Интеграция искусств на уроках литературы как путь к изучению литературного направления
|
Введение 3
Глава 1. Интеграция как методологическое явление 7
1.1. Понятие интегрированного обучения 7
1.2. Культурологический подход к изучению литературы 20
Глава 2. Система интегрированных уроков по изучению литературных направлений в школе 33
2.1. Обращение к живописи и архитектуре классицизма 33
при изучении классицизма как литературного направления в школе... 33
2.1.1. Живопись эпохи классицизма 33
2.1.2. Архитектура эпохи классицизма 35
2.1.3. Разработка урока литературы в 9 классе 37
«Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. Краткие сведения о М. В. Ломоносове» 37
2.2. Живопись и музыка сентиментализма на уроках литературы в школе 41
2.2.1. Сентиментализм в литературе 41
2.2.2. Живопись сентиментализма 43
2.2.3. Интегрированный подход к изучению сентиментализма 45
в школе на примере творчества Н.М. Карамзина (9 класс) 45
2.3. Изучение романтизма в контексте русского искусства девятнадцатого века на уроках литературы в школе 48
2.3.1. Романтизм в русской литературе 48
2.3.2. Музыкальная эстетика романтизма 51
2.3.3. Литературная гостиная как форма урока по изучению романтизма в школе (9 класс) 54
2.4. Искусство реализма в изучении литературы конца девятнадцатого века 57
2.4.1. Реализм как литературное направление 57
2.4.2. Реализм и живописное искусство девятнадцатого века 59
2.4.3. Разработка интегрированного урока литературы в 7 классе «И.С.
Тургенев. Стихотворения в прозе» 60
Заключение 66
Список литературы 68
Приложения 74
Глава 1. Интеграция как методологическое явление 7
1.1. Понятие интегрированного обучения 7
1.2. Культурологический подход к изучению литературы 20
Глава 2. Система интегрированных уроков по изучению литературных направлений в школе 33
2.1. Обращение к живописи и архитектуре классицизма 33
при изучении классицизма как литературного направления в школе... 33
2.1.1. Живопись эпохи классицизма 33
2.1.2. Архитектура эпохи классицизма 35
2.1.3. Разработка урока литературы в 9 классе 37
«Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. Краткие сведения о М. В. Ломоносове» 37
2.2. Живопись и музыка сентиментализма на уроках литературы в школе 41
2.2.1. Сентиментализм в литературе 41
2.2.2. Живопись сентиментализма 43
2.2.3. Интегрированный подход к изучению сентиментализма 45
в школе на примере творчества Н.М. Карамзина (9 класс) 45
2.3. Изучение романтизма в контексте русского искусства девятнадцатого века на уроках литературы в школе 48
2.3.1. Романтизм в русской литературе 48
2.3.2. Музыкальная эстетика романтизма 51
2.3.3. Литературная гостиная как форма урока по изучению романтизма в школе (9 класс) 54
2.4. Искусство реализма в изучении литературы конца девятнадцатого века 57
2.4.1. Реализм как литературное направление 57
2.4.2. Реализм и живописное искусство девятнадцатого века 59
2.4.3. Разработка интегрированного урока литературы в 7 классе «И.С.
Тургенев. Стихотворения в прозе» 60
Заключение 66
Список литературы 68
Приложения 74
Важнейшими предпосылками возникновения интеграции литературы с другими видами искусств на уроках в школе явились провозглашаемые в современной педагогической науке идеи модернизации российского образования, ориентированного на личность, на формирование ее внутренней нравственной, интеллектуальной, эстетической культуры.
Следует обратить внимание на два острых противоречия в учебном процессе:
• между естественным, целостным восприятием ребенком окружающего мира и искусственным делением его на предметы в школьном образовании;
• между стремлением к развитию интеллектуальных способностей учащихся и невозможностью большинства детей, имеющих даже высокий уровень развития познавательной сферы (внимания, памяти,мышления, учебной мотивации), использовать интеллектуальную способность человека - способность к сравнению, анализу и классификации получаемой извне информации.
Это приводит к тому, что наши ученики не соотносят сведения о внешнем мире, полученные на одном уроке (скажем, на истории о войне 1812г.), со сведениями о том же явлении, которые им сообщают на других уроках (допустим, на уроке литературы по роману «Война и мир» Л.Н. Толстого). Из разрозненных сведений не формируется единой картины мира.
Решение этих противоречий реализуется с помощью использования принципа интеграции, обеспечивающего самостоятельное освоение школьниками художественных ценностей, специальных художественно-творческих способностей, творческого и воссоздающего воображения, образного мышления, эстетического чувства, воспитание человека культуры.
