ВВЕДЕНИЕ 3
1 РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 10
1.1 Особенности содержания, составные элементы системы
непрерывного образования 10
1.2 Нормативно-правовое регулирование формирования и развития
системы непрерывно образования в РФ 16
1.3 Развитие непрерывного профессионального образования в России
и за рубежом 22
2 КОВОРКИНГ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ 33
2.1 Особенности содержания и основные формы организации
коворкинг-пространства в образовательной организации 33
2.2 Краткая характеристика ФГАОУ ВО «СФУ» и определение места
коворкинг-пространства в системе непрерывного образования университета 39
2.3 Проект «Развитие непрерывного профессионального образования в
ВУЗе: организация образовательного коворкинг-пространства на базе СФУ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
Актуальность темы исследования. Сложность и многогранность процессов, протекающих во всех сферах жизнедеятельности и всех секторах экономики, предопределяет изменение требований к уровню профессиональной квалификации работников.
Малый и средний бизнес представляет собой основной, динамично развивающийся сектор экономики развитых зарубежных стран. В России период заметной активизации развития малого и среднего бизнеса сменился периодом снижения численности занятых в данном секторе экономики и уменьшением темпов развития малого и среднего бизнеса. Вместе с тем, в условиях стабилизации экономики увеличивается потребность в формировании нового поколения молодых предпринимателей, способных быстро адаптироваться к действующим условиям внешней и внутренней среды и играть более активную роль в развитии бизнеса и экономики в целом.
Непрерывное развитие и совершенствование общественного производства предопределяет изменение, а во многих случаях и повышение уровня профессиональных требований освоения компетенций для работников различных сфер экономики.
Для многих видов профессиональной деятельности непрерывное образование можно рассматривать не только как процесс получения определенных знаний, умений и навыков, но и как образ мышления и жизни. Особую актуальность данная проблема приобретает в условиях разработки и внедрения профессиональных стандартов для отдельных профессий
Одной из серьезных проблем, на наш взгляд, является частая смена законодательных основополагающих документов - Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОСов), что естественно
влечет за собой разработку принципиально образовательных программ (ООП)
Решению выше обозначенных задач может способствовать построение грамотной системы непрерывного профессионального образования, основанной, с одной стороны на коллективных формах образовательного процесса, обеспечивающих освоение базовых компетенций, с другой стороны на индивидуализации образовательных целей и программ в соответствие с требованиями конкретных условий среды функционирования работника.
Формирование системы непрерывного профессионального образования, на наш взгляд, позволит теоретически, методически и практически решить ряд конкретных задач.
Во-первых, данная система должна предусматривать не только формальные, но и неформальные и информальные формы образовательного процесса, основанные на качественном информационном обеспечении.
Во-вторых, данная система должна предусматривать не учебный. а именно образовательный процесс и не предметный, а компетентностный и профессионально-ориентирований подход к ее формированию, нацеленные не на изучение материала. чтобы знать, а на успешное освоение материала, для того, чтобы знать, уметь применять и владеть технологиями использования в профессиональной деятельности.
В- третьих, в области кадрового обеспечения современные условия требуют дополнительную подготовку преподавательского состава, определение адекватных критериев оценивания и его диагностику по ключевым параметрам. Кроме того, специфика аудитории обучающихся предопределяет более демократичный тип преподавания.
В-четвертых, немаловажным моментом в формировании системы непрерывного профессионального образования следует учитывать всестороннее внедрение инновационных коммуникаций, формирование и использование компьютерных программ и адекватным интерфейсом, оборудование аудиторного фонда для групповых занятий, что позволит структурировать организацию образовательного процесса в контексте современных требований.
В-пятых, система непрерывного профессионального образования должна быть обеспечена качественным методическим материалом, который предусматривает не только традиционные но и инновационные (активные, интерактивные) методы обучения, что позволяет индивидуализировать результаты усвоения и практического применения полученных знаний, умений, навыков с учетом особенностей (личных характеристик) обучающихся.
Успешное решение обозначенных задач позволить повысить качество непрерывного профессионального образования с учетом современных требований. Вышеуказанное многообразие проблем показывает значимость развития непрерывного профессионального образования, как ресурса реализации предпринимательской активности населения, что и определило актуальность выбранной темы диссертационного исследования.
