РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ОСВОЕНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ГРАФИКИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития познавательного интереса в освоении изобразительно-выразительных средств графики старшими дошкольниками через художественное экспериментирование 7
1.1. Сущность и содержание понятия «познавательный интерес». Специфика
познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности освоения изобразительно-выразительных средств графики в
старшем дошкольном возрасте 17
1.3. Художественное экспериментирование в изобразительной деятельности
ДОО как способ развития познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте 26
Глава II. Экспериментальная работа по развитию познавательного интереса в освоении изобразительно-выразительных средств графики у детей старшего дошкольного возраста через художественное экспериментирование 32
2.1. Организация, содержание и проведение экспериментальной работы по
исследованию актуального уровня познавательного интереса в освоении изобразительно-выразительных средств графики у детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Серия занятий и методические рекомендации к ним, направленные на
развитие познавательного интереса в освоении изобразительно - выразительных средств графики у старших дошкольников через художественное экспериментирование 39
2.3. Организация, содержание и проведение контрольного эксперимента по исследованию контрольного уровня познавательного интереса в освоении изобразительных средств графики у детей старшего дошкольного возраста через художественное экспериментирование 56
Заключение 60
Список используемой литературы 62
Приложение 64
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики развитию познавательного интереса как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Проблема развития познавательного интереса в освоении изобразительно-выразительных средств графики у детей старшего дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Актуальность этой проблемы можно объяснить тем, что методика и практика все больше стали обращаться к компетентно-ориентированному образованию. Теория обучения и образования стала все более глубоко разрабатывать вопрос как сформировать в ребенке личность творца.
В чем же заключается то особо важное и ценное для формирования личности, что объективно содержит в себе познавательный интерес? Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний.
Дошкольный возраст важный период в жизни человека. В данном возрастном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Познавательный интерес не развивается, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей. Он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний.
Художественное экспериментирование являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу воспитанников на творческо-поисковом уровне, но и способствует развитию познавательного интереса. Художественное экспериментирование делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность при экспериментирование активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной художественного экспериментирования является то, что оно способствует использованию знаний в новой ситуации, усваиваемый детьми материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в образовательный процесс.
Итак стоит сделать вывод о том, что в современном дошкольном образовательном учреждении возникают противоречия, между необходимостью формированием познавательного интереса в освоении изобразительно-выразительных средств графики и недостаточностью использования педагогических средств нацеленных на его развития.
Степень исследования проблемы
Обилие научной литературы не дает полного ответа о том, как же развить познавательный интерес в освоении изобразительно-выразительных средств графики в процессе занятий. Поэтому, работая над проблемой формирования познавательного интересов в освоении изобразительно-выразительных средств графики, мы опиралась на идеи и опыт педагогов и психологов, которые занимались исследованием этого вопроса.
Например, Г.И. Щукина, специально занимавшаяся исследованием познавательных интересов в педагогике, рассматривает познавательный интерес как один из важнейших видов интересов, обладающий особыми свойствами, она определяет этот интерес как избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Г.И.Щукина считала, что познавательный интерес как средство обучения становится надежным только тогда, когда используется в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу новым возможностям дошкольника в его развитии, открывающего для него новые перспективы познания. Г.И. Щукина, выделила последовательные стадии развития познавательного интереса (любопытство, любознательность, познавательная активность, теоретический интерес).
Все эти ступени взаимосвязаны и представляют собой сложнейшие сочетания. Следует отметить, что на основе познавательного интереса формируется избирательное отношение к той или иной области науки, деятельности, общению с участниками познания.
В обучающем процессе осуществляется совместная, взаимосвязанная деятельность педагога и деятельность ребенка. Именно в процессе этой взаимообусловленной деятельности познавательный интерес укрепляется, развивается, обогащается. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется художественному экспериментированию дошкольников (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, А.И. Сорокина, Н.Р. Эйгес и др.) Это связано с тем, что педагоги рассматривают экспериментирование как важный метод обучения для детей именно дошкольного возраста.
Довольно интересно это понятие охарактеризовал А.Н. Леонтьев, а именно как свободу личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» [18].
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса в освоении изобразительно-выразительных средств графики у старших дошкольников.
Предмет исследования: художественное экспериментирование на занятиях художественно-эстетической деятельности как способ развития познавательного интереса в освоении изобразительно-выразительных средств графики у старших дошкольников.
Цель исследования: смоделировать и экспериментально проверить влияние художественного экспериментирования на занятиях художественно- эстетической деятельности как способ развития познавательного интереса в освоении изобразительно-выразительных средств графики у старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность и содержание понятия «познавательный интерес», специфику познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить особенности освоения изобразительно-выразительных средств графики в старшем дошкольном возрасте.
3. Рассмотреть художественное экспериментирование как способ развития познавательного интереса в освоении средств графики в старшем дошкольном возрасте.
4. Провести диагностику, направленную на выявление уровней сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
5. Составить комплекс занятий по развитию познавательного интереса в освоении средств графики через художественное экспериментирование.
6. Провести итоговую диагностику на выявление уровней сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в освоение средств графики.
Гипотеза исследования: систематическое и последовательное использование художественного экспериментирования как свободной формы организации художественного опыта детей на занятиях изобразительной деятельности, будет способствовать повышению познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в освоение изобразительно- выразительных средств графики.
Опытно экспериментальная база исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида г. Красноярск.
