ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретико-методологические основы развития музыкальной памяти младших школьников 6
§1. ПАМЯТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 6
1.1. Определение и виды памяти 6
1.2. Мнемонические процессы 11
1.3. Законы памяти 14
§2. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ 18
2.1. Структура музыкальных способностей 19
2.2. Специфика и виды музыкальной памяти 23
2.3. Особенности памяти младшего школьника 28
§3. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 31
3.1. Развитие профессиональной музыкальной памяти 32
3.2. Развитие общей музыкальной памяти 35
Выводы по I главе 43
Глава II. Организация, содержание и проверка экспериментальной части исследования 45
§1. Диагностика исходного уровня развития музыкальной памяти: мелодическая, гармоническая, тембровая, ритмическая память 45
§2. Программа развития музыкальной памяти младших школьников с помощью творческих заданий, заданий с изменением параметров музыкального языка и мнемонических упражнений 61
§3. Анализ результатов второго констатирующего эксперимента 80
Выводы по II главе 88
Заключение 90
Список использованной литературы 93
Приложения 101
Развивать память необходимо с раннего возраста, закладывая основу для будущей личности, как фундамент для будущего дома. В младшем школьном возрасте проблема запоминания более чем актуальна, ведь как только ребенок приходит в школу, перед ним ставится множество задач: запомнить, как правильно пишутся буквы, цифры, их последовательность, правила поведения в школе и многое другое. Кроме этого, ребенок еще адаптируется к новым условиям: привыкает к коллективу, педагогу, новым видам деятельности.
Марк Туллий Цицерон считал, что память слабеет, если ее не упражняешь. Действительно, делая, например, гимнастические упражнения, мы развиваем тело, решая математические примеры, улучшаем способность считать. И память не исключение: чем больше стараемся запомнить, тем успешнее происходит запоминание.
Рассуждая о методах развития памяти, можно заметить, что не каждый из них применим к детям школьного возраста. Для детей было бы трудно, например, выучить теоремы геометрии или устройство двигателя в автомобиле, потому что им это еще неизвестно и непонятно. Наиболее эффективным способом это можно сделать посредством того, что им близко, доступно и актуально - с помощью музыки. С младенческих лет дети слушают колыбельные, песни, частушки, сами напевают какие-то мелодии, даже не научившись говорить. Музыка является первичным опытом человека, эту мысль подтверждает высказывание норвежского композитора Эдварда Грига: «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем».
Таким образом, уже имея определенный багаж знаний, ребенку будет легко и интересно тренировать, и развивать свою музыкальную память, что повлечет за собой развитие и других видов памяти. Музыкальная память включает в себя множество различных составляющих, среди которых зрительная, тактильная, моторная, эмоциональная, слуховая, логическая. Несложно представить, каким многосторонним будет процесс развития памяти в целом, если последовательно развивать музыкальную память учащихся. Это поможет освоить младшим школьникам учебную программу, а также сыграет важную роль в становлении личности.
Основная образовательная программа начального общего образования предусматривает формирование у младшего школьника эстетических чувств, ценностей, потребностей, основ музыкальной культуры, умения воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению, художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности [48]. Выполнение этих задач требует развитой музыкальной памяти, без которой невозможно сформировать у детей эстетическое отношение к миру. В этой связи данное исследование соответствует требованиям современного Федерального государственного образовательного стандарта.
Цель работы: разработать и апробировать цикл творческих заданий, заданий с изменением параметров музыкального языка и мнемонических упражнений, направленных на развитие музыкальной памяти младших школьников.
Задачи: 1) На основе анализа литературы по данной теме сформулировать понятия: память, музыкальная память.
2) Рассмотреть особенности развития памяти у младших школьников.
3) Проанализировать методы развития музыкальной памяти у младших школьников.
4) Подобрать диагностические методики, направленные на выявление актуального уровня развития мелодической, гармонической, ритмической и тембровой памяти.
5) С помощью выбранных методик выявить исходный уровень развития мелодической, гармонической, ритмической и тембровой памяти.
