ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ 5
1.1. Понятие общения в психолого-педагогических исследованиях 5
1.2. Особенности общения детей старшего дошкольного возраста 10
1.3 .Особенности умений общения 16
1.4. Театрализованная деятельность как средство развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ 23
2.1. Констатирующий эксперимент 23
2.2. Формирующий эксперимент 30
2.3. Контрольный эксперимент 36
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
С первых минут жизни ребенка у него возникает потребность в общении, сначала это присутствие матери, теплые прикосновения и нежные слова. С взрослением появляется потребность в более детальном общении с окружающим миром, возникают желание и необходимость расширить свои знания в разных областях жизни. И именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент развития ребенка. На возникающие вопросы: «Зачем? Почему? Откуда?» ребенку самостоятельно трудно, а порой и невозможно ответить, и на этом этапе возникает потребность в общении с окружающими, со сверстниками. В стенах дошкольного учреждения, в среде своих сверстников, у детей формируются первые навыки общения и социализации в окружающем мире. Грамотные педагоги, умело выстраивающие процесс обучения и воспитания, помогают ребенку в развитии разных форм общения. Дошкольники включаются в систему межличностных взаимоотношений, коммуникативную деятельность, что само по себе имеет место в реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС). Изучая официальный документ, мы видим, что одной из образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования является «Социально-коммуникативное развитие» [22]. Данная образовательная область «направлена на развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками». На каждом возрастном этапе имеются свои проблемы и их решения в области общения, но очень часто находясь вне стен дошкольного учреждения, дети испытывают дефицит в «живом» общении. Это связано: с высокой занятостью родителей, нехваткой времени для общения со свои ребенком, появлением у него повышенного интереса к компьютерным играм. Ответственность дошкольного учреждения в этом случае возрастает и возникает потребность в помощи налаживания общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками как в рамках учреждения, так и вне его.
Цель исследования теоретически обосновать и опытным путём проверить значение театрализованной деятельности в развитии общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Задачи:
1. анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
2. подбор диагностической методики по изучению особенностей общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками (констатирующий эксперимент);
3. проведение эмпирического исследования по выявлению показателей общения и взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками;
4. разработка и реализация программы по развитию общения детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности;
5. проведение контрольного исследования с целью выявления эффективности/неэффективности разработанной программы по театрализованной деятельности, с целью развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Объект исследования - общение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Предмет исследования - театрализованная деятельность как способ развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Гипотеза: мы предполагаем, что развитию общения детей старшего дошкольного возраста будет способствовать театрализованная деятельность.
Подводя итоги всей работы, мы можем сказать, что общение является неотъемлемой частью социализации человека. Вся жизнь человека проходит в общении и ребёнок не сможет полноценно развиваться, если будет расти вне человеческого общения.
В старшем дошкольном возрасте ребёнок нуждается в доброжелательном внимании и игровом сотрудничестве. Потребность общения дошкольника неразрывно связана со специфическими мотивами и средствами общения в конкретном возрасте. Условием развития личности является возможность самовыражения и самоутверждения, которые существуют в реальных группах.
В первой главе мы привели теоретическое обоснование значения театрализованной деятельности в развитии общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Во второй главе ВКР работы мы опытным путём проверили значение театрализованной деятельности в развитии общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. Для этого нами был рассмотрен метод наблюдения, позволяющий исследовать уровень показателей общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Разработана и проведена программа формирующего этапа, направленная на развитие общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, в содержание которой вошли разные виды театрализованной деятельности: игровая деятельность, направленная на формирование исследуемых показателей общения; беседу - знакомство с театрализованной деятельностью и видами театра; чтение художественной литературы - сказки: «Рукавичка», «Красная Шапочка», для последующей театрализации (шапочный и настольный театр); обыгрывание театрализованной сценки «Весёлые Зверушки»; для этого нам необходимо было включить и мероприятия по распределению ролей и репетиции.
