ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 5
1.1Сущность обеспечения социальной защиты 5
1.2 Нормативно – правовые аспекты обеспечения социальной защиты граждан, проживающих и работающих в районах Крайнего севера 12
2.ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН, РАБОТАЮЩИХ И ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА 16
2.1. Социальное обеспечение населения, проживающего в районах Крайнего Севера 16
2.2. Условия назначения и правовое регулирование выплат пенсий жителям Крайнего Севера23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 39
ПРИЛОЖЕНИЕ В 41
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 42
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 43
Россия является самой большой страной по площади в мире. Территория России насчитывает 17,1 миллионов квадратных километров и включает в себя разные климатические пояса. Помимо теплых субтропиков и умеренных климатических поясов, Россия захватывает и суровые арктические зоны. Крайний север отличается весьма неблагополучными условиями для проживания и труда человека. Низкие температуры даже в летнее время, сокращенное количество солнечных дней – эти условия весьма неблагополучно сказываются на здоровье человека и его эмоциональном самочувствие. В связи с чем, такие условия являются сами по себе весьма стрессовой ситуацией для приезжих работников или жителей. Коренное население в течении многих столетий адаптировалось к условиям Крайнего севера, в то время как люди, вынужденные проживать и работать в таких условиях оказываются в стрессовой ситуации, которая сильно влияет на снижение качества жизни.
Однако, данные территории богаты полезными ископаемыми и иными значимыми ресурсами, и поэтому работа в столь суровых условиях имеет большое экономическое значение.
Для улучшения качества жизни людей, работающих и проживающих в условиях Крайнего севера, в России предусмотрена социальная помощь в виде компенсаций. По сравнению с остальными регионами, эта социальная помощь сильно отличается от прочих, однако она направлена в основном на увеличение денежной компенсации, чем на предоставление каких-либо услуг.
Социальная защита населения является одной из основных функций правового государства. Право на гарантию социальной защиты закреплено в Конституции РФ.
Данная тема является актуальной, так как в последнее время увеличивается необходимость привлечения населения к работе в условиях Крайнего севера. А также, необходимо сохранять этническое разнообразие и малые народности Крайнего севера. Именно поэтому необходимо искать и разрабатывать новые решения и программы для экономического и социального развития Севера.
Изучение существующих законов и стандартов, а также особенностей социальной защиты населения Крайнего севера является актуальным в связи с малоэффективность и ограничению по числу специфичных и необходимых жителям услуг.
Объект исследования – социальная защита граждан.
Предмет исследования – социальная защита граждан, проживающих и работающих в районах Крайнего севера.
Цель исследования – изучить меры социальной защиты граждан, проживающих и работающих в районах Крайнего севера.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить теоретические основы социальной защиты населения
2) Рассмотреть понятия и особенности государственного управления социальной сферой в России.
3) Изучить особенности социальной защиты граждан, работающих и проживающих в районах Крайнего севера.
4) Разработать рекомендации для улучшения меры социальной защиты граждан, проживающих и работающих в районах Крайнего севера.
5) Сделать выводы.
При написании работы использовались труды российских ученых в области социального обеспечения: М.В. Афанасьев [12], И.С. Баранов [13], М.О. Буянова [14], Ю.В. Васильева [15], М.А. Воронов [16], И.В, Гейц [17], Ю.В. Гусакова [18], Д.Н. Ермаков [19], В. И. Жуков [21], М.Ю. Ленская [23], Н.В. Фёдорова [25], а также научные статьи, данные Социального фонда России.
В процессе написания работы применялись следующие методы исследования: анализ источников, систематизация, обобщение, сопоставление.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Социальная защита граждан, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера, представляет собой важный аспект государственной политики, направленной на обеспечение благосостояния и стабильности в условиях экстремальных климатических и географических условий. Эти районы, отличающиеся суровыми климатическими реалиями и ограниченными ресурсами, требуют особого внимания со стороны государства не только в экономическом, но и в социальном плане. Социальная защита включает в себя широкий спектр мер, направленных на поддержку граждан в трудных жизненных ситуациях, что особенно актуально для региона, где трудности повседневной жизни могут значительно усугубляться из-за отсутствия инфраструктуры и ограниченного доступа к услугам.
Государственные программы социальной защиты, направленные на поддержку граждан Крайнего Севера, включают в себя различные меры, такие как льготы по налогу на доходы, субсидии на отопление и компенсации за высокие расходы на жизнь. Однако реализация этих программ сталкивается с множеством трудностей. Местные власти часто испытывают нехватку финансовых ресурсов для полноценного выполнения своих функций, а также сталкиваются с проблемами координации между различными уровнями власти. В результате многие граждане не могут в полной мере воспользоваться предоставляемыми льготами и услугами, что делает необходимым более тщательное планирование и распределение ресурсов.
Проблемы социальной защиты на Крайнем Севере также связаны с недостаточной информированностью граждан о доступных им услугах и льготах. Многие жители не знают о своих правах и возможностях, что приводит к тому, что они не обращаются за помощью, даже когда это необходимо. Кроме того, отсутствие инфраструктуры, такой как дороги и транспорт, затрудняет доступ к социальным учреждениям и медицинским службам, что усугубляет существующие проблемы. Важно разработать стратегии, направленные на повышение осведомленности населения о социальных программах и улучшение доступности услуг, что в конечном итоге повысит уровень жизни граждан, проживающих в этих сложных условиях.