Степень изученности проблемы. В зарубежной и отечественной научной и учебной литературе накоплен достаточно большой запас знаний по формированию и развитию системы профессионального образования.
В диссертационном исследовании использованы работы ряда российских и зарубежных учёных разных школ и направлений.
Следует отметить, что обозначенные вопросы и проблемы изучены учеными в рамках проблем того периода времени, в котором проведены данные исследования. В настоящее время существует потребность в исследовании теоретических и методических подходов к формированию системы непрерывного профессионального образования, практическим аспектам их применения в образовательном процессе в соответствие с современными требованиями формирования профессиональных компетенций и с учетом новых знаний, с учетом зарубежного опыта.
Объект исследования: система непрерывного профессионального образования работников сферы услуг
Предмет исследования: процесс непрерывного профессионального образования в сфере услуг
Цель и задачи исследования.
Цель диссертационного исследования заключается в совершенствовании и развитии системы непрерывного профессионального образования на основе изучения и обобщения существующих теоретико-методических и практических подходов и с учетов использования современных форм и методов обучения.
Достижение поставленной цели исследования обусловило постановку следующих основных задач
• провести теоретико - методическое исследование проблемы непрерывного профессионального образования в условиях изменяющегося общества,
• определить основные отличительные черты и проблемы развития непрерывного образования в современных условиях;
• провести анализ организации образовательного процесса в системе непрерывного профессионального образования в университете.
• разработать проект образовательного коворкинг-пространства, как интерактивного элемента системы непрерывного профессионального образования СФУ и как динамичную составляющую процесса развития профессиональных компетенций.
Теоретической основой диссертационного исследования являются фундаментальные и прикладные исследования отечественных и зарубежных авторов по проблемам в сфере образования, в том числе формирования и развития профессионального образования, материалы научных и практических конференций, а также законодательные и нормативные документы Российской Федерации и Красноярского края в области образования.
Информационную базу исследования составили официальные материалы Федеральной службы государственной статистики России и Красноярского края, информационные, аналитические и нормативные материалы Министерства науки и высшего образования РФ, а также материалы периодической печати и официальных Интернет-сайтов.
Методическая база проведения исследования в рамках магистерской диссертации базируется на следующих научно- методических подходах:
- Системный подход, заключающийся в том, что предусматривается применения эффективных интерактивных форм обучения в процессе профессионального образования, как целостной системы, являющейся подсистемой более крупной системы с одной стороны, и состоящей в свою очередь из взаимовлияющих друг на друга подсистем, элементов, связанных причинно- следственными связями, с другой стороны.
- Компетентностный подход, заключающийся в привитии и развитии работника набора ключевых компетенций, обеспечивающих его успешную профессиональную деятельность.
- Функциональный подход, согласно которому любая система обязана быть функциональной, вносить свой вклад по достижению целей и задач.
- Структурный подход, который предусматривает проведение исследования на основе определения значимости, приоритетов отдельных факторов, составляющих, единичных показателей, принципов, методов обучения в их совокупности с целью повышения рациональности распределения ресурсов образовательной организации.
- Деятельностный подход к построению процесса обучения, раскрывающий основные закономерности построения образовательной деятельности на основе теории деятельности, а так же предусматривающий ориентир на включение в активную самостоятельную деятельность, с использование современных интерактивных форм и методов обучения.
- Личностно-ориентированный подход, рассматривающий обучающегося как субъекта образовательной деятельности, способного самостоятельно разрабатывать проекты, определять траектории формирования и развития своей экономической культуры.
Характеристика видов информации, используемой при проведении научных исследований.
Информация, представленная в текстовом виде, формирует основу исследовательской работы в рамках темы магистерской диссертации, обосновывает цели исследования, излагается в свободной авторской интерпретации. В качестве текстовой информации использованы законодательно-нормативные акты, труды отечественных и зарубежных авторов в области развитие интерактивных методов формирования экономической культуры обучающихся общеобразовательных организаций. С помощью данной информации охарактеризован процесс проведения исследований в теоретической и экспериментальной части магистерской диссертации.
Числовая информация позволило представить результаты исследования в виде количественных характеристик с построением аналитических таблиц, характеризующих тенденции развития изучаемого процесса.
С помощью графической информации были представлены количественные характеристики изучаемого процесса в виде схем, диаграмм и др.
