ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические основы формирования мышления у детей дошкольного возраста 8
1.1. Развитие детей дошкольного возраста в интерпретации ФГОС
дошкольного образования 8
1.2. Мышление - как процесс развития мышления в дошкольном возрасте 11
1.3. Особенности мышления в старшем дошкольном возрасте 19
1.4. Характеристика логико - математических игр 22
Выводы по 1 главе 32
Глава 2. Экспериментальная работа по исследованию логико - математических игр как средства развития мышления дошкольников 34
2.1. Организация исследования для определения уровня развития
мышления старших дошкольников 34
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования 40
2.3. Система работы по развитию мышления у детей
экспериментальной группы исследования посредством логико - математических игр 47
2.4. Диагностика результатов применения логико - математических игр 55
Выводы по 2 главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
Приложения
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 01 января 2014 года, представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Одной из главных задач является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром [40, с 7].
В условиях введения ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития интеллектуальных качеств подрастающей личности. Дошкольный возраст уникальный период для развития интеллектуального потенциала каждого воспитанника дошкольной образовательной организации. Интеллектуальное развитие дошкольника представляет собой тесную связь и взаимодействие форм мышления: наглядно - действенного, наглядно - образного и словесно - логического. В число основных интеллектуальных качеств входят логические умения, которые способствуют формированию у индивида умения формулировать чёткие определения, обосновывать суждения, развивают логическую интуицию, позволяют постичь механизм логических операций и учат их применению. Для этого необходимы современные пособия для дошкольников со специально выстроенной методикой, направленной на формирование общеучебных, а, следовательно, и интеллектуальных умений. В них должна быть представлена система пошагово выстроенных задач для развития мыслительной деятельности, доступных для решения всеми детьми данного возраста [21, с. 23].
Например, современные пособия для дошкольников образовательной системы «Школа 2100», программ «Детство», «Развитие». Но они используются не во всех дошкольных образовательных организациях, и оппоненты методик отмечают, что далеко не все российские педагоги готовы по ним работать.
Сложно в рамках образовательной программы в наш информационный век охватить всё многообразие постоянно обновляющихся печатных изданий и игровых дидактических пособий, направленных на развитие мышления: «Развивающие игры Воскобовича», учебно - методические комплексы игровых материалов к логическим блокам Дьенеша, к цветным палочкам Кюизенера; альбомы, рабочие тетради, домино, конструкторы и множество других учебно - игровых пособий. Кроме того, у авторов учебных пособий нет единого мнения по поводу необходимости формирования форм мышления в дошкольном возрасте. Л.Ф. Тихомирова указывает на важность формирования понятийного мышления и владения основными операциями логического мышления с дошкольного возраста [2, с. 8]. А.А. Столяр и группа авторов предлагают формировать основные структуры словесно - логического мышления с пяти лет, так как запоздалое формирование данных структур протекает с большими трудностями и зачастую остается незавершенным [28, с. 5]. В.С. Мухина считает, что дошкольный возраст особо чувствителен, сензитивен к обучению, направленному на развитие образного мышления, и попытки чрезмерно ускорить овладение логическими формами мышления в этом возрасте нецелесообразны [24, с. 202]. По мнению Н.Н. Палагиной, дошкольный возраст должен способствовать развитию наглядно - образного мышления, а логическому мышлению следует уделить внимание в младшем школьном возрасте [25, с. 127].
Как считают А.А. Столяр, Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, и Т.М. Чеботаревская: единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания - применение методов обучения, способствующих ускорению развития интеллекта (в гармоническом единстве с физическим развитием). Обучение дошкольников, основанное на применении специальных развивающих игр, и является таким методом [28, с. 5].
Проблема исследования. Поиск и комбинирование результативных дидактических средств для развития мышления детей старшего дошкольного возраста, целенаправленному формированию наглядно - образного и словесно - логического мышления дошкольников с использованием возможностей логико - математических игр, так как игра как ведущий вид деятельности стимулирует умственное развитие ребенка, создает условия для развития мышления, формирования предпосылок к учебной деятельности.
Объект исследования. Мышление в дошкольном возрасте.
