Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ГРУППА «ЦВЕТ» В ПРОЗЕ А. И. КУПРИНА

Работа №155783

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы61
Год сдачи2022
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения лексико-семантической группы «цвет» 6
1.1 Цвет как объект научного исследования 6
1.2 Колоративная лексика: понятие, виды, функции 15
Глава 2. Особенности функционирования лексики колоративной семантики в прозе А.И. Куприна 26
2.1 Семантика цветообозначений оттенков красного цвета 26
2.2 Семантика цветообозначений оттенков оранжевого цвета 31
2.3 Семантика цветообозначений оттенков жёлтого цвета 32
2.4 Семантика цветообозначений оттенков зелёного цвета 34
2.5 Семантика цветообозначений оттенков синего цвета 36
2.6 Семантика цветообозначений оттенков фиолетового цвета 39
2.7 Семантика цветообозначений оттенков серого цвета 39
2.8 Семантика цветообозначений оттенков белого цвета 39
2.9 Семантика цветообозначений оттенков коричневого цвета 44
2.10 Семантика цветообозначений оттенков чёрного цвета 44
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложение 57


Русский язык по праву считается самым богатым и выразительным из всех языков мира. Его лексическое ядро составляют более 30 тысяч наиболее часто употребляемых в речи слов различных частей речи и ещё около 50 тысяч фразеологизмов.
Актуальность темы исследования обусловлена противоречием между богатейшим потенциалом колоративов в формировании у школьников языковых компетенций и недостаточным их использованием в школьной практике изучения русского языка.
Такое богатство лексики во все времена позволяло и позволяет русским писателям и поэтам создавать литературные произведения, отличающиеся глубоким смыслом, эмоциональной насыщенностью, уникальностью авторского стиля.
Очевидно, что чтение таких произведений требует осмысленности, которая, в свою очередь, на сегодняшний день позиционируется Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования в качестве одной из ключевых академических компетенций, которыми должны обладать школьники.
Достижение такого результата требует освоения школьниками навыков разностороннего лексического анализа текста художественного произведения, в том числе распознавания и осмысления особых категорий лексических единиц, функциональное предназначение которых как раз и заключается в придании произведению яркости, образности, выразительности.
Одной из таких категорий является колоративная лексика, широко использующаяся писателями и поэтами. Несмотря на то, что в школьных программах по литературному чтению достаточно много произведений, содержащих колоративную лексику, изучение колоративов, как специфической лексико-семантической категории языка, не предусмотрено.
В этой связи, можно говорить о наличии противоречий между богатейшим потенциалом колоративов в формировании у школьников языковых компетенций и недостаточным их использованием в школьной практике изучения русского языка. Наличие такого противоречия обусловливает актуальность темы настоящего исследования и его цель.
Целью настоящего исследования является определение особенностей функционирования слов колоративной семантики в текстах А. Куприна...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью выполнения выпускной квалификационной работы являлось выявление возможностей использования лексики семантической группы «цвет» в прозе А.И. Куприна в обучении учащихся 5 класса русскому языку.
Изучение теоретических основ функционирования лексики семантической группы «цвет» позволяет сформулировать вывод о том, что понятием «колоративная лексика» в науках о языке обозначается обширный пласт лексики, обозначающей всё разнообразие существующих в природе цветов и их оттенков.
Колоративная лексика используется в художественных произведениях в различных целях: для передачи непосредственно цвета как качественной характеристики предмета (объекта) окружающего мира, для придания описываемым предметам (объектам) и событиям большей выразительности, для передачи глубинного символического значения самих событий и контекстов.
Содержание примерных образовательных программ по литературе для 5-9 классов, на основе которого педагогами разрабатываются рабочие программы для учащихся основной школы, содержит очень ограниченный перечень произведений А.И. Куприна. В 5 классе изучается рассказ «Белый пудель», в 6 классе дети знакомятся с рассказом «Чудесный доктор», и в 8 классе изучают произведение «Куст сирени».
Перечисленные рассказы А.И. Куприна содержат богатый лексический материал категории «колоративы».
На уроках русского языка в 5 классе колоративная лексика в прозе А.И. Куприна может использоваться в качестве учебного речевого материала при изучении Примерными программами по русскому языку в 5 классе предусмотрено изучение таких тем: «Слово. Лексическое значение слова», «Однозначные и многозначные слова», «Прямое и переносное значение слова», «Имя прилагательное».
На уроках родного русского языка в 5 классе колоративная лексика в произведениях А.И. Куприна может использоваться при изучении структуры текста, композиционных особенностей описания, повествования, рассуждения, средств выразительности речи.



1. Алексеев, С.С. Цвет в архитектуре / C. С. Алексеев, Б.М. Теплов, П.А. Шеварев. - М; Л.: ГСИ, 1934. - с. 30.
2. Алимпиева Р.В. Семантическая значимость слова и структуры лексико - семантической группы. - Л. : Издательство ЛГУ, 1986. - 184 с.
3. Базыма, Б.А. Цвет и психика / Б.А. Базыма. - Х.: ХГАК, 2001. - 172с.
4. Бахилина Н. Б. Ослепительно рыжий, безнадежно рыжий // Русская речь.
- 1975б. - № 5. - С. 104-110.
5. Бахилина Н. Б. Румянец. Из истории цветообозначений // Русская речь. - 1974. - № 6. - С. 83-86.
6. Бахилина, Н.Б. История цветообозначений в русском языке / Н.Б. Бахилина. - М.: Наука, 1975. - 288 с.
7. Брагина А. А. Цветовые определения и формирования новых значений слов и словосочетаний // Лексикология и лексикография. - 1972. - № 23. - С. 73-105.
8. Василевич А. П. Цвет и названия цвета в русском языке / А. П. Василевич, С. Н. Кузнецова, С. С. Мищенко ; под общ. ред. А. П. Василевича.
М. : URSS. - 2005. - 216 с.
9. Василевич А.П. Языковая картина цветного мира: Методы исследования и прикладные аспекты: Дис. ... в форме науч. докл.. докт. филол. наук. - М., 2003. - 95 с.
10. Васильев Л. М. Современная лингвистическая семантика. - М. : Высшая школа, 1990. - 175 с.
11. Васильев Л. М. Теория семантических полей // Вопросы языкознания. - 1971. - № 5. - С. 105-113.
12. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание / Отв. редактор и составитель М. А. Кронгауз ; вступительная статья Е. В. Падучевой. - М. : Русское слово, 1996. - 411 с.
13. Виноградов В. В. Основные типы лексических значений слова // Избранные труды. Лексикология и лексикография. - М., 1977. - С. 162-192.
14. Винокур Г. О. О языке художественной литературы. - М. : Высшая школа, 1991. - 447с.
15. Герасимов Г. И. Оранжево-красный или красно-оранжевый / Г. И. Герасимов // Русская речь. - 1982. - № 2. - С.78-83...77


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