ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ
ПЕРЕДАЧИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА У ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ В СИСТЕМЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 10
1.1. Восприятие художественного образа подростками 10
1.2. Характеристика способности передачи
художественного образа хореографическими средствами 19
1.3. Педагогическая технология на занятиях
современной хореографии в системе дополнительного образования 27
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ ПЕРЕДАЧИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА У ПОДРОСТКОВ
ПРИ ОСВОЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ 38
2.1. Технология как средство развития способности
передачи художественного образа 38
2.2. Технология развития способности художественного образа
у подростков при освоении современной хореографии 46
2.3. Анализ апробации развития способности передачи художественного образа у подростков при освоении
современной хореографии 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
Приложение 1. Комплекс упражнений по развитию художественного образа 68
Приложение 2. Образовательная программа по современной хореографии для подростков 72
Приложение 3. Видеозапись хореографического номера как средство развития способности передачи художественного образа 100
Приложение 4. Очерк танца «Г рани» 101
Приложение 5. Дипломы Школы танца студии современного
танца «DJAZZ» 103
В настоящее время в условиях кардинальных перемен общество ищет пути выхода из переломных и деструктивных ситуаций. В связи с этим возникают проблемы быстрой и гибкой адаптации личности к стремительно меняющимся условиям, что характеризуется уровнем саморазвития личности.
В силу этого работа по гармонизации личности хореографическими средствами является актуальной, поскольку танец является интегратором психологических, физиологических, эмоциональных и нравственных аспектов человека, хореографические произведения предполагают множество перемещений танцовщиков по уровням и в пространстве относительно друг друга, также включают в себя взаимодействие каждого участника с другими.
Характерной особенностью современного танца является знакомство танцовщика с понятием «хронотоп» - эстетической категорией, отражающей амбивалентную связь временных и пространственных отношений, художественно освоенных и выраженных с помощью соответствующих изобразительных средств в литературе и других видах искусства [5, с. 34], которое поддерживается уже самой включенностью участников в этот процесс. Переживание эмоционального состояния само по себе приводит к дальнейшему саморазвитию личности. Фиксация данного состояния в памяти дает определенный отпечаток, в том числе и в эмоциональной сфере, человек может создавать и воспроизводить такое состояние в обычной жизни. Это влияет на эффективность процесса саморазвития, поэтому современный танец, как и современное искусство, является многогранным и быстро развивающимся направлением, следовательно, современный танец становится уникальным и актуальным для изучения в аспекте саморазвития личности.
Процесс воспитания творческих способностей личности достигает своей цели только тогда, когда активизируется и интенсифицируется процесс саморазвития и гармонизации личности. Для саморазвития своих природных задатков, включая и развитие своих творческих способностей, требуется целенаправленная активность, созидательная деятельность самой личности, основанная на научном знании определенных законов, принципов и правил, и такой процесс может активизироваться особенно интенсивно на занятиях современной хореографией, а особенно в процессе танцевальной импровизации. Поэтому в ходе занятий педагогу необходимо создавать условия для оптимального включения личности в творческий процесс, так как именно в созидательной деятельности развивается ее творческий потенциал [53].
Следует обратить внимание на то, что в настоящее время недостаточно разработана технология передачи художественного образа подростками на занятиях современной хореографией в системе дополнительного образования. Данная дипломная работа способствует решению этой проблемы.
Анализ педагогической литературы и практической деятельности позволяет сделать вывод о необходимости исследования проблемы развития способности передачи художественного образа у подростков и сформулировать следующие противоречия:
1) между социальным заказом на развитие гармонично развитой личности (физическими, эмоциональными, физиологическими, эстетическими, творческими качествами) и реальным уровнем развития подростков;
2) между необходимостью развития художественного образа современной хореографией и неразработанностью педагогической технологии в дополнительном образовании.
Противоречия позволили сформулировать проблему настоящей работы: сложность восприятия и воплощения подростками художественных образов современного хореографического искусства вследствие отсутствия проработанных форм, методик и технологий передачи художественного образа посредством танца.
Отсюда вытекает тема: «Педагогическая технология развития способности передачи художественного образа у подростков при освоении современной хореографии».
Цель - теоретически обосновать, разработать и внедрить технологию развития способности передачи художественного образа у подростков на занятиях современной хореографией в системе дополнительного образования.
Объект - процесс освоения современной хореографии подростками.