Предмет исследования. Логико - математическая игра как средство способствующее формированию мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что логико - математическая игра, являясь дидактическим средством, будет способствовать развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста в частности приемов мышления, суждения, умозаключения, доказательства.
Цель исследования. Изучение проблемы развития мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико - математических игр.
Задачи исследования:
1. изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме развития мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико - математических игр: рассмотреть основные операции мышления, их значение и условия развития в старшем дошкольном возрасте; дать характеристику логико - математических игр;
2. провести эмпирическое исследование мышления детей старшего дошкольного возраста;
3. разработать и апробировать на практике программу развития мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико - математических игр;
4. провести контрольный эксперимент.
Методологической основой исследования явились:
Jпсихологические концепции, раскрывающие природу человеческого мышления и педагогические теории развития форм и приемов мышления в процессе образовательной и совместной деятельности педагога с детьми;
Jсовременные концепции и подходы к дошкольному образованию;
Jсистемный подход к изучению психических процессов; теория о единстве сознания и деятельности.
Методы исследования.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой нами гипотезы использовался комплекс методов исследования:
Jорганизационные: сравнительные (сравнение двух выборок в ходе исследования)
Jтеоретические методы: теоретический анализ психологической, педагогической литературы;
Jэмпирические методы: проектирование педагогического процесса, педагогический эксперимент, психодиагностические методики (тестирование);
Jметоды обработки данных: количественные и качественные (систематизация и обобщение полученных данных);
Jинтерпретационные: генетический, позволивший разъяснить уровни сформированности видов мышления у детей старшего дошкольного возраста - участников исследования.
Методики исследования:
Jметодика для оценки наглядно - образного мышления «Нелепицы» для детей 4-6 лет (автор Н.Л. Белошистая, модифицирована Л.Ф. Тихомировой);
Jметодика для оценки словесно - логического мышления «Что лишнее» для детей 4 - 8 лет (авторы Н.Л. Белошистая, С.Я. Рубинштейн);
Jметодика для оценки словесно - логического мышления «Последовательные картинки» для детей 4-8 лет (предложена А. Н. Бернштейном, модифицирована Л.Ф. Тихомировой).
Научная новизна исследования: определены особенности проявления и развития форм мышления в дошкольном возрасте (мышление в дошкольном возрасте преимущественно проявляется через отдельные структурные компоненты, а целостное их развитие может быть осуществлено путём воздействия на эмоциональную, когнитивную, мотивационную сферы ребёнка).
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты направлены на совершенствование процесса развития мышления в старшем дошкольном возрасте, на определение психодиагностических методик, с помощью которых изучается развитость наглядно - образного и логического мышления и их взаимосвязь с другими видами деятельности. Вскрытые резервы развития мышления послужат реальной предпосылкой обновления образовательного процесса для детей дошкольного возраста. За период исследования подобрана и систематизирована картотека логико - математических игр, дидактических игр, предложенная к использованию в рамках образовательного процесса с детьми дошкольного и обеспечивающая воздействие на эмоциональную, когнитивную, мотивационную сферы и сенсорный аппарат дошкольника.
Организация исследования. Исследование проведено на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 20» г. Ачинск.
Этапы эмпирического исследования.
1. Констатирующий этап Проведена исследовательская работа по определению исходного уровня развитости видов мышления у детей дошкольного возраста (октябрь 2015 г.).
2. Формирующий этап проведена работы по развитию наглядно - образного и логического мышления у детей экспериментальной группы исследования посредством логико - математических игр, апробирована на практике программа «ЮНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛ», направленная на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико - математических игр (ноябрь 2015 - март 2016 гг.).
3. Контрольный этап - выявление динамики уровня развития мышления детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах (апрель 2016 гг.).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Уровень развития мышления и мыслительной деятельности является в значительной мере показателем общего уровня познавательной деятельности детей. Это является необходимым и актуальным условием для последующего успешного обучения детей школьным дисциплинам.
Старший дошкольный возраст является сензитивным к усвоению обобщенных средств и способов умственной деятельности, к развитию структурных компонентов и форм логического мышления и происходит оно постепенно от наглядно - действенного к наглядно - образному и словесно - логическому, оставаясь постоянным спутником на протяжении всей жизни человека.