Чтобы проанализировать эффективность работы социальной защиты используем данные статистики. Рассмотрим общую численность постоянного населения, представленную в приложении А. Из данных статистики мы видим, что за период с 2022 по 2024 год численность постоянного населения уменьшилась, что может быть вызвано или оттоком населения из районов Крайнего севера, или показателем снижения рождаемости и увеличения смертности населения. Из приложения Б, мы видим возрастные группы населения, среди которых преобладает возраст 60 лет и старше. Хотя суммарно численность трудоспособного населения высока.
Из приложения В, Г рассмотрим миграцию населения. Число прибывших за 2023 год выше чем за 2022, но на незначительное число. Число убывших за 2023 год значительно меньше по сравнению с 2022 годом. Что в итоге дает миграционный прирост в 2023 году по сравнению с 2022. Миграционный прирост приведен в приложении Д.
Однако, несмотря на существующие меры, важно продолжать работу над совершенствованием системы социальной защиты. Это включает в себя упрощение процессов оформления льгот, улучшение информирования граждан о своих правах и возможностях, а также адаптацию законодательства к меняющимся социально-экономическим условиям. В конечном итоге, эффективная социальная защита должна не только обеспечивать материальную поддержку, но и способствовать созданию комфортной и безопасной среды для жизни и работы, что является залогом устойчивого развития северных регионов и благосостояния их жителей.
1) Российская Федерация. Конституция. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 16.10.2024). – Текст: электронный.
2) Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 08.08.2024) – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 16.10.2024). – Текст: электронный.
3) Российская Федерация. Законы. Федеральный Закон от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 16.10.2024). – Текст: электронный.
4) Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 16.10.2024). – Текст: электронный.
5) Российская Федерация. Законы. Федеральный закон Российской Федерации «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 16.10.2024). – Текст: электронный.
6) Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 16.10.2024). – Текст: электронный.
7) Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 16.10.2024). – Текст: электронный.
8) Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 16.10.2024). – Текст: электронный.
9) Российская Федерация. Постановление РФ. Постановление Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 16.10.2024). – Текст: электронный.
10) Российская Федерация. Постановление РФ. Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 16.10.2024). – Текст: электронный.
11) Российская Федерация. Постановление РФ. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2021 № 1946 «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР» – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 16.10.2024). – Текст: электронный.
12) Афанасьев М.В. О современном этапе реформирования пенсионной системы в РФ, текущее состояние и проблемы / М.В. Афанасьев // Юрист. – 2023. - № 4. – С. 15-19.
13) Баранова, И. С. Проблемы оплаты труда в районах Крайнего Севера и других северных районах / И. С. Баранова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17.1 (121.1). — С. 63-67. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33578/ (дата обращения: 24.10.2024).
14) Буянова М.О. Право социального обеспечения: учеб. пособие / М.О.Буянова, С.И.Кобзева, З.А.Кондратьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2021. - 814с.
15) Васильева Ю.В. О правовой политике в сфере права социального обеспечения / Ю. В. Васильева // Трудовое право в России и за рубежом. - 2023. - № 4. - С. 23-25.
16) Воронов М.А. Реформирование пенсионной системы: мировой опыт/ М.А. Воронов // Трудовое право. - 2023. - № 3. - С. 19-22.
17) Гейц И.В. Трудовые и социальные гарантии, льготы, компенсации: учебно-метод. пособие. - М.: Дело и сервис, 2023. - 256с. - (Библиотека журнала «Заработная плата. Расчеты. Учет. Налоги»; Вып.6).
18) Гусакова Ю.С. Основные правовые механизмы социальной работы в России // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2023. - N 6. - С.128-133.
19) Ермаков Д.Н. Модернизация пенсионной системы в Российской Федерации / Д.Н. Ермаков // Страховое дело. - 2023. - № 4. – С. 18-22.
20) Жильцов В.И. Эффективность в системе государственного управления социальной сферой на примере военных комиссариатов / В. И. Жильцов // Вопросы управления. – 2023. - № 4. – С. 87-99.
21) Жуков В.И. Социальная политика / В.И. Жукова. - Москва: Проспект, 2023. - 312 с.
22) Зайцев Д.В., Зайцева О.Б. Разгосударствление социальной сферы в России: социально-правовой аспект / Д.В. Зайцев, О.Б. Зайцева // Общественные науки и современность. – 2023. – №3. – С. 174-176.
23) Ленская М.Ю. Правовые основы исчисления страхового стажа /М. Ю. Ленская // Юрист. – 2023. - № 3. – С. 12-16.
24) Майфат А.В. Гарантии и стандарты социальных услуг: некоторые спорные вопросы правового регулирования / А.В.Майфат, Л.Н.Шипулина // Рос. юрид. журнал. - 2023. - N 3. - С.199-203
25) Фёдорова Н.В. Государственная и муниципальная социальная политика / Н.В. Фёдорова, О.Ю. Минченкова. - Москва: ЮНИТИ, 2020.
26) Официальный сайт Пенсионного фонда РФ [сайт] // URL: http://www.pfrf.ru. (дата обращения: 16.10.2024)