Исходя из полученных результатов контрольного диагностического исследования, мы можем сделать вывод, что наша гипотеза о том, что развитию общения детей старшего дошкольного возраста будет способствовать театрализованная деятельность, подтверждена так, как мы видим прирост всех исследуемых показателей.
Подводя итоги, следует сказать, что дети старшего дошкольного возраста в большинстве случаев проявляют инициативу, что соответствует такой особенности в общении данного возраста как преобладание инициативных действий над ответными, те дети, чьи инициативные обращения к сверстнику еще не отличаются настойчивостью откликаются на предложение делать что-то совместно, при этом поддерживая доброжелательные отношения и проявляя позитивный эмоциональный фон.
Взрослым необходимо поощрять эмоциональные контакты ребёнка, создавать оптимальные условия для успешного развития общения детей между собой. Целесообразно также устраивать для детей и совместные игры, совмещенные с эпизодами общения, которые постепенно сформируют у детей желание и умение действовать совместно, а затем приведут к активному общению не только со сверстниками, но и с другими окружающими их людьми.
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2005. № 4. С. 24.
2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003. 128 с.
3. Большой психологический словарь / Сост. и общ.ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2005. 672с.
4. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений.М.: АРКТИ, 2003. 96 с.
5. Волкова А.И. Психология общения. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 446 с.
6. Галигузова Л.Н. Как помочь наладить общение со сверстниками //Дошкольное воспитание. 2006. № 1. С. 111-113; С. 118-120.
7. Горянина В.А. Психология общения: учеб, пособие для студ. высш. учеб. заведенийИзд.-2. М.: Изд. центр «Академия», 2004. 416с.
8. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности//Ребенок в детском саду. 2001. №2.
9. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьева О.В. Введение в практическую и социальную психологию. М.: ИНФРА-М, 2004. 373 с.
10. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога: психологический практикум. Изд.-2. Ростов и /Д: Феникс, 2008. 568 с.
11. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. 448 с.
12. Леонтьев А.А. Психология общения: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2007. 368 с.
13. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. Изд,- 2.,перераб. и доп. СПб.: Питер, 2009. 276 с.
14. Литовкина А. В., Еремина О. Н., Хайминова А. В. Психологические особенности общения детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый, 2015. №21. С. 705-707. — URL https://moluch.ru/archive/101/22714/(дата обращения: 28.04.2018).
15. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.М.: Издательство "Наука", 1984. 226с.
16. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. // Дошкольное образование № 12. 2012.
17. Межличностные отношения от рождения до семи лет; под ред. Е.О. Смирновой. М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 392с.
18. Мисько И. Ю. Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка//Вопросы дошкольной педагогики. 2017. №2.1. С. 20-21. URL https://moluch.ni/th/l/archive/54/2197/(дата обращения: 28.04.2018).
19. Общение детей в детском саду и семье / под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. М.: Педагогика, 1990. 280с.
20. Поливанова К.Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками. М.: Педагогика, 1989. 284 с.
21. Попова О. А. Значение театральной деятельности в развитии детей дошкольного возраста// Дошкольник РФ. 2014. № 4. С.50-53.
22. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
23. Рояк А.П. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского садаДДошкольное воспитание. 1977. №2. С. 12-19
24. Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. 192 с.
25. Смирнова Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. СПб.: Питер, 2009. 304 с.
26. Смирнова Е.О.,Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2005. 158 с.
27. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии: пособие для студ. высш, и сред.пед. учеб, заведений. М.: Изд. центр «Академия», 1998. 304с.
28. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: ВЛАДОС, 2003. 160 с.
29. Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо-игровые подходы к педагогике. Красноярск. 1990. 116 с.
30. Эльконин Д.Б. детская психология: учеб. Пособие для
студ.высш.учеб.заведений. М.: Академия, 2007. 384 с.
31. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. 1999. №9. С. 10-12.