По педагогической специальности, в частности, через интеграцию урочной и внеурочной работы по литературе, музыке, изобразительному искусству.
Актуальность нашей работы состоит в том, что в усложнившейся современной действительности, требующей от системы образования дать ученику целостную картину окружающего мира, интеграция помогает в достижении этой цели. В связи с этим проблема интеграции литературы с другими видами искусства становится весьма актуальной. Гуманизация и гуманитаризация современной школы ставят интеграцию в ряд основных вопросов образования.
Объектом исследования является процесс интеграции искусств на уроках литературы в школе.
Предмет исследования - интеграция искусств в ходе изучения литературных направлений на уроках литературы в школе.
Цель нашего исследования состоит в том, чтобы выявить основные способы установления интеграционных связей при изучении литературных направлений на уроках литературы в школе.
Исходя из данной цели сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть основные литературные направления, такие как классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
2. Выявить связи данных направлений с различными видами искусства.
3. Определить основные способы интеграции искусств как путь к изучению литературного направления.
4. Составить комплекс интегрированных уроков литературы по изучению литературных направлений.
5. Выявить эффективность применения подобных уроков в курсе изучения литературы.
В силу ограниченного объема дипломного исследования, в данной работе мы рассматриваем не все литературные направления (например, мы не касаемся литературных направлений двадцатого века).
Методы исследования: культурологический подход к изучению литературы в школе, описательный, экспериментальный, моделирование.
Теоретической базой исследования являются труды ведущих педагогов, психологов, учёных: В.А. Доманского, И.Я. Лернера, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.С. Библера, Б.М. Неменского, Л.П. Щербины, В.Н. Максимовой, В.П. Зинченко, И. Коложвари, в работах которых интеграция рассматривается как объединение в целое разрозненных частей, элементов или восстановление утраченного единства, выделяются основные отличительные характеристики любой интеграционной модели - системность, комплексность, целостность, синтез.
Научная новизна исследования заключается в разработке комплекса уроков по изучения литературного направления с помощью интеграции литературы с другими видами искусства.
Практическая значимость состоит в возможности использования материалов исследования на уроках литературы в школе, при изучении «Методики обучения литературе» в вузе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются цель, объект, предмет, задачи, характеризуются методическая новизна и практическая значимость работы.
В первой главе «Интеграция как методологическое явление» рассмотрено понятие «интеграция», «интегрированный урок». Обозначены различия между интеграций и межпредметными связями. Также рассмотрен
культурологический подход к изучению литературы.
Вторая глава - «Интегрированные уроки по изучению литературы в контексте культуры» посвящена разработке технологических карт уроков по классицизму, сентиментализму, романтизму, реализму, в основе которых лежит интегрированный подход к изучению литературы.
В заключении приводятся итоги проведенного исследования.
Список литературы содержит шестьдесят семь наименований
Следует обратить внимание на два острых противоречия в учебном процессе:
• между естественным, целостным восприятием ребенком окружающего мира и искусственным делением его на предметы в школьном образовании;
• между стремлением к развитию интеллектуальных способностей учащихся и невозможностью большинства детей, имеющих даже высокий уровень развития познавательной сферы (внимания, памяти,мышления, учебной мотивации), использовать интеллектуальную способность человека - способность к сравнению, анализу и классификации получаемой извне информации.
Это приводит к тому, что наши ученики не соотносят сведения о внешнем мире, полученные на одном уроке (скажем, на истории о войне 1812г.), со сведениями о том же явлении, которые им сообщают на других уроках (допустим, на уроке литературы по роману «Война и мир» Л.Н. Толстого). Из разрозненных сведений не формируется единой картины мира.
Решение этих противоречий реализуется с помощью использования принципа интеграции, обеспечивающего самостоятельное освоение школьниками художественных ценностей, специальных художественно-творческих способностей, творческого и воссоздающего воображения, образного мышления, эстетического чувства, воспитание человека культуры.
По педагогической специальности, в частности, через интеграцию урочной и внеурочной работы по литературе, музыке, изобразительному искусству.
Актуальность нашей работы состоит в том, что в усложнившейся современной действительности, требующей от системы образования дать ученику целостную картину окружающего мира, интеграция помогает в достижении этой цели. В связи с этим проблема интеграции литературы с другими видами искусства становится весьма актуальной. Гуманизация и гуманитаризация современной школы ставят интеграцию в ряд основных вопросов образования.
Объектом исследования является процесс интеграции искусств на уроках литературы в школе.
Предмет исследования - интеграция искусств в ходе изучения литературных направлений на уроках литературы в школе.
Цель нашего исследования состоит в том, чтобы выявить основные способы установления интеграционных связей при изучении литературных направлений на уроках литературы в школе.
