ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНОГО
ФИЛЬМА КАК ИНТЕРАКТИВНОГО СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 10
1.1. Характеристика интерактивных средств обучения 10
1.2. Учебный фильм как интерактивное средство обучения 20
1.3. Возможности учебного фильма как интерактивного средства обучения
подростков в детской хоровой школе 28
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНОГО ФИЛЬМА
КАК ИНТЕРАКТИВНОГО СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В ДЕТСКОЙ ХОРОВОЙ ШКОЛЕ 41
2.1. Содержание и способы применения учебного фильма как интерактивного
средства обучения подростков четвертого класса на занятиях по музыкальной литературе в детской хоровой школе 41
2.2. Технология создания учебного фильма по музыкальной литературе 54
2.3. Анализ апробации учебного фильма как интерактивного средства обучения
подростков на занятиях по музыкальной литературе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
Приложение 1. Интерактивные учебные фильмы «Музыка в драматическом театре», «Балет» 94
Приложение 2. Анкета для опроса учащихся четвёртого класса 95
Приложение 3. Диаграммы 98
Приложение 4. Программы для видео монтажа 103
В настоящее время в России, а также во многих других странах проблема компьютеризации и информатизации становится все более актуальной, что объясняется значительным влиянием данных инновационных технологий на все сферы деятельности человека. Не является исключением и образование, развитие которого с целью повышения качества обучения во многом определяется внедрением в учебный процесс образовательных организаций различного типа и уровня традиционных и современных форм и методов обучения с применением компьютерных технологий.
Современные образовательные технологии позволяют педагогу использовать компьютер на занятиях как универсальное средство обучения, вбирающее в себя функции телевизора, видео- и аудио проигрывателя, кинопроектора и диапроектора. Внедрение компьютера в образовательные процесс: способствует повышению качества передачи и хранения информации, отображения необходимых на уроке материалов; позволяет коренным образом изменить структуру, содержание занятия, дидактические средства и методы [35, с. 122-123] [5, с. 151-153].
Сегодня современные педагогические и компьютерные технологии активно включают в работу педагоги дополнительного музыкального образования детей, целью которого является: всестороннее развитие учащегося, формирование его творческих возможностей; овладение ребенком современных направлений музыкально-творческой деятельности [6]; «совершенствование детской эмоциональной сферы» [59].
На занятиях разных предметов в детской хоровой школе компьютерные программы находят широкое применение для набора печатного текста, создания мультимедиа презентации или подборки видеоматериала для занятий, создания музыкальных треков и т.д.
Особую актуальность рассматриваемые технологии приобретают на занятиях по музыкальной литературе, благодаря использованию мультимедийных презентаций, учебных пособий, хрестоматий и т. п., активизирующих внимание и восприятие детей при усвоении нового материала [13, с. 6-7].
Одной из таких современных компьютерных технологий является учебный фильм, который отвечает задачам организаций дополнительного образования детей и раскрывает специфику рассматриваемого музыкальнотеоретического предмета, благодаря синтезу музыки, иллюстраций, текста и видео.
Учебный фильм, созданный с помощью компьютера, - это современный, инновационный, качественно смоделированный, продуманный инструмент, который соединяет в себе изображения, аудиозаписи, видеоряд, текстовые вставки, анимации, ссылки для обучения, воспитания, информирования слушателей учебного материала [56]. Учебный фильм включает в себя «структурированную методологию, подкрепленную качественным видеорядом и поясняющей инфографикой» [57].
Учебный фильм может быть создан на основе имеющегося материала с помощью специальных компьютерных программ с целью наиболее полного визуализации тематического содержания учебного предмета. Поэтому в отличие от традиционного фильма современный учебный фильм предусматривает не только восприятие школьниками последовательно сменяющих друг друга кадров без возможности уточнения и концентрации на интересующем объекте. Главными особенностями созданного на компьютере фильма являются такие его интерактивные возможности, как:
• осуществление интерактивного диалога между учащимся и созданным на компьютере фильмом, а также взаимодействия между всеми субъектами учебного процесса (учащийся - учащийся, учащийся - педагог);
• самостоятельный выбор школьником траектории и времени освоения того или иного учебного материала, который педагог формирует исходя из тематики учебного занятия;
• предоставление учащимся вопросов в ходе просмотра учебного фильма для осмысления усвоенного учебного материала и подготовки к просмотру следующих сюжетов;
• организация классной и домашней самостоятельной работы с помощью разработанных заданий на основе материала учебного фильма [17, с. 8; 44].
