ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПЕКТАКЛЯ В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ ВУЗА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
СТУДЕНТОВ 9
1.1. Содержание понятия «эстетическое воспитание» 9
1.2. Роль культурно-образовательного центра в эстетическом воспитании
студентов 16
1.3. Функции и характеристика мультимедийного сопровождения спектакля и
его влияние на эстетическое воспитание
студентов 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПЕКТАКЛЯ В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ ВУЗА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
СТУДЕНТОВ 32
2.1. Содержание мультимедийного сопровождения в пространстве
театра 32
2.2. Технология создания мультимедийного сопровождения на примере
спектакля «Малыш» 45
2.3. Анализ апробации мультимедийного сопровождения 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
Приложение 1. Анкета для зрителей спектакля «Малыш» 75
Широкое применение компьютерных и мультимедийных технологий в образовательной сфере вуза составляет одну из примечательных особенностей современного этапа развития системы образования В условиях повышения научно-технического и информационного прогресса, а также важнейших экономико-социальных преобразований, осуществляемых в стране, на первый план в области высшего образования выходит проблема подготовки специалистов, соответствующих требованиям времени, обладающих, помимо качественной профессиональной подготовки, также развитым творческим мышлением, неординарным воображением.
Формирование творческого мышления и активности студенческой молодежи становится приоритетным направлением государственной культурной и образовательной политики. В нормативных документах подчеркивается значение художественно-творческой активности
современной молодежи в частности и необходимость приобщения молодого поколения к социокультурным ценностям в целом.
Так, например, в Законе Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», государство закрепляет право каждого человека на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями; это право может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе [15, с. 31].
Развертывание художественно-творческой активности студенческой молодежи находит себя как в сфере материально-предметной, так и духовноинтеллектуальной деятельности и сопровождается качественными изменениями личности. В рамках студенческого досуга создаются оптимальные условия для умножения духовной культуры, создания культурной среды, реализации интеллектуального и творческого потенциала, приобретения опыта активной адаптации в социуме и успешной социализации личности. Значимым аспектом досуга молодежных объединений является активизация студентов на художественно- творческую деятельность.
В настоящее время актуальной проблемой в образовании студентов- бакалавров, обучающихся по профилю художественное образование, становится тот факт, что студенту не обладает высоким уровнем духовнонравственной и художественной культуры, что в свою очередь, формируется в процессе целенаправленного эстетического воспитания. Важнейшими элементами содержания эстетического воспитания в высшем учебном заведении является развитие у студентов художественного восприятия и приобщение обучающихся к художественному творчеству, развитие их творческих способностей [25, с. 12].
Одной из форм деятельности, содействующих самовыражению студента, стремлению к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, творческому отношению к жизни, уверенностью в себе, прочному доброжелательному отношению с окружающими, является театральное искусство. Театральная студия обладает огромным потенциалом и неограниченными возможностями практического применения потенциала в процессе организации эстетического воспитания студентов в высшем учебном заведении.
В систему современной театральной студии, функционирующей на базе вуза активно внедряются цифровые технологии, использующие мощнейший компьютерно-технический инструментарий для материализации творческого замысла режиссёра-постановщика и дальнейшей реализации его на сцене. В основе театрального искусства всегда лежит синтез множества искусств, одним из вариантов которого является взаимодействие мультимедийных технологий и самого театрального искусства в целом. Мультимедийные средства позволяют режиссёру-постановщику
визуализировать свои мысли, работать с мыслеформой; решать проектнохудожественные задачи на новом уровне.
Однако на практике возникают противоречия между:
• большими возможностями культурно-образовательного центра вуза в эстетическом воспитании студентов недостаточным применением этих возможностей на практике;
• актуальностью применения мультимедийного сопровождением спектакля в эстетическом воспитании студентов и недостаточной разработанностью технологии его создания в культурно-образовательном центре вуза
Исходя из указанных противоречий, проблема исследования сформулирована следующим образом: выявление возможностей мультимедийного сопровождения спектакля в эстетическом воспитании студентов.
Выявленная проблема определила тему исследования: «Мультимедийное сопровождение спектакля в культурно образовательном центре как средство эстетического воспитания студентов».
Цель выпускной квалификационной работы: теоретически обосновать, разработать и апробировать мультимедийное сопровождение для театральной постановки «Малыш» в культурно-образовательном центре вуза.
Объект исследования: процесс эстетического воспитания студентов в культурно-образовательном центре вуза.
Предмет исследования: возможности применения мультимедийных технологий в оформлении спектакля.
В основу работы положена гипотеза, согласно которой процесс эстетического воспитания в культурно-образовательном центре студентов будет успешным если:
• мультимедийное сопровождение театральной постановки будет нацелено на углубление и раскрытие основного замысла спектакля;
• будут разработаны этапы мультимедийного сопровождения.
В соответствии целью были сформулированы следующие задачи:
1) раскрыть понятие эстетического воспитания;
2) раскрыть роль культурно-образовательного центра
в эстетическом воспитании студентов;
3) определить влияние мультимедийного сопровождения
на эстетическое воспитание студентов;
4) разработать мультимедийное сопровождение для спектакля «Малыш»;
5) апробировать мультимедийное сопровождение спектакля и проанализировать полученные результаты....
