Развитие произвольного внимания посредством подвижных игр у детей младшего школьного возраста
|
Введение 2
Глава 1. Произвольное внимание как часть познавательной сферы детей младшего школьного возраста 6
1.1 Понятия «внимание», «произвольное внимание». Отечественные и
зарубежные психологи о психологической природе произвольного внимания 7
1.2 Характеристика произвольного внимания 14
1.3 Динамика развития произвольного внимания у детей младшего школьного
возраста 20
Глава 2. Роль игровой деятельности в развитии произвольного внимания детей младшего школьного возраста 36
2.1 Игра как ведущая деятельность детей младшего школьного возраста 37
2.2 Пути использования сюжетно-ролевой игры в развитии произвольного
внимания детей 6-7 лет 44
2.3 Игры с правилами как инструмент формирования элементов
произвольного внимания детей младшего школьного возраста 48
Глава 3. Экспериментальное исследование по исследованию возможностей игры как средства развития произвольного внимания детей младшего школьного возраста 56
3.1 Констатирующий эксперимент 57
3.2 Формирующий эксперимент 64
3.3 Контрольный эксперимент 83
Заключение 87
Список используемых источников 90
Приложения
Глава 1. Произвольное внимание как часть познавательной сферы детей младшего школьного возраста 6
1.1 Понятия «внимание», «произвольное внимание». Отечественные и
зарубежные психологи о психологической природе произвольного внимания 7
1.2 Характеристика произвольного внимания 14
1.3 Динамика развития произвольного внимания у детей младшего школьного
возраста 20
Глава 2. Роль игровой деятельности в развитии произвольного внимания детей младшего школьного возраста 36
2.1 Игра как ведущая деятельность детей младшего школьного возраста 37
2.2 Пути использования сюжетно-ролевой игры в развитии произвольного
внимания детей 6-7 лет 44
2.3 Игры с правилами как инструмент формирования элементов
произвольного внимания детей младшего школьного возраста 48
Глава 3. Экспериментальное исследование по исследованию возможностей игры как средства развития произвольного внимания детей младшего школьного возраста 56
3.1 Констатирующий эксперимент 57
3.2 Формирующий эксперимент 64
3.3 Контрольный эксперимент 83
Заключение 87
Список используемых источников 90
Приложения
Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного характера.
Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании и научении очевидны. Трудно усомниться также в необходимости всестороннего и детального исследования его феноменов.
В отличие от таких познавательных процессов как восприятие, память, мышление, внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом - ее качественное выполнение.
Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые — произвольным. Возникновение и развитие у детей младшего школьного возраста произвольного внимания является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.
Воспитание произвольного внимания играет важную роль в деле подготовки ребёнка в школьном обучении. Умение произвольно обратить внимание на то, что само по себе не привлекательно, но необходимо для усвоения школьных знаний, является важнейшим условием успеха в учебной деятельности.
В современной зарубежной и отечественной психологии проблема внимания рассматривается в разных планах: многие авторы, разрабатывая вопросы теории внимания, исследуют его роль в деятельности человека (Л.С. Выготский [12], С.Л. Рубинштейн [60]), другие — изучают внимание со стороны его физиологических механизмов (Т. Рибо [58], И.П. Павлов [48], А.Н. Леонтьев [37]). Наконец, в очень большом числе работ проблема внимания рассматривается в психолого-педагогическом аспекте, т. е. в плане изучения условий и закономерностей воспитания внимания (Н.Ф. Добрынин [20;22], П.Я. Гальперин [14;15], Н.В. Дубровинская [26], С.Л. Кабыльницкая [14;15] и др.)
Особое место в этих исследованиях уделяется развитию произвольного внимания. Авторы признают за произвольным вниманием важнейшую роль в развитии личности человека. Однако в своих исследованиях они рассматривают этот вид внимания только в связи с учебной деятельностью школьника.
Между тем, некоторые из исследователей (И.Л. Баскакова[5], Г.В. Петухова[49]) считают, что произвольное внимание необходимо формировать, начиная с дошкольного возраста. Главным условием развития произвольного внимания детей-детей младшего школьного возраста может стать игра как основной вид деятельности ребенка. У детей младшего школьного возраста игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра приучает его к наблюдательности, к выполнению определенных правил, дисциплинирует его волю. Игра для детей младшего школьного возраста - способ познания окружающего мира. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки.
О развивающем значении игры говорится в исследованиях А.П. Усовой[65], Р.И. Жуковской [27], Д.В. Менджерицкой[41], Д.Б. Эльконина[70- 72] Л.В. Артемовой[3], Н.Я. Михайленко [42-44] и др. Однако, в этих работах, на наш взгляд, развитию внимания и в частности произвольного внимания детей младшего школьного возраста отводится недостаточное место. В этой связи существует противоречие между необходимостью формирования произвольного внимания детей младшего школьного возраста в игровой деятельности и не разработанностью этого вопроса в теории и практике дошкольного образования.
Цель исследования: Разработать коррекционно-развивающую программу способствующую развитию произвольного внимания и экспериментально подтвердить ее эффективность.
