Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование представлений о профессиональной деятельности в области искусства у старших подростков посредством творческого проектирования

Работа №155753

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы144
Год сдачи2023
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 13
ГЛАВА I. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА
1.1. Социальный облик и характеристика профессиональной деятельности в
области искусства 19
1.2. Возрастные особенности представлений о профессиональной
деятельности в области искусства у обучающихся старшего подросткового возраста 31
1.3. Методы формирования представлений о профессиональной деятельности в области искусства у обучающихся старшего подросткового
возраста 37
Выводы по Главе 1 50
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРОВЕРКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Диагностика актуального уровня сформированности представлений о
профессиональной деятельности в области искусства у обучающихся
старшего подросткового возраста 52
2.2. Творческое проектирование как способ формирования представлений о
профессиональной деятельности в области искусства у обучающихся
старшего подросткового возраста 68
2.3. Результаты опытно - экспериментальной работы по формированию представлений о профессиональной деятельности в области искусства у
обучающихся старшего подросткового возраста 81
Выводы по Главе II 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 97
ПРИЛОЖЕНИЯ 103

Выбор профессии — основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии, в последствии, определяет к какой социальной группе существует возможность принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать. Однако, согласно общественному опыту, подтвержденному научными исследованиями, выбор профессии начинается не с выбора конкретной специальности, а с рефлексии обучающимися своих ожиданий, устремлений и существующих у них представлений о «достойном жизненном пути» [38, с. 19­23].
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.09.2023) одной из стратегических задач общего образования является подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии. Так, важнейшими задачами школы сегодня становятся: развитие ответственного и субъектного отношения обучающихся к содержанию своего образования, оказание им информационной, психолого-педагогической и практической поддержки в профессиональном самоопределении и помощь в поэтапном и осознанном выборе будущей профессиональной области деятельности.
В ФГОС общего образования представлен образ идеального выпускника основной школы как социально активной, ответственной личности, способной к осознанному выбору профессии. Однако, как показывают статистические данные, реальная ситуация далека от идеальной. Согласно исследованиям Российской академии образования, около половины старшеклассников не соотносят свой профессиональный выбор с реальными возможностями; 46% руководствуются мнением родителей и родственников при выборе профессии; и 67% не имеют представления о характере трудовых обязанностей в выбранной для дальнейшего обучения профессии [67, с. 11-13].
Если выделять отдельно профессиональную ориентацию в области творческих профессий, то к уже существующим вызовам, определенно добавляется социально-экономическая специфика рынка труда, где существующие представления о профессиональной деятельности в области творческих профессий, зачастую препятствуют выбору данных направлений.
Об актуальности формирования адекватных и полных представлений о профессиональной деятельности в творческих областях, свидетельствует тот факт, что в июле 2021 года Президент Российской федерации подписал закон, позволяющий бесплатно получать второе высшее образование по творческим специальностям. Закон фиксирует право граждан РФ, уже имеющих высшее образование, поступать в определенные правительством федеральные вузы на программы творческих направлений за счет бюджетных средств. Определяя мотивы, авторы инициативы говорят о том, что в творческие профессии люди зачастую приходят в зрелом возрасте, уже получив первое высшее образование, когда вопрос об экономической составляющей профессиональной реализации становится менее острым. А существующие ограничение очень часто препятствуют профессиональной реализации в данной области.
Проблема профессиональных представлений изучена достаточно подробно, она осмысливается в работах Б.Ф. Ломова, Э.Ф. Зеера, А.И. Донцова, Т.В. Кудрявцева, Е.А. Климова, Е.И. Рогова.
Теоретическую основу исследования в области изучения возрастных закономерностей и особенностей в подростковом возрасте составили труды И.В. Дементьева, О.В. Шапатиной, Е.А. Павловой, Дж. X. Флейвелла, И.И. Купцова.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изобразительное искусство для многих людей, не связанных непосредственно с творческой деятельностью, представляет собой наиболее доступное и понятное воплощение идеи искусства. В этой связи мы акцентировали исследование на представлениях старших подростков о профессиональной деятельности в области изобразительного искусства.
Данная исследовательская работа освещает актуальную в современное время тему. В работе содержатся как теоретические аспекты изучения формирования представлений о профессиональной деятельности в области искусства в отечественной и зарубежной литературе, так и описание организации и проведения исследования по формированию представлений о профессиональной деятельности в области искусства.
Проведенное исследование показало, что формирование профессиональных представлений и профориентация подростков являются актуальными проблемами, требующими внимания психологов и педагогов. Были выявлены различные методы и подходы, которые успешно применяются на практике и способствуют формированию профессиональных представлений.
В ходе проведенного нами исследования достигнуты следующие результаты:
1) проанализирована сущность и содержание понятия «профессиональные представления»;
2) изучены возрастные особенности осуществления профориентационной работы со старшими подростками;
3) определена форма, методы и критерии формирования представлений о профессиональной деятельности в области искусства;
4) разработаны и реализованы программы констатирующего и формирующего экспериментов;
5) выполнена целенаправленная работа, которая способствовала улучшению показателя общего уровня сформированности представлений о профессиональной деятельности в области искусства;
6) обосновано использование метода творческого проектирования для формирования представлений о профессиональной деятельности в области искусства у старших подростков;
7) проведен анализ по методу математической статистики (U- критерий Манна-Уитни);
8) подтверждена эффективность использования предложенных нами форм, методов формирования представлений о профессиональной деятельности в области искусства, сформулированы выводы, подтверждающие гипотезу.
Исследование основано на следующей гипотезе: мы предполагаем, что участие в творческом проекте поможет старшим подросткам лучше понять профессиональную деятельность в сфере искусства, если они:
1) посредством личного общения обучающихся с представителями профессионального сообщества будут созданы условия доступа к актуальной информации о профессиональной деятельности в области изобразительного искусства, что позволит формировать адекватность представлений о ней;
2) обучающиеся получат возможность осуществлять практическую профессиональную деятельность в области изобразительного искусства, что обусловит полноту данного типа представлений;
3) обучающиеся будут вовлечены в индивидуальные проектные разработки собственных профессионально-творческих траекторий, что стимулирует их заинтересованность в данного рода деятельности.
Творческий проект на теоретическом этапе составил пять занятий, из которых 4 - лекции с профессионалами в той или иной области искусства, направлены на развитие критерия «Адекватность представлений о профессиональной деятельности в области изобразительного искусства» и подтверждают гипотезу о том, что посредством личного общения обучающихся с представителями профессионального сообщества будут созданы условия доступа к актуальной информации о профессиональной деятельности в области изобразительного искусства, что позволит формировать адекватность представлений о ней.
...


