ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы проблемного обучения.
1.1 Ретроспектива проблемного обучения. 8
1.2 Признаки проблемного обучения. 17
1.3 Этапы, методы и виды проблемного обучения. 35
Глава 2. Экспериментальная методика использования проблемного обучения в образовательном процессе по биологии
2.1 Обоснование выбора технологии проблемного обучения. 42
2.2 Технология проблемного диалога - важнейший способ развития познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.
2.3 Организация познавательной деятельности обучающихся в процессе проблемного обучения биологии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современное образование - это образование, которое выдвигает ряд требований при реализации образовательного процесса. Эти требования нормируется такими документами государственной важности, как федеральный закон «Об образовании в РФ» и Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
В настоящее время в условиях современной школы методика обучения биологии переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, внедрением Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе Предъявляются новые требования к результатам обучения обучающихся: личностным, метапредметным, предметным.
Стандарт является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся. Особое внимание уделяется метапредметным результатам, т.к. они включают освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, что позволяет получить необходимую подготовку для продолжения обучения в учреждениях профессионального образования, профессиональной деятельности и успешной социализации.
Одним из актуальных вопросов российского образования является введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения. В основу обучения нового ФГОС ООО положен системно-деятельностный подход, основным результатом обучения которого должно стать развитие личности ребенка на основе познавательной деятельности. Проблема организации познавательной деятельности обучающихся изучалась психологами (С.Л.Рубинштейн, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, В.В.Давыдов и др, педагогами (В.П.Беспалько, М.И.Махмутов, П.И.Пидкасистый, Т.И.Шамова и др.), методистами (Н.М.Верзилин, Б.Е.Райков, Н.А.Рыков, И.Д.Зверев, Д.И.Трайтак и др.), но в настоящее время она приобрела особую актуальность. Возникла необходимость в выпускниках, обладающих новым набором качеств. Основным предназначением стандарта является формирование базовых компетентностей современного человека. Задача школы - не дать объем знаний, а научить учиться, т.е. сформировать универсальные учебные действия.
Механизм формирования универсальных учебных действий (УУД) в значительной степени зависит от содержания учебного предмета и способа его построения. Внимание к развитию УУД свидетельствует о тенденции усиления общекультурной ориентации образования, универсализации и интеграции знаний. Основу этой тенденции составляет направленность на личное и познавательное развитие обучающихся или, в терминах системы УУД, на «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» (ФГОС). [39].
Концепция развития универсальных учебных действий разработана группой авторов: Г.В.Бурменской, И.А.Володарской, О.А.Карабановой, Н.Г.Салминой и С.В.Молчановым под руководством А.Г.Асмолова.
Иными словами современное общество требует от человека умений быстро ориентироваться в ситуации, часто нестандартной, находить наиболее верные решения, адаптироваться в новых условиях, а для этого мыслительные процессы должны быть быстрыми, многовариантными, с видением нескольких аспектов решения проблемы, анализом гипотез и обоснованием выводов.
Развивающим и воспитывающим современное обучение может быть при активизации мышления обучающихся. Чем активнее протекают у обучающегося познавательные процессы (ощущение, восприятие, представление, запоминание, воображение, мышление), тем выше эффективность его обучения. Поэтому умение учителя активизировать, т.е. пробуждать, стимулировать, направлять мышление и другие познавательные процессы обучающихся, относится к числу важнейших признаков педагогического мастерства.
Активизация мышления играет большую роль в повышении качества познавательной деятельности обучающихся, в интеллектуальном развитии и формировании у них научного мировоззрения, в воспитании активности как положительной черты характера личности. Активизации мышления обучающихся способствует, в частности, проблемное обучение (В.В.Пасечник, Д.И.Трайтак, И.Н.Пономарева).
Успех проблемного обучения школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остаётся один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса обучающихся к учёбе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, то есть их развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.
Большинство учёных признают, что развитие творческих способностей школьников невозможно без проблемного обучения. Творческие способности реализуются через проблемную деятельность.
Проблемное обучение является одним из видов развивающего обучения. Методы развивающего обучения направлены на развитие познавательной деятельности у обучающихся: лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир, внести в него что - то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.
Умение искать и находить пути решения возникающих проблем - одно из качеств успешной личности. Проблемное обучение способствует развитию самостоятельности и активности обучающихся, что в свою очередь, позволит им стать конкурентоспособными во взрослой жизни. Постоянное создание на уроке проблемных ситуаций при изучении новой темы приводит к тому, что ученик не “пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить. Таким образом, формируется творческая личность, умеющая искать и находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, способная к самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.
В связи с этим определена тема исследования выпускной квалификационной работы «Развитие познавательной деятельности у обучающихся путем использования проблемного обучения на уроках биологии».
В ходе исследования нами была выделена методологическая база исследования:
Объект: образовательный процесс обучения биологии.
Предмет исследования: методика организации познавательной деятельности на уроках биологии.
Гипотеза: использование технологии проблемного обучения в процессе обучения биологии будет успешным, если будут определены приемы проблемного обучения, разработана их структура, дана их характеристика, выделены особенности их применения в соответствии с содержанием биологического материала.
