Введение 4
Глава I. Элективные курсы по литературе в контексте
профильного обучения 8
1.1. Специфика литературного образования в профильных классах
средней школы 8
1.2. Элективный курс: сущность, цели, требования 12
Выводы по I главе 21
Глава II. Элективный курс «Романы И.А. Гончарова как трилогия» 22
2.1. Типология образов в романах писателя 22
2.2. Общие темы и мотивы в романах И.А. Гончарова 36
2.3. Тематическое планирование и методические основы
элективного курса «Романы И.А. Гончарова как трилогия» в 10
(профильном) классе средней школы 38
2.4. Методические комментарии к конспектам уроков по
литературе в 10 (профильном) классе средней школы 52
Выводы по II главе 65
Заключение 67
Библиографический список 69
Приложение 75
Тема дипломной работы: «Романы И.А. Гончарова как трилогия: элективный курс в профильных классах средней школы».
В историю отечественной и мировой литературы Иван Александрович Гончаров вошел как один из замечательных мастеров реалистического романа, автор «Обыкновенной истории» (1847), «Обломова» (1859), «Обрыва» (1869).
Следует отметить, что все три романа имеют общие черты (темы, мотивы, характеры героев). Это дает основание многим литературоведам (Н.И. Пруцкову [42], В.А. Недзвецкому [33, 34, 36], Л.С. Гейро [6], Е.А. Краснощековой [21, 22], Н.А. Гузь [11]) рассматривать данные произведения как романное единство.
Творчество Ивана Александровича Гончарова - признанного классика русской литературы - остается востребованным и в наши дни. Об этом свидетельствует интенсивное исследование его произведений в науке о литературе, а также интерпретации в кинематографе и театральных постановках. Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что в средней школе изучается только один роман И.А. Гончарова - «Обломов» (в 10 классе), остальные же произведения («Обыкновенная история» и «Обрыв») не входят в программу по литературе. Для учителя профильных классов было бы эффективнее рассматривать второй роман Гончарова во взаимосвязи с двумя другими («Обыкновенной историей» и «Обрывом») как трилогию, но тогда возникает проблема - можно ли считать все три произведения романным единством? Эта проблема время от времени поднималась в литературоведении, но к единому мнению исследователи так и не пришли, поэтому жанровый статус взаимосвязи трех романов остается спорным.
Так как элективный курс для профильных классов предполагает расширенное и углубленное изучение дисциплины, выбор темы представляется нам обоснованным: помимо охвата всего романного творчества писателя, учащиеся смогут приобщиться к поисковой, исследовательской деятельности, расширить представления о культуре XIX века в целом.
Методическая актуальность и выбор нашей темы обусловлена недостаточным количество разработок, посвященных творчеству писателя, а также сравнительно ограниченным объемом часов в школьной программе.
Научная новизна исследования состоит в том, что до сих пор не существует комплексного исследования, посвященного анализу романов И.А. Гончарова как трилогии. Мы же постараемся доказать, что «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв» являются компонентно-содержательным единством.
Методическая новизна работы обеспечена отсутствием разработок элективного курса по данной теме, а также недостаточной методической базой изучения творчества писателя в школе.
Цель нашей работы: во-первых, (методическая цель) на основе романного единства И.А. Гончарова разработать авторский элективный курс для профильных классов средней школы; во-вторых, (исследовательская цель) доказать, что «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв» являются трилогией.
Для достижения этой цели следует решить следующие задачи: исследовательский аспект:
1) изучить критическую и научную литературу по данной теме;
2) выделить основные особенности изображения личности в романном единстве И.А. Гончарова;
3) выявить общие черты во всех трех романах И.А. Гончарова;
методический аспект:
4) ознакомиться с теорией и практикой составления элективного курса;
5) разработать авторский элективный курс на 17 часов для профильного 10 класса средней школы по изучению романной трилогии И.А. Гончарова.
Объект исследования: а) сущность и специфика элективного курса по литературе в системе профильного литературного образования; б) романы И.А. Гончарова.
Предмет исследования: в методическом аспекте - создание элективного курса по литературе для профильных классов средней школы, в исследовательском аспекте - жанровая специфика романов И.А. Гончарова.
Материалом для исследовательского аспекта стали романы И.А. Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв».
