ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности нравственного развития детей старшего дошкольного
возраста 6
1.2. Способы обогащения нравственных представлений детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3. Детская художественная литература как средство обогащения
нравственных представлений детей 21
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1. Изучение нравственных представлений детей (предпроектный
этап 26
2.2. Реализация проекта 31
2.3. Анализ и интерпретация результатов завершающего этапа проектного
исследования 40
Выводы по главе 2 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Актуальность проектной работы. Изучение специфики нравственного воспитания в педагогике предлагает новые аспекты с тем, чтобы исследовать ее основные достижения, а также выявлять проблемы данного вида воспитания, которые характерны для дошкольников с учетом их возрастных особенностей. Нравственного и воспитанного человека рассматривают как личность, которая может с легкостью найти место среди других людей, не услышав в свой адрес каких-либо нелицеприятных слов. Под нравственным воспитанием принято рассматривать влияние на сознание, чувства и поведенческие характеристики детей, для которого характерна структурированность и целенаправленность. Оно применяется для формирования нравственных качеств личности, которые должны соответствовать требованиям общественной морали.
При разговоре о нравственном воспитании также принято обращаться к культурности. Она заключается в системе с определенным набором элементов, к числу которых относят особенности самовоспитания и воспитания. Любой человек живет в обществе, в связи с чем ему необходимо контактировать с различными людьми по вопросам экономики, социальной сферы, нравственной системы и другим аспектам. Регулирование такого взаимодействия обусловлено нравственными и культурными правилами, которые издавна приняты в определенном обществе. В современном мире животрепещущей и актуальной является проблема нравственного воспитания дошкольников.
Для современных реалий становятся характерны различные неблагоприятные процессы, к числу которых относят бездуховность. Для таких процессов для человека характерно отчуждение от культуры, которая является одним из основных способов передачи и сохранения ценностей у подрастающего поколения. Так, возникает требование в переосмыслении самой системы нравственного воспитания дошкольника. Нравственные представления детей в дошкольном возрасте формируются посредством различных средств. Одним из средств является ознакомление с детской художественной литературой. Окунувшись в мир сказки или рассказа, ребенок получает опыт, который связан с нравственными представлениями: анализом поступков героев, их описанием и другими характеристиками. Именно данное средство будет рассматриваться, как основное в рамках настоящего исследования.
Степень научной разработанности темы исследования представлена в трудах следующих авторов: Л.Д. Коротковой, С.О. Ларионовой, М.Г. Яновской, Р.В. Овчаровой, Н.В. Мельниковой, М.М. Кониной, А.Ю. Коджаспирова, А.М. Виноградовой, Е.А. Альябьевой, Т. П. Авдуловой и др.
Цель проектной работы - обогащение нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством реализации проекта «В гостях у сказки».
Объект проектной работы - нравственные представления детей в старшем дошкольном возрасте.
Предмет проектной работы - проект «В гостях у сказки» как средство обогащения нравственных представлений.
Проектная идея. Данный проект направлен на обогащение нравственных представлений детей дошкольного возраста средствами детской художественной литературы. Обогащение нравственных представлений детей в старшем дошкольном возрасте возможно при соблюдении комплекса условий образовательной организацией, к числу которых относятся:
- включение элементов сказки во все виды детской деятельности;
- применения игровых методов деятельности.
Его апробация позволит выявить эффективность такого средства.
Задачи проектной работы:
1. раскрыть особенности нравственного развития детей;
2. проанализировать способы обогащения нравственных представлений старших дошкольников;
3. рассмотреть художественную литературу как средство обогащения нравственных представлений детей;
4. апробировать проект по обогащению нравственных представлений детей средствами художественной литературы.
Методы проектной работы: методы теоретического анализа и синтеза, методы сравнения и обобщения, методы прогнозирования и проектирования.
Обоснование методов: теоретический анализ и синтез позволяет осуществить поиск необходимой информации с целью ее теоретического изучения, а также определения дальнейших действий в проекте.
Методы сравнения и обобщения позволят структурировать представленный материал согласно определенным разделам с тем, чтоб он обладал признаками системности.
Методы проектирования и прогнозирования позволят сформировать проект исследования, а также обозначить ожидаемые от него результаты и проверить их.
Психодиагностические методика: адаптированная методика
Н.В. Кулешовой «Что такое хорошо и что такое плохо».
База и выборка исследования: опытно-экспериментальная база - МБДОУ №X. В экспериментальном исследовании были задействовано 22 ребенка старшего дошкольного возраста.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, объединенных шестью параграфами, заключения, списка использованных источников и приложений.
Нравственное развитие ребенка представляется в качестве наиболее значимого направления деятельности дошкольных образовательных организаций. Вместе с этим, его также принято рассматривать в качестве наиболее актуальной проблему современности, ведь не каждый родитель имеет представление о том, что необходимо принимать участие в воспитании нравственного характера по отношению к своему ребенку. При этом, только комплексное взаимодействие родителей и педагогов сможет оказать влияние на формирование гармоничной и развитой личности, имеющей способность понимать, что такое хорошо и плохо, размышлять о своих поступках и поступках других людей и т.д.