Научными результатами магистерской диссертации могут выступать следующие положения:
• определены проблемы и ключевые параметры развития системы непрерывного профессионального образования;
• обоснована необходимость и определено место коворкинг- пространства в системе непрерывного образования ВУЗа;
• разработан проект создания образовательного коворкинг - пространства в системе непрерывного образования СФУ.
Результаты научных исследований нашли отражение в опубликованных материалах и выступлениях:
1. Есина О. Н., Казанцева Е. Е. Развитие цифровых технологий в сфере услуг Красноярского Края// Проблемы развития рынка товаров и услуг: перспективы и возможности субъектов РФ: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - СФУ, 2020 - С. 102-105
2. Есина О. Н. Ключевые аспекты развитие системы непрерывного профессионального образования //Человек, семья и общество: история перспективы развития: Материалы VIII Международного образовательного форума; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2019
3. Есина О. Н. Образовательное коворкинг-пространство как форма реализации непрерывного образования // Международные психолого-педагогические чтения памяти Л.В. Яблоковой; ответственный редактор О.В. Груздева; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2020
Структура работы. Диссертационная работа включает введение, две главы, список использованных источников, заключение. Список литературных и прочих источников включает 66 наименований. Диссертация содержит 18 аналитических и информационных таблиц, иллюстрирована 8 рисунками. Общий объем диссертационной работы 86 страниц.
Всестороннее развитие и совершенствование общественного производства предопределяет изменение, а во многих случаях и повышение уровня профессиональных требований и освоения компетенций для работников различных сфер экономики. Особую актуальность эти вопросы приобретают в период формирования и внедрения в практику функционирования профессиональных стандартов по основным видам профессиональной деятельности. Для решение данных запросов общества необходимо формирование эффективной системы непрерывного профессионального образования.
Вопросы организации процесса непрерывного профессионального образования рассматриваются как на уровне государства, так и на уровне отдельных субъектов образовательного процесса и нашли отражение в законодательных и нормативных документах, а также работах отечественных и зарубежных авторов.
Обобщение и критический анализ представленных материалов и собственные исследования позволили определить ряд узких мест, и соответствующих векторов развития системы непрерывного профессионального образования в ряде направлений :
- интегрирование и кооперация в образовательном процессе формального, неформального и информального образования;
- преобразование учебного (предметного) процесса в образовательный (компетентностный, практико-ориентированный);
- формирование адекватных кадров, обеспечивающих образовательный процесс, соответствующих запросам потребителей образовательных услуг;
- создание соответствующей материально-технической составляющей образовательного процесса, включающей инновационные коммуникативно-информационные системы, оборудование с характеристиками в контексте современных требований.
Решению поставленных проблем, на наш взгляд, может способствовать организация образовательного коворкинг-пространства.
Коворкинг, как пространство для работы и обучения, позволяет обеспечить ряд преимуществ в процессе непрерывного профессионального образования :
- осуществление индивидуальной и коллективной деятельности в едином пространстве, что способствует общению, и соответственно обмену опытом среди участников.
- продуктивное взаимодействие как его участников, так и всех заинтересованных групп и общества в целом,
- организация проектов, стартапов, встреч, переговоров и прочих деловых и обучающих коллективных мероприятий.
В работе обоснована возможность и необходимость организации образовательного коворкинг-пространства в ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» и предложен конкретный проект.
Реализация сформированного проекта позволит повысить качество непрерывного профессионального образования в университете.
1. Конвенция ООН от 12.11.1989 «О техническом и профессиональном образовании» // СПС «КонсультантПлюс». Версия ПРОФ
2. Конвенция ООН от 21.12.1979 «О признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы» // СПС «КонсультантПлюс». Версия ПРОФ.
3. Конвенция ООН от 17.12.1976 «О признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в арабских и европейских государствах бассейна Средиземного моря» // СПС «КонсультантПлюс». Версия ПРОФ.
4. Резолюция ХХХ Международной организации труда «О
занятости молодежи» // СПС «КонсультантПлюс». Версия ПРОФ.
5. Проект концепции модельного Образовательного кодекса для государств-участников СНГ // СПС «КонсультантПлюс». Версия ПРОФ.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30.12.2001 № 197-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». Версия ПРОФ.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». Версия ПРОФ.
8. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». Версия ПРОФ.
9. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и
послевузовском профессиональном образовании» // СПС
«КонсультантПлюс». Версия ПРОФ.
10. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре» // СПС «КонсультантПлюс». Версия ПРОФ.
11. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об
образовании» // СПС «КонсультантПлюс». Версия ПРОФ.
12. Концепция непрерывного образования от 18.03.1989 // СПС «КонсультантПлюс». Версия ПРОФ.
13. Постановление Правительства РФ от 24.03.2000 № 258 «Об утверждении Положения о Министерстве образования Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». Версия ПРОФ.
14. Постановление Правительства Российской Федерации от
29.07.1995 № 770 «О совершенствовании системы профессиональной
подготовки медицинских и фармацевтических кадров» // СПС «КонсультантПлюс». Версия ПРОФ.
15. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13.03.1987 № 325 «О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве» // СПС «КонсультантПлюс». Версия ПРОФ.
16. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13.03.1987 № 327 «О мерах по улучшению подготовки и использования научно-педагогических и научных кадров» // СПС «КонсультантПлюс». Версия ПРОФ.
17. Федеральная целевая программа «О содействии занятости населения Российской Федерации в 1996-1997 годах» // СПС «КонсультантПлюс». Версия ПРОФ.
18. Андреева, А.Ф. Сущность современной системы непрерывного обучения персонала в организации/ А.Ф.Андреева, В.В.Новиков // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2016. - № 8. - Том 2. - С. 261-263.
19. Андрейчук, Н.В. Проблема непрерывного образования в контексте современной философии образования [Текст] / Н.В.Андрейчук //Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - Серия: Гуманитарные и общественные науки, 2007. - №. 8. С.28-33
20. Бабакова, Т.А. Открытый университет как феномен образования взрослых / Т.А. Бабакова, О.Р. Левина // Непрерывное образование: XXI век. - Выпуск 2 (14). - 2016. - DOI: 10.15393/j5.art.2016.3106. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3106(дата обращения - 12.11.2020.)
21. Бажин, А.С. Анализ методов развития персонала организации в практике менеджмента зарубежных стран/ А.С. Бажин // ScienceTime, 2015 - № 3 (15). - С. 22-27.
22. Белай, В. И. Коворкинг как перспективное направление в современной экономике/ В.И.Белай, Е.Н. Страданченкова// Альманах современной науки и образования, 2013. - № 10 (77). - С. 30-32.
23. Блэйк, Р.Р. Научные методы управления / Р.Р., Блэйк, Д.С. Мутон [пер. с англ. И. Ющенко]. - Киев: Вышейшая школа, 2015. - 372 с.
24. Войтович, И.К. «Закон о непрерывном образовании» и его роль в
продвижении концепции непрерывного образования в США/ И. К. Войтович // Электронная научная библиотека «КиберЛенинка». 2013. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zakon-o-
nepreryvnom-obrazovanii-i-ego-rol-v-prodvizhenii-kontseptsii-nepreryvnogo-obrazovaniya-v-ssha (дата обращения - 10.10.2020)
25. Герман, М.В. Непрерывное образование: эволюция развития, объективная реальность / М.В. Герман// Вестник Томского Государственного Университета. - 2012. - № 2(18). - С. 149.
26. Гордина, О.В. Роль университета в развитии неформального
образования взрослых [Текст] / О.В.Гордина // Развитие непрерывного образования: материалы II Всероссийской научно-практической
конференции. - Том 1, Гос.пед. ун-т. - Красноярск, 2009. - 280 с., С. 200-204.
27. Горбунова, Г.А. К вопросу о непрерывности дизайн-образования: проблемы и перспективы [Текст] / Г.А.Горбунова, О.П.Савельева // Вестник Оренбургского государственного университета, 2015. - № 5- С. 112-117
28. Городнова, А.А. Непрерывное образование и тенденции развития бизнес-образования / А.В. Городнова. // Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2011. - № 25. - С. 54.
29. Диденко, Д.В. Финансирование российского образования и науки: роль институциональных секторов экономики / Д.В. Диденко // Финансовый журнал, 2014. - № 1. - С. 111-122.