Теоретико-методологическую базу нашей работы составили исследования Т.В. Черниковой [54, 55], Д.С. Ермакова [14, 15], Д.А. Ершова [17], Н.В. Добрецовой [13], Г.К. Селевко [44], А.В. Хуторского [52] и других (методический аспект), а также труды литературоведов: Л.С. Гейро [6], Н.А. Гузь [11], Е.А. Краснощековой [21,22], В.А. Недзвецкого [33, 34, 35, 36], Н.И. Пруцкова [42], А.Г. Цейтлина [53], В.И. Мельника [29], Т.И. Орнатской [38] и других.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: общенаучные методы наблюдения, описания и анализа, культурно-исторический, герменевтический, сравнительно-сопоставительный методы, методики системно-деятельностного подхода, проблемного обучения, критического мышления.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов и материалов в самостоятельной работе студентов при изучении истории русской литературы, на уроках литературы в классах с углубленным преподаванием гуманитарных дисциплин в лицеях и гимназиях, на факультативных занятиях по литературе.
Работа состоит из введения, в котором содержатся основные атрибуты исследования, двух глав: исследовательской и методической, заключения, списка литературы и приложения. Объем работы - 74 стр. (без приложения).
Апробация: Выступление на 20-ой международной научно-практической конференции «Язык, литература и культура в современных парадигмах гуманитарного знания», (20 апреля 2018 г., г. Бийск, Россия).
Публикация в сборнике «Материалы студенческой научной конференции «День науки 2018». (Зорина, О.В. Романы И. А. Гончарова как трилогия: проблемный подход [Текст]: статья/ О.В. Зорина; Бийск.:
- АГГПУ им. В.М. Шукшина, факультет отечественной и зарубежной филологии, 2018.).
В процессе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
Профильное обучение литературе в 10 классе предполагает изучение предмета на ином, углубленном, уровне. Такое ознакомление обучающихся с литературным материалом допускает расширение круга писательских имен и произведений, освоение тем и проблем, встраивающих отдельное произведение в более широкий контекст, позволяет школьникам приобрести не только новые знания, но и закрепить умения и навыки, предусмотренные государственным образовательным стандартом. Все это дает возможность более глубоко закрепить и систематизировать полученные на уроках знания.
Элективный курс по литературе в профильных классах ориентирован на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности. В задачи курса входит приобщение учащихся к чтению произведений русской классики или современной литературы, составление собственных представлений о современном литературном процессе и эстетических позициях авторов произведений, получивших признание в литературной среде, углубление и расширение литературоведческих знаний, а также формирование навыков
самостоятельной работы, поисковой деятельности, развитие устной и письменной речи.
В нашем исследовании проблема романного единства произведений И.А. Гончарова решена в результате изучения сквозных образов, тем и мотивов, структурного сходства «Обыкновенной истории», «Обломова» и «Обрыва» в рамках сравнительно-сопоставительного и культурно-исторического методов: На наш взгляд, проведенная систематизация вышеназванных категорий поэтики убедительно доказывает, что романы писателя являются трилогией. Обращение к романам «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв» в элективном курсе «Романы И. А. Гончарова как трилогия» способствует более глубокому пониманию творчества выдающегося писателя, освоению и осмыслению литературного процесса XIX века, связи исторических этапов в развитии русского общества.
Методический аспект исследовательской проблемы был реализован в авторском элективном курсе: «Романы И.А. Гончарова как трилогия» для учащихся 10 (профильного) класса средней школы, рассчитанном на 17 часов (за полугодие), который предполагает углубленное изучение жизни и творчества писателя, восприятие и интерпретацию его произведений в более широком теоретическом и историко-литературном контексте. Рекомендуемые для проведения уроков педагогические технологии, формы и приемы работы способствуют успешному достижению целей, поставленных элективным курсом.
В основу элективного курса положено прежде всего соответствие современным стратегиям обучения литературе. Это применение наиболее продуктивных педагогических технологий, методов и подходов (в нашем случае - проблемное обучение, системно¬деятельностный подход, формирование критического мышления, информационные технологии). В методическом аспекте мы старались использовать разнообразные виды и формы урока, способы и приемы усвоения литературного материала (комбинированный урок, урок обобщения и систематизации знаний; фронтальная, работа по группам, с учебником и другие). При этом критериями отбора для нас были целевые установки урока и продуктивность той или иной формы работы с учащимися для решения поставленных задач.
