ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ
АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ЭСТРАДНОМУ ВОКАЛУ В КУЛЬТУРНОДОСУГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.1. Содержание обучения эстрадному вокалу 9
1.2. Характеристика аудиовизуальных технологий в музыкальном
образовании 17
1.3. Возможности аудиовизуальных технологий в обучении подростков
эстрадному вокалу в культурно-досуговой организации 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ЭСТРАДНОМУ ВОКАЛУ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ 31
2.1. Педагогические условия обучения эстрадному вокалу подростков с
применением аудиовизуальных технологий в культурно-досуговой организации 31
2.2. Содержание и алгоритм создания комплекса упражнений для обучения
подростков эстрадному вокалу с применением аудиовизуальных технологий 38
2.3. Анализ апробации комплекса упражнений для обучения подростков эстрадному вокалу с применением аудиовизуальных технологий 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Приложение. Комплекс упражнений с применением аудиовизуальных технологий (электронный вариант) 62
Современный этап общественного развития характеризуется тем, что человеческий труд перестает быть сугубо исполнительским, механически однообразным, рутинным, а все больше становится творческим. Это вызывает определенные изменения и в сфере музыкального образования: происходит переосмысление педагогических подходов, возникает необходимость поиска новых технологий обучения и воспитания, способов развития личности, наиболее полного раскрытия ее творческого потенциала. Обучение музыке сегодня осуществляется как в системе начального, среднего, высшего, так и в системе дополнительного образования детей. Данная система включает в себя множество организаций, таких, как ДШИ, ДМШ, различные студии, дома творчества, культурно-досуговые организации и т.п. В системе культурно-досуговых организаций существует множество направлений обучения детей, в том числе и обучение эстрадному вокалу. Ему обучаются как дети, так и подростки. В процессе обучения эстрадному вокалу используются различные методики и средства. Одним из наиболее перспективных средств обучения эстрадному вокалу представляются сегодня аудиовизуальные технологии, которые, тем не менее, пока еще не получили должного применения и распространения в данной сфере.
Эстрадный вокал - это особый вид современного вокального искусства, который напрямую связан с музыкальной эстрадой. Эстрадный вокал имеет много разновидностей, сочетает в себе множество стилей и направлений, создаёт богатую палитру образов. На современном этапе занятия по эстрадному вокалу приобрели значительную популярность - формирование навыков и умений в эстрадном вокале осуществляется на базе детских музыкальных школ, вокальных студий, музыкальных колледжей и вузов. Особенно востребованы уроки эстрадного вокала среди подростков, посещаемые ими в рамках досуговой деятельности. В 4
работе с подростками каждый преподаватель применяет собственные наработки, использует свой личный опыт работы. Безусловно, главное для любого педагога - найти общий язык с учениками, установить с ними контакт и наладить доверительные отношения. Преподавать вокал непросто, и по-настоящему опытные педагоги в этой области сегодня очень ценятся. Научить подростка удовлетворительно петь и попадать в ноты может практически любой педагог с музыкальным образованием, но ведь важно еще и обращать внимание на индивидуальные особенности ученика, учитывать его интересы, а не механически учить четкому попаданию в ноты. Если в будущем подросток планирует стать профессиональным музыкантом, певцом, стоит понимать, что от педагога будет зависеть очень многое. Однако современные исследования, посвященные методам воспитания певческого голоса, как правило, трактуют различия режимов звукообразования, характерных для исполнения джазовой, поп- и рок- музыки, как вариативность манер, не считая их особенностью певческой техники. На практике же для художественно осмысленного исполнения эстрадных произведений учащимся приходится осваивать весьма различные техники, отрабатывать множество вокальных навыков, выполнять целый комплекс упражнений. При этом отработка вокальных навыков может быть существенно упрощена и автоматизирована в ее руинной части путем привлечения аудиовизуальных средств - фонограмм и видеозаписей. Но на сегодняшний день практику использования аудиовизуальных технологий на занятиях по эстрадному вокалу в культурно-досуговой организации нельзя назвать устоявшейся, и у педагога сегодня нет каких- либо руководящих пособий и инструментов для внедрения данных технологий.
Таким образом, выявлено противоречие между необходимостью применения аудиовизуальных технологий в процессе обучения подростков эстрадному вокалу в культурно-досуговой организации и отсутствием разработанной методической базы их использования.
обоснование применения аудиовизуальных технологий и разработка комплекса упражнений с их применением как средства обучения подростков эстрадному вокалу в культурно-досуговой организации.