6) Проанализировать полученные результаты и сделать вывод об исходном уровне развития музыкальной памяти младших школьников.
7) Разработать и провести серию творческих заданий, заданий с изменением параметров музыкального языка и мнемонических упражнений, направленных на развитие музыкальной памяти младших школьников.
8) Повторно провести диагностические методики, направленные на выявление актуального уровня развития мелодической, гармонической, ритмической и тембровой памяти.
9) Сделать выводы о результативности проведенной исследовательской работы, направленной на развитие музыкальной памяти младших школьников.
Объект исследования: процесс развития музыкальной памяти младших школьников.
Предмет исследования: творческие задания, задания с изменением параметров музыкального языка и мнемонические упражнения как способ развития музыкальной памяти младших школьников.
Гипотеза: мы предполагаем, что серия организованных творческих заданий, заданий с изменением параметров музыкального языка и мнемонических упражнений может стать результативным методом развития музыкальной памяти младших школьников при условии систематичности использования метода.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, синтез и обобщение научно-теоретических источников, анализ понятийно-терминологической системы исследования.
Практические:
1. тестирование;
2. количественная и качественная обработка данных;
3. метод формирующего эксперимента.
Экспериментальная база исследования:
Экспериментальное исследование проводилось на базе 4 «А» и 4 «Б» классов Балахтинской СОШ № 1. Участие приняли 40 обучающихся в возрасте 11-12 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что работа обобщает материал из областей музыкальных способностей, общей и возрастной психологии, методики развития музыкальной памяти младших школьников в общеобразовательном учреждении.
Практическая значимость исследования заключается в том, что систематизированные и обобщенные материалы исследования могут быть использованы учителями общеобразовательных учреждения на уроках музыки начальной школы с целью развития музыкальной памяти младших школьников
В младшем школьном возрасте проблема запоминания актуальна, ведь ребенок только приходит в школу и перед ним ставится множество задач: запомнить, как правильно пишутся буквы, цифры, их последовательность, правила поведения в школе и многое другое. Кроме этого, ребенок адаптируется к новым условиям: привыкает к коллективу, педагогу, новым видам деятельности.
Память младшего школьника развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. В отличие от дошкольников, они уже способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. Как правило, они обладают хорошей механической памятью. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.
Эффективно развитие памяти младших школьников в процессе музыкальной деятельности, так как музыка знакома и понятна школьникам с раннего детства; музыкальный материал интересен, музыка значительно отличается от других предметов в школе, преобладают практические методы над теоретическими; музыкальная память неразрывно связана с памятью вообще, а значит, развивая ее с помощью музыки, мы улучшим показатели запоминания не только музыкального, но и учебного материала по разным дисциплинам. Развитие общей памяти не всегда приводит к совершенствованию музыкальной, но развитие музыкальной памяти обязательно приводит к совершенствованию общей.
Анализ данных первого констатирующего эксперимента подтвердил, что младшие школьники действительно сталкиваются с трудностями при изучении незнакомого музыкального материала, детям не хватает как теоретических знаний, так и практических умений, как следствие - недостаточный уровень развития музыкальной памяти.
Учитывая возрастные особенности развития памяти младших школьников, их потребности, интересы, требования ФГОС и расписание занятий, мы разработали программу, направленную на развитие наиболее актуальных видов музыкальной памяти: мелодической, гармонической, тембровой и ритмической памяти.
В программу включались мнемонические асинхронные упражнения, творческие задания и задания со смещением параметров музыкального языка.
В ходе апробирования программы на экспериментальной группе 4 А класса Балахтинской СОШ №1 младшие школьники проявили заинтересованность в музыкальном материале, активно выполняя предложенные задания.