В целом же представленный материал «Романы И.А. Гончарова как трилогия» разработан в контексте педагогических и методических основ сущности и целевых установок элективного курса.
1. Агеносов, В. В. Русский язык и литература. Литература углубленный уровень 10-11 классы [Текст]: рабочая программа к линии УМК / В.В. Агеносов; - М.: Дрофа, 2014. — 62 с.
2. Анненский, И.Ф. Гончаров и его Обломов [Текст]: Избранные сочинения / И.Ф. Анненский; - М.: Библиотека учителя, 1990. - 131 с.
3. Баранников, А.В. Элективные курсы в профильном обучении [Текст]: статья/ Первое сентября, 10 февраля, № 102 / А.В. Баранников; — М.: Первое сентября, 2004 г. — 1 с.
4. Вершинина, Н.Л. О роли «идиллического компонента» в «Обыкновенной истории» И. А. Гончарова [Текст]: монография / Н.Л. Вершинина; — Ульяновск.: ГУП Обл. тип. Печатный двор, 1998. — 65 с.
5. Воронина, Г.А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ [Текст]: пособие для учителя / Г. А. Воронина; — М.: Айрис- пресс, 2006. — 4 с.
6. Гейро, Л.С. Сообразно времени и обстоятельствам. Творческая история романа «Обрыв» [Текст]: монография / Л.С. Гейро; — М.: Советская Россия, 1984. - 62, 63 с.
7. Гончаров, И. А. Обломов [Текст]: художественная литература / И.А. Гончаров; — Л.: Литера, 1987. - 51 с.
8. Гончаров, И.А. Лучше поздно, чем никогда [Текст]: статья/ Русская речь, №6/ И.А. Гончаров; — М.: Наука, 1879. - 7 с.
9. Гончаров, И.А. Обрыв [Текст]: художественная литература / И. А. Гончаров; — Санкт-Петербург.: Астрель-СПб, 1998. - 417 с.
10. Гончаров, И.А. Обыкновенная история [Текст]: художественная литература / И. А. Гончаров; — М.: Художественная литература, 1983. - 42 с.
11. Гузь, Н.А. Художественный мир романов И.А. Гончарова [Текст]: монография / Н.А. Гузь; — Бийск.: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008. - 22, 31, 38, 58, 65, 78 с.
12. Дановский, А.В. Постижение художественного мира И.А. Гончарова в средней школе [Текст]: пособие для учителя / А.В. Дановский; - Ульяновск.: ГУП Обл. тип. Печатный двор, 1998. - 61 с.
13. Добрецова, Н.В. Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного образования [Текст]: Учебно-методическое пособие для учителей / Н.В. Добрецова; - СПб.: КАРО, 2005. - 41 с.
14. Ермаков, Д.С. Элективные курсы для профильного обучения
[Текст]: статья / Педагогика, - №2 / Д.С. Ермаков; - Волгоград.:Научное обозрение, 2005. -36 с.
15. Ермаков, Д.С. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения. Профильная школа [Текст]: пособие для учителя / Д.С. Ермаков; — СПб.: СМИО Пресс, 2004. — 6с.
16. Ермолаева, Н.Л. Роман И. А. Гончарова «Обломов» на уроках литературы : 10-й кл. [Текст]: статья / Лит. в шк. / № 1 // Н.Л. Ермолаева;
- Санкт-Петербург.: Наука. Русская литература, 2009. - 26 с.
17. Ершов, Д.А. Элективные курсы профориентационной направленности для учащихся 10 - 11-х классов гуманитарного профиля обучения [Текст]: учеб.-метод. пособие / Д.А. Ершов; - М.: Глобус, 2007.- 9 с.
18. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения [Текст]: учебное пособие/ А.Б. Есин; - М.: Флинта; Наука,2002. - 163 с.
19. Захаркин, А.В. Обломов и его время [Текст]: монография / А.В. Захаркин; - М.: Гос. учебно-педагогическое издательство, 1995. - 17 с.