Включение старшего дошкольника в игровую деятельность при решении им задач умственного характера повышает эффективность результатов развития мышления детей.
Но для этого необходимо определить актуальный уровень владения видами мышления у дошкольников, используя надлежащие методы исследования и соответствующие возрасту психодиагностические методики. Обследование мыслительных возможностей дошкольников должно быть комплексным, результатом является определение фактической и потенциальной степеней владения видами мышления, так как их развитие в любом возрасте имеет свои индивидуальные особенности.
Таким образом, поиск и комбинирование результативных методических приемов для определения степени владения видами мышления дошкольниками - актуальны.
Анализ литературных источников показал, что проблема коррекции мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста является достаточно актуальной, диагностика и развитие мышления дошкольников имеют свои возрастные особенности.
Таким образом, в результате анализа можно констатировать, что целостной концепции развития мышления детей в дошкольной педагогике пока не сложилось.
На основании изученной литературы были указаны особенности становления мышления у дошкольников, особенности проведения диагностического обследования в данной возрастной категории.
Целью нашего исследования было теоретически обосновать эффективность применения логико - математических игр как средства развития мышления у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе данного исследования решались следующие задачи:
1. изучить научную, психолого - педагогическую и популярную литературу по проблеме развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико - математических игр: рассмотреть основные операции логического мышления, их значение и условия развития в старшем дошкольном возрасте; дать характеристику логико - математических игр;
2. определить особенности проявления и развития логического мышления в дошкольном возрасте;
3. подобрать и использовать диагностический инструментарий для определения статистического уровня сформированности форм и приемов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста и применить его для оценки эффективности использования логико - математических игр;
4. разработать и апробировать на практике программу развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико - математических игр, позволяющую последовательно овладевать элементами структуры логического мышления.
В результате изучения психолого-педагогической литературы мы установили, что мышление - функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности. Объективной материальной формой мышления является язык. Посредством слова люди общаются между собой, передавая культурно - исторический опыт. Благодаря мышлению человек познает предметы и явления, а также связи и отношения между ними.
На основе анализа научной литературы по проблеме исследования и результатов констатирующего этапа мы пришли к выводу, что развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно осуществляться в процессе систематического проведения специально подобранных логико - математических игр.
На основе анализа литературных данных нами был подобран блок психодиагностических методик, направленных на диагностику наглядно - образного мышления и словесно - логического мышления, комплекс логико - математических игр, разработана и апробирована программа «ЮНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛ» направленная на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико математических игр.
Логико - математические игры позволили организовать сложный процесс развития логических форм и приемов мышления в интересной для детей форме, придать умственной деятельности увлекательный, занимательный характер, что помогло в процессе игры решить даже те задачи, которые в других условиях дошкольнику кажутся невыполнимыми.
Поскольку развитие мышления ребенка происходит в неразрывной связи с развитием у него умения выражать свои мысли в слове, то в связи с этим особое внимание уделялось задачам, в которых требовалось сравнивать признаки предметов, устанавливать сходства и различия, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивалась способность рассуждать, мыслить, уметь применять свои знания в разных условиях. Это стало возможным, поскольку у детей имелись конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляли содержание игры.
В результате исследования мы выявили, что уровень развития мышление у детей старшего дошкольного возраста на первом констатирующем этапе эксперимента было недостаточно развитым. Большинство детей не проявляли самостоятельность при выполнении заданий, многим требовалось время и дополнительный вопрос, были выявлены трудности в обобщении, исключении лишнего и умении логически рассуждать и грамматически правильно выражать свои мысли. Поэтому возникала необходимость разработать и апробировать на практике программу целенаправленного воздействия на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико - математических игр.
Предлагаемые игры учитывали возрастную особенность детей старшего дошкольного возраста как «желание быть компетентным». В играх создавалась ситуации, в которых «юные интеллектуалы» оказывали помощь игровым персонажам. Включение таких ситуаций позволяло мотивировать детей на решение дидактической задачи и активизировать их.
Таким образом, предложенные нами методические рекомендации педагогам и родителям будут способствовать определению необходимых путей педагогической работы, направленных на коррекцию недостатков развития видов мышления у дошкольников.