В ходе исследования нами были проанализированы следующие понятия «познавательный интерес», по определению И.В. Метельского - это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности. Мы узнаем, что познавательный интерес к творчеству состоит из тесно связанных между собой понятий, таких как, потребность, любознательность, активность и самостоятельность. Активизация познавательной деятельности ребенка без развития его познавательного интереса очень трудна.
Познавательные интересы старших дошкольников чрезвычайно обширны. Необходимо постоянно систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес детей. Особая роль в развитии и поддержании познавательного интереса ложится на воспитателя как организатора процесса обучения и воспитания. Ему необходимо создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к деятельности, к знаниям. Для этого педагог должен отходить от шаблонной подачи материала, процесс деятельности должен пристраиваться так, что бы каждый ребенок был вовлечен в деятельность и был не просто участником, а создателем образовательной части. Ребенок должен сам ставить перед собой задачи, избирать поисковую деятельность для решения той или иной задачи, проблемы и находить подходящий материал. Так например осваивая графические средства выразительности не обязательно выбирать стандартные методы, ребенку понятнее и интереснее находить сопоставления графики с его окружающим миром. Линия - это не только черта на листе, она может быть рассмотрена как контур предмета, рельеф горизонта; точку мы узнаем в предметах, которые нас окружают ежедневно - это пуговицы, крышки, клубки ниток, детский мяч; силуэт это тень ребенка и любого другого предмета. Знакомясь с понятиями графики, ребенок узнает не только основные средства выразительности, но и лучше понимает композицию, ориентируется в пространстве, познает себя. Казалось бы обычное занятие по графике для дошкольника можно сделать очень интересным, в котором он сам будет находить ответы и познавать. Для этого педагогу нужно об играть стандартное занятие, создать проблемную ситуацию и во влечь детей в решение данной ситуации. Дети готовы познавать новое, их нужно лишь правильно направить. Художественное экспериментирование как раз подойдет для создания интересных и познавательных занятий. Дети, сталкиваясь с проблемой, задачей охотно соглашаются работать в парах или группах. Это очень большой плюс в развитии детей, ведь работа в коллективе развивает психологические качества ребенка, толерантность, коммуникативные навыки общения со сверстниками. Художественное экспериментирование должно применяться в работе с детьми, это помогает развивать не только познавательный интерес, но и мышление, развитие речи. Такая техника подразумевает получать знакомый результат через необычные предметы, вместо бумаги, может быть, простынь, а рисунок создаться с помощью ниток, ребенок чувствует себя свободным, он не загнан в стандартные рамки, невольно он начинает сам находить новые методы и экспериментирует. Пуговицы, нитки, конфетти все это тоже изобразительные средства в какой-то степени, которые легко передвигать, создавая новые работы, с ними не может быть ошибок которые трудно исправить, потому что можно добавлять и удалять предметы. В ходе художественного экспериментирования, дети сами начинают применять новые навыки на листе бумаги при помощи знакомых средств выразительности, но уже более смело, заполняя все пространство листа, делясь своими достижениями со сверстниками и взрослыми, оценивая свою работу и деятельность других.
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности М.: Педагогика, 2006. - 73с.
2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 2005. - 354с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М.: Просвещение, 2008. - 213-227с.
4. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 2005. - 300с.
5. Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии № 4, 2007, с.137-139.
6. Гуцу Е.Г. Индивидуальные варианты психологической готовности детей к обучению // Начальная школа - 2004 № 2 с.11-14.
7. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления//Новое педагогическое мышление. Под ред. А.В. Петровского.2005 с.15-18.
8. Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес. М.: Знание, 2004. - 284с.
9. Дусавицкий А.К. Формула интереса. М.: Педагогика, 2009. - 325с.
10. Дубов А.Г., Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 2006. - 187с.
11. Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю., Ганошенко Н.И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии - 2009 № 1 с.50-52.
12. Желондиевская Л.В/. «Формальные изобразительные средства графической композиции» № 4, 2009, с. 13-19.
13. Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка. Психология и педагогика игры дошкольника. М.: Педагогика, 2006. - 190с.
14. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М.: Просвещение, 2000. - 89с.
15. Кравцов Г.Г. Игра как основа детского творчества. // Искусство в школе. 2004. № 2. С. 3-8.
16. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школе М.: Педагогика, 2001,- 24с.
17. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. СПб., 2002, - 98с.
18. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. // Избр. психологические произведения в 2-х т. Т.1. М., 2003. с. 303-323.
19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Смысл, 2005. - 297с.
20. Лыкова И.А. «проектирование образовательной области. Художественно эстетическое развитие» ФГОС ДО 2014г
21. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в дошкольном возрасте. М.: Просвещение, 2003. - 86с.
22. Маркова А.К., Матист Г.А., Орлов Л.Б. Формирование мотивации учения. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2000. -164с.
23. Маслоу А.Г. Мотивация и личность М.: Просвещение, 2001. - 218с.
24. Морозова Г.Н. Проблема развития познавательных интересов учащихся в педагогических теориях П.Ф. Каптерева и В.П. Вахтерова Смоленск, 2004. - 132с.
25. Швайко Г.С. «Занятия по ИЗО в д/с» М.: Просвещение, 2004. - 234с.
26. Штанько И.В. Воспитание искусством в д/с., М.: Просвещение, 2007. - 256с.
27. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике М.: Педагогика, 2001. - 34с.
28. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2009. - 348с.
29. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 2008. - 230с.