура в ВУЗе: //Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1991.- 240с.
6. Богданова Г. П., В.Н Максимова - Уроки физической культурой 4-8 классов средней школы: //Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1986.220с.
7. Быков В.С. - Развитие двигательных способностей учащихся: //Учебное пособие . - Челябинск: УралГАФК, 1998. - 74с.
8. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: Физкультура и спорт, 1987.- 208 с.
9. Воробьев В.И. - Определение физической работоспособности спортсменов: //Учебное пособие. - Челябинск, 1998. - 54 с.
10. Вультров Б.3., Потошник М.М. - Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: //Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983.14с, 46с, 152с.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. - Т.3. Проблемы развития психики. - М.: Педагогика, 1983. - 367 с
12. Галеева М.Р. - Методические рекомендации по развитию гибкости спортсмена. //Учебное пособие. - Киев, 1980. - 56 с.
13. Гейнц К.А. Ни дня без физкультуры //Физическая культура в школе, 1990.- № 4. - 41с.
14. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников, - Мн.: Народная асвета, 1978. - 88 с.
15. Дуранов М.Е., Гостев А.Г. Исследовательский подход. Педагогическая деятельность. - 1996.- №5. - 72с....51