Использование творческих заданий, мнемонических упражнений вызвало интерес у обучающихся, вовлекло детей в мир музыки и дало возможность получать удовольствие от выполняемых заданий. Умение различать мелодию, гармонию, ритм, тембр позволило обучающимся лучше ориентироваться в музыкальном материале, расширило их кругозор. Методическая новизна разработанной программы состоит в том, что каждое задание является уникальным упражнением в совокупности с применяемым мнемоническим приемом. Дополнением к развитию музыкальной памяти являются задания, направленные на активизацию творческого воображения путем вызова ассоциаций к мелодиям, тембру, ритму; на подключение воображения при создании собственного ритма; на стимуляцию творческого воображения путем представления звучания несуществующих тембров; на вербализацию восприятия понравившегося и отталкивающего тембра и др. У каждого ребенка по итогу изучения данной программы сложился свой набор понравившихся приемов запоминания, которые можно применять при дальнейшем обучении. Регулярное применение предлагаемых нами заданий на уроках музыки стало благоприятным фактором развития музыкальной памяти младших школьников.
Второй констатирующий эксперимент показал, что уровень развития мелодической, гармонической, ритмической и тембровой памяти младших школьников повысился. Количество детей с низким уровнем сократилось (с 5 до 2), со средним уровнем уменьшилось (с 12 до 9), с высоким уровнем увеличилось (с 5 до 12).
Таким образом, разработанная нами программа, направленная на развитие мелодической, гармонической, ритмической и тембровой памяти актуальна для младших школьников. Серия организованных творческих заданий, заданий с изменением параметров музыкального языка и мнемонических упражнений стала результативным методом развития музыкальной памяти младших школьников.
1. Абдулин, Э. Б. Теория музыкального образования: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Э. Б. Абдулин, Е. В. Николаева. - Москва: Академия, 2004. - 336 с.
2. Аверин, В. А. Психология детей и подростков: учебное пособие. Издание 2¬е / В.А. Аверин. - Санкт-Петербург: Издательство Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
3. Айзенк, М. В. Память / А. Баддли, М. Айзенк, М. Андерсон. - Санкт- Петербург: Питер, 2011. - 560 с.
4. Алдонина, Р. Музыкальные стихи [Электронный ресурс] / Р. Алдонина //
Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя. Режим доступа: ййр://7ашшайка.пагоб.гиЖасйа1ка ши71ка 8ЙЫ.й1ш(Дата обращения 11.04.2018).
5. Алексеев, А. Д. Методика обучения игре на фортепиано / А. Д. Алексеев. - Москва, 1978. - 288 с.
6. Алемская, А. А. Школа игры на синтезаторе / И. М. Красильников, А. А. Алемская, И. Л. Клип. - Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 208 с.
7. Анисимова, Н. П. Познавательные процессы и способности в обучении / Н.П. Анисимова, Е. Н. Корнеева, В. Д. Шадриков. - Москва: Просвещение, 1990. - 142 с.
8. Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ. ВУЗов / В. П. Анисимов. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 128 с.
9. Архипова, М. В. Структурная организация слушания музыки в работе с младшими школьниками: автореф. дис. ... пед. наук: 13.00.02 / М. В. Архипова. - Москва, 2011. - 184 с.
10. Бауэр, Л. М. Диагностический конструктор музыкальных способностей [Электронный ресурс] / Л. М. Бауэр // Социальная сеть работников
образования «Nsportal.ru». Режим доступа: http: //nsportal .ru/detskiy-
sad/raznoe/2015/01/29/diagnosticheskiy-konstruktor-muzykalnykh-sposobnostey(Дата обращения 17.05.2017).
11. Бережанский, П. Н. Абсолютный музыкальный слух (сущность, природа, генезис, способ формирования и развития) / П. Н. Бережанский. - Москва,
2000. - 101 с.
12. Борисова, И. А. Открытый урок в музыкальной школе-студии
«Ритмические группы с шестнадцатыми» [Электронный ресурс] / И. А. Борисова // Педагогическая мастерская. Открытый урок. 1 сентября. Режим доступа: http://xn--i 1 abbnckbmcl9fb.xn--
p 1 ai/%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D0%B8/612620/(Дата обращения 11.04.2018).