Актуальность обозначенной проблемы, ее теоретическая и методическая не разработанность определили выбор темы исследования: «Аудиовизуальные технологии как средство обучения подростков эстрадному вокалу в культурно-досуговой организации».
Объект исследования: процесс обучения подростков эстрадному вокалу в культурно-досуговой организации.
Предмет исследования: применение аудиовизуальных технологий как средства обучения подростков эстрадному вокалу в культурно-досуговой организации.
Цель исследования: теоретически обосновать возможность использования аудиовизуальных технологий в обучении эстрадному вокалу, разработать комплекс упражнений с применением аудиовизуальных технологий для обучения подростков эстрадному вокалу в культурнодосуговой организации.
Задачи исследования:
1) раскрыть содержание обучения эстрадному вокалу;
2) охарактеризовать аудиовизуальные технологии в музыкальном образовании;
3) выявить возможности аудиовизуальных технологий в обучении подростков эстрадному вокалу в культурно-досуговой организации;
4) определить педагогические условия обучения эстрадному вокалу подростков с применением аудиовизуальных технологий в культурнодосуговой организации;
5) разработать и описать содержание и алгоритм создания комплекса упражнений для обучения подростков эстрадному вокалу с применением аудиовизуальных технологий;...
Обучение эстрадному вокалу является сегодня весьма востребованным и осуществляется в различных сферах и на различных уровнях музыкального образования, в том числе в культурно-досуговых организациях. Целью обучения эстрадному вокалу является приобщение детей и молодёжи к мировой музыкальной культуре через развитие их музыкальных способностей и освоение ими разнообразных приемов эстрадного вокала.
Сущностью эстрадного вокала является формирование уникального, узнаваемого тембра, индивидуальной характерной манеры пения, способности неповторимо передать художественный образ, что требует от учащихся освоения широкого спектра вокальных умений и навыков.
В обучение эстрадному вокалу входят: приветствие и установка на урок, распевание специальных упражнений на развитие голоса, артикуляционного аппарата, певческого дыхания, вокально-фонационных навыков, интонирования, пение музыкальных произведений.
Аудиовизуальные технологии - это совокупность технологий, которые одновременно включают в себя несколько информационных средств. Графика, текст, видео, звуковые эффекты, звуковое сопровождение - ключевые составляющие аудиовизуальных технологий. Наряду с другими технологиями аудиовизуальные оказывают эффективное воздействие на восприятие и память человека благодаря наглядности, образности, совмещению различных каналов воздействия.
На современном этапе аудиовизуальные технологии в обучении эстрадному вокалу включают в себя фонограммы, видеопродукцию, компьютерные учебные пособия, интернет. Использование аудиовизуальных технологий на занятиях по эстрадному вокалу способствует реализации изучения материала в динамике, ясному преподнесению учебной 52
информации, избавлению преподавателя и учащихся от рутинных и трудоемких действий.
На сегодняшний день наблюдается отсутствие методических разработок и устоявшейся практики применения аудиовизуальных технологий в обучении эстрадному вокалу. Важно отметить, что упражнения и соответствующий методический материал для обучения эстрадному вокалу нуждаются в применении аудиовизуальных средств, так как использование аудио-упражнений для распевания освобождает преподавателя от необходимости исполнять аккомпанемент на фортепиано и позволяет ему сконцентрироваться непосредственно на исполнении учащимися учебнотренировочного материала. Помимо этого, учащиеся могут использовать аудиозаписи упражнений для самостоятельной работы. Не менее важным средством самостоятельного освоения тех или иных навыков, а также их закрепления может стать учебный видеоурок.
Чтобы восполнить данный пробел нами были разработаны педагогические условия, содержание и алгоритм создания комплекса упражнений с использованием аудиовизуальных технологий для обучения эстрадному вокалу. Главными условиями были выделены: технологические (наличие современного компьютерного мультимедийного оборудования, доступ учащихся к современным цифровым устройствам), дидактические (учет индивидуальных особенностей учащихся, гибкая адаптация учебного материала) методические (методы, активизирующие самостоятельную учебную деятельность, стимулирующие формы контроля) и организационные (наличие четкого графика учебного процесса
с обязательным выделение часов на самостоятельную работу). Данные условия являются обязательными для реализации обучения подростков эстрадному вокалу с применением аудиовизуальных технологий в культурнодосуговой организации. Исходя из базового содержания обучения эстрадному вокалу (этапов и видов деятельности), в содержание комплекса упражнений нами были включены следующие учебные компоненты: 9 аудиоупражнений на распевание и видео-урок. Создание комплекса упражнений с использованием аудиовизуальных технологий потребовало применения следующего оборудования: видеокамеры Sony HDR-CX625, микрофона, ноутбука Acer.