1. Ангеловский А. А. Анализ понятий профессия, профессиональное сознание, профессиональная деятельность, профессионализм // Известия Самарского научного центра РАН, 2010. №5-2. С. 306-315.
2. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. 608 с.
3. Андриенко О.А. К вопросу о профессиональном самоопределении старшеклассников с разным уровнем самооценки // АН: педагогика и писхология, 2018. №1. С. 16-18.
4. Арендачук И.В. Особенности профессионального самоопределения учащихся на этапе подготовки к профильному обучению // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития, 2018. №3. С. 204 - 211.
5. Асадова Н.З. Метод проектов: три матрешки // Образовательная политика, 2019. №1-2. С. 77-78.
6. Блинов В.И., Сергеев И.С. и др. Концепция организационно - педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. М.: Перо, 2014. 38 с.
7. Berelson В. Content Analysis in Communication Research. Glencoe, Ill.: The Free Press, 1952. 220 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 534 с.
9. Гневэк О.В., Горшкова И.В. Моделирование речемыслительной деятельности как метод обучения эссе // Вестник ЮУрГГПУ, 2014. №9-2. С. 41-50.
10. Гуткин, М.С. Использование Ф-теста для диагностики развития профессионального самосознания школьников // Психология, 1999. №3. С. 114-121.
11. Гриншпун, С.С. Опыт создания государственной службы профориентации во Франции // Педагогика, 2004. №7. С. 85-91.
12. Гриншпун, С.С. Организация профориентации школьников Великобритании // Педагогика, 2005. №7. С. 100-105.
13. Гриншпун, С.С. Профессиональная ориентация школьников в США // Педагогика, 2005. №9. С. 65-72.
14. Гриншпун, С.С. Подготовка учащихся к жизни и труду в школах Швеции // Педагогика, 2007. №3. С. 71-78.
15. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2001. 238 с.
16. Дементьев, И.В. Генезис и понятие профориентации в педагогической науке и практике. Научные труды Республиканского института высшей школы. Минск, 2008. С. 32-38.
17. Дементьев И.В. Проблема профессионального самоопределения школьников в современной профориентации. Психологический и педагогический аспект // Научные труды Республиканского института высшей школы. Минск, 2009. С. 242- 248.
18. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2009. 112 с.
... всего 70 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