Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ

Работа №155842

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2019
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5-6 классов 7
1.1 Психолого-педагогические основы развития универсальных учебных действий
обучающихся 7
1.2 Структура познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5 -
6 классов 14
1.3 Дидактические условия развития познавательных универсальных учебных
действий обучающихся 5-6 классов по математике 20
ГЛАВА 2. Методика развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5-6 классов средствами текстовых задач по математике 28
2.1 Цели и содержание методики развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5-6 классов 28
2.2. Формы, методы и средства деятельности обучающихся 5-6 классов. по
математике, направленной на развития познавательных универсальных учебных действий 39
2.3. Описание педагогического эксперимента и его результатов 49
Выводы по главе 2 54
Заключение 56
Библиографический список 58
Приложения 64
Приложение 1 64
Приложение 2 67
Приложение 3

Актуальность исследования. В России, как и во всем мире, постоянно происходят изменения в общественной жизни. Эти изменения не проходят стороной и систему образования.
Для того, чтобы повысить качество образования в 2009 году стали разрабатываться стандарты нового поколения — федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).
Основным отличием ФГОС основного общего образования является то, что основное внимание направлено на развитие не только предметных, но и метапредметных результатов. Теперь на первое место ставится целостное развитие личности ребенка, а не только информация, которая обязательна для изучения. Развитие личности происходит на основе освоения способов деятельности через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые, в свою очередь, создают для обучающихся возможность самостоятельного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.
Авторами концепции УУД являются С. В. Молчанов, И.А. Володарская, А. Г. Асмолов и др. Они утверждают, что одной из главных задач, которую должен решить учитель, является создание таких условий обучения, которые будут раскрывать возможности детей уже в школе, которые будут готовить обучающихся к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. В настоящее время в России происходит переход от индустриального к информационному обществу. А в таком обществе должен быть высокий инновационный потенциал.
В таких условиях главной задачей образования является личностное, общекультурное и познавательное развитие ребенка. То есть ребенка нужно научить учиться.
К одним из важнейших условий познавательных УУД стоит отнести умение самостоятельно решать проблемы и задачи. Решение задач может выступать как целью, так и средством обучения. С точки зрения предмета математика, здесь основным показателем уровня математического развития учеников выступает умение решать математические задачи.
Знания по математике обучающиеся усваивают в определенной системе, которая наиболее приспособлена к их пониманию. То есть система, при которой все отдельные положения логически связаны друг с другом и вытекают одно из другого. Когда обучающиеся решают текстовые задачи они используют основные познавательные операции, которые доступны для них. Это такие операции как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, самостоятельный выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Таким образом, сознательно усваивая математические знаний, у учеников развивается математическое мышление.
Решая математические задачи, обучающиеся овладевают мыслительными операциями, а значит новые знания будут даваться им более доступно и легко.
На данный момент педагогика нацелена на разработку и экспериментальную проверку сообразных средств, методов, факторов и условий организации обучения, которые формируют и развивают познавательные действия учеников.
Как отмечают многие исследователи, одной из основных задач школьного обучения является именно формирование у обучающихся навыков выполнения логических операций, обучение их разным логическим приемам , формирование самостоятельного выбора наиболее эффективного способа решения задач и прививание знаний логики и формирования у учащихся навыков и умений применения данных знаний в учебе и практике.
Не смотря на вышесказанное, на данный момент в педагогической теории не существует единого подхода к решению проблемы организации такого обучения. Анализируя школьную учебную практику, напрашивается вывод, что в настоящее время у педагогов существуют проблемы в развитии познавательных УУД обучающихся. Эти проблемы связаны с тем, что педагоги не владеют соответствующей методикой. А не владеют потому как существуют только теоретические исследования в этой области, а методик недостаточно.
В процессе проведения анализа, удалось вывести противоречия:
- между потребностью общества в обучающихся владеющими развитыми познавательных УУД и недостаточной подготовленностью обучающихся в этом направлении.
