Особенности межличностных отношений у сельских и городских подростков
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и развития межличностных
отношений в подростковой среде 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста 7
1.2. Понятие межличностных отношений 13
1.3. Особенности развития межличностных отношений в подростковой среде 18
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по диагностике особенностей
межличностных отношений у сельских и городских подростков 27
2.1. Программа и методика эмпирического исследования, описание
диагностических средств 27
2.2. Описание и анализ результатов исследования 33
2.3. Рекомендации по коррекции межличностных отношений в подростковой среде на основании результатов исследования 40
Заключение 53
Библиографический список 56
Приложение 1 Принцип подсчета баллов и характеристика показателей в
двухфакторной модели личности Г. Айзенка 61
Приложение 2 Типы темперамента 62
Приложение 3 Психолого-педагогические меры в воспитании подростков ... 63
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и развития межличностных
отношений в подростковой среде 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста 7
1.2. Понятие межличностных отношений 13
1.3. Особенности развития межличностных отношений в подростковой среде 18
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по диагностике особенностей
межличностных отношений у сельских и городских подростков 27
2.1. Программа и методика эмпирического исследования, описание
диагностических средств 27
2.2. Описание и анализ результатов исследования 33
2.3. Рекомендации по коррекции межличностных отношений в подростковой среде на основании результатов исследования 40
Заключение 53
Библиографический список 56
Приложение 1 Принцип подсчета баллов и характеристика показателей в
двухфакторной модели личности Г. Айзенка 61
Приложение 2 Типы темперамента 62
Приложение 3 Психолого-педагогические меры в воспитании подростков ... 63
Актуальность выбранной темы работы объясняется тем, что научное обоснование принципов формирования благоприятных межличностных отношений в подростковом коллективе невозможно без проведения соответствующих исследований, в том числе с учетом географической среды проживания испытуемых.Взросление современной молодежи происходит в условиях нестабильности института семьи и размытости моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности. Сегодня все чаще возникают ситуации неопределенности, где привитые социальные нормы, стереотипы поведения и выученные социальные роли не срабатывают, особенно у
подростков,которые в период перехода от детства к взрослости переживают очередной возрастной кризис.
Большую часть своего времени подросток проводит вне дома, общаясь со сверстниками. Подобное общение имеет большую воспитательную силу. Оно выступает не только как средство обмена информацией, но и оказывает влияние на развитие личности подростков: происходит восприятие окружающего мира, преломление норм и ценностей общества. Подросток стремится занять определенное место в группе сверстников, где происходит обмен мыслями, эмоциями, нравственными идеалами и духовными ценностями. С другой стороны, результаты современных исследований говорят о том, что формирование и функционирование психических функций и поведения, которые принадлежат человеку, происходят, прежде всего, под влиянием и контролем самой личности. В связи с этим проблема исследования связана с необходимостью изучения особенностей соотношения внутреннего и внешнего мира подростков, что будет способствовать оптимизации психолого-педагогической работы с данной категорией молодых людей.
Целью работы является анализ особенностей межличностных отношений у сельских и городских подростков.
Объектом исследования выступают межличностные отношения.
Предметом исследования стали межличностные отношения у сельских и городских подростков.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования;
- подобрать диагностический материал и провести эмпирическое исследование;
- разработать соответствующие рекомендации по его результатам.
В качестве испытуемых выступили 20 подростков 12-13 лет, из которых 10 человек обучаются в МБОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа», 10 человек обучаются в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Бийск».
Гипотеза исследования:подростки в возрасте 12-13 лет нуждаются в коррекции межличностных отношений не только с учетом типов темперамента, преобладающих показателей и форм агрессии, уровня коммуникативных и организаторских склонностей, но и места своего проживания.
Теоретическую основу исследования составляют труды таких ученых, как Ф.К. Зиннуров, С.Б. Майборода, В.С. Мухина, Н.Н. Обозов, А.А. Реан и др.