13. Бычков, Ю. Н. Основы формирования мелодического ладового слуха / Ю. Н. Бычков. - Москва: Российская академия музыки им. Гнесиных, 1993. - 48 с.
14. Варламова, А. А. Сольфеджио. 3 класс: Пятилетний курс обучения / А. А. Варламова, Л. В. Семченко. - Москва: Владос, 2005. — 126 с.
15. Вахромеев, В. Элементарная теория музыки / В. Вахромеев, - Москва: Музыкальное государственное издательство, 1961. - 241 с.
16. Винокурова, Е. С. Некоторые секреты развития музыкальных способностей / О. Лучинина, Е. С. Винокурова. - Астрахань: Проект "LENOLIUS", 2010. - 79 с.
17. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - Москва: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. - 1136 с.
18. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. - Москва: «АПН», 1960. - 130 с.
19. Ганслик, Э. О музыкально-прекрасном, перев. Лароша / Э. Ганслик. - Москва, 1895. - 226 с.
20. Голубева, О. А. Использование игровых форм работы в процессе повторения материала на уроках сольфеджио в 1-м классе ДШИ [Электронный ресурс] / О. А. Голубева // Издательский дом «Первое сентября». Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/517605/(Дата обращения 17.05.2017).
21. Г офман, И. Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре / И. Гофман. - Москва: 1961. - 222 с.
22. Додонова, Е. С. 100% память. 25 полезных методов запоминания за 10 тренировок / Е. С. Додонова. - Москва: Издательство «Э», 2017. - 192 с.
23. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей: учебное пособие / В.Н. Дружинин. - 3-е издание. - Санкт-Петербург: Питер, 2007. - 368 с.
24. Дубровина, И. В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений
/ И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. - 2-е изд., стереотип. - Москва: Издательский центр
«Академия», 2003. - 464 с.
25. Думчев, А. Краткая книга о памяти [электронный ресурс] / А. Думчев.
Режим доступа: http://lib100.com/book/memory/kratkaya kniga o pamyati
(Дата обращения 28. 05. 2017).
26. Дьяченко, И. Ю. Теория и методика музыкального воспитания / И. Ю. Дьяченко. - Тюмень, 2014. - 91 с.
27. Емельянова, Е. В. Понятие «одаренность» в психолого-педагогической литературе / Е. В. Емельянова // Вестник ЧГПУ. Педагогика и психология. - 2011. - № 3. - С. 62 - 69.
28. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А. Н. Зимина. - Москва: ВЛАДОС, 2000. - 304 с.
29. Зинченко, В. П. Большой психологический словарь / В. П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. - Санкт-Петербург: Прайм Еврознак, 2006. - 672 с.
30. Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание / П. И. Зинченко. - Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1961. - 564 с.
31. Ильина, Т.В. К проблеме воспитания чувства ритма у младших школьников на уроках сольфеджио [Электронный ресурс] / Т. В. Ильина // Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс». Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/471468(Дата обращения 17.05.2017).
32. Кабалевский, Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы / Д. Б. Кабалевский. - Москва, 2001. - 225 с.
33. Кадыров, Р. Г. Музыкальная психология [Электронный ресурс] / Р. Г. Кадыров. - Режим доступа:http://www.superinf.ru/view helpstud.php?id=215(Дата обращения 28. 05. 2017).
34. Каргополова, Т. М. Развитие музыкальных способностей у учащихся младшего школьного возраста в процессе изучения фольклора / Т. М. Каргополова. - Москва, 2014. - 260 с.
35. Каузова, А. Г. Теория и методика обучения игре на фортепиано; под редакцией А. Г. Каузовой, А. И. Николаевой. - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001- 368 с.
36. Кашанская, Л. В. Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио в
ДМШ [Электронный ресурс] / Л. В. Кашанская // Образовательный портал для преподавателей ДМШ. Режим доступа: http://as-
sol.net/PDF/metodika/razvitie garm sluha kashanskaya.pdf(Дата обращения 11.04.2018).