- между достаточным уровнем изученности познавательных УУД с общих психолого-педагогических позиций и слабой проработанностью методических аспектов развития познавательных УУД на уроках математики.
Актуальность и выделенные противоречия побуждают появление проблемы данного исследования. В свою очередь проблема состоит в разработке методики обучения математике обучающихся 5-6 классов, способствующей развитию познавательных УУД.
Цель исследования: разработать методику по математике, которая будет способствовать развитию познавательных УУД обучающихся.
Объект исследования: процесс обучения математике обучающихся 5-6 классов.
Предмет исследования: развитие познавательных УУД обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике.
Гипотеза: если в процессе обучения математике обучающихся 5-6 классов использовать методику, разработанную в соответствии с дидактическими условиями, то это будет способствовать повышению уровня развития познавательных УУД.
Проблема, цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:
1. Выявить теоретические основы познавательных УУД обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике.
2. Выделить дидактические условия развития познавательных УУД.
3. Разработать методику обучения математике, которая будет способствовать развитию познавательных УУД и проверить ее эффективность в опытно-экспериментальной работе.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; сравнение и выбор; наблюдение; эксперимент.
Опытно- экспериментальная база. Внедрение материалов исследования осуществлялась в процессе обучения обучающихся 6 «А» и 6 «Б» классов МБОУ СШ № 97 (г. Красноярск).
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством выступлений и публикаций на конференциях разного уровня:
VI Всероссийская с международным участием научно -методическая конференция «Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов: методологический, теоретический и технологический аспекты», «Развитие коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 6 класса на уроке-путешествии «Исторический экскурс по городам Волги» по математике», г. Красноярск, 2018 г; XIX Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века». «Развитие логических познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса средствами текстовых задач», г. Красноярск, 2018 г; VIII Международная научно-практическая конференция «Современные тенденции естественно-математического образования: школа - ВУЗ». «Развитие познавательных универсальных учебных действия обучающихся 5 -6 классов на уроках математики», г. Соликамск, 2019 г,
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. В работе приведены таблицы, рисунки и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В параграфе 1.1 дается определение УУД, рассматриваются состав, функции и средства их развития.
В параграфе 1.2 рассматриваются состав, функции познавательных УУД. Выделены этапы и уровни развития познавательных УУД.
Вывод: в параграфе 1.3. представлены различные трактовки и подходы к определению понятия дидактические условия. Описаны дидактические условия развития познавательных УУД. Сделан вывод о том, что для более глубокого понимания, а также усвоения учениками изучаемого необходимо тщательно выбирать методы, формы и средства при решении текстовых задач, которые выступают в роли дидактических условий для развития познавательных УУД.
В параграфе 2.1 выделяются цели развития познавательных УУД обучающихся 5-6 классов. Сделан вывод о том, что при формировании познавательных УУД большую роль играет содержание, направленное на развитие конкретных логических, общеучебных действий и действий постановки и решения проблем. Приведены примеры заданий, направленных на развитие познавательных действий.
В параграфе 2.2. выделены формы, средства и методы применяемые в процессе обучения. Раскрыты их классификации. Более подробно рассматривается метод проектов, представлен пример одного проекта для 5 класса. Проанализированы особенности выбора конкретных форм, средств и методов обучения в процессе развития познавательных УУД средствами текстовых задач по математике в соответствии с возрастными особенностями обучающихся 5-6 классов.
В параграфе 2.3. проведена экспериментальная работа, которая разделена на три этапа. Эксперимент проводился в 6 «А» и 6 «Б» классах, один из которых был выбран контрольным, другой - экспериментальным. С экспериментальным классом проводилась работа по разработанной методике, которая направлена на развитие познавательных действий учеников класса. В контрольном классе никакой специальной работы не проводилось, уроки проводились традиционно. В начале и в конце эксперимента для учеников были проведены диагностические работы. Результаты данных работ показали, что разработанный комплекс задач способствует развитию познавательных УУД обучающихся. Что, частично, доказывает нашу гипотезу.