Основными методами исследования стали наблюдение, описание, сравнение, анализ и синтез. В качестве методического материала были выбраны опросник Г. Айзенка, опросник для диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и Д. Арки и опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) В.В. Синявского, В.А. Федорошина.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов для формирования и развития межличностных отношений подростков в условиях сельской и городской среды.
Апробация работы: основные результаты исследования были представлены на 16-й Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве» (Бийск, 18 мая 2018 г.).
Результаты исследования переданы администрациям МБОУ «СОШ № 1» г. Бийска и МБОУ «Кировская СОШ».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, библиографического списка и приложения.
подростков,которые в период перехода от детства к взрослости переживают очередной возрастной кризис.
Большую часть своего времени подросток проводит вне дома, общаясь со сверстниками. Подобное общение имеет большую воспитательную силу. Оно выступает не только как средство обмена информацией, но и оказывает влияние на развитие личности подростков: происходит восприятие окружающего мира, преломление норм и ценностей общества. Подросток стремится занять определенное место в группе сверстников, где происходит обмен мыслями, эмоциями, нравственными идеалами и духовными ценностями. С другой стороны, результаты современных исследований говорят о том, что формирование и функционирование психических функций и поведения, которые принадлежат человеку, происходят, прежде всего, под влиянием и контролем самой личности. В связи с этим проблема исследования связана с необходимостью изучения особенностей соотношения внутреннего и внешнего мира подростков, что будет способствовать оптимизации психолого-педагогической работы с данной категорией молодых людей.
Целью работы является анализ особенностей межличностных отношений у сельских и городских подростков.
Объектом исследования выступают межличностные отношения.
Предметом исследования стали межличностные отношения у сельских и городских подростков.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования;
- подобрать диагностический материал и провести эмпирическое исследование;
- разработать соответствующие рекомендации по его результатам.
В качестве испытуемых выступили 20 подростков 12-13 лет, из которых 10 человек обучаются в МБОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа», 10 человек обучаются в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Бийск».
Гипотеза исследования:подростки в возрасте 12-13 лет нуждаются в коррекции межличностных отношений не только с учетом типов темперамента, преобладающих показателей и форм агрессии, уровня коммуникативных и организаторских склонностей, но и места своего проживания.
Теоретическую основу исследования составляют труды таких ученых, как Ф.К. Зиннуров, С.Б. Майборода, В.С. Мухина, Н.Н. Обозов, А.А. Реан и др.
Основными методами исследования стали наблюдение, описание, сравнение, анализ и синтез. В качестве методического материала были выбраны опросник Г. Айзенка, опросник для диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и Д. Арки и опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) В.В. Синявского, В.А. Федорошина.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов для формирования и развития межличностных отношений подростков в условиях сельской и городской среды.
Апробация работы: основные результаты исследования были представлены на 16-й Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве» (Бийск, 18 мая 2018 г.).
Результаты исследования переданы администрациям МБОУ «СОШ № 1» г. Бийска и МБОУ «Кировская СОШ».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, библиографического списка и приложения.
Подростковый возраст является пограничным периодом между детством и взрослой жизнью, связанным с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Особое положение подросткового возраста в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходный», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность процессов развития, происходящих во время перехода от одной эпохи жизни к другой.
Специфика подросткового возраста накладывает свой отпечаток на развитие межличностных отношений в подростковой среде.
При этом межличностные отношения людей представляют собой субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих.
В структуре взаимоотношений выделяют три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.
- Широкий диапазон явлений, охватываемых межличностными отношениями, может быть представлен в следующих основных группах - восприятие людьми друг друга и взаимопонимание; межличностная привлекательность; ролевое поведение и взаимное влияние.
Трудности в работе по развитию и поддержанию благоприятных межличностных отношений среди подростков обусловлены психологическими особенностями возраста: повышенной возбудимостью, относительной неустойчивостью нервной системы, быстро протекающими изменениями в организме, завышенными притязаниями, переходящими в наглость, переоценкой возможностей, самоуверенностью и др.
Для успешного преодоления перечисленных трудностей необходимо проведение самых разных психологических исследований, опирающихся на ряд специализированных методов.