Объект исследования: Игровая деятельность детей младшего школьного возраста, как средство развития произвольного внимания.
Предмет исследования: игровая деятельность детей младшего школьного возраста как средство развития произвольного внимания.
В качестве гипотезы исследования: выдвинуто предположение о том что применение подвижных игр на занятиях по ФК у детей младшего школьного возраста будет способствовать развитию произвольного внимания занимающихся.
Задачи исследования:
1. Изучить накопленный в теории и практике опыт по проблеме исследования.
2. Выявить возможности игровой деятельности в развитии произвольного внимания детей младшего возраста.
3. Разработать коррекционно-развивающую программу развитие произвольного внимания у детей младшего школьного возраста .
4. Исследовать эффективность использования программы на уроках по ФК для развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста.
В работе были использованы такие методы исследования, как:
анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; изучение передового педагогического опыта; психолого-педагогический эксперимент; наблюдение, опрос - анкетирование, методы математической статистики.
Теоретическое значение исследования определяется тем, что в нем охарактеризованы особенности произвольной памяти детей младшего школьного возраста, выявлены возможности игровой деятельности в ее развитии.
Практическая значимость исследования заключается в разработке игр, способствующих развитию произвольной памяти детей младшего школьного возраста.
Базой исследования стала подготовительная группа МБОУ Новосёловская СОШ №5. Эксперимент проводился с октября 2016г. по май 2017 год.
Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании и научении очевидны. Трудно усомниться также в необходимости всестороннего и детального исследования его феноменов.
В отличие от таких познавательных процессов как восприятие, память, мышление, внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом - ее качественное выполнение.
Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые — произвольным. Возникновение и развитие у детей младшего школьного возраста произвольного внимания является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.
Воспитание произвольного внимания играет важную роль в деле подготовки ребёнка в школьном обучении. Умение произвольно обратить внимание на то, что само по себе не привлекательно, но необходимо для усвоения школьных знаний, является важнейшим условием успеха в учебной деятельности.
В современной зарубежной и отечественной психологии проблема внимания рассматривается в разных планах: многие авторы, разрабатывая вопросы теории внимания, исследуют его роль в деятельности человека (Л.С. Выготский [12], С.Л. Рубинштейн [60]), другие — изучают внимание со стороны его физиологических механизмов (Т. Рибо [58], И.П. Павлов [48], А.Н. Леонтьев [37]). Наконец, в очень большом числе работ проблема внимания рассматривается в психолого-педагогическом аспекте, т. е. в плане изучения условий и закономерностей воспитания внимания (Н.Ф. Добрынин [20;22], П.Я. Гальперин [14;15], Н.В. Дубровинская [26], С.Л. Кабыльницкая [14;15] и др.)
Особое место в этих исследованиях уделяется развитию произвольного внимания. Авторы признают за произвольным вниманием важнейшую роль в развитии личности человека. Однако в своих исследованиях они рассматривают этот вид внимания только в связи с учебной деятельностью школьника.
Между тем, некоторые из исследователей (И.Л. Баскакова[5], Г.В. Петухова[49]) считают, что произвольное внимание необходимо формировать, начиная с дошкольного возраста. Главным условием развития произвольного внимания детей-детей младшего школьного возраста может стать игра как основной вид деятельности ребенка. У детей младшего школьного возраста игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра приучает его к наблюдательности, к выполнению определенных правил, дисциплинирует его волю. Игра для детей младшего школьного возраста - способ познания окружающего мира. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки.
О развивающем значении игры говорится в исследованиях А.П. Усовой[65], Р.И. Жуковской [27], Д.В. Менджерицкой[41], Д.Б. Эльконина[70- 72] Л.В. Артемовой[3], Н.Я. Михайленко [42-44] и др. Однако, в этих работах, на наш взгляд, развитию внимания и в частности произвольного внимания детей младшего школьного возраста отводится недостаточное место. В этой связи существует противоречие между необходимостью формирования произвольного внимания детей младшего школьного возраста в игровой деятельности и не разработанностью этого вопроса в теории и практике дошкольного образования.
Цель исследования: Разработать коррекционно-развивающую программу способствующую развитию произвольного внимания и экспериментально подтвердить ее эффективность.
Объект исследования: Игровая деятельность детей младшего школьного возраста, как средство развития произвольного внимания.
Предмет исследования: игровая деятельность детей младшего школьного возраста как средство развития произвольного внимания.
В качестве гипотезы исследования: выдвинуто предположение о том что применение подвижных игр на занятиях по ФК у детей младшего школьного возраста будет способствовать развитию произвольного внимания занимающихся.
Задачи исследования:
1. Изучить накопленный в теории и практике опыт по проблеме исследования.
2. Выявить возможности игровой деятельности в развитии произвольного внимания детей младшего возраста.
3. Разработать коррекционно-развивающую программу развитие произвольного внимания у детей младшего школьного возраста .
4. Исследовать эффективность использования программы на уроках по ФК для развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста.