Предмет - педагогическая технология развития способности передачи художественного образа у подростков на занятиях по современной хореографии.
Гипотеза заключается в том, что развитие способности передачи художественного образа у подростков при освоении современной хореографии будет успешным если:
1) в процессе постановки художественного образа будет целенаправленно решаться задача по передаче художественного образа;
2) будет разработан комплекс упражнений, направленных на создание художественного образа в танце;
3) будет разработана технология развития способности передачи художественного образа у подростков при освоении современной хореографии.
Задачи:
1) дать определение понятия художественного образа у подростков;
2) дать характеристику способности передачи художественного образа хореографическими средствами;
3) дать понятие дефиниции педагогической технологии на занятиях современной хореографией в системе дополнительного образования;
4) проанализировать технологию как средство развития способности передачи художественного образа;
5) описать технологию развития способности передачи художественного образа у подростков при освоении современной хореографии;
6) провести анализ апробации развития способности передачи художественного образа у подростков при освоении современной хореографией.
Методологической основой являются труды по философии и эстетике (М.М. Бахтин, Г.В.Ф. Гегель, О. Ранк и др.); психологии и педагогике (Г.С. Обрамова, Б.Б.. Коссов, Г.К. Селевко, В.А. Сластенин); обобщение психологического и педагогического воздействия современной хореографии (В.Ю. Никитин, Р.В. Захоров, И.В. Смирнов); статьи (В.Ю. Никитин, Д.В. Курников, М.Б. Зацепина, Н.И. Бочкарева); и другие работы по аспектам хореографического искусства (И.А. Иванова, Н.В. Шереметьевская)....
Вопросы формирования и развития у подростков первичного художественного воображения наименее разработаны в психологопедагогической литературе как в концептуально-теоретическом, так и в прикладном методическом отношении. А между тем значение первичного художественного воображения как основного звена в становлении познавательной деятельности сложно переоценить. Познание не отбрасывает механизмы и функции сенсорного воображения, а продолжает функционировать и совершенствоваться наряду и в связи с ним. Воображение во взаимосвязи с познанием испытывает основательные перемены и поднимается в собственном развитии на уровень высшей формы.
Уровнем высшей формы является и сценический образ, который принято считать сложным соединением внутренних и внешних качеств человека. В хореографическом искусстве эти качества раскрываются посредством танца: рисунок танца, танцевальный язык, пластика тела, мимика и музыка. Драматургическое развитие образа происходит в процессе работы преподавателя и танцора по актерскому мастерству, раскрывая художественный образ героя произведения. Герой хореографической постановки может быть представлен в различных проявлениях своего характера, однако зритель должен понять, что гнев его вызван определенными причинами, а радость проявляется под влиянием других эмоциональных чувств. Это целостный образ, постепенно раскрывающийся в определенных обстоятельствах. Линия поведения героя в процессе сценического действия дает возможность раскрыть перед зрителем его образ с наибольшей полнотой [45, с 89]. В результате художественным образом является обобщение ряда явлений, раскрывающихся в конкретночувственной форме, то есть диалектика всеобщего и единичного в мышлении, соответствующая их взаимопроникновению в действительности. В процессе постановки именно балетмейстер находит ситуации и задачи, при решении которых раскрываются образы действующих лиц наиболее полно и ярко.
Линия поведения героя помогает раскрытию его образа, раскрытию сюжета, идеи произведения, следовательно, создает педагогическую технологию развития способности передачи художественного образа.
Технологию педагогического процесса можно представить как совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации учебно-познавательной и иных типов развивающей деятельности, стимулирования инициативности учеников, регулирования и корригирования хода педагогического процесса, его текущего контроля. Основную роль из их числа занимает технология организации деятельности, являющейся, реализацией замысла и проекта функционирования педагогического процесса.
В результате работы над исследованием мы пришли к выводу, что технологический процесс всегда подразумевает конкретную очередность действий с использованием необходимых средств (материалов, инструментов) и условий. Существенными признаками технологии можно считать стандартизацию, унификацию процесса и возможность его воспроизводства применительно к заданным условиям. А также педагогическая технология должна обладать следующими чертами: диагностическая целеобразность, результативность, управляемость, корректируемость, экономичность, алгоритмируемость, проектируемость, целостность. Диагностическое целеобразование и результативность предполагают гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения [30, с. 45].