Используя интерактивные учебные фильмы на занятиях по музыкальной литературе в детской хоровой школе, у педагога появляются новые возможности привлечения подростков к освоению классического музыкального предмета. Именно в этом возрасте школьники начинают осваивать данный предмет в музыкальной школе. Поэтому педагогу- теоретику следует учитывать их значительный интерес к современным технологиям обучения, окружающих жизнь подростка.
Применение учебного фильма как интерактивного средства обучения на занятиях по музыкальной литературе в детской хоровой школе позволяет обогатить традиционные методы и формы работы благодаря технологиям мультимедиа (звук, видео, текст, иллюстрации), активизирующих все органы восприятия учебной информации и воздействующих на чувства подростков. Все это позволяет наиболее эффективно использовать учебный фильм как при знакомстве с биографией, творчеством и эпохой того или иного композитора, так и при прослушивании, просмотре живого исполнения и анализе произведения из учебной программы по музыкальной литературе.
Однако на практике возникает ряд противоречий между:
1) современными требованиями к повышению качества образования путем внедрения современных средство бучения, с одной стороны, и недостаточным использованием интерактивных дидактических средств в дополнительном музыкальном образовании детей, с другой стороны;
2) потребностью подростков в обучении с помощью учебного фильма, с одной стороны, и его недостаточным использованием на занятиях по музыкальной литературе в детской хоровой школе, с другой стороны;...
Средствами обучения называют объекты, которые создал человек, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в виде носителей информации и инструментов деятельности преподавателя и учащихся [22, с. 275]. Существуют разные классификации средств обучения: по признаку чувственной модальности - визуальные, аудиальные и аудиовизуальные (Л.П. Крившенко); по возможности замены действий преподавателя и автоматизации деятельности учащихся - простые и сложные, (В. Оконь); по составу объектов - материальные и идеальные (П.И. Пидкасистый). Средства обучения помогают реализовать задачи активизации уровня запоминания, повышения мотивации учащихся, развития интереса к предмету и т.д. Для наглядного восприятия учащимися информации используются традиционные и современные средства обучения. Инновационные компьютерные и мультимедийные средства делают образовательный процесс более насыщенным и плодотворным.
Одним из современных средств обучения является учебный фильм, использование которого позволяет: включать учащегося в процесс обучения; повышать интенсивность занятий за счет использования мультимедийных средств обучения; осуществлять качественный подбор материала для уроков; возможность сравнения предмета в прошлом, настоящем и будущем. Учебный фильм - это современное средство обучения, которое сочетает в себе изображения, звук, аудио, видео материалы, текст, которые в свою очередь позволяют воспринимать информацию более эффективно и качественно. Существуют различные классификации учебных фильмов, например, целостные и фрагментарные; аналитические, вступительные, заключительные информационные и проблемные (Н.Б. Кириллова).
Активизация учебного пространства достигается внедрением в образовательную среду интерактивных методов и средств обучения. Основной принцип интерактивности - взаимодействие педагога и учащегося, учащегося и учащегося, а также групп учащихся в процессе обучения. Интерактивное обучением - совместный процесс познания и восприятия информации, где, через взаимное общение, диалог, полилог учащихся между собой и преподавателем, реализуется освоение новых знаний, умений и навыков (Е.В. Коротаева) [12, с. 176]. Интерактивные средства обучения позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся; вовлечь учеников в образовательный процесс; повысить мотивационный уровень к учебному предмету; развить коммуникативные навыки по средствам постоянного взаимодействия как со сверстниками, так и с педагогом, и с техническими интерактивными средствами. Интерактивные средства обучения делятся на две группы: интерактивный учебный комплекс и интерактивное оборудование.