В рамках данной работы было проведено исследование на предмет выявления особенностей межличностных отношений среди подростков, живущих в сельской местности и в городе. Испытуемыми выступили 20 подростков 12-13 лет, обучающихся в МБОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Бийск».
В качестве методического материала были выбраны опросник Г. Айзенка, адаптированный для детского возраста, опросник для диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и Д. Арки, опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) В.В. Синявского, В.А. Федорошина.
По результатам трех этапов исследования можно сделать ряд выводов:
- среди городских подростков обладатели холерического типа темперамента встречаются чаще, чем среди сельских подростков;
- в межличностных отношениях городские подростки чаще демонстрируют агрессивное поведение, чем сельские;
- городские подростки более склонны к негативизму, вербальной агрессии и раздражению;
- городские подростки имеют более высокий уровень развития коммуникативных способностей.
Полученные данные указывают на необходимость педагогической помощи подросткам и педагогам по следующим направлениям:
- ознакомление со способами профилактики и коррекции подростковой агрессии с учетом склонности сельских детей к переживаниям обиды, чувству вины и физической агрессии, городских детей - к вербальной агрессии, раздражению и негативизму;
- поддержание и развитие высокого уровня коммуникативных и организаторских склонностей, особенно в коллективе сельских подростков.
Специфика подросткового возраста накладывает свой отпечаток на развитие межличностных отношений в подростковой среде.
При этом межличностные отношения людей представляют собой субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих.
В структуре взаимоотношений выделяют три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.
- Широкий диапазон явлений, охватываемых межличностными отношениями, может быть представлен в следующих основных группах - восприятие людьми друг друга и взаимопонимание; межличностная привлекательность; ролевое поведение и взаимное влияние.
Трудности в работе по развитию и поддержанию благоприятных межличностных отношений среди подростков обусловлены психологическими особенностями возраста: повышенной возбудимостью, относительной неустойчивостью нервной системы, быстро протекающими изменениями в организме, завышенными притязаниями, переходящими в наглость, переоценкой возможностей, самоуверенностью и др.
Для успешного преодоления перечисленных трудностей необходимо проведение самых разных психологических исследований, опирающихся на ряд специализированных методов.
В рамках данной работы было проведено исследование на предмет выявления особенностей межличностных отношений среди подростков, живущих в сельской местности и в городе. Испытуемыми выступили 20 подростков 12-13 лет, обучающихся в МБОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Бийск».
В качестве методического материала были выбраны опросник Г. Айзенка, адаптированный для детского возраста, опросник для диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и Д. Арки, опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) В.В. Синявского, В.А. Федорошина.
По результатам трех этапов исследования можно сделать ряд выводов:
- среди городских подростков обладатели холерического типа темперамента встречаются чаще, чем среди сельских подростков;
- в межличностных отношениях городские подростки чаще демонстрируют агрессивное поведение, чем сельские;
- городские подростки более склонны к негативизму, вербальной агрессии и раздражению;
- городские подростки имеют более высокий уровень развития коммуникативных способностей.
Полученные данные указывают на необходимость педагогической помощи подросткам и педагогам по следующим направлениям:
- ознакомление со способами профилактики и коррекции подростковой агрессии с учетом склонности сельских детей к переживаниям обиды, чувству вины и физической агрессии, городских детей - к вербальной агрессии, раздражению и негативизму;
- поддержание и развитие высокого уровня коммуникативных и организаторских склонностей, особенно в коллективе сельских подростков.
Подобные работы
- Влияние типа населенного пункта (город/село) на специфику образовательной среды школы
с позиции анализа межличностных отношений у учащихся подросткового возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Особенности проявления эмпатии у подростков сельских и городских школ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2019 - Представление о семье городских и сельских подростков
Главы к дипломным работам, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Социально-педагогическое сопровождение детей девиантного поведения в образовательной организации (Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска, Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Эмоциональный интеллект подростков в контексте детско-родительских отношений
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - СЕМЕЙНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ПОДРОСТКА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ СЕЛЬСКОГО ДЕТСКОГО САДА)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