Таким образом, все поставленные задачи решены, цель исследования достигнута, гипотеза исследования экспериментально подтверждена.
Практическая значимость данной работы заключается в разработанных рекомендациях, которых можно использовать при проектировании уроков математики в основной школе. Для формирования познавательных результатов в условиях требований ФГОС в основной школе учитель математики при подготовке к уроку, может использовать данную работу.



1. Алексеева Т. Содержательная характеристика дидактических условий формирования познавательных универсальных учебных действий постановки и решения проблемы и пути их реализации в образовательной деятельности начальной школы // SOCIETY. INTEGRATION. EDUCATION Proceedings of the International Scientific Conference. Volume II, May 25th -26th, 2018. - С. 17-29 .
2. Альтовская С.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО / С.А. Альтовская // Образование и наука в современных условиях. - 2015. - № 4. - 43 с.
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
4. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. - 256 с.
5. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
6. Боженкова, Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении алгебре / Л.И. Боженкова. - М.: Лаборатория знаний, 2016. - 243 с.
7. Боженкова, Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии / Л.И. Боженкова. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 205 с.
8. Варламова Т.П. Формирование логической компетентности у учащихся 5-6 классов в процессе обучения математике. // АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Красноярск - 2006. - 22 с.
9. Волкова С.В. Дидактические условия реализации учащимися личностных смыслов в процессе обучения. - Автореф. дисс. к.п.н. - Петрозаводск, 2002. - 176 с.
10. Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - М., 2012. - 504 с. 58
11. Гельфман, Э.Г. Формирование универсальных учебных действий в процессе создания учебного проекта на уроках математики / Э.Г. Гельфман, А.Г. Подстригич // Вестник Томского государственного университета . - 2012. - № 8. - С. 160-166.
12. Глузман Н.А. Начальный курс математики. - Ялта:
Редакционноиздательский центр КГУ, 2008. - 311 с
13. Горностаева Я. Как решать задачи по математике 5 класс? // Образование. Школа. - [Электронный ресурс], режим доступа:https://slovami.net/kak-reshat-zadachi/
14. Егорина В.С. Формирование логического мышления младших школьников в процессе обучения. - Автореф. дисс. к.п.н. - Брянск, 2001. - 191 с.
15. Елисеева, Д.С. Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника как педагогический феномен / Д.С. Елисеева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование». Педагогические науки. - 2014. - № 4-6. - С. 16-26.
16. Епишева, О.Б. Технология обучения математике на основе формирования приемов учебной деятельности учащихся: Теоретические основы / О.Б. Епишева. - Тобольск, 1998. - 158 с.
17. Епишева, О.Б. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: Кн. для учителя / О. Б. Епишева, В. И. Крупич. - М.: Просвещение, 1990. - 128 с.
18. Жукова М. Современные организационные формы обучения - [Электронный
ресурс], режим доступа: http://fb.ru/article/280586/sovremennyie-
organizatsionnyie-formyi-obucheniya
19. Иванова, О.А. Межпредметные понятия и формирование универсальных учебных действий при изучении математики / О.А. Иванова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2013. - № 161. - С. 215-219. 59
20. Иванова, О.А. Обучение функциональной линии на уроках математики в 7 - 11 классах на основе метаметодического подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / О.А. Иванова. - Санкт-Петербург, 2013. - 22 с.
21. Использование таблиц для решения текстовых задач по математике в основной школе. - [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-7885
22. Ительсон, Л.Б. Учебная деятельность. Ее источники, структура и условия / Л.Б. Ительсон // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1964-1980 гг. - М.: Издво Моск. Ун¬та, 1981.
23. Карабанова О.А. Универсальные учебные действия // [Электронный ресурс]. URL: http://www.prosv.ru(дата обращения: 18.05.2019)
24. Крившенко Л.П., Вайндорф-Сысоева М.Е. и др. Педагогика. Под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2010. - 432 с
25. Кондаков, И.М. Психологический словарь / И.М. Кондаков. - М., 2000.
