Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования аутентичных материалов в процессе обучения аудированию 7
1.1. Понятие «аудирование» в современной методике 7
1.2. Аудирование как вид речевой деятельности 12
1.3. Понятие «аутентичные материалы» 17
1.4. Особенности обучения аудированию иноязычной речи на среднем этапе 27
Глава 2. Практические основы применения аутентичных материалов в процессе обучения аудированию в средних классах 34
2.1. Анализ УМК «Spotlight 7» 34
2.2. Практическое использование аутентичных материалов на основе УМК
«Spotlight 7» 37
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 60
Заключение 66
Список использованной литературы 68
ПРИЛОЖЕНИЕ A 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 74
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Активная интеграция мировых культур и глобализация международных отношений, стремительное развитие процессов взаимодействия, как на уровне стран, так и отдельных представителей различных этносов, стали традиционными признаками настоящего времени. В свою очередь, осуществление международного сотрудничества в культурной, политической и экономической сферах требует владения его участниками иностранными языками. Изложенные выше причины, а также ряд других влиятельных факторов значительно повышают не только значимость изучения иностранного языка, но и требования к его преподаванию.
Значение аудирования как вида речевой деятельности особенно возрастает в связи с интеграцией России в международное образовательное пространство и растущей возможностью обучаться в вузах за рубежом, общаться с носителями языка в различных сферах деятельности. Следовательно, чтобы получать необходимые знания и информацию в достаточном объеме, учащиеся должны владеть аудитивными навыками и умениями.
Умение воспринимать и понимать речь на слух становится все более важным в эпоху современных технологий, так как оно способствует формированию межкультурной, информационной и профессиональной компетенций. В речевом общении человек получает значительную долю информации как при непосредственном общении (при контакте с окружающими, в процессе обучения, участвуя в дискуссиях), так и через технические каналы связи (с помощью радио и телевидения, в режиме онлайн). Сейчас особенно, во время неблагоприятной эпидемиологической обстановки, во время социального дистанцирования и связанного с ним онлайн-обучения, навык восприятия речи на слух важен как никогда.
Поиск путей совершенствования методики преподавания, применения новых методов преподавания - актуальные задачи учителя иностранного языка. Наряду с традиционными методами преподавания иностранных языков целесообразно применять новые. Стоит отметить, что использование аутентичных материалов является эффективным средством реализации и визуализации современных методов преподавания иностранных языков. Актуальность использования аутентичных материалов в обучении аудированию заключается в их ориентации на реальное использование, так как они создают условия приобщения к естественной языковой среде, что, согласно мнению многих ведущих специалистов в области методики, является главным фактором в успешном овладении иностранным языком.
Объект исследования - процесс обучения аудированию учащихся на уроке английского языка на уровне основного общего образования.
Предмет исследования - использование аутентичных материалов в процессе развития навыков аудирования у обучающихся на уроке английского языка в 7 классе.
Цель исследования - теоретически обосновать необходимость использования аутентичных материалов в процессе обучения аудированию, разработать и применить на практике дидактический материал, способствующий развитию навыков аудирования на уровне основного общего образования.
Для достижения поставленной цели исследования потребовалось решить следующие задачи:
1. изучить механизмы восприятия речи на слух и их функционирование;
2. рассмотреть аудирование как учебную деятельность;
3. классифицировать виды учебного аудирования и аудитивные навыки;
4. выявить и классифицировать основные трудности при обучении навыку аудирования;
5. проанализировать методические условия применения аутентичных материалов на основе УМК «Spotlight» для 7 класса на уроке английского языка;
6. разработать и апробировать дидактический материал для обучения аудированию на уроке иностранного языка в средних классах.
Методологической базой исследования являются труды таких отечественных методистов и педагогов как: Е. И. Пассов, Г.И. Воронина, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Н.В. Караева, А.И. Колчина, Д.В. Позняк, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова, А.Н. Щукин и др.
Методической базой исследования являются: теоретические методы: анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования, поиск и структурирование информации; практические методы: наблюдение, сравнение, разработка дидактического материала, статистический анализ, интерпретация полученных результатов.
Теоретическая значимость данной работы состоит в систематизации материала по теме исследования, сравнении и сопоставлении взглядов современных методистов на проблему использования аутентичных материалов на уроках английского языка для развития навыка аудирования.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования разработанных дидактических материалов в процессе обучения английскому языку в общеобразовательной школе.
Структура работы определяется её исследовательскими задачами. Исследование состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы. Во введении обосновывается выбор темы, актуальность исследования и его проблематика, определены цели и задачи. В первой главе определяются теоретические основы развития навыков аудирования иноязычной речи. Рассматриваются понятие аутентичного материала, раскрываются понятия и способы развития навыка аудирования, а также методические условия работы с аутентичными текстами в рамках школьной программы 7 класса. Во второй главе представлен методический материал для развития навыков аудирования на основе аутентичных текстов. Проведен анализ УМК «Spotlight» для 7 класса, на основе которого разработан дидактический материал, направленный на развитие у обучающихся навыков аудирования иноязычной речи. В заключении подводятся итоги работы, раскрывается значимость использования аутентичных материалов на уроке английского языка.