30. Жданов, А.В. Некоторые аспекты становления и развития
непрерывного образования взрослых в Европе / А. В. Жданов// Электронная научная библиотека «КиберЛенинка», 2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-stanovleniya-i-
razvitiya-obrazovaniya-vzroslyh-v-evrope (дата обращения - 12.10.2020)
31. Зайцева, О.В. Непрерывное образование: основные понятия и определения [Текст] / О.В. Зайцева // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2009. - №. 7. - С.106-109.
32. Змеёв, С.И. Образование взрослых и андрагогика в реализации
концепции непрерывного образования в России / С. И. Змеев// Электронная научная библиотека «КиберЛенинка», 2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-vzroslyh-i-andragogika-v-
realizatsii-kontseptsii-nepreryvnogo-obrazovaniya-v-rossii (дата обращения 13.10.2020)
33. Игнатьева, Г. А. Инновационная площадка как место встречи практикоориентированной науки и наукоориентированной практики/ Г. А. Игнатьева, А. С. Мольков // Историческая и социально-образовательная мысль, 2012. - № 3. - С. 14-23.
34. Игнатьева, Г. А. Образовательный коворкинг как новый формат
организации образовательного пространства дополнительного
профессионального образования [Текст] /Г.А. Игнатьева, О.В. Тулупова, А.С. Мольков // Образование и наука, 2016. - №. 5. - С.98-102
35. Ильина, Н. Ф. Непрерывное педагогическое образование: обновление в контексте регионального развития: монография / Н. Ф. Ильина. - Красноярск: КК ИПК РО, 2013. - 308 с.
36. Инновационная деятельность в образовании: вопросы теории и практики/ Ильина Н. Ф. , Адольф В. А. - Красноярск, 2019 https://elibrary.ru/item.asp?id=39285825 (дата обращения - 10.09.2020)
37. Киселева В.А. Внутренний маркетинг компании и эффективность работы персонала/ В. А. Киселева // Российское предпринимательство, 2015. - № 3 (225). - С. 81-84.
38. Коваленко, И.В. Организационно-правовые основы повышения
квалификации преподавателей вуза / И. В. Коваленко// Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, 2013. - №3-2. - С. 131-137.
39. Коптева, К.В. Эффективная система обучения как основа развития кадрового потенциала предприятия / К.В. Коптева, Л.А. Афанасьева// Auditorium, 2014 - № 3 (3). - С. 172-181.
40. Короткова, О.А. Обучающаяся и развивающаяся организация / О.
А. Короткова// ITeam.ru- технологии корпоративного управления. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://
iteam.ru/publications/human/section_67/article_985 (дата обращения- 01.11.2020)
41. Корпоративные университеты в российской и зарубежной практике. - Москва: Ассоциация менеджеров России, 2012. - 184 с.
42. Куликов, Ю.А. Традиционные и инновационные формы обучения в системе дополнительного профессионального образования / Ю. Куликов// Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации: материалы 5-ой всероссийской научно-практической интернет-конференции / под науч. ред. М.В.Новикова - Ярославль: издательство ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2013. - С. 15-19.
43. Лукичева, С.В. Непрерывное образование как основа поэтапного формирования творческой самостоятельности будущего инженера/ С. В. Лукичева // Развитие непрерывного образования [Текст] / С.В. Лукичева, О.Н. Коваленко /// Материалы II Всероссийской научнопрактической конференции. - Том 1, Красноярск, 2009. - С. 163-167.
44. Мольков, А. С. Проектно-деятельностная кооперация как способ становления позиционной общности педагогов-инноваторов в системе постдипломного образования/ А.С. Мольков // Психология обучения, 2012. -
№ 3. - С. 95-104.
45. Москвич, Ю.Н. Непрерывное образование для инновационных обществ мира //Развитие непрерывного образования [Текст] / Ю.Н. Москвич // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - Том 1, Красноярск,2009. - 280 с.
46. Осипов, Г.В. Взаимодействие науки и производства: социологический анализ / Г.В. Осипов, М.Н. Стриханов, Ф.Э. Шереги. - Москва: Институт социально-политических исследований, 2014. - Ч. 1. - с. 141-143.
47. Отчет о самообследовании СФУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:) http://about.sfu-kras.ru/node/8991(дата обращения 05.11.2020)
48. Полтавская, М. Б. Институционализация новых форм
социального взаимодействия: пространство коворкинга / М.Б. Полтавская// Вестник ВолГУ. Сер. 7: философия, социология и социальные технологии, 2014. - № 3. - С. 107-115.