В работе были использованы такие методы исследования, как:
анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; изучение передового педагогического опыта; психолого-педагогический эксперимент; наблюдение, опрос - анкетирование, методы математической статистики.
Теоретическое значение исследования определяется тем, что в нем охарактеризованы особенности произвольной памяти детей младшего школьного возраста, выявлены возможности игровой деятельности в ее развитии.
Практическая значимость исследования заключается в разработке игр, способствующих развитию произвольной памяти детей младшего школьного возраста.
Базой исследования стала подготовительная группа МБОУ Новосёловская СОШ №5. Эксперимент проводился с октября 2016г. по май 2017 год.
На основании изученной психолого-педагогической и методической литературы и проведенного экспериментального исследования мы можем сделать следующие выводы:
В психологии на сегодняшний день сохраняется понятие внимания как определенной стороны или характеристики всякой деятельности субъекта или, что является только другим выражением того же самого, отрицается внимание как самостоятельная форма психической деятельности.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, концентрацией и переключаемостью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме. Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его. Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи. Плохо развитая переключаемостью внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел. Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.
Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми «упражнениями на внимание» в процессе занятий с ребенком и требуют для их преодоления специально организованной работы.
Основное изменение внимания у детей младшего школьного возраста состоит в том, что дети в возрасте 7-9 лет впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства, т.е. возникает так называемое произвольное внимание.
Возрастными особенностями развития произвольного внимания старших детей младшего школьного возраста являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Дети еще не умеют длительно сосредоточиваться на задании, особенно если оно неинтересно и однообразно, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в старшем дошкольном возрасте весьма ограниченные. Перед воспитателями и родителями стоит сложнейшая задача - продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.
Развитие произвольного внимания - важнейшая задача дошкольного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя.
Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности как игры по правилам, конструирование и т. п., и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства.
Одним из основных средств развития произвольного внимания является игра, выступающая как основной ведущий вид детской деятельности и как важнейшее условие общественного воспитания. Особую роль в формировании произвольного внимания играют игры с правилами, которые кроме повышения уровня развития основных качеств произвольного внимания содействуют воспитанию в детях волевых черт характера, активности, самостоятельности и целеустремленности.
Разработанная нами коррекционно-развивающая программа с использованием игр и игровых упражнений способствовала улучшению таких характеристик как объем, концентрация, переключаемость внимания, повысила самостоятельность и активность детей, тем самым увеличила уровень развития целенаправленности детей младшего школьного возраста. Это говорит об эффективности проведенного нами эксперимента.
Наша гипотеза о том, что развитие произвольного внимания детей младшего школьного возраста будет эффективным в том случае, если его формирование будет происходить в играх с правилами, подтвердилась. Мы доказали, что игра может являться средством развития произвольного внимания детей дошкольного возраста.
В психологии на сегодняшний день сохраняется понятие внимания как определенной стороны или характеристики всякой деятельности субъекта или, что является только другим выражением того же самого, отрицается внимание как самостоятельная форма психической деятельности.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, концентрацией и переключаемостью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме. Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его. Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи. Плохо развитая переключаемостью внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел. Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.
Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми «упражнениями на внимание» в процессе занятий с ребенком и требуют для их преодоления специально организованной работы.
Основное изменение внимания у детей младшего школьного возраста состоит в том, что дети в возрасте 7-9 лет впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства, т.е. возникает так называемое произвольное внимание.
Возрастными особенностями развития произвольного внимания старших детей младшего школьного возраста являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Дети еще не умеют длительно сосредоточиваться на задании, особенно если оно неинтересно и однообразно, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в старшем дошкольном возрасте весьма ограниченные. Перед воспитателями и родителями стоит сложнейшая задача - продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.
Развитие произвольного внимания - важнейшая задача дошкольного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя.
Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности как игры по правилам, конструирование и т. п., и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства.
Одним из основных средств развития произвольного внимания является игра, выступающая как основной ведущий вид детской деятельности и как важнейшее условие общественного воспитания. Особую роль в формировании произвольного внимания играют игры с правилами, которые кроме повышения уровня развития основных качеств произвольного внимания содействуют воспитанию в детях волевых черт характера, активности, самостоятельности и целеустремленности.
Разработанная нами коррекционно-развивающая программа с использованием игр и игровых упражнений способствовала улучшению таких характеристик как объем, концентрация, переключаемость внимания, повысила самостоятельность и активность детей, тем самым увеличила уровень развития целенаправленности детей младшего школьного возраста. Это говорит об эффективности проведенного нами эксперимента.
Наша гипотеза о том, что развитие произвольного внимания детей младшего школьного возраста будет эффективным в том случае, если его формирование будет происходить в играх с правилами, подтвердилась. Мы доказали, что игра может являться средством развития произвольного внимания детей дошкольного возраста.
Подобные работы
- «ИГРОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ
РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - Отношение младших школьников к «особым детям» (Российский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР С ПРАВИЛАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая программа коррекции произвольною внимания учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистическою спектра
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Возможности развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста посредством игры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - Развитие координационных способностей посредством фитбола на уроках физической культуры в 1-2 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2020