Восприятие иноязычной речи на слух является одним из самых важных и сложных видов речевой деятельности и, по мнению многих ученых, должно быть достаточно хорошо развито. Именно с аудирования начинается овладение устной коммуникацией, успешность которого зависит во многом от того, насколько хорошо развит речевой слух самого человека, его умения отличать воспринимаемые звуки. Немаловажную роль в аудировании речи играет также память человека, его способность удерживать в памяти информацию, внимание и интерес слушающего к теме.
В работе проведен анализ теоретических основ обучения аудированию, а также исследованы психолингвистические аспекты восприятия и понимания речи на слух — теории и механизмы восприятия речи, особенности и трудности восприятия и понимания иноязычной, в частности английской, речи на слух. На основе научных трудов отечественных и зарубежных исследователей уточнены понятия «аудирование», «аутентичность», «аутентичные тексты».
Аутентичные аудио тексты позволяют обучающимся слышать речь носителей языка, в которой отражается живая реальная действительность, особенности национальной культуры. Самое главное, аутентичный материал вызывает познавательный интерес обучающихся, готовность обсуждать проблемы, а значит, способствует повышению их мотивации к изучению иностранного языка.
При разработке комплекса заданий для развития навыков аудирования учитывались цели аудирования, то есть направленность на развитие соответствующих аудитивных навыков. В процессе отбора дидактического материала и разработки упражнений использовались различные Интернет источники, которые предоставляют аутентичные материалы.
Подбор аудио материала в сети Интернет огромен. Однако только наличие доступа к Интернет-ресурсам не является успехом качественного обучения иностранному языку. Овладение обучающимися иноязычной коммуникативной компетенцией c помощью выше указанных источников возможно лишь при методически грамотно построенной работе преподавателя.
Социокультурный фон аутентичных материалов реализуется через продуктивный словарный запас, в который входят наиболее коммуникативно-значимые лексические единицы, распространенные в типичных ситуациях общения, в том числе оценочная лексика для выражения своего мнения, разговорных клише, а также слов с национально-культурным компонентом. Обладая большой информативностью материала, они создают атмосферу реальной языковой коммуникации и способны обеспечить успешное восприятие обучающимися иноязычной речи, повысить мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка.
Эффективность разработанных дидактических материалов была подтверждена с помощью проведенного тестирования на начало и конец опытно-экспериментальной работы, согласно которому, в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, на 7% больше оценок «отлично» и на 15% меньше оценок «удовлетворительно» и, как следствие, оценок «хорошо» больше на 22%. Обучающиеся в большей степени могут выделить главное из потока аудио-информации, формулировать вопросы и ответы по теме «Lifestyle». Ученики успевают за темпом речи говорящего, эффективно игнорируют звуковые шумы и прочие второстепенные звуки в аудио-файле, распознают пройденный и изучаемый лексический и грамматический материал. Таким образом, применение аутентичных материалов на уроке английского языка в 7 классе в значительной мере способствует развитию навыка аудирования.
1. Бабайлова А.Э. Текст как продукт, средство и объект коммуникации при обучении народному языку / А.Э. Бабайлова //. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2009. - 152 с.
2. Воронина Г.И. Организация работы с аутентичными текстами молодежной прессы в старших классах школ с углубленным изучением немецкого языка/ Г. И. Воронина// Иностр, языки в школе, - 2010.- С. 56¬60.
3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика, методика. / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез// - М., 2006. С.120-169
4. Деревякина А.В. Использование аутентичных материалов на уроке иностранного языка. / А.В. Деревякина - Самара: СГАКИ, 2009. - С. 34¬36.
5. Захарова О.Ю. Обучение аудированию аутентичных текстов-интервью учащихся старших классов школ с углубленным изучением английского языка: Дис. канд. пед. наук / О.Ю. Захарова. - Ярославль, 2009. - С.52-60.
6. Колесникова Е.А. Обучение аудированию с письменной фиксацией существенной информации студентов первого курса языкового педагогического вуза (английский язык): Дис. канд. пед. наук / Е.А. Колесникова. - М., 2009. - C.63-70
7. Кричевская К.В. Прагматические материалы, знакомящие учеников с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка / К.В. Кричевская //Иностранные языки в школе. - М.: Просвещение, 1996. - №
1. - С. 13-17
8. Карева Н.В. Использование аутентичных аудио и видео материалов для
повышения мотивации изучения иностранного языка // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №3 (22). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ispolzovanie-autent.. (дата обращения: 09.06.2018).