49. Ревякина, В.И. Непрерывное и дополнительное образование - необходимая потребность современности [Текст] / В.И.Ревякина // Развитие непрерывного образования:материалы II Всероссийской научно¬практической конференции. - Том 1, Красноярск, 2009. - 280 с., С. 183-187.
50. Ройтблат, О.В. Формальное образование взрослых в системе повышения квалификации средствами неформального образования [Текст] / О.В.Ройблат // Мир науки, культуры, образования, 2009. - № 7 (19). - С. 211-213.
51. Ротанова, М.Б. Тенденции корпоративного обучения в контексте образовательных парадигм / М. Б. Ротанова// Электронная научная библиотека «КиберЛенинка», 2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-korporativnogo-obucheniya-v-kontekste-obrazovatelnyh-paradigm (дата обращения -15.09.2020)
52. Рулевский, В.И. Выявление сущности, форм, методов и средств внутрифирменного обучения персонала/ В.И. Рулевский // Транспортное
дело России, 2010. - №7. - С. 101-103.
53. Салько, А. В. Инновационные методы формирования образовательной среды высших учебных заведений [Текст] / А.В.Салько, А.Е. Енин // Архитектурные исследования. - 2017. - №. 2. - С. 22-34.
54. Соловьева, И.А.Разработка комплексной многокритериальной модели оценки системы обучения и развития человеческих ресурсов организации / И.А.Соловьева, Р.И. Закирьянов// Науковедение, 2016. - № 2, том 8. - С. 1-17.
55. Таюрский, А.И. Инновации в области непрерывного образования (на примере института проблем непрерывного образования РАО) [Текст] / А.И.Таюрский // Развитие непрерывного образования Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - Том 1, Красноярск: 2009. - 280 с.
56. Ткаченко, Л.Н. Андрагогическая и акмеологическая модели непрерывного образования взрослых / Л. Н. Ткаченко/ Электронная научная библиотека «КиберЛенинка», 2013. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/andragogicheskaya-i-akmeologicheskaya-modeli-nepreryvnogo-obrazovaniya-vzroslyh (дата обращения 10.09.2020)
57. Топчий, И.В. Дополнительное архитектурно-художественное образование в контексте развития университетов мира: Европа [Текст]: Учебное пособие / И.В.Топчий. - Москва: ЛЕНАНД, 2014. - 192 с.
58. Фурса, О. Непрерывное образование в сфере дизайна: мировая
практика и современные тенденции [Электронный ресурс] / О. Фурса // Художественный институт художественного моделирования и дизайна им. Сальвадора Дали. - Украина, 2013. Режим доступа:
http://gisap.eu/ru/node/18988 (дата обращения - 25.10.2020)
59. Халмурзаева,, Э.Б. Образовательный коворкинг и особенности его функционального зонирования [Текст] / Э.Б.Халмурзаева // Вестник КГУСТА. - Бишкек, 2018. - № 2 -С112-118
60. Чуланова, О.Л. Секондмент как современная технология обучения и развития персонала организации: проблемы, возможности, актуализации, риски/ О.Л.Чуланова, Е.И. Мезенцева// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2016. - № 3. - С. 22-32.
61. BilandzicM. The Embodied Hybrid Space - Designing Social and
Digital Interventions to Facilitate Connected Learning in Coworking Spaces / Electronic text data. Mode of access:
http://kavasmlikon.files.wordpress.com/2013/09/ markbilandzic_phdthesis.pdf.
Title from screen. (дата обращения- 21.10.2020)
62. Butcher Т. Coworking: Locating Community at Work. Melbourne: RMIT University, 2013. 156 р.
63. Coworking's First Name. Electronic text data. Mode of access: http:// www.deskmag.com/en/9-to-5-group-coworking-first-name. Titlefromscreen.
64. Jones D., Sundsted T., Bacigalupo T. I'm Outta Here! How Coworking is making the Office Obsolete. TX.: Notan MBA Press, 2009. 147 р.
65. SpinuzziC. Working Alone Together: Coworking as Emergent Collaborative Activity. Journal of Business and Technical Communication, 2012. - № 26 (4). - P. 399-441.
66. Schurmann M. Coworking Space: GeschaftsmodellfurEntrepreneure und Wissensarbeiter. - Springer-Verlag, 2013.