20. Ким, Чжон Мин. Женщины Гончарова: двойники-антиподы [Текст]: статья / Нева / № 7// Чжон Мин Ким; - М.: Рус.яз. за рубежом, 2004. - 22 с.
21. Краснощекова, Е.А. Иван Александрович Гончаров. Мир творчества [Текст]: монография / Е.А. Краснощекова; — Санкт- Петербург.: Пушкинский фонд, 1997. - 172 с.
22. Краснощекова, Е.А. Три «обыкновенных истории» в романе И.А.
Гончарова [Текст]: монография / Е.А. Краснощекова; - М.:
Просвещение, 1978. - 47 с.
23. ЛебеДев, Ю.В. Литература 10 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений / базовый и профильный уровень в 2 частях / часть 1, 14-е издание / Ю.В. Лебедев; - М.: Просвещение, 2012. - 11 с.
24. ЛебеДев, Ю.В. . Над страницами романа И.А. Гончарова «Обрыв» [Текст]: статья / Лит.вшк. / №4// Ю.В. Лебедев; -М.: Наука, 1996. - 71 с.
25. Лернер, П.С. Роль элективных курсов в профильном обучении [Текст]: статья/ Профильная школа, №3 / П.С. Лернер; — СПб.: СМИО Пресс, 2004. —12 с.
26. Лилин, В. Первый роман. Иван Александрович Гончаров: биография писателя [Текст]: учебное пособие/ В. Лилин; - М.: Просвещение, 1968. - 29, 79 с.
27. Лощиц, Ю.М. Два возраста: («Обыкновенная история») [Текст]: монография / Ю.М. Лощиц; - М.; Мол. Гвардия,1977. - 73 с.
28. Матлин, М.Г. Мотив пробуждения в романах И. А. Гончарова [Текст]: монография / М.Г. Матлин; — Ульяновск: ГУП Обл. тип. Печатный двор, 1998. — 18 с.
29. Мельник, В.И. Реализм Гончарова [Текст]: монография / В.И. Мельник; — Владивосток.: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1985. - 286 с.
30. Минералов, Ю.И. Иван Александрович Гончаров (1812 - 1891) [Текст]: учебно-методическое пособие / Ю.И. Минералов; - М.: Наука,2003. - 33 с.
31. Михельсон, В.А. Крепостничество у обрыва: (О романе И. А. Гончарова «Обрыв») [Текст]: монография / В.А. Михельсон; — Ульяновск: Симбирская книга, 1992. - 79 с.
32. Москвина, И. Система уроков по творчеству И. А. Гончарова [Текст]: статья / Литература / №22// И. Москвина; - М.: Наука, 2004. - 15 с.
33. НеДзвецкий, В.А. ...Прочтите эту прелесть: «Обыкновенная
история» [Текст]: статья / Лит.вшк. / № 3. // В.А. Недзвецкий; - М.: Литература, 1998. — 67 с.
34. Недзвецкий, В.А. И.А. Гончаров — романист и художник [Текст]: монография / В.А. Недзвецкий; — М.: Изд-во МГУ, 1992. - 88 с.
35. НеДзвецкий, В.А. Романы И.А. Гончарова: В помощь преподавателям и абитуриентам [Текст]: Учеб.-метод. пособие для студ. пединститутов и учителей словесников / В.А. Недзвецки; - М.: МГУ Просвещение, 1996. - 37 с.
36. НеДзвецкий, В.А. Романы И. А. Гончарова [Текст]: монография /
B. А. Недзвецкий; — Ульяновск.: Симбирская книга, 1992. — 81 с.
37. Николина, Н.А. Цитаты и реминисценции в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история» [Текст]: статья / Рус.яз. в шк. / № 3 // Н.А. Николин; - М.: Наука, 2002. - 133 с.
38. Орнатская, Т.И. «Обломок» ли Илья Ильич Обломов? (к истории
интерпретации фамилии героя) [Текст]: статья / Т.И. Орнатская; - Русская литература. - №4. - Санкт-Петербург.: Наука. Русская литература, 1991. - 87 с.
39. ОтраДин, М. В. Проза И.А. Гончарова в литературном контексте [Текст]: монография / М.В. Отрадин; - СПб.: Издательство C. -Петербургского университета, 1994. - 118 с.