Анализ результатов исследования контрольного этапа, а также сравнительный анализ результатов исследований до и после воздействия комплекса логико - математических игр наглядно свидетельствуют об эффективности проведенной опытно - экспериментальной работы, в результате которой у детей экспериментальной группы произошла положительная динамика в развитии мышления:
- увеличилось количество детей с высоким уровнем сформированности мышления: 50 %
- уменьшилось количество детей с низким уровнем сформированности мышления: на констатирующем этапе было выявлено 30%, на контрольном этапе исследования у детей экспериментальной группы низкий уровень развития мышления не выявлен.
Мы считаем, что организация экспериментальной работы по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико - математических игр показала свою эффективность, поскольку:
- широко использовались возможности логико - математической игры в процессе разных видов деятельности с детьми участниками исследования;
- дети были вовлечены в поисковую деятельность, что создавало условия для развития их познавательных интересов, формировало стремление к размышлению, вызывало чувство уверенности в себе, в возможностях своего интеллекта;
- использовались разнообразные формы работы, учитывающие возрастные особенности старших дошкольников.
Существенным результатом стало то, что за достаточно небольшой период с октября 2015 по апрель 2016 дети - участники исследования научились:
- видеть предмет со всех сторон;
- выделять в предмете наиболее характерные признаки сходства и различия с другими предметами;
- сравнивать, классифицировать и обобщать предметы;
- рассуждать, делать правильные умозаключения, высказывать самостоятельные суждения;
- применять знания в соответствии с условиями ситуации;
- искать разные способы и варианты решения одной и той же задачи.
Также это подтвердит правильность выдвинутой нами гипотезы о том, что логико - математическая игра, являясь дидактическим средством, будет способствовать развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста в частности приемов мышления, суждения, умозаключения, доказательства, а комплексное диагностическое обследование мышления позволит определить зоны актуального и ближайшего развития детей. Для улучшения качества образования необходимо систематическое проведение в дошкольной образовательной организации деятельности направленной на развитие структурных компонентов и форм мышления на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду с момента поступления и до окончания образовательных отношений.
По истечении пяти месяцев опытно экспериментальной работы по программе «ЮНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛ», дети успешно справлялись с заданиями диагностического обследования. Поставленная цель достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Абдурахманов Р. А. Возрастная психология. Онтогенез
психических процессов и личности человека. - М.: Современный
гуманитарный университет, 1999. - 70 с.
2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование / Серия «Мастера психологии». - 7- е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 688 с.
3. Басов М.Я. Методика психологического наблюдения над детьми
в кн. Хрестоматия по курсу «Метод наблюдения и беседы в психологии / Отв. ред. А.М. Айламазьян: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 -
«Психология». - М.: Учебно - методический коллектор «Психология», 2000. - 480 с.
4. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3-5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 - Педагогика и психология». - Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. Ин - т, 2002. - 134 с.
5. Гамезо M.B., Герасимова B.C., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно - методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось - 89, 2007. - 352 с.
6. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и
педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех
специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество
России, 2003. - 512 с.
7. Давайте поиграем: Мат. игры для детей 5 - 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей/ Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская; Под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1991. - 80 с.
8. Двинин А.П., Романченко И. А. Современная психодиагностика: учебно-практическое руководство / А. П. Двинин, И. А. Романченко. - СПб.: Речь, 2012. - 283 с.
9. Дидактические игры - занятия в ДОУ (младший возраст). Выпуск 1: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Авт. - сост. Е.Н. Панова. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. - 79 с.
10. Дидактические игры - занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 2: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Авт. - сост. Е.Н. Панова. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. - 96 с.
11. Дмитриева Н.Ю. Общая психология. Конспект лекций, лекция № 8: Мышление (часть 1). - Издательство: Эксмо, 2007 г. - 128 стр. URL: http: //www.alleng.ru/d/psy/psy104 .htm.
12. Дубровина И.В. Психология: учебник для ССУЗов / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; ред. И.В. Дубровина. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с.
13. Запорожец Д.В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте в кн. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с. URL: http://pedlib.rU/Books/6/0112/6_0112-88.shtml.