Оценивая роль эстетического воспитания в развитии студентов, в целом, можно утверждать, что оно способствует формированию их творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных характеристик, входящих в творческий комплекс личности. Эстетическое воспитание играет большую роль в воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, формирует отношение к людям, к труду, к искусству и к жизни в целом.
Можно сделать вывод, что эстетическое воспитание - целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, искусстве, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности.
Связующим звеном в воспитательном пространстве университета является культурно-образовательный центр. Культурно-образовательный центр играет большую роль в эстетическом воспитании студентов. Воспитательное пространство культурно-образовательного центра способствует развитию творческих дарований студентов в различных видах и формах культурно-творческой деятельности. В структуру культурнообразовательного центра входят следующие коллективы: студенческий театр, хореографическая студия, вокальная студия, джазовый оркестр.
Проанализировав мультимедийное сопровождение спектакля и его влияние на эстетическое воспитание студентов, можно сделать вывод, что световая проекция, видеоряд и аудиоряд являются необходимыми компонентам в мультимедийном сопровождении спектакля. Синтезируясь между собой, они обеспечивают полноценный мульти-образ, который позволяют глубже погрузиться в происходящее на сцене и расширить
эстетическое восприятие зрителей
так и взаимодействия с ним.
Таким образом, мультимедийные технологии нашли широкое применение в сценографии современного театра. Они лежат в основе различных интерактивных представлений и инсталляций. Видеопроекции, получившие распространение еще в ХХ веке, вышли на новый технологический уровень, совмещая видео, графику, анимацию, эффекты 3D. Отныне все цветовое и световое оформление спектакля может управляться при помощи компьютера. Современный человек перешел на новый уровень эстетического восприятия информации.
Мультимедийное сопровождение спектакля «Малыш» создаёт новый образ, новую реальность, в которой можно с помощью световой проекции, музыкального сопровождения и видео проекции погрузиться в полномасштабный мульти-образ, который способен оказывать влияние на эстетические чувства зрителей.
Использование мультимедийного сопровождения может являться признаком перехода на новый, более высокий уровень в постановочном процессе мультимедийных спектаклей, которые в свою очередь будет отказывать положительное влияние на эстетическое воспитание зрителей.
1. Асенин С.В. Уолт Дисней. Тайны рисованного киномира/ С.В. Асенин - Москва: Искусство, 1995. - 313 с.
1. Азарова, Р.Н. Педагогическая модель организации досуга обучающейся молодежи / Р. Н. Азарова // Педагогика - 2005. - № 1. - с. 2732.
2. Деркач А.А. Акмеологический словарь [Текст] / А.А. Деркача. - Москва: Изд-во РАГС, 2004. - 161 с.
3. Андреев, В. Н. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества: науч. Издание [Текст] / В.И. Андреев. - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1988. - 236 с.
4. Ануфриев, Е.А. Социальный статус и активность личности [Текст] / Е.А. Ануфриев - Москва: МГУ, 1984. - 288 с.
5. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие [Текст] / Р. Арнхейм. - Москва: Прогресс, 1974. - 180 с.
6. Бехтерев В.Ф. Активность личности: психолого- педагогические аспекты воспитания в современных условиях [Текст] / В.Ф. Бехтерев - Красноярск: гос. ун-т, 1996. - 139 с.
7. Бирженюк. Г.М. Специфические принципы культурнопросветительской работы [Текст] / Г. М. Бирженюк // Культурнопросветительская работа и коммунистическое воспитание трудящихся. - Ленинград: гос. Институт культуры им. Н.К. Крупской, 1977. - С. 8 - 24.
8. Борисова, А. А. Развитие творческой самореализации студентов в образовательных учреждениях культуры и искусств: дис. канд. пед. наук: 13.00.05 [Текст] / А. А. Борисова - Москва: гос. ун-т культуры и искусств, 2007. - 219 с.
9. Ворович, Р.В. Творческая самореализация студенческой молодежи в процессе социальной адаптации : дис. канд. пед. наук : 13.00.05 [Текст] / Р.В. Ворович. - Москва: гос. ун-т культуры и искусств, 2002. - 170 с.
10. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. - Соч., т. XIII. Книга первая. Сочинения в 14 томах [Текст] / Г.В.Ф Гегель - Москва: Искусство, 1968, Т. 1. - 472 с.
11. Герман М. Модернизм. Искусство первой половины XX века [Текст] / М. Герман - СПб.: Азбука-классика, 2003. - 473 с.
12. Голдовский Е.М. К проблеме цвета в современном кино: Учеб.пособием [Текст] / Е. М. Голдовский. - Москва: Искусство, 1959. - 31 с.
13. Дворко Н.И. Роль компьютерных технологий в профессиональной подготовке специалистов: Тезисы докладов VIII Ежегодной Всероссийской научно-методической межвузовской конференции. [Текст] / Н.И. Дворко - СПб: Наука, 2003. - 32 с.
14. Дворко Н.И. Современные информационно-коммуникационные технологии и формирование новых специальностей гуманитарного профиля [Текст] / Н.И. Дворко - СПб: Азбука-классика, 2001. - 367 с.
15. Джин Э.Р. Анимация от А до Я. От сценария до зрителя [Текст] / Э.Р. Джин - Москва: ГИТР, 2006. - 153 с....60