Исходя из данной цели сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть основные литературные направления, такие как классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
2. Выявить связи данных направлений с различными видами искусства.
3. Определить основные способы интеграции искусств как путь к изучению литературного направления.
4. Составить комплекс интегрированных уроков литературы по изучению литературных направлений.
5. Выявить эффективность применения подобных уроков в курсе изучения литературы.
В силу ограниченного объема дипломного исследования, в данной работе мы рассматриваем не все литературные направления (например, мы не касаемся литературных направлений двадцатого века).
Методы исследования: культурологический подход к изучению литературы в школе, описательный, экспериментальный, моделирование.
Теоретической базой исследования являются труды ведущих педагогов, психологов, учёных: В.А. Доманского, И.Я. Лернера, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.С. Библера, Б.М. Неменского, Л.П. Щербины, В.Н. Максимовой, В.П. Зинченко, И. Коложвари, в работах которых интеграция рассматривается как объединение в целое разрозненных частей, элементов или восстановление утраченного единства, выделяются основные отличительные характеристики любой интеграционной модели - системность, комплексность, целостность, синтез.
Научная новизна исследования заключается в разработке комплекса уроков по изучения литературного направления с помощью интеграции литературы с другими видами искусства.
Практическая значимость состоит в возможности использования материалов исследования на уроках литературы в школе, при изучении «Методики обучения литературе» в вузе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются цель, объект, предмет, задачи, характеризуются методическая новизна и практическая значимость работы.
В первой главе «Интеграция как методологическое явление» рассмотрено понятие «интеграция», «интегрированный урок». Обозначены различия между интеграций и межпредметными связями. Также рассмотрен
культурологический подход к изучению литературы.
Вторая глава - «Интегрированные уроки по изучению литературы в контексте культуры» посвящена разработке технологических карт уроков по классицизму, сентиментализму, романтизму, реализму, в основе которых лежит интегрированный подход к изучению литературы.
В заключении приводятся итоги проведенного исследования.
Список литературы содержит шестьдесят семь наименований
Подводя итог, следует сказать, что в ходе проделанной нами работы были достигнуты поставленные задачи:
1. Были рассмотрены основные литературные направления, такие как классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
2. Нам удалось выявить связи данных направлений с различными видами искусства: музыкой, живописью, архитектурой, скульптурой.
3. Определили основные способы интеграции искусств как путь к изучению литературного направления.
4. Составили комплекс интегрированных уроков литературы по изучению литературных направлений.
5. А также выявили эффективность применения подобных уроков в курсе изучения литературы.
На сегодняшний день в развитии методики обучения литературе отводится большое внимание к применению технологи интеграции, как к способу изучения литературных направлений. Поэтому можно сказать, что перспектива данного исследования состоит в том, чтобы в дальнейшем продолжить разработку системы интегрированных уроков и успешно использовать уже созданные уроки.
Интеграция на уроках литературы просто необходима и обязательна, и информационно-коммуникационные технологии играют в этом очень важную роль. Тем не менее, следует сохранять «золотую середину» и использовать наглядность в разумных целях. Для этого необходимы не только технические знания, но и знания истории живописи, музыки, архитектуры.
И в заключении хотелось бы сказать, что знание искусства является профессиональной обязанностью учителя. Понять творчество любого писателя, поэта без предметов искусства невозможно, равно как и само искусство без литературы.
1. Были рассмотрены основные литературные направления, такие как классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
2. Нам удалось выявить связи данных направлений с различными видами искусства: музыкой, живописью, архитектурой, скульптурой.
3. Определили основные способы интеграции искусств как путь к изучению литературного направления.
4. Составили комплекс интегрированных уроков литературы по изучению литературных направлений.
5. А также выявили эффективность применения подобных уроков в курсе изучения литературы.
На сегодняшний день в развитии методики обучения литературе отводится большое внимание к применению технологи интеграции, как к способу изучения литературных направлений. Поэтому можно сказать, что перспектива данного исследования состоит в том, чтобы в дальнейшем продолжить разработку системы интегрированных уроков и успешно использовать уже созданные уроки.
Интеграция на уроках литературы просто необходима и обязательна, и информационно-коммуникационные технологии играют в этом очень важную роль. Тем не менее, следует сохранять «золотую середину» и использовать наглядность в разумных целях. Для этого необходимы не только технические знания, но и знания истории живописи, музыки, архитектуры.
И в заключении хотелось бы сказать, что знание искусства является профессиональной обязанностью учителя. Понять творчество любого писателя, поэта без предметов искусства невозможно, равно как и само искусство без литературы.