Сфера нравственного развития включает в себя аспекты нравственного воспитания и самовоспитания. Именно нравственное воспитание реализуется в дошкольном возрасте. Оно заключается в том, что на ребенка воздействуют педагоги, родители, сверстники. Именно под их влиянием у него формируются различные представления о морали и нравственности, о добре и зле, он приобретает определенные поведенческие нормы и применяет их в практическом плане. Говоря о самовоспитании, стоит сказать о том, что его реализация наступает в более зрелом возрасте, когда личность самостоятельно приобщается к тем нормам, которые приняты в обществе, анализирует свое поведение, может охарактеризовать его, стремится к благополучию в нравственном и духовном плане.
В формировании нравственных представлений дошкольников нет, и не может быть ничего не главного, второстепенного - и в огромном море детских волнений, переживаний и сопереживаний, раздумий, возможно, своеобразных догадок и даже фантазий педагог должен стараться находить, понимать, развивать и укреплять положительные проявления или мотивы того, что можно охарактеризовать как нравственное побуждение, нравственное начало
Но всем многообразии средств развития нравственных представлений ребенка - сказка занимает достойное место в процессе привития детям нравственных ориентиров и формирования нравственных представлений. Именно с ее помощью оказывается воздействие на формирование не только нравственных чувств, но и оценок и норм поведения, помогает воспитывать эстетическое восприятие и чувства.
Сказки являются самым популярным и самым любимым детьми жанром художественной литературы. Фантастика в волшебных сказках является специфическим приемом, не уводящим сказку от реальности, а позволяющим посмотреть на жизнь с необычной точки зрения. Особый фантастический мир сказок вызывает у детей самый горячий интерес и искренний эмоциональный отклик. Всё, происходящее там, таинственно, чудесно. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка.
Нами было реализовано диагностическое исследование, направленное на выявление уровня нравственного развития детей. Группа была разделена на экспериментальную и контрольную. Их результаты при первичной диагностике показали средний уровень нравственного развития. Далее с детьми из экспериментальной группы был реализован проект, направленный на повышение уровня нравственного развития средствами художественной литературы. Удалось показать, что занятия проекта имели высокую степень эффективности, в связи с чем при повторной диагностике в экспериментальной группе был отмечен высокий уровень нравственного развития.
Таким образом, цель нашего исследования была достигнута, поставленные задачи выполнены. Педагогические исследования подтверждают, что процесс формирования нравственных представлений должен носить комплексный характер, присутствовать во всех видах деятельности дошкольников, осуществляться в специально организованных занятиях.
1. Авдулова Т.П. Нравственное становление личности дошкольника: разбираем ФГОС ДО вместе // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2015. № 2. С. 12-22.
2. Алиева Ш.Г. Морально-нравственное воспитание дошкольников // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 1. С. 55-61.
3. Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5 - 7 лет: метод. рек. М.: Творческий центр Сфера, 2009. 128 с.
4. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2008. 400 с.
5. Безносова О.А., Дроздова Н.В. Исследование структурносодержательных особенностей нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста: гендерный аспект // Евразийский Союз Ученых. 2020. № 7. С. 39-43.
6. Бердяшкина Т.П. Формирование восприятия художественной литературе у дошкольников через реализацию проекта «Книга — лучший друг» // Вопросы дошкольной педагогики. СПб., 2015. № 1. С. 9-11. URL: https://moluch.ru/th/1/archive/1/63/ (дата обращения: 18.05.2021).
7. Бердяев Н.А. Философия свободы. М.,1989. 530 с.
8. Божович Е.Д. Позиция субъекта учения: личностные и
когнитивные факторы // Вопросы психологии. 2017. № 6. С. 19-30.
9. Болдонова И.С., Надагурова А.А. Художественная литература
как форма эстетического восприятия (на примере русской литературы ХХ века) // Вестник БГУ. Язык, литература, культура. Иркустк, 2016. №3. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/hudozhestvennaya-li (дата обращения:
18.05.2021).
10. Боровенская И.Ю. Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. 2017. № 41. С. 154-157. URL: https://moluch.ru/archive/175/45900/ (дата обращения: 18.05.2021).
11. Воображение дошкольника // СДО. 2009. № 2. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/voobrazhenie-doshkolnika (дата обращения: 18.05.2021).
12. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Интерактивная предметноразвивающая среда детского сада: учеб. пособие. М., 2011. 182 с.
13. Виноградова С.А., Баймухамбетова Ф.Е. Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста // Педагогика и современность. 2014. № 3. С. 39-42.
14. Волкова Т.В. Успешность и психологические особенности смыслового чтения у дошкольников // Здравоохранение, образование и безопасность. 2016. № 2. С. 26-31.
15. Воюшина М.П. Методические основы литературного развития младших школьников / Под ред. Т.Г. Рамзаевой. СПб., 1998. 55 с...67