9. Колчина А. И. Принципы обучения аудированию через систему интернет / А. И. Колчина // Лингвистика и методика обучения иностранным языкам. — Вып. 2. — СПб., 2005. — С. 174-177.
10. Макковеева Ю. А. Развитие иноязычной социокультурной компетенции у студентов языковых вузов на основе аутентичной аудитивной и аудиовизуальной музыкальной наглядности: (английский язык как второй иностранный): автореф. дис. ... канд. пед. наук: /Юлия Александровна Макковеева. — СПб., 2007. — С. 24
11. Маслыко Е.А, Бабинская П.К, Будько А.Ф, Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. — Минск.: Вышейшая школа, 2003 — С.258
12. Михина А.Э. Методика формирования стратегий аудирования у студентов неязыкового вуза: (английский язык): автореф. дис. . канд.пед. наук: 13.00.02 / Алла Эдуардовна Михина. — Улан-Удэ, 2009. — С.25
13. Михина А.Э. Пособие по формированию стратегий аудирования
(английский язык) / А.Э. Михина — Чита: ЗабГГПУ, 2008. — С. 13-21
14. Носович Е.В., Мильруд Р.П. Параметры аутентичного учебного текста / Е.В. Носович, Р.П. Мильруд //Иностранные языки в школе. - М.: Просвещение, 2008. - № 1. - С. 11-18
15. Позняк Д.В. Обучение студентов языкового вуза самостоятельному совершенствованию сложных аудитивных умений иноязычной речи: автореф. дис. . канд. пед. наук:/ Дарья Владимировна Позняк. — Екатеринбург, 2007. — С.23
16. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка./ Е.И. Пассов, Н.Е. Кузолева// - М., 2010. - С. 85-97
17. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е. И. Пассов. — М.: Русский язык, 1977. — С. 214.
18. Сафонова В. В. Развитие культуры восприятия устной речи при обучении иностранному языку: современные методические проблемы и пути их решения / В. В. Сафонова // Иностранные языки в школе. — 2011.— № 5.
— С. 5-10.
19. Савинова Н.А., Михалева Л.В. Аутентичные материалы как составная
часть формирования коммуникативной компетенции // Вестн. Том. гос. ун-та. 2007. №294. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/autentichnye-
materialy-kak-sostavnaya-chast-formirovaniya-kommunikativnoy-kompetentsii (дата
обращения:10.06.2018)КиберЛенинка: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/autent ichnye-materialy-kak-sostavnaya-chast-formirovaniya-kommunikativnoy- kompetentsii
20. Соснин Ю.В. Аудирование для начинающих: учебное пособие по развитию навыков аудирования на английском языке / Ю. В. Соснин. — Нижний Новгород: ФГАОУ НИУ ВШЭ: НГТУ им. Р. Е. Алексеева, 2019.
— С. 40-78
21. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей / Е. Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2011. - С. 130-145
22. Хорошилова С.П. Домашнее аудирование: учебно-методическое пособие / С.П. Хорошилова — Новосибирск: НГПУ, 2017. — С. 5-7
23. Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке: учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов / А.Н. Щукин. — М.: Издательство Икар, 2011. — С. 454
24. Щукина И.В. Методика построения многоуровневой модели обучения
аудированию в системе профессиональной подготовки учителя иностранного языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук:/Ирина
Владимировна Щукина. — М., 2009. — С. 19
25. Эшбоева Д.А., Ашурбоева М.Р. Сущность и классификация «аутентичных материалов» // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 454-456.
26. Berg K. Conflicts between students and teachers. — European Educational Research Journal, 2011, 171-174.
27. Caroll J. B. Human cognitive abilities: A survey of factor analytic studies / J. B. Caroll. — Cambridge: Cambridge University Press, 1993. — P. 822.
28. Polman J. L. The zone of proximal identity development in apprenticeship learning. — Revista De Educacion, 2010. — P. 129-155.
29. Purdy M. What is listening? / M. Purdy // Listening in everyday life: A personal and professional approach / eds. D. Borisoff, M. Purdy. — Lanham: University Press of America, 1991. — P. 3-19.
30. Rich Y., & Schachter E. High school climate and student identity development. — Contemporary Educational Psychology, 2012. — P. 218-228.
31. Rost M. Teaching and researching listening / M. Rost. — Second edition. — Harlow: Longman, 2011. — P. 407.
32. Smith K. Becoming an «honours student»: the interplay of literacies and identities. — Journal of Curriculum Studies, 2008. — P. 481-507.
33. Wallace C.S. Authoritarian science curriculum standards as barriers to teaching and learning: an interpretation of personal experience. — Science Education, 2012. — P. 291-310.
34. Wolvin A.D. Perspectives on listening / A.D. Wolvin, C.G. Coakley. — Norwood NJ: Ablex Publishing Corporation, 2007.
35. Wortham S. Learning identity: the joint emergence of social identification and academic learning. — Cambridge: Cambridge University Press, 2008 — P. 115-117.