ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У
ЛЫЖНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОГО МЕТОДА 5
1.1. Общее представление о выносливости, как о физическом качестве 5
1.2. Характеристика игрового метода 25
1.3. Особенности развития детей 8-10 лет и характеристика контингента 31
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 38
2.1. Организация экспериментальной работы 38
2.2. Экспериментальная методика с использованием игрового метода 39
ГЛАВА III ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЛЫЖНИКОВ ГОНЩИКОВ В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОВКИ 45
3.1. Итоги констатирующего этапа эксперимента 45
3.2. Итоги формирующего этапа эксперимента 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
Актуальность данной работы заключается в том, что в младшем школьном возрасте дети способны к длительному выполнению циклических упражнений умеренной и большой мощности, что способствует развитию физического качества - выносливости. Игровой метод как нельзя лучше подходит для подготовки начинающих лыжников, так как соревнования и игры являются многообразными общественными явлениями, и их значимость выходит далеко за сферу физического воспитания. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой общества, соревнования и игры служат удовлетворению различных потребностей в самосознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении. Однако одна из главных функций соревнований и игр - педагогическая: они считаются одним из основных средств и методов воспитания. Упражнения, выполняемые в игровой форме отличаются глубиной и разносторонностью воздействия на физические качества тренирующих. Такие занятия повышают интерес к физической культуре и спорту, стимулируют процесс усвоения техники отдельных элементов физических упражнений, облегчает стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных задач перед занимающимся. Таким образом, игровой метод в силу всей неотъемлемой ему особенности используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные физические способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В большей мере он позволяет совершенствовать такие способности и качества, как самостоятельность, ловкость, находчивость, инициативность, быстрота ориентирования. В руках квалифицированного специалиста он является также очень действенным средством для воспитания товарищества, сознательности дисциплины, коллективизма и других нравственных качеств личности. Поэтому работа такого характера считается наиболее актуальной в современной школьной практике.
Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс в лыжных гонках.
Предметом особенности использования игрового метода для развития выносливости у начинающих лыжников-гонщиков.
Целью является совершенствование методики использования игрового метода для развития выносливости у юных лыжников гонщиков
Для достижения этой цели, нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературные источники по выбранной теме исследования;
2. Разработать экспериментальную методику с использованием игрового метода в подготовке лыжников гонщиков;
3. Выявить эффективность разработанной методики, способствующей развитию выносливости у начинающих лыжников гонщиков.
Игры являются одним из важнейших средств в подготовке лыжников младшего школьного возраста. Так как монотонная езда на лыжах быстро утомляет занимающихся как физически, так и психически, поэтому дети быстро устают и теряют интерес к занятиям. Включение в занятие игровых заданий повышает эмоциональную составляющую, а также интенсивность нагрузки, двигательную плотность, увеличивает интерес занимающихся и уменьшает развитие утомления.
Использование игр позволяет также воспитывать различные качества как целеустремленность, смелость, настойчивость.
При выполнении дипломной работы был решены следующие задачи:
Анализ литературных источников показал, что проблема возрастного развития и воспитания физических качеству детей 8-10 лет, нуждается в экспериментальной разработке. Важно определить уровень выносливости у юных лыжников - гонщиков, разработать эффективные средства и методы выносливости с учетом исходного уровня их развития и установить допустимые тренировочные нагрузки.
Так же анализ литературных источников помог определить возможные способы развития необходимых для лыжников - гонщиков, представил наиболее характерные методы, используемые специалистами учебно-тренировочном процессе и физического воспитания.
Игровой метод обучения который в наибольшей степени подходит для детей данного возраста и позволяет эффективно совершенствования физических качеств и выносливости.
Проведение экспериментальной работы показало, что продуманные в занятия игры для развития выносливости с использованием средств лыжной подготовки дала положительный результат. В результате тестирования выносливости, у детей 8-10 лет занимающихся лыжам, после внесение игровой методики тренировки показали хорошие результаты практически во всех тестах.
У экспериментальный группы, которые занимались лыжами с применением методики позволило повысить результат быстрее, чем у контрольной группы которые занимались по стандартной системе.
Проведение эксперимента показали, что многообразные методы и средства воспринимаются лучше и вызывают качественную двигательную деятельность в процессе формирования новых двигательных способностей, умений и навыков.
1. Аграновский М.А. Лыжный спорт. - М.: Физическая культура спорт. 1980. - 368 с.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в в физическом воспитании. - М.: Физкультура спорт 1979. - С.28-38.
3. Бутин И.М. Лыжный спорт. - М.: Академия, 2000. - 319с.
4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331с.
5. Выдрин В.Н. Теория физической культуры. - Л. : ГДОИФК, 1988. - 272 с.
6. Донской Д.Д. Подготовительные упражнения лыжника-гонщика. - М.: Физическая культура и спорт, 1954. - 76 с.
7. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия "Учебники, учебные пособия". Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с.
8. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (методические основы развития физических качеств): учебное пособие. - М: Лептос, 1994. - 213 с.
9. Капланский В.Е. Интервальные тренировки - М.: Физкультура спорт, 1973. с.15 - 17
10. Кошкин А.А. Экспериментальное обоснование соотношения режимов беговой нагрузки в подготовительном периоде лыжников-гонщиков. - М., 1973. - 29 с.
11. Кондрашов А.В., Манжосов В.Н. Методика совершенствования техники лыжника-гонщика. - М.:ГЦОЛИФК - 1984. - 48 с.
12. Копс К.К. Упражнения и игры для лыжника. - М.: Физкультура и спорт, 1969. - 104 с.
13. Коц Я.М. Спортивная физиология. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 40 с.
14. Кузьмин Н.И. Лыжный спорт (сборник статей). - М.: Физкультура и спорт, 1967. - 200 с.
15. Литвинов Е.Н., Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б. Как стать сильным и выносливым: Кн. для учащихся - М.: Просвещение, 1984. - 56 с...40