26. Куприянова, М.А. Составление математических задач как инструмент развития универсальных учебных действий на уроках математики основной школы / М.А. Куприянова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2012. - № 150. - С. 207¬211.
27. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2009. - 423 с. 60
28. Либеров А.Ю. Педагогическая технология формирования системы
универсальных учебных действий / А.Ю. Либеров // Биология в школе. -
2011. - № 5. - С. 23-27.
29. Лийметс, Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? / Х.Й. Лийметс. - М.: Знание, 1982. - 96 с.
30. Ложакова Е.А. Педагогические условия и принципы обеспечения
эффективности процесса формирования информационной компетентности студентов музыкальных специальностей в ходе обучения информатики // Вестник РУДН. - 2011. - № 3. - С. 3-6.
31. Маколкина Т.В. Методическое обеспечение формирования логической компетенции в курсе математики 5 -6 классов // Человек и образование. - 2011. №1. - С. 102-105.
32. Николаева Е.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках
математики. - [Электронный ресурс], режим доступа:
й11рз://зо1псезуе1.ги/формирование-универсальных-учебных-6/
33. Новикова, Л.Ю. Использование предметного опыта учащихся при обучении математике как условие формирования универсальных учебных действий / Л.Ю. Новикова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 10. - С. 141-144.
34. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность
школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.
35. Поташник М.М., Управление качеством образования:
практикоориентированная монография и методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2004. С. 448.
36. Пурышева, Н.С. и др. О метапредметности, методологии и других универсалиях / Н.С. Пурышева, Н.В. Ромашкина, О.А. Крысанова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2012. - № 1. - С. 11-17.
37. Пустовит, Е.А. Развитие универсальных учебных действий учащихся основной школы при решении алгебраических задач с модулем :дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Е.А. Пустовит. - Чита, 2015. - 196 с.
38. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2015. - 720 с.
39. Соколов В.Ю. Особенности программы формирования универсальных учебных действий в пространстве совместной деятельности(основная школа) // Научно-педагогическое обозрение. - 2015. - № 4. - Режим доступа. -URL:http://cyberleninka.ru/article/n/osobennostiprogrammy-formirovaniya- universalnyh-uchebnyh-deystviy-v-prostranstvesovmestnoy-deyatelnosti- osnovnaya-shkola(дата обращения 23.04.2019)
40. Соловьева, М.С. Построение системы задач для формирования универсальных учебных действий в процессе изучения информатики и математики / М.С. Соловьева // Вопросы современной науки и практики. -
2012. - № 4-42. - С. 136-143.
41. Теплоухова, Л.А. Формирование универсальных учебных действий
учащихся основной школы средствами проектной технологии: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Л.А. Теплоухова. -2012.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897. [Электронный ресурс]. URL: минобрнауки.рфМосншеп1^/543 (дата обращения 16.12.18).
43. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1986. - 144 с.
44.Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2006. - 384 с.
45. Яковлева, Е.В. Разработка и применение специальных заданий и задач, направленных на формирование универсальных учебных действий / Е.В. Яковлева, Т.Г. Макусева // Вестник Казанского технологического университета. - 2010. - № 12. - С. 383-388.
46. Яровая А.П. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 6 класса на уроке-путешествии «Исторический экскурс по городам Волги» по математике // Инновационные педагогические практики в обучении математике: материалы Всероссийской с международным участием научно-методической конференции, 8 - 9 ноября 2018 года. - Красноярск. - С. 148-153.
47. Яровая А.П. Развитие логических познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса средствами текстовых задач // Теория и методика обучения математике: инновационные подходы: материалы Международного научно - практического форума студентов, 18 мая 2018 года. - Красноярск. - С. 253-256.
48. Яровая А.П. Развитие познавательных универсальных учебных действия обучающихся 5-6 классов на уроках математики // Современные тенденции естественно - математического образования: школа - ВУЗ: материалы Международной научно - практической конференции, 12-13 апреля 2019 года: в 2 ч. - Ч. 2. - Соликамск: СГПИ, 2019. - С. 97-99.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