37. Кириченко, М. И. Развитие тембрового слуха - резервы музыкального
образования [Электронный ресурс] / М. И. Кириченко // Научно¬издательский центр «Социосфера». Режим доступа:
http://www.sociosphera.com/publication/conference/2015/86/razvitie tembrovogo sluha rezervy muzykalnogo obrazovaniya/(Дата обращения 17.05.2017).
38. Кленов, А.С. Я познаю мир: дет. энцикл.: Музыка / А.С. Кленов. - Москва: АСТ-ЛТД, 1998. - 448с.
39. Козубовский, В. М. Общая психология: познавательные процессы / В.М. Козубовский. - Минск: Амалфея, 2008. - 367 с.
40. Коменский, Я. А. Великая дидактика. - Избранные педагогические сочинения / Я. А. Коменский. - Москва, 1939, т. 1, с 171.
41. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие / И. Ю. Кулагина. — Москва: Изд-во УРАО, 1997. - 176 с.
42. Кучуренко, И. М. Музыкально-дидактические игры [Электронный ресурс] /
И. М. Кучуренко // Социальная сеть работников образования «Nsportal.ru». Режим доступа: https: //nsportal .ru/detskiy-sad/raznoe/2013/11/19/muzykalno-
didakticheskie-igry-dlya-2-oy-mladshey-gruppy(Дата обращения 11.04.2018).
43. Лещинская, Е. И. Методы устранения неточного интонирования у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / Е.И. Лещинская // Общедоступный информационный ресурс в сфере дошкольного, школьного, коррекционного и дополнительного образования «РОНО». Режим доступа: http://erono.ru/art/?ELEMENT ID=926(Дата обращения 17.05.2017).
44. Лучинина, О. Музыкальная психология и педагогика: Конспекты лекций
для студентов музыкальных ВУЗов [Электронный ресурс] / О. Лучинина // 2013 - Режим доступа:http://samlib.ru/l/luchinina o/muspsy.shtml(дата
обращения 28. 05. 2017).
45. Майкапар, С. М. Музыкальный слух. Изд. 2-е. / С.М. Майкапар. -
Петроград, 1915 - 149 с.
46. Маккиннон, Л. Игра наизусть / Л. Маккиннон. - Москва: Музыка, 1967. - 144 с.
47. Маклаков, А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - Санкт-Петербург,
2001. - 592 с.
48. Министерство науки и образования РФ. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: [утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357]. - Москва, 2009. - 41 с.
49. Михеева, Л. В. Музыкальный словарь в рассказах [Электронный ресурс] / Л. В. Михеева. - Москва: Советский композитор, 1984. - Режим доступа: http: //www.bibliotekar.ru/sl ovar-muzika/145. htm(дата обращения 14.05.2017).
50. Музыкальные термины [Электронный ресурс] / Ю. Л. Авербах [и др.] // Универсальная научно-популярная энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа:
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura i obrazovanie/muzyka/TERMINI MUZIKALNIE.html?page=0,11(Дата обращения 11.04.2018).
51. Мухина, В. С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. - Москва, 1975.¬270 с.
52. Муцмахер, В. И. Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано / В.И. Муцмахер. - Москва: «Музыка», 1984. - 185 с.
53. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры / Г.Г. Нейгауз. - Москва, 1988. - 240 с.
54. Немов, Р. С. Общая психология: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. / Р.С. Немов. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 396 с.
55. Николаев, А. Школа игры на фортепиано / А. Николаев, В. Натансон, Л. Рощина. - Москва: Музыка, 2002. - 199 с.
56. Образцова, Т. Н. Музыкальные игры для детей / Т. Н. Образцова. - Москва: ИКТЦ «Лада», 2005. - 140 с.
57. Пак, Ю. А. Развитие музыкальной памяти у учащихся младшего школьного возраста на занятиях по сольфеджио: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02/ Ю. А. Пак. - Москва, 2002. - 170 с.
58. Петрушин, В. И. Музыкальна психология: Учебное пособие для вузов. - 2-е изд. / В.И. Петрушин. - Москва: Академический проект; Трикста, 2008. - 400 с.