14. Калинина Р.Р. Психолого - педагогическая диагностика в детском саду. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. -144с.
15. Козлова С.А. Развитие логического мышления у дошкольников и младших школьников // Начальная школа. - 2006. - М.: Баласс, 2006. - №9. - С. 23-28.
16. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: Учебное пособие. - М.: Мозаика - Синтез, 2013. - 264 с.
17. Лаак Я. тер Психодиагностика: проблемы содержания и методов.
- М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 384с.
18. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2006.
- 320 с.
19. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие / Авт. сост. Е.А. Носова. Р.Л. Непомнящая - изд. 2 - е, испр. и доп. / (Библиотека программы «Детство»). - СПб: Издательство «Детство - пресс», 2004. - 96 с.
20. Максименко С.Д. Общая психология. М: «Рефл - бук», К.: «Ваклер» - 2004. - 528 с.
21. Михайлова З.А. Логико-математические игры для дошкольников / Дошкольная педагогика. - СПб: Издательство «Детство - Пресс», 2003. - № 3. - с. 21-23.
22. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4- е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
23. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 2. Психология образования. - 608 с.
24. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с.
25. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник - М.: Юрайт-Издат, 2004. - 484 с.
26. Общая психология / под общ. ред. Е.И. Рогова. - 4-е изд. - Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010 - 560 с.
27. Общая психология: Учебник / Под общ. ред. проф. Л.В. Карпова. - М.: Гардарики, 2005. - 232 с.
28. Общая психология: Учебник / Под ред. Тугушева Р. X. и Гарбера Е. И. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 560 с.
29. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология:
учебное пособие для вузов. - М.: Московский психолого-социальный
институт, 2005. - 288 с.
30. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два - ступенька... Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд. 3-е, доп. и перераб. - М.: Издательство «Ювента», 2008.
- 256 с.
31. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ высш. пед. учеб, заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. - 512 с.
32. Психологическая диагностика: Учебное пособие. / Под
редакцией М. К. Акимовой - СПб.: Питер, 2005. - 304 с.
33. Психологический практикум «Мышление и речь»: учебно- методическое пособие / сост.: А.А. Маленов, А.Ю. Маленова. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 108 с.
34. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. - М.: Высшее образование. 2008. - 660 с.
35. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) /авт. - сост. Е.В. Доценко. - Волгоград: Учитель, 2010.¬297 с.: ил.
36. Психофизиология человека / В. Кроль. - СПб.: Питер, 2003. - 304
37. Рузавин Г.И. Методология научного познания: Учеб. пособие для вузов / Г. И. Рузавин. - М.: Юнити - Дана, 2012. - 287 с.
38. Савин Е.Ю. Мышление в кн. Общая психология: Учебное пособие для студентов заочного отделения / Е.И. Горбачева, Е.Ю. Савин, А.Е. Фомин, Е.А. Богомолова, К.А.Моисеев - Калуга: КГПУ им К.Э. Циолковского, 2005. - 249 с.
39. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2008. - 60 с.
40. Татров А.С., Датиева И.Р. Занятие №4. Мышление. Воображение. Речь в кн. Психология: учебно-методическое пособие для студентов медицинских специальностей / под ред. А.С. Татрова. - М.: Издательство «Академия Естествознания», 2010. - 284 с.
41. Тертель А.Л. Психология. Курс лекций: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд - во Проспект, 2006. - 248 с.
42. Тестирование детей / Автор-составитель В. Богомолов / Серия «Психологический практикум». - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 352 с.
43. Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 5-7 лет / Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. - Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2001. - 160 с.
44. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 96 с. (Правовая библиотека образования)
45. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. пособие для студентов пед. Ин - тов по спец № 2110 «Педагогика и психология (дошк.)»/ Р. Л. Березина, З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая и др. Под ред. А. А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988. - 303 с.
46. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
47. Шмелев и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. - Москва, Ростов - на - Дону: «Феникс», 1996. - 544 с.
48. Ягудина Т. А. Логические формы мышления (дидактический
аспект) // Вестник ОГУ. 2006. №5. URL:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/logicheskie-formy-myshleniya-didakticheskiy-aspekt.