40. Пиксанов, Н. Роман Гончарова «Обрыв» в свете социальной истории [Текст]: монография / Н. Пиксанов; -Л.: Наука, 1968. - 23 с.
41. Поляков, М.Я. Гончаров в оценке русской критики // Гончаров И.А. в русской критике [Текст]: Сборник статей / Вступ. ст. М.Я. Полякова; — М.: Гос. изд-во худож. лит., 1958. - 77 с.
42. Пруцков, Н.И. Мастерство Гончарова-романиста [Текст]: монография / Н.И. Пруцков; — М.: Академии наук СССР, 1962. - 49 с.
43. Розов, В. Как жить? Обыкновенная история: роман. И.А. Гончаров [Текст]: монография / В. Розов; - Свердловск.: Восток, 1982. - 99 с.
44. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст]: учебно-методическое пособие нового поколения / В 2-х т. Т. 1. //Г.К. Селевко; - М.: Народное образование, 2005. - 107, 155, 128, 140, 240, 287, 293 с.
45. СерДюкова, О.И. Гончаров-романист [Текст]: Учеб.-метод. пособие для студ. пединститутов и учителей словесников / О.И. Сердюкова; - Самар.: гос. пед. университет Самара, 1994. - 114 с.
46. Смирнова, О.В. Три урока по роману «Обломов» [Текст]: статья / Литература / №10// О.В. Смирнова; М.: Наука, 2011. - 11 с.
47. Старыгина, Н.Н. «Душа в мятущихся страстях» : (образы женщин в антинигилистических романах Гончарова, Лескова, Достоевского) [Текст]: монография / Н.Н. Старыгина; - Ульяновск.: ГУП Обл. тип. Печатный двор, 1998. - 70, 74 с.
48. Сухих, И. Русская литература. XIX век. Иван Александрович Гончаров (1812 -1891) [Текст]: статья / Звезда / № 5// И. Сухих; СПб.: Наука, 2006. - 139 с.
49. Тарковская, Н.А. К изучению романа И. А. Гончарова «Обрыв»: Х класс [Текст]: статья / Литература в школе / №3// Н.А. Тарковская - М.: Литература, 2006. - 29 с.
50. Тирген, П. Обломов как человек-обломок (к постановке проблемы «Гончаров и Щиллер») [Текст]: статья / П. Тирген; — Русская литература. - № 3. - Санкт-Петербург.: Наука. Русская литература, 1990. - 46 с.
51. Титова, И.М. Сборник программ элективных курсов для профильного и предпрофильного обучения [Текст]: пособие для учителя/ И.М. Титова; — СПб.: СМИО Пресс, 2006. — 71, 78, 83, 84 с.
52. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения [Текст]: Пособие для учителя / А.В. Хуторской; - М.: Владос, 2000. - 19, 22 с.
53. Цейтлин, А.Г. Гончаров художник [Текст]: монография / А.Г. Цейтлин; — М.: Академии наук СССР, 1950. - 34 с.
54. Черникова, Т.В. Методические рекомендации по разработке и оформлению программ элективных курсов [Текст]: статья / Профильная школа, - №5. / Т.В. Черникова; - М.: Просвещение, 2005. - 16 с.
55. Черникова, Т.В. Профессиональная ориентация и профильное обучение: Учебно-методические материалы в помощь разработчикам элективных курсов [Текст]: методическое пособие / Т.В. Черникова; — М.: АПК и ППРО, 2005. — 50, 66 с.
56. Чертов, В.Ф. Слово-образ - смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы [Текст]: метод.пособие / В.Ф. Чертов; - М.: Дрофа, 2007. — 8, 9, 51 с.
57. Шанский, Н.М. Лингвистический анализ художественного текста [Текст]: книга для учителя /Т. XIV. Вып. 567 / Н.М. Шанский; — Л.: Просвещение, 1990. — 4 с.
58. Щеблыкин, И.П. Необыкновенное в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история» [Текст]: монография / И.П. Щеблыкин; - Ульяновск.: ГУП Обл. тип. Печатный двор, 1998. - 75 с.
59. Щербо, И.Н. Реализация профильного обучения в школе [Текст]: статья / Директор школы, - №4. / И.Н. Щербо; - М.: Сентябрь, 2005. - 47 с.