59. Пешкова, В. Е. Теория и методика музыкального образования в начальных классах / В.Е. Пешкова. - Майкоп, 2010. - 83 с.
60. Поддубная, Е. А. Музыкальные пальчиковые игры / Е. А. Поддубная. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 39 с.
61. Попова, Н. Н. Развитие чувства ритма у младших школьников на уроках
музыки [Электронный ресурс] / Н. Н. Попова // Социальная сеть работников образования «Nsportal.ru». Режим
доступа: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/02/28/razvitie-chuvstva-ritma-u-mladshikh-shkolnikov-na-urokakh-muzyki (Дата обращения
11.04.2018).
62. Профессиональный нотный редактор для написания, воспроизведения, печати и публикации музыкальных партитур «Avid - Sibelius 7.1.3». 2012.
63. Римский-Корсаков, Н. А. Музыкальные статьи и заметки / Н.А. Римский- Корсаков. - Санкт-Петербург, 1911. - 223 с.
64. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Санкт- Петербург, 2000. - 698 с.
65. Рыбинская, А. В. Развитие памяти младших школьников [Электронный
ресурс] / А. В. Рыбинская // Педагогическая мастерская. Открытый урок. 1 сентября. Режим доступа: http://xn--i 1 abbnckbmcl9fb.xn--
p 1 ai/%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D0%B8/507750/ (Дата
обращения 11.04.2018).
66. Радынова, О. П. Музыкальные шедевры: Настроения, чувства в музыке. 2-е изд. / О. П. Радынова. - Москва: Сфера, 2016. - 208 с.
67. Самойлова, Л. В. Развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Л. В. Самойлова. - Челябинск, 2004. - 143 с.
68. Смирнова, Е. О. Психология ребенка / Е.О. Смирнова. - Москва: Школа- пресс, 1997. - 384 с.
69. Способин, И. В. Элементарная теория музыки / И. В. Способин. - Москва: Государственное музыкальное издательство, 1963. - 202 с.
70. Суднева, О. Ю. Одаренные дети: особенности и сложности развития [Электронный ресурс] / О. Ю. Суднева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). Режим доступа: https://vk.com/doc71662722 445807070?hash=a286ef6ced9d58834b&dl=4ea51a83505219993f (Дата обращения 11.04.2018).
71. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. - Москва, 1977. - 334 с.
72. Феоктистова, А. А. Картотека музыкально-дидактических игр
[Электронный ресурс] / А. А. Феоктистова // Социальная сеть работников образования «Nsportal.ru». Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-
sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2014/09/15/kartoteka-muzykalno-didakticheskikh-igr-dlya(Дата обращения 11.04.2018).
73. Хусаинова, А. М. Развитие памяти у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / А. М. Хусаинова // Социальная сеть работников образования «Nsportal.ru». Режим доступа:https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/01/10/razvitie-pamyati-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta(Дата обращения 11.04.2018).
74. Цыпин, Г. М. Обучение игре на фортепиано / Г.М. Цыпин. - Москва, 1984. - 176 с.
75. Шатковский, Г. И. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования / Г. И. Шатковский. - Москва, 1986. - 91 с.
76. Шереметьев К. П. Бешеный креатив. Десятки идей в день за 12 минут / К. П. Шереметьев. - Москва: Издательство «Э», 2015. - 320 с.
77. Юринская, О. И. Диагностика музыкальных способностей [Электронный
ресурс] / О. И. Юринская // Электронное периодическое издание «Преемственность в образовании». Режим доступа:
http: //j ournal .preemstvennost.ru/arkhiv/year-2013/11 -nomer-3032013/soprovozhdenie-subektov-obrazovatelnoj-deyatelnosti-v-sisteme-neprervvnogo-obrazovaniya/440-samostoyatelnaya-pedagogicheskaya-razrabotka-metodicheskie-rekomendatsii-diagnostika-muzykalnykh-sposobnostej(Дата обращения 17.05.2017).