Цель: разработать методику обучения биологии с применением технологии проблемного обучения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать ретроспективу и современный педагогический опыт использования проблемного обучения.
2. Разработать экспериментальную методику проведения уроков биологии в 5 классе с использованием элементов проблемного обучения.
3. Провести проверку выдвинутых положений в условиях педагогического эксперимента.
На основании проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
1. На основе научного анализа, многочисленных работ психологов, педагогов, дидактов, методистов выявлена степень разработки темы исследования, показан интерес к данной проблеме, как ученых - методистов так и учителей школы. Ретроспективный анализ научных источников показал, что на каждом этапе исторического развития образовательных систем организация проблемного обучения учащихся достаточно четко отражает социальный заказ общества.
2. Разработана экспериментальная методика проведения уроков биологии в 5-х классах с использованием элементов проблемного обучения. Суть, которого состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед обучающимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.
4. Установлено положительное влияние систематического включения элементов проблемного обучения в процессе проведения уроков биологии в 5 классе на развитие познавательной деятельности обучающихся.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов - М.: Академический проект, 2000.
2. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. - Тула, 2012. - 448с.
3. Бабанский Ю.К. Методическая работа в школе: организация и управление. -М.: Просвещение, 2006. - 626 с.
4. Богомолова О.Б. Проблемный подход в профильном обучении: одна задача - несколько решений // Информатика и образование. - 2010. - №1. - С. 95-114.
5. Вахрушев А.А. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Обо всем живом»/А.А.Вахрушев, О.А.Родыгина.- М. : Балласс, 2013. - 192 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
6. Вилькеев Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе.- Казань, 1967.
7. Глазунов С.Н. Метод анализа проблемных ситуаций как способ активизации мыслительной деятельности учащихся // Преподавание истории в школе. - 2010. - №6. - С. 52-54.
8. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.:Изд-во МГУ, 1985.
9. Данилов М. А. и др. Дидактика / Б. П. Есипов, М. А. Данилов, М. Н. Скаткин, Э. И. Моносзон, С. М. Шабалов; под ред. Б. П. Есипова; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. - М. : Изд-во Акад. пед. наук, 1957. - 517, [1] с. - Библиогр.: с. 503-516.
10. Дубравина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие - М.: Академия, 2002.
11. Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2017 [Электронный ресурс]. - режим доступа:
http://zakonobobrazovanii.ru/#zakonobobrazovanii. - 08.05.2017.
12.Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. № 3.
13.Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки
специалистов, 2004.
14. . Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. - М.:Педагогика, 2015. - 112 с.
15. Колодежная В.Н., Орлова Л.Н. Нужны проблемные ситуации? Нет проблем! Проблемные ситуации на уроках химии и биологии: Учебное пособие - Омск: Издательство ОмГПУ, ООО «Издат. Дом «Наука», 2007. - 112 с.»
16. Кретова Д.А. Исследовательские методы обучения // Специалист. - 2010. - №6. - С. 35-37.
17. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1986.
18. Кудрявцев Т.В. Исследование и опыт проблемного обучения. В кн.: «О проблемном обучении»: Вып. 2.- М.:Высшая школа, 1969.
19. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.:Знание, 2011. - 165 с.
20. Лернер И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных
педагогических чтениях.// Советская педагогика.-1968.-№ 7.
21. Лернер И.Л. Проблемное обучение. - М.: Эксмо, 2014. - 332 с.
22. Лернер И.Я. Система методов обучения. - М.: Знание, 1976.
23. Людмилов Д.С., Дышинский Е.А., Лурье A.M. Некоторые вопросы проблемного обучения биологии: Пособие для учителей.- Пермь, 1975.
24. Матюшкин А.М. Актуальные вопросы проблемного обучения. -
М.:Педагогика, 2012. - 162 с.
25..Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М.: Педагогика, 1972.
26. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей.- М.: Просвещение, 1977.
27. Мельникова Е.Л. Проблемный диалог как технология «открытия» знаний // Сибирский учитель. - 2010. - №5. - С. 47-52.
28. Мочалова Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения.- Казань, 1978.
29. Оконь В. Основы проблемного обучения.- М.: Просвещение, 1968.
30. Развитие учащихся в процессе обучения: Под ред. Л.В. Занкова.-М., 1963.
31. С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб., 1998.
32. Смирнова Н.З., Бережная О.В. Компетентностный подход в биологическом образовании : учебно-методическое пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2012. - 168 с.
33. Соловьева О.В. Закономерности развития познавательных способностей школьников: Возрастная и педагогическая психология // Вопросы психологии. - 2004, №3.
34. Толстых Т.И. Становление социальной зрелости школьников на разных этапах развития // Психология и школа. - 2004, №4.
35. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 1 / Под ред. Д.И. Ушакова. М., 1935.
36. Ушинский К. Д. Собрание сочинений в 12 тт. М., 1952. Т. 11.
37. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование, 2003. - № 2. - 58-64.
38. Хуторской А.В. Эвристическое обучение. - М.: Аспект пресс, 2008. - 256с.
39. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 декабря.2010 № 1897.
40. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 2003. - 369с.