Для того, чтобы подтвердить эффективность созданного нами комплекса упражнений с применением аудиовизуальных технологий были проведены его внедрение и апробация в МАУ «Дворец культуры «Металлург» с 23.05.2016 по 3.06.2016 в подготовительной группе «Студии эстрадного вокала». Апробация состояла из трех этапов. На подготовительном этапе в процессе наблюдения за пением подростков на занятиях и проведения входного контроля было выявлено, что учащимся необходимы упражнения на развитие артикуляционного аппарата, а также упражнения на развитие опоры и дыхания, на исправление дикционных недостатков. На втором этапе было выполнено внедрение комплекса аудиовизуальных упражнений в учебный процесс, которое заключалось в использовании комплекса как в аудиторной работе на уроке, так и в самостоятельной работе учащихся. Введение самостоятельной работы как обязательного компонента учебного процесса ставило целью исключить пробелы в знаниях учащихся, исправить возможные недоработки, имеющие место на уроке, закреплять и развивать сформированные на уроке умения учащихся. В конце апробации мы проверили уровень владения вокальными умениями и навыками с помощью заданий аналогичных входному контролю. Высокий уровень показало 60% учащихся, средний - 40%, низкий - 0%, что свидетельствует об успешности проведенного обучения и подтверждает эффективность разработанного нами комплекса аудиовизуальных упражнений как средства обучения подростков эстрадному вокалу.
Разумеется, данная работа не претендует на исчерпывающее решение всех связанных с исследуемой проблемой вопросов. Представляется важным дальнейшая доработка, расширение и усовершенствование комплекса упражнений с применением аудиовизуальных технологий, дальнейшее уточнение условий его применения, более точный учет индивидуальных особенности учащихся, применяющих данный комплекс, поиск более современных и передовых мультимедийных технологий и др.
1. Абдулин, Э.Б. Теория музыкального образования [Текст] / Э.Б. Абдулин, Е.В. Николаева; под ред. М.И. Ройтерштейна. - М.: Музыка, 2006. - 336 с.
2. Аванесова, Г.А. Инновационные формы деятельности в сфере культуры, образования и досуга современной России [Текст] / Г.А. Аванесова. - М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2011. -165 с.
3. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей [Текст] / В.П. Анисимов. - М.: Владос, 2004. - 127 с.
4. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании [Текст] / Б.В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1973. - 49 с.
5. Баренбойм, Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство [Текст] / Л.А. Баренбойм. - Л.: Музыка, 1974. - 336 с.
6. Васильев, Б.И. Из методического опыта профессора Ленинградской консерватории И.И. Плешакова Вопросы вокальной педагогики [Сборник статей] / Б.И. Васильев Сб. статей. Вып. 6. - Л.: Музыка, 1982. - 67 с.
7. Веселова, О.В. Программно-компьютерное обеспечение
в музыкальном образовании [Текст] / О.В. Веселова // Теория и практика применения информационных технологий в искусстве, культуре и музыкальном образовании: сб. материалов Третьей Международной Интернет-конференции. - Екатеринбург : РГ1111У, 2008. - С. 75-81.
8. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка [Текст] / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1967. - 121 с.
9. Волобуева, Е.С. Воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся культурно-просветительных училищ [Диссертация] / Е.С. Волобуева, 1984. - 65 с.
10. Вопросы вокальной педагогики: [Сборник статей] / Вып. 6 - Л.: Музыка, 1982. - 32 с.
11. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С.Ю. Головин - Минск.: Харвест, 1998 г. - 57 с.
12. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология [Текст] / А.Л. Готсдинер.
• М: Просвещение, 1993. - 190 с.
13. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л.Б. Дмитриев. - М.:Музыка, 2007. - 95 с.
14. Егорычева, М.И. Упражнения для развития вокальной техники [Текст] / М.И. Егорычева ; худож. А. В. Белых. - Киев : Музична Украина, 1980. - 117 с.
15. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности [Текст] :учеб. пособие для студ. вузов / А. Д. Жарков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Изд-во МГУК, 2002. - 288 с....60