На основе средств, условий и особенностей разработанная нами проектно-игровая технология, направленна на органическое взаимодействие хореографического искусства и мастерства актера, которое позволяет танцовщику раскрепоститься на сцене и передать яркое эмоциональное состояние и гипотетический образ заложенный автором произведения. Такая система обучения позволяет овладевать элементами танца, закреплять навыки хореографии и усваивать новые приемы художественного творчества, формирующими образное мышление учащихся и в целом картину мира творческой личности. Предлагаемая технология ориентирована на высокое общее развитие личности и создает основу для всестороннего гармонического развития подростка.
Разработанная технология развития способности художественного образа была внедрена и апробирована практики с 1 декабря 2015 года по 5 июня 2016 года в школе танца студии современного танца «DJAZZ», базой которой является Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа № 154.
Анализ апробации показал, что использование разработанной технологии развития способности передачи художественного образа повысили посещаемость конкурсов, оценку жюри и уровень профессиональности коллектива, о чем свидетельствуют дипломы и грамоты, представленные в приложении. А так же выдающийся балетмейстер современного танца С.В. Смирнов пригласил выступить ССТ «DJAZZ» в Свердловском Государственном Академическом Театре Музыкальной Комедии на вечере «Смирнов - Mix», где собрались лучшие танцевальные коллективы Урала.
Данная технология может быть использована педагогами-хореографами танцевальных коллективов, школ искусств и педагогами дополнительного образования в общеобразовательных школах, для развития способности передачи художественного образа подростков на занятиях современной хореографией. Ее использование может быть как полностью, так и частично.
Таким образом, разработанную нами технологию, можно применять в танцевальных коллективах дополнительного образования любительского и профессионального уровня. Перечисленные компоненты технологии при комплексном и систематичном применении благотворно влияют на формирование образного мышления и картины мира подростков.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова - Екатеринбург: Деловая книга, 2002 - 624 с.
2. Адорно Т. Эстетическая теория / Т. Адорно - Москва: Республика, 2001. - 527 с.
3. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев - Казань: ЦИТ, 2000 - 608 с.
4. Андрюкова М.Ю. Значение художественно-эстетического
воспитания в системе дополнительного образования детей [Текст] / М.Ю. Авдюкова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.) - Москва: Буки-Веди, 2012. - №1 - С. 203 - 206.
5. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет [Текст] / М.М. Бахтин - Москва: Художественная литература, 1975. - 504 с.
6. Беляев И.А. Человек и его мироотношение. Сообщение 1. Мироотношение и мировоззрение [Текст] / И.А. Беляев // Политематический научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, 2011. - №09(73) - С. 310 - 319.
7. Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько - Москва: Педагогика, 1989. - 192 с.
8. Блок Л.Д. Классический танец: История и современность [Текст] / Л.Д. Блок - Москва: Искусство, 1987. - 227 с.
9. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма, отклонение [Текст] / Г.М. Бреслав - Москва: Педагогика, 1990. - 144 с.
10. Бруднов А.К. Аналитическая записка. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей (от внешкольной работы и доп. образования детей.) № 5 [Текст] /
A. К. Бруднов - Москва: Просвещение, 2009. - 255 с.
11. Буйлова Л.Н. Обновление содержания дополнительного
образования детей / Л.Н. Буйлова, Е.А. Филиппова // Актуальные проблемы развития художественно-прикладного творчества в учреждении дополнительного образования детей: метод. сб. - Москва: Наука, 2009. - 285 с.
12. Венгер А.Л. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. [Текст] / А.Л. Венгер - Москва: Педагогика, 1988. - 154 с.
13. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. - Соч., т. XIII. Лекции по эстетике. Книга первая Серия: Сочинения. В 14 томах [Текст] / Г.В.Ф. Гегель - Москва: Соцэкгиз, 1938. - 472 с.
14. Горанов К. Социологические и социально-психологические подходы к изучению художественной культуры // Актуальные вопросы методологии современного искусствознания [Текст] / К. Горанов - Москва: Наука, 1983. - №3 - С.181 - 206.
15. Горушкина С.Н., Тозыякова И.А., Шубин Ю.А., Дополнительное образование детей в сфере культуры и искусства [Текст] / С.Н. Горушкина, И.А.Тозыякова, Ю.А. Шубин // сборник нормативных документов: трудовые отношения, порядок оплаты, пенсионное обеспечение, лицензирование, аттестация и аккредитация, платные услуги и налогообложение - Ростов-на- Дону: Феникс, 2007. - 300 с....60