Учебный фильм является эффективным современным средством обучения, но не всегда отвечает принципам интерактивности. Создание и применение на занятиях интерактивных учебных фильмов обучения является актуальной задачей педагогов. Интерактивный фильм - это современный, инновационный, качественно смоделированный, продуманный инструмент, соединяющий в себе изображения, аудиозаписи, видеоряд, текстовые вставки, анимации, ссылки для обучения, воспитания, информирования слушателей учебного материала [56]. Применение интерактивного учебного фильма: повышает мотивацию учащихся к занятиям; развивает интерес к уроку; обеспечивает стабильность получения знаний и умений по учебному предмету; способствует социализации подростка; развивает коммуникативные качества учащихся благодаря диалоговому общению. При использование интерактивного учебного фильма педагог выполняет организаторскую функцию больше внимания уделяя процессу и анализу усвоения информации учащимися. Применение интерактивного фильма требует от педагога дополнительных предварительных усилий, ему следует: подбирать или создавать учебный фильм; качественно продумывать структуру занятия; готовить необходимые дополнительные материалы (тесты, задания, викторины).
Для того чтобы фильм стал интерактивным следует учитывать некоторые условия: в содержание учебного фильма входит одна или несколько тем; взаимосвязь с учениками может осуществляться по средствам вопросов в самом фильме, заданий; возможность управления фильмом самим учеником - переход к интересующему разделу, перемотка, возвращение к пройденному материалу и т.п.; учебный фильм должен быть мобильным, т.е. свободно распространяться на цифровые носители; перед началом просмотра фильма должна быть озвучена проблема занятия, которую предстоит решить в процессе учебного занятия....
1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / ред. Б. М. Бим-Бад. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
2. Веселова О.В. Современные информационные технологии в системе общего и музыкального образования [Текст] / О.В. Веселова // Теория и практика применения информационных технологии в искусстве, культуре и музыкальном образовании : материалы третьей международной интернет-конференции, 14 октября - 7 ноября 2008. - Екатеринбург : РГППУ, 2008. - С. 151-153.
3. Вишнякова С.М.Профессиональное образование. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Текст] : словарь / С. М. Вишнякова. - М. : НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997. - 224 с.
5. Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Технологии и методики обучения : Музыкально-компьютерные технологии в системе начального музыкального образования [Текст] : учебное пособие / И.Б. Горбунова,
А.В. Горельченко. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 66 с.
6. Дарвиш О.Б. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособие для вузов / Под ред. В. Е. Клочко. - М. : Владос-Пресс, 2005. - 264 с.
7. Заболотская Е.М. Педагогическая эффективность интерактивного
обучения [Текст] / Е.М. Заболотская // Профессионально-педагогическое образование. Регион : приложение к Вестнику учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию
(г.Екатеринбург). - Кемерово : РГППУ, 2014. - С. 24-26.
8. Камалова Л.Ф. Методика применения фильмов о композиторах на уроках музыкальной литературы в Детских музыкальных школах [Текст] / Л.Ф. Камалова // Педагогическое мастерство : материалы II междунар. науч. конф. - Магнитогорск : Буки-Веди, 2012. - С. 252-255.
9. Кириллова Н.Б. Экранное искусство в системе гуманитарной подготовки специалистов [Текст] : учеб. пособие / Н.Б. Кириллова. - Екатеринбург : СИПИ, 1992. - 92 с.
10. Кирмайер М. Мультимедиа [Текст] / М. Кирмайер. - СПб. : BHV, 1994. - 192 с.
11. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный) [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М. : ИКЦ «МарТ» ; Ростов на Дону, 2005. - 448 с.
12. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников [Текст] / Е.В. Коротаева // Директор школы. - Москва. - 2003. - №12. - С. 176.
13. Корякина И.В. Использование компьютерных технологий на уроках музыкальной литературы и слушания музыки [Текст] / И.В. Корякина // Музыка в школе. - 2014. - № 4. - С. 6-7.
14. Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования [Текст] / И.М. Красильников. - Дубна : Феникс+, 2007. - 496 с.
15. Крившенко Л.П. Педагогика [Текст] : учебник для вузов / Под ред. Л.П. Крившенко. - М. : Проспект, 2012. - 428 с....63